Научная статья на тему 'Этнопедагогический потенциал произведений современных чеченских писателей'

Этнопедагогический потенциал произведений современных чеченских писателей Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
329
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭТНОС / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / ФОРМИРОВАНИЕ / ЛИТЕРАТУРА / ЛИЧНОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ КАТЕГОРИИ / ETHNO-PEDAGOGICAL POTENTIAL / ETHNOS / SPIRITUAL CULTURE / FOUNDATION / LITERATURE / THE MORAL CATEGORIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мусханова Исита Вахидовна

В статье проведен анализ этнопедагогического потенциала произведений современных чеченских писателей М. Бексултанова, М. Ахмадова, Л. Куни. Раскрыт потенциал духовной культуры чеченского этноса, показана роль литературы в диалоге культур, в установлении подлинно добрососедских отношений между народами. Указано на необходимость широкого использования этнопедагогического потенциала художественной литературы в воспитании подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Мусханова Исита Вахидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-PEDAGOGICAL POTENTIAL OF WORKS OF MODERN CHECHEN WRITERS

The analysis of ethno-pedagogical potential of works of modern Chechen writers such as M. Beksultanov, M. Akhmadov, and L. Kuni is given in the article. The potential of spiritual culture of Chechen ethnos, the role of dialogues between the cultures in foundation of the true neighborhood relations between the nations is exposed. The necessity of wide usage of the ethnopedagogical potential of fiction in growing up the young generation is also mention pointed out.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогический потенциал произведений современных чеченских писателей»

УДК 37:39 Мусханова Исита Вахидовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Чеченского государственного педагогического института тел.: (928) 898-30-61

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ ЧЕЧЕНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Muskhanova Isita Vahidovna

Candidate of Pedagogics, associate professor of the chair of psychology, Chechen State Pedagogical Institute tel.: (928) 898-30-61

ETHNO-PEDAGOGICAL POTENTIAL OF WORKS OF MODERN CHECHEN WRITERS

Аннотация:

В статье проведен анализ этнопедагогического потенциала произведений современных чеченских писателей М. Бексултанова, М. Ахмадова, Л. Куни. Раскрыт потенциал духовной культуры чеченского этноса, показана роль литературы в диалоге культур, в установлении подлинно добрососедских отношений между народами. Указано на необходимость широкого использования этнопедаго-гического потенциала художественной литературы в воспитании подрастающего поколения.

Ключевые слова:

этнопедагогический потенциал, этнос, духовная культура, формирование, литература, личность, нравственные категории.

The summary:

The analysis of ethno-pedagogical potential of works of modern Chechen writers such as M. Beksultanov, M Akhmadov, and L Kuni is given in the article. The potential of spiritual culture of Chechen ethnos, the role of dialogues between the cultures in foundation of the true neighborhood relations between the nations is exposed. The necessity of wide usage of the ethno-pedagogical potential of fiction in growing up the young generation is also mention pointed out.

Keywords:

ethno-pedagogical potential, ethnos, spiritual culture, foundation, literature, the moral categories.

Общеизвестно, что универсальной формой выражения духовной культуры, которая содержит глубинный пласт этнической памяти, является художественная литература, основными задачами которой являются утверждение высших, общечеловеческих морально-нравственных ценностей: доброты, порядочности, мужества, смелости, патриотизма, безмерной любви к Родине. С другой стороны, художественная литература, будучи обращенной к душе, сердцу читателя, к его внутреннему духовному миру, играет огромную роль в диалоге культур, помогает лучше узнать и понять друг друга, что способствует возникновению подлинно добрососедских отношений между разными народами. Художественная литература каждого этноса, в том числе и чеченцев, обладает огромным этнопедагогическим потенциалом, научный анализ которого бесспорно представляет большой научный и практический интерес.

Однако, несмотря на актуальность и практическую значимость, этот вопрос, применительно к чеченской литературе, до сих пор никем не рассмотрен. В связи с этим в данной статье нами рассмотрены некоторые произведения современных чеченских писателей, имеющие, на наш взгляд, наибольшую ценность в контексте выявления в них этнопедагогического потенциала.

