Научная статья на тему 'Определение дополнительных возможностей платежных систем'

Определение дополнительных возможностей платежных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение дополнительных возможностей платежных систем»

БАНКОВСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ

C.B. АНУРЕЕВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Банковское дело» Финансовой академии при Правительстве РФ

Ранее была уточнена обязательная необходимость для безналичных расчетов платежного документа и банковского счета. Были сделаны выводы, что ошибочное представление клиентов об отсутствии этих элементов в ряде систем складывается из-за высокой степени автоматизации процедур инициализации и проведения платежей.

Было указано, что платежные системы создают и будут дальше совершенствовать, добиваться массового использования клиентами различных электронных средств дистанционного доступа к банковскому счету. Средства дистанционного доступа будут обеспечивать взаимодействие с банком из любой точки, где есть обычная телефонная или мобильная связь, в любое время суток, быстро, функционально и дешево.

Объективная необходимость счета и банка, а также конкуренция среди различных банков и платежных систем порождают большое число платежных систем. Анализ различных платежных систем, их процедур межбанковского проведения платежа показал технологическую сложность этих систем, содержание в них до нескольких десятков действий в рамках процедуры проведения платежа.

Безналичные расчеты в сравнении с наличными требуют от клиентов больше времени и больших навыков. Платежным системам и банкам требуется больше инвестиций, более квалифицированные специалисты.

Очевидна проблема меньшего удобства и большего времени безналичных расчетов в представлении обычного человека в сравнении с наличными. Проблема усугубляется достижением критичес-

кого уровня существующих электронных технологий, отсутствием решений по еще большей автоматизации процедур проведения платежа или по еще большему упрощению дистанционной работы с банками. При существующих электронных технологиях платежные системы не способны сделать безналичные расчеты столь же простыми и мимолетными, как средние по суммам наличные расчеты между физическими лицами.

Необходим поиск способов компенсации массовому клиенту больших издержек безналичных расчетов, поиск дополнительных возможностей платежных систем. Компенсация не должна существенно увеличивать комиссии платежных систем, не должна усложнять процедуры проведения платежа. Компенсация не должна приводить к существенному росту инвестиций и текущих издержек платежных систем.

Основой дополнительных возможностей платежных услуг должны стать проанализированные ранее технологии. Безналичные расчеты требуют обязательного документального оформления платежей и банковского счета для их проведения. Платежные системы добиваются практически полной автоматизации документооборота, дистанционной работы с банками, проведения платежей между банками.

Поиск дополнительных возможностей платежных систем необходимо вести в смежных областях; среди банковских операций, поскольку основными проводниками платежных услуг являются банки; в торговле, поскольку в основном предполагается перевод в безналичный оборот части розничного товарооборота; в тех операциях

банков и торговцев, которые имеют схожие с безналичными расчетами технологии или для которых безналичные расчеты являются неотъемлемой и самой технологичной частью; тех операций, которые в столь же полной степени, как и безналичные расчеты, поддаются полной автоматизации.

Основными посредниками в проведении безналичных платежей являются банки. Помимо платежей, банки представляют целый спектр других услуг, по своей технологической основе близких к безналичным расчетам. В качестве технологически близких услуг банков следует рассматривать операции с ценными бумагами и различной иностранной валютой.

Так, практически все ценные бумаги выпускаются в бездокументарной форме в виде записей на счетах депо. Счета депо несущественно отличаются от банковских денежных счетов, в основном лишь большим количеством субсчетов на каждый выпуск ценных бумаг. Операции с ценными бумагами совершаются на основании депозитарного распоряжения, похожего на платежное поручение. Результатами сделок с ценными бумагами будут платежи ее участников по каналам платежных систем. В операциях с валютой, по межбанковскому кредитованию близость процедур и технологий еще более очевидна.

Актуальность снижения издержек в операциях на фондовом и денежном рынках немногим меньше актуальности снижения издержек безналичных расчетов. Все больше частных лиц готовы осуществлять эти операции. Сумма средней операции стремительно снижается, и требуется столь же стремительное снижение издержек и комиссий. Становится нормой торговля ценными бумагами и валютой в электронных системах. В качестве средства дистанционного доступа активно используется Интернет. Клиенты, очевидно, будут готовы воспользоваться столь же безопасным и быстрым сервисом, как при совершении безналичных расчетов.

