Научная статья на тему 'Развитие технологий платежных систем'

Развитие технологий платежных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3770
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие технологий платежных систем»

m ион тьтз

БАНКОВСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ*

C.B. А1УРЕЕВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Банковское дедом Финансовой академии нри Правитедьстве РФ

В предыдущей части статьи были зафиксированы основы наших представлений о безналичных расчетах и платежных системах, показана трансформация этих представлений, а также издержек платежа под действием институциональных изменений в российской экономике и массового внедрения электронных технологий.

Там же систематизированы основные технологические решения различных платежных систем, а именно: необходимость и формы платежного документа и банковского счета, использование различных средств дистанционной работы с банком, процедуры проведения платежа, а также новые дополнительные возможности платежных систем.

В данной части статьи предстоит охарактеризовать практическое использование и эффективность основных технологических решений с позиций клиентов и банков, предстоит определить пути повышения эффективности платежных систем, снижения издержек платежа до нескольких секунд и нескольких центов, чтобы безналичные расчеты были бы объективно более востребованы клиентами.

Состояние и тенденции безналичных расчетов в России наиболее четко можно охарактеризовать на основе статистики Банка России. Количественную характеристику безналичных расчетов начнем с денежных агрегатов и продолжим статистикой карточных систем.

Денежные агрегаты целесообразно рассматривать, добавив в официальные данные Банка России, экспертные оценки объема наличных долларов. При таком подходе наличные составляют 53% денежного агрегата МI и 64% денежного агрегата М2. Этим подтверждается преобладание наличных рублей и долларов в сегментах текущих платежей, наличных долларов в качестве инструмента инвестиций.

Несмотря на преобладание наличных, Банк России фиксирует небольшой опережающий рост безналичных расчетов. Так, объемы безналичных расчетов и оборота наличных через кассы банков растут на 30 - 35% в год, тогда как ВВП и доходы населения растут на 6 - 10% в год.

* Окончание. Начало в журнале «Дайджест-Финансы». -2003. - № 5.

Статистика карточных систем (на 01.01.2003) показывает, что карточки имеют порядка 13% взрослого населения, с их помощью люди получают 10% своих доходов и оплачивают 1% покупок потребительских товаров. Эти показатели свидетельствуют о по прежнему полном преобладании наличных расчетов при выплате заработной платы и особенно в розничной торговле.

Однако, показатели карточных систем растут в 2 - 3 раза быстрее зарплаты или розничного товарооборота. Сохранение темпов роста карточного бизнеса позволит в течение пяти лет перевести на карточки до 2/3 выплат зарплаты и до 1/3 розничного товарооборота. Примером этого может быть ряд российских городов: в Ногинске 2/3 населения получают зарплату на карточки, в Нерюнфи на карточки выплачиваются 70% зарплаты и оплачиваются 38% покупок потребительских товаров.

Детализировав статистику безналичных расчетов, можно выявить лидеров среди работающих в нашей стране платежных систем и банков, чьи организация и технологии в наибольшей степени формируют наше представление о безналичных расчетах, определяют их издержки и эффективность.

Ранжирование четырех основных видов платежных систем по объему и количеству платежей показывает, что все системы быстрых переводов и расчетов в Интернете в совокупности контролируют менее 0,05% рынка платежных услуг по сумме платежей и меньше 0,5% по количеству платежей. Говорить о значимом присутствии на российском рынке платежных услуг этих систем пока рано. На рынке доминируют традиционные межбанковские и карточные системы.

Доля Банка России составляет 46% объема проведенных платежей без учета налоговых и бюджетных платежей. Коммерческие банки провели 32% платежей в рамках одного подразделения кредитной организации, 12% по системам межфилиальных расчетов и 10% через системы межбанковских корреспондентских отношений. По различным оценкам до 1/3 внешнеторгового оборота идет, минуя российские банки, только через иностранные и до 2/3 крупных инвестиционных сделок также проходят через оффшорные банки.

24

RfliOPMAKHOHIO А1Ш1НЧЕСХН1 ЖУРНАЛ ДАЙДЖЕСТ «ИНАНСЫ

? 7 11031 ИЮЛЬ 2003

БАШВСМШЕШЛОГИИ

Таким образом, статистика свидетельствует, что среди оптовых платежных систем доминирует Банк России и он в наибольшей степени определяет технологическую основу безналичных расчетов. Российские частные банки неспособны конкурировать с Банком России, но могут сгладить его монопольное положение. Конкуренция возможна скорее со стороны западных банков и системы SWIFT.

Анализ объемов эмиссии и оборота карточных систем показывает, что заметные позиции на рынке занимают пять систем, крупнейшая из которых контролирует не больше 24% рынка. Ощутимы позиции трех российских карточных систем, контролирующих 53% рынка, здесь высокий уровень конкуренции следует рассматривать как значимый фактор в пользу расширения безналичных расчетов.

