Научная статья на тему 'Новые явления в организации и технологиях безналичных расчетов, их влияние на конкуренцию в денежном обороте различных форм денег'

Новые явления в организации и технологиях безналичных расчетов, их влияние на конкуренцию в денежном обороте различных форм денег Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
588
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые явления в организации и технологиях безналичных расчетов, их влияние на конкуренцию в денежном обороте различных форм денег»

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИЯХ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА КОНКУРЕНЦИЮ В ДЕНЕЖНОМ ОБОРОТЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ДЕНЕГ

C.B. АНУРЕЕВ,

доцент Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации

За последние 12-15 лет в организации и технологиях безналичного денежного оборота в нашей стране наблюдались кардинальные изменения. Напомним, что в конце 1980-х годов платежи проводились минимум за неделю, использовались преимущественно бумажные технологии. Только в трудах жанра научной фантастики писалось о возможности быстрого и эффективного проведения безналичных расчетов не только между предприятиями, но и с участием физических лиц.

Сейчас безналичные платежи между предприятиями проводятся за несколько часов, электронные технологии в основном вытеснили бумажный документооборот и ручной труд. Платежные системы стали столь эффективно проводить платежи предприятий, что ушли в прошлое такие негативные явления денежного оборота, как неплатежи, бартер, квази-денежные расчеты. Рынок платежных услуг для населения (пластиковые карты, быстрые переводы) прошел этап становления и наращивает свои объемы.

Несмотря на очевидные технологические новации, значительное повышение эффективности платежа, рано говорить о качественно новом состоянии денежного оборота. Платежные системы пока в основном отвоевали тот сегмент рынка, который был потерян в начале 1990-х годов, то есть платежи предприятий. Платежи предприятий населению по зарплате не более чем на 10% проводятся безналичными деньгами, покупки населения проводятся безналичными деньгами не более чем на 1%.

У некоторых специалистов закрадываются сомнения в возможности на данном этапе технологического развития платежных систем эффективного проведения средних платежей, в том числе с участием населения. Возникает проблема выработки стратегии развития банков и платежных систем, государственной экономической политики. Быть может, не стоит тратить усилия на массовое продвижение технологий и услуг в сегмент

средних платежей. Или все же существующие и пока не получившие массового распространения технологии способны породить революционные изменения в структуре денежного оборота?

Для ответа на вопрос о возможности в ближайшие годы массового перевода в безналичный денежный оборот средних платежей обратимся к новейшей истории платежных систем. Выявим основные факторы развития рынка платежных услуг нашей страны в 1990-е годы. Затем проанализируем, насколько исчерпалась действенность этих факторов, в какой степени доведены до совершенства и получили массовое распространение новые технологии платежных систем.

Изучая работу платежных систем и банков в нашей стране в 1990-е годы, необходимо рассмотреть институциональные изменения в организации экономики и банковского дела, влияние зарубежных платежных систем на наш рынок платежных услуг и на его отечественных субъектов, сфокусировать внимание на основных технологических новациях.

В прежнем экономическом укладе ориентация была на крупные предприятия. В начале 2002 года в нашей стране действовало более 3 млн предприятий и предпринимателей, тогда как в конце 1980-х годов предприятий было на порядок меньше. Значительно увеличилось число посредников при каждом крупном предприятии, многие структурные подразделения крупных предприятий выделились в самостоятельные юридические лица. Развитие торговли и сферы услуг дало значительное увеличение количества малых предприятий, где небольшой масштаб деятельности объективно оправдан. Используя более льготный налоговый режим малых предприятий, дробятся средние предприятия. Увеличение числа предприятий на порядок даже без учета других факторов уже приводит к значительному росту количества платежей.

Хозяйственные связи раньше были стабильными, все предприятия были государственными, расчеты в основном осуществлялись плановыми ежемесячными платежами. Сейчас, в условиях конкуренции и частной собственности, каждое предприятие стремится иметь несколько контрагентов по каждому направлению своей деятельности. Идет постоянный передел рынка, время существования предприятия уменьшилось, контрагенты стали меняться чаще. Платежи теперь проводятся в основном по предоплате за каждую отдельную партию товара, и количество партий существенно возросло. Изменение в организации хозяйственных связей привело к увеличению количества платежей каждого предприятия, зачастую на порядок.

Российская экономика в основном прошла этап взрывного передела собственности и реструктуризации предприятий, нормализовалась платежная дисциплина, и денежные расчеты используются практически повсеместно, стабилизировалась налоговая система и размеры теневого бизнеса. В целом дальнейшего взрывного роста количества платежей предприятий не ожидается, рост будет пропорционален общему экономическому развитию.

Количество клиентов, пользующихся платежными услугами банков, продолжает стремительно увеличиваться за счет физических лиц в рамках карточного бизнеса. Рост количества платежей по выплате заработной платы на карточки, очевидно, в ближайшие годы сохранится. Когда, например через пять лет, карточки будут у половины взрослого населения нашей страны, тогда количество клиентов банков — физических лиц в 16 раз превысит количество обслуживаемых банками предприятий.

Конкуренция, усложнение и динамизм хозяйственных связей не только привели к увеличению количества платежей, но и усилили требование к скорости проведения платежей. В 1980-е годы считалось приемлемым проведение платежа в течение недели. В начале 1990-х годов столь длительное проведение платежей стало неприемлемым. Необходимость ускорения платежей стояла настоль остро, что Банк России в кратчайшие сроки внедрял технические решения по проведению платежей за 1-2 дня.

Следствием институциональных изменений 1990-х годов и посткризисного экономического подъема является постепенный передел рынков, концентрация бизнеса, региональная экспансия наиболее успешных московских и отдельных региональных предприятий. Для контроля за предприятиями в 1990-х годах считалось достаточным замкнуть на московскую управляющую компанию

денежные потоки нескольких крупнейших каналов закупок и продаж. Сейчас идет явная тенденция к усилению управления всеми аспектами работы предприятий, включая расходование денежных средств на местах.

В 1990-е годы лишь крупнейшие банки и для крайне ограниченного числа предприятий создавали индивидуальные решения по проведению межрегиональных платежей. Сейчас практически каждое крупное предприятие желает управлять своими региональными подразделениями в реальном времени. Предприятиям уже недостаточно простого быстрого проведения платежей. Предприятия требуют автоматизации бухгалтерского учета расчетов в управляющей компании по всем региональным подразделениям. Требования предприятий по повышению эффективности платежных систем не только не исчерпались, а набирают силу.

Изменившиеся условия хозяйствования привели в первой половине 1990-х годов к существенному снижению платежной дисциплины предприятий. Неплатежи стали массовым явлением, подрывающим финансовое состояние предприятий, возможность привлекать инвестиции и кредиты. Безналичные расчеты, на которые в советские времена приходилось свыше 95% хозяйственного оборота предприятий, в первой половине 1990-х годов опосредовали не больше 20-25% этого оборота.

