Научная статья на тему 'Физическое воспитание студентов специальных медицинских групп: проблема и пути решения'

Физическое воспитание студентов специальных медицинских групп: проблема и пути решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / PHYSICAL EDUCATION / STUDENTS / SPECIAL MEDICAL GROUP / PEDAGOGICAL PROCESS / INNOVATION / TECHNOLOGY / ACTIVE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скупченко Е. А., Бурбыгина В. В.

Статья содержит теоретические материалы по проблеме физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем, проанализированы уровни двигательной активности и физкультурной грамотности студентов с ослабленным здоровьем; указана технология формирования физической культуры студентов специальных медицинских групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скупченко Е. А., Бурбыгина В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS: PROBLEMS AND SOLUTIONS

This article presents some materials on a theoretical problem of physical education students with poor health. In the course of the research levels of motor activity and athletic literacy of students with poor health are analyzed. The paper shows a technology of physical training of students of special medical groups.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание студентов специальных медицинских групп: проблема и пути решения»

УДК 796.015

Skupchenko Ye.A, Burbygina V.V. PHYSICAL EDUCATION STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS: PROBLEMS AND SOLUTIONS. This article presents some materials on a theoretical problem of physical education students with poor health. In the course of the research levels of motor activity and athletic literacy of students with poor health are analyzed. The paper shows a technology of physical training of students of special medical groups.

Key words: physical education, students, special medical group, the pedagogical process, innovation, technology, active learning.

Е.А. Скупченко, доц. каф. физического воспитания и спорта Комсомольского-на-Амуре гос. технического университета, г. Комсомольск-на-Амуре, E-mail: [email protected]; В.В. Бурбыгина, канд. пед. наук, доц. каф. физического воспитания и спорта Комсомольского-на-Амуре гос. технического университета, г. Комсомольск-на-Амуре, E-mail: [email protected]

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП: ПРОБЛЕМА И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Статья содержит теоретические материалы по проблеме физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем, проанализированы уровни двигательной активности и физкультурной грамотности студентов с ослабленным здоровьем; указана технология формирования физической культуры студентов специальных медицинских групп.

Ключевые слова: физическая культура, студенты, процесс, инновационная деятельность, технология,

Изучение литературных источников и данных, полученных на кафедре физического воспитания и спорта Комсомольско-го-на-Амуре государственного технического университета, г. Комсомольск-на-Амуре, показало, что последнее десятилетие возрастает количество студенческой молодежи, по состоянию здоровья относящихся к специальной медицинской группе. Проведение занятий по физической культуре с данным контингентом студентов имеет ряд особенностей, что ставит перед кафедрами научную проблему в способе проведения практических и теоретических занятий со студентами специальных медицинских групп.

Для решения проблемы мы проанализировали специальную литературу и считаем, что достаточно хорошо раскрыта теоретическая часть организации занятий по физической культуре студентов. Однако практической стороне физического воспитания студентов специальных медицинских групп не достаточно уделяется внимания: не хватает разнообразных технологий, удовлетворяющих потребностям широкого круга студентов. Мы считаем, что организация учебного процесса, этих студентов специальных медицинских групп, имеет свои особенности: обучение часто прерывается по причине заболеваний и в связи с этим, ряд студентов на весь срок обучения полностью освобождены от практических занятий. Именно этому контингенту студентов посвящено данное исследование.

В ходе исследования нами были протестированы студенты, освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий по физической культуре, и мы выяснили, студенты имеют низкий уровень знаний по курсу физическая культура или не имеют его вовсе. Нами были выявлены причины неосведомлённости студентов в сферах физической культуры: в школьных учреждениях, будучи длительное время освобождёнными от занятий по физической культуре, этот контингент оказывался не вовлечённым в систему занятий не теоретических, не практических. Восполнение данных пробелов требуется в процессе подготовки специалистов в вузе.

В связи с этим, была определена актуальность данного исследования - в исследовании теоретических основ здорового образа жизни, разработке доступных физических упражнений для студентов, освобожденных от практических занятий по физической культуре в системе высшей школы.

Научная новизна заключается в том, что авторами разработан системный подход к созданию инновационной технологии формирования физической культуры студентов, освобожденных от практических занятий, в основе которой лежит интеграция их двигательной и познавательной деятельности, способствующая сохранению и укреплению здоровья.

Проблема формирования здорового образа жизни исследовалась в различных аспектах рядом учёных [1; 2].Через со-

специальная медицинская группа, педагогическим методы активного обучения.

временное физкультурное образование, создается новый образ физической культуры человека как условия индивидуального развития, ориентированного на здоровый образ жизни.

