Научная статья на тему 'Технологии и элементы платежной системы'

Технологии и элементы платежной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1118
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии и элементы платежной системы»

ТЕХНОЛОГИИ И ЭЛЕМЕНТЫ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ

С.В. А1УРЕЕВ, кандидат экономичесш наук, доцент кафедры «Банковское дело» Финансовой академии нри Правительстве РФ

В конце 1980-х гг. в нашей стране платежи проводились минимум за неделю, использовались преимущественно бумажные технологии. Техническим вооружением операционистов и бухгалтеров были: печатная машинка, калькулятор с печатью кассовой ленты, кассовый аппарат. Передача платежных документов чаще всего осуществлялась в ходе посещения банковского офиса сотрудником предприятия. Обработка и пересылка платежных документов требовали много ручного труда и времени, случались неточности. Межбанковский обмен платежными документами осуществлялся через традиционные почтовые компании, в лучшем случае использовался телеграф. Безналичные расчеты были уделом профессиональных бухгалтеров и банкиров, обычные люди предпочитали расчеты наличными.

За последние 12-15 лет ситуация существенно изменилась. Платежи между предприятиями проводятся за несколько часов, электронные технологии в основном вытеснили бумажный документооборот и ручной труд. Эффективная работа платежных систем позволила побороть такие негативные явления денежного оборота, как неплатежи, бартер, квазиденежные расчеты. Рынок платежных услуг для населения (пластиковые карты, быстрые переводы) прошел этап становления и сегодня наращивает свои объемы.

Эти изменения во многом были следствием институциональных реформ в экономике, частной собственности и конкуренции в базовых отраслях и в банковской системе, следствием большей интеграции нашей страны в мировую экономику, большей открытости к зарубежному опыту, бизнесу, организационным и технологическим решениям. Однако в еще большей степени они определяются новациями в области электронных технологий, расширением практики их прикладного применения в разнообразных сферах хозяйства, в том числе в расчетно-кассовых операциях банков.

Компьютерная техника за 1990-е гг. стала дешевле, производительнее, доступнее для предприятий и широких слоев населения. Вспомним, сколь редки были персональные компьютеры в нашей стране 12-15 лет назад, малопроизводительны и решали лишь простые задачи. Число «продвинутых» пользователей на каждом предприятии или в населенном пункте исчислялось единицами. Сейчас именно доступность компьютеров, широкая компьютерная грамотность являются залогом расширения безналичных расчетов и платежного бизнеса банков.

Вплоть до середины 1990-х гг. в нашей стране было крайне сложно и дорого арендовать канал связи для построения внутрибанковских платежных систем. Наблюдался не только дефицит линий связи, но и их низкое качество. Сейчас можно в массовом порядке арендовать выделенные каналы связи под банкоматы, под внутрибанковские платежные системы для связи с обособленными подразделениями банков. Линии связи значительно подешевели, повысились их пропускная способность, качество передачи информации.

Объектно ориентированное программирование сделало создание и совершенствование программного обеспечения платежных систем более быстрым и дешевым. Увеличилось число фирм -разработчиков прикладного программного обеспечения, число готовых решений, а также выбор и конкуренция между ними. Большинство процедур инициализации и проведения платежа теперь совершаются автоматически. Интерфейс в стандартах Microsoft Windows сделал работу клиента в автоматизированных банковских системах более комфортной, интуитивно понятной для человека с минимальными навыками работы с компьютером. Клиентам теперь не требуются профессиональные знания в области бухгалтерского учета и банковского дела, им нет необходимости изучать многотомные инструкции.

12

Е1ЕМЕС1ЧШ11ШРМЦИШ1АШННЕСШ 1УРШ ДАЙДЖЕСТ41НАВСЫ

К концу 1990-х гг. значительно подешевели и вошли в массовое употребление Интернет и мобильный телефон. Для предприятий использование Интернета стало нормой, составной частью успешного бизнеса. Сейчас мы стоим на пороге массового переноса в Интернет многих бизнес-про-цессов, покупок населения. Для экономических субъектов, для банков и платежных систем это повлечет за собой столь же ощутимые перемены, как на волне институциональных реформ в нашей стране в 1990-е гг. Интернет создал основу массового дистанционного банковского обслуживания предприятий. Мобильный телефон способен увеличить число постоянных клиентов банков за счет предпринимателей и среднего класса.

