Научная статья на тему 'ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В СФЕРЕ ДОСУГА НА ПРИМЕРЕ ИГРЫ «МАРШРУТ ПАМЯТИ»'

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В СФЕРЕ ДОСУГА НА ПРИМЕРЕ ИГРЫ «МАРШРУТ ПАМЯТИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-культурные условия / патриотическое воспитание / взаимодействие / взаимодействие семьи и школы / сфера досуга / социокультурная среда / «Маршрут памяти». / socio-cultural conditions / patriotic education / interaction / interaction of family and school / leisure / socio-cultural environment / memory route.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.В. Тихомирова

В контексте современных документов по воспитательной работе в соответствии с нормативно-правовыми и учебно-методическими указаниями в сфере образования Российской Федерации обосновывается необходимость организации взаимодействия школы и семьи в досуговой сфере на примере осуществления проекта организационно-деятельностной игры «Маршрут памяти», посвященной Великой Отечественной войне, в формате которой нравственные ценности, патриотизм формируются в совместной со старшими поколениями социокультурной деятельности. Воспитательная работа с учетом выявленных проблем направлена на нравственно-патриотическое воспитание младших школьников с учетом быстро меняющиеся социокультурных условий и запросов общества. Проблемы организации воспитательной работы с учениками после уроков рассмотрены в данной статье

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.В. Тихомирова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN ORGANIZING INTERACTION BETWEEN FAMILY AND SCHOOL IN THE FIELD OF LEISURE ON THE EXAMPLE OF THE GAME “MEMORY ROUTE”.

In the context of modern documents on educational work in the Russian Federation, the necessity of organizing interaction between school and family in the leisure sphere is justified by the example of the implementation of the project of the organizational and activity game “Route of memory”, aimed at the moral and patriotic education of younger schoolchildren. Educational work, taking into account the identified problems, is aimed at the moral and patriotic education of younger schoolchildren, taking into account the rapidly changing socio-cultural conditions and society’s requests. Problems of organizing educational work with students after school are considered.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В СФЕРЕ ДОСУГА НА ПРИМЕРЕ ИГРЫ «МАРШРУТ ПАМЯТИ»»

Библиографический список

1. Анисина С.Ю., Бесшапошникова Ю.А., Голубева А.Н. и др. Традиционное прикладное искусство. Учебник для бакалаврое, обучающихся по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»: в 2 ч. Под научной редакцией В.Ф. Максимович. Санкт-Петербург: ВШНИ, 2015; Ч. I.

2. Куракина И.И. Достижения отечественного профессионального образования XIX - Хх вв. в современной подготовке художников традиционного прикладного искусства. Педагогика искусства. 2017; № 1: 114 - 118.

3. Шаповалова И.А. Научно-исследовательская деятельность как ресурс развития творчества будущих художников в области традиционного прикладного искусства и народных промыслов. Традиционное прикладное искусство и образование. 2019; № 3: 43 - 51.

4. Ахметова А.М., Савицкий С. К. Межпредметные связи, влияющие на развитие профессионального мышления дизайнера. Russian Journal of Education and Psychology. 2013; № 2 (22). Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/mezhpredmetnye-svyazi-vliyayuschie-na-razvitie-professionalnogo-myshleniya-dizaynera

5. Александрова Н.М. Теория профессиональной дидактики в педагогическом образовании: монография. Санкт-Петербург: ФГНУ ИПООВ РАО, 2012.

6. Камнева С.Ю. Проектирование. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная вышивка». Под научной редакцией В.Ф. Максимович. Санкт-Петербург: ВШНИ, 2014.

7. Максимович В.Ф. Современное профессиональное образование в области традиционного прикладного искусства России: монография. Санкт-Петербург: ВШНИ, 2014.

References

1. Anisina S.Yu., Besshaposhnikova Yu.A., Golubeva A.N. i dr. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo. Uchebnik dlya bakalavrov, obuchayuschihsya po napravleniyu podgotovki «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly»: v 2 ch. Pod nauchnoj redakciej V.F. Maksimovich. Sankt-Peterburg: VShNI, 2015; Ch. I.