Многие руководители предприятий в качестве основных причин неплатежей называли несовершенство технологий платежных систем, невозможность пополнения оборотных средств за счет банковских кредитов. Специалисты в области банковских технологий, отчасти признавая несовершенство этих технологий, указывали, что неплатежи в большей степени были следствием объективного неумения руководителей советских предприятий работать в новых рыночных условиях. Во многом неплатежи были следствием медленной приватизации, бесхозности предприятий, прикрывали увод их прибылей и активов.

Результат неплатежей и сокращения безналичного денежного оборота определили рост тран-закционных издержек рыночного обмена. Снижение прозрачности предприятий, в том числе для их новых собственников, определило ухудшение инвестиционного климата. После кризиса 1998 года был взят курс на усиление платежной дисциплины, нормализацию расчетов между предприятиями. Очевидны успехи в увеличении налоговых сборов, своевременности бюджетных выплат, общий подъем экономики в 1999-2002 годах.

Очевидные экономические успехи начала 2000-х годов, в числе множества других факторов, были следствием роста безналичных расчетов

между предприятиями. Рост безналичных расчетов был достигнут на технологиях платежных систем, которые были внедрены в середине 1990-х годов. Это доказывает вторичность фактора несовершенства технологий платежных систем в кризисе неплатежей 1990-х годов.

Неденежные формы расчетов в основном остались в прошлом, чего нельзя сказать о теневом налично-денежном обороте. Так, например, около 40% российского ВВП и хозяйственного оборота предприятий — это теневой оборот. В начале 2000-х годов в результате налоговой реформы были перекрыты возможности использования большинства «серых» схем ухода от налогов. Часть «серого» оборота, несомненно, «обелилась», но другая часть пополнила теневой оборот.

Безналичный денежный оборот обеспечивает прозрачность хозяйственной деятельности предприятия для собственников, контрагентов и кредиторов, для государства. Наличный денежный оборот в сочетании с пренебрежением нормами кассовой дисциплины обеспечивает предприятиям более комфортный налоговый режим. Поэтому после нормализации в начале 2000-х годов платежной дисциплины предприятий следующим этапом экономической политики ожидается усиление контроля кассовой дисциплины, рост безналичного денежного оборота предприятий за счет теневого наличного.

Институциональные изменения экономики также затронули банковскую сферу и платежные системы. В конце 1980-х в нашей стране была монобанковская система Госбанка СССР и подчиненных ему спецбанков. Все безналичные расчеты проводились исключительно через платежную систему Госбанка СССР. Реформа начала 1990-х годов была направлена на создание массы негосударственных коммерческих банков, на развитие негосударственных платежных систем, конкуренции. Сейчас на рынке платежных услуг действует несколько десятков платежных систем с ориентацией на различных клиентов, с различными технологиями. Разгосударствление и конкуренция банков очевидно стимулируют совершенствование технологий платежных систем в ответ на возросшие требования предприятий.

Крупные предприятия и холдинги прошли этап обслуживания в карманных банках, понимают полезность обслуживания в рыночно ориентированных, работающих в конкурентной среде банках. У банков сейчас нет высокодоходных валютных операций или операций с государственными бумагами. Банки понимают необходимость совершенствования своих платежных технологий, рассчитывают на массовое привлечение через эти тех-

нологии розничного клиента. Особые усилия крупные банки направляют на развитие карточного бизнеса, на совершенствование средств дистанционного доступа. Конкурентная среда банковского бизнеса продолжает действовать и стимулировать совершенствование платежных технологий.

Рост количества обслуживаемых предпринимателей и просто физических лиц, рост количества средних по суммам платежей вполне может создать банкам проблемы. Вычислительные мощности и линии связи банков не имеют значительного запаса. Так, из-за перегруженности платежами московского региона МГТУ БР вынужден ограничивать пятью тысячами руб. полноформатные платежные документы. Когда карточки станут массовым явлением, потребуется кардинальное переоснащение платежных систем, изменение организации проведения внутри региональных платежей по средним суммам. Эти изменения по своим масштабам будут сопоставимы с изменениями первой половины 1990-х годов.

В наибольшей степени на технологии платежных систем в России повлияла большая открытость экономики для мирового рынка и западных платежных систем. Большинство современных технологий платежных систем пришло к нам за последние десять лет из-за рубежа. В нашей стране активизировали свою работу такие глобальные системы, как Swift, Visa и Europey, Western Union и другие. Банк России и российские коммерческие банки развивают собственные системы на основе западных технологий, становятся посредниками в продажах услуг западных платежных систем.

Будет неверным говорить, что в советские времена отечественная платежная система по своим технологиям значительно отставала от зарубежных. Советский Внешторгбанк, совзагранбан-ки активно осуществляли международные расчеты и использовали для этого технологии западных платежных систем. По крайней мере к концу 1980-х они были членами системы межбанковских коммуникаций Swift, они выступали посредниками при обслуживании пластиковых карт Visa. Опыт работы советских банков с западными платежными системами стал основой расширения числа российских участников западных платежных систем в начале 1990-х годов, массового заимствования западных технологий.

Кардинальные изменения в технологиях зарубежных систем произошли на рубеже 1980-х и 1990-х годов, когда вступили в строй первые версии систем валовых расчетов в режиме реального времени, когда пластиковые карты становятся не роскошью, а массовым средством расчетов населения. Кардинальные изменения социально —

экономического уклада нашей страны совпали с революционными изменениями в западных системах. В 1990-е годы в условиях падения производства и инвестиций, передела рынков и собственности отечественным банкам просто было не до внедрения новых технологий. Тогда и наметилось сегодняшнее отставание российских платежных систем от западных аналогов.

Благодаря большей открытости российской экономики, отечественные экономические субъекты стали активнее пользоваться услугами западных платежных систем. Знакомство отечественных клиентов с западными технологиями со стандартами обслуживания оказало не меньшее влияние на развитие отечественного рынка платежных услуг, чем знакомство с ними со стороны банков-участников. Среди российских предприятий уже достаточно много тех, кому необходимы платежи в режиме реального времени и кто перевел выплаты зарплаты своим сотрудникам на банковские карты. Именно новые требования клиентов, знакомых с западными системами, стимулируют развитие платежных систем в нашей стране.

Ведущие международные банки и платежные системы пока концентрируют свое внимание в основном на московском регионе и обслуживании крупных предприятий. Так, в Москве очевиден рост эмиссии карточек западных систем и уменьшение количества карточек российских систем. Некоторые специалисты высказывают мнение, что пока нерезиденты лишь обозначают свое присутствие на нашем рынке, изучают его. Ресурсы западных банков несопоставимо больше, чем российских. Активизация западных банков усилит конкуренцию и будет стимулировать развитие платежных технологий. С другой стороны, конкуренция будет неравной и приведет к вытеснению с рынка отечественных платежных систем и банков.