Средний размер трансакции по российским карточкам в 2002 году был 93 дол. США (далее дол.), по международным 121 дол., что доказывает возможность массового эффективного проведения розничных безналичных расчетов в условиях низких доходов и уровня жизни россиян.

Поскольку банки являются основными проводниками платежных услуг, целесообразно определить доступность и уровень загрузки банковских офисов. В среднем один банковский офис приходится на 140 реально работающих предприятий и на 10,7 тыс. взрослых человек. Такое количество клиентов на один офис будет чрезмерно большим при их традиционном обслуживании.

Вместе с тем при массовом использовании средств дистанционной работы с банковским счетом предприятия посещают банковские офисы обычно не чаще одного раза в месяц, а физические лица в среднем два раза в год. При такой частоте посещений необходимо за день обслужить 7 предприятий и 71 физическое лицо, что для двух - трех операционистов одного офиса не составит проблем.

На Сбербанк приходится четверть расчетных счетов предприятий и текущих карточных счетов населения, следующие после него несколько частных банков занимают в среднем в 8 раз меньшую долю рынка. Только совокупность двадцати крупнейших частных банков контролируют примерно такую же долю рынка, как Сбербанк.

Сбербанк так же, как и Банк России, в наибольшей степени определяет представление клиентов о технологиях и эффективности платежных услуг. Крупные частные банки, хотя и отстают существенно от Сбербанка, но их положение на рынке заметно, они способны продвигать на рынок платежных услуг свои собственные технологии.

Электронным способом проводится 89% оптовых платежей, что создает хорошие перспективы дальнейшего внедрения электронных технологий на всех стадиях платежа и снижения его издержек, особенно в рамках дистанционного банковского обслуживания.

Данные о существенном преобладании внутрирегиональных расчетов платежей (на них приходится 93%) указывают на необходимость первоочередного внимания и достаточность сокращения издержек именно внутрирегиональных расчетов.

Таким образом, развитие технологий платежных систем будет основываться на традиционных решениях межбанковских и карточных систем, которое будет проходить под знаком Банка России и Сбербанка с некоторым влиянием ряда крупных частных банков, в первую очередь на карточном рынке. Залогом существенного роста безналичных расчетов на существующих «мощностях» банковской системы будут электронные технологии и дистанционное банковское обслуживание.

Проанализируем эффективность безналичных расчетов в представлении клиента, рассмотрев такие показатели ключевых систем и банков, как скорость проведения платежа, комиссионные, доступность средств дистанционного доступа к банковскому счету.

Внутрирегиональный платеж через Банк России проводится от 20 - 30 мин до 2 - 3 ч в зависимости от уровня загрузки системы, межрегиональный от - 3 ч до одного дня в зависимости от удаленности регионов от Москвы. Для сравнения, в рамках системы Swift или платежной системы Национального Банка Украины, межрегиональный платеж можно провести от нескольких до 20 - 30 мин в зависимости от уровня загруженности системы. Коммерческие банки через системы межфилиальных расчетов и корреспондентских отношений проводят межрегиональные платежи за 20 - 30 мин.

Карточные платежные системы, обеспечив быструю авторизацию, на проведение платежа требуют до нескольких дней, чем больше цепочка участников карточной системы, тем больше требуется времени на его проведение. Проведение карточного платежа за несколько секунд возможно только если владелец карточки и эквай-ринговая точка обслуживаются в одном банке. В крупных городах конкуренция среди банков на карточном рынке высока и случаев такого совпадения будет немного. Большинство платежей за покупки посредством карточек будит поступать в магазины через несколько дней, что для магазинов неприемлемо.

Банк России возьмет за проведение платежа от 2 до 5 руб., еще примерно столько же добавят коммерческие банки. Если платеж проводится в рамках одного коммерческого банка, для клиента он ничего стоить не будет. Swift декларирует свою готовность передавать внутрироссийские сообщения за 2 руб. Как видим, в российских оптовых межбанковских платежных системах тарифы относительно небольшие, необременительные даже при выплате на банковский счет пенсии или заработной платы бюджетника.

итмацшн тшиесм! яшм дайджест «ишсы

25

Ш1ШкШЛЬ2Ш

В международных расчетах комиссии берут существенно больше. Российский Банк возьмет с клиента от 2 до 5 дол. плюс комиссия Swift в размере не менее 10 дол. и комиссия зарубежного банка-корреспондента, в совокупности получается минимум 40 дол. Даже за внутрироссийские платежи в иностранной валюте российские банки берут в 30 раз больше, чем за аналогичные платежи в рублях. Еще большие комиссии берут зарубежные банки, например наиболее популярный и доступный для российских клиентов латвийский Парекс-банк.

