Научная статья на тему 'Изучение отношения студенческой молодежи к символу иконы Казанской Божией Матери'

Изучение отношения студенческой молодежи к символу иконы Казанской Божией Матери Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
298
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / студент / идентичность / современность / православие / моло-дежь / икона Казанской Божьей матери / отношение / символ / история / человек / христианство / education / student / identity / modernity / orthodoxy / youth / icon of the Kazan Mother of God / attitude / symbol / history / person / Christianity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иконникова Валерия Евгеньевна, Краснощеченко Ирина Петровна

Религиозная вера представлят собой сложный культурологический и пси-хологический феномен, направляющий человека на путь нравственного и духовного самосо-вершенствования. Отношение молодежи, в особенности студентов, к Русской Православной Церкви остается противоречивым. В этой связи перспективным является изучение отношения студенческой молодежи к историко-культурному и духовному символу Казанской иконы Бо-жией Матери. История Казанской иконы Божией Матери неразрывно связана с историей Рос-сии. В данной статье представлены результаты пилотажного исследования по выявлению от-ношения к символу Казанской иконы Божией Матери православной студенческой молодежи. Результаты эмпирического исследования позволили установить, что, у молодых людей наблю-дается низкий уровень знаний о символе иконы Казанской Божьей Матери. Образ иконы обла-дает потенциалом для духовно-нравственного воспитания российской молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATION OF ORTHODOX YOUTH TO THE SYMBПOL OF THE ICON OF KAZAN MOTHER OF GOD

Religious faith is a psychological and pedagogical phenomenon that directs a per-son to the path of moral and spiritual self-improvement. The attitude of young people, especially stu-dents, towards the Russian Orthodox Church remains controversial. In this regard, it is promising to study the attitude of students to the historical, cultural and spiritual symbol of the Kazan Icon of the Mother of God. The history of the Kazan Icon of the Mother of God is inextricably linked with the history of Russia. This article presents the results of a pilot study to identify attitudes towards the symbol of the Kazan Icon of the Mother of God of Orthodox student youth. The results of the empiri-cal research allowed to establish that young people have a low level of knowledge about the symbol of the icon of the Kazan Mother of God. The image of the icon has the potential for spiritual and mor-al education of the Russian youth.

Текст научной работы на тему «Изучение отношения студенческой молодежи к символу иконы Казанской Божией Матери»

УДК 378

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К СИМВОЛУ ИКОНЫ КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Иконникова В.Е., Краснощеченко И.П.

zherzdevnikolai@mail.ru

Калужский государственный университет им. К.Е. Циолковского, г. Калуга, Россия

Аннотация: Религиозная вера представлят собой сложный культурологический и психологический феномен, направляющий человека на путь нравственного и духовного самосовершенствования. Отношение молодежи, в особенности студентов, к Русской Православной Церкви остается противоречивым. В этой связи перспективным является изучение отношения студенческой молодежи к историко-культурному и духовному символу Казанской иконы Бо-жией Матери. История Казанской иконы Божией Матери неразрывно связана с историей России. В данной статье представлены результаты пилотажного исследования по выявлению отношения к символу Казанской иконы Божией Матери православной студенческой молодежи. Результаты эмпирического исследования позволили установить, что, у молодых людей наблюдается низкий уровень знаний о символе иконы Казанской Божьей Матери. Образ иконы обладает потенциалом для духовно-нравственного воспитания российской молодежи.

Ключевые слова: образование, студент, идентичность, современность, православие, молодежь, икона Казанской Божьей матери, отношение, символ, история, человек, христианство.

Благодарности: Работа выполнена в соответствии с Программой Правительства Российской Федерации по конкурентному росту Казанского федерального университета.

RELATION OF ORTHODOX YOUTH TO THE SYMBnOL OF THE ICON OF KAZAN MOTHER OF GOD

V. Ikonnikova, I. Krasnoshchechenko

zherzdevnikolai@mail.ru

Kaluga State University K.E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russia

Abstract: Religious faith is a psychological and pedagogical phenomenon that directs a person to the path of moral and spiritual self-improvement. The attitude of young people, especially students, towards the Russian Orthodox Church remains controversial. In this regard, it is promising to study the attitude of students to the historical, cultural and spiritual symbol of the Kazan Icon of the Mother of God. The history of the Kazan Icon of the Mother of God is inextricably linked with the history of Russia. This article presents the results of a pilot study to identify attitudes towards the symbol of the Kazan Icon of the Mother of God of Orthodox student youth. The results of the empirical research allowed to establish that young people have a low level of knowledge about the symbol of the icon of the Kazan Mother of God. The image of the icon has the potential for spiritual and moral education of the Russian youth.