В начале 1990-х годов развитие платежных систем сдерживалось отсутствием адаптированного программного обеспечения, недостатком специалистов в области банковских технологий, знакомых с программированием, западными технологиями и российским законодательством. Массовое внедрение таких систем, как пластиковые карты или экспресс-переводы, началось во второй половине 1990-х с накоплением достаточного опыта в области банковских технологий. Именно тогда российские компании по производству программного обеспечения стали выпускать конкурентоспособные решения.

В принципе, российские специалисты и клиенты в началу 2000-х годов познакомились со всеми основными технологическими решениями западных банков и платежных систем. Знакомство с

основными технологиями не означает их массового практического использования со стороны российских клиентов, особенно небольших предприятий и физических лиц. Российские банки пока недостаточно овладели маркетинговыми приемами западных конкурентов, их умением эффективного Построения и управления крупными системами и работой с большим количеством клиентов. Действовавший в 1990-х годах фактор заимствования основных идей, знакомства с технологиями будет трансформироваться в фактор умения их массового внедрения и использования.

Из западных стран российские платежные системы и банки заимствуют не только технологии, но и оборудование. В нашей стране практически не производятся компьютеры, модемы и иное оборудование связи, не производятся банкоматы и POS-терминалы. Отсутствие отечественного производства сдерживает массовое внедрение многих технологий. Так, цена и сроки окупаемости банкомата у нас больше, поскольку его стоимость та же, что и на Западе, а уровень заработной платы банковских работников и клиентов платежных систем, средний размер транзакций и снятия наличных значительно меньше.

Многие технологические решения в нашей стране вообще не развивались и были полностью заимствованы из западных стран. Пластиковые карты возникли на Западе, а в нашей стране вплоть до конца 1980-х годов они не использовались. Развитие отечественных карточных платежных систем началось в начале 1990-х годов, только к середине 1990-х годов они вышли на стадию массового предоставления своих продуктов.

Стандарты валовых расчетов в реальном времени в начале 1990-х годов были введены в промышленную эксплуатацию в большинстве экономически развитых стран Запада. Только после очевидного положительного эффекта от их внедрения Банк России приступил к созданию собственной аналогичной системы. Украина и Казахстан купили готовые западные решения и с небольшой адаптацией внедрили их у себя в конце 1990-х годов.

Банк России только завершает опытную эксплуатацию системы валовых расчетов в реальном времени (на конец 2002 года в ней реально работало только три не самых крупных московских банка). Опыт внедрения первых электронных средств обмена платежными документами в начале 1990-х годов указывает, что после выхода из опытной эксплуатации на повсеместное внедрение требуется несколько лет. Пройдет еще несколько лет, пока большинство банков станут участниками СВР БР, пока большинство клиентов начнет пользоваться столь быстрыми платежами.

Электронные технологии, которые сейчас лежат в основе межбанковского обмена платежных документов, впервые были использованы в системе Swift. Банк России в первой половине 1990-х годов создавал собственную систему электронного обмена платежными документами на основе опыте Swift и ряда аналогичных систем центральных банков западных стран.

Электронные технологии клиентского дистанционного обслуживания, такие как системы банк-клиент или Интернет-банк сначала доказали право на существование в западных странах. Возможности дистанционного обслуживания через Интернет полностью стирают национальные границы. Эффективность Интернет-обслуживания западных банков могут создать угрозу расчетному бизнесу российских банков. Мобильный телефон в качестве средства дистанционного доступа к банковскому счету в настоящее время начинает активно использоваться в западных странах.

Технологическое отставание российских платежных систем и российских банков лишь на первый взгляд выглядит критичным. Успешный опыт внедрения отдельных решений доказывает возможность быстрой ликвидации технологического отставания, опережающего массового внедрения некоторых технологий.

Примером успешного быстрого внедрения новых технологий можно назвать электронную торговую систему ММВБ для банков. Она была внедрена в середине 1990-х годов всего через пару лет после начала активных торгов валютой и ценными бумагами. Успешное внедрение на ММВБ в начале 2000-х годов системы Интернет-трейдинга, появившейся в западных странах всего двумя-тремя годами раньше.

В качестве примера опережающего внедрения новых платежных технологий следует привести российские карточные платежные системы. При создании этих систем в первой половине 1990-х они сразу ориентировались на микропроцессорные карты. Сейчас свыше 90% карт систем Сберкарта, Union-карта и Золотая корона — это микропроцессорные карты, с функциями электронного кошелька, с различными сервисными приложениями. Крупнейшие западные карточные системы Visa и Europey только разрабатывают планы перехода на чиповые карты в 2004 году.

Несмотря на значительные институциональные изменения нашей экономики, заимствования технологий западных платежных систем, прогресс платежных технологий не был бы столь значительным и перспективы дальнейшего снижения издержек безналичного платежа не были бы столь реальными, если бы на протяжении 1990-х годов

не произошли существенные изменения в электронных технологиях.

Компьютерная техника стала дешевле, производительнее, доступной для всех предприятий и для большинства населения. Вспомним, как редки были компьютеры в нашей стране 12-15 лет назад. Персональные компьютеры были малопроизводительны и решали лишь простые задачи. Количество «продвинутых» пользователей на каждом предприятии или в населенном пункте исчислялось единицами. Сейчас именно доступность компьютеров, широкая компьютерная грамотность являются залогом успешного продвижения платежных систем.

Значительно подешевели линии связи. Сейчас можно в массовом порядке арендовать выделенные каналы связи под банкоматы, под внутрибанковские платежные системы для связи с обособленными подразделениями банков. Даже в середине 1990-х годов в нашей стране было крайне сложно и дорого арендовать канал связи для построения внутрибанковских платежных систем. Наблюдался не только дефицит линий связи, но и их низкое качество.

Объектно ориентированное программирование сделало создание и совершенствование программного обеспечения платежных систем более быстрым и дешевым. Интерфейс в стандартах MS Windows сделало работу клиента в автоматизированных банковских системах более комфортной, интуитивно понятной, не требующей массового обучения. Новации в программировании обеспечили существенное упрощение конструирования платежных систем, рост их числа, их разнообразие.

Однако большинство российских банков оснащены компьютерами выпуска середины 1990-х годов, производительности которых недостаточно для быстрой работы с Windows-приложениями. Большинство наших банков по-прежнему не имеют современных комплексных автоматизированных систем, позволяющих в единой программной среде быстро проводить платежи. Затраты на внедрение новейших АБС могут достигать 10 млн дол. США, и большинство российских банков пока неохотно тратит на это деньги.

К концу 1990-х годов значительно подешевел и вошел в массовое употребление Интернет. Он стал доступен широким слоям населения, для предприятий использование Интернета стало нормой, составной частью успешного бизнеса. Повсеместный дешевый Интернет создал условия для массового дистанционного банковского обслуживания. Вспомним, что в конце 1980-х годов возможность массового электронного подключения к банкам даже не предполагалась.

