Научная статья на тему 'Концепция образования в сфере физической культуры и развития профессионально важных качеств студентов с ослабленным здоровьем'

Концепция образования в сфере физической культуры и развития профессионально важных качеств студентов с ослабленным здоровьем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / СТУДЕНТЫ / ОСВОБОЖДЕННЫЕ ОТ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / ПРИНЦИПЫ / УСЛОВИЯ / СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / КРИТЕРИИ / ПРЕДПОСЫЛКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матухно Елена Викторовна

В статье изложена авторская позиция, обосновывающая и раскрывающая основные положения концепции образования в сфере физической культуры и развития профессионально важных качеств студентов с ослабленным здоровьем. Выявляются закономерности и организационно-педагогические условия исследуемого процесса и на их основе раскрываются принципы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матухно Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция образования в сфере физической культуры и развития профессионально важных качеств студентов с ослабленным здоровьем»

УДК378.02;796.01

Матухно Елена Викторовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры Физического воспитания и спорта Комсомолъского-на-Амуре государственного университета, [email protected], Комсомольск

КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ

Matuhno Elena Viktorovna

Candidate of Education, associate professor, associate professor, [email protected], Komsomolsk

THE CONCEPT OF EDUCATION IN THE SPHERE OF PHYSICAL RAINING AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND IMPORTANT QUALITIES OF MEDICALLY FRAGILE

STUDENTS

Рассмотрение проблемы образования в сфере физической культуры и развития профессионально важных качеств студентов с ослабленным здоровьем (студентов, освобожденных от практических занятий по физическому воспитанию) в вузе обусловлено многими аспектами жизненного укрепления, личностного роста, профессионального становления, семейного обустройства молодых людей, то есть особым педагогическим подходом к данной социально-психологической и возрастной категории. Большие заслуги в постановке самой проблемы студенчества принадлежат отечественным ученым Б. Г. Ананьеву [1], Н. В. Кузьминой [2], Л. Н. Куликовой [3], В. Т. Лисовскому [4; 5], В. А. Сластенину [6] и др.

Вместе с тем реальные педагогические условия вузовского обучения и воспитания, традиционные подходы к воспитательному процессу зачастую тормозят проявления личностной зрелости, социальной активности, самостоятельности, познавательной устремленности студента, освобожденного от практических занятий, реализацию его индивидуальных потребностей, мотивов и возможностей. Не является исключением традиционная система вузовского физического воспитания и образования. Проблема обновления вузовского педагогического процесса определяет целенаправленность научного поиска, актуализируя новые подходы к студенту, освобожденному от практических занятий, осмысление его предназначения и связанного с этим процесса образования.

Студент, освобожденный от практических занятий, по своей природе предрасположен к двигательной активности как первооснове и закономерности здоровой и безопасной жизнедеятельности, важно лишь под-

держать его экзистенциальные потребности, раскрыть задатки и способности, помочь узнать доступные физические упражнения, заложить духовные ориентиры, подвести к пониманию жизненных смыслов.

Только физическая культура, на наш взгляд, накопила уникальный многообразный человеческий опыт здравоохранения, жизнеустойчивости, укрепления жизненных сил, так необходимый студенту, освобожденному от практических занятий, вступающему «во взрослую» жизнь. Возможность соприкосновения с этим опытом путем совместной физкультурно-оздоровительной и учебно-педагогической деятельности обусловливает, с одной стороны, повышение сознательной активности, инициативы и ответственности студента, освобожденного от практических занятий, как соучастника, соавтора образовательного проекта, а с другой - совершенствование педагогической системы, профессионального мастерства, компетентности преподавателя, открытости образовательного пространства.

Концепция образования в сфере физической культуры и развития профессионально важных качеств студентов, освобожденных от практических занятий, представляет собой стратегический документ, отражающий современное состояние физкультурно-оздоровительной деятельности освобожденных студентов; предназначение, цели и идеи; определяющий единые подходы, направления и механизмы развития.

Целью концепции является содействие разностороннему и гармоничному развитию освобожденного студента, способного к высокопроизводительному труду, создание условий для сохранения и укрепления здоровья, развития профессионально важных качеств, рационального распределения доступной двигательной нагрузки.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

- создание соответствующих мотиваций и установок на регулярные занятия физической культурой, сохранение и укрепление своего здоровья, выработку умений и навыков здорового образа жизни;

- повышение уровня образованности в области физической культуры, и здорового образа жизни;

- увеличение уровня двигательной активности;

- улучшение качества процесса физического воспитания и образования студентов, освобожденных от практических занятий;

- развитие профессионально важных качеств, формирование нравственной культуры, а также укрепление волевых качеств в процессе участия в физкультурно-оздоровительной деятельности.

