Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ФГБУ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК «КИСЛОВОДСКИЙ»'

НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ФГБУ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК «КИСЛОВОДСКИЙ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологический кризис / новое мышление / экологическая личность / студенты / эколого-гуманитарные ценности / нравственно-экологическая функция воспитания / ecological crisis / new thinking / ecological personality / students / ecological and humanitarian values / moral and ecological function of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.Е. Картушина

В статье представлены результаты исследования, целью которого стало теоретическое обоснование и разработка модели реализации нравственной и экологической функций воспитания студентов в жизнь. В ходе решения задач исследования был осуществлен анализ научной и научно-методической литературы, позволивший сформировать методологическую основу модели, и обобщить опыт педагогической практики в экологической деятельности студентов на территории ФГБУ «Национальный парк «Кисловодский». Практическое применение модели и технологии реализации ее блоков возможно в рамках любого образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE PROCESS OF ENVIRONMENTAL ACTIVITIES ON THE TERRITORY OF THE FEDERAL STATE BUDGETARY INSTITUTION «NATIONAL PARK «KISLOVODSK»

The article presents the results of a study aimed at the theoretical substantiation and development of a model for the implementation of the moral and environmental functions of educating students in life. In the course of solving the research tasks, an analysis of scientific and methodological literature was carried out, which allowed to form the methodological basis of the model, and to summarize the experience of pedagogical practice in the environmental activities of students on the territory of the Federal State Budgetary Institution "National Park "Kislovodsk". The practical application of the model and the technology for implementing its blocks is possible within the framework of any educational process.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ФГБУ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК «КИСЛОВОДСКИЙ»»

НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ФГБУ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК

«КИСЛОВОДСКИЙ»

Л.Е. Картушина1'2, преподаватель высшей категории

хФилиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки

2Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Кис-

ловодский»»

1(Россия, г. Ессентуки)

2(Россия, г. Кисловодск)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-8-1-37-40

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, целью которого стало теоретическое обоснование и разработка модели реализации нравственной и экологической функций воспитания студентов в жизнь. В ходе решения задач исследования был осуществлен анализ научной и научно-методической литературы, позволивший сформировать методологическую основу модели, и обобщить опыт педагогической практики в экологической деятельности студентов на территории ФГБУ «Национальный парк «Кисловодский». Практическое применение модели и технологии реализации ее блоков возможно в рамках любого образовательного процесса.

Ключевые слова: экологический кризис, новое мышление, экологическая личность, студенты, эколого-гуманитарные ценности, нравственно-экологическая функция воспитания.

Глобальность охватившего планету экологического кризиса, приобретшего перманентный характер, не может быть нивелирована деструктивным поведением человека, разрушающим среду своего обитания. Проблемы экологии носят антропологический характер, как результат приоритетности технократической парадигмы [1, с. 904]. В этой связи действенный механизм преодоления экологической катастрофы может быть выстроен только в совокупности изменений специфики мышления и идеалов, позволяющие выработать новую модель развития человека в контексте эколого-гуманистических ценностей, сосредоточив внимание на нравственном образе жизни человека в гармонии с природной средой [2, с. 298].

В контексте сложившихся реалий и курса образовательной политики в России, направленность обучения профессиональной деятельности студента должна быть обусловлена формированием их личностных качеств личности, что не позволяет игнорировать воспитательную составляющую образовательного процесса учебных

заведений, выходящие за рамки изучения конкретной дисциплины и принимающие многофункциональный характер компетенций [3, с. 165].

Функционализм в «педагогике воспитания» нравственности, как качества личности студента, обуславливает необходимость создания воспитательной среды, архитектоника которой содержит в себе компоненты - компетенции, с тесной взаимосвязи с качествами воспитательного процесса [4, с. 72].

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке модели реализации нравственной и экологической функций воспитания студентов в жизнь. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ научной и научно-методической литературы для установления методологической основы построения модели реализации нравственной и экологической функций воспитания студентов (далее - Модель).

2. Обобщить опыта педагогической практики в экологической деятельности студентов на территории ФГБУ «Национальный парк «Кисловодский».

