Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В АСПЕКТЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В АСПЕКТЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
языковое образование / нравственность / патриотизм / воспитание / нравственно-патриотическое воспитание / обучающиеся / методика развития речи младших школьников / language education / morality / patriotism / upbringing / moral and patriotic education / students / methods of speech development of younger schoolchildren

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Милютина, Л.П. Юздова

Работа посвящена проблеме реализации процесса нравственно-патриотического воспитания на факультете подготовки учителей начальных классов в рамках дисциплины «Методика развития речи младших школьников». Этот вопрос является актуальным в связи с изменениями, происходящими в современном образовании (нормативно-правовая база, современное состояние общества, социальные запросы и т. д.). Основными методами исследования являются анализ нормативно-правовых документов, научно-методической и учебной литературы, определение основных направлений реализации этой работы на факультете подготовки учителей начальных классов. В рамках определения направлений, а также в результате анализа учебных планов и рабочих программ дисциплин был сделан вывод о необходимости реализации процесса нравственно-патриотического воспитания будущих учителей начальных классов в части дисциплины «Методика развития речи младших школьников». Определены направления и способы реализации этой работы на практических занятиях со студентами. Авторы обсуждают возможные варианты применения этой работы в начальном образовании, которые могут быть реализованы на уроках русского языка в процессе обучения младших школьников. Описано содержание и примерные направления проведения уроков, указана и обоснована необходимость реализации нравственно-патриотического воспитания на рассматриваемых в статье ступенях образования. Сделан вывод о необходимости преобразования содержания работы как в начальной школе, так и при обучении будущих специалистов в области начального образования в связи с изменениями, происходящими в системе образования, а также современными условиями жизни общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.А. Милютина, Л.П. Юздова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS IN THE ASPECT OF THEIR PROFESSIONAL ACTIVITY

The work highlights a problem of implementation of the process of moral and patriotic education at the Faculty of primary school teacher training in the framework of the discipline “Methods of speech development of younger schoolchildren.” This issue is relevant in connection with the changes taking place in modern education (the regulatory framework, the current state of society, social demands, etc.). The main research methods are the analysis of regulatory documents, scientific and methodological and educational literature, as well as the definition of the main directions of implementation of this work at the Faculty of primary school teacher training. As part of the definition of directions, as a result of the analysis of curricula and work programs of disciplines, it is concluded that it is necessary to implement the process of moral and patriotic education of future primary school teachers in terms of the discipline “Methods of speech development of younger schoolchildren.” In addition, the main directions and ways of implementing this work are identified.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В АСПЕКТЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 373.3

Milyutina A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Russian Language and Literature and Methods of Teaching Russian Language and Literature, South Ural State University of Humanities and Education (Chelyabinsk Russia), E-mail: milyutinaaa@cspu.ru Uzdova L.P., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Department of Russian Language and Literature and Methods of Teaching Russian Language and Literature, South Ural State University of Humanities and Education (Chelyabinsk Russia), E-mail: uzdovalp@cspu.ru

MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS IN THE ASPECT OF THEIR PROFESSIONAL ACTIVITY. The work highlights a problem of implementation of the process of moral and patriotic education at the Faculty of primary school teacher training in the framework of the discipline "Methods of speech development of younger schoolchildren." This issue is relevant in connection with the changes taking place in modern education (the regulatory framework, the current state of society, social demands, etc.). The main research methods are the analysis of regulatory documents, scientific and methodological and educational literature, as well as the definition of the main directions of implementation of this work at the Faculty of primary school teacher training. As part of the definition of directions, as a result of the analysis of curricula and work programs of disciplines, it is concluded that it is necessary to implement the process of moral and patriotic education of future primary school teachers in terms of the discipline "Methods of speech development of younger schoolchildren." In addition, the main directions and ways of implementing this work are identified.

Key words: language education, morality, patriotism, upbringing, moral and patriotic education, students, methods of speech development of younger schoolchildren.

