Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / МИССИОНЕРСКАЯ ПРОПОВЕДЬ ЕВАНГЕЛИЯ / РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ИСТОРИЯ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИХ ШКОЛ / СОВРЕМЕННАЯ ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ / МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВИДОВ ИСКУССТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рапацкая Людмила Александровна, Рыкова Ася Николаевна

В данной статье духовно-нравственное воспитание детей в российской воскресной школе представлено в историко-культурном контексте. Авторы исходят из того, что главной целью современных воскресных школ России является возрождение малоизученной в современной педагогической науке отечественной традиции миссионерской проповеди Евангелия, определяющей содержание и формы образовательной работы, в том числе связанной с искусством. Подтверждением сказанного явился результат анализа основных исторических этапов становления и развития церковных (церковно-приходских) школ, являющихся прообразом современной российской воскресной школы. История духовно-нравственного формирования личности ребёнка в таких школах свидетельствует о необходимости регулирования содержательных основ учебно-воспитательного процесса, протекающего в пространстве традиций и установок христианского храма, но неизбежно вбирающего в себя проблемы окружающей мирской действительности и культурную её составляющую. Исходя из декларированной в официальных установках Русской православной церкви миссионерской цели современной воскресной школы, авторы предложили культурологический подход к духовно-нравственному воспитанию детей средствами музыкально-театральной деятельности. По своей методологической природе её педагогическая основа интегративна, поскольку вбирает как светские, так и религиозные смыслы. Из арсенала светской педагогики музыкального образования авторы взяли теорию музыкально ориентированной полихудожественной деятельности. Из педагогики религиозного направления почерпнута доминанта содержания учебного процесса православной воскресной школы, связанная с сохранением высокого евангельского смысла духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В статье описан опыт интеграции музыки и театрального искусства с целью решения проблем духовно-нравственного воспитания в учебном процессе современных воскресных школ Рыбинской епархии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL UPBRINGING CHILDREN IN THE PROCESS OF MUSICAL AND THEATRICAL ACTIVITIES IN CHURCH SUNDAY SCHOOL

In this article, the spiritual and moral upbringing and education in the Sunday schools of the Russian Orthodox Church is presented in a historical and cultural context. The authors believe that the main goal of modern Sunday schools in Russia is to revive the national tradition of missionary preaching the Gospel that is poorly studied in modern pedagogical science. This tradition determines the content and forms of educational work, including those related to art. To confirm their ideas, the authors analyze the main historical stages of the formation and development of church (parish) schools, which are the prototype of the modern Sunday schools of the Russian Orthodox Church. The history of the spiritual and moral formation of a child’s personality in such schools testifies to the need to regulate the substantive foundations of the educational process, which takes place in the space of traditions and attitudes of the Christian church, but inevitably includes the problems of the surrounding worldly reality and its cultural component. Based on the mission goal of the modern Church Sunday school, declared in the official guidelines of the Russian Orthodox Church, the authors proposed a culturological approach to the spiritual and moral upbringing and education by means of musical and theatrical activities. By its methodological nature this approach is integrative since it incorporates both secular and religious meanings. The authors took the theory of music-oriented polyartistic approach from the arsenal of secular pedagogy of music education. The dominant content of the educational process in the Orthodox Sunday school, that is associated with the preservation of the high Evangelic meaning of the spiritual and moral education of the younger generation, is drawn from the pedagogy of the religious direction. The article describes the experience of integrating music and theater arts in order to solve the problems of spiritual and moral education in the educational process of the modern Church Sunday schools of Rybinsk Diocese.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ»

DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-1-151-166

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ

Л.А.Рапацкая,

Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва, Российская Федерация, 119435

А. Н. Рыкова,

Воскресная школа Спасо-Преображенского собора, г. Рыбинск Ярославской области, Российская Федерация, 152901

Аннотация. В данной статье духовно-нравственное воспитание детей в российской воскресной школе представлено в историко-культурном контексте. Авторы исходят из того, что главной целью современных воскресных школ России является возрождение малоизученной в современной педагогической науке отечественной традиции миссионерской проповеди Евангелия, определяющей содержание и формы образовательной работы, в том числе связанной с искусством. Подтверждением сказанного явился результат анализа основных исторических этапов становления и развития церковных (церковно-приход-ских) школ, являющихся прообразом современной российской воскресной школы. История духовно-нравственного формирования личности ребёнка в таких школах свидетельствует о необходимости регулирования содержательных основ учебно-воспитательного процесса, протекающего в пространстве традиций и установок христианского храма, но неизбежно вбирающего в себя проблемы окружающей мирской действительности и культурную её составляющую. Исходя из декларированной в официальных установках Русской православной церкви миссионерской цели современной воскресной школы, авторы предложили культурологический подход к духовно-нравственному воспитанию детей средствами музыкально-театральной деятельности. По своей методологической природе её педагогическая основа интегративна, поскольку вбирает как светские, так и религиозные смыслы. Из арсенала светской педагогики музыкального образования авторы взяли теорию музыкально ориентированной полихудожественной деятельности. Из педагогики религиозного направления почерпнута доминанта содержания учебного процесса

© Рапацкая Л. А., Рыкова А. Н., 2021

@ 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

151

православной воскресной школы, связанная с сохранением высокого евангельского смысла духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В статье описан опыт интеграции музыки и театрального искусства с целью решения проблем духовно-нравственного воспитания в учебном процессе современных воскресных школ Рыбинской епархии.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, Русская православная церковь, миссионерская проповедь Евангелия, русское театральное искусство, история церковно-приходских школ, современная воскресная школа, культурологическое направление педагогики, музыкально-театральная деятельность, музыкально ориентированная полихудожественная деятельность, взаимодействие видов искусства.

