Научная статья на тему 'Формирование знаний, умений и навыков изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста в церковно-приходской (воскресной) школе'

Формирование знаний, умений и навыков изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста в церковно-приходской (воскресной) школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / ВОСКРЕСНАЯ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ORTHODOXY / SUNDAY PAROCHIAL SCHOOL / ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS / TEACHING METHODS / VISUAL ARTS / PROJECT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Войтюк Ирина Дмитриевна

В статье выявлены особенности методики обучения детей в церковно-приходских воскресных школах, организуемых фактически при каждом приходе РПЦ. Изобразительное искусство в воскресной школе носит дополнительный характер и, наряду с основными дисциплинами, способствует формированию у учащихся православного мировоззрения. Посредством творческой изобразительной деятельности дети погружаются в атмосферу изобразительного искусства в контексте православия. В качестве наиболее эффективного рассматривается метод проектной деятельности в обучении. Цель: исследование направлено на определение методических особенностей обучения изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста в воскресной церковно-приходской школе. Метод проведения работы: анализ научной и методической литературы, педагогический эксперимент (наблюдение, анализ детских работ, собеседование). Результаты работы: определение содержания, последовательности и методов обучения изобразительному искусству детей младшего школьного возраста в воскресной церковно-приходской школе. Область применения результатов: результаты исследования могут быть применены на занятиях в церковно-приходских воскресных школах. Выводы: предлагаемая методика обучения изобразительному искусству позволяет сформировать знания, умения и навыки по изобразительному искусству в контексте приобщения детей к православным традициям и развития личностно-творческого потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF KNOWLEDGE, ABILITIES AND SKILLS OF EXPRESSIVE ACTIVITY IN CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE IN CHURCH PARISH (SUNDAY) SCHOOL

The article reveals the features of the methodology for teaching children in Sunday parish schools, which are organized practically at each parish of the Russian Orthodox Church. The fine arts in Sunday school are additional in nature and, along with the main disciplines, contribute to the formation of an Orthodox worldview among students. Through creative visual activity, children are immersed in the atmosphere of visual art in the context of Orthodoxy. The method of project activity in training is considered as the most effective. Purpose: the study aims to determine the methodological features of teaching the pictorial activities of primary school children in a Sunday parish school. Methodology: analysis of scientific and methodological literature, pedagogical experiment (observation, analysis of children's work, interview). Results: determination of the content, sequence and methods of teaching the fine arts of primary school children in a Sunday parish school Results: the results of the study can be applied in the classroom at parish Sunday schools. Practical implications: the proposed methodology of teaching fine art allows you to generate knowledge, skills in fine arts in the context of introducing children to Orthodox traditions and developing personal and creative potential.

Текст научной работы на тему «Формирование знаний, умений и навыков изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста в церковно-приходской (воскресной) школе»

педагогические исследования

educational and pedagogical studies

УДК 7 (5527)

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ

И НАВЫКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКОЙ (ВОСКРЕСНОЙ) ШКОЛЕ

Войтюк И.Д.

В статье выявлены особенности методики обучения детей в церковно-приходских воскресных школах, организуемых фактически при каждом приходе РПЦ. Изобразительное искусство в воскресной школе носит дополнительный характер и, наряду с основными дисциплинами, способствует формированию у учащихся православного мировоззрения. Посредством творческой изобразительной деятельности дети погружаются в атмосферу изобразительного искусства в контексте православия. В качестве наиболее эффективного рассматривается метод проектной деятельности в обучении.

Цель: исследование направлено на определение методических особенностей обучения изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста в воскресной церковно-приходской школе.

Метод проведения работы: анализ научной и методической литературы, педагогический эксперимент (наблюдение, анализ детских работ, собеседование).

Результаты работы: определение содержания, последовательности и методов обучения изобразительному искусству детей младшего школьного возраста в воскресной церковно-приходской школе.

Область применения результатов: результаты исследования могут быть применены на занятиях в церковно-приходских воскресных школах.

Выводы: предлагаемая методика обучения изобразительному искусству позволяет сформировать знания, умения и навыки по изобразительному искусству в контексте приобщения детей к православным традициям и развития личностно-творческого потенциала.

