Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС РАССКАЗА МУСЫ АХМАДОВА «ДЕРЕВЯННЫЕ КУКЛЫ»'

НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС РАССКАЗА МУСЫ АХМАДОВА «ДЕРЕВЯННЫЕ КУКЛЫ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
150
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чеченская литература / творчество / проза / жанровая система / философский рассказ / Chechen literature / creativity / prose / genre system / philosophical story

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — С.И. Инаркаева, Т.Б. Джамбекова

Статья посвящена роли современного чеченского писателя Мусы Ахмадова в становлении чеченской литературы в новейший период ее развития, формированию в его творчестве уникальной жанровой системы, включающий в себя все виды жанровых форм. Отмечается, что наиболее часто используемым жанром в творчестве писателя является философский рассказ, в котором автору удается высказать свои сокровенные мысли, касающиеся духовного становления современного чеченского общества, о роли творческого человека в формировании культуры народа, его будущего. Событийный ряд рассказа перекликается с мыслями автора о Вечности, о жизни, о судьбах отдельных людей. Рефлексии автора о творческом человеке и его одиночестве в современном мире, о его ущербном положении в обществе, о «повернутости» людей к материальному миру, к неприятию духовного начала, о разрушении традиционных ценностей, веками складывавшихся в национальном обществе, определяют ключевую линию повествования в рассказе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — С.И. Инаркаева, Т.Б. Джамбекова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL AND PHILOSOPHICAL DISCOURSE OF MUSA AKHMADOV’S STORY “WOODEN DOLLS”

The article is dedicated to the role of a modern Chechen writer Musa Akhmadov in the formation of Chechen literature in the latest period of its development, in the formation of a unique genre system in his work, which includes all types of genre forms. It is noted that the most frequently used genre in the writer’s work is a philosophical story, in which the author manages to express his innermost thoughts regarding the spiritual formation of modern Chechen society, about the role of a creative person in shaping the culture of the people, their future. The event series of the story echoes the author’s thoughts about Eternity, about life, about the fate of individual people. The author’s reflections on a creative person and his loneliness in the modern world, on his flawed position in society, on the “turn” of people to the material world, to the rejection of the spiritual principle, on the destruction of traditional values that have developed over the centuries in the national society determine the key line of the narrative in the story.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС РАССКАЗА МУСЫ АХМАДОВА «ДЕРЕВЯННЫЕ КУКЛЫ»»

2. Боков А. Старый дом. Буран: Повести. Москва: Советская Россия, 1988: 170 - 270.

3. Дахкильгов И.А. Исторический фольклор чеченцев и ингушей. Грозный, 1978.

4. Матиев М.А. Ингушский песенный эпос илли. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Нальчик, 2004.

5. Матиев М.А. Ингушские героические песни. Магас, 2002.

6. Огнев А.В. Русская советская проза 50 - 70-х годов. Москва: Просвещение, 1978.

7. Путилов Б.П. Русский историко-песенный фольклор 12 - 16 веков. Москва: Издательство академии наук СССР Ленин. Отделение, 1960.

8. Русская советская литература 50 - 70-х годов. Москва: Просвещение, 1981.

9. Огнев А.В. Русская советская проза 50 - 70-х годов. Москва: Просвещение, 1978.

References

1. Bekova M. Geroinya povesti A. Bokova «Staryj dom» kak olicetvorenie podviga naroda v gody Velikoj Otechestvennoj vojny. Uchenye zapiski. Seriya: Filologiya. Magas, 2010; Vypusk 3: 105 - 112.

2. Bokov A. Staryj dom. Buran: Povesti. Moskva: Sovetskaya Rossiya, 1988: 170 - 270.

3. Dahkil'gov I.A. Istoricheskij fol'klorchechenceviingushej. Groznyj, 1978.

4. Matiev M.A. Ingushskijpesennyj 'epos illi. Avtoreferat dissertacii... kandidata filologicheskih nauk. Nal'chik, 2004.

5. Matiev M.A. Ingushskie geroicheskie pesni. Magas, 2002.

6. Ognev A.V. Russkaya sovetskaya proza 50 - 70-h godov. Moskva: Prosveschenie, 1978.

7. Putilov B.P. Russkij istoriko-pesennyj fol'klor 12 - 16 vekov. Moskva: Izdatel'stvo akademii nauk SSSR. Lenin. Otdelenie, 1960.

