Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ'

НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воскресная школа / социальный институт / русская православная церковь / нравственно-эстетическое воспитание / человек / sunday school / social institution / Russian Orthodox Church / moral and aesthetic education / a person

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы —

В статье раскрываются вопросы становления и развития социального института воскресной школы русской православной церкви. Дается определение значения феномена«воскресная школа» в различных науках и выполняемые им функции. Автором рассмотрен механизм нравственно-эстетического воспитания человека в церкви в контексте социально-культурной деятельности. Обозначены основные структурные компоненты социокультурной среды воскресных школ, основные направления реализации развития нравственно-эстетических качеств человека в воспитательной деятельности современных воскресных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF PERSONALITY IN THE SUNDAY SCHOOL OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH: SOCIO-CULTURAL ASPECT

The article reveals the issues of the formation and development of the social institution of the Sunday school of the Russian Orthodox Church. The definition of the meaning of the phenomenon "Sunday school" in various sciences and the functions it performs are given. The author considers the mechanism of moral and aesthetic education of a person in the church in the context of social and cultural activities. The main directions for the implementation of the development of moral and aesthetic qualities of a person in the educational activities of modern Sunday schools are outlined.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 355.233.23:27-752

А.С. ТЫНОВЕЦ

руководитель коллектива художественного творчества Белорусский государственный медицинский университет, г. Минск, Республика Беларусь

Статья поступила 20 декабря 2023 г.

НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

В статье раскрываются вопросы становления и развития социального института воскресной школы русской православной церкви. Дается определение значения феномена «воскресная школа» в различных науках и выполняемые им функции. Автором рассмотрен механизм нравственно-эстетического воспитания человека в церкви в контексте социально-культурной деятельности. Обозначены основные структурные компоненты социокультурной среды воскресных школ, основные направления реализации развития нравственно-эстетических качеств человека в воспитательной деятельности современных воскресных школ.

Ключевые слова: воскресная школа, социальный институт, русская православная церковь, нравственно-эстетическое воспитание, человек.

TYNOVETS A.S.

Artistic Team Leader

Belarusian State Medical University, Minsk, Republic of Belarus

MORAL AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF PERSONALITY IN THE SUNDAY SCHOOL OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH: SOCIO-CULTURAL ASPECT

The article reveals the issues of the formation and development of the social institution of the Sunday school of the Russian Orthodox Church. The definition of the meaning of the phenomenon "Sunday school" in various sciences and the functions it performs are given. The author considers the mechanism of moral and aesthetic education of a person in the church in the context of social and cultural activities. The main directions for the implementation of the development of moral and aesthetic qualities of a person in the educational activities of modern Sunday schools are outlined.

Keywords: sunday school, social institution, Russian Orthodox Church, moral and aesthetic education, a person.

Первые упоминания о деятельности церковных школ (как духовное просвещение народа) упоминается в «летописях, в разных списках дополняющих друг друга, в древних памятниках литературы, житиях святых, патерики, исторические акты, описания рукописей и книгохранилищ» [4]; в трудах историков В. Татищева «История Российская» (изд. 1768-84); Н. Карамзина «История Государства России»; С. Соловьева «История России с древнейших времен»; М. Погодина «Другая русская история до монгольского ига» (изд. 71 г.); в трудах по истории Русской Церкви архиепископа Филарета Черниговского, архиепископа Макария Московского, профессора Е. Голубинского, профессора Амвросия «История Российской иерархии», трудах по древнерусской словестности проф. Шевырева, проф. Порфирьева, проф. Галахо-ва, проф. Знаменского и др.; в трудах ученых-исследователей древне-русской литературы - Н. Никольскаго, В. Жданова, Г. Воскресенского, А. Архангельского и др. [4].

В древности под деятельностью воскресных школ подразумевалось понятие «древнерусское училище». К истории древнерусских училищ до XV в. обращались Н.А. Лавровский (труд 1854 г.), М.Д. Хмыров в труде «Училища и образованность на Руси доПетровской» (за 1869 г.), проф. А.И. Соболевский «Образованность Московской Руси в XV - XVII в.», проф. Ф.И. Леонтович «Школьный вопрос древней России». История школы со времен Петра Великого освещалась в трудах академика П. П. Пекарского «Наука и литература при Петре I», проф. М.Ф. Владимирского-Буданова «Государство и народное образование в России в XVIII в.» (1874 г.), А.С. Воронова «Историко-статистическое обозрение учебных заведений С. Петербургского округа» (1849 г.), в архивах Министерства Народного Просвещения, в исторической статье Н. Весселя о народной школе [5].

