Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ПОЭЗИИ А.М. ДЖАЧАЕВА'

НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ПОЭЗИИ А.М. ДЖАЧАЕВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
130
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественная литература / кумыкская поэзия / Ахмед Джачаев / нравственный аспект / социальные проблемы / поэтика / люди / Родина. / fiction literature / Kumyk poetry / Akhmed Dzhachaev / moral aspect / social problems / poetics / people / motherland

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — А.М. Бекеева

В статье исследуются нравственные проблемы на материале поэтических текстов народного поэта Республики Дагестан А.М. Джачаева, у которого духовный аспект является ключевым в его творчестве. Человеческие пороки изображаются автором в разных ипостасях: многие произведения он посвятил вопросам взаимоотношений между людьми, нелегким судьбам женщин, Родине. В статье отмечается многогранность и поучительность поэзии А.М. Джачаева; поэт внимателен к поэтике, передающей весь спектр чувств и авторских переживаний. Проблемы, которые поднимает А. М. Джачаев, особенно актуальны в современном мире, так как автор обращает взор читателей на фундаментальные составляющие человеческих ценностей в надежде быть услышанным. Творчество А.М. Джачаева направляет читателя к истине, изображая реальные картины жизни, которые не могут оставить никого равнодушным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL PROBLEMS IN THE POETRY OF A. M. DZHACHAEV

The article examines social problems based on the poetic texts of the people’s poet of the Republic of Dagestan A.M. Dzhachaev, whose moral aspect is the key in his work. Human vices are portrayed by the author in different guises: many of his works are devoted to the issues of relationships between people, the difficult fate of women, and the motherland. The article notes the versatility and instructive nature of A.M. Dzhachaev’s poetry; the poet is attentive to poetics, which conveys the entire range of feelings and author’s experiences. The problems revealed by A.M. Dzhachaev are especially actual in the modern world, as the author draws readers’ attention to the fundamental components of human values in the hope of being heard. The work of A.M. Dzhachaev guides the reader to the truth, portraying the real picture of life that cannot leave anyone indifferent.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ПОЭЗИИ А.М. ДЖАЧАЕВА»

7. Джачаев А.М. Два крыла: стихи, сонеты, баллады. Перевод с кумыкского языка. Махачкала: Издательский дом «Дагестан», 2015.

8. Смирнова Н.С. Аналитический обзор исследований неверности и измены в романтических отношениях. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013; № 1: 117 - 121.

9. Балладные песни. Available at: https://www.booksite.rU/fulltext/bal/lad/yry/1.htm

10. Тумилевич О.Ф. Вымысел в балладе. Современные проблемы фольклора: сборник статей. Вологда, 1971: 131 - 141. References

1. Tema lyubvi v russkoj literature. Available at: https://ser-esenin.ru/sochineniya-vse/svobodnye/6852-tema-lyubvi-v-russkoy-literature.html

2. Po'eticheskij slovar'. Available at: https://wikilivres.ru/%D0%9F%D0%BE%D1%8D%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0 %BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0%91%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B0

3. Dzhachaev A.M. Izbrannoe: v 3 t. Mahachkala: Dagestanskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2003; T. III. Lyubov'zhiva.

4. Naldeeva O.I. Zhanrovo-stilevye osobennosti ballady v tvorchestve po'etov Mordovii. VestnikChelyabinsskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. Iskusstvovedenie. 2011; Vypusk 55; № 17 (232): 118 - 122.

5. Vinogradov V.V. Russkijyazyk. Grammaticheskoe uchenie o slove. Moskva: Vysshaya shkola, 1972.

6. Gadamer H.G. Aktual'nost'prekrasnogo. Moskva: Iskusstvo, 1991.

7. Dzhachaev A.M. Dva kryla: stihi, sonety, ballady. Perevod s kumykskogo yazyka. Mahachkala: Izdatel'skij dom «Dagestan», 2015.