Все перечисленные выше технические достижения относятся к экономической науке и расчетно-кассовым операциям банков лишь в той мере, в какой они поддаются практическому использованию и содействуют повышению эффективности этих операций. Теоретическое представление о сущности платежной системы как совокупности правил, субъектов и технических механизмов проведения платежа подтверждает первейшую роль технических механизмов в качественно ином состоянии безналичных расчетов в начале 2000-х гг. по сравнению с началом 1990-х гг. Это суждение становится еще более очевидным, если взглянуть на практику, на сложные процедуры проведения платежа наиболее массовых платежных систем и оценить, как быстро выполняются эти процедуры.

Процедура проведения внутрирегионального платежа в рамках платежной системы Банка России выглядит так: печать и подпись клиентом платежного поручения -> представление платежного поручения в банк -> проверка банком правильности реквизитов и действительности подписи передача подтверждения о приеме платежного поручения -> ввод или конвертация платежного поручения в автоматизированную банковскую систему -> списание суммы платежа со счета плательщика -> конвертация платежного поручения в формат программного обеспечения Банка России -> передача платежного поручения в ГРКЦ Банка России -> контроль со стороны ГРКЦ Банка России подлинности электронной подписи, целостности и правильности реквизитов -> передача подтверже-ния о приеме -> проведение платежа по корсчетам банков передача банкам плательщика и получателя выписок и реестров проведенных платежей -> контроль этими банками подлинности электронной подписи, целостности и правильности реквизитов -> конвертация документов в двух банках из формата ГРКЦ Банка России в форматы АБС банков -> отражение проведенных платежей в учетных

регистрах банков по корсчету и счету получателя формирование выписки по счетам плательщика и получателя -> передача выписок по счетам плательщика и получателя в их офисы -> бухгалтерский учет проведенного платежа в учетных регистрах плательщика и получателя.

Как видно, даже в самом обобщенном представлении наблюдается около двух десятков процедур передачи и обработки платежных документов. В рамках такой сложной процедуры банки должны проводить платежи за несколько часов в рамках многорейсовой системы, стремиться к реальному времени и делать это за комиссию размером всего в несколько рублей. Задача эффективного проведения платежа еще больше усложняется с пониманием того, что субъекты платежа располагаются в разных местах, зачастую удаленных друг от друга на много километров.

Типичная процедура проведения платежа в карточной платежной системе разбивается на авторизационную, процессинговую и операционную стадии. Авторизация платежа: получатель -> про-цессингбанка-эквайра -> центральный процессинг -> процессинг банка-эмитента -> центральный процессинг -> процессинг банка-эквайра получатель. Процессинг платежа: получатель -> процессинг банка-эквайра -> центральный процессинг -> расчетный банк -> центральный процессинг -> [процессинг банка-эквайра -> банкэквайр] + [процессинг банка-эмитента -> банк-эмитент]. Проведение платежа - плательщик банк-эмитент -> расчетный банк банк-эквайр -> получатель.

Данное представление еще более обобщенное, чем представление процедуры проведения межбанковского платежа. Однако надо понимать, что в действительности процедура карточного платежа, наоборот, еще сложнее, поскольку у нее, в отличие от межбанковской платежной системы, целых три стадии, включая на третьем этапе и межбанковскую. Несмотря на еще большую сложность, карточные системы призваны эффективно проводить не оптовые платежи между предприятиями, а розничные платежи населения, где критерии эффективности еще ближе к налично-денежным расчетам по средним суммам.

Клиенты ощущают на себе (или непосредственно участвуют) лишь в нескольких начальных и завершающих элементах процедур проведения платежа, подавляющая же часть элементов скрыта от их глаз. Отечественная фундаментальная экономическая наука в малой степени опускалась до вопросов технологий, определяя их в качестве удела практиков - технологов-электронщиков. В свою очередь практики лишены глубины понимания платежного оборота и безналичных расчетов, не-

ЕЖЕМЕС1Ш1 Ю1РМДЦ1Ш А1ШТИЕС111 ХУРШ ДДМИСТ •НМСЫ

13

обходимости и ориентиров совершенствования технологий платежных систем.