Благодарности: Епископу Рыбинскому и Даниловскому Вениамину (Лихома-нову), настоятелю Спасо-Преображенского собора г. Рыбинска иерею Андрею Рыкову, руководителю отдела образования Брейтовского района Тюриковой Светлане Анатольевне, руководителю воскресной школы при Вознесенско-Георгиевском храме г. Рыбинска Симутиной Татьяне Валентиновне, руководителю воскресной школы при Воскресенском соборе г. Тутаева Крылову Тихону Андреевичу.

Для цитирования: Рапацкая Л. А., Рыкова А. Н. Духовно-нравственное воспитание детей в процессе музыкально-театральной деятельности в воскресной школе // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2021. Т. 9. № 1. С. 151-166. DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-1-151-166.

DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-1-151-166

SPIRITUAL AND MORAL UPBRINGING CHILDREN IN THE PROCESS OF MUSICAL AND THEATRICAL ACTIVITIES IN CHURCH SUNDAY SCHOOL

Lyudmila A. Rapatskaya,

Moscow Pedagogical State University (MPGU), Moscow, Russian Federation, 119435

Asya N. Rykova,

Sunday School of the Transfiguration Cathedral of the Savior, Rybinsk, Yaroslavl region, Russian Federation, 152901

Abstract. In this article, the spiritual and moral upbringing and education in the Sunday schools of the Russian Orthodox Church is presented in a historical

and cultural context. The authors believe that the main goal of modern Sunday schools in Russia is to revive the national tradition of missionary preaching the Gospel that is poorly studied in modern pedagogical science. This tradition determines the content and forms of educational work, including those related to art. To confirm their ideas, the authors analyze the main historical stages of the formation and development of church (parish) schools, which are the prototype of the modern Sunday schools of the Russian Orthodox Church. The history of the spiritual and moral formation of a child's personality in such schools testifies to the need to regulate the substantive foundations of the educational process, which takes place in the space of traditions and attitudes of the Christian church, but inevitably includes the problems of the surrounding worldly reality and its cultural component. Based on the mission goal of the modern Church Sunday school, declared in the official guidelines of the Russian Orthodox Church, the authors proposed a culturological approach to the spiritual and moral upbringing and education by means of musical and theatrical activities. By its methodological nature this approach is integrative since it incorporates both secular and religious meanings. The authors took the theory of music-oriented polyartistic approach from the arsenal of secular pedagogy of music education. The dominant content of the educational process in the Orthodox Sunday school, that is associated with the preservation of the high Evangelic meaning of the spiritual and moral education of the younger generation, is drawn from the pedagogy of the religious direction. The article describes the experience of integrating music and theater arts in order to solve the problems of spiritual and moral education in the educational process of the modern Church Sunday schools of Rybinsk Diocese.

Keywords: spiritual and moral upbringing and education, Russian Orthodox Church, missionary preaching the Gospel, Russian theatrical art, history of parochial schools, « modern Church Sunday school, cultural direction of pedagogy, musical and 153 theatrical activity, music-oriented polyartistic approach, interaction of art forms.

Acknowledgements: The authors thank to Bishop Veniamin (Likhomanov) of Rybinsk and Danilovsky, Rector of the Transfiguration Cathedral of Rybinsk, Priest Andrey Rykov, Head of the Education Department of the Breitovsky district, Svetlana Tyurikova, Head of the Sunday school at the Ascension-St. George Church of Rybinsk Tatiana Simutina, Head of the Sunday school at the Resurrection Cathedral of Tutaev Tikhon Krylov.

For citation: Rapatskaya L. A., Rykova A. N. Spiritual and Moral Upbringing Children in the Process of Musical and Theatrical Activities in Church Sunday School. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2021, vol. 9, no. 1, pp. 151-166 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-1-151-166.

154

Духовно-нравственное воспитание средствами искусства: проблема интеграции светских и религиозных смыслов

За последние годы направленность исследований духовно-нравственного воспитания претерпела существенные изменения, связанные с возвращением изначальных смыслов понимания категории духовности как составляющей педагогической науки. Так, получивший развитие культурологический подход открыл возможности для расширения и углубления диалога «светского» и «духовного» в трактовке содержания, форм, методов духовно-нравственного воспитания средствами искусства [1]. Данный подход предполагает опору как на светские отечественные концепции духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений, направленные на становление гражданственности, принятие национальных ценностей, развитие моральных устоев личности, так и на многовековую практику традиционного духовно-нравственного воспитания детей в пространстве православного храма — в воскресных школах, возрождённых из исторического небытия за последние десятилетия. Сказанное предопределяет предварительное уточнение самого понятия «духовно-нравственное воспитание» в светском и религиозном значении.

В музыкально-педагогической науке светской направленности идея духовно-нравственного воспитания, становления личности достаточно активно развивалась в предшествующий советский период. В те годы по идеологическим причинам трактовка указанного понятия исключала религиозную составляющую, проистекающую от слова «дух». Религиозное обоснование

духовного воспитания уступило место мирскому, в котором духовность субъекта рассматривалась как результат приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, в том числе путём самореализации личности. Тем самым исторически и гносеологически понятие «духовность» и духовно-нравственное воспитание приобрели два смысла — новый светский (атеистический) и традиционный религиозный.