В период революционных стихий деятельность воскресных школ имела другое значение. К истории начальной школы XIX-XX вв. обращались П.А. Смирнов, Д.Л. Мордовцев, Н.А. Лавровский и др. [6]. К вопросам воскресных школ как социальному институту обращались Л. Мищик, А. Макаренко, И. Зверева, А. Капская, Н. Лукашевич, И. Степаненко и др. Влияние русской право-

славной церкви на становление государства, развитие искусства, архитектуры, литературы, а также современности отечественной педагогики и организации социально-культурной деятельности весьма значительно.

Значение феномена «Воскресная школа» исследовали ученые В.В. Зеньковский, Н.В. Маслов, Е.В. Шестун и др. Понятие «воскресная школа» относится в большей степени к предметному полю теологии, однако наряду с теологическим определением этого понятия существуют и другие, которые рассматривают социология, философия и педагогика.

В теологии воскресная школа характеризуется как учебное заведение, действующее при храме или монастыре, в котором изучают катехизис, Закон Божий, историю Церкви и другие предметы. Кроме того, учащиеся имеют возможность получить обстоятельные ответы и по практическим вопросам церковной жизни. Воскресные школы имеют ряд отличительных особенностей: меньшее количество времени для обучения, разнообразный состав воспитанников, различие их в возрасте и подготовке, в аккуратности посещения занятий [7].

Немецкий социолог и философ Ф.Г. Гид-денгс определил социальный институт воскресных школ как организацию, которая «занимается вопросами чувства, мысли и поведения людей» и ставящие перед собой цель -«способствовать духовному развитию и счастью общества» [2, с. 489].

В педагогической науке первоначально понятие «воскресная школа» относилось к внешкольному образованию, которое развивалось во второй половине Х!Х - начале ХХ в. и являлось просветительской деятельностью для удовлетворения образовательных запросов населения. Учреждения воскресных школ создавались общественными и частными лицами и не являлись государственной системой народного образования. Большой вклад в движение за создание воскресных школ внесли Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Н.А. Корф.

С позиции социально-культурной деятельности воскресные школы являлись общественно-воспитательными институтами, основной целью которых было удовлетворение жизненных потребностей различных

слоев населения в периоды исторических реформ. К основным потребностям относились вопросы базовой грамотности, усвоение национального языка и истории, формирование и сохранение духовного наследия.

В настоящее время воскресная школа -это исторически сложившаяся общественная организация, которая представляет собой сложную коммуникативную систему, проявляющуюся у человека под влиянием различных средств коммуникации: слов (проповедь, беседы, диалоги), символов (письменность). Социокультурное пространство воскресных школ организовывает свою деятельность по формированию нравственно-эстетических ценностей личности путем духовного обогащения чувств воспитанников в свободное время; расширения мировосприятия, что включает в себя систему социальных, культурных ценностей; реализации своего творческого, культурного и духовного потенциала.

Целью воспитания в православных воскресных школах является определение основных особенностей процесса интериориза-ции нравственно-эстетических ценностей и его влияние на формирование личности, ее чувств, убеждений, в зависимости от содержания воспитательных воздействий, оказываемых на развивающуюся личность.

Существуют следующие документы, регулирующие деятельность воскресных школ Русской Православной Церкви (далее -РПЦ): Образовательная концепция РПЦ с 2016 г.; Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) РПЦ на территории Российской Федерации (от 9 марта 2017 г.). В Республике Беларусь носит рекомендательный характер; Положение о деятельности воскресных школ (групп) на территории Российской Федерации (от 9 марта 2017 г.); Дорожная карта первоочередных мер по формированию и развитию благоприятных условий для духовного просвещения детей в приходских общинах РПЦ; Типовой устав воскресной школы; Проект «Воскреска».

