Научная статья на тему 'О воспитательных возможностях математических задач с национальной культурно-исторической фабулой и их реализации в обучении'

О воспитательных возможностях математических задач с национальной культурно-исторической фабулой и их реализации в обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАДАЧА С НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ФАБУЛОЙ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / MATHEMATICAL EDUCATION / PROBLEMS WITH A NATIONAL CULTURAL AND HISTORICAL PLOT / EDUCATIONAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова М. В., Зайкин М. И.

Рассматриваются математические задачи с национальной культурно-исторической фабулой, дается трактовка данного понятия, раскрываются аспекты работы с задачей и их воспитательное значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF MATHEMATICAL PROBLEMS WITH A NATIONAL CULTURAL AND HISTORICAL PLOT AND THEIR APPLICATION TO TEACHING

The paper deals with mathematical problems based on a national cultural and historical plot, defines the concerned concept, covers some aspects of applying such problems at the lessons and considers their educational potential.

Текст научной работы на тему «О воспитательных возможностях математических задач с национальной культурно-исторической фабулой и их реализации в обучении»

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 5 (2), с. 39-43

УДК 510 (075.5)

О ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ С НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ФАБУЛОЙ И ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В ОБУЧЕНИИ

© 2013 г. М.В. Волкова1, М.И. Зайкин2

1 Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко

2 Арзамасский филиал ННГУ им. Н.И. Лобачевского

mashaggpi@mail.ru

Поступила в редакцию 12.06.2013

Рассматриваются математические задачи с национальной культурно-исторической фабулой, дается трактовка данного понятия, раскрываются аспекты работы с задачей и их воспитательное значение.

Ключевые слова: математическое образование, задача с национальной культурно-исторической фабулой, воспитательные возможности.

В послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию говорится, что «общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории» [1, с. 5]. Об этом же говорится в Национальной доктрине образования в Российской Федерации (до 2025 года), в Концепции фундаментального ядра содержания общего образования и, в частности, в Концепции государственной национальной политики Удмуртской Республики.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности можно найти указания на то, что воспитание личности, ее духовнонравственное развитие в сфере образования должны происходить «системно, последовательно и глубоко» [1, с. 5], но обеспечивается оно не только содержанием образования. Важное значение имеет то, насколько среда, создаваемая учителем на уроке и вне его, благоприятна для развития способностей ребенка, насколько она повышает его познавательный интерес, обеспечивает самореализацию его личностного потенциала, формирует чувство гордости и любви к родному краю, расширяет общую и национальную культуру.

Всем народам (русским, удмуртам, татарам, марийцам, чувашам и др.), компактно проживающим на территории той или иной республики, присущи свои социально-экономические, историко-краеведческие и этнокультурные осо-

бенности. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей - один из ведущих принципов государственной политики в области образования, например, в Удмуртской Республике, поэтому все условия для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей учащихся общеобразовательных учреждений республики созданы, о чем говорилось на заседании Коллегии Министерства образования и науки.

Региональные особенности раскрываются, как правило, при изучении таких учебных курсов, как краеведение, география, история, музыка, родная литература, русская литература, технология и др., которые в том или ином объеме представлены практически во всех республиканских школах. По сравнению с этими предметами возможности математики более ограничены. Как писал известный отечественный педагог-математик А.Я. Хинчин, «математическая наука не может, конечно, давать школьнику тех непосредственно впечатляющих, этически воздействующих и формирующих характер образов, картин, эмоций, какими располагают, скажем, история или литература» [2, с. 50]. Но он же отмечал, что уроки математики не стоит сбрасывать со счетов в деле формирования нравственности, личности школьника, поскольку «работа над усвоением математической науки неизбежно воспитывает - исподволь и весьма постепенно - в молодом человеке целый ряд черт, имеющих моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике» [2, с. 50-51].

Богатство структурных компонентов культуры (мифа, философии, религии, искусства, науки, идеологии и нравственности), традиций, духовных ценностей, истории родного края позволяет преодолеть методические трудности, связанные с возникающим в сознании многих учеников представлением о «сухости», формальном характере, оторванности математики от жизни. По мнению А.Я. Хинчина, «этой же особенностью математической науки в значительной мере объясняется специфика задач, встающих перед учителем математики, который хочет использовать преподавание своей науки в воспитательных целях» [2, с. 33-34].

Школьные учебники по математике, включённые в список рекомендованных к использованию в Российской Федерации, традиционно содержат достаточно большое число сюжетных задач, способствующих достижению многих целей воспитания в процессе обучения этому предмету. В сюжетах таких задачах приводятся конкретные цифры о населении, географии, экологии, производственных и других показателях различных сфер страны в сравнении с аналогичными показателями бывших союзных республик - государств, входящих в СНГ. Следовательно, вполне логичным представляется то, чтобы задача, в которой идет речь о населении, например, Белоруссии, Украины, Казахстана и др., должна быть дополнена сведениями и о населении того края, где проживает ученик или функционирует образовательное учреждение. Если же в тексте задачи содержатся сведения о самом глубоком озере в мире, то для сравнения учителю можно дополнить этот текст информацией о самом глубоком водоеме его «малой родины» и т.п. Таким

образом, у школьного учителя математики в оперативном обороте должен иметься определенный набор задач с культурно-исторической фабулой, дополняющий систему задач школьного учебника математики, по которому ведётся обучение.

