Научная статья на тему 'Отражение духовно-нравственной и философской концепции Мусы Ахмадова в публицистике последних лет'

Отражение духовно-нравственной и философской концепции Мусы Ахмадова в публицистике последних лет Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
360
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЦИСТИКА / ДОКУМЕНТАЛИСТИКА / ЭССЕИСТИКА / АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫМЫСЕЛ / УСЛОВНОСТЬ / КУЛЬТУРОСОФСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА / AUTHOR’S POSITION / PUBLICISTIC WORKS / DOCUMENTARY WORKS / ESSAYISTICS / ART FICTION / CONVENTION / CULTURE-SOPHISTICATED PUBLICISTIC WORKS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Товсултанова Джамиля Салавдиевна, Джамбекова Тамара Белаловна

Рассматриваются особенности системы общественно-политических, духовно-нравственных и философских представлений Мусы Ахмадова и ее эволюции по материалам центральных и чеченских СМИ последнего десятилетия. Проводится анализ приемов, форм экспрессивной речи, которые присутствуют в публицистическом тексте, что и сближает этот вид словесных произведений с произведениями художественными. Выясняется, что позиция автора-публициста, выраженная через факты реальной жизни, находится в центре системы аргументов, образов и размышлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Товсултанова Джамиля Салавдиевна, Джамбекова Тамара Белаловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflection of the spiritual, moral and philosophical concept of Musa Akhmadov in publicistic works of the last years

The paper discusses the specific features of system of social, political, spiritual, moral and philosophical representations of Musa Akhmadov and its evolution on the basis of materials taken from the central and Chechen mass media of the last decade. An analysis is made of techniques and forms of expressive speech which are present in the publicistic text. Owing to them this type of verbal works is combined with works of art. It becomes clear that the position of the author-publicist expressed through the facts of real life, is in the center of system of arguments, images and thoughts.

Текст научной работы на тему «Отражение духовно-нравственной и философской концепции Мусы Ахмадова в публицистике последних лет»

УДК 82.0(470.661)

ББК 83.3(2=Чеч)

Т 50

Товсултанова Д.С.

Аспирант кафедры литературы и методики ее преподавания Чеченского государственного педагогического университета, e-mail: djema-88@mail.ru

Джамбекова Т.Б.

Доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и методики ее преподавания Чеченского государственного педагогического университета, e-mail: ATB-1952@mail.ru

Отражение духовно-нравственной и философской концепции Мусы Ахмадова в публицистике последних лет

(Рецензирована)

Аннотация.

Рассматриваются особенности системы общественно-политических, духовнонравственных и философских представлений Мусы Ахмадова и ее эволюции по материалам центральных и чеченских СМИ последнего десятилетия. Проводится анализ приемов, форм экспрессивной речи, которые присутствуют в публицистическом тексте, что и сближает этот вид словесных произведений с произведениями художественными. Выясняется, что позиция автора-публициста, выраженная через факты реальной жизни, находится в центре системы аргументов, образов и размышлений.

Ключевые слова:

Публицистика, документалистика, эссеистика, авторская позиция, художественный вымысел, условность, культурософская публицистика

Tovsultanova D.S.

Post-graduate student of Department of Literature and Technique of its Teaching Chechen State Pedagogical University

Dzhambekova T.B.

Doctor of Philology, Professor of Department of Literature and Technique of its Teaching, Chechen State Pedagogical University

Reflection of the spiritual, moral and philosophical concept of Musa Akhmadov in publicistic works of the last years

Abstract:

The paper discusses the specific features of system of social, political, spiritual, moral and philosophical representations of Musa Akhmadov and its evolution on the basis of materials taken from the central and Chechen mass media of the last decade. An analysis is made of techniques and forms of expressive speech which are present in the publicistic text. Owing to them this type of verbal works is combined with works of art. It becomes clear that the position of the author-

publicist expressed through the facts of real life, is in the center of system of arguments, images and thoughts.

Keywords:

Publicistic works, documentary works, essayistics, author’s position, art fiction, convention, culture-sophisticated publicistic works.

