Научная статья на тему 'НОВЫЙ УЗБЕКИСТАН НА ПУТИ ТРЕТЬЕГО РЕНЕССАНСА'

НОВЫЙ УЗБЕКИСТАН НА ПУТИ ТРЕТЬЕГО РЕНЕССАНСА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
885
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Ключевые слова
ТУРАН / ТУРКЕСТАН / МОВАРАУННАХР / ДУХОВНОСТЬ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / НАУКИ / ИСКУССТВО / КУЛЬТУРЫ И ПРОСВЕЩЕНИЯ / ВОСТОЧНЫЙ РЕНЕССАНС / ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Манзаров Юсуф Хуррамович

Статья основана на анализе исторических источников, согласно которым духовность и просвещение народов Туранской земли в IX-XII и XII-XIV веках были периодом Восточного 1-2-Ренессанса и были признаны всем миром. Также аналитические данные о положительных работах великих мыслителей и ученых, живших на Востоке и оставивших нам богатое научное и духовное наследие, таких как Абу Али ибн Сино, Аль-Хорезми, Абу Райхан Беруни, Амир Темур, на местах науки, культуры и просвещения, являются историческими фактами, также работа, проводимая в Узбекистане в области науки, культуры и просвещения, признана началом этапа третьего Ренессанса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОВЫЙ УЗБЕКИСТАН НА ПУТИ ТРЕТЬЕГО РЕНЕССАНСА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

НОВЫЙ УЗБЕКИСТАН НА ПУТИ ТРЕТЬЕГО РЕНЕССАНСА

Манзаров Ю.Х.

Манзаров Юсуф Хуррамович - кандидат исторических наук, доцент, кафедра социальных наук, Каршинский инженерно-экономический институт, г. Карши, Республика Узбекистан

Аннотация: статья основана на анализе исторических источников, согласно которым духовность и просвещение народов Туранской земли в 1Х-Х11 и XIXIV веках были периодом Восточного 1-2-Ренессанса и были признаны всем миром. Также аналитические данные о положительных работах великих мыслителей и ученых, живших на Востоке и оставивших нам богатое научное и духовное наследие, таких как Абу Али ибн Сино, Аль-Хорезми, Абу Райхан Беруни, Амир Темур, на местах науки, культуры и просвещения, являются историческими фактами, также работа, проводимая в Узбекистане в области науки, культуры и просвещения, признана началом этапа третьего Ренессанса.

Ключевые слова: Туран, Туркестан, Моварауннахр, духовность, просвещение, науки, искусство, культуры и просвещения, Восточный Ренессанс, Великий шелковый путь.

УДК 037 75 (039) DOI: 10.24411/2412-8236-2021-10504

Весь мир уже признал, что в древности Туран, Туркестан, Моварауннахр, ныне называемый Узбекистаном, был одной из колыбелей мировой цивилизации. Отсюда он служил мостом, соединяющим Восток и Запад, Юг и Север, экономические связи, торговлю, науку и искусство, научную и универсальную духовность и ценности, единственным сухопутным путем был Великий шелковый путь. Великий шелковый путь в свое время служил интернетом, средством международного общения. Узбекистан - это страна, которая в своей истории пережила великие культурные потрясения, благодаря которым были созданы совершенно новые цивилизации, новые культурные и духовные ценности. В своей прошлой истории народ Узбекистана неоднократно переживал период культурных высот - эпоху возрождения. Именно в первый период восточного Ренессанса (IX-XП вв.) на нашей древней и священной земле внесли неоценимый вклад в развитие нашей истории, культуры, духовности и просвещения, справедливости и верховенства закона и мировой цивилизации, науки, духовности и просвещения дворяне, ученые, политики, мастера и полководцы.

В своем выступлении на торжественной церемонии, посвященном дню учителя и наставника, Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев сказал: в частности, К^П века (первый Ренессанс), называемые периодом восточного Ренессанса, были периодом великого расцвета духовности и просвещения народов Туранской земли. В этот период появились всемирно известные великие деятели. Это были ученые-энциклопеды, мыслители, великие поэты и ученые, великие изобретатели [1]. Есть определенные аспекты культуры Возрождения, которые включают:

1. Стремление к мировому просвещению, широкое использование достижений культуры прошлого и соседних стран, особенно развитие естественных, философских и социальных наук.

2. От природы, развитие естествознания, рационализма, веры в силу разума, сосредоточить внимание на науках, направленных на поиск истины, рассматривать истину как основу человеческого воображения, науки.

3. Прославить человека, обосновать его умственные, природные, художественные, духовные качества, улучшить человечность, высокие нравственные обряды и правила, стремиться воспитать совершенного человека.

