Научная статья на тему 'Духовно-нравственные основы патриотического воспитания Российской молодежи'

Духовно-нравственные основы патриотического воспитания Российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
8014
601
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Отечество / родина / Патриотизм / патриотическое воспитание / духовность / православная вера / Fatherland / native land / patriotism / patriotic education / spirituality / orthodox faith

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Saratovtseva Nadegda Valentinovna

Тема статьи особенно интересна и актуальна в условиях духовно-нравственного кризиса, вызванного глубокими социально-экономическими преобразованиями, происходящими в современной России. Сложившаяся общественная ситуация заставляет задуматься о возрождении утерянных духовных ценностей, о нравственных и патриотических ориентирах в воспитании молодежи. Авторская позиция такова, что патриотическое воспитание молодых россиян, опирающееся на атеистическое миросозерцание, обречено на провал, оно безрезультатно. Особо подчеркивается мысль о том, что основой, определяющей смысл и ценность человеческой жизни, является осознание молодежью своей исторической и духовной принадлежности к Отечеству. В целях организации развития патриотического воспитания молодежи автором предложены конкретные направления деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The subject of the article is especially interesting and actual today, in the conditions of spiritual and moral crisis provoked by the deep social and economic transformations occurring in a society. Such public situation makes fall into a muse about the revival of lost cultural wealth, about moral and patriotic reference points in youth education. The author"s position is such that patriotic education, based upon the atheistic world view, is on the skids, it is ineffective. Only orthodox faith, spirituality is authentic and effective basis of the patriotic becoming of the Russian young people. With the purpose of organization of development of patriotic education of young people the author offers concrete activity directions.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственные основы патриотического воспитания Российской молодежи»

Саратовцева Н.В.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Изменения в российском обществе, его ценностная переориентация, а также отсутствие условий для становления духовно-нравственной личности с четко выраженной гражданской позицией требуют возрождения механизмов передачи православных традиций патриотического воспитания новым поколениям.

В рамках статьи следует дать четкое толкование смысла и значения таких ключевых категорий, как «Отечество», «Родина», «патриотизм».

Отечество - это социокультурное понятие, которое отражает представления человека о родном доме, о малой Родине, о родной стране. Содержание этого понятия, на наш взгляд, предполагает особую связь личности на уровне эмоций и чувств со своей Родиной, осознание этой личностью своей исторической духовной принадлежности к ней. Наше понимание понятия Отечества близко к позициям славянофилов (К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков). Сущность понятия «Отечество» славянофилы раскрывали с помощью таких духовных категорий, как религиозно-нравственный идеал, смирение, духовная мудрость, соборность, любовь к Богу и ближнему.

Понятие «Отечество» неразрывно связано с понятием «патриотизм». Патриотизм (от греч. латргютп? — соотечественник, латрц — отечество) олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном служении Родине.

Такие жизненно важные понятия, как ПриРОДа, РОДители, РОДственники, РОДина, наРОД, РОДной, РОДники, не случайно имеют один корень. По определению А.Н. Вырщикова, они отражают «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви...» [1].

Патриотизм включает в себя такие ценности, как любовь к своему народу, любовь к своей «малой Родине», служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое). Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (годы патриарше-

ства: 1990 - 2008 гг.) так раскрыл духовно-нравственную сущность этого понятия: «Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своем народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом - это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» - это то же самое, что бездомный человек» [2].

В материале Википедии - свободной энциклопедии раскрывается еще одна важная мысль: «Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. В православном вероучении известны слова Серафима Саровского: «спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся». То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением.» [2].

Опираясь на изложенное, можно заключить, что понятия «Отечество» и «Родина» неразрывно связаны с понятием «патриотизм». Истинный патриотизм

- это любовь к Родине и стремление к праведной жизни. По своей сущности он гуманистичен, так как предполагает уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.

Совершенно очевидно, что никакие идеологические установки не ускорят процесс воспитания духовно-нравственной личности с четко выраженной гражданской позицией. Духовность, православная вера - подлинные и действенные основы патриотического воспитания молодых россиян. Для подтверждения этой мысли обратимся к примерам из истории нашего Отечества.

