Научная статья на тему 'Историческое значение роли образа Казанской Богородицы'

Историческое значение роли образа Казанской Богородицы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образ Казанской Богородицы / духовно-нравственное и патриотическое воспитание / нравственные ценности / духовная культура / личность / образование / духовность / the image of the Kazan Mother of God / spiritual / moral and patriotic education / moral values / spiritual culture / personality / education / spirituality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каллаур Алексей Олегович, Морозов Александр Владимирович, Венидиктова Елена Александровна

В статье представлен анализ исторического значения и роли образа Казан-ской Богородицы в становлении и развитии Российского государства, духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан и, в первую очередь, подрастающего поколения страны через призму современной социокультурной ситуации. На протяжении всей истории в русских монастырях всегда собиралось всё самое лучшее: люди – прославившиеся на весь православ-ный мир подвижники благочестия; бесценные сокровища русской культуры – храмы, книги, настенная живопись, иконы, священнические облачения, церковная утварь; благочестивые обычаи и правила – безвозмездная помощь нуждающимся, духовное воспитание и старческое руководство верующих. Казанская икона Божией Матери, значение которой невозможно пере-оценить, – очень сильный образ, который испокон веков защищал русскую землю от инозем-ных захватчиков. Перед ней молились не только простые люди, но и князья, цари. Особый ак-цент делается на рассмотрении воспитательного компонента в современной системе отече-ственного образования, формировании и развитии у обучающихся адекватных ценностных установок и ориентаций, системы духовно-нравственных ценностей, гражданской идентично-сти, месту духовности и духовной культуры в структуре личности. Авторами обосновывается непреходящее значение образа Казанской Богородицы в решении проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каллаур Алексей Олегович, Морозов Александр Владимирович, Венидиктова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL SIGNIFICANCE OF THE IMAGE OF THE KAZAN VIRGIN IN THE EDUCATION OF SPIRITUALITY, MORALITY AND PATRIOTISM

The article presents an analysis of the historical significance and role of the image of the Kazan Mother of God in the formation and development of the Russian state, the spiritual, moral and patriotic education of citizens and, above all, the younger generation of the country through the prism of the modern socio-cultural situation. Throughout history, the best things have always been gathered in Russian monasteries: people are devotees of piety who have become famous throughout the Orthodox world; priceless treasures of Russian culture temples, books, wall paintings, icons, priestly vestments, church plate; pious customs and rules gratuitous assistance to the needy, spiritual education and senile guidance of believers. The Kazan Icon of the Mother of God, whose value can-not be re-evaluated, is a very strong image that has protected the Russian land from foreign invaders from time immemorial. Not only ordinary people prayed to her, but also princes, kings. Particular emphasis is placed on the consideration of the educational component in the modern system of na-tional education, the formation and development of adequate values and orientations of students, the system of spiritual and moral values, civic identity, the place of spirituality and spiritual culture in the structure of personality. The authors substantiate the eternal importance of the image of the Kazan Mother of God in solving the problem of spiritual, moral and patriotic education of the population.

Текст научной работы на тему «Историческое значение роли образа Казанской Богородицы»

УДК 930.85

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РОЛИ ОБРАЗА КАЗАНСКОЙ

БОГОРОДИЦЫ

1Каллаур А.О., 2Морозов А.В. 1Венидиктова Е.А.

kvmukfu.@mail.ru

'Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия ^Институт управления образованием Российской академии образования, Москва, Россия

Аннотация: В статье представлен анализ исторического значения и роли образа Казанской Богородицы в становлении и развитии Российского государства, духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан и, в первую очередь, подрастающего поколения страны через призму современной социокультурной ситуации. На протяжении всей истории в русских монастырях всегда собиралось всё самое лучшее: люди - прославившиеся на весь православный мир подвижники благочестия; бесценные сокровища русской культуры - храмы, книги, настенная живопись, иконы, священнические облачения, церковная утварь; благочестивые обычаи и правила - безвозмездная помощь нуждающимся, духовное воспитание и старческое руководство верующих. Казанская икона Божией Матери, значение которой невозможно переоценить, - очень сильный образ, который испокон веков защищал русскую землю от иноземных захватчиков. Перед ней молились не только простые люди, но и князья, цари. Особый акцент делается на рассмотрении воспитательного компонента в современной системе отечественного образования, формировании и развитии у обучающихся адекватных ценностных установок и ориентаций, системы духовно-нравственных ценностей, гражданской идентичности, месту духовности и духовной культуры в структуре личности. Авторами обосновывается непреходящее значение образа Казанской Богородицы в решении проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания населения.