2. Kurakina I.I. Dostizheniya otechestvennogo professional'nogo obrazovaniya HIH - Hh vv. v sovremennoj podgotovke hudozhnikov tradicionnogo prikladnogo iskusstva. Pedagogika iskusstva. 2017; № 1: 114 - 118.

3. Shapovalova I.A. Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' kak resurs razvitiya tvorchestva buduschih hudozhnikov v oblasti tradicionnogo prikladnogo iskusstva i narodnyh promyslov. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 2019; № 3: 43 - 51.

4. Ahmetova A.M., Savickij S. K. Mezhpredmetnye svyazi, vliyayuschie na razvitie professional'nogo myshleniya dizajnera. Russian Journal of Education and Psychology. 2013; № 2 (22). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhpredmetnye-svyazi-vliyayuschie-na-razvitie-professionalnogo-myshleniya-dizaynera

5. Aleksandrova N.M. Teoriyaprofessional'nojdidaktiki vpedagogicheskom obrazovanii: monografiya. Sankt-Peterburg: FGNU IPOOV RAO, 2012.

6. Kamneva S.Yu. Proektirovanie. Uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov, obuchayuschihsya po napravleniyu «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly», profil' «Hudozhestvennaya vyshivka». Pod nauchnoj redakciej V.F. Maksimovich. Sankt-Peterburg: VShNI, 2014.

7. Maksimovich V.F. Sovremennoe professional'noe obrazovanie v oblasti tradicionnogo prikladnogo iskusstva Rossii: monografiya. Sankt-Peterburg: VShNI, 2014.

Статья поступила в редакцию 26.11.20

УДК 371

Tikhomirova V.V., postgraduate, Department of Theory and History of Pedagogy, Institute of Pedagogy, Herzen State Pedagogical University; teacher,

Gymnasium No. 295 of Frunzensky District of St. Petersburg (St. Petersburg, Russia), E-mail: tihomirowa-316@mail.ru

EXPERIENCE IN ORGANIZING INTERACTION BETWEEN FAMILY AND SCHOOL IN THE FIELD OF LEISURE ON THE EXAMPLE OF THE GAME "MEMORY ROUTE". In the context of modern documents on educational work in the Russian Federation, the necessity of organizing interaction between school and family in the leisure sphere is justified by the example of the implementation of the project of the organizational and activity game "Route of memory", aimed at the moral and patriotic education of younger schoolchildren. Educational work, taking into account the identified problems, is aimed at the moral and patriotic education of younger schoolchildren, taking into account the rapidly changing socio-cultural conditions and society's requests. Problems of organizing educational work with students after school are considered.

Key words: socio-cultural conditions, patriotic education, interaction, interaction of family and school, leisure, socio-cultural environment, memory route.

В.В. Тихомирова, аспирант, РГПУ имени А.И. Герцена, учитель ГБОУ «Гимназия № 295» Фрунзенского района Санкт-Петербурга,

г. Санкт-Петербург, E-mail: tihomirowa-316@mail.ru

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В СФЕРЕ ДОСУГА НА ПРИМЕРЕ ИГРЫ «МАРШРУТ ПАМЯТИ»

В контексте современных документов по воспитательной работе в соответствии с нормативно-правовыми и учебно-методическими указаниями в сфере образования Российской Федерации обосновывается необходимость организации взаимодействия школы и семьи в досуговой сфере на примере осуществления проекта организационно-деятельностной игры «Маршрут памяти», посвященной Великой Отечественной войне, в формате которой нравственные ценности, патриотизм формируются в совместной со старшими поколениями социокультурной деятельности. Воспитательная работа с учетом выявленных проблем направлена на нравственно-патриотическое воспитание младших школьников с учетом быстро меняющиеся социокультурных условий и запросов общества. Проблемы организации воспитательной работы с учениками после уроков рассмотрены в данной статье.