Сейчас мы стоим на пороге массового переноса в Интернет многих бизнес-процессов, покупок населения. Для экономических субъектов, для платежных систем это будут ничуть не меньшие институциональные изменения, чем те, которые были в нашей экономике в 1990-е годы. Массовым явлением становится мобильный телефон, более того, его возможности постоянно расширяются, и не за горами массовый доступ в Интернет с мобильного телефона. Если Интернет создал основу для массового дистанционного банковского обслуживания для предприятий и наиболее состоятельных физических лиц, то мобильный телефон со временем еще больше увеличит число постоянных клиентов банков за счет предпринимателей и среднего класса.

Наблюдающийся рост пользователей Интернета и мобильной связи пока себя не исчерпал. Число активных пользователей Интернетом в нашей стране составляет приблизительно 12 млн человек, абонентов мобильной связи — 9 млн человек, то есть не превышает 10% взрослого населения. Несмотря на относительно широкое использование Интернета и мобильной связи в повседневной жизни, платежные системы по-прежнему практически не используют их в качестве инструментов массового дистанционного обслуживания.

Сейчас в банках из всех средств дистанционного доступа на основе электронных технологий в основном используются лишь идеологически старые системы банк-клиент. Распространение они получили не более чем у 20-25% работающих предприятий, в основном крупных. Большинству малых предприятий и частных предпринимателей накладно пользоваться средствами дистанционного доступа, поскольку они дорогие, а платежи у этих предприятий эпизодические.

Число крупных российских банков, предоставляющих платежные услуги через Интернет или мобильный телефон, можно пересчитать по пальцам. Проекты этих немногих банков только выходят из стадии опытной эксплуатации. Рано говорить, что соответствующие технологии доведены российскими банками до совершенства. Предстоит еще много усилий по улучшению работы этих систем, по их доведению до массового пользователя.

Наиболее очевидный успех в использовании электронных технологий достигнут в эквайринге. РОБ-терминалы практически везде заменили импринтеры и голосовую авторизацию. Однако новые технологии, заменив старые, не получили массового распространения — по-прежнему менее 10% торговцев принимают к оплате пластиковые карточки. Несмотря на очевидные преиму-•щества чиповых карт и их опережающее внедре-

ние российскими карточными системами с учетом международных систем, число чиповых карт пока не превышает числа старых магнитных карт.

Достаточно медленное внедрение новых электронных технологий наблюдается не только среди российских банков, но и работающих в нашей стране их западных конкурентов. Ведущие западные платежные системы перешли на новые \Утс1о\¥5-приложения в начале 2000-х годов. Многие западные банки до сих пор не желают тратить деньги на замену старых компьютеров и старых 008-ориентированных АБС. Работающие на нашем рынке западные банки не ориентируются на обслуживание массового клиента, не развивают Интернет-банкинг и теле-банкинг.

Продолжают дешеветь, уменьшаться в размерах компьютеры. Мобильные телефоны постоянно наполняются новыми функциями, включая доступ в Интернет для получения простых платежных услуг. Совмещение ноутбука и мобильного телефона позволяет практически в любом месте организовывать полноценное банковское обслуживание. Объединяют РОБ-терминалы и мобильные телефоны.

Когда такие решения станут привычны широким слоям населения, платежные системы смогут не ограничиваться и в массовом порядке проводить безналичные платежи. Можно будет реализовать множество дополнительных услуг в развитии электронной коммерции, персонифицированного учета социальных выплат и налогов, операций на фондовом рынке.

Развитие электронных технологий не останавливается, оно вполне может создать в ближайшие десять лет основу для еще больших новаций в технологиях платежных систем. По крайней мере в ближайшие годы может обеспечить массовое внедрение тех новаций, которые сейчас обсуждаются, находятся на стадии опытной эксплуатации.

Анализ факторов развития рынка платежных услуг показал, что развитие технологий платежных систем не исчерпано. Новации на основе электронных технологий пока в полной мере не доведены до совершенства и не получили массового распространения. Платежные системы продолжают совершенствовать свои технологии, повышать скорость проведения платежа, снижать издержки и комиссии.

Усиливается конкуренция безналичных и наличных расчетов в сегменте средних сумм платежей от нескольких тысяч руб. В качестве примеров такой конкуренции можно привести тенденции по росту выплат заработной платы на карточные банковские счета. В меньшей степени, но все же наблюдается рост оплат покупок в крупных магазинах пластиковыми картами или переводами через операционные кассы.

Несмотря на очевидность повышения эффективности безналичного платежа, наблюдающегося роста безналичного денежного оборота, большинство специалистов нечетко представляют пределы этих процессов. Электронные технологии активнее используются не только в безналичных расчетах, но и в операциях с наличными. Требуется сравнительный анализ издержек безналичного и наличного платежа, тенденций изменения этих издержек на основе массового внедрения электронных технологий.

Безналичные расчеты по средним суммам должны стать объективно эффективнее, удобнее наличных. Иначе никакие электронные технологии и административные рычаги не обеспечат массового расширения безналичного оборота. Сравнительный анализ издержек должен показать «узкие места» безналичных расчетов, на «удаление» которых должны быть направлены усилия платежных систем.

Сначала проанализируем издержки платежа при различных формах денег в представлении клиентов-физических лиц.

Совершая безналичный платеж, клиенты оптовых платежных систем формируют платежный документ, представляют его в банк и через некоторое время получают результат проведения платежа в виде выписки по счету. Когда физическое лицо совершает платеж с использованием пластиковой карты, ему необходимо лишь поставить свою подпись на слип или набрать пин-код. Карточная платежная система устанавливает в магазинах технические средства, которые автоматически генерируют платежный документ и передают его на исполнение. После проведения платежа физическим лицам и магазинам высылаются выписки по счетам.

Наличный платеж в представлении физических лиц совершается простой передачей наличности из рук плательщика в руки получателя. Такого упрощенного представления лишены работники бухгалтерских и кассовых служб предприятий и банков. В их представлении, для выплаты заработной платы необходимо предварительно получить деньги в банке, если сумма крупная, то банку необходимо будет получить наличные в Центральном банке. Наличная выручка магазинов подлежит сдаче в обслуживающий банк и зачислению на расчетный счет, если в банк поступит крупная сумма наличных, он сдаст их в Центральный банк.

При проведении платежа через банк взимается комиссия с плательщика, получатель никакой комиссии платить не будет. При проведении платежа в карточной системе комиссию будет платить магазин как получатель, а физическое лицо

как плательщик ничего платить не будет. Платежные системы, помимо комиссионных доходов, будут рассчитывать на процентные доходы от кредитных операций.