В связи с этим, разработка доступных физических упражнений для студентов, освобожденных от практических занятий по физической культуре, в системе высшей школы рассматривается нами с точки зрения двух важнейших концептуальных положений:

во-первых, обеспечением естественной основы жизнедеятельности человека, без чего невозможна его полноценная жизнь, в том числе и в качестве специалиста;

во-вторых, физическое воспитание студентов, освобожденных от практических занятий необходимо в целях формирования гармонично развитой личности, что включает в себя гуманистическое мироощущение, связанное с физкультурно-оздоровительной деятельностью.

Поэтому повышенное внимание к использованию оздоровительных основ доступных физических упражнений в процессе физического воспитания студентов, освобожденных от практических занятий, как никогда злободневно и своевременно.

Мы определяем, что уровень проблемности данного исследования достаточно высок по следующим причинам:

1. Несмотря на достижения ученых в изучаемой нами области физической культуры, остается необходимость повышения уровня здоровья студентов, освобожденных от практических занятий по физической культуре, для чего необходимы новые подходы.

2. Существующие теории, направлены на активизацию процессов формирования физической культуры освобожденных студентов, однако отсутствие практической, методической обеспеченности, требует разработки новых форм, средств, методов и главное - их реализации на практике.

Таким образом, наглядно представлено, что с одной стороны, значимость физической культуры для развития общества в целом и студента, освобожденного от практических занятий несомненна, а с другой стороны, в процессе физического воспитания отсутствует технология формирования этой личности в условиях высшей школы.

Данные противоречия показывают, что на сегодняшний день физическое воспитание студенчества, освобожденного от практических занятий, не оправдывает социальных ожиданий. Данные выпускники высших учебных заведений в большинстве своем имеют не только низкий уровень знаний по физической культуре, но и двигательной активности, важнейших составляющих профессионализма. Все это не может не отразиться как на самооценке личности, так и на отношении к своему здоровью, на психофизическом состоянии человека, и на степени его физических и интеллектуальных отдач.

В связи с вышесказанным, мы считаем, что в нашем исследовании значительно расширены современные научные концепции в данной области исследования:

- определена роль физической культуры в жизнедеятельности и будущей профессиональной деятельности студентов, освобожденных от практических занятий;

- разработана, внедрена в учебный процесс и экспериментально обоснована инновационная технология, способствующая развитию когнитивно-рефлексивного, личностного, психофизического и мотивационного потенциала, повышающих уровень формирования физической культуры студента, освобожденного от практических занятий;

- внедрены в учебно-педагогическую деятельность комплексы доступных физических упражнений для освобожденных студентов, выполняемые на запатентованных травмобезопасных тренажерах, позволяющих повысить двигательную активность.

Для этого нами была разработана и экспериментально обоснована инновационная технология формирования физической культуры студентов, освобожденных от практических занятий, позволяющая последовательно решать задачи физического воспитания освобожденных студентов, вырабатывая у них целостное представление о физической культуре, а главное - формировать полноценную, всесторонне развитую личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.

В своем исследовании мы опирались на работы авторов разработавших как традиционные, так и нетрадиционные оздоровительные средства [3].

Разработанная нами инновационная технология формирования физической культуры студентов, освобожденных от практических занятий, основана на:

• системно-целостном подходе, который позволил обосновать образование студентов, освобожденных от практических занятий.

• историко-социологический подходе, который дает возможность объективно раскрыть социальную обусловленность структурных оснований и предметного содержания физкультурного образования, выявить особенности их непосредственной связи с историей развития общества и человека;

• личностно-ориентированном подходе, характеризующимся вовлечением студентов в доступную деятельность по совершенствованию собственной физической природы на основе складывающихся с возрастом индивидуальных интересов и потребностей.

Инновационная технология формирования физической культуры студентов, освобожденных от практических занятий, рассчитана на 3-летний период. Около 40% аудиторного времени уделяется практическим занятиям с использованием доступных физических упражнений, 55% времени - теоретическим занятиям; 5% времени - самостоятельной подготовке, под контролем преподавателя.

Физическое воспитание студентов, освобожденных от практических занятий, состоит из теоретических, практических и самостоятельных занятий под контролем преподавателя, которые определяются технологией и концепцией преподавания, принятой в вузе. Раскрывая все эти разделы, отметим, что каждый имеет свою особенность, выполняет определенные цели и направлен на конкретный результат.

Содержание теоретического раздела учебной дисциплины сообщается в форме нетрадиционных лекций, бесед, семинаров, а также путём самостоятельного изучения студентами, освобожденными от практических занятий, учебной и специальной литературы.

Разработанная нами инновационная технология предполагает наличие теоретического раздела. Эта часть физического воспитания излагалась студентам, освобожденным от практических занятий, в форме нетрадиционных лекций, программированного обучения. Тем самым, формируя теоретический пласт знаний у освобожденных студентов по физической культуре.