Ключевые слова: образ Казанской Богородицы, духовно-нравственное и патриотическое воспитание, нравственные ценности, духовная культура, личность, образование, духовность.

Благодарности: Работа выполнена в соответствии с Программой Правительства Российской Федерации по конкурентному росту Казанского федерального университета.

HISTORICAL SIGNIFICANCE OF THE IMAGE OF THE KAZAN VIRGIN IN THE EDUCATION OF SPIRITUALITY, MORALITY AND PATRIOTISM

А. Kallaur1, А. Morozov2, E. Venidiktova1

kvmukfu.@mail.ru

'Kazan Federal University, Kazan, Russia 2Institute of education management of the Russian Academy of education, Moscow, Russia

Abstract: The article presents an analysis of the historical significance and role of the image of the Kazan Mother of God in the formation and development of the Russian state, the spiritual, moral and patriotic education of citizens and, above all, the younger generation of the country through the prism of the modern socio-cultural situation. Throughout history, the best things have always been gathered in Russian monasteries: people are devotees of piety who have become famous throughout the Orthodox world; priceless treasures of Russian culture - temples, books, wall paintings, icons, priestly vestments, church plate; pious customs and rules - gratuitous assistance to the needy, spiritual

education and senile guidance of believers. The Kazan Icon of the Mother of God, whose value cannot be re-evaluated, is a very strong image that has protected the Russian land from foreign invaders from time immemorial. Not only ordinary people prayed to her, but also princes, kings. Particular emphasis is placed on the consideration of the educational component in the modern system of national education, the formation and development of adequate values and orientations of students, the system of spiritual and moral values, civic identity, the place of spirituality and spiritual culture in the structure of personality. The authors substantiate the eternal importance of the image of the Kazan Mother of God in solving the problem of spiritual, moral and patriotic education of the population.

Keywords: the image of the Kazan Mother of God, spiritual, moral and patriotic education, moral values, spiritual culture, personality, education, spirituality.

Acknowledgements: The work is performed according to the Russian Government Program of Competitive Growth of Kazan Federal University.

Введение

Формирование духовных потребностей - важнейшая задача воспитания. А воспитание духовное есть не что иное, как воспитание души, духовной культуры. Это направленная деятельность всех институтов социума по воспитанию человека определенной культуры. Исследования понятий «дух», «душа», «духовное» часто выступали в рамках рядоположенного тезауруса, при этом в качестве исходного всегда выступало положение о том, что сущность человека в её целостности заключается во взаимодействии трёх составляющих: биологической, социальной и духовной сторон.

В ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) даётся определение образованию как единому целенаправленному процессу воспитания и обучения, являющемуся общественно значимым благом и осуществляемому в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупности приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; а также определение воспитанию как деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [1].

Образование утратило свою основную составляющую - воспитательную: деятельность, направленную на формирование и развитие нравственных ценностей подрастающего поколения [2].

В современных условиях любые изменения в социуме оказываются не только безуспешными, но и бессмысленными, если они не находят опору в духовной жизни человека, не подкрепляются адекватными изменениями в культуре, в образовании, в ценностях людей. Обостряются оставленные без

109

внимания духовно-нравственные проблемы состояния российского общества, его национального характера и сознания, менталитета и исторической памяти, базовых ценностей и незыблемых традиций российской цивилизации, исторической преемственности, национальных идеалов, заложенных в генотипе русского народа [3].

Духовно-нравственное воспитание - содействие духовно-нравственному становлению человека, формирование у него системы базовых гуманитарных ценностей, ориентированных на приоритет прав и обязанностей человека, межкультурный диалог, активное участие молодёжи в общественной жизни; готовности к свободному выбору пути своего развития и ответственности за него [4].

В современном обществе назрела необходимость решения стратегических задач, направленных на повышение социального статуса духовно-нравственного воспитания и развития молодёжи [2].

По справедливому высказыванию В.А. Сухомлинского в человеке, которого мы воспитываем, должны сочетаться нравственная чистота, духовное богатство, физическое совершенство [3].

