Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ'

НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
118
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛОСТНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЦЕННОСТИ / ЧЕЛОВЕК / ОТНОШЕНИЕ / ПОВЕДЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпова Екатерина Петровна

В современном мире происходит модернизация нравственных ценностей, что вызвано изменениями, которые происходят в человеке. Большинство людей сейчас ориентировано на достижение успеха и инновации. Современные люди стараются сами определять цели и задачи в жизни. В приоритете саморазвитие, а развитие каждого человека обеспечивает развитие всего общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL

In the modern world, moral values are being modernized, which is caused by changes that occur in a person. Most people are now focused on achieving success and innovation. Modern people try to define their own goals and objectives in life. Self development is a priority, and the development of each person ensures the development of the whole society.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ»

УДК 17

НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Карпова Е.П.

Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова

Улан-Удэ, Россия

ORCID ID: 0009-0007-9912-5442

SPIN-код: 6081-1250, AuthorID: 559910

E-mail: serpeta@mail.ru

Аннотация. В современном мире происходит модернизация нравственных ценностей, что вызвано изменениями, которые происходят в человеке. Большинство людей сейчас ориентировано на достижение успеха и инновации (https://godovojotchet.ru/stati/moralnye-czennosti-i-ih-rol-v-obshhestve). Современные люди стараются сами определять цели и задачи в жизни (https://godovojotchet.ru/stati/moralnye-czennosti-i-ih-rol-v-obshhestve). В приоритете саморазвитие, а развитие каждого человека обеспечивает развитие всего общества (https://godovojotchet.ru/stati/moralnye-czennosti-i-ih-rol-v-obshhestve).

Ключевые слова: целостность, личность, нравственность, ценности, человек, отношение, поведение, воспитание, оценка.

Введение

Индивид - это единичный представитель человеческого рода (http://urgi.info/upload/information_system_6 60/1/6/8/item_16824/information_items_prop erty_41041.pdf). Понятие «индивид» употребляется для обозначения человека как отдельной «особи» среди других людей. Индивид не просто один, а всегда «один из».

Понятие «индивидуальность», употребляется для обозначения человека, как одного из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер, темперамент, интеллект, способности и т.п.

Личность - это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности. Понятие это употребляется для обозначения человека с социально значимыми качествами (http://prezentacii. com/

uploads/ppt15/14/chelovekom-rozhdaeshsya-lichnostyu-stanovishsya.rar). Не всякий человек является личностью. Индивидом рождаются, индивидуальность приобретают, а личностью становятся в процессе социализации

(http://urgi.info/upload/information_system_6 60/1/6/8/item_16824/information_items_prop erty_41041.pdf).

f Актуальность. В работе рассмотрена тема, которая вряд ли когда-либо потеряет свою актуальность. Каким бы ни был политический строй, какие бы изменения не происходили в обществе, есть надежда, что нравственные ценности будут всегда превыше всего (https://www.b17.ru/blog/106269/). Именно эти понятия наполняют человеческую душу светом, делают человека счастливым (https://www.b17.ru/blog/106269/).

Проблема, цель, задачи. Нравственные ценности человека это основа личностной целостности. Ценности нужны человеку для поддержания смысла жизни, понимания своего жизненного пути, а целостность личности - это ее способность оставаться неразрушаемой, выстоять против обстоятельств [3], (https://www.b17.ru/blog/106269/).

Материалы и методы исследования. Информационную базу, способствующую, детальному рассмотрению данной темы составили материалы научных исследований, учебная и методическая литература, материалы периодических изданий, сведения из сети Интернет. Методологией исследования выступают системный и аксиологический подходы к анализу процес-

сов, определяющих духовно-нравственное развитие личности [2].

Результаты и их обсуждение. Социализация - это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом знаний, культурных норм, традиций, социального опыта, необходимых для жизнедеятельности в обществе (https://foxford.ru/wiki/ obschestvoznaшe/chelovek-individ-individualnost-lichnost).

Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют лишь в той или иной степени. В личности интересны сами поступки.

Достоинство личности определяется не только тем, что много ли удалось человеку, состоялся ли он или нет, а еще и тем, за что несет ответственность, что он себе вменяет сам.

Личностная целостность это:

- единство морального, физического и интеллектуального начал в человеке (Шрв://™™^ 17.ru/blog/106269/);

- внутренняя гармония и принятие всех своих сторон - как хороших, так и плохих;

- жизненная последовательность, единство взглядов и действий - целостный человек имеет свою четкую позицию и придерживается ее не только на словах, но и на деле;

- душевная гармония (https://www.b 17.ru/blog/106269/).