Keywords: education, student, identity, modernity, orthodoxy, youth, icon of the Kazan Mother of God, attitude, symbol, history, person, Christianity.

Acknowledgements: The work is performed according to the Russian Government Program of Competitive Growth of Kazan Federal University.

Введение

В современном российском обществе усиливаются процессы либерализации, дезинтеграции, потребительской направленности, духовной деградации и размывания нравственных ориентиров и устоев. Но наблюдается и тенденция возрастания интереса к религии, к религиозным символам, к святыням и обрядам как инструментам сохранения российской идентичности. Это как противостояние разрушительным тенденциям глобализации.

Празднование в 2018 году 1030-летия с момента крещения Руси стало серьезным поводом для осмысления роли христианства в истории и современности России. Последствия принятия христианства, преобразовавшего культуру, самосознание граждан Российского отечества, высоко оценивается не только руководителями Российской православной Церкви, но и руководителями современной России и российскими учеными (Братусь,2000 [1], Грановская, 2004 [2]. В последние годы отечественные философы и психологи стали активно обращаться к феноменам религии, православия, открывая ценность религиозной жизни для человека [3]. Годы, прошедшие с момента празднования 1000-ления принятия Христианства на Руси сопровождались не только восстановлением храмов по всей территории России, но и усилением влияния православия на самосознание людей в постсоветском обществе, на преодоление дезинтеграции и укрепление российского общества[4]. Согласно результатам социологических опросов населения, подавляющее большинство россиян называют себя православными христианами [5]. Вместе с тем отношение к Русской Православной Церкви остается противоречивым, а у части граждан, настороженное, особенно среди молодежи [6].

В этой связи перспективным является исследование отношения к уникальному историко-культурному и духовному символу Казанской иконы Божи-ей Матери. Это один из наиболее ярких и глубоких по своему содержанию символов православия. История Казанской иконы Божией Матери неразрывно связана с историей нашего Отечества, а в сознании верующего человека этот символ связан с Первообразом, личностью Пресвятой Девы Марии [7]. В наших замыслах проведение исследования отношения к символу Казанской иконы Божи-ей Матери разных социально-демографических групп общества. Эти группы выделяются на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловлены различными социально психологическими свойствами, которые определяются структурой идентичности индивидов и т.д.

Термин «идентичность» в статусе научного понятия в психологию ввел Э. Эриксон [8]. По Эриксону «идентичность» - это некоторое состояние самоотождествления, это внутренняя непрерывность и тождественность личности, существующая в контексте непрерывного развития личности и выполняющая

Иконникова В.Е., Краснощеченко И.П. ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К СИМВОЛУ ИКОНЫ КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

адаптационные функции. Идентичность, вместе с тем, - это динамическое образование, претерпевающее изменения на протяжении всей жизни человека [8].

В современной психологии «идентичность» определяется как ощущение тождества и целостности, свойство психики человека выражать для него то, как он представляет свою принадлежность к различным социальным, экономическим, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам, или отождествление себя с тем или иным человеком, как воплощением присущих этим группам свойств [9]. Авторы выделяют разные виды идентичности - личностную (осознание своей уникальности, неповторимости тех черт, которые ее образуют) и социальную (осознание себя как члена определенной социальной группы по определенным признакам), исходя из чего, принято выделять этнокультурную, конфессиональную, половозрастную, профессиональную, политическую, духовную и пр.

В структуре идентичности как феномене, относящемуся к сознанию и самосознанию, традиционно выделяют следующие компоненты:

1) когнитивный - ощущение субъектом своей сопричастности группе (подгруппе) и интерактивной связи с ней, восприятие себя и других в соответствии с характеристиками значимой группы;

2) аффективный - мотивационно-оценочный, переживание субъектом связи с группой и оценка позитивности этой связи, переживание своего соответствия группе и событий, происходящих с ним;

3) поведенческий - относительно устойчивое воспроизведение субъектом в своих действиях и поступках значимых для группы характеристик, а также поведение, в соответствием с нормами и ожиданиями группы.

Методы

В исследовании использованы принципы: системности, объективности, идентичности Применены группы методов исследования: теоретический -теоретико-методологический анализ научной и теософской литературы по проблеме исследования.

Эмпирические - наблюдение, беседа, метод экспертной оценки, анкетирование по методике «Кто Я?» (М. Кун).