Мы отдаем себе отчет в том, что глубокий и всесторонний анализ этнопедагогического потенциала художественной литературы чеченцев - это тема для отдельного исследования и в одной работе невозможно охватить все стороны этой сложной и многогранной проблемы. В данной статье мы ограничились рассмотрением наиболее ярких и, на наш взгляд, значимых в контексте рассматриваемой темы произведений современных чеченских писателей. Это прозаические произведения М. Бексултанова, М. Ахмадова, Л. Куни.

Общеизвестно, что произведения художественной литературы раскрывают мир человеческих чувств, пробуждают в личности гуманные качества — способность проявить участие, доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. Как писал великий литературный критик В.Г Белинский: «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее».

Особое место в творчестве чеченских писателей занимает тема национальной трагедии -депортации чеченского народа 1944 г. Обусловлено это тем, что этот социокультурный кризис не имел аналогов в мировой истории. С другой стороны, именно в критических ситуациях наиболее ярко проявляются этнопсихологические особенности этнокультурной личности. Поэтому остановимся кратко на особенностях формирования этнокультурной личности в усло-

- 1G9 -

виях социокультурного кризиса. Подробно эти вопросы были рассмотрены нами в работе [1, с. 82-89]. В работе показано, что:

- факторами, влияющими на состояние этноса в условиях социокультурного кризиса, являются: продолжительность и интенсивность кризиса; компактность или дисперсность расселения этноса; степень изоляции этноса; моно и полиэтничность;

- социокультурные кризисы классифицированы по продолжительности: непродолжительный (несколько лет), средней продолжительности (одно поколение), затяжной (несколько поколений); по интенсивности протекания (силе), слабый, сильный, критический (например, высылка);

- чеченский этнос в процессе своего исторического развития длительное время находился в условиях перманентного социокультурного кризиса, в связи с чем у него выработался определенный иммунитет, позволивший ему сохранить себя как этнос;

- социокультурный кризис, вызванный внешними причинами, приводит к консолидации этноса, а социокультурный кризис, вызванный внутренними противоречиями, приводит к «расщеплению» этноса.

Исходя из вышеизложенного, в работе сделан вывод о том, что формирование этнокультурной личности определяется состоянием этноса в условиях социокультурного кризиса. При сплачивании этноса в условиях социокультурного кризиса усиливается фактор этнопедаго-гизации процесса формирования этнокультурной личности, а при разъединении этноса происходит обратный процесс.

Мысль о том, что в депортации произошло объединение этноса на базе этнокультурных ценностей, подчеркивается во многих произведениях чеченских писателей. Особенно убедительно об этом пишет современный чеченский писатель М. Бексултанов. Писатель уверен, что именно нравственный стержень этнокультурных ценностей позволил народу выстоять в бурях национальных трагедий: Кавказская война (XIX в.), депортация (ХХ в.), российско-чеченская война (XX-XXI вв.). Однако он также убежден: малейшее отступление от этих идеалов способно привести народ к очередной катастрофе.

М. Бексултанов является представителем молодых людей 70-80-х гг. прошлого века. Он, как и все его сверстники, стал свидетелем коммунистического прессинга на этнокультурные ценности малых народов, а, в особенности, чеченцев. Возможно, поэтому его творчество пронизано идеей необходимости сохранения и развития национальной культуры, обычаев и традиций. Он талантливо противопоставляет своих сверстников, поддавшихся коммунистической идеологии, отошедших от национальных обычаев и традиций и считающих, что показателем уровня культуры является степень отчуждения от национального.

По мнению Л.М. Довлеткиреевой, «в художественной форме М. Бексултанов представляет чеченские нравственно-этнические ценности, выраженные в таких традиционных категориях, как «иман» (религиозность), «яхь» (соревновательность в достойных делах), «маршо» (свобода), «собар» (терпимость), «сий» (честь) и др. [2, с. 149-156]. Перечисленные составляющие входят в этическую категорию чеченцев - «къонахалла».

