Научная статья на тему 'Проблема обеспечения саморазвития студентов в контексте гуманизации высшего образования'

Проблема обеспечения саморазвития студентов в контексте гуманизации высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров В. В.

Статья посвящена проблеме педагогического обеспечения личностно-телесного саморазвития студентов, обоснованию ценностно-личностного подхода к физкультурному образованию, направленного на закрепление субъектной позиции, интеграцию гуманитарного знания, ценностей здоровой жизнедеятельности. Создание педагогических условий активизации самообразования студентов в области физической культуры предполагает обращение к внутренним резервам телесного саморазвития, выход на личностный уровень взаимодействия участников в открытом образовательном пространстве вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федоров В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема обеспечения саморазвития студентов в контексте гуманизации высшего образования»

№ 2, 2003

ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.В. Федоров, доцент кафедры физического воспитания Дальневосточного государственного университета путей сообщения

Статья посвящена проблеме педагогического обеспечения личностно-телесного саморазвития студентов, обоснованию ценностно-личностного подхода к физкультурному образованию, направленного на закрепление субъектной позиции, интеграцию гуманитарного знания, ценностей здоровой жизнедеятельности. Создание педагогических условий активизации самообразования студентов в области физической культуры предполагает обращение к внутренним резервам телесного саморазвития, выход на личностный уровень взаимодействия участников в открытом образовательном пространстве вуза.

The article is devoted to the problem supplement of pedagogical self-development of students in personal physical aspects, divected to fastening of subject positions, healthy live activity values. Creating pedagogical conditions of activisation selfeducation of students in the physical culture devoting to resources of physical self-development, the way to personal level interaction of participauts in the open educational space of higher institutions.

Современное российское общество столкнулось с реальной проблемой выживания, необходимостью оздоровления всех слоев населения, вызванной демографическим спадом, снижением уровня здоровья и физической подготовленности, отчужденностью от культуры, в том числе и студенческой молодежи. По мнению специалистов (В.К. Бальсевич, И.М. Быховская, М.Я. Виленский, В.Ю. Волков, Л.И. Лубышева, А.Я. Найн и др.), проблема обновления физкультурного образования требует методологических оснований, направленных на гуманизацию и гуманитаризацию педагогического процесса.

На наш взгляд, педагогика высшей школы упускает целый пласт важнейшей реальности человеческого существования — телесное саморазвитие, акцентируя внимание на воспитательных «инструментах» формирования личности молодого человека, представляя его в качестве объекта влияния, «усредненного субъекта», требующего внешнего вмешательства, оценивания, контроля. Доминирование «авторитарно-регламентирую-щего» педагогического процесса приводит к тому, что студент формально участвует в образовательном процессе, «молчаливо» «проглатывает» готовые знания, неосознанно выполняет «обязательные» двигательные нормативы, рефлексивно отстраняясь от навязываемых требований и установок. При этом теряются антропологический смысл образования, его предназначение. Как свидетельствуют результаты исследования уровня здоровья учащихся высшей шко-

лы, количество студентов с различными отклонениями физического развития в последние годы неуклонно растет (17— 35 % от общего числа студентов) при относительно невысоком уровне образованности, самостоятельной активности, ответственности студенческой молодежи.

Возможно ли повышение образованности, уровня культуры оздоровления студентов при направленном осуществлении «знаниево-функциональной» парадигмы образования, когда смыслы, ценности, потребности самого человека остаются на периферии общественного сознания? Мы считаем, что нет. Выход из создавшейся ситуации, на наш взгляд, следует искать в интеграции высшего образования, более широком представлении гуманитарного знания, философско-психологическом обосновании смыслов человеческой жизни, ценностей здоровой жизнедеятельности, возможностей культуры. Основу обновления педагогической системы закладывает стратегия «от личности студента», раскрывающая внутренние резервы целостного (телесного и духовного) становления взрослеющего человека.

Человек как субъект образования соприкасается с разноплановым культурным пластом, наработанным опытом, осуществляя (часто под влиянием) не всегда осознанный выбор образовательного пространства, направления, мотивов телесного саморазвития, условий самостоятельного овладения организмом, поведением, жизненно важными умениями и навыками. Образование в этом случае становится «обезличенным», имею-

© В.В. Федоров, 2003 101

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

щим технократические основы, нередко разрушительные для закрепления активной «авторской» позиции участников.