Отечественный историк Г. Б. Корнетов, в опоре на исследование О. Е. Коше-левой, отмечает, что христианская традиция «смысл педагогических усилий видела в приобщении человека к Богу, в наставлении его на путь спасения, что можно было достичь двумя способами: путём познания (умопостижения) и путём дел (образом жизни). Византийская православная традиция осваивала оба эти пути. Западная католическая сосредоточила внимание на первом. Она встала на путь рационализации религиозного познания, что во многом определило характер и западной педагогики, и западной культуры в целом. В Древней Руси (до конца XVII века) преимущественное внимание уделялось второму пути. Рассудочное познание рассматривалось как "внешнее" и противопоставлялось истинному "внутреннему", обращённому к Богу и связанному со "светлым" состоянием души. Истинная душевная мудрость могла быть постигнута только сердцем. Педагогика, понимаемая на Руси как "душевное строение", была призвана помочь человеку овладеть христианскими добродетелями, стать нравственным в своих поступках, что и являлось признаком истинной мудрости, идущей от сердца, в отличие от мудрости чисто познавательной» [2, с. 73-74].

В трактовке духовно-нравственного воспитания в современной воскресной

школе мы будем опираться на весь континуум многовековых традиций русской педагогики религиозной направленности, сложившейся в дореволюционной русской церковно-приход-ской школе. Это означает тесную взаимосвязь духовного воспитания в его изначально христианском понимании и нравственного становления личности. Следовательно, учебно -воспитательный процесс в воскресной школе заключается в формировании духовно-нравственных установок ребёнка с позиций христианских ценностей. Поэтому современная отечественная светская педагогика, понятия и категории которой во многом оформились в контексте атеистических идеологических установок советского времени, не может в полной мере определять содержание духовно-нравственного воспитания в воскресных школах. Вместе с тем многие положения теории образования, сложившиеся в ХХ — начале XXI века, в силу научной глубины постижения проблемы формирования подрастающих поколений, могут применяться в работе воскресных школ при условии определённой их адаптации. Преодолеть противоречия светской и религиозной трактовки духовно-нравственного воспитания позволяет практическое воплощение в воскресной школе идеи культурологической направленности образовательного процесса. В данной статье материалом анализа является содержание и опыт организации музыкально-театральной деятельности детей в воскресной школе. Из арсенала светской педагогики музыкального образования взята теория музыкально ориентированной полихудожественной деятельности, контуры которой чётко очерчены в учебнике Е. В. Николаевой и Э. Б. Абдуллина

[3, с. 111—115]. Из педагогики религиозного направления почерпнуты содержательные основания учебного процесса в православной воскресной школе, связанные с сохранением высокого религиозного смысла духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Опорой для настоящего исследования послужил многовековой опыт духовного формирования личности ребёнка в церков-но-приходских и воскресных школах России, который кратко представлен в следующем разделе статьи.

Духовно-нравственное воспитание в церковно-приходских школах России: историческое наследие

В истории отечественного образования духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений нераздельно связано с деятельностью Русской православной церкви, в недрах которой сформировалась церковная (церковно-приходская) школа, в педагогическом пространстве которой позднее родилась воскресная школа. Напомним, что понятие «воскресная школа» пришло в Россию из-за границы. Известно, что в России воскресные школы появились в XIX веке сначала в Финляндии, затем в Остзейских губерниях (Прибалтика), потом в Санкт-Петербурге и в Киеве. Например, в 1859 году дочь действительного статского советника Мария Шпилевская получила разрешение устроить у себя на дому Воскресную школу для обучения грамоте бедных девочек [4].

О том, что такое воскресная школа в XIX веке, узнаём из достаточно ёмкой информации статьи «Воскресные школы, Вечерние школы, Воскресные и

155

156

вечерние курсы и классы» Энциклопедического словаря Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, где сказано: «Общая черта, соединяющая все эти школы в одну группу, отличающая их от школ обыкновенных, будничных, ежедневных, состоит в том, что занятия в них происходят в свободное от обязательных работ время. По целям, которые преследуются Воскресными школами, их можно подразделить на два главных разряда. I. Воскресные школы, носящие преимущественно конфессиональный, церковный характер, предназначенные к укреплению детей и юношей в данном исповедании. II. Воскресные школы образовательного характера, назначение которых - открыть доступ к образованию или к продолжению образования тем, кто по каким-либо причинам не имел или не имеет возможности посещать школу ежедневную» [5]. В период государственных реформ с 1862 по 1864 год воскресные школы были закрыты, а в 1864 году открылись, официально разделившись на светские, которые подчинялись губернским и уездным училищным советам, и церковно-приходские, которые подчинялись Священному Синоду.

Религиозный философ и педагог, протоиерей В. В. Зеньковский считал, «что нельзя воспитывать, не сознавая цели воспитания» [6, с. 50]. Воскресные церковно-приходские школы XIX — начала XX веков имели чёткую цель духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений, сформировавшуюся с эпохи Крещения Руси и основанную на твёрдой евангельской установке, содержащейся в наставлениях Иисуса Христа, обращённых к апостолам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» [7, с. 60]. Слова Спасителя не имеют временных границ. Поэтому

сегодня главной целью российской воскресной школы является миссионерская проповедь Евангелия — многовековая традиция, определяющая содержание и формы образовательной работы, в том числе связанной с искусством.

Исследуя педагогическое наследие воскресных школ, необходимо обратиться к их истокам — явлению церковной (церковно-приходской) школы как самой древней формы духовно-нравственного воспитания детей. В основу исторического анализа положена оригинальная классификация основоположника русской педагогической психологии П. Ф. Каптерева, который охарактеризовал этап от принятия христианства до правления Петра I как период церковной педагогии [8]. Образование детей в церковно-приходских школах этого периода было направлено на обучение грамоте (чтение Священного Писания и древнерусских письменных источников, среди которых «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, «Жития святых», «Повесть временных лет», «Русский хронограф», «Поучения Владимира Мономаха», «Книга глаголемая Домострой» священника Сильвестра, буквари Василия Бурцева, Федора Поликарпова, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина и др.). Эти произведения являются не только высокими образцами древнерусской художественной литературы, но и первыми «пособиями» духовно-нравственного воспитания, поскольку содержат поучения и наставления, побуждающие стремиться к познанию Бога, к праведной жизни, освобождённой от греховных поступков и помыслов. Не менее важным было обучение детей церковному пению, которое музыковед Т. Ф. Владышевская назвала «богословием в звуках» [9, с. 174].