8. Smirnova N.S. Analiticheskij obzor issledovanij nevernosti i izmeny v romanticheskih otnosheniyah. Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. Yuvenologiya. Sociokinetika. 2013; № 1: 117 - 121.

9. Balladnye pesni. Available at: https://www.booksite.ru/fulltext/bal/lad/yry/1.htm

10. Tumilevich O.F. Vymysel v ballade. Sovremennye problemy fol'klora: sbornik statej. Vologda, 1971: 131 - 141.

Статья поступила в редакцию 16.09.20

УДК 82

Bekeeva A.M., research associate, G. Tsdasa Institute of Language, Literature and Art, Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences

(Makhachkala, Russia), E-mail: bekeeva-92@mail.ru.

MORAL PROBLEMS IN THE POETRY OF A. M. DZHACHAEV. The article examines social problems based on the poetic texts of the people's poet of the Republic of Dagestan A.M. Dzhachaev, whose moral aspect is the key in his work. Human vices are portrayed by the author in different guises: many of his works are devoted to the issues of relationships between people, the difficult fate of women, and the motherland. The article notes the versatility and instructive nature of A.M. Dzhachaev's poetry; the poet is attentive to poetics, which conveys the entire range of feelings and author's experiences. The problems revealed by A.M. Dzhachaev are especially actual in the modern world, as the author draws readers' attention to the fundamental components of human values in the hope of being heard. The work of A.M. Dzhachaev guides the reader to the truth, portraying the real picture of life that cannot leave anyone indifferent.

Key words: fiction literature, Kumyk poetry, Akhmed Dzhachaev, moral aspect, social problems, poetics, people, motherland.

А.М. Бекеева, научный сотрудник Института языка, литературы и искусства имени Г. Цадасы Дагестанского федерального

исследовательского центра Российской академии наук, г. Махачкала, E-mail: bekeeva-92@mail.ru

НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ПОЭЗИИ А.М. ДЖАЧАЕВА

В статье исследуются нравственные проблемы на материале поэтических текстов народного поэта Республики Дагестан А.М. Джачаева, у которого духовный аспект является ключевым в его творчестве. Человеческие пороки изображаются автором в разных ипостасях: многие произведения он посвятил вопросам взаимоотношений между людьми, нелегким судьбам женщин, Родине. В статье отмечается многогранность и поучительность поэзии А.М. Джачаева; поэт внимателен к поэтике, передающей весь спектр чувств и авторских переживаний. Проблемы, которые поднимает А. М. Джачаев, особенно актуальны в современном мире, так как автор обращает взор читателей на фундаментальные составляющие человеческих ценностей в надежде быть услышанным. Творчество А.М. Джачаева направляет читателя к истине, изображая реальные картины жизни, которые не могут оставить никого равнодушным.

Ключевые слова: художественная литература, кумыкская поэзия, Ахмед Джачаев, нравственный аспект, социальные проблемы, поэтика, люди, Родина.

Художественная литература отражает различные проблемы общества, изображает мир образов, идей и мыслей. Жизнь людей, система их взаимоотношений являются объектом изучения как литературы, так и других областей науки и искусства. Если, к примеру, в музыке чувства, переживания и размышления создаются с помощью музыкальных средств выразительности - регистра, мелодии, ритма, темпа, динамики, тембра и др., то в художественной литературе, в поэзии в частности, именно слово используется как выразительное средство искусства поэта.

Поэзия А.М. Джачаева особенно красноречива и притягательна: каждый поэтический текст является частицей огромного мира, отражающий определенный тематический спектр актуальных вопросов. «В основе этических убеждений Ахмеда Джачаева благородство, совесть, честь, достоинство, поэтому он глубоко переживает события современности ...» [1]. «Во многих стихотворениях Ахмеда Джачаева звучит беспокойство современного человека за судьбы мира, светлых начал и устоев, испытывающих постоянный натиск разгулявшихся деструктивных сил и тенденций, опирающихся на нигилизм, на отрицание простых и нужных человеку вещей и понятий» [2, с. 6]. Камал Абуков писал о А.М. Джачаеве: «Поэт пишет не о том, что застряло когда-то на отмелях наших чувств и в закоулках застарелого сознания, а о сокровенном, неизбежном, неотложном. Как бы парадоксально это ни прозвучало, скажу откровенно: Ахмед Джачаев совершил резкий скачок к новым высотам профессиональной зрелости именно в те месяцы и в тот год, когда сумел разобраться в мнимости, ложности, моральной нечистоплотности своего окружения и резко отсек так называемых закадычных друзей» [3].