А.А. Милютина, канд. пед. наук, доц., Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, E-mail: milyutinaaa@cspu.ru

Л.П. Юздова, д-р филол. наук проф., Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, E-mail: uzdovalp@cspu.ru

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В АСПЕКТЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа посвящена проблеме реализации процесса нравственно-патриотического воспитания на факультете подготовки учителей начальных классов в рамках дисциплины «Методика развития речи младших школьников». Этот вопрос является актуальным в связи с изменениями, происходящими в современном образовании (нормативно-правовая база, современное состояние общества, социальные запросы и т. д.). Основными методами исследования являются анализ нормативно-правовых документов, научно-методической и учебной литературы, определение основных направлений реализации этой работы на факультете подготовки учителей начальных классов. В рамках определения направлений, а также в результате анализа учебных планов и рабочих программ дисциплин был сделан вывод о необходимости реализации процесса нравственно-патриотического воспитания будущих учителей начальных классов в части дисциплины «Методика развития речи младших школьников». Определены направления и способы реализации этой работы на практических занятиях со студентами. Авторы обсуждают возможные варианты применения этой работы в начальном образовании, которые могут быть реализованы на уроках русского языка в процессе обучения младших школьников. Описано содержание и примерные направления проведения уроков, указана и обоснована необходимость реализации нравственно-патриотического воспитания на рассматриваемых в статье ступенях образования. Сделан вывод о необходимости преобразования содержания работы как в начальной школе, так и при обучении будущих специалистов в области начального образования в связи с изменениями, происходящими в системе образования, а также современными условиями жизни общества.

Ключевые слова: языковое образование, нравственность, патриотизм, воспитание, нравственно-патриотическое воспитание, обучающиеся, методика развития речи младших школьников.

Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» по договору на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнёров по теме «Реализация концепции нравственно-патриотического воспитания студентов в процессе языкового образования в условиях профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов» № заявки МК-04-2022/91, дата рег. 28.04.2022

Актуальность представленной работы заключается в том, что сегодня общество рассматривается учеными и исследователями в аспекте различных нравственных ориентиров. Это обосновано содержанием современной речевой среды, коммуникацией в виртуальном пространстве и необходимостью формирования современного гражданина своей страны, обладающего определенными качествами, в том числе в области нравственности и патриотизма. Возможности включения данной работы в образовательный процесс определены в содержании таких нормативных документов, как Закон РФ «Об образовании» [1], Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г [2], Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [3] и др.

Также внедрение в содержание образовательного процесса более тщательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию будущего поколения связано с тем, что в настоящее время кроме воспитания коллективизма присутствует идея индивидуального воспитания, в результате неграмотной реализации которой возникают различные негативные прецеденты в обществе (отсутствие толерантного и уважительного отношения людей друг к другу в процессе коммуникации, наличие сложностей в обучении даже при организации учителем дифференцированного подхода, появление агрессивных по отношению к обществу и культурным ценностям и традициям социальных групп). Кроме этого, сегодня ребенок начинает использовать сеть Интернет для общения и игровой деятельности, начиная с дошкольного возраста, при этом ограничения инвективной лексики и демонстрации аморального поведения в виртуальном пространстве частично отсутствуют, что способствует уменьшению значимости нравственного поведения и патриотического отношения человека к другим людям и стране.

Все это определяет целью исследования: необходимость грамотной реализации педагогом нравственно-патриотического воспитания в процессе обучения, начиная с начальной школы. В этой связи важно отметить следующие задачи:

проанализировать основные понятия рассматриваемого исследования; определить направления работы по реализации построения правильного и последовательного процесса обучения данной деятельности будущих учителей начальных классов; содержание данной деятельности на факультете подготовки учителей начальных классов в рамках дисциплины «Методика развития речи младших школьников».