Этот период развития педагогики музыкального образования подробно проанализирован в монографии Е. В. Николаевой [10].

Опираясь на научный арсенал современных музыкально-педагогических исследований, обратимся к малоизученной проблеме реализации указанной выше миссионерской цели духовно-нравственного воспитания в воскресных школах.

До нашего времени сохранились только отдельные летописные фрагменты, касающиеся процесса духовно-нравственного воспитания в церков-но-приходских школах допетровского времени. Однако даже весьма скупые сведения позволяют утверждать: глубину и масштабность воспитательных задач, решаемых в этих школах, трудно переоценить. В трудах С. И. Миро-польского находим материалы, связанные с педагогической деятельностью митрополита Михаила, который наставлял учить детей «благонравию, правде и любви, и зачалу премудрости, страху Божию, чистоте и смиренномудрию», а не только «словесем книжного учения». По словам митрополита, школа должна учить благонравию, любви, страху Божию, чистоте, а также грамоте, церковному пению и готовить будущих духовных учителей и пастырей Церкви [11].

Следующий период развития теории и практики духовно-нравственного воспитания в России (по периодизации П. Ф. Каптерова) приходится на эпоху от правления Петра I до середины XIX века и связан с этапом «государственной педагогии». В этот период образование перестраивается в русло служения государственным интересам, и, следовательно, «оно должно быть практично, профессионально, а для

этого сословно» [8]. Первоочередной целью образования стала подготовка человека не к вечной, а к земной жизни, поэтому традиционные устои русской христианской педагогики сохраняются только в церковной среде, в церковно-приходских школах [12, с. 44]. В начале XIX века святитель Филарет Московский писал: «учение грамоте по церковным книгам, без сомнения, пришло к нам из Греции. Думаю, и везде в христианстве так было прежде. Жаль, что суетный век не понял важности сего и сбился с сего пути так, что теперь трудно возвратить его от глупых распутий тех, которые более других имеют притязания на просвещение» [13].

В период с середины XVII века до середины XIX века церковно-приход-ские школы не прекратили своего существования только благодаря энтузиазму отдельных духовных лиц (святитель Митрофан, епископ Воронежский, святитель Димитрий, митрополит Ростовский, святитель Иоанн, митрополит Тобольский и др.). Именно приверженность традиционной православной культуре делала церковноприходские школы привлекательными для простого народа. Этот исторический опыт важен при организации учебно-воспитательного процесса в современных воскресных школах, так как именно традиционализм и верность христианским идеалам отличают современную воскресную школу от других образовательных и воспитательных учреждений, делают её самобытной.

Следующий период развития церковных школ — с середины XIX века до советского времени (то есть до 1917 года). По классификации П. Ф. Каптере-ва, этот период следует отнести к «общественной педагогии» [8]. Данный

157

158

этап характеризуется тем, что именно в это время зародилась русская педагогика, ставшая сейчас педагогической классикой. Среди её творцов выдающиеся деятели национально-ориентированного российского образования — К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, С. И. Миропольский, К. П. Победоносцев, С. А. Рачинский, А. А. Тихомиров и др. Церковно-приходские школы вновь получили поддержку государства, заняли достойное место среди отечественных учебных заведений. Это стало возможным благодаря деятельному участию в развитии церковного образования и духовно-нравственного воспитания Священного Синода и православного духовенства. Вот как обозначены цели церковно-приход-ских школ этого периода в Высочайше утверждённых Правилах 1884 года: «внушить детям страх Божий и развить в них чувство глубочайшей любви и благоговения к Богу, вселить послушание к Св. Церкви, её уставам; воспитать чувство верноподданнической преданности и любви к Государю и Отечеству; утверждать в детях склонность к надлежащему исполнению христианских обязанностей, довести до такого нравственного состояния, выражением которого было бы деятельное стремление к добру и правде; пробудить христианскую любовь к ближнему, почтение и послушание родителям и всем старшим, а особенно к пастырям церкви; искоренить в детях дурные наклонности и привычки, привить им правила благоповедения, скромность, приучить к самостоятельности, труду, исполнительности, внимательности, бережливости, аккуратности; сообщить толково, разумно, основательно первоначальные полезные знания, которые пригодятся на всю жизнь» [14].

Для достижения этих целей ставились вполне конкретные задачи: прививать добрые навыки, отучать от брани, воровства, обманов, приучать посещать храм Божий, почтительно относиться к старшим, уважать друг друга, любить Бога. Среди задач образовательного характера — обучение грамоте, церковному пению и арифметике.

Следующий рассматриваемый исторический период — советский. После революции на территории СССР начались гонения на Церковь, государство приняло коммунистическую идеологию, воскресные школы могли существовать только в виде подпольных кружков. Но русские эмигранты за рубежом сумели сберечь православное образование и основы религиозной педагогики, что явилось важнейшим фактором сохранения национальной идентичности представителей Русского Зарубежья. Вот что писал представитель русской эмиграции, религиозный философ И. А. Ильин о цели религиозного воспитания ребёнка «по-русски»: «Надо как можно раньше раскалить в нём уголь духа: радость от всего Божественного, волю к совершенству, вкус к добру и любви» [15, с. 414].