Его современная поэзия рассказывает о проблемах общества; людские пороки А. М. Джачаев воплощает в различные героические образы и, как принято у народного поэта, невымышленные: это люди из реального мира, чьи поступки

и отношение к людям запечатлелись в сознании поэта, а затем были отпечатаны на страницах новых книг. Так, в стихотворении «Два соседа» («Эки хоншу») современный поэт поднимает проблему безразличия и безучастности в жизни ближнего:

Алда йимик гьали де Сюре-сюрсюн сабанлар, Адамлар алышынгъан, Алышынгъан заманлар.

Эки хоншуну иши

Гьали онча макъталмай:

Бир уьйде - токъталмай яс,

Бир уьйде - той токъталмай [4, с. 30].

Пусть, как и в ранние годы,

Пашут плуга,

Изменились люди,

Изменились времена.

Дело двух соседей

Нынче не похвально столь:

В одном доме не оплакивают умершего,

В одном доме не играют свадьбу

(Здесь и далее подстрочный перевод автора статьи).

Язык произведения «Два соседа» («Эки хоншу») прост, вся глобальность и актуальность проблемы человеческого равнодушия воплощена в образах двух соседей. В фольклоре кумыков издревле бытует пословица «Проблема соседа -

моя проблема» («Хоншумну къайгъысы - мени къайгъым») [5, с. 442]. По словам А.М. Джачаева, соседствовавшие долгие годы, все горести и радости переживали вместе. Его поэзия нравоучительна и назидательна, может быть использована в воспитательном процессе подрастающего поколения. Поэт остро поднимает вопросы человеческих пороков и дает советы с глубоким жизненным смыслом в кратких четверостишиях:

Артыкъ аччы да болма, Ичибиз бушар йимик, Амма татли де болма, Жибин ябушар йимик [4, с. 36].

Не будь излишне груб, Так, чтоб мы переживали, Но и сладок столь не будь,

Так, чтоб мухи прилипали.

***

Мююзлер бите буса Ялгъан сёзю кёллеге, Сагъа битген мююзлер Етер эди кёклеге [4, с. 36].

Если растут рога У луж из ложных слов, Рога, что выросли бы у тебя, Дошли бы уже до небес.

Агарагим Султанмурадов, исследуя четверостишия в творчестве А.М. Джа-чаева, справедливо отметил, что «каждое четверостишие А. Джачаева - это, по сути, маленькая поэма. Поэт выгранил их, как драгоценный камень» [6, с. 101]. Многие произведения Ахмеда Джачаева пропитаны мудростью, поэт без устали размышляет о новомодных моделях людского поведения. В поисках бесконечного выбора он отчаянно восклицает, что в погоне за лучшим люди сами стали продажными: «Саттыхым сайлаеларда/Сатылагъан болгъанбыз!» [4, с. 36].

Аспект взаимоотношений одновременно с несколькими людьми, имеющими разные социальные роли в жизни героя, отражен в произведении «Тиледи» («Попросила»). Здесь Ахмед Джачаев хочет показать, что ни дружба, ни любовь возлюбленной не надежны в той степени, что любовь матери. Важно отметить, что эта мысль неуловима читателем с первых строф: он испытывает лишь разочарование и искренне сочувствует рассказчику. Особенность поэтического изложения А.М. Джачаева заключается в том, что зачастую он не только повествует о какой-то проблеме, поэт словно откровенничает со своей читательской аудиторией, делая ее представителей очевидцами событий. Не является исключением и стихотворение «Тиледи» («Попросила»), где герой просится погостить сначала у лучшего друга на месяц, затем, не получив положительного ответа, у любимой девушки. Использование прямой речи создает атмосферу реального времени, точно передает настроение героев и их отношение к непростой ситуации главного действующего лица:

- Ай турмай, жума туруп Болсанг да таман, - деди, -Мен чи къайырмас эдим, Къатыным яман! - деди [4, с. 52].