Международные карточные платежные системы берут за проведение платежа минимум 2,5 дол. Российские карточные системы берут минимум от 10 до 20 руб., и в среднем получается в 10 раз меньше, чем международные, однако в 2 - 3 раза больше, чем берут российские коммерческие банки за проведение крупного платежа. Комиссия международных карточных систем может снижаться на порядок, если плательщик и получатель являются клиентами одного банка, но такое наиболее часто встречается только в локальных зарплатных проектах.

Важной составляющей снижения издержек безналичных расчетов является массовое использование электронных средств дистанционной работы с банком, особенно Интернета и мобильного телефона. Большинство российских коммерческих банков представляет своим клиентам банк-клиент, и только несколько банков предоставляют интернет-банк и телебанк, и то на начальном этапе работы с этими средствами дистанционного доступа необходимо посещение банковского офиса. А за работу с этими средствами банки берут от 10 до 20 дол. в месяц, что в сочетании с необходимостью посещения банка для большинства средних клиентов невыгодно. Поэтому Интернетом и мобильным телефоном для полноценной работы с банком в нашей стране практически не пользуются. Однако примеры тех нескольких банков, которые делают упор на продвижение услуг через Интернет, доказывают возможность перевода на такое взаимодействие с банком большинства клиентов всего за несколько лет.

Банкоматов функционирует в нашей стране примерно 3,5 тыс. (на 01.04.2002) Этого количества пока достаточно для обслуживания существующих потребностей клиентов, особенно в Москве и Петербурге, но в течение нескольких лет, если карточки будут у большинства россиян, банкоматов потребуется в 5 - 6 раз больше. Комиссии за использование банкоматов включаются в комиссию за платеж или выдачу наличных.

В большей степени существует проблема оборудования торговцев средствами приема карточек. Сейчас по стране POS-терминалами оборудовано примерно 19 тыс. торговцев - всего порядка 5% от

БМК01НШЕ1Ш0Г1И

общего количества стационарных магазинов. Так же, как банкоматы, Р05-терминалы концентрируются в крупнейших городах. Существуют единичные примеры существенного охвата магазинов в нескольких крупных региональных городах: это Омск, Челябинск, Нерюнгри, где по несколько сот торговцев принимают российские карточки, что доказывает возможность массового использования средств дистанционной работы с банком.

Представленные данные об издержках основных систем и банков позволяют сделать ряд обобщений и выводов.

Оптовые межбанковские платежные системы обеспечивают относительно быстрые окончательные расчеты между участниками и клиентами. Комиссионные оптовых систем совершенно небольшие даже по меркам розничных расчетов. Основным недостатком оптовых систем являются небольшое распространение средств дистанционного доступа к банковскому счету и их дороговизна для среднего клиента.

Карточные системы обеспечивают быстрое, в режиме реального времени, получение подтверждения возможности проведения платежа. Без столь быстрого подтверждения возможности платежа по большинству средних сделок использование безналичных расчетов было бы крайне затруднительно. Вместе с тем карточные системы существенно затягивают окончательные расчеты. Из-за необходимости ждать несколько дней поступления денег на счет большинство магазинов не заинтересованы в безналичных расчетах с покупателями.

Международные карточные системы за проведение расчетов между клиентами различных банков беруг более чем существенные комиссионные, они даже больше комиссионных Банка России и российских коммерческих банков за проведение рублевых платежей. Комиссионные российских карточных систем в несколько раз меньше, чем международных, но все равно больше межбанковских в рублевых расчетах. Если плательщик и получатель являются клиентами банков различных регионов или того хуже - различных стран, то комиссии и время проведения платежа увеличиваются еще больше.

Карточные платежные системы, в отличие от оптовых межбанковских систем, уже много лет работают в режиме подавляющего, массового использования средств дистанционного доступа. Ключом к банковскому счету является пластиковая карта всего за пять долларов в год, что минимум в 20 раз дешевле интернет-банка или телебанка. Банкоматы и РОБ-терминалы в экономически развитых странах и в крупных российских городах размещаются во многих местах. Они достаточно доступны и функциональны для клиентов, чтобы способствовать опережающему росту карточных расчетов в сравнении с межбанковскими.

2B

ИШРМАЦПШАНАЛИТИЧЕСКИ! ЖУРНАЛ ДАЙДЖЕСТ (ИНДИСЬ!

ттзпмшттз бшнскшеншгш

Общий вывод из анализа издержек различных систем заключается в объединении достоинств небольших сроков окончательных расчетов и небольших комиссионных оптовых межбанковских систем, с одной стороны, и, с другой стороны, достоинств карточных систем по быстрой авторизации платежа и практики массового, дешевого использования средств дистанционного доступа. Объединив достоинства различных систем, можно снизить издержки безналичного платежа до нескольких минут, нескольких рублей, включая издержки отношений банк-клиент. Таким образом, получится действительно эффективная платежная система, издержки среднего платежа в рамках которой будут ощутимо меньше издержек наличных расчетов.