В организации учебно-воспитательного процесса в воскресных школах русской эмиграции и в современных воскресных школах России много общего. Представитель Русского Зарубежья, историк церкви и педагог В. В. Зеньковский считал: воскресная школа должна быть «внутренне пронизана религиозным началом, чтобы она по духу своему вела детей к церкви, а не уводила от неё, чтобы она укрепляла и развивала религиозные запросы детей, а не убивала, не коверкала их» [16, с. 167].

Начиная с 1988 года (празднование 1000-летия Крещения Руси), в СССР,

а затем и в России (с 1991 года) начался новый период взаимоотношений церкви и государства: прекратились гонения на верующих, стали открываться новые приходы, а вместе с этим встал вопрос о возрождении религиозного образования и открытии воскресных школ.

В течение всего современного периода развития воскресных школ их цели и задачи определялись по-разному. На сегодняшний день образовательные и воспитательные цели и задачи этих школ сформулированы в «Положении о деятельности воскресных школ для детей Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» [17]. После внесённых изменений в данное «Положение» и в «Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей)» [18] был установлен минимум учебных курсов, определены примерные возрастные группы, даны рекомендации по дополнительным учебным дисциплинам. Для каждой возрастной группы были разработаны требования к процессу обучения, связанные с миссионерской целью духовно-нравственного воспитания детей. В качестве примера приведём задачи освоения курса «Введение в Закон Божий» в дошкольном возрасте:

• заложить основы православного мировосприятия, дать начальные знания о Боге и вере, мире и человеке;

• пробудить личность ребёнка и направить её к познанию Бога;

• воспитать у детей чувство благоговения к святыне и святым, почтения и любви к родителям и другим людям, научить бережно относиться к окружающему миру как творению Божиему;

• развивать творческие способности, направить их на умственное и эстетическое развитие ребёнка;

• помочь освоить и закрепить первоначальные навыки духовной жизни в Церкви;

• развивать нравственные чувства, дать представления о добре и зле, обогащать нравственный опыт детей через овладение навыками добродетельной жизни.

Следует отметить, что музыкальные занятия не входят в обязательные дисциплины, но умение петь тропари двунадесятых праздников является одним из итогов освоения курса «Богослужение и устройство православного храма». Важно подчеркнуть: в «Стандарте учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) русской православной церкви» отмечено, что воскресная школа должна оказывать «содействие в осознании личной ответственности воспитанников за Церковь, приходскую общину, раскрытие перед ними горизонтов возможных форм служения в Церкви и приобщение к ним детей в доступном им виде (в том числе через организацию школы алтарников, групп милосердия, детского/молодёжного хора, иных форм активного участия в миссионерской и социальной работе)» [18]. Значит, музыкальные занятия или приобщение детей к иным видам искусства в воскресной школе могут быть дополнительной дисциплиной учебного плана. Остаётся добавить, что и хоровое пение, и индивидуальные музыкальные занятия сегодня стали распространёнными видами учебной работы в воскресных школах России. И этот факт требует осмысления в будущих педагогических исследованиях.

Проведённый исторический анализ реализации миссионерской цели образовательного процесса в цер-ковно-приходских (воскресных) школах России показал: задачи духовно-

159

160

нравственного воспитания в современной воскресной школе требуют новых подходов и педагогических решений, что предполагает расширение образовательного поля за счёт адаптации педагогических технологий и методик, выработанных в светской педагогике.

Русская православная церковь и театр

Сама постановка вопроса о духовно-нравственном воспитании детей в воскресной школе в процессе музыкально-театральной деятельности предопределяет краткое рассмотрение проблемы отношения Русской православной церкви к театру как виду искусства. Начнём с расхожего в светской науке мнения о неприятии православными иерархами любого лицедейства как деятельности, культивирующей страсти и не способствующей спасению человека в христианском значении этого слова. Вероятно, мысль о враждебном противостоянии театра и церкви сформировалась под влиянием двух очевидных исторических фактов:

а) запрете на разнузданные сценки, распространённые в среде русского скоморошества до середины XVII века;

б) изначальной принципиальной недопустимости светского искусства (инструментальной музыки, хореографии и др.) в литургическое пространство православного храма. Однако на более широкую сферу храмовой православной культуры мысль о греховности всякого театрального действа вовсе не распространяется. Это находит подтверждение в истории отечественной педагогики, свидетельствующей, что театральная деятельность была неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в воскресных школах,

начиная с XVI века. Ещё на Стоглавом соборе 1551 года, собранном по инициативе царя Ивана Грозного, было принято решение о создании церковных школ и училищ, при которых организовывались так называемые школьно-церковные театры, осуществляющие постановки на библейские сюжеты. Позднее школьные театры положили начало созданию придворного театра, открытого при правлении царя Алексея Михайловича. Спектакли основывались на религиозной тематике, способствующей становлению отечественной религиозной исторической драмы (первая постановка, основанная на сюжете книги Есфирь, состоялась в 1672 году).

Развитие раннего русского театрального искусства связано с трудами монаха Симеона Полоцкого и святителя Дмитрия Ростовского. Симеон Полоцкий вошёл в историю русской культуры как сочинитель пьес на ветхозаветные и новозаветные сюжеты для придворного театра царя Алексея Михайловича [19, с. 26]. Святитель Димитрий Ростовский явился автором театральных произведений духовно-нравственной просветительской направленности, среди которых большую популярность приобрели пьесы, по-свящённые православным праздникам («Успенская драма», «Рождественская драма» и др.). Святитель был не только драматургом, но и постановщиком спектаклей, где актёрами выступали ученики его школы. Он пытался распространить просветительскую театральную традицию среди российских приходов, что убедительно доказывает: Русская православная церковь не только позитивно относилась к сценическому искусству «во славу Божию», но и способствовала будущему рождению национального театра, призванного

нести миру христианскую православную нравственность и духовно просвещать русский народ. Остаётся добавить, что многие русские иерархи, как, например, митрополит Трифон (Турке-станов), митрополит Мануил (Леми-шевский), митрополит Тобольский Филофей (Лещинский), были любителями православного театра и всячески способствовали его развитию. Следовательно, использование театральной деятельности в современных воскресных школах в целях духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является органичным продолжением национальной педагогической традиции, требующей сегодня нового культурологического подхода, учитывающего реалии времени.