- Не останавливаясь на месяц, побудь недельку, Этого достаточно, - сказал, -

Я-то ничего,

Жене [не понравится]! - сказал.

Читательское чувство обиды за лирического героя А.М. Джачаев мастерски замещает чувством радости и восхищения за бесконечную и безвозмездную любовь матери. Многие исследователи творчества А.М. Джачаева характеризуют его поэзию как выразительную, что обусловлено использованием поэтом богатого разнообразия художественно-стилистических средств: «Сююнюп ол йылады, / Сююнюп ол кюледи: / - Гёрюп сени тойгъунча /Гетмей къал! - деп тиледи» [4, с. 53] - «[От радости] она заплакала, / [От радости] она рассмеялась, / «Пока не насыщусь твоим присутствием, / Оставайся!» - попросила». Синтаксическая анафора с использованием деепричастных оборотов в первых двух строках и морфемная - звука [г] в последующих передает эмотивность матери, ее психологическое состояние и ярко выраженную радость.

Ахмед Джачаев говорит не только о человеческих пороках, в своих стихах он утверждает, что изменилась Родина и все общепринятые нашими предками нормы. О наболевшем поэт говорит в стихотворении «Гьалиги ярышлар» («Нынешние соперничества», 1999): «Алышынгъан гьали саелай Ватан да, / Алышынгъан тюзлюк булан таелакъ да, / Къойчуланы ярышы ёкъ къотанда / Сабанчыны юреги ёкъ аелакъда.» [4, с. 63] - «Изменилась сейчас вся Родина, / Изменились вместе с равниной и горные вершины, / Нет соперничества на котане между чабанами, / Сердце земледельцев не на поле». В произведении «Ватан къайда?» («Родина где?», 2003) он продолжает раздумывать, почему впредь в нашей стране все иначе, и где та земля, за которую проливали кровь наши предки:

Ватан къайда сав дюньяны торлайгъан, Алтыдан бир пайын ону елеген, Болуп къалдыкъ адамланы урлайгъан, Бирев тувса, болдукъ экев оьлеген! [7, с. 5].

Где та Родина, украшающая весь мир, Из золота захватившая его долю, Мы превратились в похитителей людей, Нынче, если рождается один, двое умирают!

Авторский посыл довольно пылкий, каждым звуком доносящий пламя возмущений и отчаяния. В этом Ахмеду Джачаеву помогает его главное оружие - превосходные рифмы: тавлакъ да - аелакъда, чатагъан - сатагъан, эринмей - гёрюнмей, къыяргъа - къояргъа, айтмай да - къайтмай да, къ-арыш - ярыш и мн. др. В стихотворении «Ватан къайда?» («Родина где?») автор говорит о нищете, стяжательстве, безжалостности, хищении чужого имущества. Завершает произведение А.М. Джачаев рассуждением о том, начнутся ли когда-нибудь соревнования, где люди бы состязались в любви друг к другу: «Бир-биревню сююв якъдан озаргъа / Ярыш ачма болгъай эдик бир сама» [4, с. 64].

Говоря о человеческих нравах, А. М. Джачаев призывает быть сильным, не позволять унижать свое достоинство. Название произведения «Сабур тюбю сари алтын тюгюлдюр» («Нет, наверное, золота на дне терпения»), выражает позицию поэта, который очевидно не согласен с общепринятым высказыванием:

Тарыкъ тюгюл сабул гьаллы къоркъачлыкъ,

Тарыкъ тюгюл «Сабыр тюбю сари алтын». Тарыкъ ерде, адамлыкъдан чыкъмайлы, Сабурлукъдан чыгъып болма - дюр алтын [4, с. 165].

