Научная статья на тему 'Дороги Смоленщины'

Дороги Смоленщины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архипова Татьяна Алексеевна

Система педагогической работы в Смоленске и Смоленской области, направленная на воспитание у школьников патриотизма и гражданственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дороги Смоленщины»

ДОРОГИ СМОЛЕНЩИНЫ

Татьяна Алексеевна Архипова,

заведующая кабинетом воспитательной работы

Смоленского областного института усовершенствования учителей

В последнее время во многих странах мира отмечается мощный всплеск интереса к собственной культуре, истории, религии. Осознание важности национальной самоидентификации, стремление заявить о своих ценностях, показать их значимость и привлекательность — это во многом реакция на процессы глобализации, которые характерны для современного мира.

Р

оссия никогда не была «в стороне от столбовой дороги цивилизации», а порой находилась на самом её рубеже. Нашей стране, обладающей колоссальными природными богатствами, на протяжении веков приходилось отстаивать свои национальные интересы, защищать ценности православного государства, традиции,

Фото: http://narod.cln.ru/ photo_detail.php?id=120423

культуру, русский язык. Драматические события истории Отечества развивали лучшие качества народа, среди которых одно из главных — патриотизм.

На протяжении всего периода существования Русского государства немаловажную роль в его судьбе играла Смоленская земля. Город-герой Смоленск —

ТА. Архипова. Дороги Смоленщины

западный форпост на границе нашего государства. Недаром Смоленск называют «город-ключ», ключ к Москве, а значит и ко всей России. На Смоленской земле часто решалась судьба Отечества. Именно поэтому патриотическое воспитание всегда было и остаётся для педагогов области одним из приоритетных направлений деятельности. Но особенно актуально это направление воспитательной работы — в год 65-летия Великой Победы.

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы» отмечается, что одна из основных задач образования — повышение качества патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превращение их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения. В программе также указывается, что сегодня образовательные учреждения испытывают не-

ное время. И все понимают, что граж-данско-патриотическое воспитание, частью которого является военно-патриотическое воспитание, — это изучение, приобщение к культуре, традициям, истории своего народа. И тем не менее, порой раздаются голоса, в том числе и в педагогической среде, что, дескать, опять война, милитаризация, сколько можно пугать мир? Поэтому так важны сегодня продуманные, взвешенные подходы к содержанию и формам военно-патриотического воспитания.

Именно от нас, педагогов, зависит, жем ли мы создать такие условия, при которых молодой человек на основе эмоционально-окрашенных знаний, развития чувственной сферы будет осознавать

смо-

Памятник А.В. Суворову

Памятник Дмитрию Донскому в Коломне Памятник Александру Невскому

достаток в методическом обеспечении этого направления деятельности. Конечно, каждый педагог знает, что быть гражданином страны — значит чувствовать неразрывную связь со своим Отечеством, его прошлым, настоящим и будущим, брать на себя ответственность за его судьбу в мирное и воен-

свою принадлежность, причастность к важнейшим военно-историческим событиям и таким образом осознанно присваивать общие национальные духовно-нравственные ценности, стимулирующие определённый тип социального поведения.

Сегодня благодаря национальному проекту «Образование» укрепилась материально-

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

техническая база школ, учителя всё больше используют на уроках интерактивные доски, пользуются услугами Интернета. И при проведении внеклассных мероприятий педагоги могут использовать не только традиционные формы работы, но и новые технологии, в том числе информационно-коммуникационные. Один из примеров вдумчивого, ответственного отношения педагогов к воспитанию гражданина и патриота — создание сборника методических материалов нового поколения «Отчизны славные сыны».

На базе Смоленского института усовершенствования учителей была создана творческая группа педагогов (руководитель Т.А. Архи-пова. — Прим. ред.) по разработке нового инновационного методического пособия по патриотическому воспитанию. Кроме сценариев, разработанных педагогами совместно с детьми, пособие содержит электронное приложение, включающее мультимедийные презентации, видео- и аудиосопровождение к каждому мероприятию. В пособии представлены различные формы внеклассных мероприятий, посвящённых дням воинской славы России и легендарным полководцам: Александру Невскому, Дмитрию Донскому, Александру Суворову, Павлу Нахимову, Георгию Жукову, другим историческим деятелям, чьи имена навечно вписаны в Книгу воинской славы России. Важные задачи российского образования, связанные с возрождением национальных традиций народа, духовным становлением личности, невозможно решить без использования в педагогической практике всех компонентов русской культуры, одним из которых в течение тысячелетия было Православие. В сборник включены сценарии, нравственную основу которых составляют православные ценности, например, «Святой адмирал» (Ф.Ф. Ушаков).