Схожесть технологий инвестиционных и платежных услуг позволяет банкам активно использовать в обоих направлениях технологические новации безналичных расчетов. Передовые банки и платежные системы предлагают инвестиционные и платежные услуги пакетом, в одном программно-техническом комплексе. Существует множество примеров успешной депозитарной деятельности коммерческих банков.

Например, концепцией системы валовых расчетов в режиме реального времени Банка России, принятой решением совета директоров ЦБ РФ от 13.06.97, определен ряд задач в части пре-

доставления инвестиционных услуг помимо платежных, а именно: оптимизация управления внутридневной ликвидностью; обслуживание кредитных, депозитных, валютных и других сделок Банка России; обеспечение расчетов на рынке государственных ценных бумаг и валютном рынке.

На первом этапе становления системы ее дополнительные услуги будут использоваться только в операциях коммерческих банков с Банком России. В дальнейшем, по мере отладки системы, подключения к ней большинства банков-участников, привыкания к ней пользователей, можно будет проводить через нее весь спектр сделок между коммерческими банками. Как минимум, в ближайшем будущем ожидается интеграция СВР Банка России и системы торгов на Московской межбанковской валютной бирже.

Похожие задачи реализованы в оптовых платежных системах экономически развитых стран. Например, в системе валовых расчетов в режиме реального времени федеральной резервной системы Fed Wire или платежной системы CHIPS межбанковской клиринговой палаты Нью-Йорка. Собственно опыт эксплуатации и лучшие технологические решения тех систем и легли в основу концепции СВР Банка России.

Платежная система национального банка Украины используется в качестве защищенной электронной почты для межбанковской переписки. По ее каналам, например, можно направлять отчетность, запросы или согласования, в обратном направлении до коммерческих банков доводятся законодательные акты, ответы с согласования. Вся корреспонденция пересылается оперативно и на основе безбумажных технологий.

Конкурентом национальных оптовых платежных систем в части услуг передачи межбанковской корреспонденции является SWIFT. Эта система не следит за исполнением сделок на денежном и финансовом рынках, не служит арбитром в разрешении неверных действий по электронным поручениям. Однако она интересна прежде всего как международная система, объединяющая практически все крупные банки большинства стран. Она была первой системой, обеспечившей обмен разнообразной корреспонденцией по защищенным каналам в электронном формате, по всем понятным стандартам.

«SWIFT представляет банкам - членам системы автоматизированную международную телекоммуникационную инфраструктуру для передачи сообщений, а также информационную систему. SWIFT охватывает более 120 типов разнообразных форматов посланий, в том числе для переводов клиентских и банковских фондов, об-

мена валюты (форекса), кредитов, документарных инкассо, аккредитивов, а также для пересылки отчетов по счетам и административной переписке»1.

Как и в системах валовых расчетов в реальном времени, всю стандартную и любую другую корреспонденцию можно пересылать и обрабатывать с одного терминала и программного модуля. Системой четко определены форматы типовых посланий, представляющие собой некий набор цифр и знаков препинания. Она поддерживает единую систему электронной подписи и полностью безбумажный документооборот. Четкая кодировка сообщений создает основу для экономии времени их обработки, для автоматической загрузки корреспонденции в операционные программы участников операций на фондовом и денежном рынках.

Услуги по операциям с ценными бумагами и валютой предоставляются с тех же терминалов платежных систем, что и обычные платежные услуги. Исцользуются те же компьютеры и линии связи, те же средства идентификации и защиты. Необходимы только дополнительные модули программного обеспечения и дополнительные навыки. Платежным системам необходимо разработать и поставить клиентам эти дополнительные программные модули. Текущие издержки клиентов и платежных систем при предоставлении дополнительных услуг на финансовом и денежном рынках практически не увеличиваются.

Написание дополнительного программного модуля потребует капитальных вложений. Однако эти вложения будут многократно меньше, чем вложения в создание параллельной инфраструктуры работы на этих рынках. Дополнительные программные модули легко тиражируемы, их установка у большого числа пользователей возможна в процессе обычного сервисного обслуживания или автоматического обновления платежных терминалов. При большом числе клиентов и инсталляций стоимость дополнительного программного обеспечения для каждого клиента будет незначительной.

