Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНОЙ ЭКОВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО В РАЗВИТИЕ РЕГИОНА'

ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНОЙ ЭКОВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО В РАЗВИТИЕ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эковолонтерская деятельность / студенты среднего профессионального образования / научно-исследовательская деятельность / рекреационная деятельность / интеграция / volunteer activity / students of secondary vocational education / research activities / recreational activities / integration

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.Е. Картушина

В статье представлены результаты исследования, целью которого стал теоретический анализ эффективности введения в обучающее пространство среднего профессионального образования интегративной модели, в которой объединены научно-исследовательская и рекреационная деятельность. Результатом внедрения в практико-ориентированный процесс обучения студентов интегративной модели стала сформированная потребность в аккумулировании идеи в области охраны окружающей среды, понимание природы и окружающей среды в междисциплинарном контексте знаний, повышение учебно-познавательной мотивации и сформированность мягких навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF SCIENTIFIC VOLUNTEER ACTIVITIES OF STUDENTS OF THE VOCATIONAL SCHOOL IN THE DEVELOPMENT OF THE REGION

The article presents the results of a study aimed at a theoretical analysis of the effectiveness of introducing an integrative model into the educational space of secondary vocational education, which combines research and recreational activities. The result of the introduction of an integrative model into the practice-oriented learning process of students was the formed need to accumulate ideas in the field of environmental protection, understanding nature and the environment in an interdisciplinary context of knowledge, increasing educational and cognitive motivation and the formation of soft skills.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНОЙ ЭКОВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО В РАЗВИТИЕ РЕГИОНА»

ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНОЙ ЭКОВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО В РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

Л.Е. Картушина, преподаватель высшей категории

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Кисло-водский»»

(Россия, г. Ессентуки)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-1-39-42

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, целью которого стал теоретический анализ эффективности введения в обучающее пространство среднего профессионального образования интегративной модели, в которой объединены научно-исследовательская и рекреационная деятельность. Результатом внедрения в практико-ориентированный процесс обучения студентов интегративной модели стала сформированная потребность в аккумулировании идеи в области охраны окружающей среды, понимание природы и окружающей среды в междисциплинарном контексте знаний, повышение учебно-познавательной мотивации и сформированность мягких навыков.

Ключевые слова: эковолонтерская деятельность, студенты среднего профессионального образования, научно-исследовательская деятельность, рекреационная деятельность, интеграция.

Одним из эффективных путей устойчивого развития региона является бережное отношение граждан к окружающей среде и организация мероприятий по ее охране [1, с. 24]. Забота об окружающей среде может быть продемонстрирована различными способами, например, деятельностью различных учреждений, социальных групп и отдельных лиц, обладающих опытом. Организации по охране окружающей среды достаточно часто обращаются к образовательным учреждениям, в которых реализуются волонтерские программы или ведется исследовательская деятельность по природоохранным темам.

В этом случае создается научно-образовательный контент, интегрирующий в себе деятельность по охране окружающей среды, инновации в области ее реабилитации, образовательное наставничество в обучении студентов [3, с. 116]. Подобное сотрудничество между образовательными учреждениями и практиками в области охраны окружающей среды способно принести непосредственную пользу природе и системе образования.

Благодаря интеграции усилий достигается решение сразу нескольких задач: предотвращение нанесения ущерба окру-

жающей среде и формирование у студентов бережное отношение к природе через активную природоохранную деятельность. Кроме того, в этом случае реализуется индивидуальный подход к приобретению знаний, основанный на убеждениях, формированию «мягких» навыков в ходе разрешения экологических проблем - навык межличностного взаимодействия, лидерства и умения работать в команде.

Традиционные формы обучения, такие как лекции и семинары, зачастую препятствуют оптимальному развитию личностного потенциала учащихся, в то время как эковолонтерская деятельность, вовлекая студентов в общественно значимую деятельность, включающую обучение на основе опыта, позволяет задействовать имеющийся у них ресурс возможностей и способностей.

Результаты исследования. Обучение в эковолонтерской деятельности может быть представлено как модель, основанная на жизни, в которой приобретаемые знания через деятельностное участие в общественно полезной работе, позволяет расширить социальный и научный кругозор [5, с. 28]. Инструментарием познания большинством ученых и специалистов

признаны исследовательские проекты, в рамках которых решаются общественные и экологические проблемы конкретного региона [2; 4; 6]. Подобная интегративная модель обучения, вбирающая в себя научную и рекреационную деятельность, обеспечивает освоение знаний и приобретение опыта полностью соответствующего образовательным целям и компетенциям будущих специалистов.

Модель обучения, основу которой составляет интеграция научной и рекреационной эковолонтерской деятельности студентов, обладает рядом преимуществ:

1) повышение мотивации учащихся к обучению;

2) содействие достижению целей обучения;

3) удовлетворение потребностей в деятельном соучастии;

4) осмысленная деятельность во благо общества;

5) приобретение знаний в рамках учебной программы в условиях реального мира.

Эковолонтерская деятельность позволяет достичь образовательных целей в контекстном обучении, включающего четыре этапа:

1) подготовка к изучению и анализу экологических проблем в обществе с использованием различных информационных источников для составления программ по их разрешению в сопровождении преподавателя или эксперта;

2) действие, реализация программ по устранению выявленной экологической проблемы;

3) рефлексия, процесс осмысления результатов реализации программы, оценка успешности ее реализации;

4) демонстрация результатов в виде отчета о выполненных мероприятиях в рамках экопросветительской деятельности.

