РАСТИМ ПАТРИОТОВ
Елена Юрьевна Дьякова,
ведущий специалист отдела воспитательной работы и дополнительного образования детей Министерства образования Ставропольского края
В Ставропольском крае сложились определённые традиции по патриотическому воспитанию детей и молодёжи. В образовательных учреждениях сохраняется опыт работы с молодёжью, развиваются новые формы по трудовому и гражданскому воспитанию, вовлечению школьников в разработку и реализацию социально значимых проектов, развитию музейного движения, подготовке молодёжи к военной службе.
Каковы главные задачи? Формирование у детей и молодёжи
Фотографии к статье от автора.
духовно-нравственных и социальных ценностей, гражданского сознания, любви и верности к Отечеству, уважения к традициям и историческому прошлому своей Родины. Для этого педагоги используют возможности общеобразовательных предметов и внеклассных мероприятий: изучение истории Отечества, родного края, трудовых и культурных традиций народов, проживающих в Ставропольском крае на уроках истории, географии, литературы, мировой художественной культуры; поисково-исследовательская, краеведческая дея тельность, общественные детские и молодёжные объединения, школьные музеи; подготовка юношей к службе в армии, обучение их основам военной подготовки.
Чародное образование 4’2010
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Особая роль в военно-патриотическом воспитании детей и молодёжи в крае принадлежит кадетским школам и классам оборонно-спортивного и юридического профиля, в которых занимаются более 3000 учащихся. В 60 образовательных учреждениях есть казачьи классы, во многих школах созданы общественные движения «Юные казачата».
Традиционные формы работы позволили привлечь к их проведению и участию огромное количество школьников. Среди них Всероссийское краеведческое движение «Отечество» (это своего рода модернизация патриотического массового движения советского периода «Моя Родина — СССР»), в котором участвуют более 30 тысяч старшеклассников края. Ребята ведут поисковую, исследовательскую, краеведческую работу по 19 направлениям.
На протяжении 20 лет в крае проводятся туристско-краеведческая акция «Вахта Памяти» и туриада-экспедиция «Граница», военно-патриотическая игра «Зарница». В них принимают участие учащиеся и студенты не только Ставропольского края, но и соседних краев и областей. Более 10 тысяч ребят ежегодно проходят боевыми маршрутами советских воинов и партизан, ведут поисковые работы, приводят в порядок воинские захоронения, участвуют в митингах и концертах для пограничников. Это способствует воспитанию уважения к военной истории страны, края, подвигам советских солдат, отдавших жизнь в боях за освобождение своей Родины.
Нельзя себе представить организацию воспитательной работы с учащимися вне тесной связи с ветеранами, их семьями, ветеранскими общественными организациями. Для оказания помощи ветеранам за ними закреплены отряды милосердия, тимуровские и пионерские отряды образовательных учреждений. В крае активно развивается тимуровское движение, действуют более 1000 отрядов, в которых занято около 30 тысяч школьников. Наиболее значимыми для ребят и ветеранов стали акции: «Спешите делать добро!», «Ветеран живёт рядом», «Забота», «Обелиск», «С праздником, ветеран!», «Письмо ветерану», «Живой голос Памяти» и такая интересная форма работы
патриотических объединений с ветеранами, как «Уроки мужества на дому».
Сегодня в крае около 1765 военно-патриотических клубов. Около 30 тысяч ребят занимаются в объединениях и отрядах юных патриотов, казачат, пограничников, спасателей, несут вахту на Постах № 1. В городах и районах края работают 26 Постов № 1 у мемориалов «Огонь Вечной Славы». Сегодня Посты № 1 — это организационно-методические центры по военнопатриотическому воспитанию молодёжи. Юнармейцы не только несут почётную вахту у мемориалов «Огонь Вечной Славы», но и участвуют в патриотических мероприятиях, ведут поисковую, музейную работу.
При подготовке к празднованию 65-летия Победы активизировалась работа школьных музеев. Школьные музеи — неотъемлемая часть системы героико-патриотического воспитания учащихся, они стали настоящими творческими лабораториями по приобщению ребят к поисковой, исследовательской деятельности. Сегодня в крае в образовательных учреждениях работают 386 музеев. Ежегодно проводимый конкурс на лучший школьный музей показал, что наряду с традиционными формами музейной работы осваиваются новые, современные технологии воспитательной и образовательной деятельности, такие как компьютерные презентации, созданы вертуальные музеи, проводятся вертуальные экскурсии.
Значительно расширить рамки военнопатриотического воспитания молодёжи позволяет военно-шефская работа.
В Ставропольском крае эта работа имеет нормативно-правовой характер, что позволяет проводить её результативнее, на постоянной основе.
Дни призывника, Дни открытых дверей, акции «С праздником солдат!», «Материнский пирог» проводятся
Народное образование 4’2010
ежегодно уже несколько лет. Большой резонанс вызывает проводимая в крае благотворительная акция «Дети России — солдатам войны», в рамках которой школьники и студенты поздравляют ветеранов, собирают посылки для солдат и офицеров, выполняющих свой воинский долг и находящихся на лечении в госпиталях.
Особое внимание уделяется популяризации государственных символов России, празднованию Дня Памяти. В образовательных учреждениях проводятся интересные мероприятия, фестивали, конкурсы: «Я гражда-
онального мастерства совместно со Ставропольской епархией «За нравственный подвиг учителя», посвящённый в этом году 65-летию Великой Победы.
На государственном уровне происходит поворот к духовности, тема патриотического воспитания заново приобретает актуальность в рамках реализации инициативы Президента России Д. Медведева «Наша новая школа». Ведь патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, гордость за его достижения и победы, неразрывность с его историей, куль-
нин России», «Растим патриотов», конкурсы творческих работ, сочинений «Моя семья в годы войны», «Никто не забыт, ничто не забыто», а также конкурс професси-
турой, проблемами, составляет духовнонравственную основу личности молодого человека, формирует гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине. НО