Если более детально рассмотреть основные понятия, необходимые для более полного и логичного раскрытия проблемы исследования в области нравственно-патриотического воспитания, то можно отметить, что существует большое количество трактовок понятий «нравственность», «патриотизм», «воспитание», «нравственно-патриотическое воспитание». За основу в данной статье берем следующие определения указанных понятий:

- нравственность - система прав человека, в основе которой находятся ценности гуманистического характера и нравственного отношения к окружающим людям [4];

- патриотизм - это постепенно сложившееся и непрерывно развивающееся направление социальной педагогики, которое отражает стабильное положительное отношение человека к своей стране [5];

- воспитание - обучение нравственной жизни, т. е. нравственным средствам;

- нравственно-патриотическое воспитание - это процесс формирования и развития у человека любви и уважения к окружающим, дому, природе, культуре, своей стране и т. д.

Согласно «Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29. 05. 2015 г N 996-р, выделяются важные направления государственной политики в области воспитания: формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства при-

частности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России; формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения [6].

В этой связи определяем в качестве научной новизны исследования организацию данной работы в содержании языкового образования (как основного ориентира для формирования нравственно-патриотических качеств у младших школьников) студентов факультета подготовки учителей начальных классов, овладевающих профессиональной деятельностью в области начального образования, в том числе и языкового.

В качестве примера рассмотрим реализацию этой работы в содержании дисциплины «Методика развития речи младших школьников». Обосновываем это тем, что содержание данной дисциплины направлено на формирование системы знаний и способов деятельности в рамках основных закономерностей методики развития речи младших школьников, необходимых для эффективной реализации данного процесса в начальной школе.

В процессе освоения дисциплины, будущие учителя начальных классов приобретают знания в области методики развития речи младших школьников, овладевают методами и технологиями развития их речи, а также обучаются проектированию учебного процесса, содержание которого направлено на развитие речи обучающихся. Результатом внедрения процесса нравственно-патриотического воспитания в данном случае будет реализация различных методов, приемов и средств на занятиях по проектированию, демонстрации и проигрыванию фрагментов уроков написания сочинения или изложения. В данном случае студенты смогут не только продемонстрировать свой уровень понимания и отношения к нравственности и патриотизму, но и показать способы и пути достижения этих качеств у младших школьников в процессе развития их речи.

Основными вариантами работы в этом направлении предлагаем следующие:

- нахождение текстов для написания изложения, содержание которых отражает аспекты нравственной и патриотической направленности;

- анализ содержания учебников русского языка, включенных в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность;

- выделение темы и идеи текстов для написания изложения;

- разработка тем нравственного и патриотического направления для написания сочинений по классам;

- определение работы по нравственно-патриотическому воспитанию в содержании урока написания сочинения;

- определение работы по нравственно-патриотическому воспитанию в содержании урока написания изложения;

- разработка и демонстрация фрагмента урока написания сочинения, в содержании которого отражена работа над нравственно-патриотическим воспитанием;

- разработка и демонстрация фрагмента урока написания изложения, в содержании которого отражена работа над нравственно-патриотическим воспитанием;

- разработка упражнений по развитию речи, содержание которых отражает работу над нравственными аспектами;

- разработка упражнений по развитию речи, содержание которых отражает работу над патриотическими аспектами;

Библиографический список

- определение возможностей включения работы над нравственно-патриотическим воспитанием в содержание языкового материала различных разделов языкознания («Орфография», «Морфемика и словообразование», «Синтаксис и пунктуация», «Морфология»);

- разработка алгоритма анализа художественного текста с выделением опорных фраз для реализации процесса нравственно-патриотического воспитания младших школьников;

- работа по составлению вопросов, предполагающих рассуждение младших школьников по проблемам нравственности и патриотизма;

- рассмотрение проблем, связанных с коммуникацией младших школьников в виртуальном пространстве и определение путей их решения в части работы над развитием речи;

- обучение методике проведения творческих сочинений и изложений с опорой на идеи нравственности и патриотизма;

- определение вариантов подготовительной работы перед написанием сочинения и изложения в части нравственно-патриотического воспитания;

- обучение методике составления отзывов на прочитанные произведения нравственной и патриотической направленности.