Реализация поставленных задач концепции позволит развить профессионально важные качества средствами физической культуры и поднять процесс физического воспитания студентов, освобожденных от практических занятий на более качественный уровень.

Организация процесса образования в сфере физической культуры студента, освобожденного от практических занятий, представляет особую сложность так как освобожденный студент, поступая в технический вуз, уже обладает некоторым уровнем физической культуры, который он получил или не получил в системе дошкольного, школьного обучения и воспи-

тания. А в работе преподавателей высшей школы должен быть использован опыт, накопленный профессионалами в области физкультурного образования, и выстраивать процесс обучения следует не по линейному принципу, а по принципу концентрического образования. Иначе говоря, непрофессиональное физкультурное образование в высшей технической школе должно аккумулировать опыт предыдущих образовательных ступеней, учитывать начальный уровень знаний, умений, навыков каждого студента, освобожденного от практических занятий, адаптировать их на более высоком когнитивном уровне к проблемам профессионально-прикладного роста обучающегося.

В период обучения в вузе у студента, освобожденного от практических занятий, вырабатывается самосознание, развивается абстрактно-логическое мышление, создается собственное мировоззрение, реализуется стремление к самоутверждению своей независимости, оригинальности, появляется стремление приобрести профессию и т. д. Педагог в это время должен поддерживать интерес, проявляемый студентом, освобожденным от практических занятий, к профессионализации знаний, обращая особое внимание на эмоционально-чувственную и физическую сферу обучающегося. Педагогу важно в общении со студентом, освобожденным от практических занятий, максимально направить свои усилия на помощь в его становлении, самосовершенствовании, самоактуализации. Только таким образом, может быть достигнута гармония в становлении студента, освобожденного от практических занятий, как профессионала.

В связи с этим образование в сфере физической культуры у студентов, освобожденных от практических занятий, в высшей школе требует комплексного подхода. Это многоаспектный процесс, который интегрирует психологическую организацию субъекта деятельности посредством усиления взаимосвязи следующих свойств личности:

- мотивационно-ценностных - система мотивов ответственного здоровьесберегающего поведения (его проявления в физкультурно-оздоровительной деятельности); место здоровья в составе ценностных ориентаций освобожденных студентов; побуждение, направление студента, освобожденного от практических занятий к физкультурно-оздоровительной деятельности в целях сохранения и укрепления здоровья, увеличения двигательной активности, осознанном принятии основ здорового образа жизни;

- когнитивно-рефлексивных - осуществляются в двух взаимосвязанных направлениях: 1) содержательного наполнения новыми видами знаний (расширения объема знаний) и усилением рефлексивных процессов со стремлением к оптимизации известных способов деятельности; 2) повышения их действенности со стремлением разрешить проблемные ситуации;

- эмоционально-чувственных - сигнализация о возникшей потребности и испытываемых ощущениях во время выполнения физкультурно-оздоровительной деятельности, об имеющейся ситуации в момент принятия решения и реакция на прогноз удовлетворения потребности;

- волевых - сознательное и преднамеренное управление поведением и деятельностью студента, освобожденного от практических занятий по сохра-

нению и укреплению здоровья, то есть в обеспечении высокого качественного уровня (успешности) деятельности по сохранению и укреплению здоровья;

- физических - естественное состояние организма, когда показатели деятельности органов и систем соответствуют возрастно-половой норме и гармонично взаимодействуют с окружающей средой.

Для эффективной организации педагогического процесса образования в сфере физической культуры во всех вышеперечисленных аспектах, основывающего на подходах гуманистически ориентированной педагогики, необходимо поставить на приоритетное место личность студента, освобожденного от практических занятий.

Процесс образования в сфере физической культуры студента, освобожденного от практических занятий, происходящий в рамках высшей школы базируется, по нашему мнению, на двух основных группах закономерностей: закономерности профессионально-прикладного роста личности; закономерности саморазвития личности.

Знание этих закономерностей позволяет педагогу совершенствовать процесс образования в сфере физической культуры студента, освобожденного от практических занятий, активизировать процесс саморазвития, помочь студенту, освобожденному от практических занятий, выбрать не только образовательную траекторию, но и осознано включиться в оздоровительную деятельность в вузе, развить профессионально важные качества.