Аналитические - контент-анализ.

Результаты и обсуждение

В соответствии с изложенными положениями нами было проведено эмпирическое исследование содержания идентичности православной молодежи и ее отношения к символу иконы Казанской Божьей Матери с помощью анкетирования и методики «Кто Я?» М. Куна. Разработанная анкета включила следующие вопросы: 1. Считаете ли Вы себя верующим человеком? 2. Является ли для Вас Православие истинной религией? 3. Знакомы ли Вы с историей обретения иконы Казанской Божией Матери? 4. Если да, то назовите год

и/исторический контекст обретения иконы? 5. Знаете ли Вы исторические факты, связанные с иконой Казанской Божией Матери? 6. Является ли правдой, что в 2011 патриарх Кирилл передал список иконы Казанской Божией Матери с духовной миссией на Международную космическую станцию? 7.Можете ли Вы перечислить дни особого почитания иконы Казанской Божией Матери? 8.Кто написал «Сказания» о Казанской иконе Божией Матери в 1594 году? 9. Почему икона Казанской Божией Матери стала символом русских побед? 10.Сохранился ли до нашего времени оригинал иконы Казанской Божией Матери? 11.Является ли для Вас икона Казанской Божией Матери особо почитаемой? 12. Если да, тогда что повлияло на Ваше отношение к ней? 13. Вы бывали в местах связанных с иконой Казанской Божией Матери? 14. Если да, то где? 15. Есть ли в Вашем доме икона Казанской Божией Матери? 16. Обращались ли Вы к образу Казанской Божией Матери в трудных ситуациях? 17.Ощущали ли Вы реальную помощь в своей жизни по молитвам к иконе Казанской Божией Матери? 18. Посещаете ли Вы храмы в дни празднования Казанской иконы Богородицы? 19. Как Вы считаете, за последнее время в России увеличилось число верующих людей, почитающих икону Казанской Божией Матери? 20. Если да, то почему? Методика М. Куна ориентировала участников исследования на формулировку ответов на вопрос «Кто я?» (предоставлялась возможность записи до 10 дефиниций).

Представим некоторые результаты, отразив ответы на наиболее важные в соответствии с целями статьи вопросы: «1. Считаете ли Вы себя верующим человеком?», «5. Знаете ли Вы исторические факты, связанные с иконой Казанской Божией Матери?», «7. Обращались ли Вы к образу Казанской Божи-ей Матери в трудных ситуациях»

При обработке данных пилотажного исследования определялись основные структурные компоненты, раскрывающие отношение к символу иконы Казанской Божьей Матери: 1) когнитивный, выражающий уровень осведомленности о символе Казанской иконы Божией Матери, связанный со знанием основных фактов, понятий и пониманием их; 2) аффективный и мотивационно-оценочный, отражающий личностно значимые мотивы, отношение к символу иконы; 3) поведенческий компонент - характеристики участия в религиозных обрядах, праздниках, связанных с иконой, являющиеся маркерами отнесения к конфессиональной социальной группе «православные христианине».

В пилотном исследовании, проведенном нами, приняли участие 60 респондентов мужского пола в возрасте от 17 до 26 лет, по 30 человек абитуриентов и окончивших первый курс Калужской духовной семинарии.

Прежде всего, нас интересовали результаты соотнесения опрошенными себя с социальной группой «православных христиан» и особенности осведомленности о символе Казанской иконы Божией Матери.

В ответах на вопрос «Считаете ли Вы себя верующим человеком?» -были получены следующие данные: 77% испытуемых относят себя к верующим, воздержались от ответа или не ответили вовсе 23% испытуемых

Иконникова В.Е., Краснощеченко И.П. ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К СИМВОЛУ ИКОНЫ КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Анализ ответов на вопрос: «Знаете ли Вы исторические факты, связанные с иконой Казанской Божией матери» - показал, что всего лишь 37% испытуемых знают исторические факты о символе Казанской иконы Божией Матери. 63% респондентов не осведомлены по данному вопросу, несмотря на то, что знакомство с историческими фактами, связанными с Казанской иконой Божией Матери, происходит еще в период обучения в общеобразовательной школе, кроме того, данная икона является особо почитаемой среди православных и молодые православные люди, скорее всего имеют возможность участвовать в обрядах, посвященных событиям, связанным с Иконой. Полученные результаты дают основание для вывода о том, что когнитивный компонент духовной идентичности обследованной группы молодежи характеризуется содержательным дефицитом [10].