Не нужна терпеливая трусость, Не нужно то золото, что на дне терпения. Когда необходимо, не переступая человечность, Выйти из терпения - вот что золото.

А.М. Джачаев, размышляя о тех или иных асоциальных явлениях в обществе, не оставляет незамеченными и достойные поступки наших людей, которые отважно и стойко перенесли тяготы военных лет: «Сабур болуп тургъан буса аталар, / Сабурлукъдан сюймей бир де чыкъмагъа, /Болмас эди Рейхстагны башына /Азатлыкъны ал байрагъын къакъмагъа» [4, с. 165] - «Если бы наши отцы [сидели] терпеливо, / Не желая выйти из терпения, / Не смогли бы над Рейхстагом / Водрузить знамя свободы». Тяжкой судьбе женщины, овдовевшей во время войны, Ахмед Джачаев посвятил стихотворение «Тул къатын» («Вдова») [4, с. 109].

Великий мыслитель и поэт, величайший персидский философ Саади утверждал: «Никто не вечен в мире - все уйдет, / Но вечно имя доброе живет» [8]. Каждый человек обречен покинуть этот мир, и в этом никто никогда не сомневался, ибо «заполучить» бессмертие невозможно. Жизнь умершего может продолжаться лишь в его добром имени, в людских сердцах. Проблема вечной жизни человека в памяти других людей поднимается в поэзии А.М. Джачаева.

Произведение «Биз гетербиз» («Мы уйдем») - это своего рода призыв, напоминающий бренность этого мира. Человек уходит, оставляя за собой определенный след, а какой именно, зависит исключительно от него и его поступков. Важно отметить, что Джачаев пишет об уходе из жизни метафорично, подобно художнику использует только те краски, которые сумеют передать посыл, не отвлекая читательский взор посторонними оттенками: «Биз гетербиз / Акъ къа-натын/Къагъа туруп» [4, с. 67] - «Мы уйдем, / [Размахивая] белым крылом»; «Артыбыздан/узатылып/Къоллар къалар - биз гетербиз» [4, с. 67] - «Позади / протянутые / Руки останутся - мы уйдем». Произведение состоит из восьми трехстиший, в каждом из которых повторяется словосочетание «биз гетербиз». Завершающая строфа прерывает этот вид лексического повтора, так как утверждение «мы уйдем» заменяется риторическим вопросом: Биз гетген сонг Бизин эсге

Алар йимик - биз нетербиз? [4, с. 68]

После того, как мы уйдем, Для того чтобы нас вспоминали Что мы сделаем?

Рассуждает о недолговечности этого мира и другой современный кумыкский поэт Руслан Аджиев. Как и Ахмед Джачаев, он акцентирует внимание читателя на том, что люди должны оставить после себя доброе имя: Барыбыз да гетежекге гелгенбиз, Яшавда биз къонакъларбыз заманлыкъ. Къонакълыкъдай шунча къысгъа оьмюрде, Ялбараман, этмейиклер яманлыкъ! [9, с. 40].

Мы все пришли, чтобы уйти, В этой жизни мы временные гости. В столь короткой жизни, подобной [времени] в гостях, Я умоляю, не будем совершать плохое!