Поэтому и необходимо восполнить пробел в фундаментальном понимании технологических процессов, описать их внутреннюю структуру, разобраться в хитросплетениях соответствующих элементов, классифицировать их. Презентация и классификация элементов технологий облегчит их понимание, оперирование ими, конструирование более совершенных процедур проведения платежа, дальнейшего повышения эффективности платежных систем и расширения платежного бизнеса банков.

Для презентации элементов технологий платежных систем необходима отправная точка, она же необходима в качестве основного критерия классификации. В качестве отправной точки рассуждений рассмотрим историю развития технологий платежных систем в нашей стране за 1990-е гг.

Еще в советские времена в конце 1980-х гг. Госбанк СССР создает мощный вычислительный центр и приступает к экспериментам по автоматизации учетных процедур. Автоматизируются в первую очередь процедуры разноски платежей по корреспондентским счетам коммерческих банков. Задел еще с советских времен, концентрация специалистов и платежей позволили уже к началу 1993 г. проводить платежи по корсчетам банков в Московском регионе день в день, плюс еще день требовался на обработку и пересылку бумажных экземпляров платежных документов.

Появляющиеся коммерческие банки используют наработки и специалистов центрального банка для решения собственных аналогичных задач по ведению счетов предприятий и населения. Результат действий банковских программистов получил наименование «модуль-операционный день автоматизированной банковской системы» (сокращенно - «опердень АБС»). Был сокращен ручной труд и ошибки на стадии разноски клиентских платежных документов по учетным регистрам банков, организовано быстрое проведение платежа в рамках одного подразделения кредитной организации.

Следующей стадией внедрения электронных технологий стало устранение бумажного носителя и физической передачи платежных документов между коммерческими банками и РКЦ Банка России. Специалисты банков помнят, что вплоть до 1995 г. коммерческие банки вечером отвозили в РКЦ Банка России дискету с файлом платежей и с пачками клиентских платежных документов на бумажном носителе, утром банки получали обратно; дискету с реестром проведенных платежей и пачку поступивших платежей. В 1997 г. окончательно выстраивается система межбанковского электронного обмена, и от параллельного бумажного

носителя отказываются. Клиенты теперь представляют один экземпляр платежного документа на бумажном носителе вместо минимум четырех, получают деньги на следующий день, а не через день.

Параллельно коммерческие банки разрабатывают системы электронного обмена платежными документами со своими региональными банками-контрагентами и с крупными региональными предприятиями, получившими название «банк-клиент». Первоначально банк-клиент заменяет физическую доставку платежного документа в банк на ее быструю передачу по каналам связи. Операционисты банка по-прежнему распечатывают полученный электронный документ на бумагу, проверяют его содержание и подпись, созваниваются с клиентом и осуществляют ручной ввод документа в опердень. В 1997 г. банки добиваются автоматизации проверки электронной подписи и реквизитов платежного документа, их переноса в опердень и в реестр платежей в РКЦ.

В 1998 г. в нескольких банках появляются пилотные проекты дистанционного банковского обслуживания на основе уутск^-ориентированно-го интерфейса и Интернета. Финансовый кризис стимулирует массовое внедрение таких решений, и уже в 2001 - 2002 гг. Интернет-банк предлагают многие крупные банки. Параллельно ряд банков начинают экспериментировать с мобильным телефоном, представляя клиентам несколько стандартных информационных сервисов. В отличие от Интернет-банка, телебанк пока в нашей стране -экзотика, но многие клиенты ожидают усиления функциональности мобильных телефонов и увеличения возможностей дистанционного банковского обслуживания через них.

Классификацию элементов платежных технологий по историческому фактору подвергнем сомнению сквозь призму фактора структурирования рынка банковского программного обеспечения. Структуру рынка проще всего ощутить, посетив специализированные сайты-форумы типа www.bankir.ru, сайты ряда наиболее известных компаний - разработчиков программного обеспечения, как-то: «Диасофт», «Программбанк», «Новая Афина» и т.п., прочитать специализированные издания типа журнала «Банковские технологии». Знакомство с указанными информационными источниками даст следующую сегментацию программного обеспечения для банков: ключевые модули автоматизированной банковской системы типа «операционный день», средства дистанционного банковского обслуживания (средства ДБО), средства межбанковского электронного обмена.