Опыт духовно-нравственного воспитания детей в процессе музыкально-театральной деятельности (на примере воскресных школ Рыбинской епархии)

Для осуществления опытной работы по включению музыкально-театральной деятельности в образовательное пространство современного православного храма нами был проведён анализ духовно-нравственного воспитания в воскресных школах Рыбинской епархии. Результаты анализа показали необходимость совершенствования культурологической составляющей в работе указанных учебных заведений на основе реализации миссионерской цели воскресной школы как института Русской православной церкви.

В центре учебно-воспитательной работы — музыкально-театральные постановки, позволяющие осуществлять процесс духовно-нравственного воспитания через приятие и сопереживание

евангельским событиям, формирующим у детей способность к личностному эмоционально-ценностному восприятию христианских образов, символов, смыслов. Музыкально-театральная деятельность не ограничивалась обращением к библейским сюжетам и житийной словесности. В своей работе мы опирались на литературные источники, несущие детям «разумное, доброе, вечное», — народные сказки, сказки русских и зарубежных авторов, произведения классической литературы, творения современных писателей и поэтов. В процессе организации музыкально-театральной деятельности использовались такие методы обучения, как диалоговое общение, совместное прочтение и обсуждение литературных произведений, беседы о прослушанной музыке. Большое внимание уделялось сольному, ансамблевому и хоровому пению, исходя из индивидуальных возможностей обучающихся разного возраста.

На примере спектакля, поставленного в воскресной школе с. Брейтово Рыбинской епархии, рассмотрим, какое влияние оказала музыкально-театральная деятельность на духовно-нравственное воспитание детей.

В 2020 году был поставлен спектакль «Тайна старой летописи». В основу сюжета положен исторический факт — Ситская битва, в которой сразились русские дружины с войском хана Батыя. Битва произошла 4-го марта 1238 года на реке Сить, то есть там, где сейчас раскинулось село Брейтово, так что летописная история была выбрана далеко не случайно. В этой схватке погибло множество русских воинов, в том числе Владимирский князь Георгий Всеволодович и Ростовский князь Ва-силько. Князья причислены к лику

161

162

святых, особо почитаются в Ярославской области, их жития изучают на уроках в воскресных школах.

Приступая к подготовке спектакля, мы провели с учащимися воскресной школы цикл бесед о таких духовно-нравственных понятиях, как мужество, любовь к Отечеству, верность. Во время бесед с детьми были установлены параллели избранного для спектакля текста с другими историческими сюжетами (житие благоверных князей Михаила Черниговского, Романа Рязанского, Димитрия Донского и княгинь Анны Кашинской, Евфросинии Московской) и с современными литературными произведениями, затрагивающими выше обозначенные темы (рассказы С. Алексеева, повесть Е. Верейской «Три девочки», повести Л. Во-ронковой).

Для сценического воплощения патриотической идеи древнерусской истории были написаны два сценария — традиционный литературный (создан преподавателями воскресной школы при участии местных краеведов) и специальный «звуковой», включающий как уже известные детям, так и новые музыкальные произведения. В процессе отбора музыки мы исходили из установки: звуковое воплощение героического сюжета должно развиваться в русле традиций русской культуры и включать произведения высокой музыкальной классики. Среди избранных сочинений, которые ранее изучались на уроках музыки, — «Сарабанда» Г. Ф. Генделя, «Реквием» В. А. Моцарта, фрагменты «Ленинградской симфонии» Д. Д. Шостаковича, вокальные произведения Г. В. Свиридова. Для более глубокого воплощения театральных образов в «звуковой сценарий» спектакля была включена новая для детей

музыка А. П. Бородина из оперы «Князь Игорь», «Русская пляска» П. И. Чайковского, колокольный звон и старинная православная песня неизвестного сербского композитора.

Музыка разных стран и народов рассматривалась нами как неотъемлемая часть постановки, поэтому в спектакле ясно прослеживается тесная взаимосвязь театрального и музыкального компонентов. Например, танец под музыку П. И. Чайковского «Русская пляска» в начале спектакля передал беззаботное настроение жителей города Владимира накануне осады, которые собирались на свадьбу княжны, и только грозный набат прервал их веселье. Хор девушек из «Половецких плясок» А. П. Бородина создал лирическое, грустное настроение — прощание с девичеством, а также и с самой жизнью (как выясняется позже), так как большинство жителей города погибли. Интонации хора Бородина рассматривались нами как лейтмотив спектакля, повторяющийся на протяжении всей постановки как напоминание о трагической судьбе семьи князя Георгия Всеволодовича и жителей осаждённого города.

Кульминационной точкой музыкально-театрального действа стал финал, в котором хор исполнил песню неизвестного сербского композитора на слова святителя Николая Сербского «Вера вечна, вера славна». Музыка песни подчёркивала идейный замысел постановки — смерть героев не напрасна, они защищали Родину, а теперь взирают на нас из Небесного Царствия и возносят свои молитвы за Россию. В связи с этим уместно напомнить: подобного рода финалы являются органичной часть русской музыкальной культуры со времён оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя».

