Научная статья на тему 'Новый образ физкультурного образования студентов с ослабленным здоровьем'

Новый образ физкультурного образования студентов с ослабленным здоровьем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физкультурное образование / студенты с ослабленным здоровьем (студенты / освобожденные от практических занятий по физической культуре) / гуманизация / педагогический процесс / образ жизни / physical education / humanization / pedagogical process / life style

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матухно Елена Викторовна

Показана роль непрофессионального физкультурного образования студентов с ослабленным здоровьем в техническом вузе, заключающаяся в усилении внимания к личности каждого студента с ослабленным здоровьем как высшей социальной ценности в определении ориентации на здоровый образ жизни в подготовке гармонически развитых будущих специалистов при опоре на идеи, ценности и самоценности студента с ослабленным здоровьем, его развитие, саморазвитие, личностный рост.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матухно Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of nonprofessional physical education of technical university students having health problems is discussed. It is suggested that these students should be paid a special attention with the emphasis on healthy life style orientation, on ideas, values and individual values of these students and their development, self-development and personality growth.

Текст научной работы на тему «Новый образ физкультурного образования студентов с ослабленным здоровьем»

Е. В. Матухно

НОВЫЙ ОБРАЗ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ

Показана роль непрофессионального физкультурного образования студентов с ослабленным здоровьем в техническом вузе, заключающаяся в усилении внимания к личности каждого студента с ослабленным здоровьем как высшей социальной ценности; в определении ориентации на здоровый образ жизни; в подготовке гармонически развитых будущих специалистов при опоре на идеи, ценности и самоценности студента с ослабленным здоровьем, его развитие, саморазвитие, личностный рост.

Ключевые слова: физкультурное образование, студенты с ослабленным здоровьем (студенты, освобожденные от практических занятий по физической культуре), гуманизация, педагогический процесс, образ жизни.

E. Matuhno

A NEW CONCEPTION OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS WITH HEALTH PROBLEMS

The role of nonprofessional physical education of technical university students having health problems is discussed. It is suggested that these students should be paid a special attention with the emphasis on healthy life style orientation, on ideas, values and individual values of these students and their development, self-development and personality growth.

Keywords: physical education, humanization, pedagogical process, life style.

В настоящее время мировое сообщество стоит на пути перехода от индустриального общества к постиндустриальному, в котором особая роль отводится образованию.

Основной задачей образования является развитие и саморазвитие человека как личности в процессе его обучения. Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека и должно осуществляться для человека и ради человека и должно быть ориентировано только на него [1; 6].

В настоящее время в педагогических исследованиях идет поиск новых систем образования. Так, немецкий философ М. Хайдеггер отмечает, что пути подлинного образования связаны с сотворчеством, с

сопониманием, с осмыслением, с самооценкой, в которой личность воспитуемого открыта пространству жизненных планов. Деятельность сопричастна их созиданию, которое принципиально отличается от технократически ориентированного образования, рассматривающего обучаемого в качестве строго регламентируемого и манипулируемого объекта [8].

Процесс образования, согласно концепции К. К. Платонова, должен носить исключительно творческий, динамический характер, учёный ставил задачу — научить учащегося вырабатывать науку «из себя самого, сознательно и самостоятельно». К. К. Платонов считал такую школу подлинно гуманистической, то есть

развивающей главнейшие человеческие задатки учащихся [7, с. 108].

Одной из составных частей содержания образования является физкультурное образование. В наши дни недостаточно высокий уровень физического образования ощущается все сильнее, и это вредит студенту, а особенно студенту с ослабленным здоровьем куда больше, чем недостаток знаний в любой другой области. Теоретическая часть предмета «Физическая культура» пока только декларируется программой. На самом же деле студенты с ослабленным здоровьем имеют крайне низкий уровень теоретических знаний, что сдерживает развитие важнейших психических функций (речи, памяти, мышления) студента, при этом забывается принципиальный тезис Л. С. Выготского о приоритетном развитии высших психических функций.