Рынок банковского программного обеспечения развивался и структурировался в нашей стра-

14

Е1ЕМЕС1Ш1 ИИОРМАЦИМИВ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ДАЙДЖЕСТ вИНАНСЫ

не с конца 1980-х гг. За 15 лет на него выходили все новые и новые компании-разработчики, и для успеха они вынуждены были генерировать новые программные продукты. Закрепившиеся на рынке компании обычно улучшали созданные ранее программные продукты, с которыми они получили известность. Компании специализировались на решении или улучшении строго конкретных узких задач по автоматизации расчетно-кассовых операций банков, актуальных во время их выхода на рынок. Так появились компании-лидеры в разработке опердней, средств ДБО или межбанковского электронного обмена.

В 2002 - 2003 гг. на рынок банковского программного обеспечения вышел ряд новых продуктов. Это прежде всего программы-сочленения средств ДБО и учетных программ предприятий. Такие программы призваны автоматически переносить платежные документы, созданные в учетной программе предприятия в средство ДБО, устранить повторный ручной ввод реквизитов платежных документов. Здесь ощущается аналогия с совершенствованием банковских технологий в середине 1990-х гг. в части решения задачи автоматического переноса платежных документов между средствами ДБО и оперднем.

Другой интересной новинкой последних лет является программа штрих-кодирования платежных документов. Штрих-код автоматически формируется в учетной программе предприятий перед печатью платежного документа на бумажный носитель. Штрих-код существенно упрощает сканирование платежного документа в банке при его традиционном физическом представлении на бумажном носителе. Получаемый штрих-код похож на штрих-код товаров, и для его считывания используются обычные ручные сканеры, как в магазинах. Указанные новинки определяют развитие еще одного технологического элемента платежных систем на уровне бухгалтерской работы клиентов.

Несколько по-иному складывалось развитие в нашей стране технологий карточных платежных систем. Платежные карты оставались экзотикой вплоть до середины 1990-х гг. При их массовом продвижении на рынок банковских услуг использовались сразу наиболее совершенные технологии. Так, например, российские карточные платежные системы стали сразу ориентироваться на чиповые карты. У клиентов устанавливаются РОБ-термина-лы, а не импринтеры. Для выдачи наличных активно используются банкоматы и в минимальной степени используются операционисты банков.

Старт многих карточных проектов в середине 1990-х гг., и особенно массовое тиражирование карточных проектов в начале 2000-х гг., происхо-

дили в условиях большей компьютерной грамотности клиентов и банковских специалистов, большей доступности компьютеров и линий связи, более удобного и функционального программного обеспечения, чем в начале 1990-х гг., когда начиналось массовое внедрение электроники в межбанковские расчеты. Поэтому в ощущениях клиентов и специалистов банков изменения в карточных технологиях на протяжении 1990-х гг. были не столь существенными по сравнению с технологиями межбанковских расчетов.

Работа в карточной платежной системе потребует со стороны коммерческого банка наладить электронный обмен с расчетным банком системы и процессинговым центром системы. Необходимо будет запустить собственный процессинговый центр, наладить его связь с оперднем банка и главным процессинговым центром системы. Необходимо связать процессинг банка с фронт-офисными электронными устройствами - банкоматами, РОЭ-терминалами и пунктами обслуживания, где клиенты непосредственно будут представлять платежные инструкции.

Для клиентов процедуры инициализации карточных платежей ощутимо отличаются от платежей межбанковских систем. Да и в банках специалисты на уровне технологов или операционистов распределяются по подразделениям в основном по главным видам и целевой направленности платежных систем. Это дает основание для дискуссии о возможности классифицировать технологии платежных систем по фактору однотипности решений и действий по их практическому использованию.

В оптовых и розничных платежных системах используются технологические решения различной степени сложности, защищенности и дороговизны. Три стадии платежа в карточных системах вместо одной стадии в системах межбанковских расчетах наводят на мысль о существенных технологических различиях. Требования к быстроте обработки и маршрутизации платежных сообщений для процессинга существенно больше, чем к опер-дню банка. Установка и эксплуатация средств ДБО для разных платежных систем и разных сумм платежей требуют различного участия банковского специалиста и уровня подготовки пользователя.