Методы

В исследовании реализованы принцип системности, принцип объективности, принцип субъект-субъектного подхода.

Применены следующие группы методов исследования:

Теоретико-методологические - теоретико-методологический анализ научной литературы и нормативно-правовой базы по проблеме исследования.

Эмпирические - наблюдение, беседа, метод экспертной оценки.

Аналитические - контент-анализ.

Результаты и обсуждание

Социокультурная ситуация в России в XXI веке сопровождается сменой общественного порядка, остротой духовно-нравственных, политических и социально-экономических проблем. Трансформация ценностей и идеалов, происходящая в обществе в этой связи, усложнение социальной структуры, безработица, резкое обнищание достаточно большой части населения страны, идейный и нравственный плюрализм и многое другое не могло не оказать влияния на процесс социализации молодёжи, формирования её гражданской идентичности и т.д. Произошедшая в эпоху перестройки и в более поздний период деформация системы ценностей в нашей стране (и, в первую очередь, ценностей духовных), привели к разрушению и нивелированию многих нравственных устоев, десятилетиями складывавшихся в обществе, к забвению таких категорий как «совесть», «духовное подвижничество», «помощь ближнему», «честь», «милосердие», «справедливость», «гуманность», «патриотизм», «сострадание» и др.

В настоящее время на федеральном уровне нет утверждённой Концепции воспитания, нет ориентиров, позволяющих определять долговременные

цели и задачи воспитания. Кардинальное изменение ситуации в пользу развития духовно-нравственного воспитания в социальной политике сегодня возможно при условии формирования чёткого социального заказа на развитие духовно-нравственного воспитания, действенной поддержки воспитательной деятельности социальных институтов современного общества.

В контексте обсуждения данной проблемы системный подход представляется нам как организационная форма программного управления духовно-нравственным воспитанием и развитием молодёжи, связанных единой целью, общими формами организации и управления по созданию оптимальной среды, нацеленной на формирование позитивных установок в общественном сознании россиян, ценностных ориентаций подрастающего поколения, поддержание социальной стабильности.

Задачи патриотического и духовно-нравственного воспитания и формирования здорового образа жизни на территории субъектов РФ должны решаться в тесном взаимодействии с молодёжными общественными объединениями. Нравственный и духовный потенциал любого общества закладывается, прежде всего, в семье и школе, ничего нового здесь придумать нельзя.

Реализация Программы формирования и развития духовности российских граждан и, в первую очередь, духовно-нравственного воспитания и развития российской молодёжи, позволит реализовать Национальную идею государства, когда образование рассматривается как средство достижения цели, культура - как инструмент, а духовность - как результат.

Образование - основа духовности. Однако, чтобы стать таковой, оно должно иметь соответствующее содержание, ориентированное на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру.

На протяжении всей истории государства российского в русских монастырях всегда собиралось всё самое лучшее: люди - прославившиеся на весь православный мир подвижники благочестия; бесценные сокровища русской культуры - храмы, книги, настенная живопись, иконы, священнические облачения, церковная утварь; благочестивые обычаи и правила - безвозмездная помощь нуждающимся, духовное воспитание и старческое руководство верующих.

Казанская икона Божией Матери, значение которой невозможно переоценить, - очень сильный образ, который испокон веков защищал русскую землю от иноземных захватчиков. Перед ней молились не только простые люди, но и князья, цари [5].

Не единожды «Казанская» показывала дорогу к славе и победе православным воинам, защитникам земли русской, которые исполняли свой долг перед Родиной. Считается, что Божья Матерь является защитницей России и помогает стране выстоять против врагов [6].

Особую славу она приобрела в «Смутное время» наступившее на Руси в начале XVII в. с прекращением рода Рюриковичей. Патриарх Гермоген стал духовным лидером, который всколыхнул потерявшее надежду общество. Он

призвал народ сплотиться и пойти на освобождение Москвы и земли русской от бесчинств поляков. Князь Дмитрий Пожарский начал собирать войско и народное ополчение. В Ярославле к ополчению присоединились и казанские воины с Казанской иконой (с её списком), которую они передали князю. С иконой и молитвами Божией Матери русское войско двинулось в направлении столицы. 22 октября 1612 года Москва была освобождена от польско-литовских интервентов [7].