Ключевые слова: социально-культурные условия, патриотическое воспитание, взаимодействие, взаимодействие семьи и школы, сфера досуга, социокультурная среда, «Маршрут памяти».

Одним из актуальных направлений в практике воспитательной работы в современной российской школе является нравственно-патриотическое воспитание. Сегодня, когда ценностные установки «общества потребления» стали активно навязываться молодому поколению и растет отчуждение младших поколений от старших, очень необходим опыт совместного сопереживания подвигу предков для сохранения исторической преемственности поколений. Современному обществу необходим опыт активного взаимодействия поколений в русле традиции с целью передачи молодому поколению духовно-нравственных и патриотических ценностей, смыслов.

За 35 лет перестройки социально-экономической жизни в стране вследствие разрушения советской системы патриотического воспитания российская школа больше потеряла в гуманистической культурной составляющей, чем приобрела. А погружение современных детей в виртуальное пространство Интернета привело к еще большему отчуждению молодежи от культуры и их уходу в массовую культуру, не располагающую сегодня высокими человеческими ценностными ориентирами и патриотической направленностью. Самое главное, что мы потеряли в личностных качествах молодежи, - это

патриотизм, социальную творческую активность, гражданскую ответственность. Большинство выпускников школ сегодня ориентируются на положения психологии общества потребления и почти не интересуются богатой культурой России, ее героическим историческим прошлым, жизнью и подвигами своих предков.

Поэтому сегодня назрел вопрос о качественном пересмотре содержания воспитания за рамками школьной программы в сфере досуга школьников, которое могло бы на время, пока не будет пересмотрено в пользу возвращения в российское образовательное пространство всех богатств отечественной и мировой культуры, необходимых для становления истинно подлинно человеческого в человеке, взять на себя роль замещающего социокультурного пространства. При взаимодействии с этим специально педагогически организованным пространством культуры учащийся школы в досуговое время вместе со своими друзьями, родителями и педагогами смог бы вживаться в тексты и образы культуры, знакомиться с ее артефактами, событиями истории, традициями, более глубоко проживать смыслы культуры, приобретать необходимый для становления личности социокультурный опыт [1].

Одними из актуальных для нашего российского образования в XXI веке становятся задачи нравственно-патриотического воспитания. Российская система образования должна учитывать быстро меняющиеся социокультурные условия и запросы общества на будущее развитие страны. Организуя воспитательную работу с учениками моих классов после уроков в сфере досуга, я вижу, что сегодня необходимо давать возможность школьникам коллективно и индивидуально эмоционально вживаться в предмет изучения, проникаться его ценностным содержанием, проживать взаимодействие с ним в детско-взрослом сообществе через всю полноту чувств, задействовать возможности эмоционально-этического интеллекта, познавательного интереса, культурного кругозора окружающих школьника людей, его семьи, его товарищей, старшеклассников, студентов и педагогов.

В таком разновозрастном педагогически организованном сообществе целенаправленно могут передаваться и усваиваться ребенком идеалы, ценности и смыслы нашей культурной традиции [2]. Данный аспект важен и по причине того, что современная социокультурная среда воспитания младших школьников обеднела и потеряла многие свои культурные составляющие и педагогические условия воспитания патриота Отечества, достойного гражданина своей страны.

В «Портрете выпускника основной школы» заявлено становление следующих личностных характеристик выпускника школы: «...любящего свое Отечество, социально активного и творческого». Воспитание таких качеств требует от современного педагога умения осуществлять самому и направлять родителей класса совместно с самими школьниками на коллективную организацию общей жизнедеятельности по освоению всех богатств отечественной культуры и истории. Также от педагога требуется умение конструировать социокультурную среду развития обучающихся в системе образования в гуманистическом контексте.

К важным направлениям в российском образовании можно отнести процесс обновления нравственно-патриотического воспитания подрастающих поколений. В 2000 г Государственная Дума приняла ряд важных документов, определявших стратегию и направление развития России до 2025 года. Одной из приоритетных была заявлена задача патриотического воспитания подрастающего поколения.