Например, в межбанковских расчетах используются только системы типа банк-клиент и не используются системы типа Интернет-банк или телебанк, то же относится и к обслуживанию крупных предприятий с большими количеством и суммами платежей. Или интерфейс программы банкомата, ориентированной на простую операцию снятия наличных, существенно упрощен по сравнению с интерфейсом учетной программы пред-

ЕХЕМЕС1Ч1ЫЙ ННШВРМАЦИОННО АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ДАЙДЖЕСТ «Н1АНСЫ

15

приятия, и даже программы работы с банком через Интернет, ориентированных на существенно более широкий спектр видов платежных документов и условий платежа.

Требования к квалификации и умению специалистов банков и предприятий, к просто клиентам, их техническая вооруженность будут разными на разных стадиях платежа. Так, инициализация платежного документа требует бухгалтерских навыков. Передача платежного документа в банк потребует водителя или посыльного. Характер труда операциониста фронт-офиса банка будет отличаться от труда автоматизаторов и бухгалтеров бэк-офиса банков. Квалификация разработчиков программного обеспечения должна быть выше, чем администратора коммерческого банка - пользователя этого программного обеспечения.

Представление дополнительных, помимо исторического, факторов классификации технологий платежных систем понимание вопроса, скорее, запутало, чем прояснило. Разбор полезности того или иного фактора, четкость классификации технологий платежных систем, возможно, будут выглядеть лучше после более детальной характеристики и сравнения основных указанных технологических решений. Но перед этим все же необходимо уяснить собственно предмет действий технологических процедур, т.е. то, над обработкой и передачей чего работают различные операционные программы банков или программы дистанционного банковского обслуживания.

Оттолкнемся от понятия и процедур безналичных расчетов, связанных отношением преемственности с понятиями «платеж», «платежная система». Безналичные расчеты определяются как записи на банковских счетах. При зачислении денег делается запись в увеличение остатка счета, при списании денег - в уменьшение, запись делается одновременно по клиентскому расчетному счету и банковскому корреспондентскому счету. Списание и зачисление денег делается на основании клиентского платежного документа, в котором указаны реквизиты счетов плательщика и получателя, сумма платежа и ряд других реквизитов.

Наилучшим образом основополагающую роль банковского счета и платежного документа можно видеть в старых процедурах безналичных расчетов на основе бумажного носителя и ручной обработки. Так, в конце 1980-х гг. бухгалтер предприятия печатал платежный документ со всеми необходимыми реквизитами платежа. Платежный документ передавался в отделение банка. Операционист банка проверял правильность реквизитов платежа. После проверки делалась запись в карточке счета клиента в уменьшение суммы остатка счета. Один

экземпляр платежного документа подшивался в документы дня в основание записи. Другие экземпляры платежного документа брошюровались в пачки и передавались в вышестоящее подразделение Госбанка. В вышестоящем подразделении на основании платежного поручения делалась запись по счетам участников межфилиальных расчетов, и два экземпляра платежного поручения передавались в отделение получателя платежа. В отделении получателя платежный документ идентифицировался с учетной карточкой счета получателя, в ней делалась запись в увеличение остатка счета. Последний экземпляр платежного документа вместе с выпиской из карточки счета передавался получателю.

За 10 - 15 лет изменился план счетов банковского бухгалтерского учета и, соответственно, нумерация счетов, изменился способ идентификации банковского учреждения. Бумажный носитель в большинстве процедур проведения платежа заменен на электронный, обработка и передача платежного документа осуществляется с помощью компьютеров и линий связи. Процедуры проведения платежа, проходящие в компьютерах и линиях связи, скрыты от глаз клиентов и потому воспринимаются несколько иначе, чем в конце 1980-х гг. Однако, по сути, именно платежный документ остается объектом процедур платежных систем. Самыми привычными платежными документами являются платежное поручение для платежей по системе Банка России, слип как первичный документ карточного платежа, SWIFT как основание проведения платежа в международных системах.