В операциях с наличными банк берет комиссии с предприятий, где физические лица получают зарплату или совершают покупки за наличный расчет. Издержки натичных расчетов предприятия отдельно не выделяют, включают их в цену своих товаров. Физические лица никакие комиссии не платят и не ощущают их в суммах, заработной платы или в стоимости покупок.

В оптовых сделках платеж обычно проводится в течение дня, продавцы отпускают товар после зачисления денег на счет, и плательщики ощущают на себе весь срок платежа. При расчетах за покупки пластиковой картой магазин отпустит товар сразу после подписания слипа покупателем. Покупатель будет считать что все расчеты произведены и на это потребовалось несколько минут. Однако изготовление слипа означает лишь инициализацию платежа, а деньги на счет продавца будут зачислены через несколько дней.

При получении заработной платы наличными на предприятии или ее расходовании в магазине в представлении физического лица срок платежа будет составлять максимум несколько минут. Реально же для предприятия выплата заработной платы начнется днем раньше, когда оно зарезервирует деньги на своем расчетном счете и закажет наличные. Магазин будет использовать наличную выручку на следующий день после ее инкассации в банк и зачисления на счет.

Очевидно, что клиенты непосредственно совершают и представляют себе лишь малую часть процедур проведения платежа. За рамками представлений клиентов остаются сложные процедуры проведения платежа между участниками систем и использующиеся при этом технологии. Неверное представление клиентов об эффективности платежных систем усиливается особенностями тарифной политики. Физические лица ощущают на себе лишь часть издержек времени на проведение платежа.

Сравнительный анализ издержек процедур безналичного и наличного платежа строить только на представлениях клиентов неверно. Необходим сравнительный анализ полной процедуры платежа, как их представляют специалисты, как несут издержки банки и предприятия. Полные процедуры платежа различных форм денег представлены в таблице.

Сравнительный анализ процедур и издержек в денежном выражении должен основываться на обширном статистическом наблюдении за опе-

рациями нескольких банков и предприятий. На наблюдении за уровнем загрузки и производительности труда кассиров, операционистов, бухгалтеров. Статистическое наблюдение будет субъективным, поскольку загрузка людей не будет предельной, степень автоматизации учетных и операционных процедур не будет полной.

Точный анализ в денежном выражении потребует обширного изложения. Чтобы представить анализ коротко, но емко, необходимо упростить представление издержек. Для упрощения анализа процедуры и издержки платежа различных форм денег будут сгруппированы на относительно единообразные. Единообразные издержки будут исключены из анализа. Анализу будут подвергнуты немногие оставшиеся действительно разные и ключевые издержки.

Относительно однородные группы процедур и издержек будут такими: бухгалтерский учет платежа у плательщика и получателя, взаимодействия с банком, учетно-операционные процедуры банков, процедуры с наличными деньгами. Каждая процедура будет подвергаться анализу в рамках как существующих массовых технологий, так и на предмет потенциально возможного снижения издержек на основе наиболее передовых электронных технологий, пока не получивших массового распространения.

Бухгалтерский учет у плательщика и получателя для проведения платежа исходя из соответствующих процедур и технологий не является строго обязательным. Его необходимость определена государством, в равной степени для обеих форм расчетов. Избежать бухгалтерских процедур можно только в наличных расчетах между физическими лицами, а также в теневом хозяйственном обороте. В рамках данного анализа предприятия будут законопослушными и будут вести бухгалтерский учет.

Банковские учетно-операционные процедуры являются неотъемлемой частью безналичного платежа, определяемого как изменение записей по банковским счетам участников расчетов. В узком теоретическом понимании для оборота наличных банки не требуются. Однако, как указано выше, на практике оборот наличных начинается и завершается в банках. Банки совершают учетно-операционные процедуры в операциях с наличными так же, как в безналичных платежах. Эти процедуры, пусть в разной степени, но признаются характерными для обеих форм платежей.

Процедуры взаимодействия с банком, так же, как банковские учетно-операционные процедуры, объективно присуши безналичным расчетам и не требуются при узком понимании наличных расчетов. Поскольку в рамках настоящего анализа

оборот наличных начинается и заканчивается в банках, процедуры взаимодействия с банком будут учитываться. Эти процедуры будут включать передачу в банк заявки на наличные, перевозку наличных, получение из банка выписки по счету.

Процедуры обработки наличных объективно присущи только наличным расчетам. На первый взгляд, издержки этих процедур можно смело записывать в минусы налично-денежных расчетов. Однако на практике наличный оборот является продолжением безналичного оборота и наоборот. Например, при выплате заработной платы на банковский счет до 90% средств сразу снимается со счета наличными. Или когда предприятие торговли полученную наличную выручку сдает в банк и зачисляет на счет. Поэтому процедуры обработки наличных необходимо анализировать применительно к обоим видам платежа.

Проанализируем бухгалтерские процедуры выплаты заработной платы с помощью различных форм денег. При выплате заработной платы на банковский счет необходимо сформировать реестр платежных поручений и передать его в банк, затем получить из банка выписку по счету, провести списания ее по учетным регистрам. Получателями платежа будут физические лица, а им нет необходимости вести бухгалтерский учет.

Выплата заработной платы наличными из кассы предприятия потребует формирования и передачи в банк заявки на снятие наличных. После снятия наличных необходимо получить в банке выписку по счету, отразить снятие наличных по учетным регистрам. Затем необходимо сформировать расчетно-платежную ведомость, выдать наличные каждому работнику и отразить по учетным регистрам расход денег из кассы.

Формирование документов банку и учет операций по счету в бухгалтерских регистрах предприятий при обоих формах выплаты заработной платы достаточно похожи. Так, платежное поручение к реестру на выплату заработной платы на банковский счет и заявка на снятие наличных, несмотря на различия в формах этих документов, будут иметь примерно одинаковые процедуры формирования и затраты времени.

Реестр платежей на банковские счета работников и расчетно-платежная ведомость также имеют приблизительно одинаковое количество полей, процедуры и время их заполнения. В формировании этих документов будут наибольшие издержки, поскольку необходимо отдельной записью отразить каждую небольшую выплату каждому сотруднику.

Программы бухгалтерского учета, например 1С-бухгалтерия, формируют указанные документы в равной степени автоматически за несколько

секунд. Используются данные модуля кадрового учета, куда заблаговременно внесены все «реквизиты» получателей заработной платы и результаты их труда. Также автоматически учетная программа проведет выплаты по бухгалтерским регистрам.

Передача документов в банк, получение из банка выписки по счету могуг в равной степени осуществляться без физического посещения банковского офиса за несколько секунд через банк-клиент или Интернет-банк. Существуют решения по интеграции этих средств дистанционной работы с банком и бухгалтерских программ предприятий. Интеграция настолько полная, что учетные процедуры на предприятии будут совершены с минимальными затратами труда простым подтверждением либо вообще автоматически.

