Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ'

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / нравственно-патриотическое воспитание / семья / школа / патриотизм / гражданственность

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масямова Венера Рашедовна

В статье представлены результаты работы по нравственно-патриотическому воспитанию школьников в этнокультурной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ»

DOI: 10.24412/cl-37095-2024-1 -74-80

Масямова В. Р.

учитель начальных классов

МАОУ «Велижанская СОШ - «СОШ Средние Тарманы», с. Средние Тарманы

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ

Ключевые слова: патриотизм, нравственно-патриотическое воспитание, семья, школа, патриотизм, гражданственность.

Аннотация. В статье представлены результаты работы по нравственно -патриотическому воспитанию школьников в этнокультурной школе.

В современном мире, где происходят глобальные перемены очень важно уделять внимание нравственно - патриотическому воспитанию школьника, знающего и любящего свою Родину. Одним из его направлений является этнокультурный компонент, как приобщение к духовным богатствам своего народа.

За 30 лет работы в школе очень часто сталкиваюсь с тем, что мы зачастую забываем свои корни, историю народа и поэтому на сегодняшний день нравственно - патриотическое воспитание является актуальной. На всем протяжении истории каждого народа родной язык, традиции, обычаи, духовно-нравственные ценности формировали лучшие человеческие качества. Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности школьников оказывает влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.

С изменениями, происходящими в обществе Тарманская школа, где работаю, прошла интересный путь становления. Школа основана в 1925 г.

• 1935 г. - завершен переход к начальному образованию.

• 1949 г. - открыта семилетняя школа.

• 1962 г. - стала восьмилетней школой

• 1984 г. - получила статус средней школы.

Занкиевские чтения

• 1985 г. - средняя, базовая школа Департамента образования Тюменской области.

• 1999 г. - получила статус школы с этнокультурным (татарским) компонентом, из 100 учеников 100 % дети татарской национальности.

• В 2002 г. сдано в эксплуатацию новое здание школы.

На сегодняшний день языком обучения является русский, а родной язык и литература преподаются как предмет, воспитание школьников основывается на народной педагогике. Из 138 учеников 94 % дети татарской национальности, 6% дети русской национальности.

В школе развито дополнительное образование, учащиеся посещают кружки предметного содержания и ряд кружков, которые способствуют развитию их творческих способностей. Процент учащихся, занимающихся в детских объединениях школы достаточно высок - до 98%. Работа по нравственно-патриотическому воспитанию во время уроков и во внеурочной деятельности ведется по следующим направлениям:

1. Воспитание патриотических чувств через изучение материалов о семье.

2. Воспитание патриотических чувств через изучение истории школы.

3. Гражданско - патриотическое направление.

4. Физкультурно-оздоровительное направление.

В рамках первого направления учащиеся изучают историю своей семьи, прикосновение к которой вызывает сильные эмоции, заставляя сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. В год семидесятилетия Победы в Великой Отечественной войне, группа учащихся начала работать над долгосрочным проектом «Память», направленным на изучение и сохранение памяти подвига воинов-односельчан. Совместно с выпускниками школы, родительской общественностью, учащимися и учителями проводится большая исследовательская работа, в результате которой был создан альбом с фотографиями воинов-односельчан, участников и ветеранов войны.

Интерес к изучению к истории своей семьи подтверждают результаты участия в научно-практических конференциях, конкурсах сочинений, проектов: исследовательская работа «История моей семьи в истории района», «Моя бабушка - труженик тыла», «Мой легендарный прадед», «Славен человек труда», «Берегите главное богатство». В своих работах учащиеся с особой гордостью рассказывают о своих родственниках внесших свой вклад в историю России. Во всех проектах и исследованиях учащихся красной нитью проходит мысль, что рядом с нами люди и их дела, которыми можем и должны гордиться. Гордиться их делами, традициями народа, своего края, историей страны. Это и есть самая главная результативность работы.