8. Russkaya sovetskaya literatura 50 - 70-h godov. Moskva: Prosveschenie, 1981.

9. Ognev A.V. Russkaya sovetskaya proza 50 - 70-h godov. Moskva: Prosveschenie, 1978.

Статья поступила в редакцию 12.07.21

УДК 81

Inarkaeva S.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Literature and Methods of Its Teaching, Chechen State Pedagogical University

(Grozny, Russia), E-mail: uzlipat066@mail.ru

Dzhambekova T.B., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Head of Department of Literature and Methods of Its Teaching, Chechen State Pedagogical

University (Grozny, Russia), E-mail: uzlipat066@mail.ru

MORAL AND PHILOSOPHICAL DISCOURSE OF MUSA AKHMADOV'S STORY "WOODEN DOLLS". The article is dedicated to the role of a modern Chechen writer Musa Akhmadov in the formation of Chechen literature in the latest period of its development, in the formation of a unique genre system in his work, which includes all types of genre forms. It is noted that the most frequently used genre in the writer's work is a philosophical story, in which the author manages to express his innermost thoughts regarding the spiritual formation of modern Chechen society, about the role of a creative person in shaping the culture of the people, their future. The event series of the story echoes the author's thoughts about Eternity, about life, about the fate of individual people. The author's reflections on a creative person and his loneliness in the modern world, on his flawed position in society, on the "turn" of people to the material world, to the rejection of the spiritual principle, on the destruction of traditional values that have developed over the centuries in the national society determine the key line of the narrative in the story.

Key words: Chechen literature, creativity, prose, genre system, philosophical story.

С.И. Инаркаева, канд. филол. наук, доц., Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, E-mail: uzlipat066@mail.ru

Т.Б. Джамбекоеа, д-р филол. наук, проф., зав. каф. литературы и методики ее преподавания Чеченского государственного педагогического

университета, г. Грозный, E-mail: uzlipat066@mail.ru

НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС РАССКАЗА МУСЫ АХМАДОВА «ДЕРЕВЯННЫЕ КУКЛЫ»

Статья посвящена роли современного чеченского писателя Мусы Ахмадова в становлении чеченской литературы в новейший период ее развития, формированию в его творчестве уникальной жанровой системы, включающий в себя все виды жанровых форм. Отмечается, что наиболее часто используемым жанром в творчестве писателя является философский рассказ, в котором автору удается высказать свои сокровенные мысли, касающиеся духовного становления современного чеченского общества, о роли творческого человека в формировании культуры народа, его будущего. Событийный ряд рассказа перекликается с мыслями автора о Вечности, о жизни, о судьбах отдельных людей. Рефлексии автора о творческом человеке и его одиночестве в современном мире, о его ущербном положении в обществе, о «повернутости» людей к материальному миру, к неприятию духовного начала, о разрушении традиционных ценностей, веками складывавшихся в национальном обществе, определяют ключевую линию повествования в рассказе.

Ключевые слова: чеченская литература, творчество, проза, жанровая система, философский рассказ.

Писатель Муса Ахмадов сыграл важную роль в развитии современного чеченского литературного процесса. Уникальное и самобытное его творчество прозвучало в чеченской литературе резонансно, составило одну из самых ее ярких страниц. В середине 1970-х годов, будучи студентом Чеченского государственного университета, Муса Ахмадов оказался одним из самых активных членов организованного в тот период литературного клуба «Прометей», ставшего культовым явлением для своего времени. «Прометей» собирал всех, кто интересовался и любил национальную литературу, был заинтересован в ее развитии. В стенах «Прометея» начался творческий путь многих известных современных чеченских поэтов и писателей, стал своего рода отправной точкой для формирования современного чеченского литературного процесса [1 - 6].

