Научная статья на тему 'Анализ подготовки будущих инженеров с ослабленным здоровьем к участию в физкультурно-оздоровительной деятельности'

Анализ подготовки будущих инженеров с ослабленным здоровьем к участию в физкультурно-оздоровительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / СТУДЕНТЫ / ПОЛНОСТЬЮ ОСВОБОЖДЕННЫЕ ОТ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ / THE STUDENTS COMPLETELY RELEASED FROM PRACTICAL TRAINING / БУДУЩИЕ ИНЖЕНЕРЫ / FUTURE ENGINEERS / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / HEALTH IMPROVING PHYSICAL ACTIVITY / SPORTS COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матухно Е.В.

В статье раскрывается отношение студентов с ослабленным здоровьем к физкультурно-оздоровительной деятельности, своему здоровью и здоровому образу жизни. Выявлены наиболее значимые причины пассивного отношения студентов с ослабленным здоровьем к физкультурно-оздоровительной деятельности. Определен уровень их физкультурной грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF PREPARATION OF THE FUTURE ENGINEERS WITH THE WEAKENED HEALTH TO THE PARTICIPATION IN HEALTH IMPROVING PHYSICAL ACTIVITY

The article shows the attitude of the students with the weakened health to the health improving physical activity, the health and a healthy way of life. The most significant reasons of the passive attitude of the students with the weakened health to the health improving physical activity are revealed. The level of their sports competence is defined.

Текст научной работы на тему «Анализ подготовки будущих инженеров с ослабленным здоровьем к участию в физкультурно-оздоровительной деятельности»

УДК 796.01

АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ К УЧАСТИЮ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.В. Матухно - кандидат педагогических наук, доцент Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет

Комсомольск-на-Амуре

THE ANALYSIS OF PREPARATION OF THE FUTURE ENGINEERS WITH THE WEAKENED HEALTH TO THE PARTICIPATION IN HEALTH IMPROVING PHYSICAL ACTIVITY

E. V. Matuhno - Candidate of pedagogical sciences, associate professor Komsomolsk-on-Amur State Technical University Komsomol sk-on-Amur

e-mail: lena-matuhnoamail. ru

Ключевые слова: физическая культура; студенты, полностью освобожденные от практических занятий; будущие инженеры; физкультурно-оздоровительная деятельность; здоровье; физкультурная грамотность.

Аннотация. В статье раскрывается отношение студентов с ослабленным здоровьем к физкультурно-оздоровительной деятельности, своему здоровью и здоровому образу жизни. Выявлены наиболее значимые причины пассивного отношения студентов с ослабленным здоровьем к физкультурно-оздоровительной деятельности. Определен уровень их физкультурной грамотности.

Key words: physical culture; the students completely released from practical training; the future engineers; health improving physical activity; health; sports competence.

Abstract. The article shows the attitude of the students with the weakened health to the health improving physical activity, the health and a healthy way of life. The most significant reasons of the passive attitude of the students with the weakened health to the health improving physical activity are revealed. The level of their sports competence is defined.

Введение. В настоящее время подготовка будущих профессионалов в рамках высшей школы к участию в физкультурно-оздоровительной деятельности рассматривается в двух направлениях: технологическом и гуманитарном. Первое предусматривает разработку доступных средств, методов, технологий обучения, позволяющих обеспечить знания, привить необходимые навыки и умения студентам с ослабленным здоровьем, широко использовать здо-ровьесберегающие технологии. Второе, гуманитарное направление, предполагает ориентацию на смену системы ценностей, коррекцию мировоззрения, перестройку сознания. Безусловно, оба направления в физкультурном образовании способствуют развитию физической культуры будущего специалиста с ослабленным здоровьем.

Проведенный нами анализ рабочих программ по физической культуре различных вузов Хабаровского края (Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет, Хабаровский технический университет, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, и др.) показал, что большее внимание уделяется физической, профессионально-прикладной подготовки студентов основной и подготовительной групп, а также физ-

культурно-оздоровительной деятельности студентов специальных медицинских групп, но из поля зрения выпадают студенты - будущие специалисты с ослабленным здоровьем, к которым мы относим студентов, полностью освобожденных от практических занятий по физической культуре.

Мы считаем, что в современной ситуации те требования, которые предъявляются к специалисту (составляющая этого контингента - студенты с ослабленным здоровьем) как всесторонне развитой, культурной личности, обладающей методической и психологической готовностью к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами, не нашли отражение в большинстве анализируемых программ. Анализ публикаций, рассматривающих состояние физкультурно-оздоровительной деятельности студентов с ослабленным здоровьем, показал, что данной проблеме уделяется непозволительно малое внимание. Кроме того, немногочисленные исследования не носят систематического характера, поэтому нет возможности проследить динамику процесса изменения отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности [1, 2].