Целостность личности развивается через воспитание, тренировку и совершенствование трех составляющих себя - выносливой физической оболочки, сильного духа, светлой души.

Целостность в ее самом обычном понимании характеризует объект как монолитный, нерушимый, крепкий тот, который при воздействии на него внешних факторов потерпит мало изменений (https://www.b 17.ru/blog/106269/). Отсюда, в первую очередь целостность личности - это ее способность оставаться нераз-рушаемой, выстоять против обстоятельств (https://www.b 17.ru/blog/106269/).

Основа личностной целостности - нравственные ценности человека. Ценность -значимость, важность.

Существует немало классификаций ценностей, но в широком смысле их можно поделить на две группы: материальные и моральные (духовные)

(https://godovojotchet.ru/stati/moralnye-czennosti-i-ih-rol-v-obshhestve).

К ценностям могут относиться: здоровье, любовь, семья, дети, дом, близкие, друзья, общение, самореализация в работе, получение удовольствия от работы, материальное благополучие, духовные ценности, социальный статус и положение в обществе, свобода, стабильность (https://nsportal.ru/user/13804/page/raboty-moih-uchenikov#1). Также к общечеловеческим нравственным ценностям относятся: мудрость, милосердие, честность, искренность, исполнительность, верность, правдивость, доброжелательность, надежность, порядочность, ответственность и т.д. (https://godovojotchet.ru/stati/moralnye-czennosti-i-ih-rol-v-obshhestve). Хотя в жизни из того что перечислено выше не все и не всегда проявляется, но они высоко ценятся, а людей обладающих подобными качествами, уважают [4].

Сами по себе ценности объективны. Они уже существуют в мире, люди принимают или отвергают их. А вот личная система и иерархия ценностей субъективна (https://godovojotchet.ru/stati/moralnye-czennosti-i-ih-rol-v-obshhestve). Человек выбирает и ранжирует ценности согласно своим потребностям, знаниям, опыту, мотивации, восприятию (https://godovojotchet.ru/stati/moralnye-czennosti-i-ih-rol-v-obshhestve).

Система ценностей отражает индивидуальность человека. Ее формирование зависит от среды, в которой растет и воспитывается человек, социального взаимодействия

(https://godovojotchet.ru/stati/moralnye-czennosti-i-ih-rol-v-obshhestve). Постепенно формируется одно из возможных отношений к ней:

- активное (полное принятие и поддержание);

- противодействующее (внутреннее и внешнее противоречие предложенной системе);

- конформное (условное внешнее принятие с внутренним отрицанием);

- полностью равнодушное;

- отрицающее (критика системы, отрицание, попытки изменить ее) (https://godovojotchet.ru/stati/moralnye-czennosti-i-ih-rol-v-obshhestve).

Ценности нужны человеку для поддержания смысла жизни, понимания своего жизненного пути, когда человек находит или пытается найти более важный смысл своего существования, нежели просто прожить эту жизнь и вырастить потомство, хотя многие именно так и живут, и для кого то, в этом и есть весь смысл, настоящее счастье

(https://godovojotchet.ru/stati/moralnye-czennosti-i-ih-rol-v-obshhestve), (http ://kak-bog.ru/nravstvennye-cennosti). Если система ценностей рушится, то человек оказывается в трудной, кризисной ситуации, состоянии растерянности и неопределенности. Он не знает, чего хочет от жизни, сомневается при принятии решений (https://godovojotchet.ru/stati/moralnye-czennosti-i-ih-rol-v-obshhestve).

Нравственные ценности направляют человека, кроме того помогают совершенствовать характер. Они влияют на поступки и действия, социальную активность и позицию, отношение к себе и миру, поведение, цели и выбор средств их достижения (https://godovojotchet.ru/stati/moralnye-czennosti-i-ih-rol-v-obshhestve).

Нравственные ценности - это основные правила и принципы поведения человека в обществе (http s: //www.kakprosto. ru/kak-870836-kakoy-dolzhna-byt-tatarskaya-zhena). Как правило, выбирая линию поведения, нравственный человек будет взвешивать не только степень своих желаний, но и согласовывать их с тем, насколько результат его поведения отразится на свободе, самочувствии, настроении другого человека (https://www.b 17.ru/blog/106269/).

Ценности обычно идут не от разума, а от сердца, но вместе с тем созданы для того, чтобы каждый человек мог жить комфортно и в мире с собой и другими людьми (https://www.kakprosto.ru/kak-870836-kakoy-dolzhna-byt-tatarskaya-zhena).