Формат и содержание платежного поручения платежной системы Банка России определен Положением о безналичных расчетах в РФ от 12.04.2001 N9 2-П. Банк России обязывает участников своей платежной системы четко следовать требованиям Положения N9 2-П. Допускается использование платежного поручения на бумажном или электронном носителе. Визуальный образ платежного поручения на электронном носителе при печати на бумажный носитель должен соответствовать требованиям Положения № 2-П. Платежная система Банка России является самой массовой, и формат платежного поручения задает общее представление пользователей о форме и содержании платежного документа.

Следующие по массовости использования -розничные платежные системы на основе банковских карт, прежде всего ведущие международные Visa и Еигореу. Слип, фактически, тоже платежный документ, только несколько иного формата, он содержит похожий состав реквизитов. Иная форма является следствием иной процедуры печати сли-

16

EXEMECNftll 1ШРМЦ1Ш1ЛМШТИЕСН! 1УРМЛ ДАЦХЕСТ «НМСЫ

3 11111 МЛРТ 2004

БД1ШСШ ТЕШЛОГМ

па. Первоначально слип представлял собой оттиск карточки на специальной бумаге, где заранее впечатаны реквизиты получателя, и в процессе покупки физически проставляется сумма платежа и акцепт плательщика. Сейчас слип стал больше похож на кассовый чек, поскольку карточные системы переходят на электронные технологии и он печатается «продвинутым» кассовым аппаратом с функциями компьютерной памяти, связи с про-цессинговой компанией и программами складского учета.

Если формат платежного поручения по системе Банка России четко зафиксирован, то этого нет в международных расчетах. Там каждый банк волен самостоятельно устанавливать формат, более того, некоторые банки в конкурентной борьбе за клиента готовы принимать платежные поручения в любом исполнении, главное, чтобы они имели необходимый состав реквизитов. В международных расчетах клиентское платежное поручение необходимо для фиксации отношений между клиентом и банком-участииком системы и только. Банк-участник в дальнейшем переведет платежные инструкции клиента в электронный образ по формату SWIFT. Визуальное представление SWIFT будет существенно отличаться он клиентского поручения. Именно она будет предметом пересылки по межбанковским каналам, обработки операционными программами и основанием для проведения платежа.

Когда держатель карточки совершает операцию снятия наличных через банкомат, он не вводит туда некое платежное поручение, а вставляет карточку и набирает платежные инструкции на клавиатуре банкомата с их визуальным представлением на дисплее. По результатам совершения операции банкомат распечатывает чек, где указаны реквизиты карточного счета, реквизиты банкомата и сумма операции. Чек не является в прямом смысле первичным платежным документом, скорее, он является выпиской по банковскому счету. Его печать необязательна, она обеспечивает только более удобное для клиента визуальное представление и хранение отчета об операции. Подобная процедура инициализации операции возможна и в торговых точках, когда покупателю вместо слипа на подпись предлагают некое устройство с клавиатурой для ввода пин-кода.

При осуществлении платежа посредством сетевых денег плательщик также не увидит своего платежного поручения в привычном представлении. Операционная программа системы будет генерировать для пользователя некое число визуальных образов на его компьютере, по сути, так же, как на экране банкомата. В принципе, формат ви-

зуального образа можно признать платежным документом, таким же, как традиционное платежное поручение при его изготовлении с помощью программ бухгалтерского учета, и особенно если его распечатать на бумагу. Однако, как и в случае с чеком банкомата, визуальное представление необходимо для удобства клиента и не является обязательным для системы.

В системах на основе электронной наличности плательщик и получатель вставляют свои чиповые карточки в специальное устройство. На клавиатуре этого устройства плательщик набирает пин-код и сумму платежа, акцептует его дополнительным нажатием клавиши. Никакого платежного документа не делается, все платежные инструкции исполняются, минуя формализованный бумажный носитель или его визуальную форму на мониторе. Устройству даже нет необходимости обязательно фиксировать каждую операцию в своей памяти, достаточно только обеспечить уникальность (однократность) процедуры переноса денежного файла с одной карточки на другую.

