Научная статья на тему 'Вклад Абу Райхана Беруни в развитие философии Ближнего, Среднего Востока и мировой науки'

Вклад Абу Райхана Беруни в развитие философии Ближнего, Среднего Востока и мировой науки Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1652
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ / АБУ РАЙХАН АЛЬ-БЕРУНИ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Умарова Рузигул Шералиевна, Абдукаримова Гулчехра Баратовна, Тухтабоев Элдор Абдужабборович

В статье рассматриваются особенности культурного и научного развития народов Востока времен средневековья. Изучение философских идей этого региона предлагается на примере трудов Абу Райхана аль-Беруни. Акцентируется внимание на значительной роли ученого-энциклопедиста в развитии философской мысли в Центральной Азии в VI-XII вв. и в развитии общемировой культуры и науки времен средневековья и последующих периодов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вклад Абу Райхана Беруни в развитие философии Ближнего, Среднего Востока и мировой науки»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ВКЛАД АБУ РАЙХАНА БЕРУНИ В РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ БЛИЖНЕГО, СРЕДНЕГО ВОСТОКА И МИРОВОЙ НАУКИ Умарова Р.Ш.1, Абдукаримова Г.Б.2, Тухтабоев Э.А.3

'Умарова Рузигул Шералиевна — кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой;

2Абдукаримова Гулчехра Баратовна — старший преподаватель;

3Тухтабоев Элдор Абдужабборович — старший преподаватель, кафедра социальных дисциплин, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются особенности культурного и научного развития народов Востока времен средневековья. Изучение философских идей этого региона предлагается на примере трудов Абу Райхана аль-Беруни. Акцентируется внимание на значительной роли ученого-энциклопедиста в развитии философской мысли в Центральной Азии в VI-XII вв. и в развитии общемировой культуры и науки времен средневековья и последующих периодов.

Ключевые слова: философия, Центральная Азия, восточная философия, Абу Райхан аль-Беруни, культура.

При изучении философии средних веков принято четко разделять западную и восточную философию, поскольку философские идеи Запада и Востока концептуально отличались [1]. Европу и Азию следует рассматривать как отдельные макросоциальные субъекты.

Научные идеи крупнейших мыслителей Ближнего и Среднего Востока формировались на основе знаний и мудрости, приобретенных местными народами на протяжении долгих лет. На восточную философскую мысль значительное влияние оказало натурфилософское учение греков. Научное представление об устройстве мира в арабо-мусульманском Востоке сложилось в веках [2].

Для развития науки и культуры народов Центральной Азии существовала богатая основа в виде достижений народов, проживавших на этой территории прежде. Регион издревле был известен своими государствами, вклад которых в развитие мировой цивилизации по достоинству оценивается и сейчас. На протяжении веков синтез культурного наследия многочисленных народов центральноазиатского региона способствовал формированию передовой на тот момент арабо- и тюркоязычной философской мысли. Значительный вклад в ее развитие внесли такие восточные мудрецы, как Аль-Кинди, Аль-Хорезми, Ибн Сина, Ибн Рушд, Аль-Фараби, Аль-Беруни и др. Их авторству принадлежат величайшие произведения восточного средневековья.

Интересны история и творчество знаменитого мыслителя из Хорезма Абу Райхана аль-Беруни. Его гуманистические идеи, стремление к познанию мира всегда служили примером для воспитания подрастающего поколения [3]. Наибольшего успеха Аль-Беруни добился в таких науках, как математика, география, физика, астрономия. Количество его научных трудов превысило 150. Благодаря огромному вкладу Беруни в развитие мировой науки, его стали называть ученым-энциклопедистом. Размышляя о воспитании, Абу Райхан аль-Беруни указывал на значительную роль обучения и труда в развитии и облагораживании человека. Такую точку зрения разделяли и просветители более поздних периодов [4].

Примечательно, что научное наследие Аль-Беруни привлекает пристальное внимание современных ученых философского, исторического и культурологического направлений. Значительный рост интереса к трудам Беруни был отмечен после того, как в 1897 г. в английском переводе вышел его "Осор-ул-бокия". Однако признание к великому мыслителю пришло еще при его жизни. Так, заслуги ученого признавал его современник Абулфазл Байхаки, чей вклад в развитие науки средневековья также был значителен (его авторству принадлежит "История Масъуда"). Глубокий ум Беруни отмечали и Йакут ал-Хамави, ибн Абу Усайбия, Низоми Арузи Самарканда и другие ученые.

Для наших современников философские идеи Абу Райхана аль-Беруни также представляют значительный интерес. Ученого считают основоположником одной из восточных натурфилософских школ, отмечая его огромный вклад в развитие среднеазиатских и мировых науки и культуры. Многие труды Беруни посвящены изучению

природы, структурированию природных явлений с точки зрения философии. Это послужило основой для формирования теоретической научной картины мира, что и было одной из основных задач восточного мыслителя.

Среди исследователей творчества Беруни следует отметить С.Е. Босфорта, Д. Линберга, Д.Н. Маккензи, М. Салим Хана, А.Х. Дани, Р. Фрая, Л. Массиньона, Д.Дж. Бойлота, А.Л. Самиана, С. Насра и др. [5]. Научные труды Абу Райхана аль-Беруни много раз переводились на иностранные языки и неоднократно переиздавались. Глубочайшие знания ученого не раз становились предметом восхищения для исследователей его творчества. По мнению Розена, произведение Беруни "Индия" в своем роде является величайшим творением и не имеет аналогов среди научных трудов средневековья ни на Востоке, ни на Западе.

Более 30 произведений Беруни было переведено на иностранные языки, среди которых английский, русский, немецкий и узбекский. 3 научных труда было издано в оригинале. Множество сочинений Беруни стали предметом глубоких исследований, которые изложены в большом количестве научных работ европейских и американских ученых. В странах Востока (Турции, Иране и Индии) над изучением творчества Беруни работали несколько меньше, однако и здесь интерес к наследию мыслителя очевиден, так как описания его трудов имеются в энциклопедических статьях десятков стран.

Таким образом, можно сделать вывод о бесспорном влиянии научных трудов Абу Райхана аль-Беруни на развитие среднеазиатской и мировой науки. Наследие мыслителя включает в себя большое количество работ, которые были по достоинству оценены современниками и находят заслуженное признание и сегодня.

Список литературы

1. Михалина О.А. Философия образования Запада и Востока: необходимость развития межкультурного диалога // Аналитика культурологии, 2009. № 15.

2. Гусейханов М.К. Вклад мыслителей Ближнего и Среднего Востока в развитие мировой науки // Исламоведение, 2011. № 1.

3. Умарова Р.Ш. Бытие и философские взгляды Абу Райхана Беруни // Достижения науки и образования, 2019. № 3 (44). С. 32-33.

4. Карыева А.К. Культура тюркской эпохи в Центральной Азии и ее вклад в развитие культуры и просвещения // Проблемы современной науки и образования, 2017. № 2 (84). С. 36-39.

5. Маджидов Д. Натурфилософия Абу Рейхана Бируни: Диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Душанбе, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.