Открывать сердце для нужд и потребностей другого человека помогает любовь, которая проявляется к человеку вне зависимости от его пола, возраста, расы или вероисповедания, заставляет помогать даже незнакомым людям, сочувствовать и не творить зла по отношению к ним (https://www.kakprosto.ru/kak-870836-kakoy-dolzhna-byt-tatarskaya-zhena). Благодаря этой любви человек не совершит насилия над ближним - ни физического, ни психологического

(https://www.kakprosto.ru/kak-870836-kakoy-dolzhna-byt-tatarskaya-zhena). Но, такая любовь дается непросто, потому что некоторые люди склонны к зависти, конкуренции, борьбе, ненависти и т.д. (https://www.kakprosto.ru/kak-870836-kakoy-dolzhna-byt-tatarskaya-zhena).

Из других нравственных ценностей -доброта, щедрость. Один из важных подарков, который человек может подарить кому то это свое время (https://www.kakprosto.ru/kak-870836-kakoy-dolzhna-byt-tatarskaya-zhena). Поэтому уделять время родным, друзьям и даже незнакомым людям значит очень много (https://www.kakprosto.ru/kak-

870836-kakoy-dolzhna-byt-tatarskaya-zhena). Подчас дарить что-то гораздо приятнее, чем получать. Доброта и щедрость тесно связаны с умением и желанием помогать людям, с состраданием и означает отсутствие у человека безразличия (https://www.kakprosto.ru/kak-870836-kakoy-dolzhna-byt-tatarskaya-zhena).

Честность - это тоже важная нравственная ценность, о которой бывает, забывают (https://www.b 17.ru/blog/106269/). Оставаться честным с людьми и не выставлять напоказ добрые дела - это достойно уважения. Именно эти качества превращаются в благородное поведение человека (https://www.kakprosto.ru/kak-870836-kakoy-dolzhna-byt-tatarskaya-zhena).

В целом же уровень развития нравственного сознания зависит от уровня интеллекта и общего развития личности (https://godovojotchet.ru/stati/moralnye-czennosti-i-ih-rol-v-obshhestve), (http://www.kazreferat.info/read/organizaciya -kontrolya-za-processom-vospitaniya-i-

urovnem-vospitannosti-uchaschihsya-MjAwMDA2).

Новый уровень сохраняет все, что было усвоено на предыдущих. Нельзя перескочить какой-либо уровень, но задержаться на одном из них или спуститься вниз можно. Притом развитие и переходы не зависят от возраста. Кто-то уже в юности может достичь третьего уровня, а кто-то всю жизнь находится на первом.

Если считать нравственность человека центральной, стержневой его характеристикой, закономерно, что под воспитанностью подразумевается нравственная воспитанность личности.

Порой внешнее приличие и безукоризненность поведения скрывают страшную сущность безнравственного человека. Один и тот же благородный поступок может свидетельствовать как о глубокой внутренней порядочности его совершившего, так и о достаточно подлом и холодном расчете. Для того чтобы определить истинную воспитанность личности, надо хорошо понимать специфику морали как нормативной регуляции поведения людей.

Существует, два подхода к пониманию нравственной воспитанности личности.

Согласно первому, воспитанность - это усвоение и закрепление в сознании, поведении человека норм и требований морали без достаточно глубокого проникновения, осмысления, переживания, принятия внутренним миром личности этих норм и требований.

Индивид поступает нравственно потому, что так принято, так делают те, кто его окружает, потому что его ожидает порицание за противоположные действия (http://www.kazreferat.info/read/organizaciya -kontrolya-za-processom-vospitaшya-i-urovnem-vospitannosti-uchaschihsya-MjAwMDA2). Он постоянно ориентирован в своих поступках на других, на их отношение и оценку его действий, как бы управляется извне. Как только социальный контроль прерывается и человек попадает в сложную ситуацию, где привычные нормы перестают действовать, он не в состоянии принимать нравственные решения, так как отсутствует способность к самостоятельному выбору.

Согласно второму подходу двигателем поведения личности становятся индивидуальные принципы, когда человек поступает нравственно потому, что его убеждения, его совесть не позволяют ему вести себя иначе [1], (http://pochit.ru/ekonomika/ 24158/^x^0.

В формировании способности самоопределения в ситуациях нравственного выбора, в становлении системы отношений человека к миру, самому себе заключается смысл воспитания.

Возникает проблема становления человека свободного не только принимать решения, но и нести ответственность за свой выбор.