Под математической задачей с национальной культурно-исторической фабулой ниже будет пониматься текстовая математическая задача, содержащая информацию, имеющую культурно-историческое значение: отдельные термины, словосочетания; словесные фрагменты, графические образы; целостные сюжеты, сюжетные графические композиции, характеризующие образ жизни, бытовые аспекты, духовность, искусство, исторические особенности развития как отдельной народности, так и целого народа и всей человеческой цивилизации в целом.

В фабулу задачи может заноситься различная по объёму фактическая информация. Это могут быть как отдельные термины национального языка или часто употребляемые словесные обороты, так и связные сюжеты на ту или иную жизненно важную для народа тему и даже целостные описания некоторых событий, в которых может оказаться человек в силу тех или иных обстоятельств (рис. 1).

Говоря о методических особенностях работы над задачей с национальной культурно-исторической фабулой, прежде всего будем иметь в виду раскрытие особенностей реализации основных аспектов работы с фабулой такой задачи: семантическим, языковым, историческим, эстетическим, прикладным, речевым (рис. 2).

Семантический аспект работы с культурноисторической фабулой задачи связан прежде всего с обеспечением понимания связей и отношений между величинами, описывающими

Информация, заносимая в фабулу задачи

1 Г 1 г 1 Г

Отдельные

термины,

словесные

обороты

Небольшие

фрагменты,

связные

сюжеты

Целостные

описания

жизненных

событий

Рис. 1. Фрагменты культурно-исторической информации, привносимой в фабулу математической задачи

Рис. 2. Основные аспекты работы с фабулой математической задачи, содержащей культурно-историческую информацию

задачную ситуацию с привлечением культурноисторических сведений.

Задача 1. Автомобиль должен проехать 176 км, чтобы доставить ценный груз из города Ижевска в город Глазов через поселок Игра. Какое расстояние осталось проехать автомобилю до Глазова, если он проехал от Ижевска до Игры 92 км?

Содержание культурно-исторической фабулы данной задачи включает описание жизненной ситуации, состоящей в том, что при своем движении автомобиль проезжает по конкретному маршруту, хорошо известному детям, проживающим в Удмуртской Республике, и определяющему порядок выполнения действий, необходимых для получения ответа в задаче.

Раскрытие семантического аспекта предполагает прежде всего обеспечение смыслового понимания используемых в описании терминов.

Задача 2. Начертите окружность с центром в точке О и радиусом, равным 4 см, и еще одну окружность с тем же центром, но радиусом, равным 2 см. Найдите длины начерченных окружностей. Закрасьте круг меньшего радиуса. Полученная фигура является элементом удмуртских узоров и называется «Питыри», что в переводе с удмуртского языка означает «знак Луны». Этот символ встречается в вышивании и ткачестве. Часто украшает свадебные платки удмуртских невест [3, с. 57].

Условие данной задачи доступно для понимания школьником, не оставляет возможности для неоднозначной трактовки. Встречающееся в

задаче название элемента одного из удмуртских узоров переведено на русский язык, отмечено, где этот знак встречается.

Языковой аспект работы с культурноисторической фабулой задачи предполагает прежде всего овладение обучаемыми совокупностью задействованных национальных терминов, слов и символов, посредством которых описана задачная ситуация.

Это могут быть отдельные термины или символы, как, например, в задаче 2 или в задаче 3.

Задача 3. На двух противнях испекли 23 перепечи (национальная удмуртская еда). Вначале с первого противня взяли 20% испекшихся пере-печей и положили на второй противень. Потом со второго противня взяли 20% оказавшихся там перепечей и положили на первый противень. В результате на втором противне осталось 12 перепечей. Сколько изначально было перепечей на первом противне?

Помимо отдельных терминов или символов в тексте задачи могут встречаться словесные выражения, прочтение которых требует определенных языковых навыков, как, например, в следующей задаче.

Задача 4. Одйг коркан сю бабай бордэ. Отгадав следующую загадку (В одной избе сто стариков плачут), можно узнать, какое занятие древних удмуртов было одним из основных [бортничество (собирание меда диких пчёл)] и решить следующую задачу. Известно, что пчела проходит все стадии своего развития (яйцо, ли-

чинка, куколка) за 21 день. Определите продолжительность каждой стадии, если первая стадия в 4 раза, а вторая в 2 раза меньше третьей.

Наконец, возможно использование и таких задач, формулировки которых целиком записаны на удмуртском языке.