В публицистике, документалистике и эссеистике каждого писателя находит прямое и ясное выражение его авторская позиция, не опосредованная художественным вымыслом и условностью. В этих материалах - и история личности Мусы Ахмадова как человека и гражданина, и история его творческой индивидуальности как писателя. Исследование публицистических текстов требует начинать анализ отдельных произведений с выявления замысла автора, с моментов и элементов, воплощающих социальные ценности и идеалы. «Политические, философские, эстетические идеалы обусловливают и выбор жанровых форм, и выбор средств аргументации, и способы воплощения идеи в тексте. Смысл публицистического текста, конечно же, нельзя сводить к «агитации», но без убеждения теряется типологическое ядро данного целого» [1].

В публицистике Мусы Ахмадова содержится информация о его жизненных, писательских, зрительских симпатиях и предпочтениях. Это является важным источником для исследователей творчества писателя. Здесь прослеживается и история развития, изменения его взглядов под воздействием различных факторов, история духовных и эстетических исканий, честная и открытая для контактов с читателем, идейно-духовные и эстетические параметры, в пределах которых развивается публицистическая деятельность М.Ахмадова.

По поводу журнала «Вайнах», главным редактором которого является М.Ахмадов, следует отметить, что «толстые» литературно-художественные и общественно-политические журналы в России всегда считались центрами объединения писательских сил. Формируя эстетические вкусы писателей, читателей, они способствовали появлению художественных направлений, стилевых течений, литературных школ. Примером такого типа издания может служить журнал «Новый мир» А. Твардовского - наследник лучших традиций российских литературно-художественных журналов, таких как «Современник», «Отечественные записки», «Русская мысль», «Русское богатство» и других. Можно провести некую параллель между «Вайнахом» Мусы Ахмадова и «Новым миром» Твардовского, который «определил эстетическую и этическую меру вещей, ориентированную на выработанное духовным опытом человечества единство истины, добра, красоты, ставшей критерием отбора и оценки литературно-художественных и публицистических материалов». Их задачами было целенаправленное воспитание эстетического вкуса читателей.

Публицистика Мусы Ахмадова представляет собой один из важных духовных источников идей, умонастроений, поисков и стремлений, определяющих наиболее существенные тенденции развития современной духовной и культурной жизни Чечни. Индивидуальность автора в большей мере выявляется в разных жанрах - и большой статьи, и интервью, где у публициста имеется широкое поле не только для постановки конкретной проблемы, но и для самовыражения. Ведущим жанром критической статьи была публицистическая, исследовательская. Публицистичность сказывалась в адекватности используемого им «новомирского» метода анализа художественного произведения,

методологии Белинского или Добролюбова, в стилистике (использование приемов аллюзии, параллели, эзопова языка), в общей направленности, в пафосе выступлений.

В.Хорольский выделяет следующие признаки так называемой «культурософской публицистики», ставшей важной составной частью общественной жизни, в частности -журналистики, не потерявшей своей актуальности в настоящее время, в том числе и в культуре коренных народов: а) масштабность размышлений о судьбах национальных культур и всей мировой цивилизации; б) культурократическая ориентация авторов (как правило, деятелей культуры); в) образно-эмоциональный, «лирический» стиль повествования (в большинстве случаев - «мифологизация» и «символизация», как доминанты стиля); г) апелляция к глубиннотрадиционным («архетипичным») формам коммуникации, суггестивность авторского слова [1]. Эти признаки вновь возродились в период обострившегося в современном мире противостояния сторонников всеобщей глобализации и антиглобалистов. Это сближает творчество современных публицистов-интеллектуалов как с предшественниками (например романтиками), так и с последователями (модернистами и постмодернистами).

Муса Ахмадов - автор большого количества произведений практически во всех прозаических и драматургических жанрах, активно издающийся с конца 1980-х годов. Итогом этой работ стали «Собрание сочинений в 5 томах» (2005-2012), «Избранное в 2-х томах» (2010). М.Ахмадов - человек, писатель, общественный деятель, обладающий смелой, принципиальной нравственно-эстетической и гражданской позицией, что находило отражение во всех сферах его деятельности. Характерно, что одним из проявлений этой линии стали учебник для старших классов «Чеченская традиционная культура и этика» (2002) и учебное пособие для 4 класса по чеченским традициям «Ты пришел в этот мир» (2006). Обозначенные нами основные параметры жизненной и творческой биографии писателя, его «послужной список», одновременно характеризуют типичность этой биографии для судеб его родины и народа в ситуации выпавших на их долю испытаний на протяжении последних полувека. Данные параметры характеризуют и уникальность Муссы Ахмадова как одного из наиболее талантливых, незаурядных, имеющих собственное выразительное лицо, а также являющихся лицом своего народа представителей чеченской культуры.