Универсальность - энциклопедия, интерес ко всему - был одним из важных аспектов культуры этого периода. Мыслители эпохи ренессанса процветали во время правления Аббасидов в Арабском халифате. В 762 году столица Арабского халифата была перенесена в Багдад, а Багдад стал научным центром. Харун-ар Рашид из Аббасидов и его сын халиф аль-Мамун (813-833) спонсировали развитие науки, составили много редких книг и основали большую библиотеку. Для проведения исследований в области науки, создания инноваций, а также переводческой работы были приглашены ученые и переводчики из разных стран в различных областях. Аль-Мамун уделял особое внимание развитию науки в Хорезме и Хорасане во время своего пребывания в должности. Он собрал вокруг себя местных ученых из Хорезма, Ферганы, Согдианы, Шоша, Фароба и создал условия для их творческой деятельности. После воцарения халифа в 813 года он развил эту работу. Халиф аль-Мамун набрал ученых из Хорасана, Моварауннахра, Бактрии, Ферганы и Хорезма в Байт-уль-Хикма, собрание ученых в Багдаде. Они занимались обучением, брали учеников у арабов и сделали свое имя известным всему миру. Это были Мухаммад Муса аль-Хорезми, Абу Машар аль-Балхи, Абу Наср аль-Фараби, Ахмад аль-Фергани, Абу Райхан Беруни, Абу Бакр аль-Рази, Абу Али ибн Сина, Махмуд Кашкари и другие. Мы считаем, что великие заслуги мыслителей эпохи Ренессанса можно описать следующим образом: они сделали великие открытия в различных областях науки. Созданные ими научные учения служат будущему всего человечества. Именно они сделали служение человечеству сутью своей жизни. Центрально-азиатский регион, который на протяжении тысячелетий находился на перекрестке мировых торговых путей, обладает уникальной богатой культурой. Другим его большим вкладом в культурный и просветительский мир стал перевод работ древнегреческих ученых Платона, Аристотеля, Сократа, Гиппократа, Галена и Евклида на арабский язык, что способствовало развитию научной мысли. Помимо освоения перспектив греческой науки в доме мудрости, они также с интересом изучали индо-санскритскую культуру и науку. Великий ученый Востока, наш соотечественник Хорезми «Аль-Джабр-вал-Мукабала» («Уравнения и сравнения»), «Хисаб-аль-Хинд» («Индийский счет»), «Китаб сурат ул, арз», («Эр сурат»), в его книгах, таких как «История» (книга истории), «Астрономические таблицы», «В час солнца», «Книга о строительстве», -бесценные труды, которые познакомили мир с именем ученого. Аль-Фергани сделал великие открытия в математике, географии и астрономии. Он был первым, кто проложил путь к точным географическим картам, которые Христофор Колумб использовал для открытия Америки.

Еще одним из его неоценимых вкладов в мировую науку и просвещение было совершенное исследование лунных и солнечных затмений. Ахмад Фергани известен на Западе и Востоке как «Мунаджим ар-Раис». В западном мире его звали Альфраганус. Абу Наср аль-Фараби был известен как «Второй учитель». Среди ученых исламских стран никогда не было такого умного человека. Научное наследие Фароби разнообразно и может быть разделено на две области:

1. Интерпретация и изучение научного наследия древнегреческих философов и естествоиспытателей;

2. Самостоятельное научное исследование проблем средневековой науки. Великий мыслитель Восточного Возрождения Абу Али ибн Сина (980-1037) написал более 450 работ в различных областях науки, из которых до нас дошли только 242 работ. Его знаменитая философская книга «Энциклопедия» содержит пять дисциплин: логику, медицину, астрологию, музыку и теологию. Помимо хорезмского языка, великий деятель среднеазиатского духовного и просветительского мира Абу Райхан Беруни овладел согдийским, персидским, сирийским, греческим, арабским, древнееврейским и санскритскими языками. Это «Памятники прошлого», «Знаменитые люди Хорезма», «Геодезия», «Индия», «Кануди Масуди», «Минералогия», «Сайдана» и другие. Абу Райхан Беруни - яркий представитель хорезмской научной школы, а также основатель Мамун-академии, научного центра в Ургенче, известного как дом мудрости. В его творчестве хорезмская наука достигла своего апогея.