В предисловии к пятитомному изданию избранных произведений Мусы Ахмадова, вышедшему в свет в 2005 году, известный современный чеченский писатель Муса Бексултанов пишет о своем коллеге следующее: «...Нохчийн керла, исбаьхьалин олуш йолу литература «Пхьарматан» декьашхоша йолийра Нохчий-чохь, ткьоалг1ачу б1ешаран дезткьалг1ачу шерашкахь. Царах цхьаь я коьртачех Ахмадов Муса вара». («Новейшая чеченская художественная литература начинается с творчества членов клуба «Прометей», с 1980-х годов. Одним из них или даже главным был Муса Ахмадов». Перевод - Инаркаевой С.И.) [3, с. 6].

В последние два десятилетия Муса Ахмадов стал ключевой фигурой в литературной и культурной жизни республики. Его произведения широко востребованы учащейся молодежью, писатель к тому же является автором

учебно-методических пособий и программ по чеченскому языку, этике и культуре, на сценах республиканских театров ставятся его пьесы. Будучи главным редактором литературно-художественного журнала «Вайнах», писатель занимается широкой просветительской работой, издает на страницах журнала произведения как известных авторов, так и начинающих, публикует переводы литературных текстов, материалы научно-публицистического характера. Безусловно, эти и другие факты творческой биографии писателя доказывают его неравнодушное отношение ко многим проблемам духовного развития чеченского общества.

Для ученых-исследователей Муса Ахмадов интересен в первую очередь с точки зрения его литературной деятельности, в которой со всей очевидностью проступает широкая и многогранная творческая личность писателя. В его художественной парадигме присутствуют практически все жанровые формы, внутренние ресурсы и возможности которых используются исчерпывающе, а во главу угла ставятся общечеловеческие ценности, строго соотнесенные с обычаями и традициями чеченского народа.

Вместе с тем, обнаруживая разносторонние профессиональные способности, яркое писательское дарование, Муса Ахмадов тяготеет к эпическим жанрам. Творческий путь писателя начался с коротких рассказов, новелл, хотя позже он стал осваивать и более крупные эпические формы. На сегодняшний день он является автором многочисленных рассказов, новелл, повестей и романов, и, что любопытно, следуя сложившейся разносторонней и глубокой традиции рассказа

в чеченской литературе, Муса Ахмадов привнес в развитии этого жанра много интересного и качественно обогатил его.

По своему внутреннему содержанию прозу чеченского писателя можно разделить на два крупных цикла: социально-психологическую и нравственно-философскую, а формирование в его творчестве философского рассказа можно считать явлением вполне естественным. Ахмадов, как и многие современные чеченские авторы, ищет особые смыслы и посылы в прошлой и настоящей жизни человека, определяющие перспективы его развития, будущего. Он обнаруживает живую потребность и необходимость рассуждать на страницах своих произведений о разных обстоятельствах окружающей действительности, дегуманизации многих человеческих начал, о положении человека в современном мире.

Таким образом, Мусу Ахмадова можно смело назвать автором, преумножившим возможности философского рассказа, расширившим его традицию в современной чеченской литературе. Выдвинув в своем творчестве в качестве центральной идею человека, обнаружив «любовь - стремление к мудрости», он создал в ней своеобразную «специфическую литературную традицию знания» [4, с. 201].

Муса Бексултанов отмечает: «Ахмадовс дийцаран кеп хийцира, яц моьтти-на таронаш дийцаран хила йиш юй а, уьш юкъайохуш верг я кхечухьа цкъа хил-ларш шен къоман литературехь йовзуьйтург яздархо вуй а хоуьйтуш. Муьлхха а жанр яздархочо кхуллуш а, денъйеш а ю...» («Ахмадов изменил форму рассказа, обнаружил новые жанровые его возможности, расширил их и ввел в национальный литературный обиход. Писатель создает жанры и своим творчеством способствует их укреплению. Перевод - Инаркаевой С.И.) [3, с. 6].