Отвечая на вопрос «Является ли для Вас икона Казанской Божией Матери особо почитаемой?», 80% испытуемых ответили положительно, 20% ответили отрицательно или воздержались от ответа. Этот результат свидетельствует о том, что большинство опрашиваемых признает факт значимости символа Казанской иконы Божьей Матери в своей жизни (эмоциональный, мотивационно-оценочный компонент).

Ответы на вопрос «Обращались ли Вы к образу Казанской Божией Матери в трудных ситуациях?» показывают, что 65% опрошенных утверждают о том, что большинство респондентов исследуемой выборки хотя бы раз в жизни обращались за помощью к этой иконе, что свидетельствует об относительно устойчивом воспроизведении субъектом в своих действиях и поступках значимых характеристик группы православного сообщества (поведенческий компонент).

С помощью методики М. Куна «Кто Вы?» мы получили подтверждение тому, что к числу содержательных характеристик идентичности далеко не все опрошенные относят такую дефиницию как «православный христианин» и «верующий». Лишь 23% испытуемых отметили в своей идентичности отнесенность к православным, 77% не указали ни одно из данных качеств и близких к ним. Отсюда следует вывод о том, что у большинства опрошенных молодых людей конфессиональное самосознание и самоотношение недостаточно определены и сформированы как у субъектов идентичности [11].

Выводы

Подводя итоги проведенного пилотажного исследования, можно сделать вывод о том, что:

1) 23% участников исследования уверенно позиционируют себя как верующие (по результатам методики М. Куна «Кто Вы?»), характеризующиеся присущими этой группе чертами; отражающими конфессиональную идентичность;

2) когнитивный компонент идентичности обследованной группы молодежи характеризуется содержательной дефицитарностью: абитуриенты и

учащиеся первого курса Духовной семинарии недостаточно ознакомлены с историей Казанской иконы Божией Матери;

3) большинство участников исследования имеют глубокую духовную связь с Образом Казанской иконы Божией Матери, что свидетельствует о выраженности аффективного и мотивационно-оценочного компонента идентичности, отражающего личностно значимые мотивы отношения к символу иконы.

Заключение

Таким образом, Казанская икона Божией Матери - один из наиболее ярких и глубоких по своему содержанию символов православия, связанный с Первообразом, личностью Пресвятой Девы Марии, история которого является частью истории нашего Отечества. Образ иконы и его исторический контекст обладают неоценимым потенциалом для духовно-нравственного воспитания российской молодежи, как в общеобразовательных, так и духовных образовательных учреждениях, который в изменившихся условиях пока еще не используется в полной мере.

Литература

1. 1.Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология: конспективное рассмотрение. М.: Флинта, 2000. 85 с.

2. Грановская Р.М. Психология веры. СПб.: Речь, 2004. 373 с.

3. Зенько Ю.М. Психология религии. СПб.: Речь, 2009. 552 с.

4. Лосский В.Н., Успенский Л.А. Смысл икон. М.: Православный Свято-Троицкий гуманитарный университет: Эксмо, 2014. 336 с.

5. Микляева А.В. Румянцева П.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования. СПб, 2008. 118 с.

6. Михайлов Ю.П. Три слова в психологии. СПб.: Изд. дом «Русская симфония», 2005. 280 с.

7. Мухаметзянова Ф.Г., Панченко О.Л. Феномен субъектности в семантическом пространстве. Мир психологии. 2017. № 4 (92). С. 137-148.

8. Мухаметзянова Ф.Г., Панченко О.Л., Хайрутдинов Р.Р. Магистратура как методологический феномен: вызовы современности. Человек и образование. 2017. № 3 (52). С. 9-14.

9. Флоренский П. Иконостас. М.: Эксмо, 2008. 76 с.

10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Толстых А.В. М.: Изд. группа «Прогресс», 1996. 344 с.

11. Википедия. Религия в России. https://ru.wikipedia.org/wiki [дата обращения 22.07.18]

12. Mefodeva M.A, Fakhrutdinova A.V, Ukhimenko A.N. Historical perspectives of spiritual and moral education in India. Man in India. 2017. Vol. 97, Is. 8. P. 71-77.

13. Khairutdinov R.R, Mukhametsanova F.G, Korjova E.Y. Subject-Object orientations for students with different learning profiles. European Research Studies Journal. 2017. Vol. 20, Is.. P. 369-376.

Сведения об авторах

Иконникова Валерия Евгеньевна, студент, Институт психологии Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Россия.

Краснощеченко Ирина Петровна, д-р психол. наук, профессор, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Россия.

Дата поступления 16.01.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.