Принципы, лежащие в основе концепции харакмеризуюм гуманисмичес-кое направление в образовании:

Принцип гуманизации, изменяющий сложившиеся педагогические авторитеты государственной системы физического воспитания, расширяющий сотрудничество и взаимную ответственность людей, способствующий переходу к педагогике сотрудничества, предоставляющий каждой личности возможности овладения основами физической культуры.

Условиями реализации принципа гуманизации является построение физкультурно-оздоровительной деятельности, при котором она наиболее полно отвечает интересам студентов с ослабленным здоровьем.

Принцип непрерывносми, представляет собой динамику поли-вариантного педагогического процесса, основанного на индивидуализации и дифференциации, построенного на использовании гибких форм обучения, организуемых с учетом состояния здоровья занимающихся, их ценностными ориентациями и физкультурными интересами, обуславливает творческий поиск и новаторство педагогов.

Следовательно, условием реализации принципа непрерывности является создание вариативных программ и апробация их со студентами с ослабленным здоровьем. Кроме того, вариативность содержания и многообразие доступных форм позволяют организовывать физическую активность студентов, освобожденных от практических занятий, сообразно с их ценностными ориентациями, интересами и потребностями в сфере физической культуры. Это ведет к формированию самосознания потребности в физической культуре, через изучение и освоение новых подходов в здоровьесберегающих технологиях.

Элементом принципа непрерывности физкультурного образования является физкультурно-оздоровительная деятельность в системе высшей школы. Вся физкультурно-оздоровительная деятельность носит деятельностный характер, что предполагает необходимость соединения формирования теоретических знаний студентов, освобожденных от практических занятий, с их доступными практическими потребностями, ценностными ориентациями. Выполнение этих условий обеспечивает возможность осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности на основе знаний, определяющих деятельностную направленность личности. Такая постановка служит залогом реализации принципа непрерывности, особенно после окончания вуза.

Принцип гармонизации и саморазвимия, обеспечивающий соразмерное взаимодействие процессов духовного и телесного развития студентов, освобожденных от практических занятий, использование доступных средств физической культуры как социальнокультурной предпосылки для гармонического формирования и реализации способностей индивида, в том числе и в профессиональной деятельности.

Условия реализации принципа гармонизации и саморазвития предполагают отбор доступных физических упражнений с учетом их эффективности на занятиях, пригодность для реализации воспитательных целей и задач, а также эмоциональность, направленность студента, освобожденного от практических занятий, на саморазвитие.

Студенту, освобожденному от практических занятий, в рамках курса «Физическая культура» предоставляется возможность либо заниматься по «традиционной» схеме: написание рефератов, либо, выбрав доступную двигательную деятельность, направленную на сохранения и укрепления здоровья, повышения уровня двигательной активности, развития личностных и профессиональных качеств, посещать практические занятия. Свобода порождает саморазвитие освобожденного студента, а процесс саморазвития укрепляет свободу личности, являясь условием саморазвития и важной личностной ценностью. Этот взаимосвязанный процесс обусловливает потребность гуманистических преобразований, свободу выбора деятельности и форм поведения субъекта, «права на ошибку», самостоятельного принятия ответственного решения. Поскольку студенту с ослабленным здоровьем свойственна нестабильность, постоянная изменчивость, а физическое развитие имеют индивидуальное многообразие, педагогический процесс должен обеспечивать дифференцированный подход, осторожно и деликатно применяя доступные средства физической культуры.

Принцип анмропоориенмации в образовании, основанный на индивидуальности студентов, освобожденных от практических занятий, и полисе-мичности методических подходов, используемых для этого, ориентирующий развития самостоятельности, приобщения к здоровому образу жизни.

Реализуется через постановку оптимальных целей, то есть выдвижение реальных требований, отвечающих предполагаемым результатам, и обнадеживающих перспектив. Учет индивидуальных особенностей студентов, освобожденных от практических занятий, различий в уровнях развитости физической культуры, ориентация на развитие личности в процессе обу-

чения в техническом вузе должны опираться на методы активного обучения в образовательном процессе с данным контингентом обучающихся.

Компенсационный принцип, позволяющий использовать потенциал междисциплинарности физкультурного знания, который будет способствовать гуманитаризации технического знания, позволит развить профессионально важные качества и эмоционально-чувственную сферу освобожденного студента.