Рассказ «Дечиган тайнигаш» («Деревянные куклы») является в творчестве писателя одним из ключевых произведений, определяющих рубежные этапы становления философской прозы, ее устойчивой традиции в современной чеченской литературе. Рассказ вошел в одноименное пятитомное издание произведений писателя, вышедшее в свет в 2010 году. Художественное пространство рассказа многогранно. Предощущение большой трагедии (события 1990-х), рефлексии автора об историческом прошлом и будущем народа, смена временных пластов придают рассказу особое эпическое звучание, расширяют границы жанра, обнаруживают скрытые возможности избранной автором жанровой формы.

Человек и его предназначение в мире, человек и общество - ключевые и фундаментальные темы рассказа чеченского писателя. Историко-философский дискурс небольшого произведения выстраивается на бинарной оппозиции: одномоментно исследуется проблема духовного наполнения человека, его родовой сущности, смысле жизни в столкновении с проблемой духовного оскудения, отказа от принятия мира в его духовной красоте и гармонии в угоду материального обогащения, меркантильных интересов.

В рассказе наблюдается хроникальность структуры: жизнь главного героя показана в разрезе современной реальности, на которую постоянно накладываются события из прошлого. «Предметно-исторический подход автора дает возможность достоверного показа эпохальных событий, явлений и судеб простых людей, оказавшихся в круговороте истории» [5, с. 267]. Жизнь главного героя рассказа - Дени - рассматривается на стыке двух эпох: закат советской истории, смена власти, установление так называемой суверенной республики.

Автор прибегает к такой структуре намеренно, считая, что все плохое, происходящее с народом, происходит из-за его неспособности вынести должные уроки из событий прошлого. Для писателя это проблема, проявляющая себя в самых различных формах и кочующая из рассказа в рассказ, из повести в повесть, из романа в роман. В этой структуре постоянно «застревает» не менее болезненная для него проблема - проблема творчества, творческой интеллигенции. Рефлексии Ахмадова в этом ключе постоянно сходятся на роли творческой личности в формировании духовного начала народа, в желании закрепить за ней главенствующее положение в обществе, сделать авангардом.

Другими словами, тема творчества и творческого человека в прозе Ахма-дова сквозная, устойчивая и традиционная, пересекающаяся с его глубокими философскими размышлениями. Обнаруживающие творческие начала, острую необходимость в созидании герои писателя оказываются, по сути, беспомощными и слабыми не только в периоды исторических перемен, когда в особенности бесчинствуют малообразованные и невежественные слои общества: главная беда в том, что в обществе традиционно сохраняется пренебрежительное отношение обывателя к творческому человеку и творческой профессии.

«Искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами: оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь, - говорил Юрий Живаго в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» [5, с. 345]. Уникальная черта ахма-довских героев в том, что они испытывают подъем творческих сил в периоды трагических катаклизмов и разрушительных событий - искусство и творчество становятся своего рода формами выживания, гимном жизни.

Главный герой рассказа - скульптор, мечтающий обрести свой путь в творчестве. Он обнаруживает разностороннюю систему взглядов, принципиальную позицию в отношении многих вопросов бытия, его интересует история народа, она занимает его с позиции человека, ищущего знаки и символы в прошлом народа, предполагая, что в них ключ к разгадке его будущего. Сквозь призму прошлого автор осмысливает причины происходящих в современной Чечне трагических событий (1990-е годы).

Одной из них и самой очевидной для него является пренебрежение в обществе творческими и образованными людьми, кризис традиционных духовных

норм в обществе, тяготение к обогащению, алчность, разрушение родственных связей, низкий уровень культуры. В череде событий, происходящих в современной реальности, герой пытается понять историю народа, воссоздать в своих маленьких деревянных фигурках отдельные ее трагические эпизоды.