В настоящее время в Республике Беларусь нет единой определенной программы воскресных школ: их деятельность регламентируется общецерковными документами Русской Православной Церкви. Министерство образования Республики Беларусь и Белорусская православная Церковь разработали на

основе Конституции Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь об образовании, Закона Республики Беларусь «О правах ребенка», Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь, а также в соответствии с нормами международного права, Соглашением о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью от 12 июня 2003 года и ранее подписанными Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью документами - «Программу сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью». Данная Программа сотрудничества в области воспитания детей и молодежи реализуется в соответствии с принципами: взаимного уважения; светского характера образования; толерантности, означающей в данном контексте, что сотрудничество органов и учреждений образования с Белорусской Православной Церковью не имеет целью ущемление прав других конфессий или граждан и не препятствует им развивать в рамках действующего законодательства сотрудничество с системой образования; уважения прав обучающихся на формирование собственной позиции в отношении религии и прав родителей или лиц, их заменяющих, на воспитание детей в соответствии с собственным отношением к религии [9].

Программа представляет собой совокупность мероприятий в области образования и воспитания, направленных на: информационное, нормативное правовое, научно-методическое и организационное обеспечение сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви; воспитание нравственно зрелой, духовно развитой личности, способной осознавать свою ответственность за судьбу Отечества и своего народа; объединение усилий органов управления образованием, учреждений образования, церковных и общественных организаций для использования потенциала православных традиций и ценностей в формировании личности человека, духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей и молодежи, в коррекции поведения и социальной поддержке детей и подростков с девиантным поведением, оказавшихся в социально опасном положении;

содействие развитию гуманитарного, в том числе теологического и религиоведческого, образования в Республике Беларусь; проведение совместных научных исследований по духовно-нравственной, религиозно-

философской, психолого-педагогической, церковно-исторической и культорологиче-ской тематике.

Реализация данной программы обусловливает постановку конкретных задач нравственно-эстетического развития личности в церкви: формирование нравственных и эстетических чувств личности в воскресной школе, отражая роль социокультурного процесса русской православной церкви; воспитание личности в церкви как социально-культурном институте; выявление воспитательных возможностей воскресных школ в контексте взаимоотношений церкви и государства.

Исходя из цели и задач воспитания в воскресной школе как социально-культурном институте, нами были выделены основные направления реализации нравственно-эстетического развития личности в церкви: освоение многообразия жанров искусств в храме; активное участие в концертах, конкурсах, фестивалях; посещение и участие в массовых праздниках народного творчества; понимание и видение приобретенных качеств, ценностей, умений.

На основе теоретических положений В. Пащенка, Т. Петровской, О. Джексон выявлено, что социокультурная среда воскресной школы - исторически сложившаяся общественная организация, деятельность которой направлена на формирование духовных качеств, социальное и нравственно-эстетическое воспитание человека. Ученые позволяют выделить следующие структурные социокультурные компоненты воспитательной среды воскресных школ: духовно-национальные (совокупность духовных условий, ценностей, национально-религиозных традиций и культурного наследия белорусского народа, которые реализуется в содержании воспитательной деятельности), культурно-эстетические (объединение эстетических ценностей воспитательной среды с созданием условий для творческой самореализации субъектов деятельности), социальные (совокупность социальных условий для обращения личности к духовной жизни), морально-нравственные (система нравственно-

эстетических норм и законов как основа формирования духовной культуры человека). Взаимодействие этих компонентов реализуется в содержании социально-воспитательной деятельности воскресных школ, которая опирается на нравственные христианские законы: приобщение подрастающего поколения к народным традициям и обрядам, духовной музыке, поэзии, изобразительному, декоративно-прикладному, театральному и ораторскому искусству. Ученый О.В. Джексон выделяет основные направления социально-культурной деятельности воскресных школ: духовное, нравственное, эстетическое, интеллектуальное и социальное, в которых осуществляется развитие личности [3]. Духовное направление реализуется в содержании воспитательных программ воскресной школы, в которых присутствует национальная идея, религиозная традиция, народно-культурное наследие. Нравственное направление предполагает постижение основ современной жизни на основе образцов исто-рико-христианских ценностей и традиций. Эстетическое направление раскрывается в педагогическом влиянии на постижение личностью литературных художественных образов, иконописи, примеров музыкального искусства, духовной музыки, а также творческой деятельности. Интеллектуальное направление основано на развитии базовых интеллектуальных составляющих: логического, критического и творческого мышления, памяти, внимания и фантазии, формировании личного мнения, выполнении творческих заданий. Социальное направление предполагает развитие культуры общения личности, приобщение к духовному общению в рамках мирового сообщества.