Задача 5. Адями нуналэ кыньлэ синзэ 11500 пол. Лыдъялэ коня пол кыньоз синзэ адями 1 арня. (Каждый человек в день моргает 11500 раз. Сколько раз человек моргнет за 1 неделю?).

При решении задач 2-4 учитель должен заострить внимание учащихся на правильном произношении ими специальных (национальных) терминов, названий узоров, национальных блюд и т.п. Все это позволяет расширить словарный запас школьников. С такого рода деятельностью связывают речевой аспект работы с культурно-исторической фабулой задачи.

Исторический аспект работы с фабулой задачи предполагает осмысление образовательной значимости событий, происходящих на территории республики, историческую оценку вклада выдающихся представителей удмуртского народа.

Задача 6. В конце XIX века в город Глазов направлялись политические ссыльные. Так, в 1867 году их было 44 человека, в 1870 - на 34 человека больше, чем в 1867 году, а в 1873 году - на 15 человек больше, чем в 1870 году. Сколько политических ссыльных было направлено в город Глазов в период с 1867 года по 1870 год?

Ряд исторических фактов и выводы из них дают представление о развитии родного края, достижениях экономики, ремёсел, торговли, о совершенствовании общественных отношений. Учителю нет необходимости повторно объяснять учащимся некоторые понятия (например, политические ссыльные). Он лишь намечает основной ход исторического процесса, включая в изложение наиболее интересные с его точки зрения темы.

Эстетический аспект работы с культурноисторической фабулой задачи связан с обеспечением понимания прекрасного в текстовой фабуле, графическом изображении, геометрическом построении или преобразовании, изящном выводе в процессе восприятия условия задачи, поиска решения и его оформления. Красивые задания неизменно вызывают интерес у детей среднего школьного возраста, поскольку «пробуждают фантазию учеников, заставляют воочию увидеть связь красоты и математики, непосредственно соприкоснуться с миром прекрасного прямо на уроке, в процессе выполнения учебно-познавательных заданий» [4, с. 5].

Например, в мотивах удмуртского орнамента отражаются самобытные черты, местные

особенности, художественные вкусы, эстетическое народное представление о прекрасном. По характерным чертам национальных орнаментов можно отличить орнамент одного народа от орнамента другого. Удмуртские узоры в большинстве своем симметричны, что позволяет включать их в различные практические задания.

Задача 7. На клетчатой бумаге изображена часть узора «Така сюр» («бараньи рога») [3, с. 57] и проведены две его оси симметрии (рис. 3). Требуется восстановить весь узор.

Рис. 3

Наконец, прикладной аспект работы проявляется в том, что культурно-историческая фабула задачи знакомит учащихся с использованием содержащейся в ней информации в быту, в современном производстве, при выполнении общественной и трудовой деятельности. Поясним данный тезис на примере следующей задачи.

Задача 9. Ежегодно рыбоводное хозяйство «Пихтовка» выращивает и поставляет 500 тонн карпа, что на 480 тонн больше, чем хозяйства при «Буммаше» и «Сарапульском водоканале», поставляющие форель, осетровые и африканского сома. Сколько тонн рыбы ежегодно выращивается и поставляется на рынки Удмуртии?

При решении учащимися задач, аналогичных задаче 9, их математические знания применяются в связи с различного рода подсчетами и расчётами, так необходимыми человеку на каждом шагу. Здесь требуется применить математические знания для того, чтобы справиться с практической задачей.

Таким образом, использование задач с национальной культурно-исторической фабулой в обучении математике позволяет познакомить учащихся с культурой, традициями и обычаями народов, проживающих на территории Удмуртской Республики.

Статья подготовлена по результатам научных исследований в рамках Федерального задания Минобрнауки России, регистрационный номер 6.5267.2011 «Структурно-семантический и функциональный анализ задачных конструкций, используемых в обучении математике».

Список литературы

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России I А.Я. Да-нилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/

catalog.aspx?CatalogId=985 (дата обращения: 06.02.2013).

2. Математика как профессия (О воспитательном эффекте уроков математики): Сборник статей. М.: Знание, 1980. 64 с.

3. Волкова М.В., Крежевских Л.Т. Геометрия удмуртских узоров: Методическое пособие по организации учебной и исследовательской деятельности школьников. Глазов: ООО «Глазовская типография», 2012. 60 с.

4. Гусева Н.В., Зайкин М.И. Дополнительные возможности красивых заданий на координатной плоскости // Математика в школе. 1999. № 1. С. 5-9.

ON THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF MATHEMATICAL PROBLEMS WITH A NATIONAL CULTURAL AND HISTORICAL PLOT AND THEIR APPLICATION TO TEACHING

M. V. Volkova, M.I. Zaykin

The paper deals with mathematical problems based on a national cultural and historical plot, defines the concerned concept, covers some aspects of applying such problems at the lessons and considers their educational potential.

Keywords: mathematical education, problems with a national cultural and historical plot, educational potential.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.