Научная статья на тему 'НАУКА В ВОСТОЧНОЙ ЭПОХЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ'

НАУКА В ВОСТОЧНОЙ ЭПОХЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
621
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ВОСТОЧНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ / ТРЕТИЙ РЕНЕССАНС / ПРОСЛАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Манзаров Юсуп Хуррамович

В статье автор подробно описывает особенности духовности и просвещения народов Турана в IX - XII веках, названных на Востоке эпохой возрождения, и историческое значение произведений всемирно известных деятелей, их работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАУКА В ВОСТОЧНОЙ ЭПОХЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

НАУКА В ВОСТОЧНОЙ ЭПОХЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ Манзаров Ю.Х.

Манзаров Юсуп Хуррамович - кандидат исторических наук, доцент, кафедра социальных наук, Каршинский инженерно-экономический институт, г. Карши, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье автор подробно описывает особенности духовности и просвещения народов Турана в IX - XII веках, названных на Востоке эпохой возрождения, и историческое значение произведений всемирно известных деятелей, их работы.

Ключевые слова: духовность, просвещение, Восточное Возрождение, третий Ренессанс, прославление человека.

УДК 03 7 75 (039)

В своем выступлении по случаю дня учителя Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев сказал: «Мы поставили перед собой главную цель - создать новую эпоху возрождения в Узбекистане, то есть основание третьего Ренессанса через широкомасштабные демократические преобразования, в том числе образовательные реформы» [1, а 1-3].

Так называемое Восточное Возрождение - период К^П веков, когда процветали духовность и просвещение народов Турана. В этот период появились всемирно известные великие деятели. Это были ученые-энциклопеды, великие мыслители, великие поэты и ученые, великие изобретатели.

Есть определенные аспекты культуры Возрождения, которые включают:

1. Стремление к просвещению, широкое использование достижений культуры прошлого и соседних стран, особенно развитие естественных, философских и социальных наук.

2. Интерес к природе, развитие естественных наук, рационализм, от веры в силу разума, сосредоточиться на науках, направленных на поиск истины, рассматривать истину как основу человеческого воображения, науки.

3. Прославить человека, обосновать его умственные, природные, художественные, духовные качества, улучшить человечность, высокие нравственные обряды и правила, стремиться воспитать совершенного человека.

4. Универсальность - энциклопедия, интерес ко всему - был одним из важных аспектов культуры этого периода [2, а 23].

Мыслители эпохи Возрождения процветали во время правления Аббасидов Арабского халифата. В 762 году столица Арабского халифата была перенесена в Багдад и Багдад стал научным центром. Харун-ар Рашид из Аббасидов и его сын халиф аль-Мамун (813-833) спонсировали развитие науки, собрали много редких книг и основали большую библиотеку. Ученые и переводчики из зарубежных стран были приглашены для работы в области научных исследований, инноваций, а также перевода. Особое внимание аль-Мамун уделял развитию науки во время своего пребывания в Хорезме и Хорасане. После своего восшествия на престол халифа в 813 году он продолжил эту работу. Халиф аль-Мамун собрал ученых из Багдада Байт-уль-Хикмат привлекал в Мамунскую академию ученых из Хорасана, Моварауннахра, Бактрии, Ферганы и Хорезма. Они занимались обучением, брали учеников у арабов и сделали свое имя известным всему миру. Это были Мухаммад Муса аль-Хорезми, Абу Машар аль-Балхи, Абу Наср Аль-Фараби, Ахмад Аль-Фергани, Абу Райхан аль-Бируни, Абу Бакр аль-Рази, Абу Али ибн Сина, Махмуд Кашкари и другие. Мы

считаем, что великие заслуги мыслителей эпохи Возрождения были бы уместны, если бы они были описаны следующим образом. Они сделали великие открытия в различных областях науки. Созданные ими научные учения служат будущему всего человечества. Именно они сделали служение человечеству сутью своей жизни. Центральноазиатский регион, который на протяжении тысячелетий находился на перекрестке мировых торговых путей, обладает уникальной богатой культурой. Другим его большим вкладом в культурный и просветительский мир был перевод работ древнегреческих ученых Платона, Аристотеля, Сократа, Гиппократа, Галена, Евклида на арабский язык, что способствовало развитию научной мысли. Помимо освоения перспектив греческой науки в Доме мудрости, они также с интересом изучали индо-санскритскую культуру и науку. Великий ученый Востока, наш соотечественник Хорезми "Аль-Джабр-вал-Мукабала" ("Уравнения и сравнения"), "Хисаб-аль-Хинд" ("Индийский счет"), "Китаб сурат ул, арз" ("Фотография Земли"), "Китаб Ат-Тарих" (Книга истории), Астрономические таблицы, Час Солнца, книга о строительстве столпа и Буклет о возрасте и праздниках евреев имеют неоценимое значение произведения, которые познакомили мир с именем ученого Аль-Фергани сделал великие открытия в математике, географии и астрономии. Это первые четкие географические карты проложили путь к созданию этой карты, которую Христофор Колумб использовал для открытия Америки.