Еще один великий представитель турецкой культуры XI века - Юсуф Хос Ходжиб. Он великий ученый, овладевший энциклопедическими знаниями своего времени и внесший большой вклад в нашу духовность своим трудом «Кутадгу билиг» («Знания ведущие к счастью»). Его учение о справедливости и человечности играет ключевую роль в Qutadgu Bilig. Другой ученый XI века Махмуд Кашгари внес достойный вклад в духовное и просветительское развитие человечества. Его труд «Девону лугатит турк» (Словарь турецких слов) увековечил его имя в истории науки и культуры, а одним из великих мыслителей Востока является Ахмад Югнаки. В его «Хибат аль-Хакик» («Дар мудрости») можно сказать, что все науки, моральные правила, социально-политические, религиозные, моральные и философские взгляды и учения прошлого нашли свое собственное научное и художественное выражение.

Мы хотим ощутить большой вклад первых мыслителей эпохи Возрождения, прославивших мир своими великими научными учениями и открытиями, прославивших страну Туран, своим последователям, своим «академиям» в развитии науки и просветление. Второй период восточного ренессанса (второе возрождение), несомненно, период Амира Темура и Тимуридов в истории Туранской земли и жизни ее народов, Следует отметить, что это был этапом цивилизаций. Конец XIV - начало XV века были поворотными моментами в социально-экономической, политической, культурной, духовной и просветительской жизни наших предков. Бесценные учения восточных мыслителей, науки, архитектуры, изобразительного искусства, живописи, музыки, развитые торгово-экономические отношения, создание сильного центрального государства и его внутренняя и внешняя политика оказали жизненно важное влияние на процесс европейского пробуждения. Следует отметить, что период Амира Темура и Темуридов занимает особое место в истории узбекской государственности. Заслуги Амира Темура перед народами Средней Азии велики:

- сначала он освободил страну от монгольских захватчиков;

- во-вторых, он заложил основы независимой узбекской государственности;

- в-третьих, обеспечивало правление страной по правилам (законам);

- в-четвертых, дело справедливости и просвещения. Согласно девизу «Власть в справедливости»;

- в-пятых, он очистил соседние государства от захватчиков, деспотических и жестоких диктаторов и установил там закон и порядок;

- в-шестых, он сделал Самарканд центром мира. Он стал столицей, куда приезжают многие послы, туристы, торговцы, ученые из таких стран, как Испания, Франция, Великобритания, Китай. В средние века Амир Темур создал в Туркестане такие условия, что Обсерватория Улугбека, Алишер Навои, Бабур и другие сумели привлечь внимание мировой общественности своими произведениями, просто политики Амир Темур, Шахрух Мирзо, Улугбек Мирзо, Хусейн Бойкаро, Захириддин Мухаммад Бабур. Мудрые гении, праведники, великие ученые руководили развитием науки, отдавали приоритет строительству медресе, библиотек и больниц, написанию и публикации книг, организовали вокруг себя ученых, поэтов, ученых, философов и

36

историков и прислушивались к их руководству, следовали их советам, продвигали их к более высоким чинам.

В своем послании к Парламенту Республики Узбекистан Президент Шавкат Мирзиёев сказал: в то же время, прежде всего, развитие образования и воспитания, принятие решений о здоровом образе жизни, развитие науки и инноваций должны служить основными столпами нашей национальной идеи. Для достижения этой цели наши молодые люди должны ставить перед собой великие цели, создавать для них широкие возможности для их достижения и оказывать им всю возможную поддержку - высший приоритет для всех нас. Только тогда наши дети станут великой и мощной силой, которая осуществит вековые мечты нашего народа», - мы можем видеть в различных примерах Третьего Возрождения, отраженных в глазах молодежи. Для этого мы проведем масштабные реформы, исходя из того, что «Новый Узбекистан -начинается со школы, системы образования» [2], - сказал Президент. Во-первых, мы обеспечим качественное образование подрастающего поколения в детских садах, школах и университетах, мобилизуем все усилия и возможности для того, чтобы они вырастали физически и психически здоровыми, патриотичными людьми. Во-вторых, мы воспитываем молодых людей как людей, мыслящих независимо и логически на основе современных знаний и опыта, национальных и общечеловеческих ценностей и обладающих благородными качествами. В-третьих, мы уделяем первоочередное внимание обучению наших сыновей и дочерей современным профессиям, востребованным на рынке труда, формированию у них предпринимательских навыков и трудолюбия, а также реализации их инициатив, трудоустройству и обеспечению жильем. Вместе с такой образованной и творческой молодежью мы построим новый Узбекистан [3]. Будет создана непрерывная система, направленная на управление талантами и потенциалом молодых людей. В следующем году в стране заработают 10 президентских школ, 197 школ по специальностям химия, биология, математика и информационные технологии [4, 5]. Чтобы создать условия для наших талантливых юношей и девушек для освоения высоких технологий и знаний, а также для подготовки нового поколения конкурентоспособных национальных кадров, мы создадим новый современный университет в Ташкенте. В этом университете работают ведущие ученые и профессора из-за рубежа, а молодежь получает образование по самым современным программам. Для развития трудовых навыков у наших детей со школьного возраста будет введена «система профессионального обучения». Эти современные учебные заведение требует использования самых инновационных [6, 7] и современных педагогических [8] технологий. При таком обучении занятие должны быть не в простой традиционной форме, а проблематичные и современные [9, 10, 11]. Они должны проводиться с использованием интерактивных методов, обеспечивающих активность аудитории. При этом, во время урока важно задавать аудитории проблемные вопросы, направлять учеников к творческому и научному мышлению, создавая проблемные ситуации на занятиях. Кроме того, использование инновационных педагогических технологий, как проектный метод обучения [12] приводить к развитию научное и творческое мышление, а также необходимо рекомендовать пользование электронными ресурсами [13], включая видео- и аудиолекции. Все эти усилия, направленные на достижение многообещающих целей, несомненно, принесут плоды в будущем. Неслучайно говорят, что качество образования - это качество жизни [14, 15, 16].