Результаты исследования. Цивилиза-ционная перестройка, затрагивающая ценностную систему и психическую конституцию в формировании экологической личности, обусловлена необходимостью применения «способов воспитания, способных внедрять новую мораль» в современном образе жизни студентов. Подобные трансформации требуют преобразования комплекса духовно-нравственных, социальных и интеллектуальных качеств человека, максимально гармонично включенных в коэволюционный способ взаимодействия с природой. В качестве базисного основания для формирования «человека экологического» выступает чувство ответственности за соблюдение нравственно-ценностного отношения к природе и людям, присутствующей в деятельности по созданию «культуры мира» [5, с. 587].

В таком контексте, формирующий «экологически ориентированную личность» процесс требует выработку новых регуляторов деятельности человека в окружающей среде, что дает нам право применять к ним понятие «нравственно-экологической функции воспитания» [6, с. 26]. Процесс формирования экологических и гуманистических ценностей у студентов многомерен, поэтому не может быть ограничен только лишь традиционной шкалой предметного подхода. Процесс воспитания «человека экологического» требует интеграции естественной и гуманитарной сфер в формировании лич-ностно значимых ценностных ориентиров, позволяющих сформировать у него целостный взгляд на мир, соответствующий морально-этическим аспектам взаимодействия личности с окружающим природой [7, с. 13].

Исходя из вышеизложенных теоретических положений, были выделены взаимосвязанные между собой структурные блоки (мотивационно-целевой, аксиологический, содержательный, технологический и результирующий), каждый из которых

значим в процессе формирования «человека экологического» и неотделим от целостной архитектоники воспитательной среды

К мотивационно-целевому блоку были отнесены эколого-гуманистические ценности как стратегический вектор целей и задач профессионального образования, и как регуляторы поведения в личностном и профессиональном развитии студента.

В рамках аксиологического блока представлена система морально-ценностных взаимодействий с природным и социальным миром в контексте личной ответственности за окружающую среду и в сопряжении с личностными потребностями.

Содержательный блок представлен зна-ниевым и деятельным компонентами, реализуемыми в практике решения экологических проблем студентами на территории ФГБУ «Национальный парк «Кисловод-ский» города Кисловодска в соответствии с интегративной программой гуманитарных и естественных наук. Интеграция образована сквозными темами, раскрывающими весь содержательный спектр эколо-го-гуманистических ценностей, представленный, например, художественно-эстетическими дисциплинами. Особенностью эколого-гуманитарного мышления является его ориентация на взаимодействие с природой в единстве универсальных законов жизни.

В рамках программы реализуемой деятельности осуществлялось:

- рассмотрение междисциплинарных взаимосвязей и содержание гуманистических ценностей в экологической философии в ходе серии лекций о природе как самоценном эстетическом объекте («экологическая красота»);

- повышение внимания к формированию эколого-гуманистическом представлений об окружающем мире и экологической деятельности как методе его ценностного освоения;

- применение активных методов воспитания, вовлекающие студентов в ситуации эмоционального переживания образов природы, представленной на территории ФГБУ «Национальный парк «Кисловод-ский»;

- организация мероприятий, способствующие активному вовлечению студентов в освоение нравственных вопросов в рамках деятельности по сохранению природного и культурного наследия.

В технологичном блоке представлены подходы, принципы, педагогические условия, методы и педагогический инструментарий реализации нравственно-экологической функции воспитания, опирающиеся на:

- концептуальные представления о ценностно-смысловом содержании диалога человека с природой;

- ситуации эмоционального переживания образов эколого-гуманитарных ценностей в контексте с природой;

- вовлечение учащихся в активную эко-лого-эстетическую деятельность, способствующую приобретению опыта ценностного восприятия и обобщения природных явлений, эмпатии и самоанализа в процессе коммуникаций;

- активные методы обучения в решении экологических проблем с позиций разных дисциплин и развитии ответственности за сохранение природного и культурного наследия.

Итоговый блок включает в себя результат, выраженный в становлении личности «человека экологического», обладающей структурированными эколого-

гуманистическими ценностями, выраженными единством двух сторон:

1) субъективной (проективной), как ответственного отношении к окружающему миру и своей нравственности;

2) объективный (нормативный), связанный с общественной потребностью в соблюдении эколого-гуманистических моральных норм в деятельности.