Особенно ярко и непосредственно это отразилось в его публицистике, создававшейся на протяжении всей его жизни, и наиболее активизировавшейся в последнее десятилетие в форме многочисленных статей, эссе, интервью, характеризующихся непосредственным и прямым выражением авторской позиции. Многие электронные и сетевые издания Чеченской республики и России в целом (журнал «Дружба народов») проявляют живой интерес к вопросам формирования и развития, видоизменения отмеченной выше системы ценностей в личной, общественной и творческой биографии М.Ахмадова. Так, Роза Межиева свой материал «Клуб «Прометей». Зажигать сердца» посвятила 35-летию создания одноименного литературного объединения. Большая часть этого материала построена на основе текста интервью, данного автору основоположником и руководителем этого клуба Мусой Ахмадовым.

Публицистический текст «нельзя анализировать вне его эстетической природы, а это больше, нежели разговор о поэтике жанра или стилевых особенностях. Как и литературнохудожественное произведение, публицистический текст основан на словесно-экспрессивном способе передачи информации, на дихотомии «обыденный язык - публичная речь», а это и делает публицистический дискурс особым лингвистическим и эстетическим явлением» [1]. Жанр интервью, в рамках которого существует этот текст, достаточно емкий и

многоплановый. Он предполагает не только репортажную информативность, но и достаточную долю аналитики, допускает и эмоциональные оценки. Следует отметить, однако, что стилистика этого текста достаточно сдержанна, нейтральна, без признаков субъективизма. С возрастом писатель Муса Ахмадов все более осознает необходимость осмысления собственного пути, своего места в окружающем жизненном пространстве. Поэтому его мировоззренческие, духовные и художественные искания становятся все более целенаправленными по отношению к максимально адекватной форме выражения авторского сознания. Этой формой для него все в большей степени становится научно-художественная (эссеистическая) и публицистическая проза.

Суждения писателей о литературе, о целях искусства и перспективах его развития всегда поверяются творчеством. И обратная закономерность. разгадать творческий замысел, понять структуру романа, новеллы, поэмы, почувствовать многомерность художественного поиска, бесспорно, легче, сопоставив художественную практику с теоретическими размышлениями, дающими представление о метапоэтике писателя.

Писатель излагает историю и побудительные причины возникновения легендарного чеченского литературного объединения «Пхьармат» («Прометей»), созданного в 1976 году, куда входили молодые поэты, писатели и критики, пишущие на чеченском языке. «Тогда их имена еще мало кому были известны, а сегодня они находятся в авангарде чеченской культуры и науки. Боязнь утраты национальных корней в условиях планомерной политики нивелирования наций в Советском Союзе разбудила в сердцах участников клуба желание культурными средствами противостоять губительному для малых народов процессу ассимиляции» [2]. Студенты ВУЗов республики, занимавшиеся разными видами творчества, «неравнодушные к культуре родного народа, собирались вместе, читали свои стихи, рассказы, ставили спектакли на чеченском языке. Их творчество стало услышанным, нашло отклик в сердцах тысяч соотечественников. на радио и телевидении стали выходить передачи, издаваться поэтические сборники...» [2].

М.Ахмадов рассматривает судьбу объединения уже с исторической дистанции, следовательно, использует в своем интервью элементы мемуаров, ретроспективно анализируя опыт работы. «Вместе с тем идеологи тех лет прекрасно понимали, что такая просветительская деятельность входит в противоречие с внутренней политикой советского государства. Что вскоре и выразилось в репрессивных мерах к участникам литобъединения «Пхьармат» (Прометей) [2]. М.Ахмадов вспоминает многие характерные и значимые детали повседневной жизни клуба, в которой принимали участие замечательные представители тогдашней творческой молодежи, собратья писателя, в дальнейшем вошедшие в круг лучших представителей современной чеченской интеллигенции, к примеру. «Ставили спектакли, в одном из них, по моей пьесе «Замужество студентки» на чеченском языке, роль студентки сыграла Таус Серганова, а Лула Жумалаева - свекрови». Отметим, что это очень важный штрих к портрету юности двух замечательных женщин современной Чечни. Таус Серганова -обозреватель и корреспондент независимого журнала ДОШ в Чечне и Ингушетии, заведующая кафедрой русского языка Грозненского нефтяного технического университета, а Лула Жумалаева - поэт, переводчик, журналист, главный редактор журнала «Нана» [2].