На протяжении веков Русская православная церковь была хранительницей патриотических традиций народа, смотрела на несение воинского долга как на добродетель, которая требует высочайшего духовного напряжения. Слово «Бог» и произошедшее от него слово «богатырь» - не случайно однокоренные слова. Представители церкви, высказываясь о воинском служении, говорят немало поучительного. Так, один из главнейших принципов, которые должен соблюдать православный воин, - «крепко держаться православной веры». Святитель Иннокентий Херсонский писал: «Истинный ратник Христов тот, кто кроме оружия

земного имеет и оружие Божие - веру живую, упование твердое, любовь нелицемерную к правде и смирение христианское» [3]. Древний православный памятник болгарского права «Закон судный людям», составленный в конце IX в. учениками святого равноапостольного Мефодия на основании византийского законодательства, так пишет о ведении военных действий: «Отправляясь на бой с супостатами, подобает остерегаться всех недобрых слов и дел, направить мысль свою к Богу, и молитву сотворить, и сражаться в ясном сознании, ибо помощь дается от Бога светлым сердцам. Не от большей силы победа в бою, а в Боге крепость» [3].

Церковь содействовала духовно-нравственному воспитанию военнослужащих. К примеру, эффективным способом поддержки боевого духа русской армии были полковые священники. О мужестве и подвигах полковых священников в дореволюционной России рассказывал журнал «Вестник военного духовенства», выходивший в период с 1890 по 1917 г. Если случалось попасть в окружение, погибал командир или начиналась паника, «полковой священник становился на самом опасном и ответственном участке, с крестом в руке останавливал бегущих, призывал к мужеству. Впереди на лихом коне .[4, с. 10]. В регулярной армии каждый полк имел не только своего священника, но и свою походную церковь и, как правило, свою икону, считавшуюся покровительницей части. По данным архива Синода, в 1812 г. в ведомстве армейского духовенства состояло 240 человек, около 200 из них участвовало в войне [5, с. 33].

Осознание народом войны 1812 г. как войны Отечественной позволило церкви приобрести после победы новые святыни. 25 декабря 1812 г. вышел манифест императора Александра I о намерении соорудить «церковь во имя Спасителя Христа» («... в ознаменование благодарности нашей к промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели») [5, с. 36]. Построенный в честь победы в Отечественной войне 1812 г. храм Христа Спасителя превратился вскоре в одну из главных православных святынь страны.

Покровительницами войск считались иконы. Неоднократно для спасения Москвы от набегов татар православные прибегали к помощи Владимирской иконы Божией Матери [7, с. 35]. С Тихвинской иконой Божией Матери, как и с Богородицей Казанской, связаны успехи русского оружия в Смутное время [7, с. 57]. Во время Отечественной войны 1812 г. в действующей армии находилась Смоленская икона Божией Матери. Всю войну она была при войсках 3-й гренадерской дивизии, а накануне Бородинского сражения перед ней молился

М.И. Кутузов [7, с. 49]. К помощи Казанской иконы Божией Матери обращались и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. [6, с. 71].

Сегодня вновь настали времена, благоприятные для сотрудничества церкви и армии. На территории ряда сборных пунктов России появились часовни. Принятие присяги новобранцами все чаще происходит с участием священнослужителей, с их благословения и начинается служение Отечеству. В 2009 г. в армии России начали службу штатные священники. Первых батюшек «призвали» на службу в расположенные за пределами России соединения и на базы: в Армении, Таджикистане, на Украине, в Киргизии, Абхазии и Южной Осетии. Планируется укомплектовать ими войска Северо-Кавказского военного округа, а после этого -основные части на территории всей страны. К 2010 г. будут созданы церковные отделы в округах, на флотах и в центральном аппарате Минобороны. Всего в армии и на флоте планируется иметь 200-250 штатных священнослужителей [8, с. 4].

Православное христианство предлагает рассматривать вопросы воинского служения с точки зрения духовного опыта, глубинных духовно-нравственных оснований. Считается, что воин, защищающий свое Отечество, должен знать, зачем он берет в руки оружие и когда и как он может его применять. Основанием для применения оружия должны быть не только требования воинского устава, но и нравственные ориентиры воинов, особенно тех, которые считают себя православными христианами. Это не только способствует укреплению воинской дисциплины, повышению ответственности воинов, но и придает армейской службе высоконравственный характер.