Таким образом, оптовые межбанковские платежные системы, а точнее, новые системы валовых расчетов в реальном времени, предлагают банкам-участникам в едином программно-техническом комплексе помимо платежных услуг возможность проводить операции на фондовом и денежном рынках. Дополнительные услуги предоставляются на основе тех же платежных терминалов и линий связи, в едином программном продукте и пользовательском

1 Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений / Котелкин C.B. и др. С. 301.

интерфейсе, и это существенно не увеличивает издержки клиентов по наладке и эксплуатации дополнительных функций системы.

Предприятиям необходимо вести бухгалтерский учет расчетов с контрагентами, этого могут требовать налоговые органы, инвесторы или собственники. В бухгалтерских регистрах необходимо отражать все операции, в том числе расчеты независимо от их формы и формы денег. Для физических лиц необходимость бухгалтерского учета не актуальна. Для предприятий, особенно крупных, бухгалтерский учет требует существенных затрат, зачастую сопоставимых с издержками безналичных расчетов.

Как указывалось ранее, в большинстве платежных систем осуществлен полный переход на электронный документооборот. Достигнута полная интеграция программно-технических средств банков-участников, систем межбанковских коммуникаций и дистанционной работы с банковским счетом. Полная автоматизация безналичных расчетов должна завершаться интеграцией учетных программ предприятий и программ средств дистанционной работы с банковским счетом.

Такая интеграция позволяет автоматически разносить платежи по учетным регистрам. Основой автоматизации учета расчетов является обязательное документальное оформление безналичных расчетов и их высочайшая степень автоматизации. Наличные расчеты нельзя автоматизировать в столь полной степени, как безналичные, и это преимущество безналичных расчетов необходимо использовать. Ряд банков интегрирует программы средств дистанционной работы с банковским счетом и бухгалтерские программы клиентов.

Например, ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» автоматизирует бухгалтерский учет своих расчетов на основе ряда платежных реквизитов. В платежном поручении каждый дилер в назначении платежа указывает свой код в учетных регистрах «Балтики». Обслуживающий «Балтику» банк предоставляет ей по системе «банк-клиент» в электронном виде выписку по счету и реестр платежных поручений. Учетная программа «Балтики» в реальном времени и автоматически разносит платежи по счетам кредиторской задолженности, дает указание складским подразделениям отгружать товар. У «Балтики» ежедневно сотни платежей, несколько десятков крупных дилеров. Для нее автоматизация учета расчетов означает очевидное повышение оперативности работы с контрагентами и экономию собственных издержек.

Второй показательный пример заключается в автоматизации учета расчетов за коммунальные услуги. У предприятия коммунального хозяйства

десятки тысяч потребителей услуг и столько же ежемесячных платежей. Традиционная ручная обработка платежей требует большого штата бухгалтеров и много времени. Системы перевода коммунальных платежей, например описанная ранее система Сбербанка, представляют возможность автоматической обработки расчетов. Операционист Сбербанка вносит все реквизиты платежа за коммунальные услуги, включая реквизиты потребителя, в операционную программу банка. Сформированный таким образом электронный реестр коммунальных платежей пересылается получателю и служит основой автоматического быстрого учета расчетов.

Третий пример представляет различные дисконтные программы крупных торговых сетей, в частности седьмого континента. Основой учета покупок конкретного покупателя служит пластиковая карта МДМ-банк - седьмой континент - Visa Electron. Высокая степень автоматизации карточных систем, наличие в реквизитах платежа суммы сделки и контрагента создают основу эффективного учета клиентов и их предпочтений. Учетная программа магазина не только автоматически фиксирует факт поступления денег, она способна учитывать товарный состав каждой покупки. Объединив эти возможности, магазин получает простой инструмент учета покупок каждого покупателя, анализа предпочтений клиентов, реализации различных дисконтных программ.

Интеграция учетных программ предприятий и программ средств дистанционной работы с банковским счетом завершает комплекс решений по снижению времени платежа до незначительных величин, по полной автоматизации безналичных расчетов. Без такой интеграции клиенты платежных систем будут тратить дополнительные минуты на повторный ввод и обработку платежей. Столь полная интеграция и столь широкие возможности объективно недостижимы при наличных расчетах.