После победы над поляками Д. Пожарский определил икону в церковь Введения на Лубянке. В благодарность о победе и спасении в боях князь возвёл Казанский собор на Красной площади, куда и перенесли чудесный образ Богородицы.

4 ноября (22.10. по старому стилю) был объявлен днём празднования Казанской иконы Божией Матери в память об освобождении от поляков. Сначала этот день праздновали только в Москве, а в 1649 году царь Алексей Михайлович издал Указ, в котором было установлено считать этот праздник государственным. В царствование династии Романовых Казанская икона становится важнейшей государственной святыней. Списки Казанской иконы получили широчайшее распространение на всей территории огромного русского государства. В современной России Казанская икона является символом государственного значения [8]. С 2005 года 4 ноября стал «Днём народного единства».

В 1709 году в канун битвы под Полтавой Пётр Великий молился перед образом Казанской Богородицы (в селе Каплуновка). Список с иконы находился в шатре Петра I во время Полтавской битвы.

По преданию Михаил Илларионович Кутузов собственноручно вынес икону из Казанского собора на Красной площади, завернув в шинель, когда русские войска оставляли Москву. Казанский собор на Невском проспекте Санкт-Петербурга стал главным памятником победы в Отечественной войне 1812 года [9].

Немалую роль сыграл чудодейственный образ и в истории Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. Согласно историческим документам икона была доставлена в окружённый фашистами Ленинград. Там её пронесли по окраинам блокадного города - и он выстоял. Затем икону перевезли в Москву. В октябре 1941 года - в самые тяжёлые дни обороны столицы, когда враг уже готовился пройти победным маршем по улицам города, самолёт с образом Казанской Богородицы облетел Москву. В результате начавшегося 5 декабря 1941 года контрнаступления немцы были разгромлены и отброшены от столицы нашей Родины. После этого пред нею отслужили молебен в Сталинграде - и битва была выиграна Красной Армией [10].

Почему же сегодня такие понятия как «духовное богатство», «нравственная чистота», «духовное здоровье» фактически преданы забвению. Сегодня «не модно» быть богатым духовно: в приоритете богатство материальное... О нравственной же чистоте и духовном здоровье личности говорить стало просто «неприлично».

Современное российское общество преуспевающих олигархов и рантье ставит экономическую целесообразность - превыше всего... Но, давайте попробуем честно, положа руку на сердце, ответить на вопрос: какова экономическая целесообразность любви или заботы старшего о младшем, сильного о слабом?

По-видимому, в ходе экономических реформ мы переступили запретную границу, за которой начинает разрушаться и внутренний мир отдельно взятого человека, и экономика государства, в целом. Вот центр, обнажённый нерв социально-экономического кризиса России.

В современных условиях разрушительным силам может противостоять только высокообразованное общество, имеющее свою богатую историю, традиции, успехи и потенциал - природный и интеллектуальный. Анализируя историю веков и события наших дней, мы исходим из того тезиса, что все средства, способные влиять на духовно-патриотическое воспитание и оздоровление людей должны в интересах всеобщего благоденствия объединить свои усилия. В настоящее время российское общество очень нуждается в духовно-нравственных ценностях: Вере, Любви к ближнему, состраданию, патриотизму и др.

Выводы

1. В современной российской действительности педагогика должна стать ведущей политикой, ибо без духовно ориентированной, целостной, интегральной педагогики невозможно осуществить нравственную реформацию духа народа, а без неё нечем (да, и незачем) создавать экономику, гражданское общество и государство, которые соответствовали бы требованиям эволюции и смыслу человеческой жизни.

2. Не узкопрагматическое образование, граничащее с духовным одичанием, не эгоцентрическая философия жизни с выпаренной нравственностью, а расширенное, универсальное сознание, включающее в себя отечественную, мировую и профессиональную культуру и перенёсшее индивидуальное и общественное бытие в дух, а также одухотворённое чувство и свободная воля дадут возможность понять национальное хозяйство в виде материальной формы духовности народа и претворять это знание в разумную, нравственно-правовую политику, а затем и эффективную экономику - реальную базу системы образования.

3. Целостное, одухотворённое сознание - результат целостного образования - видит материальные ресурсы в качестве идеи, то есть в их неразрывном единстве с человеческим духом, с его соответствующими состояниями и их проявлениями и понимает общественное производство как одну из форм идеи духовности.