Таким образом, процедуры и издержки формирования бухгалтерских документов, передача их в банк и проведение операций по учетным регистрам при различных формах выплаты заработной платы можно признать однородными. Они в равной степени поддаются высокой степени автоматизации, уменьшающей соответствующие издержки максимум до нескольких минут, и это позволяет признать издержки несущественными в расчете на один платеж при большом числе работников.

Представим банковские операционные процедуры выплаты заработной платы на банковский счет. Банк примет реестр платежных поручений, проверит его, внесет реквизиты всех платежей в свою операционную программу, проведет платежи по счету предприятия-плательщика и передаст сводный реестр платежей в расчетный банк платежной системы. Расчетный банк проверит реестр, проведет платежи по корреспондентским счетам банков-участников, сформирует и передаст банкам-участникам выписки по корреспондентским счетам и реестры проведенных платежей. Банк получателя на основе выписки и реестра из расчетного банка зачислит деньги на счет физического лица — получателя заработной платы, сформирует и представит ему выписку по счету.

Снятие наличных на выплату заработной платы будет сопровождаться следующими банковскими операционными процедурами. Банк примет заявку на выдачу наличных, проверит ее, включит ее в сводную заявку на подкрепление наличными в Центральный банк. Центральный банк получит заявку коммерческого банка, проверит ее и направит на исполнение, после выдачи наличных спишет соответствующую сумму с корреспондентского счета банка, представит банку выписку по корреспондентскому счету. Коммерческий банк отразит подкрепление наличных в своих учетных регистрах по корреспондентскому счету и кассе,

затем при выдаче наличных предприятию вновь отразит операцию в учете по кассе и счету клиента.

Очевидное отличие в операционных процедурах банков будет заключаться в более простой процедуре оформления снятия наличных, поскольку там будет одна операция и один бухгалтерский документ, а не реестр платежных поручений, как в безналичной выплате.

Если операционная работа банка плохо автоматизирована, то процедура проверки реестра платежных поручений и его внесение в операционную программу банка, несомненно, займет много времени. Еще больше издержек будет при плохо автоматизированном зачислении денег на счета множества получателей и представления им выписок, Издержки банка в условиях плохой автоматизации при безналичной выплате будут значительно большими, чем в выдаче наличных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако ручная обработка платежных документов в банках практически повсеместно заменяется на электронную. Средства дистанционной работы с банковским счетом интегрируются с операционной программой банка. Электронные технологии позволяют банкам автоматически принимать, проверять и проводить большое количество платежных поручений не более чем за несколько минут.

В 1990-е годы максимально автоматизированы процедуры межбанковского обмена платежными документами и выписками по корреспондентским счетам. Внедрение систем валовых расчетов в реальном времени позволит кардинально сократить время на процедуры межбанковского проведения платежа. Это будет особенно контрастировать с невозможностью сократить время на пересчет и перевозку наличных.

В составе издержек безналичного платежа будут операционные процедуры в банке-получателе, которых не будет при операциях снятия наличных. Минимизация этих издержек также зависит от уровня автоматизации операционной работы банка-получателя. Если автоматизация полная, то большое число выплат будет обработано за несколько минут и для каждого отдельного платежа будет незаметным.

Таким образом, банковских операционных процедур при снятии наличных на выплату заработной платы меньше, чем если заработная плата выплачивается переводом на банковский счет. Ключом к минимизации больших операционных издержек безналичных выплат будет полная автоматизация операционных процедур банка. При полной автоматизации различия в операционных издержках на проведение одной операции снятия большой суммы наличных и сотен небольших безналичных переводов будут для клиентов незаметны.

Выплата заработной платы на банковский счет через несколько лет вполне может приобрести массовый характер, тогда как при оплате покупок населения еще длительное время будут преобладать расчеты наличными. Экономию издержек процедур работы с наличными можно зачесть в плюс безналичным платежным системам только через много лет, когда безналичные расчеты станут преобладать не только в доходах, но и в расходах населения. Сейчас в анализе издержек необходимо учитывать факт снятия наличными существенной части зачисленной на банковский счет заработной платы.

При выплате заработной платы наличными через кассу предприятия мы имеем следующую последовательность процедур с наличными. Банк получает наличные в Центральном банке, пересчитывает их по пачкам, инкассирует деньги в свое кассовое хранилище. Пересчитывает деньги по пачкам при зачислении в кассу банка. Вновь пересчитывает по пачкам при выдаче денег инкассаторам, перевозит наличные на предприятие. Кассиры предприятия при получении денег пересчитывают их по пачкам, затем полистно при получении денег каждым конкретным кассиром в начале выдачи заработной платы. Еще один полистный пересчет купюр осуществляется при непосредственной выдаче заработной платы кассиром и получателем.

При снятии наличных через банкомат последовательность процедур будет несколько меньшей. Банк получает наличные в Центральном банке, пересчитывает их по пачкам, инкассирует деньги в свое кассовое хранилище. Пересчитывает деньги по пачкам при зачислении в кассу банка. При заправке кассет банкомата кассиры банка осуществляют полистный пересчет денег и пломбировку кассет. Затем кассеты инкассируются к банкомату и помещаются в него. Выдача денег конечным получателям осуществляется автоматически.

Однородными следует признать издержки на получение наличных в Центральном банке, их перевозку и зачисление в кассу банка, инкассацию денег на предприятие или к банкомату. Если банкомат находится в офисе банка, то инкассация не требуется, и это очевидный плюс в выплате заработной платы на банковский счет. В выдаче наличных через банкомат будет меньшее число промежуточного пересчета денег. Полистный пересчет при каждой конкретной выдаче с ручного труда заменяется на автоматический счетчиком банкнот банкомата.

Меньшие издержки выдачи наличных через банкоматы становятся заметней при выплате заработной платы на многих не самых крупных пред-

приятиях. Экономия издержек достигается за счет оптимизации маршрутов инкассации. Проще обслуживать несколько десятков банкоматов, чем перевозить деньги на сотни предприятий. Немаловажным будет фактор удобства для получателя, когда наличные можно будет получить в нескольких десятках мест в любое время суток, и не стоять в очереди в одно окошко кассы предприятия.

Таким образом, при выдаче наличных через банкомат будет в два раза меньше процедур пересчета наличных, возможна экономия за счет оптимизации маршрутов инкассации, а она среди процедур с наличными требует больше всего времени.

Экономия в издержках на операциях с наличными будет действительно ощутимой, когда безналичные расчеты станут преобладать не только в доходах, но и в расходах населения. Перевод существенной части наличного денежного оборота физических лиц в безналичный пропорционально снизит издержки обслуживания выдач наличных через банкоматы и процедур обработки наличной выручки. Проанализируем издержки процедур оплаты покупок населения в магазинах двумя формами денег, определим потенциальный экономический эффект от снижения удельного веса наличного денежного оборота.