Ощутимый результат в экономии издержек бухгалтерских процедур сочетается с небольшими дополнительными затратами на достижение этого результата. Необходимо написать и установить небольшой программный модуль - конвертор форматов программы средства дистанционного доступа и программы бухгалтерского учета. Написание модуля потребует труда не более одно-го-двух программистов в течение месяца. Его установка может быть проведена в ходе периодических сеансов обновления программного обеспечения автоматически или максимум за час при визите программиста в офис клиента. Также потребуется необременительная дополнительная структуризация реквизитов платежа.

Однако следует учитывать, что представленные выше примеры пока уникальны. Ведущие банки и производители программного обеспечения пока только приступают к массовому тиражированию интегрированных решений. Эти решения еще требуют существенных затрат на установку и поддержку, а потому доступны только для крупных предприятий. Они не достигли «коробочного» уровня простоты, как, например, программы бухгалтерского учета «1С».

Новым платежным системам на основе электронных денег необходимо завоевывать рынок. Конкурировать же на традиционном поле с традиционными платежными системами трудно, поэтому новые системы предлагают клиентам новые услуги. Поэтому платежные системы электронных денег предлагают клиентам автоматизированные решения в области электронной коммерции. На данном сегменте рынка складывается уникальная возможность высокой степени автоматизации всех бизнес-процессов, особенно когда через Интернет продаются товары на электронных носителях.

Существующие решения в области автоматизации бухучета в традиционных платежных системах ограничиваются пока только учетом расчетов с контрагентами. Из-за ограниченности реквизитов платежа традиционные системы не способны без дополнительного ввода информации вести учет структуры конкретных покупок. Системы на основе электронных денег продвинулись дальше. В них предусмотрен электронный оборот не только платежных документов, но и товарных счетов. Это позволяет полностью автоматизировать отношения продавец - покупатель и соответствующий бухгалтерский учет.

В качестве примера комплексной электронной обработки сделок приведем ряд процедур системы CiberCheck компании Cyber Plat (www. cyberplat. ru). На первом этапе совершения покупок покупатель подключается к Web-серверу магазина, формирует корзину товаров и направляет магазину запрос на выставление счета. Затем магазин выставляет счет за своей электронной подписью, при этом счет содержит как минимум наименование всех выбранных покупателем товаров и их стоимость. Покупатель подписывает счет магазина своей электронной подписью и возвращает его магазину. Магазин направляет счет с двумя подписями на авторизационный сервер компании CyberPlat.coM. Компания - оператор системы на основе акцептованного обоими участниками сделки счета проводит платеж.

Данная процедура совершения сделки и проведения платежа представляется реальной компа-

нией для массового клиента. Компания CyberPlat.coM автоматизировала все эти процедуры и поставляет любому своему клиенту недорогое программное обеспечение. После выбора покупаемых товаров все другие процедуры, как-то: формирование товарного счета, его подписание, контроль, совершение платежа на его основе - делается автоматически. От клиентов требуется минимум простых подтверждающих действий.

Основой платежа в данной системе является не платежное поручение, а товарный счет, который содержит значительно больше реквизитов сделки, чем традиционный платежный документ. Поскольку все процедуры автоматизированы, увеличение числа реквизитов сделки нисколько не обременительно ни для продавца, ни для покупателя. Большее число реквизитов сделки обеспечивает существенное расширение возможностей и автоматизацию учетных процедур.

В качестве второго примера следует представить платежную систему на основе электронной наличности WebMoney Transfer (www. webmoney.ru). Основой действий клиентов в данной системе является программное обеспечение на компьютере каждого участника сделки, а не только на компьютерах крупных Интернет-магазинов, как в первом примере. Программа этой системы, как это делает любая программа электронной почты, фиксирует все транзакционные сообщения клиента и их детали. Клиент может в любой момент просмотреть историю своих покупок, легко сделать аналитику в разрезе контрагентов, товаров, времени покупки. Таким образом, система WebMoney Transfer представляет клиентам, прежде всего физическим лицам, удобную программу автоматического учета личных расходов.

Другой известной программой учета личных расходов является Microsoft Quicken. Это программное обеспечение не проводит расчеты и не интегрировано с платежными системами. Недостатком этой программы, несмотря на ее относительную популярность, является необходимость ручного ввода всех операций. Microsoft и WebMoney Transfer объявили о совместном проекте, об интеграции в новой совместной разработке преимуществ автоматической обработки транзакций WebMoney Transfer и бренда Microsoft Quicken. Быть может, незначительное распространение системы WebMoney Transfer не обеспечит проекту массовый успех, но важен сам факт возможности предоставления подобных автоматизированных учетных услуг.