Заключение

ХХ1-й век поставил неотложную проблему возрождения духовной культуры. Воспитание духовности - это путь возрождения русской интелли-

генции, созидание главной внутренней предпосылки для развития творческой индивидуальности. Воспитание такой личности предполагает развитие духовных потребностей в познании и самопознании рефлексии, красоте, общении с родными, друзьями, природой, творчестве, автономии своего внутреннего мира, поиске смысла жизни, счастья, идеала.

Важнейшим компонентом системы образования, одухотворяющим её самим фактом своего участия, является Преподаватель, чьи знания, мировоззренческие убеждения и личностные качества являются наиболее весомым фактором результативности используемых педагогических технологий. Любые преобразования, реформы и инновации, коль скоро они претендуют на успешную реализацию и реальную поддержку в сфере образования, должны начинаться с системы опережающего эти реформы и инновации педагогического образования, с подготовки будущих педагогов, а в особо экстремальных и неотложных ситуациях - с переподготовки педагогов, уже действующих.

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 27.06.2018 г.) // [Электронный ресурс] URL: https://duma.consultantru/page.aspx?1646176 (дата обращения: 19.09.2018).

2. Морозов А.В., Радченко Л.Е. Воздействие средств массовой информации на здоровье и воспитание старших подростков. М.: Изд. И.Балабанова, 2010. 240 с.

3. Морозов А.В. Духовность - как отдельная психологическая категория и её формирование, как актуальная проблема современной России // В сборнике: Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения как научно-теоретическая и прикладная проблема // Материалы Международной научно-практической конференции. Редколлегия: Прыгин Г.С., Колпа-кова Л.М. Набережные Челны, Казань, 2014. С. 166-173.

4. Морозов А.В. Формирование гражданской идентичности российской молодёжи в процессе её социализации // В сборнике: Формирование гражданской идентичности молодёжи в условиях социально-экономических реалий российского общества // Материалы Международной научно-практической конференции. Казань: АСО, 2017. С. 165.

5. Образ Казанской иконы Божией Матери: значение и сила // Электронный ресурс: URL: http://obikonah.ru/obraz-kazanskoj-ikony-bozhiej-materi.html (дата обращения: 12.10.2018).

6. Корякин О. В Казани обсудили роль образа Богородицы в судьбе страны // Российская газета. 22.07.2016 // Электронный ресурс:

7. URL: https://rg.ru/2016/07/22/reg-pfo/v-kazani-obsudili-rol-obraza-bogorodicy-v-sudbe-strany.html (дата обращения: 22.09.2018).

8. История Казанской иконы Божией Матери // Электронный ресурс: URL: https://moiarussia.ru/istoriya-ikony-kazanskoj-bozhej-materi/ (дата обращения: 28.08.2018).

9. Елдашев А. Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России // Православие в Татарстане. 23.06.2016 // Электронный ресурс: URL: http://www.tatmitropolia.ru/all_publications/publication/?id=60621 (дата обращения: 02.10.2018).

10. Казанская икона Божией Матери: значение и история // Электронный ресурс: URL: https://www.kakprosto.ru/kak-943893-kazanskaya-ikona-bozhey-materi-znachenie-i-istoriya (дата обращения: 10.09.2018).

11. Казанская икона. В чём помогает Казанская икона Божией матери // Электронный ресурс: URL: http://hram-kupina.ru/cerkovnyj-kalendar/kazanskaya-ikona-bozhiej-materi/ (дата обращения: 12.07.2018).

12. Мухаметзянова Ф.Г., Панченко О.Л. О феномене фасилитации в вышем образовании// Казанский педагогический журнла. 2017. № 1 (120). С. 45-51.

13. Мухаметзянова Ф.Г., Панченко О.Л., Хайрутдинов Р.Р. Магистратура как методологический феномен: вызовы современности// Человек и образование. 2017. № 3 (52). С. 9-14.

Сведения об авторах

Каллаур Алексей Олегович, студент, Казанский (Приволжкий) федеральный университет, г. Казань, Россия.

Морозов Александр Владимирович, Институт управления образованием Российской академии образования, г. Москва, Россия.

Венидиктова Елена Александровна, канд. ист. наук, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

Дата поступления 12.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.