Церковь причислила к лику святых множество воинов, а в богослужениях взывает о помощи свыше для «христолюбивого воинства». Причем были прославлены как полководцы, так и рядовые воины, как мученики, так и преподобные, как отдельные лица, так и целые группы.

Среди святых, прославляемых Русской православной церковью - благоверный князь Александр Невский, который стяжал славу не только мученическими подвигами и личным благочестием, но в первую очередь своими государственными деяниями. Доблестный военачальник, он был бескомпромиссным противником католического Запада в переговорах (решительно отклонил в 1249 г. предложение папы Иннокентия IV перейти в «латинскую веру» и заключить союз для совместной борьбы с монголо-татарами). К молитвам святому князю русские полководцы прибегали во все последующие времена. Имя покровителя вои-

нов известно далеко за пределами нашей Родины. Свидетельство тому - многочисленные храмы, посвященные святому Александру Невскому (Патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллине, храм в Тбилиси). Славный полководец нашего Отечества, святой благоверный князь Александр Невский любил повторять свою знаменитую фразу: «Не в силе Бог, а в правде».

Федор Федорович Ушаков, выдающийся государственный деятель, прославленный адмирал великого Российского флота и непобежденный ни в одном сражении флотоводец, является одним из примеров служения Отечеству и заботы об общественном благе. Он преданно служил во благо своего народа и своей Родины. Вместе с тем он всегда оставался человеком глубокой веры во Христа Спасителя, строго приверженным православным нравственным началам. Показательно взятие мощнейшей в Европе крепости Корфу 19 февраля 1799 г. Это был день торжества русского православного духа и силы. Адмирал так напутствовал молодых воинов: «Не отчаивайтесь! Нынешние грозные бури к славе России обратятся! Веру только берегите и укрепляйте, Отечество любите и служите ему ревностно, перед врагами не смущайтесь, а сокрушайте их... с нами Бог!» [9]. Впоследствии один из очевидцев писал: «Русские и здесь доказали, что истинная храбрость сопряжена всегда с человеколюбием, что победа венчается великодушием, а не жестокостью и что звания воина и христианина должны быть неразлучны» [9].

В годы Великой Отечественной войны воинская слава Ф. Ушакова вдохновляла на подвиги защитников Родины. Были учреждены орден и медаль адмирала Ушакова, которые стали высшими наградами для военных моряков.

Александр Васильевич Суворов, известный большинству наших современников в основном как великий полководец, менее представлен в трудах историков как православный человек. Живя в век просвещения и либерализма, он свято чтил обычаи предков, видел в них залог добродетели. А.В. Суворов называл Россию «домом Богородицы», говорил, что «Россия построена Промыслом Божьим» [4, с. 12]. «Чудо-богатыри, витязи! Противник от вас дрожит! Держитесь крепко! Бейте! Штыками, саблями! И гоните французов за реку! Вы русские! С вами слава, с вами победа! И каждый солдат, помолись Богу, - от него победа! Бог нас водит: он нам генерал!» - это слова фельдмаршала А.В. Суворова, с которыми он обращался к солдатам. [10, с.224.]. Ни одного сражения он не начинал и не оканчивал без молитвы. По написанному собственноручно церковному учебнику А.В. Суворов преподавал в солдатской школе Закон Божий [10, с.61].

На рубеже третьего тысячелетия именно в России для солдат Евгения Родионова, Андрея Трусова, Игоря Яковлева, Александра Железнова вопрос о верности Отечеству слился с вопросом о приверженности к православной вере. Отказ от Христа означал отказ и от Родины, и от матери. И все они ценой страданий и самой жизни дали единственный ответ на этот главный для каждого человека вопрос [11, с. 33].

Православная вера - важнейший фактор, обеспечивающий духовное единство народа. Именно поэтому защита русской земли на протяжении многих веков приравнивалась к защите православия, и наоборот, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси.

Православная вера и любовь к Отечеству едины. Подтверждение этому мы находим и в государственной символике Российской Федерации. Великомученик Георгий Победоносец, олицетворяющий покровительство и защиту ратных людей, украшает Государственный герб нашей Родины. Он же изображен на символах столицы России. Вспомним слова Государственного гимна Российской Федерации (слова С. Михалкова):

Россия - священная наша держава.