В современной системе образования это достигается соответствующей организацией жизни и деятельности ребенка, также воспитывающим обучением, то есть системой занятий, направленных на организацию самопознания и саморегуляции растущей личности, вооружения ее способами работы над собой, на осознание, осмысление и выработку собственных норм и ценностей на основе общечеловеческих.

Наиболее распространенной формой обучения остается этическая беседа. Но такие беседы, как правило, не задевают внутренние установки обучающихся, не создают ситуаций переживания, переосмысления этической информации, не затрагивают глубоко внутренний духовный мир обучающегося и не побуждают его к саморазвитию. Этому могут способствовать методы и приемы активизации нравственного развития личности.

Под активизацией понимается создание ситуаций, стимулирующих нравственное развитие личности, обеспечивающих перевод общественных норм и ценностей во внутренний план личности.

Механизм этого перевода сложен, он связан с формированием такого интегра-тивного образования внутренней структуры личности как отношение, лежащее в основе ее ценностных ориентации.

Понятие «отношение» характеризует субъектную позицию личности, касающуюся какого-либо объекта, включает оценку его значимости. Оно выступает в двух своих состояниях: первое включает акт

оценивания, второе характеризует личность как носителя определенных ценностей

(https://www.tyuiu.ru/university/subdivisions/ teachworkdep/kurator/kurator-studentu/vospitannost/). В результате целого ряда подобных актов общественные ценности переводятся в сознание, закрепляются в подсознании личности, превращаясь в устойчивое личностное образование (https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003389086). При этом общественные нормы, требования, идеалы, ценности воспринимаются и принимаются человеком как личностно значимые.

Но ценности личности не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием.

Задача педагога - создать условия осознанного выбора растущим человеком общечеловеческих нравственных ценностей и обеспечить становление на их основе устойчивой, непротиворечивой индивидуальной системы ценностных отношений, способной обеспечить мотивацию ее поведения и деятельности.

Отношение выражает не только логическую, рациональную оценку какого-то явления как ценного или не ценного, но также и принятие его или непринятие миром чувств и эмоций человека.

Отношение человека не только рационально и эмоционально, оно также и действенно, ибо проявляется в мотивах его деятельности и поведения

(http://lit.lib .ru/t/trushnikow_d_j/text_0130^

(https://www.tyuiu.ru/university/subdivisions/ teachworkdep/kurator/kurator-studentu/vospitannost/). Организация действий и поступков способствуют закреплению способов взаимодействия между людьми, приобретению опыта нравственного поведения на основе эмоционального переживания и осмысления своих и чужих действий

(https://www.tyuiu.ru/university/subdivisions/ teachworkdep/kurator/kurator-studentu/vospitannost/), (https://refdb.ru/look/2747547.html).

Особое значение в современных условиях принадлежит такой форме оценочной

деятельности, как рефлексия, направленной на осмысление человеком собственных действий, своих внутренних состояний, чувств, переживаний, анализ этих состояний и формулирование соответствующих выводов.

Рефлексия - основной путь получения человеком нравственных знаний, ибо она помогает ему открывать их самому, через себя, посредством самонаблюдения и самоанализа.

Второй путь нравственного развития связан с созданием ситуации «проживания», прочувствования своего эмоционального состояния посредством моделирования отношений, в которые ребенок включен в процессе своей жизнедеятельности. Для того чтобы ребенок осознал, осмыслил свои состояния и чувства, он должен эти чувства, эти состояния пережить вновь или восстановить в своей эмоциональной памяти (https://www.tyuiu.ru/university/subdivisions/ teachworkdep/kurator/kurator-studentu/vospitannost/).

Заключение

Таким образом, нравственные (моральные) ценности - это высшие принципы человеческой жизни, они помогают отличить добро от зла, определить, что хорошо, а что плохо

(https://www.b 17.ru/blog/106269/), (https://godovojotchet.ru/stati/moralnye-czennosti-i-ih-rol-v-obshhestve), (https://refdb.ru/look/2747547.html). Формирование системы ценностей зависит от среды, в которой растет и воспитывается человек

(https://godovojotchet.ru/stati/moralnye-czennosti-i-ih-rol-v-obshhestve).

Одной из основных задач педагога является создание ситуаций нравственного выбора на основе этического анализа и оценки явлений действительности. Основная роль оценочной деятельности - выработать отношение к познанному, к явлениям действительности как к ценным или не ценным для самого человека (https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003389086). Отношение человека часто эмоционально, то, что оставляет человека равнодушным и что затрагивает его чувства, что его радует

и что печалит, обычно лучше всего выяв- teachworkdep/kurator/kurator-

ляет, а порой и выдает истинное его суще- studentu/vospitannost/),

ство (https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003389086).