Ключевые слова: православие; воскресная церковно-приходская школа; младшие школьники; методика обучения; изобразительное искусство; проектная деятельность.

THE FORMATION OF KNOWLEDGE, ABILITIES AND SKILLS OF EXPRESSIVE ACTIVITY IN CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE IN CHURCH PARISH (SUNDAY) SCHOOL

Vojtyuk I.D.

The article reveals the features of the methodology for teaching children in Sunday parish schools, which are organized practically at each parish of the Russian Orthodox Church. The fine arts in Sunday school are additional in nature and, along with the main disciplines, contribute to the formation of an Orthodox worldview among students. Through creative visual activity, children are immersed in the atmosphere of visual art in the context of Orthodoxy. The method of project activity in training is considered as the most effective.

Purpose: the study aims to determine the methodological features of teaching the pictorial activities of primary school children in a Sunday parish school.

Methodology: analysis of scientific and methodological literature, pedagogical experiment (observation, analysis of children's work, interview).

Results: determination of the content, sequence and methods of teaching the fine arts of primary school children in a Sunday parish school

Results: the results of the study can be applied in the classroom at parish Sunday schools.

Practical implications: the proposed methodology of teaching fine art allows you to generate knowledge, skills in fine arts in the context of introducing children to Orthodox traditions and developing personal and creative potential.

Keywords: orthodoxy; Sunday parochial school; elementary school students; teaching methods; visual arts; project activities.

Из исторической литературы известно, что первая воскресная школа была открыта в 1859 году в Киеве известным российским врачом и педагогом Н.И. Пироговым. В XIX в. воскресные школы были основным учреждением народного образования. В них люди любых сословий и разного возраста могли научиться грамоте, Закону Божию, получить начальные знания по истории и иным предметам. Важность воскресных школ была оценена К.Д. Ушин-ским. В его статье «Воскресные школы», напечатанной в «Журнале Министерства народного просвещения» в 1861 году, обобщены и систематизированы имевшиеся знания об этом новом явлении в российской педагогике XIX века. Акцент был сделан на воспитательной стороне педагогического процесса в воскресных школах.

В числе тем, рекомендованных К.Д. Ушинским, выделим:

- Главнейшие события ветхозаветной истории, главные и второстепенные события истории евангельской и истории Церкви, главнейшие священнодействия и обряды богослужения, главнейшие нравственные обязанности всякого человека.

- Крупнейшие события из русской истории и те из всеобщей, которые находятся в связи с русской или историей христианской Церкви.

- Рисовка преимущественно с натуры.

- Знакомство с различными ремесленными производствами.

В конце XX века на приходах Русской Православной Церкви

стали возрождаться воскресные школы. Определяющим в названии «воскресная» является не календарный день, а глубинный духовный

смысл - воскресение души человека при обретении им веры, радость обретения в своей жизни чуда встречи с воскресшим Спасителем.

Главная задача воскресной школы - привить своим воспитанникам любовь к Творцу и человечеству, к церкви и службам в ней через знания, творческие занятия, образовательные игры, театрализованные спектакли, путешествия по святым местам и жертвенный труд.

В последнее время в среде православного сообщества церков-но-приходские воскресные школы получили большую востребованность. Они стали играть немаловажную роль в воспитании личности ребенка и приобщении его к православным традициям.

Появление в современной отечественной системе образования цер-ковно-приходских (воскресных) школ потребовало обеспечения их учебно-методическими материалами, разработанными с учётом специфики организации и содержания обучения, а также особенностей методики обучения Недостаточная изученность проблемы потребовала выявления особенностей преподавания и разработки оптимальной методики обучения изобразительному искусству в воскресной церковно-приходской школе. Важнейшим источником информации по данному вопросу является "Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации" от 9 марта 2017 года. Этот нормативный документ включает в себя требования к объему и содержанию процесса обучения религии и религиозного воспитания детей в рамках воскресной школы [1]. Основная его цель - повысить качество учебно-воспитательной деятельности.