В связи с этим хотелось бы остановиться на небольшом рассказе М. Бексултанова «А я молчу...» [3, с. 109-116]. Рассказ написан в виде монолога младшего брата, который наблюдает за поведением сестры, ведущей себя неподобающим образом, с точки зрения чеченского менталитета. Рассказ начинается с легенды, которую рассказала главному герою бабушка. В старину жила очень красивая девушка. Один парень, когда она отказала ему, оклеветал ее. У девушки, кроме старых родителей, никого не было, кто мог бы защитить ее. Девять дней и девять ночей она провела в слезах и раздумьях. После чего, она поднялась на высокий обрыв и бросилась в реку Аргун. Она, думает герой рассказа, бросилась в реку, не выдержав клеветы. А сестра? Он видит, как свободно ведет себя сестра, которая, вопреки обычаям, бегает на свидание, ходит в кино, а главное - и ведет себя непозволительно свободно с парнями. В рассказе талантливо противопоставлены эти образы и показано, как пагубно действует на молодежь «вестернизация».

Огромным этнопедагогическим потенциалом характеризуется повесть М. Бексултанова «Далекие берега реки жизни». Повесть делится на две части. В первой рассказчик, от лица которого ведется повествование, воспроизводя монологи отца, содержащие многочисленные примеры из прошлой жизни и фольклора чеченцев, открывает читателям особенности и красоту традиционной чеченской культуры воспитания. «Отец готовит сыновей к взрослой жизни, воспитывая в них как личным примером, так и в форме бесед-наставлений о былых символах-идеалах чеченского народа чувство собственного достоинства, честь, смелость, мужество и значимость, незапятнанного недостойным мужчины словом и поступком, имени» [4, с. 8-38]

В повести главную роль играет изображение впечатлений, чувств, раздумий, что усиливает воспитательную силу повести. Повесть является наставлением чеченцам, как сохранить и

- 11G -

уберечь свой народ. В контексте рассматриваемой проблемы повесть можно считать хрестоматией по этнопедагогике чеченцев, так как она полностью посвящена проблемам воспитания в чеченской семье. Повесть без сюжета. Однако в каждом предложении, в каждом сюжете мы познаем глубинный смысл и эмоциональное воздействие народных методов воспитания на воспитаннике. Вся повесть построена в виде монолога одного из героев. Он рассказывает, какие у него были переживания, когда с ним беседовал отец. «Я его боялся,- пишет он, - нет-нет, для меня не было выше царя или близкого друга. Война, трудности, тюрьма, даже смерть, было ничто по сравнению с тем, что надо было стоять перед ним, провинившись в чем-то. Провинившегося он заставлял часами стоять, а сам, молча, наблюдал. Ты стоишь перед ним, как пластилин, как будто в мазуте, весь промокший, капая каплями пота». «Если совершил дурной поступок - скажи мне, - учит отец. О хороших поступках пусть люди скажут». «Мы боялись плакать, как бы нам больно не было. Мы только пытались прятать глаза» [5, с. 226].

Полный и исчерпывающий анализ этнопедагогического потенциала этой повести - это довольно сложное и трудоемкое дело. Поэтому рассмотрим наиболее значимые и, на наш взгляд, яркие эпизоды.

В повести описана жизнь большой семьи (одиннадцать детей от двух матерей). Рассказчик больше всего уделяет внимание отцу, тому, как и какими методами тот воспитывал их. Так он пишет: «Отец - насколько я помню - никогда не бил нас, да и не баловал ласками, если не считать добрый взгляд, улыбаясь самому себе». Позже ты поймешь, - говорит он, - кем он (отец) был, какими ценностями он жил, что он не считался с материальными благами, кроме чести и имени, оставшиеся после отца, кроме необходимости жить, сохраняя честь и достоинство отца, семьи...

Ты часто будешь вспоминать их чистые уважительные добрые взаимоотношения. Никогда младшие братья, хотя им было за 60 (и у них были свои семьи и хозяйства), не заходили вечером к себе, предварительно не попрощавшись со старшим братом. Это обычай чеченцев, когда сын или младший брат, прежде чем зайти к себе, осведомляется о здоровье старших, выясняет, нуждаются они в чем-то. Это один из элементов цельной системы взаимоотношения старших и младших в семье. В повести показано, с каким уважением и любовью младшие братья относились к старшему. Они ни при каких обстоятельствах не перечат старшему. Несмотря на то, что он часто ругает младшего брата, в повести показано, как он бесконечно любит и гордится им. В его отсутствии он говорит «Сайд-Хасан готов умереть, чтобы смыть позор, не моргнув глазом». Эта любовь не показная, а внутренняя, глубокая, не нуждающаяся в том, чтобы демонстрировали ее.