Структура и методика проведения теоретических занятий основана на использовании принципов: игровой деятельности, как принцип проблемности, совместной деятельности, диалогического общения, двуплановости [4; 5].

Интерес, вызванный у студентов, освобожденных от практических занятий, на лекционных занятиях, был закреплен во время самостоятельной работы. Студенты, освобожденные от практических занятий, после ознакомления с материалами учеб-

ных пособий демонстрировали высокий уровень осведомленности в физкультурно-оздоровительной проблематике и свободное владение материалом.

Применения на теоретических занятиях программированного обучения способствовало стимуляции познавательных в своей практике интересов, увеличению уровня физкультурных знаний.

Теоретический раздел послужил основой для формирования знаний, у студентов, освобожденных от практических занятий, и проложил путь для следующего раздела - практического.

При проведении практического раздела со студентами, освобожденными от практических занятий, мы учитывали класс заболеваний, индивидуальные особенности обучающихся, уровень физического здоровья. Здесь хотелось бы отметить, что практический материал для студентов, освобожденных от практических занятий, разработан нами с учетом только оздоровительной направленности некоторых видов спорта, обеспечивающих необходимую и доступную двигательную активность. Особое внимание при этом обращается на индивидуальный и дифференцированный подходы к освобожденным студентам, которые осуществлялись с учетом состояния их здоровья, индивидуальных особенностей, их возможностей. В соответствии с этим предлагались адекватные средства и методы физического воспитания.

Мы считаем, что нетрадиционные оздоровительные средства, применяемые на занятиях со студентами, освобожденными от практических занятий, располагают элементами, которые могут применяться для сохранения здоровья и увеличения уровня двигательной активности.

На практических занятиях с освобожденными студентами мы применяли:

• китайскую оздоровительную гимнастику бадуаньцзин -комплекс упражнений, составленный на основании имеющихся в литературе рекомендаций Джавэн Мао [6].

• Комплекс упражнений гимнастики для рук и ладоней [3].

• Элементы игровых видов спорта, которые, моделируют все виды двигательных действий

• Дыхательную гимнастику йогов, которая довольно проста в исполнении.

• Элементы гимнастики Хатха-йога, позволяющие повысить функциональную подготовленность сердечно-сосудистой, дыхательной систем и общую сопротивляемость организма; поднять общий уровень энергии; способствующие профилактике простудных заболеваний и мобилизации защитных сил организма.

• Гимнастику для глаз, которая является прекрасным средством для повышения силы, эластичности и тонуса мышц и нервов, иннервирующих глаз.

Мы исключили из практических занятий прыжки, метания, упражнения с большой амплитудой движений для туловища и головы, упражнения, вызывающие задержку дыхания, резкие изменения направления и скорости движения головы и туловища, силовые упражнения и учли, что противопоказанием к занятиям доступными физическими упражнениями является острая стадия болезни.

Для определения эффективности занятий нами применялись ортостатическая проба, проба Рюффье, индекс Кетля показывающие изменения в физическом развитии. Все занятия проводились в хорошо проветриваемых помещениях и на стадионе вуза.

В ходе исследования, мы применяли следующие формы врачебно-педагогического контроля: медицинское обследование, врачебно-педагогический контроль, педагогические наблюдения за студентами. Отдельно были выделены такие направления как профилактика травматизма, гигиенические требования к месту занятий и спортивному инвентарю.

Таким образом, проведение практических занятий со студентами, освобожденными от практических занятий, позволило:

- отказаться от нормативного подхода;

- провести диагностику физкультурно-оздоровительного процесса и его коррекцию по результатам медицинских показателей;

- сделать свободный выбор вида доступной двигательной активности;

- провести динамическое сочетание теории, методики и практики физкультурно-оздоровительной деятельности;

- сформировать мотивы познавательной и двигательной деятельности освобожденных студентов как стимулы успешности жизнедеятельности и профессиональной деятельности.

Личный вклад авторов исследования состоит в том, что решена научная проблема, имеющая важное социально-экономическое значение, открывающая направление научных исследований, связанных с теоретико-методологическим обеспечением формирования физической культуры студентов, освобожденных от практических занятий. Результаты проведенного исследования являются основанием для совершенствования учебновоспитательного процесса студентов, освобожденных от практических занятий по физической культуре, вносят реальный вклад в разработку теории и методики физического воспитания.

На основании содержащихся в исследовании теоретических выводов и методических положений разработан документ, регламентирующий процесс формирования физической культуры студентов, освобожденных от практических занятий: учебная программа по дисциплине «Физическая культура», для освобожденных студентов. Для проведения лекционных занятий разработан и внедрен в учебный процесс теоретический курс по дисциплине «Физическая культура».