Бухгалтерские программы, как и при различных формах выплат заработной платы, автоматически разнесут по учетным регистрам операции с наличной выручкой и ее зачислению на банковский счет. Расчеты при помощи пластиковых карт практически повсеместно полностью автоматизированы начиная от формирования слипа, передачи его электронного образа в процессин-говую компанию и заканчивая зачислением платежей на счет магазина. Магазину необходимо лишь сформировать сшив подписанных плательщиком слипов и обеспечить их временное хранение на случай требования возврата платежа. Процедуры со слипами отнимут у работников магазина примерно столько же времени, сколько займет пересчет денег при сдаче кассы, обработка кассовой ленты или кассовых ордеров, оформление отчета кассира и записи в кассовой книге.

Издержки бухгалтерских процедур при различных формах платежа за покупки товаров населением в магазинах признаются однородными, поддаются высокой степени автоматизации..

Предприятия из нашего анализа выполняют требования кассовой дисциплины, свою наличную выручку они инкассируют в банк и зачисляют на счет. Это указывает на наличие банковских операционных процедур в наличных расчетах, так же, как в безналичных. Инкассация магазинов осуществляется раз в сутки, поэтому операционных проце-

дур оформления сдачи наличных в банк, затем в Центральный банк, зачисления на счета предприятия и банка будет по одной независимо от количества покупок в магазинах и суммы наличных.

Процессинговая компания обработает реестр карточных транзакций автоматически, автоматически выдаст распоряжение банкам — участникам платежной системы о проведении платежей, банки автоматически обработают платежные инструкции процессинговой компании и проведут необходимые платежи. Процедуры платежей посредством пластиковой карты сложнее, чем процедура оформления взноса наличных, однако они поддаются практически полной автоматизации и имеют минимальные незаметные текущие издержки.

При безналичном платеже операционные процедуры будут последними, тогда как при наличных расчетах еще будут процедуры обработки и перевозки наличных. Потребуется пересчитать наличные при сдаче кассы в магазине, затем еще раз пересчитать их при формировании инкассаторской сумки. Затем перевести деньги в банк. Пересчитать деньги в банке и упаковать их в пачки. Перевести деньги в Центральный банк, пересчитать их там и запаковать вновь.

Чистая экономия от перевода части денежного оборота населения в безналичную форму, как в части выплаты заработной платы, так и в части оплаты покупок потребительских товаров, составит две комиссии за инкассацию банк — предприятие; две комиссии, но значительно меньшие за инкассацию банк — РКЦ, четыре комиссии за контрольный пересчет.

Эти процедуры подлежат автоматизации в значительно меньшей степени, чем бухгалтерские или операционные процедуры, отнимают много времени и труда банковских кассиров. Поэтому тарифы банков комиссии за инкассацию и контрольный пересчет достаточно большие. Так, например, в Москве базовыми тарифами за инкассацию будут до 0,5% и за контрольный пересчет до 0, [% от суммы.

В издержках операций с наличными, из-за их высоких трудозатрат и невозможности автоматизации, текущие издержки превышают постоянные. Комиссии устанавливаются в зависимости от количества обрабатываемых банкнот и от суммы. Безналичные платежи практически полностью поддаются автоматизации, в их издержках минимальны текущие и преобладают постоянные. Тарифы устанавливаются фиксированные, не зависящие от суммы платежа.

Напомним, что ранее бухгалтерские и операционные издержки были признаны однородными, подлежащими высокой степени автоматиза-

ции и исключены из сравнительного анализа. В стоимостном выражении экономия в издержках составит порядка 1,7-2% от суммы денежного оборота, что и будет пороговой величиной для сравнительного анализа эффективности той или иной формы платежа.

Бытует мнение, что слабое распространение безналичных расчетов в операциях физических лиц является следствием их высокой капиталоемкости, более высокой, чем альтернативных наличных расчетов. Поэтому, чтобы подтвердить или опровергнуть это утверждение, помимо текущих издержек, необходим сравнительный анализ капитальных издержек.

Капиталовложения в инфраструктуру платежных систем будем анализировать по следующим составляющим: в оборудование рабочего места сотрудника участников платежной системы, в средства передачи денег на расстояния, в оборудование обработки денег, в обеспечение учетно-операционных процедур, эмиссионные издержки. Как и в анализе текущих издержек, будет использован метод выявления и исключения родственных издержек, сравнительному анализу будут подвергнуты немногие оставшиеся разнородные издержки.

Для инфраструктуры традиционных безналичных платежных систем необходимы офисы и оборудование обычных рабочих мест для операционистов банков и бухгалтеров предприятий. Существуют эффективные решения по автоматизации отношений банк — клиент, дистанционного доступа к банковскому счету и в области обработки клиентских платежных поручений. В будущем электронные технологии позволят практически полностью отказаться от ручного труда банковских операционистов и сэкономить на капиталовложениях в банковские офисы и оборудование рабочих мест.

Экономия будет еще более ощутимой, если учесть, что банковские офисы обычно располагаются в престижных местах, отделываются на высочайшем уровне и их стоимость в 1,5-2 раза превышает стоимость офисов предприятий. По сути, остаются лишь издержки в оборудование рабочих мест бухгалтеров предприятий, поскольку их труд все же автоматизации в полной мере не поддается, но эти издержки характерны и для налич-но-денежных платежных систем.

Для инфраструктуры наличных расчетов капиталовложения будут направлены в банковские офисы, на особо защищенные рабочие места кассиров (кассовую кабину), обычные рабочие места для операционистов, в оборудование рабочих мест бухгалтеров и кассиров предприятий. В налично-денежных расчетах сейчас нет столь эффективных технологических решений, которые позволили бы

полностью отказаться от ручного труда банков-ких кассиров и операционистов и соответствующих издержек в оборудование их рабочих мест.

Банкоматы лишь отчасти позволяют уменьшить ручной труд, поскольку их подавляющее большинство только выдает наличные, сдавать наличные по-прежнему эффективнее традиционно через кассира. Стоимость банкомата сопоставима со стоимостью оборудования рабочего места кассира. Банкомат необходимо размешать в офисе, хотя и значительно меньшего размера, чем для размещения кассовой кабины. В принципе, банкомат экономит только текущие издержки в части заработной платы кассира.

Таким образом, высочайшая степень автоматизации безналичных расчетов позволит в будущем отказаться от значительной части дорогостоящих банковских офисов, совокупных вложений в офисы потребуется в 5-6 раз меньше в сравнении с офисами для наличных расчетов.

Капиталовложениями в средства передачи денег на расстояния для налично-денежных платежей будут инкассаторские машины для перевозки банкнот. Для безналичных — это будут традиционные средства физической доставки платежных поручений, линии связи для передачи их электронных образов.

Обычная машина, на которой представитель предприятия привозит платежные документы в банк, стоит дешевле специализированной инкассаторской. Инкассаторскую машину обслуживают три человека, тогда как обычную — всего один человек. Обычные машины можно использовать по любому назначению параллельно с визитами в банк. Доставить платежные документы в банк можно и на общественном транспорте.