В повести большое место занимает необходимость стремиться быть «къонах» («къонах» -идеал, к которому стремится каждый чеченец с малых лет). И тут интересную мысль высказывает отец. Он говорит, что нельзя стремиться всем быть «къонах», можете остаться без «къонаха». Лучше выберите наиболее достойного и помогите всем миром ему стать «кхонахом». Тем самым автор показывает как трудно и сложно стать настоящим «къонах».

Позор для къонах, если люди не будут считаться с его мнением. Этот позор нельзя смыть даже после смерти. Зачем богатство, если ты не стал «кхонахом». Повесть изобилует рассказами о поступках известных людей, на их примере отец воспитывает в детях лучшие качества мужчины, настоящего «къонах». Так автор пишет: «У настоящих мужчин (къонахий) бывает своя история (тептар), как архив в наше время». Отец поименно перечисляет их, останавливаясь кратко на их поступках. Весьма убедительно, на конкретных примерах, автор показывает, что большая часть ответственности за сохранение семьи лежит на муже. Он обязан воспитывать, оберегать свою жену. Он как поступок настоящего «къонах» преподнес поступок Дуды. Тот, встретив молодую женщину, которая шла со слезами, отдал свою единственную корову, узнав, что родители не смогли ей подарить корову, как это принято у чеченцев, когда она с пер-венцем-сыном пришла домой. Рассказчик усиливает эмоциональное воздействие на читателя словами: «Сердце билось так сильно, будто пыталось выскочить из груди, когда мы слышали о чертах характера къонаха, сердце твердело, как кремень, сильнее булата».

Как высшее проявление человечности и доброты является поступок Кахима, о котором рассказал отец. До переселения односельчанин Исрапил убил брата Кахима. В спецпереселе-нии, когда стало возможно передвигаться, он узнал, что кровник живет в Казахстане, и поехал туда, чтобы отомстить ему. Однако по приезду он узнает, что Исрапил утонул в реке и у него осталась единственная дочь. Близких родственников у дочери не было (мать умерла), она жила у соседей. Кахим, узнав об этом, сказал, что он близкий родственник Исрапила, забрал дочь, воспитал ее, выдал замуж. Отец завершает свой рассказ тем, что дает самую высокую оценку тому поступку, как поступку настоящего къонаха, переполненного добротой и человечностью.

Описывая взаимоотношения отца и семьи, М. Бексултанов сравнивает их с взаимоотношениями гостей, когда каждый боится совершить ошибку. Анализ системы воспитания в чеченской семье показал, что отличительной особенностью этой системы является доминирование в ней формирования морально-нравственных и волевых качеств. Подтверждением этому является фрагмент из повести М. Бексултанова. Отец глубокой ночью отправляет 15-летнего сына далеко в горы. Дорога сложная, опасная, через труднопроходимые леса. Минимум 4 часа туда и столько же обратно. Отец сказал ему, чтобы он вернулся к утру. Мать побледнела, но промолчала. Интересно, как описывает свое состояние рассказчик. «Сердце было само по себе, не со мной, далеко впереди испугавшегося тела. Скорее ни сердца, ни тела не было, кроме слуха и зрения. Легкие шаги, шаги на цыпочках».

Об отце он пишет, что он не понимал и не хотел понять, что значит, испугался, он не знал, что это такое. Он был такой прямой, волевой, как будто жизнь - ничто. Он жил с обязанностями, о которых знал только он, для него жизнь - это имя, честь человека, имя, которое остается после человека.

