УДК: 796/376.23
Кривсун С. Н.
К.п.н., доцент, Академия физической культуры и спорта
Южный федеральный университет
Бабушкина Е. С.
Магистрант, Академия физической культуры и спорта Южный федеральный университет
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНТОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ
В статье представлены основные направления преподавания дисциплины физическая культура в высшем учебном заведении студентам с ослабленным здоровьем. В процессе работы с данным контингентом занимающихся необходимо учитывать не только дидактические принципы построения занятий физической культурой, но и методические особенности занятий с данной категорией занимающихся.
Ключевые слова: студенты с ослабленным здоровьем, формы, методики, методы, средства, физическая культура, занятия.
В современном образовательном процессе физическая культура занимает одно из ведущих мест, так как данная дисциплина направленна не только на повышение двигательной активности и здоровья в целом, но и на более эффективную трудовую деятельность.
При этом так же как в учебном процессе общеобразовательных школ, так и в учебном процессе средне-специальных и высших учебных заведений проводятся занятия физической культурой для студентов с ослабленным здоровьем.
Наиболее оптимальное построение учебного процесса по данной дисциплине с такой группой студентов является довольно обширным, специфическим и многогранным трудом, основанным на знаниях не только теоретических и практических основ построения занятий физической культуры, но и на медико-биологических знаниях необходимых для работы в данном направлении. Рассматриваемому вопросу посвящено большое количество научно-методической литературы, различные практические исследования. Основная цель которых подбор наиболее приемлемым и эффективных форм, методик, методов и средств, способствующих эффективному учебному процессу по дисциплине физическая культура с данным контингентом занимающихся.
При этом необходимо отметить, что если раньше к таким студентам обычно требования были только теоретического характера (подготовка рефератов, докладов, статей, сдача зачета или экзамена в устной форме), то на сегодняшний момент времени обязательным является любая форма двигательной деятельности, основанная на удовлетворении потребностей не только двигательного характера, но и на развития личностных и профессиональных качеств.
В процессе реализации дисциплины физическая культура у студентов с ослабленным здоровьем необходимо учитывать, что данная категория занимающихся делится на четыре группы — группа А, Б, В, лечебная группа, которые имеют различную направленность, основанную на заболеваниях различного типа и вида.
К группе А относятся студенты имеющие заболевания дыхательной системы, различные заболевания, связанные с сердечно-сосудистой и центрально-нервной системой.
Студенты, имеющие заболеванием печени, почек, органов пищеварения, эндокринной системы, половых органов, а также относящиеся к категории слабовидящих причисляются к Б группе.
Группа В характеризуется видами заболеваний, основанных на нарушениях опорно-двигательного аппарата.
Студенты с сильно выраженными отклонениями в состоянии здоровья по вышеизложенным заболеваниям относятся к лечебной группе [3].
На основании приведенных выше групп заболеваний разрабатываются формы, методики, методы и средства, которые направленны именно на поддержания и укрепления здоровья занимающихся отнесенным к конкретной группе.
На основании анализа научно-методической литературы, различных исследований были определенны не только формы, методы и средства, но и нагрузка, которая является наиболее оптимальной для каждой группы.
Студентам, относящимся к группе А необходимы нагрузки, направленные на развитие общей выносливости, в процессе использования в большей степени упражнений динамического характера.
В группе Б так же необходимо применять в большей степени средства динамического характера со средней интенсивностью (общеразвивающие и дыхательные упражнения, ходьба, бег, лыжные прогулки, различные игры, плавание), чем статические упражнения.
В процессе занятий физической культурой студентов, относящихся к В группе, в основном, используют нагрузку малой интенсивности со средним объёмом, где одними из основных средств являются массаж, самомассаж и средства закаливания, а также общеразвивающие и дыхательные упражнения, игры малой интенсивности [4].
Со студентами лечебной группы занятия проводятся с учетом индивидуальных особенностей, на основе использования методик, методов и средств, которые способствуют не только удовлетворению потребностей двигательного характера, но и укреплению здоровья.
В процессе работы с данным контингентом занимающихся необходимо учитывать не только дидактические принципы построения занятий физической культурой, но и методические особенности занятий с данными студентами.
В процессе анализа методической литературы, различных исследований, собственного опыта работы с данным контингентом студентов было установлено, что тренировочная деятельность подразделяется на общефизическую и специальную [1, 3, 5, 6].
Деятельность общефизического характера в большей степени направлена на укрепление здоровья и общее развитие организма занимающегося в целом, на основании использования разнообразных динамических, статических общеразвивающих упражнений. Специальная тренировочная деятельность в большей степени направлена на оптимизацию функций организма, нарушенных в связи с заболеванием или травмой, когда основной целью является избирательное действие на отдельные органы и системы человеческого организма. При этом необходимо учитывать, что для каждой группы занимающихся одни и те же упражнения могут нести различный эффект, который будет зависеть от заболевания и его стадии.
Как уже было отраженно ранее, нагрузка так же должна дозироваться индивидуально с учетом заболевания и отнесения к конкретной группе здоровья, что предполагает:
— сложность выполнения физических упражнений;
— количество повторений;
— общая плотность занятия;
— объём выполнения упражнений.