Изменим угол зрения на эффективность безналичных расчетов, проанализируем их с позиции банка, для этого уточним основные факты ценообразования расчетно-кассовых операций банков.

Совокупные комиссионные доходы от расчетно-кассовых операций (РКО) составили в 2001 году 1,353 млн дол. Косвенные процентные доходы от размещения устойчивых остатков средств расчетных и текущих счетов были определены на уровне 1,09 млрд дол.

Крупные предприятия (с оборотом от 10 млн руб. в месяц) составляют 6% клиентов банков и приносят 75% дополнительного процентного дохода. Счета малых предприятий составляют 75% клиентов и приносят в среднем 64 дол. в год косвенного процентного дохода.

Кассовые операции принесли 567 млн дол. дохода, обслуживание рублевых расчетных счетов предприятий 378 млн дол., текущих валютных счетов предприятий 216 млн дол., карточных счетов 189 млн дол.

Обслуживание одного расчетного счета предприятия дает 145 дол., валютного 1 300 дол. и карточного 18 дол., один расчетный счет малого предприятия дает банкам комиссионного дохода 71 дол. в год.

Содержание одного филиала или дополнительного офиса банка обходится в год в 250 тыс. дол., из которых 150 тыс. дол. будут издержками на расчетные и кассовые операции. Обслуживание одного расчетного счета малого предприятия обходится банкам в 322 дол. в год.

Был проведен анализ основ ценообразования карточных операций банков. Издержки на эмиссию или обслуживание одной простой карточки составляют 5,5 дол. в год. Соответствующие комиссии банков немного меньше или в лучшем случае будут на уровне издержек. Прибыль банки получают на других карточных операциях.

Дополнительный доход банков от выдач наличных через банкоматы в сравнении с традиционной выдачей через кассы обычно составляет 0,4 - 0,7% от

суммы. Традиционный оборот наличных через кассы в 35 раз больше, а приносит дохода всего в 8 раз больше. Различия в уровнях оборота и дохода составляют 4,4 раза и отражают различия в средних тарифах выдач наличных через банкоматы и через кассы.

Издержки банков на обслуживание банкомата составляют порядка 1 000 дол. в месяц. Чистая прибыль в среднем от эксплуатации одного банкомата составит 0,5 тыс. дол. в месяц или 6 тыс. дол. в год, это не сверхприбыль как от расчетного обслуживания крупнейших корпораций. Содержание сети банкоматов скорее относительно небольшой кропотливый высокотехнологичный бизнес.

Издержки обслуживания РОБ-терминала составляют 500 дол. в месяц, чтобы их покрыть, необходимо проводить через каждый терминал минимум 7 платежей ежедневно, тогда как фактически проводится 2,6 платежей. Убыточность эквайринга отражает тот факт, что только 10% операций по картам совершается в торговой сети и в среднем на одну карточку приходится 0,15 платежной трансакции в месяц.

Обобщим представленные факты и определим заинтересованность коммерческих банков в расширении безналичных расчетов.

Комиссионные доходы от РКО в 5,5 раза меньше, чем чистые процентные доходы от кредитных операций и вложений в ценные бумаги.

Прямые комиссионные доходы покрывают только 85% издержек, остальная часть издержек и прибыль получаются за счет косвенных процентных доходов. Один счет малого предприятия приносит коммерческим банкам убыток в размере 187 дол. в год, он покрывается прибылью от ведения счетов крупных предприятий.

Ситуация с издержками и доходами от обслуживания крупных и малых предприятий усугубляется фактором активного использования крупными предприятиями средств дистанционного доступа и неиспользования этих средств большой массой малых предприятий.

Расширение безналичных расчетов малых предприятий в рамках традиционной модели обслуживания через сеть дополнительных офисов банкам не интересно. Если расширение не будет сопровождаться массовым использованием средств дистанционного доступа, оно принесет банкам еще больше убытков и будет для них экономически нецелесообразным.

Несмотря на существенно меньшие показатели средних оборотов и остатков по карточным счетам населения в сравнении даже с обслуживанием малых предприятий, карточный бизнес остается для банков интересным и динамически развивается.

Привлекательность карточного бизнеса для банков заключается в массовом использовании средств дистанционного доступа, из-за этого каждый владелец карты посещает банковский офис

МШМДЦНШ ДЙШШЕСМ! ЖУНДА ДАЙДЖЕСТ ИШШ

27

11№)*МЬ2№

"■• Я 'Cr* i&r •*■ ■ • ' ' '••Ч- - • Щрг» .