Осмысливая опыт и уроки «Прометея», Муса Ахмадов осмысливает и новейшую историю Чечни, основные тенденции и проблемы ее развития, в том числе и в контексте истории как советской, так и современной России, отмечая, что старшее поколение возлагало

на них большие надежды. На старших выпала после возвращения из депортации трудная задача восстановления культурных институтов «нашего народа - создание национальных театров, музыки, литературы, заново писались учебники. У них много энергии ушло на этот процесс. Наше поколение находилось в несколько иной ситуации - в школах, вузах все старались учить только русский язык, а национальные традиции предавались забвению». Действительно, для Мусы Ахмадова созвучна мысль Дугласа Аллена (Douglas Allen), полагавшего, что главное, что объединяет людей в нацию, это единство цели [3. 36].

М.Ахмадов признается. «Несмотря на молодость, мы понимали, что происходит что-то неправильное. Обком партии вел целенаправленную работу по стиранию и уничтожению чеченской культуры». Писатель стремится быть объективным, воздать дань уважения всем, в частности тем, кто оказывал им большую помощь. работавшим на телевидении Ямлихану Хасбулатову и Адизу Кусаеву, приводит оказавшиеся пророческими слова поэта Шайхи Арсанукаева. «Однажды вы узнаете, что творили историю - даже если кому-то кажется сейчас, что вы занимаетесь чем-то несерьезным». Упоминает поименно всех тех. кто приходил на заседания клуба - Нурдина Музаева, у Магомеда Мусаева, Хасмагомеда Эдилова, ученых Казбека Гайтукаева и Разиту Эсенбаеву [2].

Действительно, это сообщество стало центром и символом вдохновения и вольнодумства, объединившим лучшие силы творческой молодежи в первую очередь для создания обстановки духовности, для объединения лучших сил по развитию национальной идеи. Это сообщество стало и школой инициативы для многих будущих писателей, поэтов, журналистов, деятелей культуры, «которые стали цветом нашей словесности», а также ученые, художники. Леча Абдулаев, Муса Бексултанов, Юсуп Яралиев, Бана Гайтукаева, Абу Исмаилов, Апти Бисултанов, Имран Джанаралиев, Шарип Цуруев, Таус Исаев, Маадула Завриев, Анзор Давлетукаев, Лула Жумалаева. Позже пришли Леча Ясаев, Саид-Хасан Тагаев.

Однако клуб, руководителем которого М.Ахмадов был на протяжении четырех лет, активно работал до мая 1979-го года, пока их не обозвал «националистическим сборищем» 1-й секретарь обкома партии. «Нас обвинили в том, что мы якобы тайно собираемся и ведем какие-то политические беседы. Мне объявили выговор по комсомольской линии, с занесением в учетную карточку - «за слабую интернациональную работу в литературном объединении». Многие члены литобъединения были наказаны и взяты на особый учет КГБ. «В том году я уже оканчивал университет, и - превратился в националиста. Многие стали меня избегать. Пришлось возвращаться в родное село - устроился на работу в маленькую школу, в которой сам когда-то учился» [2]. И здесь произошло невероятное, знаковое событие. однажды в село к начинающему, мало кому известному опальному учителю приехали выдающиеся представители чеченской интеллигенции - писатель Ахмад Сулейманов и режиссер Руслан Хакишев с грузинским гостем - всемирно известным писателем Отиа Иоселиани... «Мы долго разговаривали, и даже когда все ушли спать, наша беседа с Отиа Иоселиани затянулась далеко за полночь. Он сказал мне тогда слова, глубоко врезавшиеся в память. «Не переживай, что тебя назвали националистом - это значит, что ты герой своего народа. Это как звание. Мне это звание дали гораздо позже. Я даже завидую тебе!» Тогда мне было всего двадцать три года. И реальность тех лет была такова, что если писатель болел и писал за свой народ - значит, он был против власти. Приезд этого именитого гостя стал большим событием не только для меня, моей семьи - но и для всего нашего селения» [2].