Термин «физкультурное образование» мы понимаем как систематическое развитие студентов с ослабленным здоровьем в области физической культуры, как овладение и применение в повседневной жизни комплекса совокупных знаний, доступных умений и жизненно необходимых навыков, как способ вхождения его в целостное бытие физической культуры, как условие самоактуализации личности. В связи с этим важным становится обретение чувства самоценности, личностного достоинства, ответственного отношения к себе, к миру, то есть физкультурное образование неотделимо сопутствует общекультурному развитию студента с ослабленным здоровьем.

Рассматривая проблемы физкультурного образования, специалисты М. Я. Виленский, Л. И. Лубы-

шева, Г. И. Мызан, Н. И. Пономарев, В. В. Приходько и другие неоднократно отмечали декларативность утверждений о формировании физической культуры студента, указывая на необходимость обновления методологического основания педагогического процесса.

Это связано с тем, что физическое воспитание в вузе практически сведено к формированию отдельных двигательных навыков и физических качеств, причем ориентирует на среднестатистические данные. В связи с этим необходимо создать новый образ физической культуры как главного условия, а также и результата индивидуального физического развития.

Новый образ физической культуры должен определить и новое культурологическое, гуманитарное мышление студента с ослабленным здоровьем [3, с. 27-32].

Гуманитарное мышление — это мышление о человеке в контексте культуры. Наличие такого мышления — одно из условий и целей непрофессионального физкультурного образования в техническом вузе. Чтобы воспитать у студентов с ослабленным здоровьем постоянную потребность в повышении физкультурной образованности и в повседневных занятиях доступными физическими упражнениями, то есть обеспечить непрерываемость, педагог должен культурно общаться с ним, предстать перед ним как воплощенный, персонифицированный образ физической культуры.

Если физическое образование уходит из мира культурного существования, ограничив себя миром «физическим», то это значит, что результаты деятельности утрачивают свое культурное содержание,

расходятся с целями, которые преследует общество и в конечном итоге окажутся направлены против человека. В таком случае общество получит или не получит физически здорового человека как самостоятельную ценность.

Поэтому на первое место, по нашему мнению, должно ставиться построение культуросообразной системы физкультурного образования в техническом вузе. А это подразумевает не только учет тех направлений, по которым должно пойти изменение самой культурной парадигмы, системы ценностных ориентаций, общества и человека, но и участие физкультурного образования для этих изменений.

Вопросы перестройки физкультурного образования в сторону его культурологической составляющей отражаются в работах В. К. Бальсеви-ча, И. М. Быховской, Н. Н. Визитея, Е. П. Ильина, Л. И. Лубышевой, Г. А. Пивоварова и других ученых.

Физкультурное образование мы в свете нашего исследования рассматриваем как «неспециальное» или «непрофессиональное», что характерно для технических вузов, и профессиональное физкультурное образование.

Непрофессиональное физкультурное образование, в отличие от профессионального, не используется для зарабатывания денег, а существует как часть общей культуры человека и направлено на потребности и вкусы различных социальных групп. Непрофессиональное физкультурное образование следует начинать как можно раньше — с освоения сущности и содержания физической культуры, оздоровительных систем в процессе воспитания детей дошкольного и школьного воз-

раста — с обучения физическим упражнениям. В связи с этим непрофессиональное физкультурное образование студентов с ослабленным здоровьем представляет собой процесс формирования у них физкультурной образованности, широких знаний о возможностях и функциях физической культуры, процесс использования доступных физических упражнений, элементов игр и естественных сил природы с целью сохранения и укрепления здоровья, увеличения двигательной активности, активного отдыха, переключения на другие виды деятельности, отвлечения от процессов, вызывающих физические, интеллектуальные, психические утомления.

Следовательно, задачи непрофессионального физкультурного образования для данного контингента обучающихся в вузе сводятся к следующим:

1. Вооружать студентов с ослабленным здоровьем знаниями о влиянии доступных физических упражнений на их организм.