Познакомить с национальным самосознанием и формировать на его основе национальную идентичность подрастающих поколений призвана новая программа патриотического воспитания молодежи. С 2015 г совместно с педагогами и родителями школ Фрунзенского района города Санкт-Петербурга, студентами и преподавателями кафедры воспитания и социализации РГПУ имени А.И. Герцена мы организовали запуск районной патриотической игры «Маршрут памяти» [3]. В ходе этой организационно-деятельностной игры студенты, младшие школьники Фрунзенского района г Санкт-Петербурга и их родители имеют возможность вот уже на протяжении 5 лет совместно знакомиться и проживать опыт предсто-яния высшим смыслам и ценностям россиян, таких как любовь к Родине, служение, милосердие, нравственность, мужество, подвиг, взаимопомощь, блокада Ленинграда и др. В основу проекта положены достаточно известные взаимодействия школы, семьи, социально-культурной среды, в которой формы урочной и внеурочной деятельности объединены с учетом запросов учащихся [4; 5].

Современные отечественные ученые и педагоги отмечают, что патриотизм имеет три составляющих: глубинное чувство принятие Родины, чувство своей сопринадлежности ей, чувство сопричастности населению своей страны, рождаемое в процессе привнесения в ее дела своего вклада. В докторском исследования Т.И. Петраковой выдвигается предположение о том, что патриотическое отношение как одно из духовно-нравственных отношений должно иметь в своем развитии три стороны: сознательную, чувственную и волевую. Она доказывает, что становление чувства патриотизма проходит в своем становлении три уровня сформированности. Низкий формируется через духовно-нравственные ценности; средний - содержательно-оценочный - и высокий достигаются в творческой деятельности.

Организационно-деятельностная игра «Маршрут памяти» рассчитана на целый учебный год, и в прохождении четырех этапов игры всеми ее участниками предполагается, что все они вместе будут постепенно восходить от знакомства с информацией о Великой Отечественной войне к ее проживанию, переживанию и присвоению ценностей патриотизма в совместной со старшими поколениями (родителями, бабушками и дедушками) социокультурной деятельности.

На первом этапе игры в сентябре - октябре внутри классов при помощи родителей и педагога происходит эмоциональное включение детей в военную проблематику в ходе посещения ими музеев и памятных мест, бесед с участниками войны (членами семей одноклассников, членами объединения ветеранов). В конце данного этапа ребятам предлагается написать эссе (эмоционально-эмпирический этап) и создать фотоотчет (презентацию из фотографий, посвященных первому этапу), а затем последовательно осуществляются при педагогическом руководстве классного руководителя все необходимы для полноценного воспитания патриотического чувства следующие этапы.

На втором этапе классный руководитель и родители организуют переход школьников к этапу исследовательской деятельности, когда обобщается накопленная информации о войне, и происходит совместное с семьей проживание подвига народа и своих предков, а далее осуществляется его коллективное и индивидуальное осознание, оценивание и создание на его основе макетов-про-

ектов или презентаций по заранее выбранным темам (содержательно-оценочный этап). И на завершающих третьем и четвертом этапах в ходе подготовки коллективных и индивидуальных выступлений в конкурсах «Зримая песня» и конкурсе стихов, а также в игре по станциям и в шествии «Бессмертного полка» осуществляется коллективная творческая деятельность на основе полученной ранее информации о войне и подвиге народа в ней, то есть деятельностное присвоение ценностей патриотизма (деятельностно-творческий этап).

Как показывают опросы родителей, педагогов и самих школьников, а также наблюдения в конце учебного года, результат, сформулированный как воспитание патриотизма у участников игры, достигается весьма успешно. На основании наших наблюдений мы можем подтвердить, что становление молодого человека субъектом своей жизнедеятельности на основе богатого культурного содержания и нравственного подвига народа в коллективной творческой деятельности и общении способствует освоению им норм, способов человеческой жизнедеятельности, правил общежития и ценностей совместной жизнедеятельности народа.