Наше исследование направлено на устранение этого недостатка и создание условий для становления готовности будущих специалистов - студентов с ослабленным здоровьем -участвовать в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

Методы и организация исследования. Чтобы разработать целостную гуманистическую педагогическую концепцию, направленную на становление физической культуры будущих инженеров, студентов с ослабленным здоровьем, необходимо владеть информацией о качественном составе контингента, ясно осознавать, каков сегодня уровень личностного роста студента, что представляет его физкультурно-оздоровительная деятельность.

Поэтому одним из направлений нашего исследования было проведение в течение 7 лет, с 2003 по 2010 годы, анализа состояния сложившейся практики подготовки студентов с ослабленным здоровьем к участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Исследование охватило 238 студентов с ослабленным здоровьем, 1-3 курсов, обучающихся по техническим специальностям ГОУ ВПО «КнАГТУ», которым было предложено ответить на 18 вопросов, ориентированных на:

1) выявление отношения студентов с ослабленным здоровьем к физкультурно-оздоровительной деятельности, своему здоровью и здоровому образу жизни;

2) определение уровня физкультурной грамотности студентов с ослабленным здоровьем;

3) выявление причин, мешающих студентам с ослабленным здоровьем заниматься доступными физическими упражнениями.

Традиционно первым этапом любого исследования является описательная статистика, с помощью которой можно выстроить ряд предварительных гипотез. Поэтому результаты исследования мы свели в общую таблицу и представили в виде графиков, позволяющих одновременно и наглядно охватить информационные данные.

Результаты и их обсуждение. Интересным представляется анализ результатов опрошенных студентов с ослабленным здоровьем об их отношении к доступным физическим упражнениям и физкультурно-оздоровительным мероприятиям. В результате - более 90 % опрошенных считают занятия, с применением доступных физических упражнений, необходимыми, однако значительная часть таких респондентов по разным причинам ими не занимаются.

Результаты опроса также свидетельствуют, что наибольшее количество студентов склонно видеть в физкультурно-оздоровительной деятельности способ улучшить настроение (76 %), укрепить физическое здоровье (65 %) и снизить утомление (39%). Достаточно большой процент опрошенных (23%) ценят в занятиях, с применением доступных физических упражнений, возможность межличностного общения.

По данным нашего исследования, 10 % студентов с ослабленным здоровьем считают себя причастными к оздоровительной деятельности. Остальные опрошенные указали, что в

физкультурно-оздоровительных мероприятиях непосредственного участия не принимают, однако относятся к ним с симпатией.

Принципиально важно, на наш взгляд, рассмотреть причины пассивного отношения современных молодых людей к физкультурной деятельности. Как показал опрос, главных причин нежелания и невозможности включать в свою жизнедеятельность доступные физические упражнения три: отсутствие организаторов (15%), плохая материальная база (45%), недостаток необходимого инвентаря (32%).

Для правильной организации учебного процесса со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, мы должны определить причины, мешающие им заниматься доступными физическими упражнениями и участвовать в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

Наиболее значимыми причинами, мешающими студентам заниматься доступными физическими упражнениями и участвовать в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, являются усталость после учебы (35%) и отсутствие интереса (31%) .

Следующий этап исследования был связан с выявлением уровня физкультурной грамотности студентов с ослабленным здоровьем. Первым шагом, на этом исследовательском этапе, стало определение реального уровня физической культуры студентов с ослабленным здоровьем и определение стержневых особенностей рассматриваемой проблемы. В результате анализа выкристаллизовались следующие:

• озабоченность состоянием своего здоровья;

• способность к определению источника угрозы здоровью;

• признание здоровья и здорового образа жизни общественной и личной ценностью;

• осознание необходимости личного участия в физкультурно-оздоровительной деятельности на основе знаний, доступных навыков и умений.

Исследования, проводимые нами в течение семи лет, показали, что теоретические знания по физической культуре получали в общеобразовательных школах в 2006 году около 1% школьников, в 2007 году - около 10%, в 2009 году - около 25%. 25% школьников - получали знания по физической культуре непостоянно, а 50% - не изучали физическую культуру вообще, а опыт практической физкультурно-оздоровительной деятельности они приобретали самостоятельно. В результате, обучаясь в системе высшей школы, данные студенты имеют низкий уровень физкультурной грамотности.

Изменения, стремительно происходящие в современном обществе, требуют от обучающихся высшей школы готовности к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности. В этой связи симптоматичным представляется тот факт, что абитуриенты 2006 года (79%) знают, где они смогут применить свои знания физкультурно-оздоровительной деятельности после окончания вуза, а студенты последнего года обучения на этот вопрос отвечают: «да» - 55%, «нет» - 45%. Ответ, характеризующий индифферентное отношение к физкультурно-оздоровительной деятельности, не дает ни один из респондентов.