2. Учить студентов с ослабленным здоровьем пользоваться приобретенными знаниями. Воспитывать у них убежденность в необходимости выполнения доступного двигательного режима.

3. Воспитывать у студентов с ослабленным здоровьем потребность в здоровье (физическом, психическом, социальном) как жизненно важной ценности, потребность в сознательном стремлении к ведению здорового образа жизни, к «самосозиданию» и созиданию вокруг себя здоровой среды обитания.

4. Воспитывать у студентов с ослабленным здоровьем сознательность, высокие моральные, волевые и личностные качества, готовить их

к высокопроизводительному труду с учетом особенностей будущей трудовой деятельности.

Для решения вышеуказанных задач мы рассматриваем непрофессиональное физкультурное образование студентов с ослабленным здоровьем в широком смысле, что включает в себя обучение, воспитание, развитие, формирование мировоззрения и культуры личности. Обучение направлено на накопление знаний и навыков, а воспитание связано с формированием потребност-но-мотивационной сферы студентов с ослабленным здоровьем.

Образовательная деятельность физической культуры должна включать компоненты, которые относятся и к духовной сфере студентов с ослабленным здоровьем. Это содержание мыслей и чувств, ценностных ориентаций, степень развития интересов и потребностей, убеждений, что в конечном итоге определяет их социальную деятельность и содействует подготовке гармонично развитых личностей и высококвалифицированных специалистов. В отличие от обучения, апеллирующего почти исключительно к сознанию субъекта, воспитание направлено главным образом на подсознание субъекта.

Процесс непрофессионального физкультурного образования студентов с ослабленным здоровьем можно представить в виде следующей схемы: от физического обучения и воспитания к саморазвитию и далее — к самосовершенствованию через вооруженность, свободу выбора средств удовлетворения и самопознания. Подобные подходы обусловливают необходимость использования активных методов обучения и воспитания с учетом личностных

особенностей студентов с ослабленным здоровьем. В свете сказанного этот компонент понимается как единство двух составляющих частей: ориентирующих обучаемых в сфере физической культуры и творчески деятельной.

Первая составляющая часть призвана создать у студентов с ослабленным здоровьем целостное представление о физической культуре, об элементах культуры здоровья. Вторая составляющая часть направляет процесс физического воспитания на творческое усвоение способов функционально-оздоровительной деятельности, а также на умение применять их при решении физкультурно-оздоровительных задач. Для эффективной реализации непрофессионального физического воспитания и образования необходимо создать педагогическую систему формирования у студентов с ослабленным здоровьем потребностей в физической культуре с мощной системой оздоровительных технологий, обеспечивающей осознанный здоровый образ и стиль его жизнедеятельности.

Оздоровительный характер непрофессионального физкультурного образования студентов с ослабленным здоровьем позволяет оптимизировать состояние организма студента, актуализировать его внутренние резервные возможности.

Важным условием и результатом непрофессионального физкультурного образования студентов с ослабленным здоровьем в техническом вузе станет постоянство этого процесса.

Непрофессиональное физкультурное образование для студентов с ослабленным здоровьем, с нашей точки зрения, имеет существенное значение, так как его средствами

создаются предпосылки для гармоничного формирования и реализации всего спектра способностей индивида. Изменение условий жизни, изменение всей системы взглядов на природу, на человека и их взаимодействие обусловливает формирование новой структуры физкультурных потребностей студентов с ослабленным здоровьем. У них проявляется интерес к овладению большого объема физкультурных знаний, стремление познать особенности собственного физического потенциала и методов его развития и совершенствования.

Для того чтобы физическая культура могла стать элементом образа жизни студентов с ослабленным здоровьем, войти в их быт, стать частью общей культуры, ее носитель (преподаватель) должен регулировать нравственными ценностями ее направленность, способы, результаты [2; 5].

Таким образом, непрофессиональное физкультурное образование студентов с ослабленным здоровьем как вид образования есть специально организованный и сознательно управляемый педагогический процесс, направленный на всестороннее развитие студентов с ослабленным здоровьем, на их специальную подготовку к выполнению социокультурных обязанностей в обществе.