Заключение. По итогу исследовательской деятельности были сформулированы основные выводы.

Осуществленный анализ ценностных доминант в современном общественном сознании, позволил выделить характеристики экологически ориентированной личности, обладающей нравственно-ценностным отношением к природе и социальному миру и чувством личной ответственности за окружающую среду.

Обосновано содержание нравственно-экологической функции воспитания, заключающейся в приоритетной роли формирования экологических и гуманистических ценностей в целостном образовательно-воспитательном процессе как профессионально важного качества будущего специалиста любого профиля.

Обоснована эффективность модели реализации нравственно-экологической функции воспитания студентов, включающая в себя совокупность блоков, каждый из которых сопряжен с общественным заказом на формирование у молодежи эко-лого-гуманистических ценностей.

Личный вклад авторов заключается в создании и научном обосновании модели реализации нравственно-экологической функции воспитания студентов, способствующей формированию эколого-гуманистических ценностей, практическое применение которой возможно в рамках

любого образовательного процесса.

Библиографический список

1. Акматова Н.С. Экологическое воспитание в современном образовании // Вестник Кыргызского государственного университета строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова. - 2022. - № 2-3(76). - С. 902-906. - DOI 10.35803/1694-5298.2022.2.902906. - EDN LBHSIM.

2. Байышова Г.Ж., Абдуллаева Ж.Д. Экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания // Бюллетень науки и практики. - 2022. - Т. 8, № 2. - С. 295301. - DOI 10.33619/2414-2948/75/40. - EDN WOZPRV.

3. Абдрахимов Д.В., Балановская А.В. Актуальность проблем экологического воспитания и образования // Вестник Прикамского социального института. - 2023. - № 2(95). -С. 160-166. - EDN IPTYOO.

4. Вагнер И.В. Экологическая социализация на основе приобщения школьников к традиционным российским ценностям // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. - 2023. - № 1. - С. 65-79. - EDN CFCHVY.

5. Стародуб К.А. Эстетическое воспитание студентов, как критерий качества обучения // Молодежь - науке - XI. Актуальные проблемы туризма, гостеприимства, общественного питания и технического сервиса: материалы молодежной научно-практической конференции, Сочи, 16-18 апреля 2020 года. - Сочи РИЦ ФГБОУ ВО «СГУ»: Сочинский государственный университет, 2020. - С. 585-589. - ББК БЯКБСЛ.

6. Каримуллина Д.И., Антонова И.И., Строганова В.Ф. Роль наставничества в процессе внеучебного экологического воспитания студентов высшей школы // Наследие В.И. Вернадского и современные проблемы экологии. - 2023. - Т. 1, № 1. - С. 23-29. -ББК ЛБМИКН.

7. Соловьева В.Н. Взаимосвязь экологического, нравственного и эстетического воспитания школьников // Студенческий вестник. - 2023. - № 2-2(241). - С. 11-14. - ББК КБТМКИ.

MORAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE PROCESS OF ENVIRONMENTAL ACTIVITIES ON THE TERRITORY OF THE FEDERAL STATE BUDGETARY INSTITUTION «NATIONAL PARK «KISLOVODSK»

L.E. Kartushina1'2, teacher of the highest category

1Branch of the Stavropol State Pedagogical Institute in Essentuki

2Federal State Budgetary Institution "National Park "Kislovodsk"

1(Russia, Essentuki)

2(Russia, Kislovodsk)

Abstract. The article presents the results of a study aimed at the theoretical substantiation and development of a model for the implementation of the moral and environmental functions of educating students in life. In the course of solving the research tasks, an analysis of scientific and methodological literature was carried out, which allowed to form the methodological basis of the model, and to summarize the experience of pedagogical practice in the environmental activities of students on the territory of the Federal State Budgetary Institution "National Park "Kislovodsk". The practical application of the model and the technology for implementing its blocks is possible within the framework of any educational process.

Keywords: ecological crisis, new thinking, ecological personality, students, ecological and humanitarian values, moral and ecological function of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.