На примере спектакля «Тайна старой летописи» Брейтовской воскресной школы можно проследить как педагогическую эффективность включения регионального исторического компонента в содержание обучения в воскресных школах, так и благотворное влияние музыкально-театральной деятельности на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Данная постановка помогла детям разобраться в таких понятиях, как подвиг, святость, предательство, семейная верность, с точки зрения христианского вероучения. Мы исходили из того, что стремление к Богу — смысл жизни христианина, и на примере подвига святых русских князей удалось донести до учащихся эту истину. Остаётся добавить: в спектакле особо подчёркнута идея женской верности: вдова погибшего князя принимает постриг и основывает монастырь на берегу озера

Неро. (Эта актуальная для современной действительности идея семейной любви стала темой обсуждения на отдельном занятии, проведённом уже после спектакля.)

Как показал анализ результатов музыкально-театральной деятельности, синтез театрального искусства и музыки, использованный в спектакле, обогатил духовный мир детей, наполнив учебно-воспитательный процесс новыми культурологическими смыслами. Таким образом, можно констатировать: описанный выше опыт взаимодействия театрального и музыкального искусства в воскресной школе, имеющий глубокие корни в отечественной культуре, способствует духовно-нравственному воспитанию учащихся с христианских позиций и поэтому может быть использован в педагогическом пространстве русского православного храма.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Рапацкая Л. А. Духовность как категория музыкального искусства и образования // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2020. Т. 8, № 2. С. 34-53. DOI 10.31862/2309-1428-2020-8-2-34-53.

2. Корнетов Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. М.: ИТПИМИО, 1993. 135 с.

3. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Методика музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Музыка, 2006. 336 с.

4. Горский В. А. От воскресных школ до внешкольных учреждений // Педагогическое искусство. 2018 / URL: https://cyberleninka.ru/article/not-voskresnyh-shkol-do-vneshkolnyh-uchrezh-deniy (дата обращения: 25.09.2019).

5. Брокгауз Ф. А. Энциклопедический словарь, Т. 7 / URL: https://ru.wikisource.org/w/index.php?title=Стр аница:Encyclopedicheskii_slovar_tom_7.djvu/260&action=edit&redlink=1 (дата обращения: 25.09.2019).

6. Зеньковский В. В. Педагогика. Клин: Христианская жизнь, 2002. 166 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Библия. М.: Российское библейское общество, 2011. 292 с.

8. Каптерев П. Ф. Главнейшие периоды в истории русской педагогии и их характер. Из книги «История русской педагогии». / URL: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38227.php7ELEMENT_ ID=38227&PAGEN (дата обращения: 18.11.2010).

9. Владышевская Т. Ф. Музыка Древней Руси // Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993. 255 с.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION

2021. Т. 9. № 1 2021, vol. 9, no. 1

163

1б4

10. Николаева Е. В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты. Монография. М.: Ритм, 2009. 408 с.

11. Миропольский С. И. Очерк истории церковно-приходской школы от первого её возникновения на Руси до настоящего времени / URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/ocherk-istorii-tserkovno-prihodskoj-shkoly-ot-pervogo-ee-vozniknovenija-na-rasi-do-nastojashhego-vremeni / (дата обращения: 28.01.2019).

12. Косолапова Т. В. Духовно-нравственное воспитание учащихся в церковно-приходской воскресной школе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Иркутский государственный университет. Иркутск, 2017. 282 с.

13. Филарет (Дроздов), свт. митр. Московский. Сборник мыслей и изречений, извлечённых из переписки с разными лицами / URL: http://lib.cerkov.ru/2688/11 (дата обращения: 04.02.2019).

14. Правила и программы для церковно-приходских школ и школ грамоты. Изд. 4. Училищный совет при Св. Синоде. Спб., 1898. 132 с.

15. Ильин И. А. Собрание сочинений, Т. 8. М.: Русская книга, 1999. 601 с.

16. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин: Христианская жизнь, 2002. 272 с.

17. Положение о деятельности воскресных школ для детей Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации. Утверждено на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 9 марта 2017 года (журнал № 16). Синодальный отдел религиозного образования и катехизации, 2017. /URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4830214 (дата обращения: 01.02.2019).

18. Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской православной церкви на территории Российской Федерации. Утверждён на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 9 марта 2017 года (журнал № 16). Синодальный отдел религиозного образования и катехизации, 2017. / URL: https://pravobraz.ru/ standart-uchebno-vospitatelnoj-deyatelnosti-v-voskresnyx-shkolax-dlya-detej-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-na-territorii-rossijskoj-federacii / (дата обращения: 25.03.2019).

19. Варнеке Б. В. История русского театра XVII-XIX веков. М.-Л.: Искусство, 1939. 366 с.

Поступила 05.10.2020; принята к публикации 08.02.2021. Об авторах:

Рапацкая Людмила Александрова, профессор кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Института изящных искусств Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ) (улица Малая Пироговская, 1, строение 1. Москва, Российская Федерация, 119435), доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор, [email protected]

Рыкова Ася Николаевна, руководитель Воскресной школы Спасо-Преобра-женского собора г. Рыбинска Ярославской области (Крестовая ул., 2. г. Рыбинск Ярославской области, Российская Федерация, 152901), [email protected]

Авторами прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Rapatskaya L. A. Spirituality as a Category of Musical Art and Education. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2020, vol. 8, no. 2, pp. 34-53 (in Russian).

2. Kornetov G. B. Gumanisticheskoe obrazovanie: traditsii i perspektivy [Humanistic Education: Traditions and Prospects]. Moscow: ITPIMIO Publ., 1993. 135 p. (in Russian).

3. Abdullin E. B., Nikolaeva E. V. Metodika muzykal'nogo obrazovaniya [Methods of Music Education]. Textbook for students of higher pedagogical educational institutions. Moscow: Muzyka Publ., 2006. 336 p. (in Russian).