Таким образом, на примере изученных произведений мы видим, что, показывая современное общество во всей его сложности, неоднозначности и противоречивости, А.М. Джачаев старается помочь читателю лучше познать мир, в котором он живет и показать его трудности - не существует непреодолимых барьеров, достойный человек всегда будет их превосходить. «Поэзия народного поэта Дагестана А.М. Джачаева многогранна, о проблемах общества он пишет громко, пытаясь донести до каждого неприемлемость душевной черствости и скупости чувств по отношению к родителям, друзьям, Родине» [10, с. 53]. Автор рассматривает проблему взаимоотношений между людьми в различных жизненных ситуациях, воздействуя на своего читателя идейно-художественным разноо-

Библиографический список

бразием и богатством родного языка. Поэт стремится воплотить в своих персонажах как положительные, так и отрицательные черты. Его произведения выражают отношение автора к проблеме, пробуждают чувства стыда и разочарования по отношению к поступкам героев. Нравственная позиция А.М. Джачаева, не приемля моральные устои своих героев, зачастую вступает в прямое противоречие с ними. Поэт Багаутдин Аджиев, секретарь Союза писателей Дагестана, характеризует Ахмеда Джачаева как «глубоко совестливого человека с миром тревог и надежд». «Поэт ставит разные вопросы и сам же на них отвечает эмоционально, по-джачаевски размышляет о новом времени, ищет нравственные ориентиры в период всеобщей бездуховности» [2].

1. Ахмедова Р Поэзия мужества, чести и достоинства. Available at: https://yoldash.ru/Culture/1432/

2. Джачаев А.М. Два крыла: стихи, сонеты, баллады. Перевод с кумыкского языка. Махачкала: Издательский дом «Дагестан», 2015.

3. Абуков К. И сегодня на белом коне. Available at: http://dagpravda.ru/arhiv/god-literatury/i-segodnya-na-belom-kone/

4. Джачаев А.М. Избранное: в 3 т. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2000; Т. I: Ответ орла.

5. Гаджиахмедов Н.Э. Кумыкские пословицы и поговорки. Около 25 000 пословиц и поговорок. Махачкала: Издательство ИП Хайбуллина Ф.Ф. «Типография Вега», 2017.

6. Султанмурадов А.М. О четверостишиях Ахмеда Джачаева. Вестник дагестанского научного центра РАО. 2012; № 4:101 - 109.

7. Джачаев А.М. Избранное: в 3 т. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2003; Т. III: Любовь жива.

8. Саади М. Стихи. Available at: https://rbook.me/book/7982730/read/page/9/

9. Аджиев РО. Намус (стихи). Махачкала: Издательство «Дагпресс Медиа», 2007.

10. Хаджакаева А.М. Проблема одинокой старости в поэзии А.М. Джачаева. Вестник Института языка, литературы и искусства имени Г. Цадасы ДНЦ РАН. Махачкала, 2019; № 17: 50 - 54.

References

1. Ahmedova R. Po'eziya muzhestva, chesti i dostoinstva. Available at: https://yoldash.ru/Culture/1432/

2. Dzhachaev A.M. Dva kryla: stihi, sonety, ballady. Perevod s kumykskogo yazyka. Mahachkala: Izdatel'skij dom «Dagestan», 2015.

3. Abukov K. I segodnya na belom kone. Available at: http://dagpravda.ru/arhiv/god-literatury/i-segodnya-na-belom-kone/

4. Dzhachaev A.M. Izbrannoe:v 3 t. Mahachkala: Dagestanskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2000; T. I: Otvet orla.

5. Gadzhiahmedov N.'E. Kumykskieposlovicy ipogovorki. Okolo25000poslovicipogovorok. Mahachkala: Izdatel'stvo IP Hajbullina F.F. «Tipografiya Vega», 2017.

6. Sultanmuradov A.M. O chetverostishiyah Ahmeda Dzhachaeva. Vestnik dagestanskogo nauchnogo centra RAO. 2012; № 4:101 - 109.

7. Dzhachaev A.M. Izbrannoe:v 3 t. Mahachkala: Dagestanskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2003; T. III: Lyubov' zhiva.

8. Saadi M. Stihi. Available at: https://rbook.me/book/7982730/read/page/9/

9. Adzhiev R.O. Namus (stihi). Mahachkala: Izdatel'stvo «Dagpress Media», 2007.

10. Hadzhakaeva A.M. Problema odinokoj starosti v po ezii A.M. Dzhachaeva. Vestnik Instituta yazyka, literatury i iskusstva imeni G. Cadasy DNC RAN. Mahachkala, 2019; № 17: 50 - 54.