Высшая школа призвана дать необходимые и достаточные знания будущим специалистам. При этом, в обстановке возрастающего информационного потока оценить который становится все сложнее, необходимо, чтобы объем получаемой информации был доступен осмыслению, а её качество - строго регламентировано. В процессе развития общества существенно возрастает роль педагога высшей школы, возникает острая необходимость в его знании психологии, педагогики и других дисциплин, необходимых для рациональной организации учебного процесса и создания условий к саморазвитию личности студента, ориентированного на решение возросших социальных, экономических и личных проблем. Показательным представляется тот факт, что на вопрос: «Считаете ли Вы, что Ваши знания в физкультурно-оздоровительной деятельности после окончания вуза будут востребованы?» ни один из респондентов не ответил отрицательно. 45% абитуриентов и 68% студентов считают, что

знания в физкультурно-оздоровительной деятельности им необходимы. Остальные респонденты затрудняются определить сферу применения знаний по ведению физкультурно-оздоровительной деятельности на производстве. Такое различие во мнениях можно объяснить рядом причин.

Во-первых, это возрастные особенности респондентов. Для абитуриентов (ранняя юность) свойственен максимализм суждений, проявление стремления приобрести профессию, при собственном выборе будущей специальности решению присваивается безусловная правильность и важность. Для студентов старших курсов (поздняя юность) характерна зрелость мышления, критичность и самокритичность, ответственность за принятые решения.

Во-вторых, это излишне большой, с точки зрения обучающихся, объем знаний, приобретаемых в стенах вуза и невозможность его реального применения на современных предприятиях, где в настоящее время вопросам физкультурно-оздоровительной деятельности уделяется мало внимания.

Очень важным моментом для участия в физкультурно-оздоровительной деятельности мы считаем включение студента с ослабленным здоровьем - будущего инженера - в конкретные оздоровительные программы, осуществляемые в вузе. Вовлечение студентов с ослабленным здоровьем в непосредственную практическую деятельность по поддержанию здоровья развивает чувство сопричастности: человеку свойственно беречь то, на что была направлена его созидательная активность, во что был вложен его собственный труд.

Наше исследование показывает, что большинство студентов с ослабленным здоровьем (юношей и девушек) на вопрос: «Достаточно ли Вам физкультурных знаний, чтобы участвовать в физкультурно-оздоровительной деятельности?» - нередко отвечают «Нет» или «Необходимы качественно новые знания».

В результате обсуждения результатов анализа сложившейся практики подготовки будущих инженеров с ослабленным здоровьем к участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, было установлено:

• студенты с ослабленным здоровьем имеют низкий уровень физкультурной грамотности, так как знания по физической культуре получали не постоянно или не изучали физическую культуру вообще;

• более 90 % опрошенных студентов с ослабленным здоровьем считают занятия с применением доступных физических упражнений необходимыми, однако значительная часть таких респондентов по разным причинам ими не занимаются;

• 10 % студентов с ослабленным здоровьем считают себя причастными к оздоровительной деятельности. Остальные опрошенные указали, что в физкультурно-оздоровительных мероприятиях непосредственного участия не принимают, однако относятся к ним с симпатией;

• студенты с ослабленным здоровьем склонны видеть в физкультурно-оздоровительной деятельности способ улучшить настроение (76%), укрепить физическое здоровье (65%) и снизить утомление (39%). Достаточно большой процент опрошенных (23%) ценят в занятиях с применением доступных физических упражнений возможность межличностного общения.

Заключение. Резкое увеличение числа студентов с ослабленным здоровьем (студентов, полностью освобожденных от практических занятий по физической культуре), поставило перед кафедрами физического воспитания сложную задачу организации педагогического процесса, специфика которого в прерывистости характера занятий. Отсутствие преемственности в системе образования, недостаток информации, низкий уровень теоретических знаний, отсутствие практического раздела в учебной программе по физической культуре обусловливают актуальность исследования названных проблем и практических разработок путей их решения.

Литература

1. Столяров, В.И. Состояние и перспективы развития физической культуры и оздоровительной работы в экологически неблагоприятных регионах : тезисы докладов межвузовской конференции / В.И. Столяров // Оздоровление населения России. - Новомосковск, 1999. - С. 5-7.

2. Трофимов, О.Н. Состояние здоровья студентов специальных медицинских групп по видам заболеваний : актуальные проблемы физической культуры в профессиональной подготовке студентов высшей школы / О.Н. Трофимов. - СПб. : Союз, 1998. - 102 с.

Literature

1. Stolyarov, V.I. Condition and prospects of the development of physical culture and health improving work in environmental unfriendly regions : reports' theses of interuniversity conference / V.I. Stolyarov // Health improvement of the population of Russia. - Novomoskovsk, 1999. - P. 5-7.

2. Trofimov, O.N. The health status of students of special medical groups according to the kinds of diseases : actual problems of physical culture in professional training of the higher school students / O.N. Trofimov. - S. Petersburg : Soyuz, 1998. - 102 p.

Статья поступила в редакцию 12.04.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.