в среднем не чаше двух раз в год, тогда как представитель одного работающего малого предприятия посещает банк в среднем 72 раза в год.

За каждую операцию с картами банки получают существенно большие комиссионные, чем за обслуживание счетов малых предприятий. Так, тарифы за снятие наличных через банкоматы в 3 - 5 раз больше, чем за выдачу наличных из кассы, и издержки выдач наличных через банкоматы меньше, чем через кассы.

Таким образом, традиционная модель расчетно-кассовых операций не приносит банкам прибыли и расширение безналичных расчетов традиционным образом для банков не интересно. Необходимо расширять практику массового использования средств дистанционного доступа, разумно поднимать тарифы за обслуживание предприятий, как по карточным операциям.

Традиционные платежные системы имеют сложный механизм проведения платежа, поэтому не способны существенно сократить критические для большинства клиентов время платежа и свои комиссии, даже несмотря на активное использование электронных технологий. Для сокращения издержек платежа до нескольких секунд и нескольких рублей необходимо кардинально пересмотреть роль различных профессиональных участников платежных систем, кардинально упростить механизм проведения платежа.

Для кардинального сокращения издержек безналичных расчетов предлагается централизовать все клиентские расчетные счета в региональных расчетно-кассовых центрах Банка России (ГРКЦ БР), перевести их туда из коммерческих банков и работать с ними через средства дистанционного доступа.

В рамках дистанционного обслуживания можно передавать платежные инструкции и получать выписки с проведенными платежами, что составляет до 95% всех случаев общения с банком. Оставшиеся 5% случаев, как то открытие счета, получение устройства дистанционного доступа и его сервисное обслуживание, разрешение конфликтных ситуаций, проведение сложных расчетов требуют традиционного физического общения с банком, эти операции целесообразно оставить за коммерческими банками.

Возникает проблема сочетания централизации счетов и децентрализации традиционного обслуживания, решение которой можно заимствовать из организации дилерской сети операторов мобильной связи. Целесообразно учесть организацию эмиссии пластиковых карт, эмбоссируемых централизованно, а передаваемых клиентам децентрализованно; организацию операционно-кассовых центров Банка России, создаваемых в рамках первого этапа внедрения системы валовых расчетов; взаимодействия региональных офисов и пунктов обслуживания клиентов системы Western Union.

БШ01Н1ЕШШ0Г1И

Предлагается следующий сценарий сочетания централизации счетов и традиционного обслуживания. Клиент приходит в любой удобный банковский офис любого банка. Операционист банка формирует досье клиента, подключается к сайту регионального ГРКЦ БР, формирует уникальный номер клиентского счета и «связывает» его с досье клиента. ГРКЦ высылает банку устройство дистанционного доступа с «зашитыми» реквизитами счета и паролями доступа. Операционист банка выдает это устройство клиенту, обучает его навыкам работы. При непосредственном платеже инструкции клиента будут представляться через средства дистанционного доступа напрямую в ГРКЦ, минуя коммерческие банки.

Централизация клиентских счетов на уровне региональных ГРКЦ БР достаточна в контексте преобладания внутри региональных расчетов. По данным Банка России, межрегиональные платежи занимают не более 10% всех платежей. В категории «затраты - результат» вполне допустимо проводить межрегиональные платежи на несколько минут больше.

Проведение межрегионального платежа через три подразделения Банка России, за исключением коммерческих банков, создает предпосылки для использования единой автоматизированной системы. Как показывает практика работы ряда многофилиальных коммерческих банков, в рамках единой автоматизированной системы возможно проводить межрегиональные платежи за 5 - 10 мин.

Кардинальный пересмотр роли субъектов платежных систем, сокращения количества участников и количества процедур проведения платежа в целях сокращения издержек времени и комиссий еще более актуальны для карточных систем. Для упрощения процедур карточного платежа предлагается, как это сделано в примерах быстрого эффективного проведения карточных платежей в рамках одной кредитной организации, объединить авторизацию, процессинг и собственно проведение платежа.

Предложение об объединении трех стадий карточного платежа «тянет» за собой предложение о проведении карточных платежей через наиболее современные оптовые межбанковские системы и предложение о централизации текущих счетов физических лиц в региональных ГРКЦ БР так же, как текущих счетов предприятий.

Необходимо будет подключать средства приема карточек - РОБ-терминал или банкомат, -минуя процессинг коммерческих банков напрямую к операционной системе регионального ГРКЦ БР, как это предложено делать с организацией централизованного обслуживания корпоративных клиентов через интрернет-банк и телебанк.

