Научная статья на тему 'Нравственно-патриотическое воспитание учащихся на уроках математики средствами краеведения'

Нравственно-патриотическое воспитание учащихся на уроках математики средствами краеведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
639
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся на уроках математики средствами краеведения»

сущность экологического сознания является предметом исследований философов, социологов, психологов.

Обобщив все вышеизложенное, можно сделать вывод, что экологическая компетентность подразумевает под собой совокупность знаниевого и деятельностного компонентов в данной области, умений видеть и решать экологические проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цели и планировать экоцентрическую деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы сохранения экологического равновесия; способность применять эти знания и умения в конкретной деятельности.

Обобщение социально-педагогических и методических особенностей современного этапа развития экологического образования позволяет сформулировать его цель как освоение экологических компетенций, результатом чего будет соответственно экологическая компетентность учащихся (Захлебный, Дзятковская, 2007). Данная результативно-целевая основа, опирающаяся на методологию ком-петентностного подхода, реализована в Концепции общего экологического образования для устойчивого развития, разработанной в Институте содержания и методов обучения РАО (2007).

Соответственно цель и планируемый результат экологического образования для устойчивого развития также формулируются в деятельностной форме - как развитие готовности и способности студентов к проектированию и организации экологически безопасной жизнедеятельности в окружающей среде, которая базируется на умении применять (переносить в новую социоэкопроблемную ситуацию) усвоенные знания и умения, проявлять в учебносоциальной практике готовность и способность принимать на себя ответственность за последствия своего образа жизни и действий (поведения) в окружающей среде. Поэтому главным результатом является формирование экологической компетентности в различных видах деятельности.

И. Л. Мирошниченко

Нравственно-патриотическое воспитание учащихся на уроках математики средствами краеведения

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения на сегодняшний день является одной из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В последнее время больше внимания

255

стало уделяться данной проблеме со стороны государства и общественных объединений, о чем свидетельствуют нормативные документы, связанные с воспитанием патриотизма: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.», пролонгированная до 2010 г., Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Московская программа «Патриотическое воспитание молодежи Москвы на 2002-2004 гг.», «Общенациональная программа развития и воспитания детей до 2010 г.».

Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края. В этой связи этнокультурный компонент образования имеет сегодня широкое общественное, межкультурное, международное и образовательное значение. Он соединяет образовательное, культурное, социальное, гражданское и личностное начала, обеспечивает связь социализации, социально-психологической адаптации, социокультурной интеграции. В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Это относится к дисциплинам как гуманитарного, так и естественно-научного цикла. Вопрос о создании условий для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей учащихся рассматривался на заседании Коллегии МОиН Удмуртской Республики (30 июня 2010 г.). Констатировалось, что в настоящее время учет этнокультурных и региональных особенностей осуществляется в рамках регионального компонента государственных образовательных стандартов через предметы родного языка и литературы, краеведения, а также через краеведческие модули в рамках предметов федерального компонента. Однако в последние годы наметилась тенденция использования образовательными учреждениями часов регионального компонента по своему усмотрению, чаще всего для дополнительной подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Было принято решение определить одним из приоритетных направлений работы реализацию поликультурной направленности системы образования Удмуртской Республики и создать условия для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей учащихся общеобразовательных учреждений республики.

Краеведение всегда рассматривалось как значимое средство духовно-нравственного воспитания учащихся. Изучение своей ма-

256

лой родины позволяет по-новому осмыслить окружающую действительность, воспитывает нравственные качества, формирует духовность и чувство патриотизма. Идеи духовного возрождения общества постоянно обсуждались в научных и педагогических кругах, начиная еще с Платона и Аристотеля, Ж-Ж. Руссо и И. Ф. Гер-барта. Однако наиболее полное звучание они приобрели именно сейчас, в эпоху господства технократической мысли. Каждая этническая группа, развиваясь веками в определенных географических, природно-климатических, социально-экономических условиях, имеет не только своеобразную производственную общность людей, но и присущие ей, быт, миропонимание, мышление. Дети должны чувствовать себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, поэтому необходимо приобщать детей к пониманию истории своего края, его природного своеобразия, коренных особенностей национальных культур, живших и живущих в России.