При осуществлении образования как «самообразовывания» (Л.Н. Куликова) педагогический процесс в вузе наполняется новыми гуманитарными ценностями, содержанием, смыслами, требующими адекватных преобразований во взаи-модетерминированной педагогической системе. Необходимость педагогического обеспечения личностно-телесного саморазвития обусловлена тем, что в одном случае направленное преобразование своей телесности воспринимается студентом неосознанно, спонтанно, безответственно и влечет за собой развитие пассивного, часто негативного отношения к физическому укреплению, поскольку такая деятельность требует волевых усилий, духовно-нравственного напряжения, отказа от «приятных» привычек, выбора ценностных приоритетов, изменения стиля жизнедеятельности. В другом случае выделение телесности выступает как основание собственной значимости молодого человека, формирование им «культа тела» — как средство насилия, физического превосходства над другими, игнорирующими духовно-нравственные ценности физической культуры. Следовательно, телесность человека как феномен и непрерывный процесс попадает в сферу жизненно необходимого гуманитарного знания, важнейшим вектором которого, по М.М. Бахтину, является изучение человека в пространстве культуры.

Педагогическое обеспечение активного личностно-телесного саморазвития несет в себе, с одной стороны, потенциал поддержки уникальности и достоинства каждого человека, его индивидуальности, а с другой — основания особых (доверительных) отношений, стимулирующих культуротворческую миссию образования, определяющих позитивную интеграцию телесности и духовности, располагающих к диалогу и сотрудничеству в совместной образовательной деятельности. Понятие «обеспечение», по В. Далю, означает «дать что-либо верное, снабжать всем нужным, оградить от убытков, недостатка, нужды, от грозящей опасности». В данном контексте педагогическое обеспечение должно учитывать

различные уровни физического развития студентов, мотивацию телесного укрепления, характер осознанных контактов, акцентируя внимание на значимости доверия к преподавателю, добровольности сотрудничества как важных признаках гуманизации образования.

Что мы вкладываем в понятие «личностно-телесное саморазвитие»? Реализация в процессе образования потенциальных возможностей молодого человека происходит в условиях непрерывного телесного изменения, влияющего на его ценностное отношение к себе, определение жизненной стратегии, принятие условий гуманного взаимодействия с другими людьми, развитие рефлексии общения и поведения. Понимание целостности организма и личности как объективной реальности, а телесности как субъективной «представленности» человека позволяет по-иному расставить приоритеты педагогического взаимодействия, раскрыть «внутренние» механизмы» самосовершенствования, определяя функции продуктивного обеспечения саморазвития как компетентную помощь и поддержку преподавателем личных инициирующих проявлений, намерений, интересов студентов.

Студент, особенно имеющий проблемы со здоровьем, мотивирован к освоению внешнего опыта оздоровления, в котором он пытается обнаружить, осмыслить, присвоить личностно значимую деятельность, систему взаимоотношений, характер поведения и т.д. Физическая культура личности в данном контексте несет в себе потенциал внутреннего образовательного пространства, открытого для диалога с внешним миром (преподавателем, сверстниками, специалистами и т.д.) и диалога с собой «телесным», активизирующего саморазвитие студента. Причем целенаправленное оздоровление и укрепление телесности являются стимулом, толчком для личностного роста, «внутренней неудовлетворенности» наличным физическим состоянием, уровнем компетентности, активизирующим проявления самостоятельности, активности, ответственности студента.

Идея гуманизации высшего образования обусловливает изменение целепола-гания, содержания педагогического процесса, направлений педагогического вза-

№ 2, 2003

имодействия с позиции безопасности, личных потребностей и способностей субъекта. Однако продуктивность личностно-телесного саморазвития студентов во многом детерминирована соответствием педагогической стратегии оздоровления, педагогическим мышлением, пониманием педагогом истинных смыслов образования, «включенностью» в совместную деятельность. С позиции гуманистической педагогики цель и «конечный результат» развития может выбрать и осуществить только сама личность; никто не имеет права вторгаться в пространство экзистенциальных проблем человека, навязывать ему извне какие-либо идеалы, ценности и цели жизнедеятельности. Следовательно, педагогическое обеспечение как процесс инкультурации человека преломляет совокупность материальных, знаниевых, духовных, прогностических накоплений, отношений, ценностный опыт поведения и общения. Но ценности физической культуры, здорового образа жизни нельзя передать, они могут стать личным «приобретением» взрослеющего человека лишь при выработке собственного отношения к телесности, своему организму, здоровью, взаимодействию как жизненным ценностям, т.е. в процессе активного саморазвития.