Гибель горного селения Хайбах, жители которого были сожжены в колхозном сарае в период депортации, стала для героя навязчивой и болезненной темой, и ее воплощение в деревянных фигурках является для него своего рода исполнением долга перед теми, кто стал жертвой страшных событий. Не забыть и помнить - вот главный мотив, которым руководствуется герой рассказа, когда долгими месяцами вынашивает свою идею. Критерием понимания истории народа для него является необходимость запечатлеть ее отдельные эпизоды в творчестве - в деревянных фигурках, в том, что впоследствии станет своего рода документом, свидетельствующим о злодеяниях власти против народа.

Исповедуя в целом высокие общечеловеческие мотивы, создавая личность с ярко обозначенной гражданской позицией, автор формирует в своем рассказе неоднородное художественное пространство. Постоянная смена временных пластов не меняют общего внутреннего фона рассказа, «переходы» из одной исторической реальности в другую лишь усиливают трагическую линию повествования, а легенда о рождении младенца создает в рассказе уникальную мифопоэтиче-скую структуру.

У Аянт, героини легенды, в день трагедии Хайбаха начинаются роды. Изгнанные из собственных домов и наспех собранные в дорогу, жители Хайбаха не знали, куда их ведут. «...Оцу мохо т1егоргбеш, бертал бетташ, синош шел-деш, шайн х1усамашкара арабаьхна нах, лаьмнин к1отарш яссош Нашха гулбеш бу, цигара д1о гена, пана махка (мича? мича? мича? - кхойкху балано лаьцна яххьаш, амма цунна жоп луш цхьа а вац), къемата дийне, жоьжахате кхийса...» («Ветер сгонял их в кучу, ронял, холодил души. Оставляя позади опустевшие горные селения, их вели к месту, где был сборный пункт, а оттуда куда-то очень далеко, а куда?... Никто не говорил - куда?... В ад! Перевод - С.И. Инаркаевой) [1, с. 294].

На краю села толпа изгнанных людей останавливается. На белом снегу постелена чёрная бурка - на ней и появится на свет ребенок Аянт. Родится девочка, которую назовут в честь дочери Пророка Мухаммада Фатимой. Ее поприветствуют негромким возгласом: «Будь благословенна!». Через два дня девочка погибнет со всеми в колхозном сарае, сгорит заживо в огне.

По сути, возникшая в структуре рассказа легенда о гибели младенца является, безусловно, кульминационным моментом. Благодаря контрастности выстраиваемых автором событий, созданию образов, использованию цветовой гаммы и звукового фона, он воспринимается на очень высокой философской ноте. Противопоставления в рассказе прослеживаются на протяжении всего повествования: тихая мирная жизнь героя обрывается в водовороте исторических перемен, рождение младенца, олицетворяющее явление в свет новой жизни, заканчивается его гибелью, белый снег покрывается черной буркой, став символом надвигающейся трагедии, тишина ночи разрывается грохотом орудий, выстрелами.

Образ дома, являющийся символом благополучия и хранителем семей-но-родовых ценностей, в рассказе меркнет перед обездоленностью и обреченностью людей, необузданная стихия ветра, срывающего все на своем пути, создает в нем апокалиптический фон - конца света, снежный белый цвет земли покрывается мглой, мраком, а выписываемые автором круги конвоиров, облаков, неба, звезд, холода окончательно венчают выстроенную автором философскую линию повествования. Кроме того, сложную философскую структуру рассказа завершают созданные автором образ Земли и образ Рая.

Со звездной высоты (из Рая) Земля в рассказе предстает как скованная густым мраком планета, освещенная редкими мерцающими огоньками, идущими, по мысли автора, от благородных и благодетельных людей. «Уьш х1ун серло-наш ю? Оццул к1езга стенна ю? Уьш Далла догц1ена 1амал ечу нехан серлонаш ю» (2Что это за свет? Откуда он? Почему его мало? Это свет от Всевышнего, дарованный людям за их благие дела», - говорит герой рассказа. Перевод -С.И. Инаркаевой) [1, с. 296]. Автор откровенно намекает на присутствие в обществе больше темных сил, нежели светлых. Под светлыми и благородными людьми, кроме прочих, писателем подразумеваются образованные и творческие люди, способные творить и размножать добро.