Происходящая таким образом интеграция в рамках реализуемой эковолонтер-ской деятельности в области охраны окружающей среды с научно-исследовательской работой студентов позволяет существенно улучшить условия для формирования мягких навыков. Волонтеры-экологи, «интегрированные» в научно-

исследовательскую среду создания проектов по охране окружающей среды своего региона, приобретают и накапливают зна-ниевый потенциал, учатся самостоятельно производить оценку полученных результатов, решая общественно важные реально существующие проблемы.

Данный вывод основан на результатах реализации интегративной модели в филиале ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» в городе Ессентуки среди студентов, реализующих эковолонтерскую деятельность совместно с сотрудниками ФГБУ «Национального парка Кисловод-ский». Сформированные из числа студентов группы добровольцев работали над сохранением окружающей среды, исследуя текущее состояние и выявляя актуальные экологические проблемы.

В рамках дискуссионных мероприятий, в которых задействовались сами студенты, преподаватели образовательного учреждения и сотрудники «Национального парка Кисловодский», велось обсуждение выявленных экологических проблем и поиск оптимального их разрешения. В рамках научно-исследовательской деятельности происходило формирование конкретных проектов по ликвидации экологических проблем и оценку последствий и рисков планируемых действий.

По окончанию эковолонтерской деятельности студентами составлялся отчет о проделанной работе и демонстрация результатов, которая обладала эко просветительским характером. С позиции образовательных результатов, реализация интегра-тивной модели позволила:

1) сформировать у студентов потребность в аккумулировании идеи в области охраны окружающей среды;

2) улучшить понимают природу и окружающую среду в междисциплинарном контексте знаний;

3) повысить учебно-познавательную мотивацию к обучению в целом;

4) улучшить степень сформированности мягких навыков, выраженных в желании сотрудничества и охране окружающей среды.

Развитие мягких навыков происходило рекреационную деятельность. Предлагае-благодаря познанию студентами природы мая модель способна обеспечить освоение с системно-научной точки зрения через знаний и приобретение опыта, полностью анализ, оценку и обсуждение совместно соответствующего образовательным целям достигнутых результатов. и компетенциям будущих специалистов.

Выводы. Таким образом, по результату Кроме того, реализация интегративной осуществленной работы, можно сделать модели способствует формированию мяг-вывод о значимости введения в образова- ких навыков, обладающие большой акаде-тельный процесс интегративная модель мической ценностью. обучения, вбирающая в себя научную и

Библиографический список

1. Антонова, М.Ю. Эковолонтерская деятельность как способ воспитания социально-приспособленного индивида / М.Ю. Антонова, А.К. Хворостова // Материалы научно-практической конференции: Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне Российской Федерации. - Мурманск, 2023. - С. 23-25.

2. Блягоз, Н.Ш. Организационно-педагогические условия формирования экологической культуры обучающихся в процессе эколого-волонтерской деятельности / Н.Ш. Блягоз, Т.Г. Туова, Е.Н. Пшизова, С.М. Тюльпарова // Педагогический журнал. - 2023. - Т. 13. -№ 6-1. - С. 176-189.

3. Кичанова, Д.Д. Педагогические условия реализации воспитательно-образовательных функций эковолонтерской деятельности студентов СПО / Д.Д. Кичанова, Ю.Н. Болдырева // Сборник статей III Международной научно-практической конференции: Студент и наука: актуальные вопросы современных исследований. - Пенза, 2023. - С. 114-118.

4. Морозова, П.В. Разработка дизайн-проекта мобильного приложения для эковолонтерской деятельности Green Service / П.В. Морозова // Материалы X межрегиональной с международным участием научно-практической конференции, посвященной Году нематериального наследия и народного искусства: Развитие социально-культурной деятельности и художественного образования: теория и практика. - Барнаул, 2022. - С. 192-195.

5. Писанка, Л.П. Эковолонтерская деятельность как средство личностного развития студентов среднего профессионального образования / Л.П. Писанка, Н.В. Назаренко, Т.Ю. Солодилова, Н.Ф. Лаас // Символ науки: международный научный журнал. - 2023. -№ 10-2. - С. 27-28.

6. Тимофеев, А.Н. Роль деятельности студенческих дружин охраны природы в повышении экологической культуры / А.Н. Тимофеев, К.В. Успенский // Журнал педагогических исследований. - 2022. - Т. 7. № 5. - С. 70-72.

- nedazozunecKue HayKU-

INTEGRATION OF SCIENTIFIC VOLUNTEER ACTIVITIES OF STUDENTS OF THE VOCATIONAL SCHOOL IN THE DEVELOPMENT OF THE REGION

L.E. Kartushina, lecturer of the highest category Branch of Stavropol State Pedagogical Institute in Essentuki Federal State Budgetary Institution "National Park "Kislovodsk"" (Russia, Essentuki)

Abstract. The article presents the results of a study aimed at a theoretical analysis of the effectiveness of introducing an integrative model into the educational space of secondary vocational education, which combines research and recreational activities. The result of the introduction of an integrative model into the practice-oriented learning process of students was the formed need to accumulate ideas in the field of environmental protection, understanding nature and the environment in an interdisciplinary context of knowledge, increasing educational and cognitive motivation and the formation of soft skills.

Keywords: volunteer activity, students of secondary vocational education, research activities, recreational activities, integration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.