Анкетирование, в котором принимали участие родители обучающихся 1 - 4-х классов и 7-х классов, выявило следующие результаты: родители экспериментальных классов, участвовавших в игре «Маршрут памяти», полностью поддерживают важность формирования ценностного отношения к Родине и воспитания уважения к памяти своих предков и считают, что школа способствует этому. В то же время в ответах родителей чувствуется, что им все же не хватает мероприятий, в которых дети могли бы вместе с родителями участвовать в этапах игры «Маршрут памяти».

Почти все опрошенные родители контрольных и экспериментальных классов стараются в семье прививать детям ценностное отношение к России, осознавая важность Родины в жизни человека. Анкетирование родителей контрольных классов показало, что 60% из них проводят большинство из предложенных в анкете совместных видов деятельности с детьми, но не до конца осознают роль и возможности школы по формированию ценностей патриотизма, хотели бы поучаствовать во взаимодействии со школой по данной проблематике.

Родители экспериментальных классов, в которых реализуется проект, осознают роль школы в формировании ценностного отношения к Родине и к воспитанию уважения к своим предкам (укрепление семейных связей, ответственное отношение к близким, уважение традиций и т.д.), они поддерживают и активно участвуют в большинстве мероприятий игры. Как показывают наблюдения, с каждым учебным годом количество родителей, включенных в совместную деятельность с детьми в школе в рамках нашего проекта, увеличивается. В экспериментальных классах 94% родителей довольны работой школы в данном направлении. Родители семиклассников, которые закончили обучение по данной программе, отмечают у детей сформированность ценностей патриотизма, но также в процессе участия в игре испытывали нехватку совместных мероприятий по данной тематике.

Каждый год для привлечения новых педагогов, родителей и студентов в данный проект мы не просто рассказываем о нем, а демонстрируем фотоотчеты каждого этапа, показываем работы детей и фотографии, иллюстрирующие взаимодействие школьников со студентами и родителями, отзывы и рефлексию студентов по поддержке и сопровождению ими школьников в игре.

В ходе осуществлении проекта мы привлекли для оптимизации взаимодействия студентов, педагогов и школьников методику организации дела по 6 стадиям коллективной творческой деятельности академика И.П. Иванова. Так, в контексте его концепции «Коллективного творческого воспитания» мы использовали алгоритм «содружества поколений» как способ решения задач, точно предписывающий последовательность действий, позволяющих получить результат.

Данный алгоритм организации общего доброго дела позволяет детям и взрослым становится хозяевами собственной жизни, приобретая творческий опыт, патриотизм и высокую нравственность в поступках и действиях.

Применение методики коллективного творческого воспитания И.П. Иванова помогло нам решить проблемы с мотивацией учащихся и студентов в общей деятельности. Активное участие, заинтересованность студентов позволили получить интересные результаты на этапе последействия. Студентами были созданы для школьников новые авторские разработки организационно-деятельностных игр по другим темам, таким, например, как игра «Сказки А.С. Пушкина» или «Русские народные сказки» и др. Работа со студентами по этапам организации совместной деятельности позволила им подняться на новый уровень в процессе профессионального самоопределения на основе анализа уже прошедших этапов. Сейчас готовится к публикации сборник с работами участников данного проекта.

Одной из самых сложных в реализации и контроле является культурная функция образования. Традиционно мы работаем в школе в досуговой сфере над сохранением и передачей накопленных знаний и культурных ценностей в процессе формирования личности, развития ее творческой активности. Однако трудности возникают в пункте «Усвоение требуемых обществом ценностей и норм, необходимых для выполнения социальных ролей» и продолжения исторической преемственности поколений на основе российской культурной идентичности. Тема нашего исследования звучит как «Взаимодействие педагога и семьи младших школьников в современной социокультурной среде». Объектом рассмотрения является современная социокультурная среда младших школьников,

а предметом - педагогические условия организации взаимодействия педагога и семьи младшего школьника.