Условиями реализации данного принципа является учет междисциплинарного характера физической культуры как науки, что способствует применению научного потенциала, заключенного в естественнонаучном, гуманистическом, общепрофессиональном знании, для развития эмоционально-чувственной сферы, высоких нравственных и личностных качеств студентов, освобожденных от практических занятий. Необходимость использования этого потенциала обусловлена еще и тем, что он будет способствовать гуманитаризации технического знания.

Принцип фундаменмализации предполагает опережающий характер знаний по физической культуре и здоровьесберегающим технологиям. Студенты, освобожденные от практических занятий, должны знать о перспективах развития физической культуры, возможностях их использования в будущем. Для этого необходимо на научной основе апробировать перспективные технологии физического развития под строгим контролем медицинского персонала.

К условиям реализации принципа фундаментализации следует отнести необходимость постепенного внедрения инноваций в педагогический процесс. Пропагандируемые знания о физическом развитии, о новых методиках и системе их применения должны быть выверены и обоснованы. Необходимо в первую очередь дать студентам, освобожденным от практических занятий, знания о перспективах развития физической культуры, возможностях их использования в будущем и научить освобожденных студентов правильно оценивать свои возможности и в соответствии с индивидуальными параметрами прогнозировать будущую физкультурно-оздоровительную деятельность. Особенно важными навыки самоконтроля становятся после окончания вуза, когда регулярные и непосредственные консультации со специалистами затруднены. Не менее значимыми являются и санитарно-медицинские знания, влияющие на уровень безопасности жизнедеятельности студента, освобожденного от практических занятий.

Таким образом, постепенно происходит формирование базовых компетенций в принципах здорового образа жизни. Условием фундаментализации является и повышение научного потенциала преподавателей кафедры физического воспитания, вуза в целом. Широкое привлечение студентов, освобожденных от практических занятий, к поиску новых доступных форм, методов и содержания физкультурно-оздоровительной работы.

В анализируемом процессе нами выделены внешние и внутренние предпосылки образования в сфере физической культуры студента, освобожденного от практических занятий, детерминирующие его активизацию.

К внешним предпосылкам образования в сфере физической культуры студента, освобожденного от практических занятий, детерминирующие его активизацию мы относим «средовые» и педагогические. Принципиально

важными представляются социально значимые детерминанты, основные из которых - потребность общества, государственных, региональных структур в высококвалифицированных, всесторонне развитых, культурных профессионалах, обладающих современными физкультурно-оздоровительными знаниями, умениями, навыками; самообразовательной работы через развитие их внутренних побуждений к профессионально-прикладному росту; необходимость замены авторитарной педагогической парадигмы гуманистической.

Педагогическими предпосылками являются предпосылки, связанные с выработкой потребности в мотивировании своей учебной и производственной деятельности; с развитием потребности в свободном раскрытии потенциала, в реализации всех видов самости, в профессионально-прикладной успешности; со стремлением осознать и оценить свои индивидуальные качества с целью дальнейшего их совершенствования; со стремлением стать цельной, активной, профессионально, социально значимой личностью с высокими адаптивными свойствами к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды; с направленностью на самоактуализацию.

К внутренним предпосылкам образования в сфере физической культуры освобожденных студентов мы относим: социальную значимость познаваемого предмета; соотнесение содержания образования с реальными потребностями и интересами самих обучающихся; коммуникативные контакты, значимо влияющие на личностные и профессионально-прикладные компоненты будущих специалистов.

В качестве критериев для обозначения уровней развитости физической культуры студента, освобожденного от практических занятий, технического вуза нами выбраны: развитая система ценностей, идеалов, интересов, характеризующая высокоорганизованную мотивационноценностную сферу; наличие социально-психологических установок как отображение личностных позиций, взглядов на то или иное физкультурно-оздоровительное мероприятие; наличие глубоких физкультурно-оздоровительных знаний, представлений, позиций; адаптация к внешним условиям, в том числе к обучению в вузе, образу жизни; направленность на творческий поход в физкультурно-оздоровительных мероприятиях. На основе вышеперечисленных критериев нами выделены три уровня развитости физической культуры: высокий, средний, низкий.

Данные критерии и уровни мы рассматривали как основания для корректировки учебного процесса студента, освобожденного от практических занятий технического вуза в личностном и профессионально-прикладном росте, в формировании их физической культуры.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, мы констатируем, что представляемая концепция является базой для: разработки инновационной технологии формирования физической культуры студентов с ослабленным здоровьем в системе высшего технического образования; организации креативной среды, способствующей самореализации студентов с ослабленным здоровьем в области физической культуры посредством освоения ее ценностей; построения рефлексии деятельности и раз-

вития профессионально важных качеств; активной социализации освобожденных студентов доступными средствами физического воспитания.