Предложение по фактически переводу крупных карточных трансакций в платежные систе-

21

НИМРМАДМННИ АИШТИЕСМЙ ЖУРНАЛ ДАЙДЖЕСТ НИШСЫ

*7 П031 ИЮЛЬ 20ВЗ

мы валовых расчетов не должны привести к отказу от карточек. Новое наполнение карточного бизнеса обеспечит массовое внедрение чиповых карт, проведение с помощью которых микроплатежей в оАГ-Нпе режиме даст дополнительные сервисные возможности.

Предложения по кардинальному упрощению процедуры проведения платежа за счет централизации клиентских текущих счетов в региональных ГРКЦ позволит существенно снизить издержки проведения платежей и проводить платежи не больше чем за минуту, что сделает безналичные расчеты в представлении широкой массы клиентов конкурентоспособными по сравнению с наличными, создаст основу для их существенного расширения.

Для предложенной системы первостепенную роль в сокращении издержек платежа играют средства дистанционного банковского обслуживания. Если российские банки не активизируются в направлении массового внедрения интернет-банка и телебанка, за них это сделают западные банки, которые наладят трансграничное обслуживание наших клиентов. Уже сейчас ряд оффшорных банков активизируется в этом направлении, например латвийский Парекс-банк.

Заслуживает внимания сам факт конкурентоспособного расчетного обслуживания российских клиентов банком другой страны. Это подтверждает реальность угрозы со стороны западных банков расчетному бизнесу российских банков в условиях, когда наши банки мало внимания уделяют совершенствованию своих технологий.

Для дистанционного обслуживания клиентов наиболее часто звучат следующие причины торможения массового использования Интернета и мобильного телефона: законодательные и подзаконные ограничения, большие затраты и отсутствие перспектив окупаемости соответствующих проектов для банков, недостаточное количество пользователей мобильными телефонами и Интернетом.

Немногие успешные российские банки отметают эти факторы и указывают на то, что внедрение интернет-банка и телебанка требует серьезного реинжиниринга банковских процессов. Наибольшая проблема здесь заключается в психологической неготовности к этому не клиентов, а руководителей или сотрудников банков.

Не отрицая важности представленных факторов и мнений и не претендуя на уникальность и всеобъемлемость, назовем еще ряд проблем, препятствующих массовому использованию средств дистанционного доступа, а также определим пути их решение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для подашшющего большинства обычных клиентов (не из числа профессиональных бухгалтеров) актуальна проблема сложности реквизитов платежа по стандартам Банка России, состав реквизитов требует существенного упрощения. Было

ЫШК1ВСШ<ТЕМ1Д1ГН

предложено упростить реквизиты платежного поручения по стандартам Банка России.

Для однозначной идентификации банка достаточно 4 цифры номера лицензии, 2 цифры кода региона, 3 цифры номера дополнительного офиса банка - всего 9 цифр. Было предложено заменить существующие в стандартном платежном поручении несколько реквизитов с большим количеством букв и цифр одним простым из 9 цифр.

Далее сделать номер счета клиента аналогичным основным реквизитам паспорта или ИНН клиента, что позволит существенно упростить запоминание и заполнение реквизитов счета клиентом, идентификацию клиента в любом офисе банка, а не только в том, где хранится его досье.

Операции по своему счету можно будет совершать в любом офисе любого банка или в любой точке эквайринга на основании паспорта без предъявления каких-либо дополнительных договоров, устройств дистанционного доступа, карточек или введения пин-кодов.

В совокупности клиенту будет необходимо набирать девять цифр кода банка, плюс десять цифр номера и серии паспорта и восемь вшитых цифр номера счета из плана счетов бухгалтерского учета и кода валюты. Ручной ввод такого количества цифр будет также необременителен и привычен как активация предоплаченой карты операторов мобильной или междугородней связи или карт оплаты услуг интернет-провайдеров.

Другой важной проблемой дистанционного банковского обслуживания, особенно в сегменте розничных безналичных расчетов, является недостаток банкоматов вообще и сложных банкоматов с функциями приема наличных - в частности. Решение этой проблемы является непременным условием и предпосылкой расширения безналичных расчетов по средним сделкам, обособленно для массы обычных клиентов со средним или небольшим достатком.

Возможно существенно увеличить количество точек выдачи и приема наличных за счет касс супермаркетов и банковских пунктов обмена валют, оборудованных POS-терминалами. Эта возможность основывается на примерах организации выдач наличных через POS-терминалы и кассы супермаркетов в традиционных карточных системах, решения по пополнению счетов абонентов Билайн через кассы магазинов «Седьмой континент» и технологии быстрых платежей Western Union. Также учитываются ранее сделанные предложения по централизации текущих счетов клиентов в региональных ГРКЦ Банка России и по упрощению реквизитов платежа, включению в номер счета клиента его паспортных данных или ИНН.

