Научная статья на тему 'Концепция воспитания профессиональной успешности студентов с ослабленным здоровьем в процессе занятий физической культурой'

Концепция воспитания профессиональной успешности студентов с ослабленным здоровьем в процессе занятий физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / СТУДЕНТЫ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ / ПРИНЦИПЫ / УСЛОВИЯ / СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / КРИТЕРИИ / ПРЕДПОСЫЛКИ / УСПЕШНОСТЬ / CONCEPT / STUDENTS WITH HEALTH PROBLEMS / PRINCIPLES / CONDITIONS / PROCESS / PATTERNS / CRITERIA / PRECONDITIONS / SUCCESSFULNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матухно Елена Викторовна

Изложена позиция, обосновывающая и раскрывающая основные положения концепции воспитания профессиональной успешности студентов с ослабленным здоровьем. Выявляются закономерности и организационно-педагогические условия исследуемого процесса и на их основе раскрываются его принципы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матухно Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article presents the author"s position describing the fundamentals of professional successfulness development in students with health problems. The author identifies the patterns and organizational and educational conditions of the process examined and describes on this basis their fundamental principles

Текст научной работы на тему «Концепция воспитания профессиональной успешности студентов с ослабленным здоровьем в процессе занятий физической культурой»

УДК 378.02:372.8; 796.01

Е. В. Матухно

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ СТУДЕНТОВ С

ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Изложена позиция, обосновывающая и раскрывающая основные положения концепции воспитания профессиональной успешности студентов с ослабленным здоровьем. Выявляются закономерности и организационно-педагогические условия исследуемого процесса и на их основе раскрываются его принципы.

This article presents the author's position describing the fundamentals of professional successfulness development in students with health problems. The author identifies the patterns and organizational and educational conditions of the process examined and describes on this basis their fundamental principles.

Ключевые слова: концепция, студенты с ослабленным здоровьем, принципы, условия, сущность процесса, закономерности, критерии, предпосылки, успешность.

Key words: concept, students with health problems, principles, conditions, process, patterns, criteria, preconditions, successfulness.

Рассмотрение проблемы воспитания профессиональной успешности студентов с ослабленным здоровьем обусловлено многими аспектами личностного роста, профессионального становления, семейного обустройства молодых людей, т. е. особым педагогическим подходом к данной социально-психологической и возрастной категории. Большие заслуги в постановке самой проблемы студенчества принадлежат отечественным ученым Б. Г. Ананьеву [1], Н. В. Кузьминой [2], Л. Н. Куликовой [3], В. Т. Лисовскому [4], В. А. Сластенину [5] и др.

Вместе с тем реальные педагогические условия вузовского обучения и воспитания, традиционные подходы к воспитательному процессу зачастую тормозят проявления личностной зрелости, социальной активности, самостоятельности, познавательной устремленности студента с ослабленным здоровьем, реализацию его индивидуальных потребностей, мотивов и возможностей. Не является исключением традиционная система вузовского физического воспитания и образования.

Физическая культура, на наш взгляд, вобрала уникальный многообразный человеческий опыт здравоохранения, жизнеустойчивости, профессиональной успешности, укрепления жизненных сил, так необходимый студенту с ослабленным здоровьем, вступающему «во взрослую» жизнь.

Концепция воспитания профессиональной успешности студентов с ослабленным здоровьем в процессе физической культуры представляет собой стратегический документ, отражающий современное состояние физкультурно-оздоровительной деятельности данной категории занимающихся, предназначение, цели и идеи, определяющий единые подходы, направления и механизмы развития.

Целью концепции является содействие разностороннему и гармоничному развитию студента с ослабленным здоровьем, способного к успешному, высокопроизводительному труду, создание условий для сохранения и укрепления здоровья, развития профессионально важных качеств, рационального распределения доступной двигательной нагрузки.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

— создание соответствующих мотиваций и установок на регулярные занятия физической культурой, сохранение и укрепление своего здоровья, выработку умений и навыков здорового образа жизни;

— повышение уровня образованности и двигательной активности в области физической культуры и здорового образа жизни;

— развитие профессионально важных качеств, а также укрепление волевых качеств в процессе участия в физкультурно-оздоровительной деятельности, формирование нравственной культуры,.