В электронных системах формирование платежных инструкций осуществляется с помощью специальных устройств, где есть клавиатура для ввода команд и дисплей для визуального контроля. Клавиатура и дисплей могут быть большими полнофункциональными или небольшими упрощенными. Фиксация реквизитов платежа осуществляется в памяти электронных устройств. Нельзя говорить о полном отсутствии визуального представления инструкций клиента - они отражаются на дисплее. Делается это для удобства клиента, его визуального контроля своих команд, этого не требуется для банков или платежных систем. Составление платежных инструкций сразу в электронной форме устраняет необходимость повторного ввода и ручной обработки документов. Создается основа автоматизации обработки платежного доку мента, проведения платежа, контроля. Электронный носитель является основой проведения платежа в реальном времени.

На стадии внутрибанковской обработки и межбанковской передачи платежа во всех наиболее распространенных платежных системах используется электронный носитель. Такой порядок характерен, например, в карточных платежных системах, где слип сразу формируется в электронном виде в магазине на первой стадии проведения платежа. В чековых платежных системах, где чеки заполняются специальными магнитными чернилами для их лучшего сканирования. В системах SWIFT и Банка России бумажный документооборот завершается максимум на стадии приема в банк клиентского платежного поручения.

ЕЖЕМЕС1ЧШЯ ИМПШРИКАШШЧЕСМЙ ХУРМА ДАЙДЖЕСТ SNBAICbl

17

з mil мм im

БАНКОВСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Первоначальная фиксация платежных инструкций в большинстве систем, несмотря на активное использование электронных технологий, по-прежнему осуществляется на бумажном носителе. Бумажный носитель используется и на завершающей стадии расчетов, когда клиенты получают выписки по счетам. Бумажного носителя требуют традиции и законодательство. Пока немногие участники расчетов психологически готовы отказаться от бумаги в обычной работе и при разрешении споров.

В частности, на бумажном носителе представляются платежные поручения в системе расчетов Банка России, слипы в карточных системах, чеки, заявления на переводы Western Union и Сбербанка, платежные поручения в обслуживающие банки по международным расчетам. На бумажном носителе представляются выписки за подписью операциониста банка, квитанции банкомата по операции снятия наличных или корешка к квитанции перевода без открытия счета при уплате коммунальных платежей.

Основная функция первичного платежного документа заключается в четкой фиксации всех реквизитов платежа и акцепта плательщика. Если реализовать эти функции, как в указанных выше примерах, на основе электронных технологий, то от платежного документа в привычном нам представлении можно отказаться. Электронные системы без традиционного платежного документа имеют меньшие издержки по первичной обработке инструкций клиентов.

Большинство платежных систем предполагает обязательное наличие банковских счетов плательщика и получателя, межбанковских корреспондентских счетов банков обоих участников расчетов. Однако некоторые розничные платежные системы являются исключением. Так, системы быстрых переводов Western Union, почтовых переводов, расчетов за коммунальные платежи Сбербанка, предоплаченные карты, электронная наличность не предполагают клиентского банковского счета.

Переводы по системе Western Union как раз и называются переводами без открытия счета. Плательщику необходимо заполнить заявление на перевод и внести в банк деньги (наличными или с карточного счета). В заявлении на перевод указываются все реквизиты местонахождения и идентификации получателя. Система Western Union осуществляет расчеты без банковских счетов плательщика и получателя. Ее представителями в глазах клиентов являются банки. Платеж проводится по межбанковским корреспондентским счетам клиринговым методом. Идентификация каждого конкретного платежа осуществляется на основе запи-

си по корреспондентскому счету банка и синтетическому счету учета соответствующих переводов.

По схожей технологии осуществляются почтовые переводы российской почтой. Плательщик заполняет на почте заявление на перевод и вносит необходимую сумму наличными. Платежный документ по почтовым каналам связи передается в отделение связи получателя, где получателю выдаются наличные. Если для конкретного отделения связи сумма переводов к перечислению и к выдаче равна, то наличные никуда из почты не инкассируются, а выдаются другому клиенту. Пополнение почтовой кассы или сдача излишков осуществляется с обычного банковского счета отделения связи. Western Union больше подвержена новациям, а потому осуществляет переводы быстрее и дешевле, тогда как суть перевода у них одна.