Событийный ряд рассказа «перекрывает» «закадровый» текст автора о Вечности, о жизни, о судьбах отдельных людей. Рефлексии автора о творческом человеке и его одиночестве в современном мире, его ущербном положении в обществе, о «повернутости» людей к материальному миру, к неприятию духовного начала, о разрушении традиционных ценностей, веками складывавшихся в национальном обществе, определяют ключевую линию повествования в рассказе.

Для автора образ Земли как образ ада, круги жизни как круги ада, и человек рождается для мучительного испытания. Жизнь - тоска, жизнь - боль [1, с. 301]. Причинно-следственная связь философских размышлений автора в рассказе в том, чтобы понять, за кем пойдёт общество, каковы будут его приоритетные ценности, будут ли они гуманистического характера или возобладают цинизм, меркантильность, «хозяйская» практичность. От решения этих вопросов, по мысли писателя, зависит морально-нравственный комфорт общества, перспективы его духовного развития.

Библиографический список

1. Ахмадов М. Избранное: в 5 т. Грозный, 2005; Т. 1.

2. Ахмадов М. Деревянные куклы. Избранное: в 2 т. 2010; Т. 1.

3. Бексултанов М. Избранное: в 5 т. Грозный, 2005; Т. 1.

4. Хлебникова О.В. Классификация жанров философской литературы. Вестник КемГУ. 2013; № 4 (56); Т. 1.

5. Пастернак Б. Доктор Живаго. Москва, 2021.

6. Чукуева З.Н., Панеш У.М. Синтез художественных и публицистических методов и приемов в Северокавказской событийно - хроникальной прозе ХХ века. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2020; № 4.

References

1. Ahmadov M. Izbrannoe: v 5 t. Groznyj, 2005; T. 1.

2. Ahmadov M. Derevyannye kukly. Izbrannoe: v 2 t. 2010; T. 1.

3. Beksultanov M. Izbrannoe: v 5 t. Groznyj, 2005; T. 1.

4. Hlebnikova O.V. Klassifikaciya zhanrov filosofskoj literatury. VestnikKemGU. 2013; № 4 (56); T. 1.

5. Pasternak B. Doktor Zhivago. Moskva, 2021.

6. Chukueva Z.N., Panesh U.M. Sintez hudozhestvennyh i publicisticheskih metodov i priemov v Severokavkazskoj sobytijno - hronikal'noj proze ХХ veka. VestnikAdygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Filologiya i iskusstvovedenie. 2020; № 4.

Статья поступила в редакцию 12.07.21

УДК 070.421

Ryabova А.О., student, St. Petersburg State University (St. Petersburg, Russia), E-mail: anna.ryabova.99@mail.ru

CLASSIFICATION OF ETHNIC CRISES IN FASHION INDUSTRY. The article presents an analysis of the main theoretical and methodological approaches to the study of the problem of reputational crises through crisis communications. A systematic approach, its capabilities and an attempt to classify ethical crises for subsequent use in overcoming the company's reputation crisis are considered. Trends of intercultural innovative development are blurring the boundaries between individuals. This process changes the form of communication from "top-down" to dialog communication, which takes place "on equal terms". Such changes significantly affect lives of companies that are forced to be particularly attentive and responsible about their activities. The established system of ethical principles does not stand up to criticism in the context of global changes that have occurred in the media environment. Acceleration of globalization processes in the world community, in which the media space becomes transparent and open. In such conditions, any rash statement or statement is replicated and can turn into a crisis for the company. For the fashion industry, it is necessary to form a classification of ethical crises and ways to effectively resolve them in the media space. The scientific research is conditioned by the presentation of the author's classification of ethical crises characteristic of the fashion industry. Based on the situational theory of crisis communications, the author's model of crisis response in various types of ethical crises in the fashion industry has been developed.

Key words: crisis communications, crisis communications management, fashion industry, new ethics, ethical crisis, reputation crisis, new media, public relations, discourse.