Реализация поставленных задач концепции позволит развить профессионально важные качества средствами физической культуры и поднять процесс физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем на более качественный уровень.

В период обучения в вузе у студента рассматриваемой категории вырабатывается самосознание, развивается абстрактно-логическое мышление, создается собственное мировоззрение, реализуется стремление к самоутверждению своей независимости,

Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. Вып. 11. С. 112 — 118.

оригинальности, появляется желание приобрести профессию и т. д. Педагог в это время должен поддерживать интерес, проявляемый студентом к профессионализации знаний, обращая особое внимание на эмоционально-чувственную и физическую сферу обучающегося. Преподавателю в общении со студентом с ослабленным здоровьем важно максимально направить свои усилия на помощь в его становлении, самосовершенствовании, самоактуализации. Только таким образом может быть выполнена задача становления студента с ослабленным здоровьем как профессионала.

В связи с вышесказанным образование в высшей школе в сфере физической культуры у студентов с ослабленным здоровьем требует комплексного подхода. Это многоаспектный процесс, который интегрирует психологическую организацию субъекта деятельности посредством усиления взаимосвязи следующих свойств личности:

— мотивационно-ценностных: система мотивов ответственного здоровьесберегающего

поведения (его проявления в физкультурно-оздоровительной деятельности); место здоровья в составе ценностных ориентаций студентов с ослабленным здоровьем; побуждение, направление студента с ослабленным здоровьем к физкультурно-оздоровительной деятельности в целях сохранения и укрепления здоровья, увеличение двигательной активности, осознанное принятие основ здорового образа жизни;

— когнитивно-рефлексивных, которые осуществляются в двух взаимосвязанных направлениях: 1) содержательного наполнения новыми видами знаний (расширения их объема) и усиления рефлексивных процессов со стремлением к оптимизации известных способов деятельности; 2) повышения их действенности со стремлением разрешить проблемные ситуации;

— эмоционально-чувственных: сигнализация о возникшей потребности и испытываемых ощущениях во время вытолнения физкультурно-оздоровительной деятельности, об имеющейся ситуации в момент принятия решения и реакция на прогноз удовлетворения потребности;

— волевыгх: сознательное и преднамеренное управление поведением и деятельностью студента с ослабленным здоровьем по сохранению и укреплению здоровья;

— физических: естественное состояние организма, когда показатели деятельности органов и систем соответствуют возрастно-половой норме и гармонично взаимодействуют с окружающей средой.

Процесс воспитания профессиональной успешности студентов с ослабленным здоровьем во время занятий физической культурой, происходящий в рамках высшей школы, базируется, по нашему мнению, на двух основных группах закономерностей: профессионально-прикладного роста личности и ее саморазвития.

Знание этих закономерностей позволяет педагогу совершенствовать процесс образования в сфере физической культуры студента с ослабленным здоровьем, активизировать процесс саморазвития, помогать ему выбрать не только образовательную траекторию, но и осознанно включиться в оздоровительную деятельность в вузе, развить профессионально важные качества.

Принципы, лежащие в основе концепции, характеризуют гуманистическое направление в образовании.

1. Принцип гуманизации, условиями реализации которого является построение физкультурно-оздоровительной деятельности, наиболее полно отвечающей интересам студентов с ослабленным здоровьем.

2. Принцип непрерывности, представляющей собой динамику поливариантного педагогического процесса, основанного на индивидуализации и дифференциации, построенного на использовании гибких форм обучения, организуемых с учетом состояния здоровья занимающихся, их ценностных ориентаций и физкультурных интересов, обусловливающий творческий поиск и новаторство педагогов.

Следовательно, условием реализации принципа непрерывности является создание вариативных программ и апробация их на студентах с ослабленным здоровьем. Кроме того, вариативность содержания и многообразие доступных форм позволяют организовывать физическую активность студентов с ослабленным здоровьем сообразно с их ценностными ориентациями, интересами и потребностями в сфере физической культуры. Это ведет к формированию самосознания потребности в физической культуре через изучение и освоение новых подходов в здоровьесберегающих технологиях.

Элементом принципа непрерыпвности физкультурного образования является физкультурнооздоровительная деятельность в системе высшей школы. Она носит деятельностный характер, что предполагает необходимость соединения теоретических знаний студентов, освобожденных от практических занятий, с их доступными практическими потребностями, ценностными ориентациями.