Бум в телекоммуникационных технологиях сделал линии связи повсеместными и дешевыми. Еще десять лет назад их неразвитость и дороговизна были существенным тормозом развития платежных систем. Сейчас практически каждый офис имеет телефонную линию и выход в Интернет стоимостью всего несколько десятков долларов США в месяц. Используется обычное оборудование связи, общение с банком занимает минимум времени, а в остальном канал связи будет использоваться, как и обычная машина, для других целей.

Таким образом, для передачи платежных документов будут использоваться обычные каналы связи и автомашины, то есть специальных вложений не потребуется, тогда как для перевозки наличных потребуются дорогие специализированные инкассаторские машины, скорость передачи документов, очевидно, будет выше в первом случае, чем во втором.

Для безналичных платежных систем потребуются вложения в автоматизированный прием, обработку клиентских платежных документов, отражение платежей по банковским счетам. Например, для карточных систем это будут вложения в организацию процессинга. Создание процессингового центра, особенно для нашей страны, представляется делом уникальным и достаточно капиталоемким. Стандартных, легко тиражируемых решений на рынке практически нет. Для среднего банка стоимость процессингового центра может в разы превысить стоимость всего имеющегося в банке оборудования обработки наличных. Затраты на про-цессинг оправдываются лишь при большом количестве клиентов и транзакций.

Процессинговый центр включает в себя до десятка серверов, всего несколько компьютеров и рабочих мест, много модемов и входящих линий связи. Все оборудование в среднем банке уместится в обычное помещение площадью до 30-40 м2. Такой процессинговый центр может одновременно обрабатывать тысячи платежей со всего региона.

Когда потребность в процессинге станет массовой, софтовые компании смогут наладить производство легко настраиваемого почти «коробочного» программного обеспечения, существенно снизив его цену.

Вложения в оборудование обработки наличных денег будут направлены на приобретение счетчиков и упаковщиков банкнот и монет, являющихся неотъемлемым атрибутом любого рабочего места кассира и кассового узла банка. Производство оборудования для обработки наличных налажено давно. Для обычных касс предприятий и банков стоит недорого. Дорого стоит только высокопроизводительное многофункциональное оборудование для крупных кассовых хранилищ с большим оборотом наличных.

Оборудование крупного кассового узла потребует большого специализированного банковского офиса, до нескольких сот квадратных метров для среднего банка. Ограничиться созданием одного мощного кассового узла не удастся, поскольку будет неэффективно свозить в него наличность со всего региона. Будет необходимо минимальное оборудование десятков и сотен касс на местах в банковских офисах.

Таким образом, стоимость создания процессингового центра примерно равна стоимости покупки оборудования для обработки наличных. Однако помещение для процессинга потребуется на порядок меньше, его можно разместить в более удаленных и дешевых офисах и он будет быстро обрабатывать платежи большого региона. Со

временем стоимость создания процессинга уменьшится, тогда как стоимость оборудования обработки наличных — нет.

Для осуществления розничных расчетов с населением в издержки на оборудование для обработки наличных необходимо включить приобретение кассовых аппаратов, которые обязательны для приема платежей наличными, или Р05-терминалы для приема платежей посредством банковских карт.

Современный кассовый аппарат по своим возможностям и цене ближе к компьютеру, чем к механическому кассовому аппарату 1980-х годов, в крупных магазинах он связан внутренней сетью с программой бухгалтерского учета. Основное принципиальное пользовательское отличие Р08-терминала — это необходимость для него внешней телефонной линии для связи с процес-синговым центром.

По стоимости эти два аппарата примерно одинаковы, более того, крупные магазины уже много лет используют совмещенные устройства, объединяющие функции и кассового аппарата, и РОБ-термината. В Японии и Южной Корее активно используются устройства, совмещающие в себе помимо функций двух указанных аппаратов еще и функции мобильного телефона. Такие устройства используют мелкие торговцы или сотрудники крупных компаний по доставке товара непосредственно до покупателя.

Таким образом, издержки в оборудование для первичной обработки для наличного и безналичного платежа можно признать однородными. Хотя массовый быстрый переход на безналичные розничные расчеты потребует замены большинства кассовых аппаратов, а значит и дополнительных издержек.

Следующей статьей вложений будут затраты на приобретение бухгалтерских программ для предприятий и операционных программ банков.

Поскольку анализируемые нами предприятия соблюдают требования кассовой дисциплины, то любой платеж независимо от формы денег подлежит отражению в учетных регистрах, и вложения в учетные программы предприятий будут характерны для обоих способов платежа. Модули банковских операционных систем по учету операций с наличными более просты, как и модули обработки платежей учетных программ предприятий.

Банковские операционные системы автоматизируют процедуры первичной обработки платежа, его маршрутизацию в процессинговую ком-

панию или расчетный банк, проведение платежа по банковским счетам. Банки также берут на себя функции настройки систем дистанционной работы с банковским счетом и их привязки к учетным программам предприятий. Банковские операционные системы функционально сложнее и стоят дороже.

Эмиссия безналичных денег осуществляется обычным платежным поручением эмиссионного центра на счета получателей кредитов или бюджетных ассигнований. Ее издержки будут равны стоимости обычного безналичного платежа, то есть будут чрезвычайно небольшими и не зависящими от суммы. Эмиссия наличных денег потребует больших капиталовложений в создание специализированных полиграфических предприятий. Стоимость изготовления бумажных денег составляет несколько процентов от их нарицательной стоимости. С учетом срока жизни купюр и числа обслуживаемых сделок она будет еще менее заметна. Но все же эмиссионные издержки наличных денег очевидно значительно больше, чем безналичных.

Таким образом, из основных статей капиталовложений в инфраструктуру денежного обращения, затраты на оборудование процессинга для обработки безналичных расчетов или на оборудование обработки наличных будут примерно одинаковыми. В обоих случаях потребуются затраты на учетные программы для предприятий и операционные системы банков.

Для платежных систем, с учетом перспектив внедрения электронных технологий, будут на порядок меньше издержки в офисы, в оборудование рабочих мест кассиров и операционистов банков, в средства дистанционной работы с банками.

Эмиссионные издержки безналичных денег будут практически нулевыми, тогда как для наличных они будут достаточно ощутимы.

Инфраструктура наличных расчетов создавалась десятилетиями, за это время революционно не изменялась и давно уже представлена повсеместно. В технологиях безналичных расчетов за последние 10 лет наблюдаются поистине революционные изменения. Количество безналичных платежей, по крайней мере в развитых странах, растет в геометрической прогрессии. Требуемые капиталовложения в инфраструктуру платежных систем спрессовываются в несколько лет. Это и формирует неверное представление об их большей величине в сравнении с вложениями в инфраструктуру наличных расчетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.