4. Gorsky V. A. Ot voskresnykh shkol do vneshkol'nykh uchrezhdenij [From Sunday Schools to Extracurricular Institutions]. Pedagogicheskoe iskusstvo Publ., 2018. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/ot-voskresnyh-shkol-do-vneshkolnyh-uchrezhdeniy (accessed: 25.09.2019) (in Russian).

5. Brockhaus F. A. Encyclopedic dictionary, vol. 7. Available at: https://ru.wikisource.org/w/index.ph p?title=Stranica:Encyclopedicheskii_slovar_tom_7.djvu/260&action=edit&redlink=1 (accessed: 25.09.2019) (in Russian).

6. Zen'kovsky V V Pedagogika [Pedagogy]. Klin: Khristianskaya zhizn' Publ., 2002. 166 p. (in Russian).

7. The Bible. Moscow: Rossijskoe biblejskoe obshchestvo Publ., 2011. 292 p. (in Russian).

8. Kapterev P. F. Glavnejshie periody v istorii russkoj pedagogii i ikh kharakter. Iz knigi "Istoriya russkoj pedagogii" [The Main Periods in the History of Russian Pedagogy and their Character. From the book "History of Russian Pedagogue"]. Available at: http://www.portal-slovo.ru/ pedagogy/38227.php?ELEMENT_ID=38227&PAGEN (accessed: 18.11.2010) (in Russian).

9. Vladyshevskaya T. F. Muzyka Drevnej Rusi [Music of Ancient Russia] In: Vagner G. K., Vladyshevskaya T. F. Iskusstvo Drevnej Rusi [Art of Ancient Russia]. Moscow: Iskusstvo Publ., 1993. 255 p. (in Russian).

10. Nikolaeva E. V. Muzykal'noe obrazovanie v Rossii: istoriko-teoreticheskij i pedagogicheskij aspekty [Musical Education in Russia: Historical-Theoretical and Pedagogical Aspects]. Monograph. Moscow: Ritm Publ., 2009. 408 p. (in Russian).

11. Miropol'sky S. I. Ocherk istorii tserkovno-prikhodskoj shkoly ot pervogo eyo vozniknoveniya na Rusi do nastoyashchego vremeni [An Essay on the History of the Church-Parish School from its First Appearance in Russia to the Present Time]. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_ Tserkvi/ocherk-istorii-tserkovno-prihodskoj-shkoly-ot-pervogo-ee-vozniknovenija-na-rusi-do-nastojashhego-vremeni/ (accessed: 28.01.2019) (in Russian).

12. Kosolapova T. V. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie uchashchikhsya v tserkovno-prikhodskoj voskresnoj shkole [Spiritual and Moral Education of Students in the Church-Parish Sunday School]. PhD dissertation thesis (Pedagogy). Irkutsk State University. Irkutsk, 2017. 282 p. (in Russian).

13. Filaret (Drozdov), St. met. of Moscow. Sbornik myslej i izrechenij, izvlechyonnykh iz perepiski s raznymi litsami [A Collection of Thoughts and Sayings Extracted from Correspondence with Different Persons]. Available at: http://lib.cerkov.ru/2688/11 (accessed: 04.02.2019) (in Russian).

14. Rules and Programs for Parochial Schools and Charter Schools. Ed. 4. The School Council at the Holy Synod. Saint-Petersburg, 1898. 132 p. (in Russian).

15. Il'in I. A. Collection of Works, vol. 8. Moscow: Russkaya kniga Publ., 1999. 601 p. (in Russian).

16. Zen'kovsky V. V. Problemy vospitaniya v svete khristianskoj antropologii [Problems of Education in the Light of Christian Anthropology]. Klin: Khristianskaya zhizn' Publ., 2002. 272 p. (in Russian).

165

17. Regulations on the Activities of Sunday Schools for Children of the Russian Orthodox Church in the Territory of the Russian Federation. Approved at the Meeting of the Holy Synod of the Russian Orthodox Church on March 9, 2017 (Journal No. 16). Synodal Department of Religious Education and Catechism, 2017. Available at: http://www.patriarchia.ru/db/ text/4830214 (accessed: 01.02.2019) (in Russian).

18. Standard of Educational Activities in Sunday Schools (for Children) of the Russian Orthodox Church in the Territory of the Russian Federation. Approved at the meeting of the Holy Synod of the Russian Orthodox Church, March 9, 2017 (Journal No. 16). Synodal Department of Religious Education and Catechism, 2017 Available at: https://pravobraz.ru/standart-uchebno-vospitatelnoj-deyatelnosti-v-voskresnyx-shkolax-dlya-detej-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-na-territorii-rossijskoj-federacii/ (accessed: 25.03.2019) (in Russian).

19. Warneke B. V. Istoriya russkogo teatra XVII-XIX vekov [History of the Russian Theater of the XVII-XIX Centuries]. Moscow-Leningrad: Iskusstvo State Publ., 1939. 366 p. (in Russian).

Submitted 05.10.2020; revised 08.02.2021.

About the authors:

Lyudmila A. Rapatskaya, Professor at the Department of Methodology and Technology of Music Education of Art Institute of Moscow Pedagogical State University (MPGU) (Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation, 119435), Doctor of Pedagogical Sciences, PhD in Arts, Professor, [email protected]

Asya N. Rykova, Head of the Sunday School of the Transfiguration Cathedral of the Savior in Rybinsk, Yaroslavl region (Krestovaya str., 2, Rybinsk, Yaroslavl Region, Russian Federation, 152901), [email protected]

The authors have read and approved the final manuscript.

166

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.