Главная роль непрофессионального физкультурного образования студентов с ослабленным здоровьем в техническом вузе, по нашему мнению, заключается в усилении внимания к личности каждого студента с ослабленным здоровьем как к высшей социальной ценности; в определении ориентации на здоровый образ жизни, а особенно — в подготовке гармонически развитых

будущих специалистов, с опорой на идеи, ценности и самоценности студента с ослабленным здоровьем, на его развитие, саморазвитие, личностный рост.

Истинная ценность физической культуры для студентов с ослабленным здоровьем связана, прежде всего, с развитием их активного ценностного отношения к своей природной организации, в процессе которой происходит и развитие личности.

Таким образом, в непрофессиональном физкультурном образовании студентов с ослабленным здоровьем технических вузов необходимо, по нашему мнению, чтобы осуществлялся деятельностный подход к усвоению профессиональных знаний, к выработке доступных умений и навыков у студентов с ослабленным здоровьем, изучающих курс «Физическая культура».

Ценность образования, как мы считаем, в большей степени определяется не столько наличием у выпускников научных знаний, доступных практических умений и навыков, сколько способностью ориентироваться в проблемах культуры, самостоятельно решать жизненные задачи, осваивать ценности культуры и использовать их. В связи с этим непрофессиональное физкультурное образование студентов с ослабленным здоровьем и в высшей технической школе должно стать образованием «через всю жизнь». При этом произойдет формирование носителей высших культурных ценностей и образцов мышления, чувствования и деятельности, способных действовать в нестандартных условиях, решать нестандартные учебно-практические проблемы.

Создание вышеуказанных ценностей возможно, на наш взгляд,

при гуманизации вузовского непрофессионального физкультурного образования.

Обращение к понятию «гуманизация» в рамках доступных источников позволяет судить о данном феномене как об особенной системе общественных отношений, выделяющей уникальность и неповторимость человека, признающей его как высшую ценность и цель общества. Данное миропредставление утверждает незыблемое право студента с ослабленным здоровьем на свободу, безопасность, благополучие, саморазвитие.

Вопросы формирования содержания образования, основанного на гуманистических принципах, где основным является признание свободы каждого человека, рассматриваются и в психологии К. Роджерсом, А. Маслоу, А. Адлером, Э. Эриксоном и другими.

Построение вузовского учебно-воспитательного процесса в условиях свободного выбора, взаимной открытости, «авторства» и альтернативности педагогических технологий, на наш взгляд, позволяет раскрывать тот внутренний потенциал как студента с ослабленным здоровьем, так и преподавателя, который стимулирует развитие самостоятельности, активности, ответственности, укрепляет веру в свои силы и в свою «значимость» в отношениях с другими людьми. Выход на иной уровень взаимодействия и общения, общий поиск обогащения жизненных смыслов, ценностных приоритетов обусловливает необходимость создания равноправных объектно-субъектных отношений в процессе физического воспитания, отмеченных особым содержанием взаимопроникновения, скрепленно-

го взаимопониманием, обоюдным доверием и уважением личного достоинства каждого участника педагогического процесса.

Студент с ослабленным здоровьем, с нашей позиции, рассматривается как активное действующее лицо, субъект физической культуры, мотивированный на расширение диалога как со специалистами, так и со сверстниками, что позволит адекватно оценивать собственные достижения, сопоставлять перспективы. Всё это непременно приведёт к дальнейшему самопознанию, к самоопределению, к самовоспитанию, т. е. к личностному становлению, на что, в сущности, и нацелено истинное образование. Роль пассивного слушателя и исполнителя постепенно заменится заинтересованным участием «соавтора», соучастника, ответственного за текущий и конечный результат.

Потребности возрастного (студенческого) периода активизируют самостоятельный выбор личностно-значимой физкультурно-оздоровительной деятельности, что, в свою очередь, определяет новый виток общественных отношений, диалогического общения с преподавателями, сверстниками, представителями различных видов физической культуры и спорта.