Последние два примера менее показательны, поскольку соответствующее программное обеспечение не в полной мере автоматизирует все бух-

галтерские процедуры и не получило массового распространения. Они заслуживают внимания своими принципиальными идеями в части новых направлений развития платежных услуг, компенсации клиентам больших издержек безналичных расчетов.

Первым, классическим и общеизвестным дополнительным сервисом розничных платежных систем, прежде всего карточных, было и остается потребительское кредитование. Собственно, само появление пластиковых карточек обязано кредитованию покупок или услуг, и только позднее карточки стали инструментами безналичных платежей.

Платежные технологии долгое время были столь несовершенны, что допускали несанкционированное кредитование. Даже сейчас по классическим карточкам не каждый платеж подлежит авторизации, обычно только свыше какой-то суммы. Системы вынуждены были узаконить массовое кредитование и стали получать за него дополнительные доходы. Ставки по кредитам были высоки, на уровне штрафных санкций.

Сейчас существуют электронные карточки, банкоматы и РОБ-терминалы, позволяющие авторизовать каждый платеж. Однако кредитование стало настоль эффективным для банков - участников и популярным среди клиентов, что от него никто отказываться не спешит. Банки - эмитенты карточек получают от кредитования даже больше доходов, нежели непосредственно от платежных услуг.

У технологий потребительского кредитования посредством банковской карты много положительных черт, делающих его массовым и малозатратным. Кредитование обычно допускается по карточке активного пользователя, как минимум постоянно перечисляющего на нее свою заработную плату. Карточка создает базу для автоматической оценки платежеспособности потенциального заемщика. Сумма кредита обычно устанавливается в пределах от половины до целой среднемесячной заработной платы. Периодические поступления на счет держателя карточки будут автоматически погашать кредит.

Высокая степень автоматизации карточных систем позволяет автоматизировать процедуры определения лимита кредитования и его мониторинга, процедуры предоставления и погашения кредитов.

Система автоматически ежемесячно высылает клиентам выписки и требования погасить кредит. Если через определенный промежуток времени кто-либо свой кредит не погасит, система предупредит об этом банковских служащих. Как показывает статистика, подавляющее большинство заемщиков вовремя обслуживает свои кредиты, и не более 2%

держателей карт оказываются неплатежеспособными. Проценты по карточным кредитам обычно в полтора - два раза превышают проценты, например по ипотечным кредитам. Поэтому в категории риск / доход программы карточного кредитования очевидно лидируют среди всех направлений банковского кредитования. Операционные издержки с учетом высокой степени автоматизации платежных и кредитных процедур не являются критическими.

Сумма каждого карточного кредита очевидно небольшая, однако массовое кредитование с минимальными издержками времени и труда банковских специалистов делают его выгодным.

Потенциально платежные системы способны наладить автоматический мониторинг текущей платежеспособности не только физических лиц - участников карточного потребительского кредитования. Очевиден интерес кредиторов и инвесторов к оценке платежеспособности предприятий на основе оборота по банковским счетам. Практическое воплощение должно получить автоматическое составление отчета о движении денежных средств предприятий программными решениями платежных систем.

Платежным системам в ближайшие годы будет тяжело конкурировать с наличными на рынке небольших платежей, да и средние платежи пока являются предметом острой конкуренции. Компенсировать в представлении клиентов неспособность платежных систем обеспечить столь же низкие временные издержки и тарифы, как в платежах наличными, смогут именно представленные выше дополнительные услуги.

Клиенты, очевидно, будут охотнее переходить на безналичные расчеты, если за пусть несколько большие издержки им предоставят возможность работать в реальном времени на фондовых и денежных рынках, будут автоматически подкредито-вывать ряд операций, освободят их от части бухгалтерских процедур, будут способствовать реализации задач электронной коммерции.

Очевидно, представленные примеры не ограничивают дополнительные возможности платежных систем. Ожидается разработка других дополнительных услуг на основе технологий проведения платежа. Этим вопросам платежные системы в будущем будут уделять первостепенное значение.