Система коммунальных платежей Сбербанка допускает отсутствие счета плательщика и требует счета получателя. Плательщик заполняет некое подобие заявления на перевод, где указывает все свои реквизиты, реквизиты получателя, включая его банковский счет и назначение платежа. Платеж зачисляется на банковский счет получателя коммунального предприятия. Получателями коммунальных платежей обычно выступают лишь несколько компаний, тогда как плательщиками являются тысячи физических лиц. Поэтому считается нецелесообразным усложнять операцию приема платежа открытием счета плательщика. Для надлежащего учета всей огромной массы поступлений на счета предприятий коммунального хозяйства счет необходим.

В большинстве платежных систем, предполагающих наличие всех необходимых банковских счетов, эти счета необходимы для быстрого разнесения платежей по участникам расчетов, более удобного учета и визуального представления платежей для банков и их клиентов. В таких платежных системах много клиентов, каждый из которых за короткий промежуток времени совершает множество платежей, поэтому банковский счет является непременным условием быстрой обработки платежей. При массовых платежах банковский счет клиента позволяет быстрее и лучше идентифицировать плательщика и получателя. Сводить для каждого из них всю массу платежей в одном документе -выписке по счету. Издержки на открытие и ведение счета малы по сравнению с выгодой от быстрой обработки и лучшего представления платежей.

Платежные системы, не практикующие открытия банковского счета, предполагают разовые платежи и со стороны случайных лиц, не являющихся постоянными клиентами данного банка. Открытие счета для случайного клиента и разово-

II

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ДАЙДЖЕСТ ФИНАНСЫ

3 (1111 ММ 2004

БАНКОВСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

го платежа существенно увеличивает число действий участника расчетов, требует больше времени, хранения большего числа документов. Если для обычных платежных систем единицами учета и документооборота являются и банковский счет, и платежный документ, то для платежных систем без банковского счета таковым является только платежный документ. Платежный документ содержит все необходимые реквизиты для однозначной идентификации получателя и плательщика и для удостоверения факта совершения и завершения платежа.

Рассматривая вопрос необходимости банковского счета, уместно, скорее, говорить об издержках на его открытие, сопровождение и закрытие. Так, открытие счета в большинстве платежных систем требует личного посещения банковского учреждения, представления и заполнения массы документов, для банка необходимо обеспечивать сохранность этой массы документов. Посещение банка необходимо как при открытии расчетного счета в российском банке, так и в зарубежном при открытии корпоративного или личного счета. Допускается пересылка документов на открытие счета по почте. Представление платежных документов без физического посещения банка допускается в большинстве платежных систем, но необходимость одного первого визита в банк остается.

Наиболее технологичные платежные системы работают не над исключением банковского счета, а над упрощением процедуры его открытия и сопровождения, над возможностью делать это без бумажных носителей и без посещения банка, например через Интернет. Пока лишь немногие розничные платежные системы, оперирующие край-

не незначительными суммами, допускают открытие счета через свой Интернет-портал, но процесс технологического совершенствования расчетов идет именно в этом направлении.

Поскольку предметом процедур проведения платежа и технологий платежных систем выступает платежный документ и банковский счет, то возникает как минимум необходимость обмена платежными документами и выписками по счетам между субъектами платежных систем. В идеале хозяйственная операция может совершаться в удачно расположенном офисе одного банка, где плательщик и получатель имеют счета. Тогда нет необходимости субъектам платежной системы много раз передавать друг другу платежный документ и выписки по счетам. Однако на практике такой суперудачно расположенный для всех хозяйствующих субъектов банк невозможен. Хозяйствующим субъектам необходимо выстраивать документооборот со своими банками, а этим банкам - выстраивать корреспондентские отношения с расчетным банком.

В отличие от безналичных, налично-денежные расчеты совершаются в любом удобном месте простой передачей наличных. Быть может, одному из субъектов сделки будет необходимо предварительно получить наличные в своем банке, а другому субъекту после сделки сдать наличные в свой банк. Однако сама сделка и расчеты по ней пройдут быстро, без посещения или связи с банками. Платежные системы стремятся расширять свою долю рынка платежных услуг и быть более конкурентоспособными с наличными расчетами. Для этого им необходимо решать проблему существенных издержек документооборота межу своими субъектами.

(Окончание следует)

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ИН10РМАЦИ0НН0 АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ДАЙДЖЕСТ ФИНАНСЫ

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.