Относительно организации учебного процесса, пункт 1.7 гласит: «Обучение религии и религиозное воспитание в воскресной школе различается для детей четырех возрастных категорий: первая (в возрасте 5-7 лет); вторая (в возрасте 8-10 лет); третья (в возрасте 11-13 лет); четвертая (в возрасте 14-17 лет - подростки)».

Продолжительность учебного года определяется с середины сентября (начала октября) до начала мая.

Одним из направлений учебно-воспитательной деятельности в современных воскресных школах является культурно-просвети-

тельское. Оно интегрирует просветительскую работу, духовно-нравственное и эстетическое воспитание и художественное образование. Уроки изобразительного искусства проводятся в воскресных школах в качестве дополнительной дисциплины. Изобразительное искусство решает задачи духовно нравственного и эстетического воспитания, художественного образования и развития творческих способностей детей, способствует формированию православного мировоззрения.

Исследование вопроса позволило выявить специфику обучения изобразительному искусству в церковно-приходской (воскресной) школе:

- духовно-нравственное воспитание и дополнительное художественное образование на основе православной истории и мировоззрения;

- содержательная основа обучения - христианское искусство;

- взаимосвязь занятий с жизнью прихода;

- ограниченность во времени - 1 академический час в неделю.

Поиск путей решения исследуемой проблемы потребовал выявить особенности методики обучения изобразительному искусству в церковно-приходской (воскресной) школе:

1. Библия, история православия и христианское искусство - содержательная основа обучения;

2. содержание обучения целесообразно дополнить региональным материалом, раскрывающим духовно-историческое и культурно-художественное наследие Владимирского края;

3. проектирование занятия и заданий с учётом возраста обучаемых;

4. проектирование заданий, компактных по времени выполнения обучаемыми;

5. метод проектной деятельности, как наиболее целесообразный метод организации занятия;

6. разнообразие художе ственных материалов и техник, как условие поддержания интереса к изобразительной деятельности;

7. выстраивание структуры учебного курса по принципу сочетания учебно-творческих проектов, посвященных двунадесятым Церковным праздникам, и посвящённых региональному материалу, во взаимосвязи с жизнью прихода.

В психолого-педагогической литературе младший школьный возраст (7-10 лет) рассматривается, как особенно важный этап формирования у детей знаний и умений в процессе обучения. Именно в этот период складываются индивидуально-психологические особенности ребенка и формируются социально-нравственные качества личности.

Виды художественной деятельности, наиболее отвечающие специфике воскресной школы - изображение с натуры, изображение по представлению или воображению, декоративное изображение. Материалы и техники разнообразны и их выбор зависит от поставленных задач обучения: работа красками или графическими материалами, аппликация, пластилинография, печатные техники, коллаж, лепка, граттаж, бумажное конструирование, природные материалы и др.

Содержательной основой заданий изображения по представлению, воображению являются такие художественные источники, как: произведения раннехристианского и древнерусского искусства - фрески, мозаики, иконы, книжная миниатюра; произведения великих мастеров искусства - живопись, графика. Отличительной особенностью предлагаемых детям сюжетных композиций является: иллюстрирование библейских притч и жития святых, рисование на темы православных праздников, исторических событий, из жизни прихода и семьи. Жанр пейзажа может быть представлен изображением пейзажа родного края - деревенского и городского, с церковной архитектурой, исторического. В качестве задания в портретном жанре детям можно дать портреты святых, икону как аналог портрета. Задания в анималистическом жанре могут предполагать изображение Библейских животных.

Важнейшая роль в обучении изобразительному искусству детей в воскресной школе принадлежит изображению с натуры, а именно - натюрморту. Художественные источники: произведения мастеров русского и отечественного искусства - живопись, графика. Это, прежде всего, натюрморты на тему церковных праздников, с использованием предметов церковного быта.

Декоративная деятельность в воскресной школе предполагает такие виды деятельности, как: декоративная лепка и роспись по

мотивам христианской и русской орнаментики, народных промыслов и конструирование. Художественные источники: произведения раннехристианского и древнерусского искусства - фрески, мозаики, иконы, книжная миниатюра, русские народные промыслы.