Чисто к национальному методу воспитания следует отнести специальный случай, описанный в повести. Отец увидел, как сын открыто перед людьми в центре села пьет морс. Он вечером приглашает сына и говорит ему о том, как было больно, стыдно за него, ему хотелось провалиться сквозь землю, когда друзья спросили, чей он сын? Завершая свою беседу, он говорит, что если даже ты будешь умирать с голоду, пока ты живой не делай этого, не «пасись» среди людей, отойди куда-нибудь. Даже в Казахстане, когда люди умирали с голоду, я не вел себя так. Следует отметить, что у чеченцев считается нетактичным, невоспитанностью кушать, пить на виду у всех.

В другом месте он объясняет ему, что надо беречь сестер. Если к тебе в гости пришли друзья, то на стол не должна накрывать сестра. Пусть жена готовит, а мужчины могут и накрыть.

Вглядываясь в жизнь персонажей, проникая в их внутренний мир, а через них и во внутренний мир самого читателя, М. Бексултанов отвечает на вопросы, которые волнуют каждого: что такое жизнь, что такое счастье, какие бывают люди, что хорошо, что дурно, что есть зло и что - добро. В каждом персонаже он открывает уникальное и в то же время, касающееся всех. В открытии этой диалектики через сопереживание судеб людей, изображенных в произведениях, он видит зерно творчества, ведущее к духовно-нравственному возвышению его как личности. В этом и сосотоит этнопедагогическая ценность произведений М. Бексултанова.

Пропаганда народных традиций и обычаев является основной темой произведений М. Ахмадова. В качестве примера рассмотрим рассказ М. Ахмадова «Ночь в пустом доме» [б, т. 1, с. 135], в котором показана глубина взаимоотношений в чеченском обществе. Философия жизни чеченца характеризуется ответственностью не только за свои деяния и поступки, но и за поступки предков, родственников, хотя сам он и не причастен к ним.

Герой романа после долгих лет скитаний возвращается в село и проводит ночь в опустевшем доме соседа. От собственного дома остался только фундамент. Перед глазами проходит детство, первая любовь, первое признание. Он вспоминает, как в детстве к нему относились люди несколько сдержанно, Он не понимал тогда в чем дело, но с детской чуткостью он видит скрытую недоброжелательность. И только, услышав разговор между любимой с ее матерью, он узнает, в чем дело. Оказывается, его дядя вел себя недостойно - он доносил, клеветал на людей. Из-за него многие односельчане пострадали. Из подслушанного разговора он узнает, что отец девушки, которую он любит и согласна выйти за него замуж, категорически против их брака и против он из-за дяди.

В сильном недоумении, страшно взволнованный он прибегает домой и спрашивает у своей матери. «Кто был мой дядя? Он был проклят жителями села? Он совершал подлые, недостойные поступки?». Мать, сильно встревоженная, отвечает: «Не знаю сынок, правда это или нет, но люди так говорят и, когда твой отец собрался совершить религиозный обряд саг1а, старики ему не разрешили. Зачем ты это вспомнил? Какое отношение к тебе имеет то, что он делал? Зачем ты переживаешь?» Он тогда ничего не сказал матери, хотя знал, что она неправа. Понимала это и она. Нет, думает герой в пустом доме, он должен отвечать за деяния отца, деда, прадеда, брата, дяди, прапрадедов до седьмого колена. Если не перед судом, то он должен ответить перед собой, перед своей совестью. У человека корни, как у дерева. Он ответственен не только перед настоящим, но перед прошлым, и будущим. Автор убедительно показывает внутреннюю подавленность, трагедию героя, безысходность ситуации. На этом фоне весьма убедительно звучат слова автора: «Если не считаться с этими обычаями, жить только для себя, думать только о своем благополучии, то страдать будут близкие родственники и потомки, как это случилось с героем рассказа». Это прекрасный рассказ, в котором ярко выраже-

ны особенности чеченского менталитета, и он, бесспорно, послужить на пользу при этнопедаго-гизации процесса воспитания.

В соответствии с традиционной чеченской культурой личность человека неотделима от личности членов его семьи, его тейпа. Образ каждого из героев раскрывается, прежде всего, через историю его семьи, через характеры и судьбы предков. У чеченцев существует поговорка «Т1аьхьено дай буьйцу», дословно «Потомки говорят о предках», что означает, о предках судят по поведению потомков. Такой подход показывает, что личность и характер жизни каждого человека - это звено в цепи жизней рода. Такое понимание личности отдельного человека соответствует эпической традиции, оно сохранилось в народных обычаях, согласно которым каждый чеченец должен знать как минимум семь своих отцов. И это позволяет увидеть характер героя не как случайный, единичный, а как проявление общего начала, как представителя своей семьи, своего тейпа, неотделимого от кровных родственных связей.