Через POS-терминалы и кассы супермаркетов можно организовать выдачу и взнос наличных на любой счет следующим образом. Кассир получит от клиента-вносителя наличные, набе-

иимцмиашпини! жунад дайджест «нансы

29

7 тзг ть тз

рет на кассе паспортные данные вносителя и сформирует указание ГРКЦ БР о переводе денег со счета магазина на счет вносителя. Если реквизиты счета вносителя указаны верно и программа ГРКЦ БР этот счет быстро обнаружит, ГРКЦ выполнит указание о переводе денег и уведомит об этом компьютер кассы магазина. Кассир распечатает на кассовой ленте уведомление о зачислении денег на счет вносителя.

Наладив операции выдачи и взноса наличных через кассы супермаркетов и пунктов обмена валюты, можно за короткое время и без больших капиталовложений существенно увеличить количество пунктов выдачи и приема наличных взамен недостающих сейчас банкоматов.

В первой части статьи (см. «Дайджест-финансы». - 2003. - № 5) были проанализированы уже активно развивающиеся дополнительные услуги платежных систем в области бухгалтерского учета, кредитования, операций на денежном рынке, возможности чиповых карт и т.д. Продолжим кон-струирдвание дополнительных услуг платежных систем, в том числе с учетом предложений по централизации текущих счетов клиентов в региональных ГРКЦ БР и по расширению возможностей дистанционного банковского обслуживания.

Первой предлагаемой дополнительной услугой платежных систем для массы небольших клиентов будет посредничество банков в распространении интернет-трейдинга. Настраивать мобильный телефон клиента или компьютер с подключением в Интернет на операции можно будет сразу при первом визите клиентов в банковский офис для открытия счета и подключения к платежной системе. Коммерческие банки как никто другой способны без существенных дополнительных издержек предоставлять возможности совершать сделки на финансовом рынке.

Операционное подразделение Банка России без существенных дополнительных издержек может взять на себя функции подтверждения ЭЦП по сделкам в сети Интернет по документам не только платежного, но и коммерческого характера. Был разработан сценарий такого независимого подтверждения на основе передачи в ГРКЦ БР счетов-фактур. Счета-фактуры формировались с помощью стандартных модулей электронной коммерции, поставляемых коммерческими банками в одном пакете с программами средств дистанционного доступа к банковскому счету.

Платежные системы и коммерческие банки способны расширить возможности аккредитивной формы расчетов. Вместо обычного платежа, при использовании аккредитивной формы расчетов, ГРКЦ БР автоматически переводит деньги на счет покрытия и будет ожидать подтверждения доставки товара. Операционная программа ГРКЦ БР автоматически раскроет аккредитив после элек-

ЗВ

ШКОВСМЕТЕКШОГМ

тронного сообщения за подписью получателя товара или экспедитора.

На основе стандартизации реквизита назначения платежа, модификации простой формы учета и отчетности в сочетании с предложением по передаче через платежную систему счетов-фактур можно получить решение по автоматизации учета малых предприятий. Это тем более актуально, поскольку именно за счет операций массы небольших предприятий предполагается существенное расширение безналичных расчетов. Платежные системы, представляя эту дополнительную услугу и экономя малым предприятиям по несколько сот долларов в квартал, будут ощутимо компенсировать издержки безналичных расчетов и плату за использования средств дистанционного доступа.

Предлагается автоматизировать ряд процедур статистического наблюдения. На основе данных счетов-фактур, операционная программа ГРКЦ БР может автоматически формировать оперативные статотчеты, как минимум, по объемам продаж, ценам, категориям продавцов и покупателей. Экономический эффект от автоматизации статистического наблюдения с помощью программных средств платежной системы будет не меньшим, чем экономия от автоматизации бухгалтерского учета массы малых предприятий.

Объединив практику передачи различных неплатежных документов в системы Swift, практику предоставления отчетности Банку России в электронной форме, а также сформулированные предложения по подтверждению ЭЦП на клиентских неплатежных документах, автоматизации учета и отчетности по простой форме, получим ряд решений по упрощению налогового администрирования.

Таким образом, можно получить возможность сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде, что позволит упростить, автоматизировать проверочные и аналитические процедуры налоговых органов, избавить их от большого рутинных количества камеральных проверок.

Технологии платежных систем позволят уплачивать налоги, объектом которых будут доходы юридических или физических лиц, автоматичес-ким%«расщеплением» соответствующего платежа в рамках хозяйственной операции, являющейся объектом налогообложения. Можно организовать автоматический персонифицированный учет налогоплательщиков и адресных социальных выплат.