Доброй традицией стало ежегодное проведение музыкально-литературной гостиной «Загляни в семейный альбом», приуроченный к 9 мая. Ученики вместе с родителями готовят номер для выступления. Цель мероприятия - создать условия для формирования военно-патриотических чувств. Подготовительный период длится с февраля месяца и включает в себя несколько этапов: чтение и заучивание наизусть понравившихся произведений, песен, подготовка к выступлениям, изготовление открыток, рисунков, фотовыставок, костюмов.

В школе проводятся совместные праздники родителей с детьми: День знаний, День Матери, «День пожилого человека», «Мамин день», «Здравствуй, Новый год», День семьи. Данные мероприятия - это возможность показать увлечения своей семьи, рассказать об интересных традициях и обычаях семьи. Они имеют большое значение в процессе воспитания: крепнет связь поколений, учащиеся учатся использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

По второму направлению оформлен стенд «История школы», «Учителя ветераны», проводятся профессиональные праздники Дню Знаний, Учителя; поздравления ветеранов школы, тружеников тыла, ветеранов труда, проведен ряд исследовательских работ по трудовому пути учителей - ветеранов. («Учителя -ветераны», «Учитель от бога», «Замечательный человек», «История пионерской организации Тарманской школы» и др.) Материалы опубликованы в сборниках

Занкиевские чтения

региональных научно-практических конференций «Тавдинские чтения», районной научно-практической конференции «Прокопьевские чтения», сбрниках обастного креатив-фестиваля «Надежда».

Данное направление способствует сплочению коллектива, духовному обогащению, проявлению лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления сделать хорошее для старшего поколения.

Гражданско-патриотическое направление предполагает формирование гражданской позиции служения своему народу. На базе нашей школы функционирует военно-патриотический отряд «Юнармеец», в состав которого входят учащиеся 8-9 классов. Начиная со 2 сентября 2021 года, отряд с большим рвением включился в активную работу в юнармейском движении. Постоянный состав отряда насчитывает 20 человек.

Уже много лет в нашей школе ведется тимуровская работа, действует отряд добровольчества «Позитив». Ведется систематически, а главное - с желанием. В тимуровском отряде «Искорка» задействованы учащиеся 4-7, ребята старших классов в отряде добровольчества. Несомненно, на сегодняшний день деятельность отрядов необходима и значима. У каждого отряда есть свои подшефные ветераны, которым оказывают посильную помощь. В процессе выполнения добровольческой работы школьники входят в контакт с людьми, имеющими большой жизненный опыт, достойными и уважаемыми в обществе.

Все три отряда объединены одной целью: служить народу и принести пользу обществу. Они, участники всех сельских и районных мероприятий, каждый из них - личность, готовая трудиться на благо школы, а значит и Родины. Ребята регулярно проводят беседы на важные и нужные темы: «Моя Россия», «Символы России, региона, района», «Я - гражданин России», «Знаем ли мы родной край?», уроки памяти. Традиционно в школе проводится смотр строя и песни, посвященные к 9мая, а также возлагаются цветы к памятнику на День Победы, 23 февраля, День неизвестного солдата, Дню вывода войск с Афганистана, Дню снятия блокады Ленинграда, Дню скорби; готовят праздничные мероприятия к 23 февраля, 8 марта,

Дню семьи, Дню Победы, фестиваль «Песни Великого подвига», ежегодно проводится традиционный фестиваль «Мы едины», который помогает детям в короткий срок увидеть многообразие народов России, их национальные особенности, народный колорит, уникальность и важность каждого народа Российской Федерации, оценить свой вклад в изучение особенностей народа, принять участие в поиске материалов, книг, костюмов «своей» народности.