3. Принцип гармонизации и саморазвития, условия реализации которого предполагают отбор доступных физических упражнений с учетом их эффективности на занятиях, пригодность для реализации воспитательных целей и задач, а также эмоциональность студента с ослабленным здоровьем и его направленность на саморазвитие.

Студенту с ослабленным здоровьем в рамках курса «Физическая культура» предоставляется возможность либо заниматься по традиционной схеме (написание рефератов), либо, выбрав доступную двигательную деятельность, направленную на сохранение и укрепление здоровья, повышение уровня двигательной активности, развитие личностных и профессиональных качеств, посещать практические занятия. Процесс саморазвития обусловливает потребность гуманистических преобразований, свободу выбора деятельности и форм поведения субъекта, «права на ошибку», самостоятельного принятия ответственного решения. Поскольку студенту с ослабленным здоровьем свойственна нестабильность, постоянная изменчивость, а физическое развитие имеет индивидуальное многообразие, педагогический процесс должен обеспечивать дифференцированный подход, при котором осторожно и деликатно применяют доступные средства физической культуры.

4. Принцип антропоориентации в образовании, учитывающий индивидуальность студентов с ослабленным здоровьем и основанный на полисемичности методических подходов, ориентирующий на развитие самостоятельности, на приобщение к здоровому образу жизни.

Этот принцип осуществляется через постановку оптимальных целей, то есть выщвижение реальных требований, отвечающих предполагаемым результатам, и обнадеживающих перспектив. Учет индивидуальных особенностей студентов с ослабленным здоровьем, различий в уровнях развитости физической культуры, ориентация на развитие личности в процессе обучения в техническом вузе должны опираться на методы активного обучения данного контингента студентов.

5. Компенсационный принцип, позволяющий использовать потенциал междисциплинарности физической культуры, которыш будет способствовать гуманитаризации технического знания, позволит развить профессионально важные качества и эмоционально-чувственную сферу студента с ослабленным здоровьем.

6. Принцип фундаментализации предполагает опережающий характер знаний по физической культуре и здоровьесберегающим технологиям. Студенты с ослабленным здоровьем должны знать о перспективах развития физической культуры, возможностях их использования в будущем. Для этого необходимо на научной основе апробировать перспективные технологии физического развития под строгим контролем медицинского персонала.

К условиям реализации принципа фундаментализации следует отнести необходимость постепенного внедрения инноваций в педагогический процесс. Пропагандируемые знания о физическом развитии, о новых методиках и системе их применения должны быть выверены и обоснованы. Необходимо, в первую очередь, студентам с ослабленным здоровьем дать знания о перспективах развития физической культуры, возможностях их использования в будущем и научить правильно оценивать свои возможности и в соответствии с индивидуальными параметрами прогнозировать будущую физкультурно-оздоровительную деятельность. Особенно важными навыгки самоконтроля становятся после окончания вуза, когда регулярные и непосредственные консультации со специалистами затруднены.

В анализируемом процессе нами выделены внешние и внутренние предпосылки воспитания профессиональной успешности студентов с ослабленным здоровьем в процессе занятий физической культурой, детерминирующие его активизацию.

К внешним предпосылкам мы относим «средовые» и педагогические. Принципиально важными представляются социально значимые детерминанты, основные из которыгх — потребность общества, государственных, региональных структур в высококвалифицированных, всесторонне развитых, культурных профессионалах, обладающих современными физкультурно-оздоровительными знаниями, умениями, навыками; в самообразовательной работе через развитие их внутренних побуждений к профессионально-прикладному росту; необходимость замены авторитарной педагогической парадигмы гуманистической.

Педагогические предпосылки являются предпосылки, связанные с выгработкой потребности в мотивировании своей учебной и производственной деятельности, с развитием потребности в свободном раскрыптии потенциала, в реализации всех видов самости, в профессиональноприкладной успешности, со стремлением осознать и оценить свои индивидуальные качества с целью дальнейшего их совершенствования, с желанием стать цельной, активной, профессионально и социально значимой личностью с высокими адаптивными свойствами к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, с направленностью на самоактуализацию.