Одна ты на свете! Одна ты такая -

Хранимая Богом родная земля!.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

А сохранить процветание Родины возможно. Нужно только возродить механизмы передачи православных традиций патриотического воспитания новым поколениям. В гимне есть слова: «Предками данная мудрость народная!». В современных условиях нужно лишь возродить эту мудрость народную! Единственный путь к величию нашего Отечества - это созидание святости в себе, стремление к праведной жизни.

В настоящее время все еще не создано воспитательное пространство для формирования духовно-нравственной личности с четко выраженной гражданской позицией. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является формирование у обучаемых гражданской ответственности, духовности и культуры. Таким образом, предполагается ориентация образовательных учреждений не только на сообщение обучаемым определенной суммы

знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.

Следует обозначить причины слабости патриотического воспитания молодежи в современных образовательных учреждениях, что поможет нам наметить направления деятельности по повышению его эффективности. На наш взгляд, к таким причинам в первую очередь относятся:

- отсутствие соответствующих духовно-мировоззренческих приоритетов в российском обществе;

- уклонение части педагогов от выполнения воспитательных функций;

- недостаточная доля общеобразовательных, гуманитарных дисциплин в учебных планах.

В организации процесса развития патриотического воспитания современной молодежи выделим следующие направления деятельности.

1. Обогащение содержания воспитания и обучения посредством включения в него культурно-исторического, военно-исторического, духовно-нравственного компонентов.

Существенную роль в становлении гражданина и патриота своей страны играют литература, исторические науки. По словам педагога А.А. Мусина-Пушкина, только на почве любви к Отечеству через восприятие величавых образов литературы, русской истории «... возможно в будущем широкое развитие духовных сил народа и полный расцвет народного гения» [12, с. 97]. Мы не можем быть «Иванами, не помнящими своего родства». Все мы должны знать свою историю, знать и помнить тех великих людей, которые строили Россию и созидали ее. Необходимо брать пример непоколебимой стойкости и беззаветной любви к Родине с наших великих предков.

Важно отметить еще один момент. Вся история России подтверждает тот факт, что вопросы патриотического воспитания не должны рассматриваться изолированно от религии. «Каждый культурный человек должен знать, что история нашей страны тесно связана с 1000-летней историей христианства на Руси», -говорил Патриарх Алексий II на церемонии открытия III Межрегионального фестиваля молодежи и студентов «Обретенное поколение» [13]. Следует активнее привлекать священнослужителей к разработке образовательных программ, учебников и учебных пособий.

Кроме того, необходимо поддержать инициативу ведения (по желанию) пасторских бесед, изучения Закона Божьего в образовательных учреждениях. С

весны 2010 г. в России будет начат эксперимент. В школах начнут преподавать новый предмет - «Духовно-нравственное воспитание»1. Если опыт окажется успешным, то практику преподавания предмета перенесут на всю страну. Это, по словам Президента России Д.А. Медведева, может произойти уже с 2012 г. [14, с. 2]. Считаем это очень важным посылом для развития патриотических чувств молодежи, а следовательно, для духовно-нравственного возрождения российского народа.

2. Усиление воспитательных функций педагогического процесса в образовательных учреждениях.

Следует вспомнить идеи одного из выдающихся педагогов XIX в. И.Ф. Гербарта (1776-1841 гг.), который ввел в педагогику понятие «воспитывающее обучение». Обучение без нравственного воспитания характеризовалось им как средство без цели, а нравственное воспитание без обучения - как цель, лишенная средства. Наши исконные нравственные понятия, российские обычаи так или иначе связаны с традицией православной церкви. Не следует забывать, что обучение, т.е. умственное развитие, есть главное средство воспитания личности.

3. Целевое использование конкретного материала, характеризующего основные стороны жизни общества и тенденции его развития, в деятельности, направленной на усиление нравственной направленности воспитания личности гражданина и защитника России.

Молодежь не увлечешь обобщенно-отвлеченными разговорами, инструкциями в области морали. Ей нужны живые примеры из истории и современной жизни, способные пробудить интерес к духовному опыту наших славных предков и героев-современников.

4. Активизация многообразных форм, методов и средств патриотической работы среди молодежи на основе православных традиций.