Каждый сценарий имеет музыкальное сопровождение, состоящее из произведений классической музыки, колокольного звона, популярных мелодий, записанных участниками проекта. Иллюстрации, музыкальное оформление любого мероприятия — это тот эмоциональный фон, который подчёркивает значение и величие подвигов великих полководцев, способствует развитию патриотических чувств, выступает тем фактором, благодаря которому формируется осознанная любовь к Отечеству.

Сборник был представлен на Всероссийский конкурс «Растим патриотов России» и отмечен благодарностью Федерального агентства по образованию РФ.

Гражданско-патриотическое воспитание — одно из главных направлений деятельности Дворца творчества детей и молодёжи (г. Смоленск), который является методическим и организационным центром детской городской общественной организации им. Ю.А. Гагарина, имеющей гражданско-патриотическую направленность. Гагаринцы первыми на Смоленщине возродили игру «Зарница», которая сегодня проходит в форме военно-спортивной игры «Через тернии к звёздам».

Памятник Г. Жукову на Красной площади

Воспитанники туристско-краеведческого клуба «Гамаюн» в ходе реализации программы «Вахта памяти» совместно с поисковыми отрядами из Архангельской области, ребятами московской школы № 548 только за последние 5 лет обнаружили останки 138 советских солдат. Большая работа ведётся по благоустройству захоронений советских воинов.

Т.А. Архипова. Дороги Смоленщины

Особое место в ряду мероприятий по военно-патриотическому воспитанию занимает городская военно-патриотическая игра «Тропа к генералу», в которой участвуют ребята всех школ города.

Духовный мир цивилизованного человека немыслим без опоры на мощные пласты исторического сознания. Поэтому во многих школах Смоленска и Смоленской области центрами патриотического воспитания стали школьные музеи. Конкурсы, которые мы постоянно проводим, позволяют выявить новые интересные направления музейной педагогики, определить лучших в краеведческой работе. Много интересного об истории Смоленщины и её героическом прошлом можно узнать в музеях 13-й, 16-й, 27-й школ, гимназии им. Пржевальского г. Смоленска.

Сегодня почти во всех школах Смоленской области разработаны воспитательные программы, в которых главные направления — гражданско-патриотическое и духовно-нравственное. Такие блоки этих программ, как «Я — гражданин», «Моё Отечество», «Моя Родина — Россия» наполнены разнообразными формами деятельности, большинство из которых ориентировано на формирование социально-ответственной личности. В школе № 1г. Десногорска реализуется комплексно-целевая программа «Я — гражданин России» (руководитель В.В. Сенькина). В рамках этой программы действуют подпрограммы «Живая Русь», «Россия молодая», клуб «Отечество», члены которого активно взаимодействуют с ветеранами всех войн, участвуют в волонтёрском движении.

В образовании сегодня приоритет отдан инновационным технологиям, в том числе, социальному проектированию. Один из наиболее значимых социальных проектов Смоленской области — «Чтобы помнили...» школы № 2 г. Дорогобужа (руководители — Р.А. Ларчен-кова, О.А. Ходакова). Тема проекта выбрана не случайно. В канун 60-летия Победы школьный музей под руководством педагогов Ю.Н. Шорина, Т.Г. Коршуновой начал исследовательскую работу о деятельности подполь-

ной комсомольской организации «Юная гвардия», действующей в Дорогобуже в годы оккупации. Место расстрела юногвар-дейцев известно каждому дорогобужанину, но мало кто задумывался о том, где захоронены юные герои. И эту задачу решили старшеклассники, реализовав социальный проект по поиску, реконструкции захоронений бывших учеников своей школы. От старожилов ребята узнали, что герои-комсомольцы похоронены на Заднепров-ском кладбище, нашли эти могилы, отыскали родственников погибших, получили их разрешение на реконструкцию захоронений.

Началась активная работа по сбору средств: ребята организовали благотворительные концерты, ярмарки, обратились в администрацию Дорогобужского района, военный комиссариат, ООО «Мрамор» г. Смоленска. Была проведена работа по расчистке найденных могил, установке на них памятных мраморных стел. В честь этого события состоялся городской митинг, в котором приняли участие и ветераны Великой Отечественной войны. На старом здании школы (здесь пытали комсомольцев) была открыта мемориальная доска с именами юных героев.

В апреле 2009 года команда школы «Дорогобужата» стала победителем регионального этапа Всероссийского конкурса «Узнай Россию». В 2010 году в канун 65-летия Победы планируется реализация нового социального проекта, продолжающего историю «Юной гвардии»: старшеклассники решили отреставрировать обелиск, установленный на месте расстрела юных героев. Аналогичный социальный проект, посвящённый памяти милиционеров-подпольщиков Смоленщины, был реализован учащимися Починковской школы №2 » (руководители — Л.Н. Корзунова, Л.П. Романенкова). По итогам работы участниками проекта был создан фильм, презентация которого состоялась перед жителями посёлка. Работа была отмечена на областном конкурсе по развитию духовно-нравственного и гражданско-патрио-тического воспитания. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.