Интеграция физкультурного образования в данном контексте требует расширения и упорядочения общности целей, взаимных интересов, соответствия социальных и личных потребностей субъектов образования, разработки различных уровней, критериев, условий продуктивности педагогического обеспечения, учитывающих широкий диапазон (от бессознательно-пассивной до высокоактивной) субъектных позиций. Сложность решения адекватного педагогического обеспечения саморазвития заключается в том, что внешние и внутренние факторы взаимодействия могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние, требуют от студента проявлений духовно-нравственного и физического напряжения, рефлексивного ценностного само-восприятия, выбора самодеятельности, обобщения наработанного опыта.

Вместе с тем личностно-телесное саморазвитие как непрерывный образовательный процесс предполагает выход «за пределы себя», поиск дополнительных

стимулов, потребность в позитивном внешнем оценивании, доверительном и компетентном со-участии и со-действии, т.е. в компетентной поддержке педагога-наставника. Используя термин «педагогическое обеспечение», мы оставляем ведущую, но «помогающую» роль преподавателя в реализации индивидуального образовательного проекта, намеренно усиливая гуманистический аспект взаимоотношений как сотрудничества, партнерства.

Становление доверительного диалога, взаимопонимания и сотрудничества в создаваемом образовательном пространстве выходит на первый план, позволяя приблизить студента, а не оттолкнуть, выслушать, а не навязать свое видение, помочь, а не контролировать и оценивать, поднять педагогическое взаимодействие на более высокий (ценностно-личностный) уровень.

Обеспечение ценностно-личностного взаимодействия преподавателя и студента как значимого условия оздоровления, активизации самостоятельного развития субъектов требует изменения менталитета преподавателя, его отношения к студенту, педагогической деятельности, мотивируя непрерывную рефлексию доверительных отношений, самоопределение в новых образовательных ситуациях. Комплекс педагогических мер при этом должен обладать инициирующей духовно-нравственной силой убеждения, обеспечивать создание доступных и вариативных условий телесного самоосуще-ствления, направленных на повышение доверия участников друг к другу. Лишь в этом случае происходят ответное действие, заинтересованный диалог и сознательное соучастие, раскрывающие возможности приобщения студентов к ценностям здоровой жизнедеятельности, в основе которого закладываются позиции личного суверенитета, уважения достоинства, взаимопонимания и сотрудничества.

Осуществление продуктивного совместного поиска, выбора и реализации индивидуального образовательного проекта, рекреационных и реабилитационных направлений образования мы видим при условии создания открытого образовательного пространства, в котором интеграционные процессы охватывают всю жизнедеятельность студенческой

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

молодежи, создавая возможности неформального общения, доверительных контактов не только на академических занятиях, но и во внеурочное время.

Педагогическое обеспечение личностно-телесного саморазвития студентов как взаимообусловленный и взаимоде-терминированный процесс осуществляется в определенном образовательном пространстве вуза, оказывая влияние на целостность и функциональность воспитательной системы. Под целостностью образовательного пространства вуза мы понимаем взаимообусловленные связи и взаимоотношения ведущих компонентов: субъектов, ценностей, целей, содержания, способов, средств педагогического процесса, обеспечивающих решение конкретных задач. С этих позиций педагогическое обеспечение личностно-телесного саморазвития студентов основывается на целостности физкультурного пространства вуза как совокупном субъекте образования.

Направленное создание условий активизации личностно-телесного саморазвития студентов несет в себе потенциал саморазвития физкультурного пространства, влияющий на внутренние изменения его целостной структуры, поскольку разработка отдельных технологий, вариантов содержания, способов обеспечения, уровней взаимодействия не целесообразна, не продуктивна. Целостность достигается внутренним единством преобразуемого воспитательного пространства, в котором ценностная приоритетность саморазвития личности предполагает доступность и продуктивность значимой деятельности, выводит на новый уровень взаимодействия с физкультурным пространством ее участников. В свою очередь, обновление физкультурного пространства (создание позитивного духовно-нравственного климата) способствует инициированию самостоятельной деятельности субъектов образования, повышению их потребности в новых знаниях, умениях, навыках, развитию доверительного диалога и сотрудничества. Взаимодетерминация личностно-телесного саморазвития и целостного физкультурного пространства обусловлена тем, что целостная личность может развиваться лишь в целостном воспитательном пространстве, обеспечивающем

трансляцию культурных ценностей, традиций, гуманных отношений, личностно значимых для субъектов образования.

С позиции разрабатываемого нами ценностно-личностного подхода к физкультурному образованию рассмотрение открытого физкультурного пространства вуза как важного условия и средства самопознания, самоопределения, самовоспитания, самореализации студентов, закрепления ценностей здорового образа и стиля жизни соизмеряется позитивным отношением, собственной активностью студента, уровнем его «включенности» во взаимодействие с окружающим миром.