Основой теоретической значимости исследования является определение составляющей научной и педагогической деятельности в области нравственно-патриотического воспитания. Этой составляющей является формирование умений разрабатывать и проводить уроки русского языка таким образом, чтобы путем языкового образования и развития речи младшего школьника формировать и развивать у обучающихся нравственные и патриотические качества как необходимые для формирования будущего достойного гражданина страны, способного проявлять их в различных жизненных ситуациях. Это возможно только при наличии у учителя начальных классов подобных качеств личности и его умений в области внедрения процесса нравственно-патриотического воспитания в содержание уроков русского языка (в первую очередь это возможно сделать в содержании раздела «Развитие речи» на уроках).

В качестве практической значимости можно обозначить технологии, формы, методы и приемы эффективной реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в содержании начального языкового образования, так как изменения, происходящие в обществе, социальный заказ государства, обусловливают необходимость внедрения нравственно-патриотического воспитания во все области и уровни образовательного процесса. Педагог начальной школы должен обладать необходимыми компетенциями в данной области, понимать, где и каким образом осуществлять процесс этого воспитания. Для этого следует обучать студентов данному процессу в рамках их языкового образования.

Итак, в качестве заключения можно отметить, что работа по нравственно-патриотическому воспитанию должна охватывать все ступени обучения, начиная с начальной школы. Невозможно воспитать достойного гражданина своей страны, не опираясь на качества, которые являются показателями толерантного, уважительного, бережного отношения к окружающим и своему Отечеству. Успешная реализация данного процесса зависит в первую очередь от уровня подготовленности будущего учителя начальных классов в данной области. Работа по достижению этого уровня предлагается в исследовании на основе дисциплины «Методика развития речи младших школьников», так как в ее содержании возможно наиболее детально продемонстрировать возможности реализации тех форм, методов, приемов и средств, которые определяют работу над нравственно-патриотическим воспитанием в начальной школе.

1. Министерство просвещения Российской Федерации. Сайт Available at: https://edu.gov.ru/

2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Правительство РФ. Сайт Available at: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1663523775&tld=ru&lang=ru &name=1

3. Концепция воспитания и развития личности гражданина России в системе образования. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», 2015. Available at: https://институтвоспитания.рф/upload/iblock/c63/h9nuxx7no9vq6hytw9fgg1 sy2qr1jgts/Проект%20%20концепция%20воспитания.pdf

4. Завершнева Е. Записные книжки Л.С. Выготского. Москва: Конон-Плюс, 2017.

5. Микрюков В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе. 1-11 классы: пособие. Москва: ВАКО, 2021.

6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Правительство Российской Федерации. 2015. Available at: http://static.government. ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf

References

1. Ministerstvo prosvescheniya Rossijskoj Federacii. Sajt. Available at: https://edu.gov.ru/

2. Nacional'naya doktrina obrazovaniya v Rossijskoj Federacii. Pravitel'stvo RF. Sajt. Available at: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1663523775&tld=ru&lang=ru&name=1

3. Koncepciya vospitaniya i razvitiya lichnosti grazhdanina Rossii v sisteme obrazovaniya. Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe nauchnoe uchrezhdenie «Institut izucheniya detstva, sem'i i vospitaniya Rossijskoj akademii obrazovaniya», 2015. Available at: https://institutvospitaniya.rf/upload/iblock/c63/h9nuxx7no9vq6hytw9fgg1sy2qr1jgts/Proekt%20 %20koncepciya%20vospitaniya.pdf

4. Zavershneva E. Zapisnye knizhkiL.S. Vygotskogo. Moskva: Konon-Plyus, 2017.

5. Mikryukov V.Yu. Voenno-patrioticheskoe vospitanie v shkole. 1-11 klassy: posobie. Moskva: VAKO, 2021.

6. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii. 2015. Available at: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H 9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf

Статья поступила в редакцию 03.10.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.