А.О. Рябова, студентка, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Е-mail: anna.ryabova.99@mail.ru

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭТИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ В FASHION-ИНДУСТРИИ

Статья посвящена анализу основных теоретико-методологических подходов к изучению проблемы репутационных кризисов посредством кризисных коммуникаций. Рассматривается системный подход, его возможности и попытка классифицировать этические кризисы для последующего использования при преодолении репутационного кризиса компании. Тенденции межкультурного инновационного развития стирают границы между отдельными людьми. Данный процесс меняет форму коммуникации с «сверху-вниз» на диалоговую коммуникацию, происходящую «на равных». Подобные изменения значительно отражаются на жизни компаний, которые вынуждены особенно внимательно и ответственно относиться к своей деятельности. Устоявшаяся система этических принципов не выдерживает критики в условиях глобальных изменений, произошедших в медиасреде. Ускорение глобализационных процессов в мировом сообществе ведет к тому, что медиапространство становится прозрачным и открытым. В таких условиях любое опрометчивое высказывание или заявление тиражируется и может обернуться для компании кризисом. Для fashion-индустрии необходимо сформировать классификацию этических кризисов и способов их эффективного урегулирования в медиапространстве. Научное исследование обусловлено представлением авторской классификации этических кризисов, характерных для fashion-индустрии. На основании ситуационной теории кризисных коммуникаций разработана авторская модель кризисного реагирования в различных типах этических кризисов в fashion-индустрии.

Ключевые слова: кризисные коммуникации, управление кризисными коммуникациями, модная индустрия, новая этика, этический кризис, ре-путационный кризис, новые медиа, связи с общественностью, дискурс.

Мода - основная экономическая сила в современном обществе и играет важную роль в социальной и культурной жизни общества. Сегодня следование определенным модным трендам, тенденциям и течениям позволяет человеку подчеркивать свою аутентичность, при этом опираясь на тренды, диктующие то, что является социально одобряемым, красивым и приемлемым. Это тесно связано с искусством и популярной культурой и часто поднимает важные моральные и этические вопросы. Однако стоит отметить, что, как и любая другая индустрия, мода часто сталкивается с кризисными ситуациями, из которых вынуждена искать максимально эффективных выход. Базовыми принципами эффективных кризисных коммуникаций в любой индустрии являются следующие: оперативный ответ организации на произошедшее; отсутствие молчания, так как информационное пространство не может быть пустым и окажется заполненным слухами и домыслами, способными нанести репутационный удар по организации; руководство организации должно предоставить свою версию кризиса и прокомментировать произошедшее; организация должна максимально открыто взаимодействовать с журналистами и предоставлять правдивую и честную информацию; придерживаться принципа согласованного ответа: одна организация - один голос, то есть все спикеры, выбранные организацией, транслируют одну и ту же версию произошедшего кризиса, не вступая в противоречия [1, с. 7].

Проблема заключается в том, что этические правила и нормы регулируют разноплановые конфликты, но при этом в построении коммуникации между глобальным fashion-брендом и аудиторией всё равно возникают этические скандалы в медиасреде, т.е. инциденты, который получили широкое публичное освещение из-за грубого нарушения моральных дилемм и плавающих границ современной «новой этики».

Еще одним важным аспектом является то, что этика в период глобализации и цифровизации видоизменяется. Новая этика обрастает всё новыми и новыми проблемами, формами и кейсами, требующими грамотного разрешения посредством применения стратегий кризисных коммуникаций.

Мы взяли следующее определение кризиса, с которым продолжили свою работу: «Кризис - это восприятие непредсказуемого события, которое угрожает важным ожиданиям стейкхолдеров (заинтересованных сторон) и может серьезно повлиять на производительность организации и привести к отрицательным последствиям».

Кризисные явления создают для компании острую необходимость действовать, урегулировать и разрешать сложившуюся ситуацию через кризисное управление, эффективность которого зависит от верно выбранной коммуникационной стратегии. Именно стратегии кризисных коммуникаций занимают центральное место в эффективном кризисном управлении. Цель кризисного управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.