Создание преподавателем «помогающих» ситуаций, условий выбора физкультурной деятельности, способных удовлетворять возрастающие потребности студентов в двигательной активности, телесном укреплении, доверительном общении, «провоцирует» постепенное осознание последними уровня своей «некомпетентности», потребности в освоении новых видов физкультурной деятельности, осуществлении новых добровольных контактов, активизирующих процесс гуманизации физкультурного образования.

В данном контексте целостность физкультурного пространства обеспечивается непрерывным обновлением целей, содержания, способов взаимодействия, активизирующих самостоятельность, самодеятельность, самоконтроль образовательной деятельности студента. Мы считаем, что перспективным направлением интеграции физкультурного образования вуза является создание различных клубов по спортивно-оздоровительным интересам, широкой сети консультативно-реабилитационной помощи и рекреационной поддержки, в совокупности позволяющих удовлетворять разнообразные потребности и способности студентов, помогающих им самореализоваться в значимой физкультурно-спортивной деятельности.

Осуществляемая фасилитирующая педагогическая деятельность в этом направлении обеспечивает расширение возможностей позитивного (ненасильственного) влияния, адресной помощи и поддержку личностных устремлений студентов в образовательной деятельности, выдвигает на первый план собственную

№ 2, 2003

активность и ответственность студента, сознательность в целеустремленной самодеятельности. На наш взгляд, такой подход формирует положительное отношение студента к осуществляемой совместной деятельности, к преподавателю-наставнику, без чего замедляется процесс личностно-телесного саморазвития субъекта образования.

Таким образом, позитивное влияние целостного физкультурного пространства вуза на саморазвитие студентов предполагает такое педагогическое обеспечение, которое несет свободный,

фасилитирующий, «помогающий» смысловой контекст педагогического взаимодействия, способствуя гуманизации отношений, деятельности, общения. Целостность физкультурного пространства вуза, ценностно-личностного взаимодействия студента и преподавателя-наставника оказывает стимулирующее влияние на самопознание, саморегуляцию, самовоспитание участников, закрепляет позитивное отношение к здоровому образу и стилю жизни, обеспечивая дальнейшую интеграцию высшего образования.

Поступила 24.04.03.

ТЕКСТ КАК СМЫСЛО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ДОМИНАНТА ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

М.Э. Рябова, доцент кафедрыг иностранный языгков МГУ им. Н.П. Огарева

Статья посвящена проблемам воспитательно-образовательного процесса, которому требуется радикальная переориентация деятельности и в котором текст выступает смысло-содержательной доминантой. Понимаемый как единица общения, он рассматривается в контексте текстового воздействия и взаимодействия в воспитательно-образовательном процессе. Разновидностью текстового взаимодействия участников общения выступают диалог и монолог, обусловленные проявлениями того или иного социального строя. В диалогических отношениях, определяемых автором в качестве ведущих, происходит открытие человеком некоторой иной реальности, отличной от него и его проекций, прежде всего открытие реальности другого человека, его мыслей, чувств, представлений о мире и, как следствие, открытие иных горизонтов окружающего мира.

The article reviews the necessity of a radical re-direction of teaching text as a meaningful and substantial dominant in the process of education. Text as a communicative unit is viewed in the context of textual and educative interaction. Dialogue and monologue reflecting characteristics of a social system are varieties of the interaction. The dialogical relations, seen as leading ones, allow a person to percieve another reality, differing from himself and his projections.

Актуальность исследования перспектив воспитательно-образовательного процесса сегодня возрастает, поскольку осознается, что для решения стоящих перед человечеством глобальных проблем необходима созидающая сила, источником которой является человеческий потенциал общества. На фоне социально-культурных, экономических, экологических, демографических и других проблем, которыми отмечен современный этап, очень остро стоит проблема воспитания человека с устойчивым мировоззрением, научным сознанием, моральными установками, политической порядочностью. Естественно, такой заказ принимает система образования и воспитания, которой для оптимального решения проблемы требуется радикальная переориен-

тация деятельности и которая, в свою очередь, вызывает серьезные изменения в образовательно-воспитательной системе высшей школы.

Мы исходим из того, что современная школа должна готовить человека, отвечающего не только требованиям уже сложившейся ситуации, претендующей на всеобщую нормативность, но и запросам со стороны возможных «точек роста».

Процесс воспитания считается составной частью социализации, понимаемой как процесс формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей. Воспитание опирается на реальные социальные отношения, про-

© М.Э. Рябова, 2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.