К средствам физической культуры, которые применяются с данным контингентом занимающихся, относятся:
— специальные дыхательные упражнения;
— физические упражнения статического характера;
— спортивно-прикладные упражнения (ходьба, плавание, бег, прыжки, катание на лыжах, коньках, велосипеде и др.);
— игры (на месте, малоподвижные, подвижные и спортивные, которые применяются в зависимости от поставленной цели);
— массаж и самомассаж;
— закаливание (в процессе использования естественных природных факторов, что подразумевает солнечное облучение и солнечные ванны; аэрация в процессе занятий и воздушные ванны; частичные и общие обливания, обтирания и гигиенические души, купание);
— механотерапия (занятия на тренажерах, блоковых установках);
— эрготерапия (трудотерапия).
В процессе реализации дисциплины физическая культура, помимо средств, также для данного контингента занимающихся немаловажное значение имеют методы, которые применяются на занятиях. Так, использование методов имеет одно из первостепенных значений в процессе занятий физической культурой со студентами с ослабленным здоровьем.
Наиболее часто используемые методы физической культуры, используемые для данного контингента занимающихся:
— коррекции (комплекс лечебно-профилактических мероприятий (гимнастика, массаж, коррекция поз, механотерапевтические меры и т.д.)).
— дозированных восхождений (терренкур) сочетает ходьбу с восхождениями по холмистой местности и спусками в пределах 3-15°.
— аутогенной тренировки (расслабление (релаксация) мышц, пассивный отдых, снижение нервного напряжения) [1].
Одно из существенных положений, которые используются в процессе занятий со студентами с ослабленным здоровьем основывается на использовании разнообразных форм, методик, методов и средств, которые применяются в совокупности и в большей мере направленны на повышения двигательной активности данной категории занимающихся. Исследования проведенные по данному направлению четко определяют, что в процессе данной деятельности можно использовать так же нетрадиционные методики и методы обучения, например, в Бурятском государственном университете применяется методика, включающая базовый компонент с использованием общеразвивающих и циклических упражнений, простейших подвижных игр, а также вариативный компонент, включающий специальные упражнения, упражнения на тренажерах, упражнения на релаксацию которые направленны на преодоление функциональных отклонений, укрепление здоровья, повышение физической подготовленности с учетом индивидуальных особенностей занимающихся [5].
При проведении занятий по физической культуре со студентами с ослабленным здоровьем Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета, применяются нетрадиционные методики физической культуры:
— китайская оздоровительная гимнастика бадуаньцзин — комплексы упражнений, основанные на рекомендациях Джавэн Мао;
— комплексы упражнений гимнастики для рук и ладоней;
— использование элементов игровых видов спорта, которые, моделируют все виды двигательных действий;
— дыхательная гимнастика йогов;
— элементы гимнастики Хатха-йога (повышает функциональную подготовленность сердечно-сосудистой, дыхательной систем и общую сопротивляемость организма);
— гимнастика для глаз (повышает эластичность и тонус мышц и нервов, иннервирующих глаз) [6].
В процессе подготовки специалистов и бакалавров в Южном федеральном университете так же используются разнообразные методики подготовки студентов с ослабленным здоровьем основанные на элементах пилатеса, йоги, дыхательной гимнастики, аутогенная тренировка, механотерапия.
Данные подходы к занятиям физической культурой для студентов с ослабленным или имеющих какие-либо отклонения в состоянии здоровья характеризуются новым этапом в подготовке в высших учебных заведениях, которые направленны не только на овладение теоретическими знаниями в сфере физической культуры, но и позволяют привлекать студентов к систематическим занятиям физической культурой, что в дальнейшем будет способствовать не только улучшению физического состояния, но и наиболее эффективной профессиональной деятельности.
Литература
1. Детков Ю. Л., Платонова В. А., Зефирова Е. В. Теория и практика физической культуры для студентов с ослабленным здоровьем / [Детков Ю. Л., Платонова В. А., Зефирова Е. В.] — СПб: СПбГУИТМО, 2008 — 96с.
2. Матухно Е. В. Концепция образования в сфере физической культуры и развития профессионально важных качеств студентов с ослабленным здоровьем — Красноярск: Сибирский педагогический журнал, 2009 — № 12 — с.86.
3. Хисматулин Р. Р. Физическая культура для студентов с ослабленным здоровьем / Молодежь и наука: сборник материалов IX Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 385-летию со дня основания г. Красноярска [Электронный ресурс]. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2013. — Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/section026.html, свободный.
4. Алексюк С. Н. Об особенностях организации занятий по физической культуре студентов вузов, отнесенных к специальной медицинской группе / Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта — Харьков, 2007 — № 5.
5. Бердышева Е. В. Физкультурно-оздоровительная работа со студентами с ослабленным здоровьем / Вестник Бурятского государственного университета — Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2009 — № 15-26.
6. Скупченко Е. А., Бурбыгина В. В Физическое воспитание студентов специальных медицинских групп: проблема и пути решения / Мир науки, культуры, образования — Горно-Алтайск: Уральский государственный университет, 2014 — № 3 — с.46