Статья поступила в редакцию 16.09.20

УДК 821.111

BurSeva M.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: donnarosa36912@mall.ru

PRINCIPLES OF PLOT CRAFTING IN R.L. STEVENON'S STORY "THRAWN JANET". The article examines the plot crafting principles in the Scottish writer R.L. Stevenson's story "Thrawn Janet". The system of episodes is organized according to the principle of alternation and contrasting opposition, in which in odd episodes there is a characteristic of Pastor Soulis, including a description of his appearance and lifestyle, the primary appearance in the story of the sorceress Janet McClour, whom he intends to accept into his house as a servant, the procession of the witch along a village street, a meeting with a black man in an old cemetery, the priest's painful thoughts after this meeting, Janet's suicide and unholy resurrection, the devil's escape from the Balweary parish - the hero becomes isolated against the background of the general picture of the world, and the leading motive is the devil's presence. In even episodes, the establishment of new and restoration of the lost ties of the protagonist with other characters takes place: with the inhabitants of the parish of Balweary and the old witch Janet; the key motive in them is the motive of divine protection, which arises in the arguments of parishioners about God, in the calls of the priest and Janet for divine protection and mercy, in the night scenes in the pastor's house, in the conversation between Mr. Soulis and the maid, in the scene of the exorcism of the devil from the body of a dead witch, when divine retribution takes place in front of the pastor. The textual dominance of episodes marked by demonic activity, taking into account the semantic and constructive significance of the initial, central and final episodes, demonstrates the increased semantic meaning of infernal motives in the artistic world of the story and in this respect fully corresponds to the aesthetics of Gothic prose.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: plot, system of episodes, principles of alternation and opposition, infernal motives, isolation, partnership, demonic presence, divine patronage.

М.А. Бурцева, канд. филол. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,

E-mail: donnarosa369l2@mail.ru

ПРИНЦИПЫ СЮЖЕТОСЛОЖЕНИЯ РАССКАЗА Р.Л. СТИВЕНСОНА «ОКАЯННАЯ ДЖЕНЕТ»

В статье рассматриваются сюжетообразующие принципы рассказа шотландского писателя Р.Л. Стивенсона «Окаянная Дженет». Система эпизодов организована по принципу чередования и контрастной оппозиции, при которой в нечетных эпизодах - характеристика пастора Соулиса, включающая описание его внешнего облика и образа жизни, первичное появление в рассказе колдуньи Дженет Макклоур, которую он намеревается принять в свой дом в качестве прислуги, шествие ведьмы по деревенской улице, встреча с черным человеком на старом кладбище, мучительные раздумья священника после этой встречи, самоубийство и нечестивое воскрешение Дженет, бегство дьявола из прихода Болвири - происходит обособление героя на фоне общей картины мира, а ведущим мотивом служит мотив дьявольского присутствия. В четных эпизодах происходит установление новых и восстановление утраченных связей главного героя с другими персонажами: с жителями прихода Болвири и старой колдуньей Дженет; ключевым мотивом в них выступает мотив божественного покровительства, возникающий в рассуждениях прихожан о Боге, призывах священника и Дженет о божественной защите и милости, в ночных сценах в пасторском доме, разговоре мистера Соулиса со служанкой, сцене изгнания дьявола из тела мертвой ведьмы, когда на глазах пастора совершается божественное возмездие. Текстуальное доминирование в количественном отношении эпизодов, отмеченных демонической активностью, с учетом смысловой и конструктивной значимости начального, центрального и финального эпизодов демонстрирует повышенную семантическую значимость инфернальных мотивов в художественном мире рассказа и в этом отношении полностью соответствует эстетике готической прозы.

Ключевые слова: сюжет, система эпизодов, принципы чередования и оппозиции, инфернальные мотивы, обособление, партнерство, демоническое присутствие, божественное покровительство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.