(https://www.tyuiu.ru/university/subdivisions/

Литература

1. Аркова, Т.И. Аксиологический аспект духовного воспитания в высшей школе / Т.И. Аркова // Симбирский научный вестник. 2013. № 2(12). С. 57-61.

2. Майкова, Н.О. Духовно-нравственное развитие личности как фактор безопасности существования человека / Н.О. Майкова, А.И. Майков // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2019. № 2. С. 47-54.

3. Пашков, С.В. Духовно-нравственное развитие личности в современном мире как противостояние добра и зла: миссия институтов образования / С.В. Пашков // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2022. № 2-3(53-54). С. 85-94.

4. Решетников, В.Я. Деградация общества как результат отказа от нравственных ценностей / В.Я. Решетников // Межрегиональные Пименовские чтения. 2018. № 15. С. 164-171.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Карпова, Е.П. Нравственное развитие личности / Е.П. Карпова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Том 4. № 6(2). С. 12-18.

Сведения об авторе Карпова Екатерина Петровна

Кандидат сельскохозяйственных наук, преподаватель

Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Улан-Удэ, Россия

ORCID ID: 0009-0007-9912-5442

SPIN-код: 6081-1250, AuthorID: 559910

E-mail: serpeta@mail.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2023, vol. 4, no. 6(2), pp. 12-18.

MORAL DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL Karpova E.P.

Buryat State Academy of Аgriculturе, Russia, Ulan-Ude

ORCID ID: 0009-0007-9912-5442 SPIN-код: 6081-1250, AuthorID: 559910 E-mail: serpeta@mail.ru

Abstract. In the modern world, moral values are being modernized, which is caused by changes that occur in a person. Most people are now focused on achieving success and innovation. Modern people try to define their own goals and objectives in life. Self-development is a priority, and the development of each person ensures the development of the whole society. Relevance. The paper considers a very relevant topic concerning the moral development of the individual. Moral values are the basic rules and principles of human behavior in society.

Problem, goal, tasks. The problem of becoming a person free not only to make decisions, but also to be responsible for his choice. The purpose of the work is the formation of a system of human values, the creation of situations of moral choice based on ethical analysis and evaluation of the phenomena of reality.

Materials and methods of research. The information base contributing to the detailed consideration of this topic was made up of research materials, educational and methodological literature, materials of periodicals, information from the Internet. The methodology of the research is the systematic and axiological approaches to the analysis of the processes that determine the spiritual and moral development of the individual.

Results and their discussion. Moral values guide a person, in addition, they help to improve character. They influence actions and actions, social activity and attitude, attitude to oneself and the world, behavior, goals and the choice of means to achieve them.

Conclusion. Moral values are the highest principles of human life, they help to distinguish good from evil, to determine what is good and what is bad. The formation of a value system depends on the environment in which a person grows and is brought up.

Keywords: integrity, personality, morality, values, man. attitude, behavior, upbringing, evaluation.

References

1. Arkova, Т. I. Axiological aspect of spiritual education in higher school / Т. I. Zharkova // Simbirsk scientific Bulletin. 2013. № 2(12). Pp. 57-61. EDN RQACIL.

2. Maikova, N. O. Spiritual and moral development of personality as a factor of human existence security / N. O. Maikova, A. I. Maikov // Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Philosophical Sciences. 2019. No. 2. PP. 47-54. DOI 10.18384/2310-7227-2019-2-47-54. EDN AGNPEE.

3. Pashkov, S. V. Spiritual and moral development of personality in the modern world as a confrontation between good and evil: the mission of educational institutions / S. V. Pashkov // Bereginya. 777. Owl: Society. Politics. Economy. 2022. № 2-3(53-54). Pp. 85-94. EDN UFCRTY.

4. Reshetnikov, V. Ya. Degradation of society as a result of rejection of moral values / V. Ya. Resh-etnikov // Interregional Pimenov readings. 2018. No. 15. PP. 164-171. EDN OIKZLX.

Information about the author Karpova Ekaterina Petrovna

Candidate of Agricultural Sciences, teacher

Buryat State Agricultural Academy named after V.R. Filippov, Ulan-Ude, Russia ORCID ID: 0009-0007-9912-5442 SPIN-код: 6081-1250, AuthorID: 559910 E-mail: serpeta@mail.ru

Поступила в редакцию 18.05.2023. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 25.06.2023.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -http s: // creativecommons. org/licenses/by-nc/4. 0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.