Библиографический список

Практическая значимость состоит в том, что разработанная с учетом современных требований структура и содержание инновационной технологии формирования физической культуры студентов университета, освобожденных от практических занятий, позволяет на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности, сохранить и укрепить уровень здоровья, изменить отношение данного контингента обучающихся к физической культуре. Методы активного обучения в педагогическом процессе позволили студентам, освобожденным от практических занятий: повысить уровень знаний и активизировать интерес к занятиям по физической культуре; восполнить недостаток двигательной активности; повысить адаптационные возможности организма; повлиять на эмоциональное состояние.

Полученные результаты и разработанные материалы используются преподавателями кафедр физического воспитания и спорта для подготовки студентов, освобожденных от практических занятий к участию в физкультурно-оздоровительной деятельности, слушателями курсов повышения квалификации педагогических кадров, студентами нефизкультурных вузов.

1. Мызан, Г.И. Физическая культура (теоретические основы): учеб. пособ. / Г.И. Мызан, А.С. Дорошенко. - Хабаровск, 1998.

2. Харитонов, В.И. Совершенствование физического воспитания как ценности здорового образа жизни и здоровья учащихся /

В.И. Харитонов, В.В. Ким, А.В. Ненашева // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 1.

3. Игнатьева, Т.П. Хатха-йога для детей и взрослых. Гармонизируюшие комплексы. - СПб., 2003.

4. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1991.

5. Эльконин, Д.Б. Психология игры. - М., 1978.

6. Джавэн, Мао Оздоровительная китайская гимнастика / пер. с англ. Е. Гупало. - М., 1994.

Bibliography

1. Mihzan, G.I. Fizicheskaya kuljtura (teoreticheskie osnovih): ucheb. posob. / G.I. Mihzan, A.S. Doroshenko. - Khabarovsk, 1998.

2. Kharitonov, V.I. Sovershenstvovanie fizicheskogo vospitaniya kak cennosti zdorovogo obraza zhizni i zdorovjya uchathikhsya / V.I. Kharitonov, V.V. Kim, A.V. Nenasheva // Teoriya i praktika fizicheskoyj kuljturih. - 2002. - № 1.

3. Ignatjeva, T.P. Khatkha-yjoga dlya deteyj i vzroslihkh. Garmoniziruyushie kompleksih. - SPb., 2003.

4. Verbickiyj, A.A. Aktivnoe obuchenie v vihssheyj shkole: kontekstnihyj podkhod. - M., 1991.

5. Ehljkonin, D.B. Psikhologiya igrih. - M., 1978.

6. Dzhavehn, Mao Ozdoroviteljnaya kitayjskaya gimnastika / per. s angl. E. Gupalo. - M., 1994.

Статья поступила в редакцию 30.03.14

УДК 37.015.32

Usachyova I.A. AN EXPERIMENTAL STUDY OF PROFESSIONALLY-BASED ACCENTUATION OF A PERSONALITY AS MANIFESTATION OF PROFESSIONAL DESTRUCTIONS (WITH THE REFERENCE TO TEACHERS). In this article features of expressiveness of professional accentuation of teachers are considered. The dependence of how much they are expressed on the level of the involvement of a teacher into professional work is established.

Key words: professional destructions; professional accentuation.

И.А. Усачева, зав. научно-исследовательским центром «Психолого-педагогических образовательных технологий» Ставропольского филиала МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Ставрополь, E-mail: [email protected].

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫХ АКЦЕНТУАЦИЙ ЛИЧНОСТИ КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГОВ)

В данной статье рассмотрены особенности выраженности профессиональных акцентуаций личности педагогов, а также установлена зависимость их выраженности от степени вовлеченности в профессию.

Ключевые слова: профессиональные деструкции; профессиональные акцентуации.

Интерес к проблеме профессиональных деструкций личности в последние годы резко возрос. Этому свидетельствуют многочисленные теоретические и экспериментальные работы известных отечественных ученых (В.С. Агавелян, С.П. Безносов, С.А. Дружилова, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников и др.), которые отличаются значительным разнообразием концептуальных схем изучения и подходов. Установлено, что переживание профессиональных деструкций сопровождается психической напряженностью, психологическим дискомфортом, а в отдельных случаях конфликтами и кризисными явлениями [1]. Повышенный риск возникновения деструкций отмечается у работников сферы образования: педагогов, воспитателей, преподавателей.

Профессиональные деструкции педагогов - это образующиеся в процессе выполнения педагогической деятельности негативные качества, меняющие личность и приводящие к дезинтеграции его профессионального развития, снижению продуктивности труда и эффективности взаимодействия с участниками педагогического процесса [2]. Профессиональные изменения, нарушающие целостность личности педагога, снижающие адаптивность и продуктивность ее деятельности, рассматриваются как профессиональные акцентуации черт характера [3].

Проведенное нами исследование позволило изучить выраженность профессиональных акцентуаций личности педагогов, а также установить зависимость выраженности акцентуаций от степени вовлеченности в профессию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.