Личностно-ориентированный подход к непрофессиональному физкультурному образованию ориентирует студентов с ослабленным здоровьем на активный и здоровый образ жизни, обладание духовной зрелостью, морально-нравственной устойчивостью, гуманистической убежденностью.

Методические подходы педагогики сотрудничества, по нашему мнению, помогут студенту с ослаб-

ленным здоровьем самоопределяться в физкультурном пространстве, находить не только доступный двигательный режим, содержание и формы занятий, но и постоянно развивать свои организаторские возможности, индивидуальный стиль поведения и общения в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности и в повседневной жизни.

Мы полагаем, что непрерывно востребованный волевой настрой на решение поисковой и доступной двигательной задачи актуализирует формирование таких новообразований личности, как ответственность за текущий результат, инициативность в достижении цели, самостоятельность принятия решений, познавательная активность и другие признаки, характеризующие ее позитивное продвижение. В этих условиях совершенствуются ценностные ориентации, когда на первый план выходят духовно-нравственные приоритеты педагогического взаимодействия, определяющие наиболее характерные комплексы образовательных мотивов.

Особое место в системе ценностей занимает отношение к собственному здоровью, осознанное повышение работоспособности, укрепление жизненных сил и хорошего самочувствия. Эстетическое содержание интересных и доступных физических упражнений, разнообразных подвижных игр развивает естественность, свободу и непринужденность двигательных предпочтений, формирующих индивидуальность студента с ослабленным здоровьем. И, наконец, установление партнерского климата и доверительных отношений со сверстниками в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности совершенст-

вуют важный блок личностного становления и самовоспитания: честность и порядочность в отношениях с окружающими, уверенность в своих силах, общительность, коммуникабельность, социально корректное поведение, дисциплинированность и в целом — значимость себя как личности.

Таким образом, выступая как субъект физической культуры, студент с ослабленным здоровьем широко задействует свои потенциальные возможности целостного саморазвития, разворачивая в личностно-значимой физкультурно-оздоровительной деятельности внутренние резервы самопознания, самоопределения, волевой саморегуляции, самовоспитания, самореализации. Этот целостный процесс формирования физической культуры студентов с ослабленным здоровьем требует осторожного и компетентного участия всего педагогического сообщества и каждого конкретного преподавателя-наставника, разделяющих гуманистические принципы педагогического взаимодействия.

Преподаватель, с нашей точки зрения, как субъект непрофессионального физкультурного образования изначально осознает актуальность целостного становления как внутренней естественной потребности и на этом основании принимает и применяет принципиальные положения педагогического сотрудничества. В данном контексте гуманизация педагогического взаимодействия позволяет выйти за пределы предписывающих (апробированных) требований, ограничивающих рамки образовательного процесса установленным регламентом и соответствующими стандартами. Личный взгляд на растущие возможности

педагогического сотрудничества и конкретные взаимоотношения позволяет выработать свою стратегию взаимодействия, самоопределиться в средствах и методах обучения и воспитания, отрефлексировать свои действия с позиции «значимых других» людей, отработать компоненты педагогического общения.

Преподаватель не только обучает и воспитывает студента с ослабленным здоровьем, но постоянно обучается и воспитывается сам. Стать «значимым другим» — значит обрести значимость прежде для себя, закрепляя доверие к себе как к высококвалифицированному специалисту, убежденность в своей профессиональной компетентности и личностной зрелости.

Развитие личности обучающегося только посредством развития личности самого обучающего видел П. П. Блонский. Это — важный аспект, поскольку, по нашему глубокому убеждению, преподаватель высшей технической школы должен быть не только профессионалом-предметником, но и профессионалом-педагогом. Это соединение «профессионализмов» возможно только при личностном непрерывном опережающем росте педагога, совместном с обучающимися творчестве, направленном на решение экзистенциальных проблем и проблем цивилизации.