В связи с тем, что образование в сфере физической культуры студентов, освобожденных от практических занятий, в нашей трактовке, означает учет индивидуальных особенностей освобожденных студентов, уровень их культуры и общества, специфику образовательного материала, социальный заказ на современного специалиста, то, рассматривая разработанную концепцию необходимо отметить следующие обстоятельства:

а) концепция как определенный способ понимания - предполагает безусловную необходимость реального преобразования действующей системы формирования физической культуре студентов, освобожденных от практических занятий как главного фактора - преодоления противоречия между новыми требованиями, предъявляемыми в современных условиях к качеству их психофизической готовности, и актуальным состоянием дел предмета «Физическая культура» в высших учебных заведениях с данным контингентом обучающихся;

б) концепция как руководящая идея - ведущий замысел предлагает абсолютно конкретные доступные пути формирования физической культуры студентов, освобожденных от практических занятий.

К основным, из которых относятся: гуманизация; непре-

рывность и компенсационность; гармонизация и саморазвитие; антропоориентация в образовании; фундаментализация.

Изложенные выше общие положения концепции станут эффективными в случае, если:

- построение педагогического процесса и физкультурно-оздоровительной деятельности, будет полно отвечать интересам освобожденных студентов;

- образовательная (воспитательная и обучающая) функция физической культуры обеспечит ориентацию образа жизни студентов, освобожденных от практических занятий, на доступную практическую деятельность, соответствующую его индивидуальным возможностям и склонностям;

- формирование теоретических знаний студентов, освобожденных от практических занятий, будут соединены с их практическими потребностями, интересами и ценностными ориентациями;

- учесть междисциплинарный характер физической культуры как науки, способствующей применению научного потенциала, заключенного в естественнонаучном, гуманистическом, общепрофессиональном знании, для развития личностных и профессиональных качеств студентов, освобожденных от практических занятий;

- деятельность преподавателей физической культуры будет ориентирована на современный учет особенностей построения жизнедеятельности студентов с ослабленным здоровьем;

- определить индивидуальные образовательные маршруты формирования физической культуры студентов, освобожденных от практических занятий, ориентированные на увеличение уровня двигательной активности и здоровья, развитие личностных и профессиональных качеств доступными

средствами физической культуры, то есть на уникальность и своеобразие личности во всех ее проявлениях;

- студенты, освобожденные от практических занятий, будут знать о перспективах развития физической культуры, возможностях их использования в будущем, в результате постепенного внедрения педагогический процесс инновационных технологий, с учетом их оздоровительной направленности и доступности.

Таким образом, в работе над концепцией образования в сфере физической культуры студентов, освобожденных от практических занятий, мы:

- учитываем взаимосвязь развития свойств личности каждого студента с ослабленным здоровьем (мотивационно-ценностных, когнитивно-рефлексивных, физических, волевых, эмоционально-чувственных);

- считаем, что непрофессиональное физкультурное образование (во взаимосвязи воспитания и обучения) выступает средством и условием организации жизнедеятельности студента с ослабленным здоровьем;

- стремимся к тому, чтобы результатом процесса образования в сфере физической культуры явилось становление духовно богатой личности, интеллектуально развитого, культурного студента, освобожденного от практических занятий, успешного и высокообразованного профессионала.

В контексте анализа предлагаемой концепции - необходимо отметить, еще один аспект. В ходе собственных исследований основной упор при ее разработке делался нами не столько на формулировку ее принципов, так как они общеизвестны в современной педагогике, сколько на поиск новых оригинальных методических подходов к их реализации, что, по-нашему мнению, и обусловливает ее научную новизну и ценность.

Библиографический список

1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

2. Кузьмина Н. В. Профессионализм педагогической деятельности: методическое пособие [Текст] /Н. В. Кузьмина, А. А. Реан. - Рыбинск: Научно-исследовательский центр развития молодежи, 1993. - 54 с.

3. Куликова, Л. Н. Воспитать себя [Текст] / Л. Н. Куликова. - М.: Фон, 1991. - 156с.

4. Лисовский, В. Т. Личность студента [Текст] / В. Т. Лисовский, А. В. Дмитриев. -Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1974. - 184 с.

5. Лисовский, В. Т. Советское студенчество [Текст] / В. Т. Лисовский. - М.: Высшая школа, 1990. -302 с.

6. Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность [Текст] / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. - М.: Магистр, 1997. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.