Основополагающим подходом к обучению изобразительному искусству в воскресной школе представляется проектная деятельность учащихся, направленная на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующая развитию творческих способностей и логического мышления. Помимо этого проектная деятельность объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Учебно-творческие проекты, осуществляемые в условиях воскресной школы, могут иметь разную направленность - проект-выставка, проект-спектакль, проект-книга, проект-ярмарка, проект коллективная композиция и др. Каждый проект включает в себя последовательную систему заданий. Процесс выполнения задания разбивается на промежуточные задачи.

Структуру проекта желательно строить по нарастанию и усложнению решаемых задач. Последовательность действий целесообразно выстраивать следующим образом: упражнение, формирующее или совершенствующее навыки - подготовительное задание, формирующее или совершенствующее отдельные умения, объединяющие навыки - задание, объединяющее навыки (упражнения) и умения (подготовительное задание).

В качестве примера учебно-творческого проекта, выстроенного по этой схеме, рассмотрим проект-выставку на тему «Образ Рождества Христова в искусстве». Он включает в себя три последовательных задания, объединённых темой. Основная идея проекта - исследование изобразительных способов и приёмов, используемых в создании образа Рождества Христова в искусстве на примере натюрморта, изделия декоративно-прикладного творчества и сюжетной композиции по мотивам иконографии Праздника "Рождество Христово". Для осуществления проекта необходимо 9 академических часов: по 3 часа на каждое задание.

Стоит отметить, что обучение изобразительному искусству в церковно-приходской (воскресной) школе будет гораздо интересней, если осуществляется на основе регионального материала. В этом смысле богатое историко-культурное наследие Владимирской земли рассматривается, как бесценный ресурс, определяющий содержание обучения изобразительному искусству. Это, прежде всего, выражается в многообразии тем: жития местночтимых святых (Петра и Февронии, Ильи Муромца, Иулиании Лазаревской, Андрея Боголюбского, Георгия Владимирского, Александра Невского); памятники древнего зодчества и иконописи (Золотые Ворота, Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор в Юрьев-Польском, церковь Бориса и Глеба в Кидекше; фрески Андрея Рублева, икона Божией Матери «Владимирская» и др.); народное искусство края (кузнечное ремесло, Мстерская лаковая миниатюра, Аргуновская резьба по дереву, вышивальный промысел, Покровский пряник, Мстерская филигрань и многое другое); экспозиции Владимиро-Суздальского музея-заповедника (выставка икон и лаковой миниатюры Мстеры, произведения деревянной резной пластики ХУШ-Х1Х вв., иконы с изображением Голгофского Креста и др.); творчество местных художников скульпторов, работающих в религиозном жанре (Бычков В.А.), мастер классы по иконописи владимирских иконописцев (Ратников С.В.).

Таким образом, в процессе проведённого исследования выявлены особенности методики обучения детей в церковно-приходских воскресных школах. В качестве наиболее эффективного рассматривается метод проектной деятельности в обучении. В основе формирования знаний, умений и навыков изобразительной деятельности у обучаемых лежит изображение с натуры, по представлению и воображению, декоративно-прикладная работа.

Список литературы 1. Бардин Р. Художественные промыслы Владимирской области. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1975. 110 с.

2. Блинова В. Воскресная школа: пособие для подготовки преподавателей: Учебное пособие. М.: Изд. «Нарния», 2003. С. 190-200.

3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. 224 с.

4. Завгородняя Е.Л. Формирование духовно-нравственных качеств учащихся воскресных школ средствами социально-культурной деятельности: Автореферат. Тамбов, 2015.

5. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 176 с.

6. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей: Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 98 с.

7. Корабельщикова И.А. Некоторые результаты экспериментальной работы по выявлению особенностей воспитания детей и подростков на основе православных традиций // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2007. №4 (48).

8. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству с 1-4 класс : Учебное пособие / Gод ред. Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2005. 190 с.

9. Моисеева Г.А. Концепция художественного образования в условиях Воскресной школы. М.: Издательство "Поматур", 2001. 144 с.