Еще одним из его неоценимых вкладов в мировую науку и просвещение было его безупречное исследование лунных и солнечных затмений. Ахмад Фергани известен на Западе и Востоке как Мунаджим ар-Раис. В западном мире его звали Альфраганус. Абу Наср аль-Фараби был известен как "Второй учитель". Среди ученых исламских стран никогда не было такого умного человека.

Научное наследие Фараби разнообразно и может быть разделено на два направления:

1. Интерпретация, популяризация и изучение научного наследия древнегреческих философов и естествоиспытателей;

2. Самостоятельное научное исследование проблем средневековой науки.

Абу Али ибн Сина (980-1037), великий мыслитель Восточного возрождения, написал более 450 работ в различных областях науки, 242 из которых сохранились. Состоит из 125 печатных листов. Его знаменитая философская книга "Энциклопедия" содержит пять дисциплин: логику, медицину, науку, музыку и теологию. Помимо хорезмского языка, Абу Райхан Беруни, великий деятель духовного и образовательного мира Центральной Азии, изучал согдийский, персидский, ассирийский, греческий, арабский, древнееврейский и санскритских языков. У него есть значительное количество работ, которые передавались из поколения в поколение. Это "Памятники прошлого", "Знаменитые люди Хорезма", "Геодезия", "Индия", "Кануди Масуди", "Минералогия", "Сайдана" и другие.

Абу Райхан Беруни был ярким представителем Хорезмской научной школы, а также основателем Мамун-академии, научного центра в Ургенче, известного как Дом мудрости. Своего пика Хорезмская наука достигла в его творчестве.

Еще один великий представитель турецкой культуры XI века - Юсуф Хос Хаджиб. Он великий ученый, овладевший энциклопедическими знаниями своего времени и внесший большой вклад в нашу духовность своим трудом "Кутадгу билиг" ("Знание, ведущее к счастью"). Его учение о справедливости и человечности играет ключевую роль в "Кутадгу билиг".

Другой ученый XI века Махмуд Кашгари внес достойный вклад в духовное и просветительское развитие человечества. Его труд "Девону лугатит турк" ("Словарь турецких слов") увековечил его имя в истории науки и культуры, а одним из величайших мыслителей Востока является Ахмад Югнаки. В его труде "Хибат аль-Хаккик" (Дар мудрости) можно сказать, что все науки, моральные правила, социально-политические, религиозные, моральные и философские взгляды и учения

6

прошлого нашли свое научное и художественное выражение. «Будущее не приходит само по себе. Оно создано сегодняшним кропотливым трудом. То, что мы создали сегодня, тоже принадлежит будущему. Если мы сегодня что-то в спешке забудем, то этого лишатся будущие поколения» [4, с. 588].

Одним словом, мы хотим отметить большой вклад первых мыслителей эпохи Возрождения, прославивших мир своими великими научными учениями и открытиями о Туране, своими последователями, своими «академиями» в развитии науки и просветления.

Список литературы

1. Выступление Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева от 30.09.2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Www.preresent.uz/ (дата обращения: 24.02.2021).

2. Manzarov Yusuf Khurramovich. Problems of ideological security in the context of globalization EPRA., International Journal of Research and Development (IJRD). Volume: 5. Issue: 10. October, 2020.

3. Ochilova N.R., Mamasaliev M.M. The structure of the lifestyle of youth in Uzbekistan at the present stage of development. Young scientist. International scientific journal. № 5 (109), 2016. VI part. С. 587.

4. Очилова,Н.Р. Структура образа жизни молодежи Узбекистана на современном этапе развития / Н.Р. Очилова, М.М. Мамасалиев. Текст: электронный // Молодой ученый, 2016. № 5 (109). С. 587-588. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// moluch.ru/archive/109/26479/ (дата обращения: 24.02.2021).

5. Raximov O.D., Manzarov Y.K., Qarshiyev A.E., Sulaymanova Sh.A. Description of pedagogical technology and problematic teaching technology. // Журнал "Проблемы современной науки и образования", 2020. № 2(147). С. 59-62. DOI с 10.24411/2304-2338-2020-10201.

6. Raximov O.D., Manzarov Y.Kh., Keldiyarova M., Xudjakulov A.H. Modern lectures and methods of organizing problematic lectures. // Журнал "Проблемы науки", 2020. № 2(50). С. 45-48. DOI 10.24411/2413-2101-2020-10201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.