Особое значение в социально-воспитательной работе воскресной школы придается младшему школьному возрасту воспитанников. В данный возрастной период, по мнению ученых-психологов Л. Выготского, Е. Ериксона, О. Кононко, осуществляется формирование у личности общехристианских духовных ценностей - стремление к добру, истине и красоте; развитие психологических новообразований - социальных ролей (реализуется активное освоение личностью нравственных и социальных норм общества, формирование социальных знаний, умений и навыков).

Рост требований в современном пространстве выявил необходимость дальнейшей работы по совершенствованию системы воспитательной деятельности в воскресных школах.

В ходе своего самостоятельного исторического становления воскресная школа приобрела новый смысл своего существования: опирается на духовное просвещение, транслирование обществу высоких идеалов духовности, нравственности, морально-этических норм. Нами были выделены направления воспитательной деятельности воскресных школ, определены ее цели и задачи, а также выделены основные направления реализации нравственно-эстетического развития.

Основными направлениями воспитательной деятельности в современных воскресных школах являются: катехизическое - воспитание в вере, включающее обучение христианскому вероучению и евангельской нравственности; культурно-просветительское -интегрирование просветительской работы, художественное и духовное развитие личности; социальное - формирование у воспитанников христианских качеств (милосердия, жертвенности, терпения и др.); досуговое -организация отдыха верующих; паломническое - путешествия по особо почитаемым духовным памятникам Православия; нравственно-эстетическое - формирование у воспитанников нравственного отношения к своему поведению и поведению других людей в зависимости от соответствия или несоответствия социальным нормам на основе восприятия красоты, изящества предметов и явлений.

В результате развития в воскресных школах воспитанники постигают христианские нравственные законы в своей жизни, эстетическое восприятие и преобразование окружающей действительности по законам красоты, стремление к саморазвитию и самоопределению, наличие мотивации к познанию, способность осознания жизненных ценностей. В воскресных школах воспитанники приобретают духовный опыт, знание основ христианского вероучения. Особое значение в формирование личности приобретают нравственно-эстетические чувства: сопереживание, сочувствие, милосердие, терпение, оказание помощи другому, стремление к взаимодействию в совместной деятельности, положительная эмоциональная отзывчивость,

радость от достижения положительного результата в своей работе и успехов окружающих, выражающиеся в процессе созерцания и деятельности. Нравственно-эстетические чувства помогают личности реализовать себя в различных видах деятельности воскресной школы, в общении со сверстниками и взрослыми. Воспитание в воскресных школах осуществляется в процессе раскрытия цели, содержания, среды, форм и методов развития. В узком значении педагогической средой православного воспитания является храм, который содержит в себе сакральный смысл и несущий взращивающий, подталкивающий к возрастанию потенциал: сама обстановка (архитектурно-планировочное решение), песнопения, святыни, священнодействия (в частности общая молитва), благочестивые прихожане и представители священства. В широком значении самостоятельной средой православного воспитания является специально созданные для этого организации со своими определенными педагогическими задачами, это православные образовательные учреждения, культурно-образовательные центры, разнообразные сестричества и братства, творческие кружки, секции, театральные студии, иконописные мастерские и сами воскресные школы.

По мнению А.В. Мудрика, церковь при этом выполняет определенные социальные функции: интегративную, ценностно-ориентационную, социально-регулятивную, регулятивную, коммуникативную, взаимодействия, автономии, умиротворяющую, реа-крационную, досуговую, реабилитационную, миссионерскую, воспитательную.

В процессе социализации верующих религиозные организации реализуют ряд функций: ценностно-ориентационную функцию -формирование системы верований (например, веру в Бога, бессмертие души), позитивного отношения к религиозным ценностям и нормам, которые осуществляются в процессе культовых действий (богослужение в храме, молитвы), различных формах религиозного просвещения. Регулятивная функция - осуществление среди верующих норм религиозного поведения в процессе традиционных христианских действий и всей жизнедеятельности церковной организации. Коммуникативная функция реализуется в следовании вероучительным принципам, культивировании норм общения. Данная функция способ-

ствует созданию условий для общения верующих. Милосердная функция осуществляется в различных областях и формах деятельности в виде проявления милосердия, благотворительности, что способствует развитию у верующих особого опыта. Компенсаторная (утешительная) функция реализуется в духовном мире верующих, в духовной защите от мирских невзгод.