10. Николаева Л. О Рождестве после Рождества... // Искусство в школе, 2014. №5. С. 29-34.

11. Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской православной церкви на территории российской федерации // Утверждено на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 декабря 2012 года, журнал № 125.

12. Knell M. The Project Method: fits Origin and International Influence / Progressive Education across the Continents. A Handbook, ed. Volker Len-hart and Hermann Rohrs. N. Y.: Lang. 1995.

13. Katz L.G., Chard S.C. Engaging children's minds: The project approach. Norwood, N.J: Ablex Pub. Corp., 1989.

References

1. Bardin R. Khudozhestvennye promysly Vladimirskoy oblasti [Artistic crafts of the Vladimir region]. Yaroslavl: Verkh.-Volzh. Prince Publishing House, 1975. 110 p.

2. Blinova V. Voskresnaya shkola: posobie dlyapodgotovki prepodavateley [Sunday school: a manual for the training of teachers]. M.: Publishing. "Narnia", 2003. P. 190-200.

3. Vygotsky L.S. Voprosy detskoypsikhologii [Questions of child psychology]. SPb.: Union, 1997. 224 p.

4. Zavgorodnaya E.L. Formirovanie dukhovno-nravstvennykh kachestv uchashchikhsya voskresnykh shkol sredstvami sotsial'no-kul 'turnoy deyatel'nosti [The formation of spiritual and moral qualities of students of Sunday schools by means of socio-cultural activities]: Abstract. Tambov, 2015.

5. Kolyakina V.I. Metodika organizatsii urokov kollektivnogo tvorchest-va: Plany i stsenarii urokov izobrazitel'nogo iskusstva [Methods of organizing collective creativity lessons: Plans and scenarios of visual arts lessons]. M.: Humanity. ed. VLADOS Center, 2002. 176 s.

6. Komarova T.S., Savenkov A.I. Kollektivnoe tvorchestvo detey [Collective creativity of children]: Textbook. M.: Russian Pedagogical Agency, 1998. 98 p.

7. Korabelschikova I.A. Nekotorye rezul'taty eksperimental'noy raboty po vyyavleniyu osobennostey vospitaniya detey i podrostkov na osnove pravoslavnykh traditsiy [Some results of experimental work to identify the characteristics of the education of children and adolescents based on Orthodox traditions]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Guman-itarnye nauki [Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities], 2007. No. 4 (48).

8. Metodicheskoe posobie k uchebnikam po izobrazitel'nomu iskusstvu s 1-4 klass [The manual for textbooks on fine arts from 1-4 grade]: Textbook / ed. B. M. Nemensky. M .: Education, 2005.190 s.

9. Moiseeva G.A. Kontseptsiya khudozhestvennogo obrazovaniya v uslovi-yakh Voskresnoy shkoly [The concept of art education in a Sunday school]. M.: Publishing house "Pomatur", 2001. 144 p.

10.Nikolaeva L. Rozhdestve posle Rozhdestva... [About Christmas after Christmas ...]. Iskusstvo v shkole [Art at school], 2014. No. 5. P. 29-34.

11. The standard of educational activities in Sunday schools (for children) of the Russian Orthodox Church on the territory of the Russian Federation. Approved at a meeting of the Holy Synod of the Russian Orthodox Church of December 25, 2012, magazine No. 125.

12. Knell M. The Project Method: fits Origin and International Influence / Progressive Education across the Continents. A Handbook, ed. Volker Len-hart and Hermann Rohrs. N.-Y.: Lang. 1995.

13. Katz L.G., Chard S.C. Engaging children's minds: The project approach. Norwood, N.J: Ablex Pub. Corp., 1989.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Войтюк Ирина Дмитриевна, магистрант

Владимирский Государственный Университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

ул. Дворянская, 3, г. Владимир, Владимирская область, 600000,

Российская Федерация

[email protected]

DATA ABOUT THE AUTHOR Voityuk Irina Dmitrievna, undergraduate student

Vladimir State University

3, Dvoryanskaya Str., Vladimir, Vladimir Region, 600000, Russian Federation

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.