Действительно, это было судьбоносное, ключевое событие для всей творческой биографии Мусы Ахмадова, и вообще нечастое в истории литературы (здесь уместно вспомнить напутственную роль В.А.Жуковского в жизни А.С.Пушкина). Визит этот был не случаен. молодого опального поэта его старшие собратья знали по активной деятельности «Пхъармата», а для М.Ахмадова каждый из трех гостей, представителей кавказского братства, оказался своего рода ориентиром в дальнейшей деятельности.

Общение Мусы Ахмадова с Ахмадом Сулеймановым, писателем, фольклористом, этнографом, лингвистом, его напутствия оставили свой глубокий и неповторимый след в прозе и драматургии, в публицистике и научно-просветительской деятельности младшего собрата. Философия жизни, выразившаяся в творчестве выдающегося грузинского писателя Отиа Иоселиани, близка прозе и драматургии М.Ахмадова другими своими аспектами. Как и в творчестве О.Иоселиани, «художническая интуиция позволила Мусе Ахмадову увидеть глубинные проблемы нашего времени, почувствовать его драматизм. В его произведениях все сведено к главным категориям. время, человек-личность, судьба, человеческая память» [4. 170]. Эти принципы созвучны и общей жизненной установке, и многим произведениям М.Ахмадова, что прослеживается даже в поэтике, стилистике и синтаксисе заглавий его произведений. «И муравейник не разрушай», «Горы воздвигая на земле», «После землетрясения», «Идти, не сбиваясь с этого пути», «Дикая груша у светлой реки». Хотя Отиа Иоселиани и Муса Ахмадов принадлежат к разным этносам и разным конфессиям, есть вещи, которые оказываются выше этих перегородок, относящиеся к разряду вечных и общечеловеческих ценностей. Именно эти истоки бытия природы и человека будут продолжены и в линии писательской жизни Мусы Ахмадова.

Итак, «нетрадиционные», внеродовые формы творчества писателей Северного Кавказа занимают в нем особое место, создавая симбиоз художественного и публицистического начал, точнее, создавая произведения нового, еще не вполне опознанного и осмысленного литературоведением качества. В эссе мы наблюдаем интеграцию литературных и внелитературных, «прикладных» форм письменной речи» [5. 45].

Примечания:

1. Хорольский В. Культурологический метод изучения публицистического дискурса. (на примере статей А. Блока, УБ. Иейтса, О. Уайльда). 2004. URL. relga.ru.http.//www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main? textid=796&level1=main&level2=articles (№6 [60] 23.03.2001)

2. Межиева Р. Клуб «Прометей». Зажигать сердца. URL.

http.//checheninfo.ru/infoportal/chechanciklop/kulturainfop/literatura/Вайнахский Инфопортал» Чеченская энциклопедия» от 5-07-2011

3. Douglas A. Myth and Religion in Mircea Eliade. Garland Publishing, 1998. 386 p.

4. Джамбекова Т.Б., Инаркаева С.И. Некоторые штрихи к современному состоянию чеченской литературы // Кросс-культурное пространство литературной и массовой коммуникации. генезис и развитие. материалы Междунар. науч. конф. Майкоп, 2012. С. 167-172..

5. Степанова Т.М. Фольклорные элементы художественной структуры дилогии Р Гамзатова «Мой Дагестан» в контексте интеллектуальной прозы Северного Кавказа // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2011. Вып. 4. С. 44-51.

References:

1. Khorolsky V. Culturological method of a journalistic discourse study (based on articles of A. Blok, W.B. Yeats, O. Wilde). 2004. URL: relga.ru.http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main? textid=796&level1=main&level2=articles (No. 6 [60] 23.03.2001)

2. Mezhiyeva R. The Prometheus club. To lighten hearts. URL:

http ://checheninfo.ru/infoportal/chechanciklop/kulturainfop/literatura/Vaynakh Infoportal» the

Chechen encyclopedia» of 5-07-2011

3. Douglas A. Myth and Religion in Mircea Eliade. Garland Publishing, 1998, 386 pp.

4. Dzhambekova T.B., Inarkayeva S.I. Some features of a current state of the Chechen literature // Cross-cultural space of literary and mass communication: genesis and development: materials of the International scient. conf. Maikop, 2012. P. 167-172.

5. Stepanova T.M. Folklore elements of artistic structure of R. Gamzatov’s two related books of «My Dagestan» in the context of intellectual prose of the North Caucasus // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Philology and the Arts». Maikop, 2011. Iss. 4. P. 44-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.