К внутренним предпосылкам воспитания профессиональной успешности студентов с ослабленным здоровьем в процессе занятий физической культурой мы относим: социальную значимость познаваемого предмета; соотнесение содержания образования с реальными потребностями и интересами самих обучающихся; коммуникативные контакты, значимо влияющие на личностные и профессионально-прикладные компоненты будущих специалистов.

В качестве критериев для обозначения уровней развитости физической культуры студента с ослабленным здоровьем технического вуза нами выбраны: развитая система ценностей, идеалов, интересов, характеризующая высокоорганизованную мотивационно-ценностную сферу; наличие социально-психологических установок как отображение личностных позиций, взглядов на то или иное физкультурно-оздоровительное мероприятие; наличие глубоких физкультурно-оздоровительных знаний, представлений, позиций; адаптация к внешним условиям, в том числе к обучению в вузе, образу жизни; направленность на творческий подход в физкультурнооздоровительных мероприятиях. На основе вышеперечисленных критериев нами выделены три уровня развитости физической культуры: высокий, средний, низкий.

Данные критерии и уровни мы рассматривали как основания для корректировки учебного процесса студента с ослабленным здоровьем технического вуза в личностном и профессиональноприкладном росте, в формировании их физической культуры.

Изложенные выпше общие положения концепции станут эффективными в случае, если:

• построение педагогического процесса и физкультурно-оздоровительной деятельности будет наиболее полно отвечать интересам студентов с ослабленным здоровьем;

• образовательная (воспитательная и обучающая) функция физической культуры обеспечит ориентацию образа жизни студентов с ослабленным здоровьем на доступную практическую деятельность, соответствующую их индивидуальным возможностям и склонностям;

• формирование теоретических знаний студентов с ослабленным здоровьем будет соединено с их практическими потребностями, интересами и ценностными ориентациями;

• будет учтен междисциплинарный характер физической культуры как науки, способствующей применению научного потенциала, заключенного в естественнонаучном, гуманистическом, общепрофессиональном знании, для развития личностных и профессиональных качеств студентов с ослабленным здоровьем;

• деятельность преподавателей физической культуры будет ориентирована на современный учет особенностей построения жизнедеятельности студентов с ослабленным здоровьем;

• будут определены индивидуальные образовательные маршруты формирования физической культуры студентов с ослабленным здоровьем, ориентированные на увеличение уровня двигательной активности и улучшения здоровья, развитие личностных и профессиональных качеств доступными средствами физической культуры, т. е. на уникальность и своеобразие личности во всех ее проявлениях;

• студенты с ослабленным здоровьем будут знать о перспективах развития физической культуры, возможностях их применения в будущем в результате постепенного внедрения в педагогический процесс инновационных технологий с учетом их оздоровительной направленности и доступности.

Таким образом, в работе над концепцией воспитания профессиональной успешности студентов с ослабленным здоровьем в процессе занятий физической культурой мы:

• учитываем взаимосвязь развития свойств личности каждого студента с ослабленным здоровьем (мотивационно-ценностных, когнитивно-рефлексивных, физических, волевых, эмоциональночувственных);

• считаем, что непрофессиональное физкультурное образование (во взаимосвязи воспитания и обучения) выступает средством и условием успешной профессиональной деятельности студента, с ослабленным здоровьем;

• стремимся к тому, чтобы результатом процесса образования в сфере физической культуры явилось становление духовно богатой личности, интеллектуально развитого, культурного студента, успешного и высокообразованного профессионала.

В контексте анализа предлагаемой концепции необходимо отметить еще один аспект. В ходе собственных исследований основной упор при ее разработке делался нами не столько на формулировку ее принципов, так как они общеизвестны в современной педагогике, сколько на поиск новых, оригинальных методических подходов к их реализации, что, по-нашему мнению, и обусловливает ее научную новизну и ценность.

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.

2. Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности: методическое пособие. Рыбинск, 1993.

3. Куликова Л. Н. Воспитать себя. М., 1991.

4. Лисовский В. Т. Советское студенчество. М., 1990.

5. Сластенин В. А., Подымов Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.

Об авторе

Елена Викторовна Матухно — канд. пед. наук, доц., Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет, е-mail: lena-matuhno@ mail.ru

About author

Dr. Yelena Matukhno, Associate Professor, Komsomolsk-on-Amur State Technical University, e-mail: lena-matuhno@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.