Как известно, подлинные произведения искусства замечательны тем, что в них присутствует душа художника, вложенная им в свое творение. Такой особенностью отличается проза и поэзия известной чеченской писательницы Лулы Куни. В этнопедагогическом отношении значительный интерес представляет повесть Лулы Куни «Абрисы», посвященная событиям последних лет.

Автор, вспоминая какие взгляды, были у нее, у других, кто в какой ситуации как поступил, подводит читателя к мысли, что морали больше там, где о ней меньше всего говорят. «Абрисы» Л. Куни - это рассказы об абрикосовом рае, любви и надеждах, мира и войне. Трудно переоценить роль повести Лулы Куни «Абрисы» в контексте положительного воздействия ее на формирование этнокультурной личности.

Таким образом, этнопедагогический потенциал художественной литературы является одним из важных факторов этнопедагогизации целостного процесса формирования этнокультурной личности. Каждое полноценное в художественном отношении произведение - это кусок жизни, который показывает личности новый, еще не испытанный опыт. Произведение, наполненное этнопедагогическим потенциалом, открывает возможность пережить непережитое, занять собственную позицию, сделать выбор, принять решение. Сколько бы, например, мы не говорили о толерантности в межнациональных отношениях, это не будет убедительным. Но для человека, прочитавшего «Долгие ночи» А. Айдамирова, глубоко сопережившего трагедию, связанную с русским солдатом Василием Лопуховым, заступившись за которого сыновья убивают отца, эта истина приобретает такую степень убедительности, что становится непреложной. Через эмоции, через возбуждение собственной мысли, через включенность в чужую жизнь, раскрытую писателем в ракурсе гуманистических идеалов, чтение формирует шкалу ценностей, помогает читателю идентифицировать себя с определенной личностью или группой людей, создает установку на определенный тип человеческих отношений. Благодаря нелогическим элементам, присущим искусству, этнопедагогический потенциал литературы способен внешние по отношению к личности социальные нормы превращать во внутренние регуляторы поведения, закрепляться в сердце, действовать как безусловный императив.

Ссылки:

1. Мусханова И.В. О некоторых аспектах формирования этнокультурной личности в условиях социокультурного кризиса. Актуальные достижения Европейской науки. София, 2011.

2. Давлеткиреева Л. Некоторые аспекты современной чеченской и русской активной прозы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Словесная культура чеченцев в контексте культур народов России», посвященная 100-летию. М.;С., 2011.

3. Бексултанов М. И кто постучится ночью в дверь твою. Грозный, 2004.

4. Бексултанов М. Далекие берега жизни // Вайнах. 2009. № 2. С. 8-38.

5. Бексултанов М. Указ. соч.

6. Ахмадов М. Собрание сочинений в 5-ти томах. Г розный, 2005.

References (transliterated):

1. Muskhanova I.V. O nekotorykh aspektakh formiro-vaniya etnokul'turnoy lichnosti v usloviyakh sotsiokul'tumogo krizisa. Aktual'nye dostizheniya Evropeyskoy nauki. Sofiya, 2011.

2. Davletkireeva L. Nekotorye aspekty sovremennoy chechenskoy i russkoy aktivnoy prozy. Materialy Vse-rossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii “Slovesnaya kul'tura chechentsev v kontekste kul'tur narodov Rossii”, posvyashchennaya 100-letiyu. M.;S., 2011.

3. Beksultanov M. I kto postuchitsya noch'yu v dver' tvoyu... Grozniy, 2004.

4. Beksultanov M. Dalekie berega zhizni // Vaynakh. 2009. No. 2. P. 8-38.

5. Beksultanov M. Ukaz. soch.

6. Akhmadov M. Sobranie sochineniy v 5-ti tomakh. Grozniy, 2005.

- 11З -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.