Духовно-нравственные ценности, воспитание патриотизма, социализация ребенка - это не отдельный предмет. На любом уроке учитель должен воспитывать эти ценности. История и литература -базовые предметы, которые формируют гражданскую позицию человека. Однако и математика имеет существенное преимущество перед другими школьными предметами в том, что она с помощью задач на каждом уроке может касаться самых разнообразных явлений природы, исторических событий. Умелое использование краеведческого материала на уроках математики способствует формированию у учащихся социальной ответственности в межкультурной толерантности, воспитанию в духе взаимоуважения и взаимопомощи, приобщению к национальной культуре. Все это должно проходить через весь учебно-воспитательный процесс. Но следует учитывать, что основой образования должны быть не столько учебные предметы, сколько процедуры и методы рефлексивного характера. Задачи, содержащие краеведческий и исторический материал, положительно влияют на результативность знаний учащихся, на их личностное развитие, носят воспитывающий характер и являются одним из средств повышения уровня положительной мотивации учения. Решая такие задачи, учащиеся получают разностороннее представление о родном крае: о его географическом положении, климате, растительном и животном мире, народонаселении, истории и культуре, экономике и т. д. Залог успеха состоит в планомерном, продуманном использовании элементов краеведения на уроках математики. Задачи следует конструировать таким образом, чтобы сведения, которые учитель задумал сообщить, сливались с изла-

257

гаемым фактическим материалом, заставляя детей удивляться, думать и познавать новое. В такой работе важно руководствоваться требованиями самой математики - достоверностью информации, конкретностью постановленной задачи.

Приемы и формы краеведческой работы при обучении математике возможны самые разнообразные. Это может быть и урок-путешествие по историческим местам, а может быть решение задачи, содержание которой знакомит с некоторыми фактами. Это могут быть и внеклассные мероприятия: викторины, вечера, экскурсии, творческие домашние задания. Можно цикл уроков посвятить какой-либо определенной тематике, например Великой Отечественной войне. В Удмуртии нет семьи, которой не коснулся бы пожар Великой Отечественной войны. Республика отправила на фронт 400 тысяч своих жителей, воспитала 101 героя Советского Союза, 20 полных кавалеров ордена Славы. Более 145 тысяч наших земляков отдали свои жизни за свободу и независимость Родины. Имя Тани Барамзиной - уроженки города Глазова, знал каждый пионер и комсомолец прошлого века, а сейчас большинство учащихся не знают ничего о подвиге героя, имя которого носит улица, на которой он живет. Знакомство со знаменитыми земляками посредством задач воспитывает гордость за свою Родину, пробуждает чувства сопричастности к ее прошлому и настоящему.

В процессе краеведения могут быть учтены все ценные природные объекты, исторические памятники и места отдыха. Краеведение создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии школьников. Содержание задачного материала может основываться на таких фактах, как данные национального состава населения, численность населения, численность промысловых животных в республике, распределение земельных угодий, площадь хвойных и лиственных лесов, производство основных видов продукции сельского хозяйств и др. Причем, данные численности и состава населения Удмуртии в настоящее время можно сравнить с данными, полученными во второй ревизии 1746 г., так как данные первой ревизии по нашему краю плохо сохранились. Можно на задачном материале проследить динамику изменения национального состава населения Удмуртской Республики. Можно использовать факты из социальной сферы: «В 2005-2008 гг. в Удмуртии введены в эксплуатацию 1765 тыс.кв.м жилья, детские сады на 566 мест, школы на 2.8 тыс. мест, больницы на 566 коек, поликлиники на 1 тыс. посещений в смену. За 4 указанных года обеспеченность населения жильем выросла с 18,3 до 19,5 ж2|» или

258

следующие: «Площадь всех посевных культур в Удмуртской Республике в 2008 г. составила 1128 тыс. га. В том же году собрано в республике 646 тыс. т зерна,525 тыс. т картофеля,172 тыс. т овощей, 39 тыс. т плодов и ягод, 6 тыс. т льноволокна. Надои молока составили 667 тыс. т. Произведено 915 млн яиц, 226 т шерсти, 829 т меда». Целесообразно также знакомить учащихся с народной метрологией: сажень, аршин, верста, пуд, штоф. У удмуртов существовали особые знаки для изображения денежных единиц - коньдон (коньы дун - цена белки).

Включение элементов истории и краеведения в обучение математике, с одной стороны, углубляет понимание ими фактического материала, развивает математическое мышление, с другой стороны, активизирует познавательную деятельность, расширяет кругозор, позволяет сделать обучение математике содержательным и интересным. Опытный педагог преподносит математику как увлекательную, изящную и интересную науку, воздействуя на повышение интереса к предмету, на формирование творческих способностей, и конечно, на развитие духовных ценностей. Важно, чтобы образовательная деятельность, выполняя свои познавательные функции, была нацелена на реализацию воспитательного потенциала учебных дисциплин, а каждый педагог проводил целенаправленную работу по формированию поликультурной личности, которая должна сочетать в себе системные знания в области национальной культуры, ориентацию на этнокультурные ценности.

Н. И. Шевченко

Формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий

Новый федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 г., должен дать ответ на главный вопрос образования: чему и как учить. Стандарт образования отличается системнодеятельностным подходом, разработкой новой системы оценки достижений учащихся, также предусматривает некоторые изменения в содержании образования и направлен на формирование тех ключевых компетенций учащихся, которые обеспечат успешную социализацию каждого молодого гражданина России.

259

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.