Взаимодействие семьи и школы в вопросах патриотического воспитания имеет в отечественной педагогической традиции давнюю историю. Так, в советское время вопросами семейного воспитания и, в частности, взаимодействия семьи и школы в вопросах патриотического воспитания занимались Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, из их современных последователей можно назвать Ю.П. Азарова, И.В. Гребенникова, Л.А. Грицай, Н.А. Елизарову, О.Ю. Кожурову, В.М. Коротова, Б.Т. Лихачева, ГА. Медынского, Н.И. Монахова, А.М. Низову, А.О. Пинт, А.Г Хрипкову, М.Б Шей-на, О.А. Щекину. Вопросами изучения взаимодействия семьи и школы в контексте отечественной педагогики занимались Б.Г Ананьев, А.А. Бодалев, С.А. Бе-личева, И.Б. Бичева, И.Н. Глазова, Т.Н. Доронова, Т.А. Журбина, О. Л.Зверева, Л.И. Кардаш, В.А. Крутецкий, Н.В. Лепетина, А.В. Петровский, С.Ю. Дивно-горцева, Т.А Савченко, Т.П. Симакова, В.И. Загвязинский, Е.Г. Замолоцких, М.В. Захарова, Т.В. Зуева, ГЕ. Котькова Т.В. Лодкина, А.В. Мудрик, А.А. Овчарова, М.М. Плоткин, В.Д. Семенов, В.А. Сластенин, ГН. Филонов, В.А. Фокин и др. Проблемами организации патриотического и нравственного воспитания учащихся при взаимодействии семьи и школы занимались С.П. Акутина, З.М. Баджаева, О.В. Волова, Т.В. Геворкян, Е.П. Денисова, А.А. Дзицоев, Т.В. Семеняка.

Нам также созвучны положения концепции воспитания Евгении Васильевны Бондаревской, которая ориентирует все воспитание в соответствии принципом культуросообразности. В соответствии с такой направленностью - на воспитание свободной, способной к саморегуляции в контексте национальных культурных ценностей личности и на усиление исторической преемственности поколений с целью предотвращения проявлений экстремизма и девиаций в молодежной среде [6; 7].

Целью программы воспитания школьника является современный национальный идеал личности, соответствующий концептуальному программному документу А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, ВА. Тишкова [5].

В своей деятельности при осуществлении проекта «Маршрут памяти»

Библиографический список

мы придерживались многих положений, заявленных в проекте программы воспитания, например, таких как создание атмосферы доверия и доброжелательности, организация отношений сотрудничества и взаимопомощи, создание детско-взрослого сообщества, разнообразная социокультурная совместная с семьей учащихся деятельность и др.

Однако сегодня проблематикой создания и организации взаимодействия семьи и школы в ходе организационно-деятельностной игры патриотической направленности только еще начинают заниматься современные педагоги в разных регионах России. Решением данных проблем в проблематике патриотического воспитания могло бы активное творческое взаимодействие семьи и школы в вопросах организации социокультурной среды, через которое было бы возможно реализовать, укрепить социальную и культурную функцию образования.

Осуществить интеграцию образования и социокультурного пространства в совместном взаимодействии семьи и школы предлагает московская программа «Стратегия-2015» [1]. Но мы должны осознавать, что по мере развития общества и образовательной политики в нем меняются не столько традиция, сколько способы ее передачи [8], и описанный выше опыт продемонстрировал свою успешность и значимость в патриотическом воспитании учеников начальной школы школ Фрунзенского района города Санкт-Петербурга. Этот многолетний опыт организации социокультурной практики младших школьников и студентов педагогического вуза в процессе осуществления организационно-деятельностной игры «Маршрут памяти» при активном участии их родителей, бабушек и дедушек показал, что их творческое сотрудничество в социокультурной среде способствовало зарождению отношений содружества поколений и гуманизации образования. При этом главной целью образования становится воспитание «высоконравственной, творческой личности компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа», «способного конструктивно адаптироваться, взаимодействовать и преобразовывать» социокультурную среду как пространство для личностной самореализации [1].

1. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г. Москва, 2015. Available at: https://tinyurl.com/yacsnp6f

2. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. Москва, 2003.

3. Скурская Н.В., Тихомирова В.В. Патриотическое воспитание в со-бытии студентов и школьников. Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании. Санкт-Петербург: РГПУ имени А.И. Герцена. 2020: 443 - 452.

4. Бордовский Г.А., Воюшина М.П., Суворова Е.П., Стефанова Н.Л., Баева И.А., Махрова Э.В. Концепция образовательной системы «Диалог». Санкт-Петербург: Асте-рион, 2014.

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. Москва: Просвещение, 2009.

6. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (от 31.07.2020 № 304-Ф3). Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075

7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (от 17 мая 2012 г, № 413). Available at: http://ipk.zabedu.ru/images/FGOS/ ФГОС_СОО_с_изменениями^

8. Захарченко М.В. Понятие цивилизационной традиции и его значение для моделирования образовательного процесса в школе России. Непрерывное образование. Научный рецензируемый журнал Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 2012; Выпуск 1: 5 - 12.

References

1. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii do 2025 g. Moskva, 2015. Available at: https://tinyurl.com/yacsnp6f

2. Kononenko B.I. Bol'shojtolkovyjslovar'po kul'turologii. Moskva, 2003.

3. Skurskaya N.V., Tihomirova V.V. Patrioticheskoe vospitanie v so-bytii studentov i shkol'nikov. Problemy pedagogicheskoj innovatiki v professional'nom obrazovanii. Sankt-Peterburg: RGPU imeni A.I. Gercena. 2020: 443 - 452.

4. Bordovskij G.A., Voyushina M.P., Suvorova E.P., Stefanova N.L., Baeva I.A., Mahrova 'E.V. Koncepciya obrazovatel'nojsistemy «Dialog». Sankt-Peterburg: Asterion, 2014.

5. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obschego obrazovaniya. Moskva: Prosveschenie, 2009.

6. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" po voprosam vospitaniya obuchayuschihsya» (ot 31.07.2020 № 304-FZ). Available at: http:// publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202007310075

7. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obschego obrazovaniya (ot 17 maya 2012 g., № 413). Available at: http://ipk.zabedu.ru/images/FGOS/ FGOS_ SOO_s_izmeneniyami.pdf

8. Zaharchenko M.V. Ponyatie civilizacionnoj tradicii i ego znachenie dlya modelirovaniya obrazovatel'nogo processa v shkole Rossii. Nepreryvnoe obrazovanie. Nauchnyj recenziruemyj zhurnal Sankt-Peterburgskoj akademii postdiplomnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2012; Vypusk 1: 5 - 12.

Статья поступила в редакцию 24.11.20

УДК 377

Filimonov I.A., adjunct, Saint Petersburg Military Institute of the National Guard of the Russian Federation (St. Petersburg, Russia),

E-mail: igor.filimonov.khv@gmail.com

INFLUENCE OF THE SPECIFICS OF PROFESSIONAL ACTIVITY ON THE FORMATION OF FAMILY VALUES AMONG CADETS OF HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS. Using the analysis of literary sources on the research problem, the author identifies the priority life values of a modern person - health, justice, friendship, trust, mutual assistance, mutual support, freedom, truth, beauty, etc. The article studies family values of military personnel. It is noted that family relations and family life are closely related to the socio-economic reality of modern society. The state of the family institution is one of the most important indicators of social stability and well-being of any state. The modern Russian family is considered in the context of its main functions in relation to military families. Questions of dependence of formation of family values at the military personnel on specifics of their professional activity are considered.

Key words: higher military professional education, family values, military personnel, family, features, society, specifics, professional activity.

И.А. Филимонов, адъюнкт, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Санкт-Петербург,

Е-mail: igor.filimonov.khv@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.