Результаты работы по данному направлению радуют: в 2021-2022 учебном году группа ребят участвовала во Всероссийском проекте «Штаб актива ВПН». За победу в данном конкурсе команда награждена поездкой в г. Москву, на Большой Школьный Пикник. Наши активисты получили свои заслуженные дипломы за ПОБЕДУ во Всероссийском конкурсе «Календарь полезных дел». В рамках данного конкурса ребята организовывали поздравление тех, кто проводит новогодние праздники на работе, организовывали акции, пропагандирующие здоровый образ жизни, заботились о пожилых людях, дарили им открытки, проводили национальные зимние забавы во дворах. Тимуровский отряд «Искорка» с 2014 года участвует в областном конкурсе «Нам дороги эти позабыть нельзя», по итогам конкурса в 2016, 2017, 2020,2021 году стал победителем в номинации «Лучшая тимуровская команда». В районном конкурсе «Лучшая тимуровская команда» с 2009 по 2022 года отряд признан победителем.

Отряд добровольчества ежегодно участвует в областном проекте «Активные выходные», занимая призовые места. В Марафоне добрых дел «Весенняя неделя добра» в 2022-2023 году удостоен Диплома Победителя, отряд добровольцев в районном конкурсе «Команды мечты» стал победителем в номинации «Лучшая добровольческая команда» с 2017-2023 г.

Физкультурно-оздоровительное направление ориентировано на укрепление стойкого интереса к спорту, развитие силы, ловкости, выносливости и сбережение здоровья детей. На уроках физической культуры, на кружке «Народные игры» учащиеся разучивают русские, татарских народные игры. С удовольствием участвуют в военно-спортивной игре «Зарница», «Весёлых стартах», занимая призовые места. Активно участвуют в конкурсах «А, ну-ка, парни!»,

«Днях здоровья», спортивных праздниках, народных забавах. Полученные знания, умения и навыки ребята активно используют в традиционных народных праздниках - «Нардуган», «Сабантуй». Эти мероприятия оказывают положительное влияние на организационное укрепление коллектива, способствует физическому развитию защитника Родины.

Анализируя работу в направлении нравственно-патриотического воспитания учащихся на основе этнокультурного компонента, следует отметить, что ведется работа по изучению истории России, своего края, своей семьи, традиций народа и осуществляется в процессе разнообразных форм работы. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности, происходит становление гражданина и патриота.

Народная мудрость гласит «Без прошлого - нет будущего», богатство народа - высокое национальное самосознание. Знать историю своего народа, говорить и общаться на своем родном языке, уважать культуру и народные традиции являются главными задачами для школьников Тарманской школы.

Список источников и литературы

1. Материалы региональной научно-практической конференции «Тавдинские чтения», Тюмень: Рекламно-издательская фирма «КоЛеСо», 2008г. С. 8, 112-118.

2. Материалы региональной научно-практической конференции «Тавдинские чтения», Тюмень: Печатник, 2009 г. С. 86, 136.

3. Материалы региональной научно-практической конференции «Тавдинские чтения», Тюмень: Издательско-полиграфический центр «Экспресс, 2010г. С.28, 40, 42.

4. Материалы региональной научно-практической конференции «Тавдинские чтения», Тюмень: Издательство ТГУ, 2013г. С.29, 52, 54, 72, 135, 139.

5. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции «Диалог культур: формирование российской гражданской идентичности подрастающего поколения», 2014. Тюмень: ТОГИРРО, с. 65

6. Сборник творческих работ «Символы региона», Тюмень, 2020. С. 30, 43.

7. Сборник материалов научно-практической конференции «Прокопьевские чтения», 2016. с. Нижняя Тавда, с. 3, 4

8. Материалы региональной научно-практической конференции «Тавдинские чтения», Тюмень: Издательство ГАУК ТОНБ, 2018г. С.6, 67, 72, 91, 124.

9. Сборник материалов научно-практической конференции «Прокопьевские чтения», 2018. с. Нижняя Тавда, с. 14, 63

10. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции «Диалог культур: сохранение и развитие родного языка», 2015. Тюмень: ТО-ГИРРО, с. 35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.