Социально-культурная деятельность воскресных школ является выражением нравственного отношения к окружающему социуму. В воскресной школе участие в социальной деятельности происходит не только посредством дела (помощь ближним, милосердное отношение по отношению к другим), но и украшением окружающей действительности.

Религия и церковь (как социальные институты) выполняют важную роль в жизни общества, и, как отмечают исследователи, в ряде стран их значение приобретает все больший рост. В приходах белорусского экзархата православной церкви ведущими механизмами социализации верующих принято считать традиционный и институциональный.

Религиозное воспитание человека осуществляется благодаря духовно-нравственной функции (механизм деятельности взаимодействия государства и Церкви) -сфера нравственно-эстетического, религиозного воспитания детей младшего школьного возраста. Под механизмом нравственно-эстетического воспитания младших школьников подразумевается систематическое, целенаправленное воздействие на детей в целях усвоения ею общественно-значимых общечеловеческих и христианских ценностей: добра, справедливости, честности, совестливости, правдивости, добропорядочности, отзывчивости, жертвенности во имя интересов общества, любви к своей Родине; способностей к проявлению развиваемых внутренних качеств личности.

Механизм нравственно-эстетического воспитания детей в воскресных школах осуществляется посредством организационного (система субъектов воздействия - институт церкви и государства, общественные организации, средства массовой информации, искусство и литература, семья, образовательные учреждения и др.) и содержательного (ценностное воздействие) факторов. В про-

цессе религиозного воспитания верующими воспринимаются мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения, соответствующие вероучительным принципам христианского вероисповедания.

Воспитание в церкви осуществляется священнослужителями, верующими преподавателями, родителями, родственниками как в основных учебных заведениях (средние школы), так и в дополнительных (воскресные школы, кружки), а также в светских учебных заведениях, в различных объединениях (действующие при религиозных организациях), светских детских организациях (скауты), в средствах массовой коммуникации. Большая роль при этом отдается художественному культурному наследию - литературе, искусству, философии и др.

В дополнительных христианских учебных заведениях - воскресных школах - в основе как религиозного, так и нравственно-эстетического воспитания, по утверждению А.В. Мудрика, лежит принцип сакрализации мира (придание особого священного смысла окружающей действительности). По мнению Э. Гидденса, воспитание в воскресных школах есть жизненный цикл, который представляет собой понятие, относящееся к преемственности поколений или третьему измерению «темпоральности» - это «надиндивиду-альная» протяженность долговременного существования институтов, длительная протяженность институционального времени» [1, с. 83]. Условием и результатом соприсутствия, относящимся к социальной интеграции, является понятие «времени и пространства», проявляющееся в социальных связях людей, а также закрепление в общественном сознании определенного мониторинга поведения [1, с. 84].

Таким образом, церковь, как и воскресная школа, стремится к нравственно-эстетическому воспитанию человека с намерением развить у них нравственно-эстетические чувства, облик, позицию, поведение, сохранять, распространять и развивать национальную культуру и национальное самосознание. Этому способствуют наличие символически культурных признаков и утилитарных культурных черт (атрибутов) в русской православной церкви, которая содержит воспитательный пласт, позволяющий во многом по-новому взглянуть на вопросы

нравственно-эстетического развития, социокультурного значения воскресных школ.

Направления педагогической работы в воскресных школах: социальное и культурно-образовательное служение, христианская этика и эстетика. Педагогическими принципами социально-культурной деятельности в русской православной церкви являются: стимулирование саморазвития человека, нравственное саморегулирование, преодоление психологических барьеров, актуализация ситуации, социальное закаливание.

Список литературы

1. Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. - 2-е изд. / Э.Гидденс. - М.: Академический Проект, 2005. - 528 с. - («Концепции»).

2. Гиддингс, Ф. Г. Основания социологии / Ф. Г. Гиддингс. - Спб.,1901. - 506 с.

3. Джексон, О. В. Деятельность воскресных школ как социально-педагогический фактор формирования личности в США (XVIII - XIX ст.) / О. В. Джексон // Наука и современность: [сб. научн. Работ НПУ имени М.П. Драгоманова], - Т. 43. - К.: Логос, 2004.- С.35-43.