Среди форм, методов и средств патриотического воспитания молодежи выделим следующие: влияние старших, сила примера; рассказы о замечательных деятелях России и их доблестных подвигах, проникнутые искренним патриотическим чувством самого наставника; празднование дней, имеющих особенно важное значение в жизни Отечества; восстановление храмов, монастырей; поиск

1 Экперимент касается 12 тысяч школ, где учатся 256 тысяч детей, в 18 регионах страны. Новый школьный предмет планируется ввести в последней четверти 4-х и первой четверти 5-х классов. - Н.С.

неизвестных воинских захоронений; уход за памятниками и монументами; организация конкурсов, викторин, фестивалей патриотического характера; присутствие на церковном богослужении; беседы со священниками.

Некоторые из названных форм работы уже используются2.

Резюмируя, отметим, что воспитание духовной, творческой личности, формирование человека, готового служить Родине верой и правдой, есть первостепенная задача современной системы образования. Православная вера и духовность должны стать опорой в этой деятельности.

Истинный патриотизм с православной точки зрения - это любовь к Родине и стремление к праведной жизни. Однако ошибочно полагать, что Русская православная церковь является идеологическим инструментом в патриотическом воспитании молодежи. Она не представляет собой никакой политической силы.

Русская православная церковь - хранительница патриотических традиций народа. Примеры беззаветной любви к Родине святых благоверных князей А. Невского, Д. Донского, святого и праведного адмирала Ф.Ф. Ушакова, великих полководцев А.В. Суворова, М.И. Кутузова, верных Отечеству и православной вере солдат Е. Родионова, А. Трусова, И. Яковлева, А. Железнова и многих других «христолюбивых воинов», которые служили родной земле, исполняя евангельскую заповедь, гласящую: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя», - должны вечно жить в памяти потомков.

Потребуется много усилий, чтобы возродить во всей полноте всю систему патриотического воспитания в России, чтобы воинская доблесть и честь, любовь к Родине и уважение к защитникам Отечества вновь стали святыми понятиями.

В заключение вспомним слова святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесенные на встрече с московскими студентами 23 мая 2009 г.: «Я глубоко убежден - а как Патриарх я говорю не только о России, но о всей исторической Руси, о святой Руси, - что если весь наш народ, народ исторической России сможет сопрягать небесное и земное, Божественное и человеческое, веру и знания, нравственность и проявления человеческой личности в социуме, мы будем очень сильными......» [15, с. 4].

2 В целях усиления патриотического воспитания 9 декабря в России празднуется День героев Отечества. - Н.С.

1. Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников. М., 1990.

2. Патриотизм и христианская традиция. URL: кйрУ/т.’МЙре&а.о^/’мИ/Патриотизм.

3. Святые Отцы Церкви о войне и воинском служении. Часть 2. URL: http://www.katehizis.ru.

4. Смирнов А. Церковь и армия // Наука и религия. 1997. № 5. С. 9 -12.

5. МельниковаЛ.В. Отечественная война 1812 года и русская православная церковь // Отечественная история. 2002. № 6. С. 27 - 38.

6. Орехов Д. Святые иконы России. СПб.: Амфора, 2006. 277 с.

7. Пинчук А. Военные храмы «военной столицы» // Красная звезда. 1998. 8 августа.

8. ЕлковИ. Священников - в армию, религию - на урок // Российская газета. 2009. 23 июля.

9. Из жития святого и праведного Феодора Ушакова. URL: http:

//www.pravaya.ru/faith/471/1391.

10. Курцев С.Д., ГугуеваН.М. Александр Суворов. М.: Олимп; Смоленск: Русич, 1998. 280 с.

11. Не снявшие креста / сост. А.П. Славянинов. Н.Новгород.: ТВЕРДЬ. 2006. 44 с.

12. Овчинникова Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики // Педагогика. 2007. № 1. С. 93 - 102.

13. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на церемонии открытия III Межрегионального фестиваля молодежи и студентов «Обретенное поколение». URL: http: //www.rv.ru/content.php3?id=5217.

14. Кузьмин В., Латухина К. Верой и правом // Российская газета. 2009. 23 июля.

15. Будем сильнее всякого кризиса // Наука и религия. 2009. № 6. С. 2 - 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.