Наличные системы объективно менее способны на реализацию дополнительных услуг без существенного увеличение своих комиссий. Операции с наличными нельзя полностью перевести в электронный документооборот и исключить физическое посещение банковского офиса. Более высокая степень автоматизации безналичных расчетов будет объек-

тивной предпосылкой более успешного внедрения платежными системами дополнительных услуг.

Достигнутая сейчас высокая степень автоматизации безналичных платежей, имеющиеся каналы связи между субъектами системы и электронный документооборот позволят без существенных текущих затрат предоставлять клиентам дополнительные услуги. Большие затраты будут только со стороны систем на стадии создания программного обеспечения.

Для клиентов дополнительное программное обеспечение будет легко устанавливаться на их компьютеры и мобильные телефоны. Стоить они будут немного, как большинство массовых Win-приложений. Высокая степень автоматизации не потребует от клиентов существенных дополнительных затрат времени и ручного труда на реализацию дополнительных возможностей.

В ближайшие несколько лет развитие платежных систем будет продолжаться по уже намеченным направлениям. Необходимо завершить внедрение в оптовых системах технологий валовых расчетов в реальном времени. Ожидается дальнейшее совершенствование и массовое внедрение средств дистанционной работы с банковским счетом. Завершится переход карточных систем на полностью безбумажные технологии, ожидается массовое внедрение чиповых карт. Платежными услугами пока охвачены не все хозяйственные операции.

Однако через много лет внедряемые сейчас технологии безналичных платежей будут хорошо отлажены, рынок платежных услуг будет полностью насыщен.

Подобное состояние сейчас наблюдается в кассовых операциях банков. Технологии обработки наличных отлажены и идентичны у сотен банков. Банки предлагают клиентам одинаковый уровень сервиса и тарифов. Чрезмерная конкуренция привела к падению тарифов за границы рентабельности. Кассовые операции для банков давно перестали быть первостепенными. Они необходимы только как обязательный атрибут универсального банка. Кассовые операции субсидируют за счет доходов от других операций.

В западных странах наблюдается стагнация на рынке традиционных карточных платежных систем. Карточные программы двух основных мировых систем - Visa и Europay - отличаются лишь маркетинговыми приемами, но не технологиями. Линейка карточных продуктов банков вообще одинакова. В развитых странах произошло насыщение рынка традиционными карточками. Этот бизнес стал для банков столь же убыточным, как операции с наличными.

Одна из причин тяжелого восприятия традиционными карточными системами новаций, например внедрение чиповых карт, заключается в нулевой рентабельности расчетного бизнеса банков. Карточные платежные услуги выживают за счет существенных дополнительных доходов от потребительского кредитования. В нашей стране эти тенденции пока наблюдаются слабо, поскольку остается еще много потенциальных клиентов, но через несколько лет ситуация у нас будет, как в развитых странах.

При исчерпании через несколько лет текущего этапа развития технологий платежных систем и насыщении рынка платежных услуг именно допол-

нительные услуги станут локомотивом развития систем, ростом их доходов, новым витком конкурентной борьбы.

В качестве аналогии можно привести пример рынка мобильной телефонии в Москве. Этот рынок поделен несколькими операторами связи. Они не готовы к новым ценовым войнам, поскольку это приведет к падению их прибылей и остановит их технологическое развитие. В конкурентной борьбе они стараются предоставлять новые дополнительные услуги, как-то: мобильный доступ в Интернет, различного рода справочные сервисы, записные книжки и т.п.

MOC^KCÍIO-MFTAAA

i ▼ 1 V-,ч^/lW> I lyy'IYIL 1/Л/1/1

Телефоны: (095) 330-1983.330-6210.331-2666 C6oP и комплексная переработка

. ,ЛЯШ\ЯЯА ,в1Я „ , л , ж вторичного сырья, содержащего

Факс:(015) 331-4542 e-mail:mmetaMru Др^црННKIР

Металлы N

| Мы принимаем на переработку и покупаем:

- устаревшую вычислительную технику,

- электронный и электротехнический лом, отработанные катализаторы,

I промышленные отходы (шлаки, пыли,

Максимальное извлечение I кеки и т п )' содержащие драгоценные

_ _ I металлы,

МИНИМЭЛЬНЫб СРОКИ I " лом и отходы ювелирного производства, — г соли и кислоты драгоценных металлов.

Лучшие цены

|нрлет

я ни Я рынке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.