4. Миропольский, С. И. Очерк истории цер-ковно-приходской школы от первого ее возникновения на Руси до настоящего времени / С. И. Миропольский. - Спб.: Синод. тип., 1894-1895. Вып. 1: От основания школ при св. Владимире до Монгольского ига. - 1894. - 64 с.;

5. Миропольский, С. И. Очерк истории цер-ковно-приходской школы от первого ее возникновения на Руси до настоящего времени / С. И. Миропольский. - СПб.: Синод. тип., 1894-1895. Вып. 2: Школы и образования в эпоху Монгольского ига. -1895. - 31 с.

6. Миропольский, С. И. Очерк истории цер-ковно-приходской школы от первого ее возникновения на Руси до настоящего времени / С. И. Миропольский. - СПб.: Синод. тип., 1894-1895. Вып. 3: Образование и школы на Руси в XV-XVII веках. -1895. - 144 с.

7. Молотков, С. Е. Практическая энциклопедия православного христианина. Основы церковной жизни / С. Е. Молотков. - «Са-тисъ» Держава, Санкт-Петербург, 2004. -327 с.

8. Наумчик, В. Н. Педагогический словарь / В. Н. Наумчик, М. А. -Праздников, О. В. Ступакевич. - Минск : Адукацыя i выха-ванне, 2006. - 280 с.

9. Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2020-2025 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://turovobraz.by/docs/s_24/. - Дата доступа 27.11.2023 г.

References

1. Giddens, E. Ystroenie obschestva: Ocherc teorii structuracii [The Structure of Society: An Essay on the Theory of Structuration]. Moscow, Academic Project, 2005. 528 p. (In Russian)

2. Giddings, F.G. Osnovania sociologii [Foundations of Sociology]. Saint Petersburg, 1901. 506 p. (In Russian)

3. Jackson, O.V. Deyatelnost voskresnuh shkol kak sotsialno-pedagogicheskiy factor formi-rovania lichnosti v SSHA (8-9 v.) [The activities of Sunday schools as a social and pedagogical factor in the formation of personality in the USA (XVIII - XIX centuries)]. Nayka i sovremennost [Science and modernity: collection. scientific Works of the NPU named after M.P. Drahomanov]. Kiev, 2004. pp. 35-43. (In Russian)

4. Miropolsky, S.I. Ocherk istorii tsercovno-prihodscoi shkoly ot pervogo eie voznicnovenia na Rusi do nastoyaschego vremeni [Essay on the history of the parish school from its first appearance in Rus' to the present time]. Saint Petersburg, Synod. typ., 1894-1895, no. 1., [From the founding of schools under St. Vladimir before the Mongol yoke], 1894, 64 p. (In Russian)

5. Miropolsky, S.I. Ocherk istorii tsercovno-prihodscoi shkoly ot pervogo eie voznicnovenia na Rusi do nastoyaschego vremeni [Essay on the history of the parish school from its first appearance in Rus' to the present time]. Saint Petersburg, Synod. typ., 1894-1895, no. 2., [Schools and education during the era of the Mongol yoke], 1895, 31 p. (In Russian)

6. Miropolsky, S.I. Ocherk istorii tsercovno-prihodscoi shkoly ot pervogo eie voznicnove-nia na Rusi do nastoyaschego vremeni [Essay on the history of the parish school from its first appearance in Rus' to the present time].

Saint Petersburg, Synod. typ., 1894-1895, no. 3, [Education and schools in Rus' in the XV-XVII centuries], 1895, 144 p. (In Russian)

7. Molotkov, S.E. Practicheskaya enciklopedia pravoslavnogo hristianina. Osnovy tsercov-noy zhizni [Practical encyclopedia of the Orthodox Christian. Fundamentals of church life], Saint Petersburg, 2004. 327 p. (In Russian)

8. Naumchik V.N., Prazdnikov M.A., Stupake-vich O.V. Pedagogicheskii slovar [Pedagogi-

cal dictionary]. Minsk, Adukatsiya i Vyha-vanne, 2006. 280 p. (In Russian) 9. Programma sotrudnichestva mezdy Minister-stvom obrazovania Respybliki Belarus i Beloruskoi Pravoslavnoi Tcerkoviy na 20202025 gody [Cooperation program between the Ministry of Education of the Republic of Belarus and the Belarusian Orthodox Church for 2020-2025]. (In Russian). Available at: https://turovobraz.by/docs/s 24/- (accessed: 27.11.2023).

Received 20 December 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.