Непрерывный поиск оптимального решения педагогических задач нестандартными способами и средствами является самоценной творческой активностью преподавателя, достойной подражания и уважения со стороны студентов. Преподавателю требуется развивать у себя целостный «ансамбль» профессиональных действий диагностиче-

ского, корректировочного и консультационного характера, а также гуманно выстроенный элемент индивидуального контрольно-оценочного механизма деятельности.

Таким образом, говоря о преподавателе и студенте с ослабленным здоровьем как о равноправных субъектах непрофессионального физкультурного образования, важно вновь подчеркнуть значимость каждого участника в обеспечении педагогического сотрудничества, а доверительный диалог есть необходимое условие и предпосылка успешности педагогического процесса физического воспитания в техническом вузе.

Таким образом, из вышесказанного следует, что гуманизация вузовского непрофессионального физкультурного образования охватывает всю многогранную и многофакторную систему взаимоотношений, раскрывая бесперспективность принуждающего (обязательного) образовательного процесса физического воспитания. Особенно это становится очевидным при детальном рассмотрении целеполагания и характера взаимодействия, в которых исполнение долгосрочных учебных планов нивелирует личностное становление, духовно-нравственный контекст физической культуры. Данная установка выражается в том, что учебная (традиционная) программа определяет не только физические стандарты, от выполнения которых зависят успешность и успеваемость студента, но и особый характер взаимоотношений преподавателя и студента.

Доминирование авторитарно-контролирующей функции преподавания предмета, нацеленной на беспрекословное выполнение стан-

дартно-нормативных требований учебой программы, лишь усугубляет возникающие противоречия становления личности субъектов непрофессионального физкультурного образования, оставляя индивидуальные духовные потребности без должного внимания. Невозможность самореализации в личностно-значимой физкультурно-оздорови-

тельной деятельности в условиях традиционного процесса физического воспитания, на наш взгляд, существенно отражается как на эффективности педагогического процесса, так и на формировании позитивного отношения студентов с ослабленным здоровьем к здоровому образу и стилю жизни, к активной и творческой жизнедеятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. 314 с.

2. Бабушкин Г. Д. Актуальные проблемы профессионального становления и воспитания специалистов по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры. 1991. № 7. С. 11-15.

3. Виленский М. Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1.

4. Григорьев А. К. Высшая школа: проблемы воспитания: Заметки о высшем техническом образовании. Л.: Лениздат, 1981. 80 с.

5. Евсеев С. П. Физическая культура в системе высшего профессионального образования: реалии и перспективы: Монография. СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1999. 144 с.

6. Зинченко В. П. Образование, культура, сознание. М.: Тривола, 1992. 304 с.

7. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 254 с.

8. ХайдеггерМ. Разговор на проселочной дороге. М.: Высшая школа, 1991. 190 с.

REFERENCES

1. Arhangel'skij S. I. Lekcii po teorii obuchenija v vysshej shkole. M.: Vysshaja shkola, 1974. 314 s.

2. Babushkin G. D. Aktual'nye problemy professional'nogo stanovlenija i vospitanija spe-cialistov po fizicheskoj kul'ture i sportu // Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. 1991. № 7. S. 1115.

3. Vilenskij M. Ja. Fizicheskaja kul'tura v gumanitarnom obrazovatel'nom prostranstve vuza //Fizicheskaja kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 1996. № 1.

4. Grigor'ev A. K. Vysshaja shkola: problemy vospitanija: Zametki o vysshem tehniche-skom obrazovanii. L.: Lenizdat, 1981. 80 s.

5. Evseev S. P. Fizicheskaja kul'tura v sisteme vysshego professional'nogo obrazovanija: realii i perspektivy: Monografija. SPb.: SPbGAFK im. P. F. Lesgafta, 1999. 144 s.

6. Zinchenko V P. Obrazovanie, kul'tura, soznanie. M.: Trivola, 1992. 304 s.

7. Platonov K. K. Struktura i razvitie lichnosti. M.: Nauka, 1986. 254 s.

8. HajdeggerM. Razgovor na proselochnoj doroge. M.: Vysshaja shkola, 1991. 190 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.