Список литературы

1. Официальный сайт Президента Республики Узбекистан. [Электронный ресурс].

Режим доступа: www.prezident.uz/ (дата обращения: 11.05.2021).

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://uz.sputniknews.ru/20201229/Poslanie-prezidenta-Uzbekistana-Shavkata-Mirzieva-obeim-palatam-Oliy-Mazhlisa-15696114.html/ (дата обращения: 11.05.2021).

3. Очилова Н.Р., Манзаров Ю.Х. Эстетическое воспитание-основа развития интеллекта. // 30 лет Конвенции о правах ребенка: современные вызовы и пути решения проблем в сфере защиты прав детей: межд. конф. Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2020. С. 389-394

4. Манзаров Ю.Х. (2020). Роль пропаганды народного творчества и искусства в воспитании молодежи. // 30 лет Конвенции о правах ребенка: современные вызовы и пути решения проблем в сфере защиты прав детей: межд. конф. Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2020. С. 226-232.

5. Манзаров Ю.Х., Очилова Н.Р. (2019). Как воздействовать на своё отношение к человеку. Academy. 11 (50). С. 18-20.

6. Rakhimov O.D., Manzarov Y.K., Karshiyev A.E. Klassifikatsiya pedagogicheskikh tekhnologiy i tekhnologiya problemnogo obucheniya. // Problemy sovremennoy nauki i obrazovaniya, 2020. №2(147). С.59-62. DOI с 10.24411/2304-2338-2020-10201.

7. Rakhimov O.D., Аshurova L. Types of modern lectures in higher education, technology of their design and organization.// Проблемы современной науки и образования. 2020. №12(157), часть -1. С.41-46. DOI: 10.24411/2304-2338-2020-11203

8. Raximov O.D., Turgunov O.M. Modern educational technologies. // Tashkent, "Science and Technology" Publishing House, 2013, P-205.

9. Raximov O.D., Manzarov Y.K., Qarshiyev A.E., Sulaymanova Sh.A. Description of pedagogical technology and problematic teaching technology. // Журнал "Проблемы современной науки и образования", 2020. № 2(147). С. 59-62. DOI с 10.24411/23042338-2020-10201.

10. Rakhimov O.D. Necessity of live modern lectures in higher education and its types. // Проблемы науки, 2020. № 10(58). С. 60-64. DOI: 10.24411/2413-2101-2020-11002.

11. Raximov O.D., Nazarov B.F., Sapaev M.S. Modern lectures in higher education. // TUIT Karshi branch, 2012.

12. Raximov O.D. Innovative pedagogical technologies: project style as a technology that improves the quality of education. // Karshi, TUIT Karshi branch, 2013. P. 80.

13. Raximov O.D. Requirements and technology for creating e-learning resources. // Sovremennoe obrazovane (Uzbekistan), 2016. 202. P. 45-50.

14. Raximov O.D., Manzarov Y.Kh., Keldiyarova M., Xudjakulov A.H. Modern lectures and methods of organizing problematic lectures. // Журнал "Проблемы науки", 2020. № 2(50). С. 45-48. DOI 10.24411/2413-2101-2020-10201.

15. Rakhimov O.D., Аshurova L. Types of modern lectures in higher education, technology of their design and organization. // Проблемы современной науки и образования, 2020. № 12(157). Часть 1. С. 41-46.

16. Raximov O.D. Quality of education-quality of life. Karshi branch of Tashkent University of Information Technologies, 2015. P. 46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.