Обобщая примеры реализованных дополнительных услуг и новые предложения, можно указать, что развитие соответствующих технологий платежных систем ожидается по следующим основным направлениям:

сопровождение сделок клиентов на фондовом и денежном рынке;

овердрафтное кредитование;

вшрмдщшо шшиескв! жур1аа дайджест •квавсы

тптшьшз

предоставление возможностей обмена подтвержденными электронной цифровой подписью сообщениями и вообще содействие развитию электронной коммерции;

автоматизация бухгалтерского оформления сделок по реализации товаров и услуг, особенно для малых предприятий;

автоматизация налогового администрирования и оперативного статистического учета;

посредничество в заключении имущественных сделок.

Перейдем к анализу влияния предложенных выше изменений в организации и технологиях платежной системы на ценообразование расчетно-кассовых операций и финансовые результаты банков.

Несмотря на предложения по централизации клиентских счетов на уровне региональных ГРКЦ, роль коммерческих банков не уменьшается. За коммерческими банками остаются следующие функции: открытие текущих счетов и хранение досье клиентов;

настройка и выдача клиентам средств дистанционной работы с банковским счетом, обучение работе с этими средствами и их сервисное обслуживание;

возможность традиционного представления платежных документов на бумажном носителе;

проведение сложных расчетов по аккредитиву или инкассо;

обслуживание счетов в иностранной валюте и проведение международных расчетов;

выдача и прием наличных, инкассации; обслуживание точек приема пластиковых карт в магазинах и содержание банкоматов;

разрешение конфликтных ситуаций между участниками расчетов и с платежной системой;

продвижение дополнительных услуг платежных систем, внедрение и сервисное обслуживание соответствующего программного обеспечения.

С учетом указанных выше предложений об изменении технологий платежных систем и функций коммерческих банков смоделируем размеры основных комиссий за расчетно-кассовые операции. Комиссии должны быть необременительными для клиентов и интересны банкам, чтобы у них была объективная заинтересованность к расширению безналичных расчетов.

Предлагается за открытие текущего счета и его годовое сопровождение взимать по 5 дол., как в карточных системах. Через несколько лет 3/4 взрослого населения страны будут пользоваться банковскими картами и будет не менее 2,4 млн работающих счетов предприятий. За год 16 млн человек будут обращаться за новой карточкой, 1 млн предприятий будет открывать новый расчетный счет. Совокупные доходы банков за открытие и обслуживание счетов клиентов могут достигать 500 млн дол. в год.

М1|11Н1Е*ТЕШД0ГН

» ■ • " «.

Комиссии за традиционную ручную обработку платежных инструкций клиентов должны покрывать соответствующие издержки банков и стимулировать использование электронных технологий. Предлагается установить соответствующие комиссии на уровне 2,5 дол., как в карточных системах или при проведении внутри российских расчетов в долларах. В 2001 году, по статистике Банка России, порядка 59 млн платежей предприятий потребовало ручной обработки. Из расчета по 2,5 дол. за каждый такой платеж, совокупные комиссионные доходы банков должны составить 148 млн дол. в год.

Комиссии за выдачу и взнос наличных предлагается установить на уровне 1% от суммы, как в карточных системах. Предполагается, что за несколько лет удастся перевести на текущие счета выплату до 75% доходов россиян и россияне станут оплачивать со счетов до 30% своих покупок. Оборот наличных через банки прогнозировался на уровне 158 млрд дол. в год. Комиссионного дохода за снятие и взнос наличных банки смогут получить 3,15 млрд дол.

Сейчас комиссии за обнал-услуги банков также составляют порядка 1% от суммы. Обнал-биз-нес подвергается гонениям со стороны налоговых органов, и банки предоставляют такие услуги ограниченному числу доверенных клиентов. В выплате заработной платы на банковские счета государство будет на стороне банков, поскольку такие выплаты будут способствовать налоговому администрированию. Поэтому установление комиссии за операции с наличными в размере 1% от суммы создает предпосылки к трансформации банков в сторону легальных операций с наличными.

Комиссии за подключение и ежемесячную работу с банками через мобильный телефон и Интернет можно установить на уровне 10 дол. в месяц, как минимальная плата за мобильный телефон у операторов мобильной связи, доступной для широких слоев населения. Предположительно услугами дистанционного доступа будут пользоваться не менее 60% существующих абонентов мобильной связи и активных пользователей Интернетом, а это 3,7 млн клиентов банков, и в год они будут платить банкам 439 млн дол. комиссий.

Крупным и средним предприятиям банки будут предоставлять дополнительные услуги, требующие физического посещения офиса клиента для установки специального программного обеспечения. Это могут быть программный модуль банк-клиента, электронной отчетности, электронной коммерции или программного модуля POS-тер-минала. Предлагается установить комиссии за использование каждого дополнительного программного модуля на уровне 10 дол. в месяц. За каждый визит в офис клиента программиста банка для

lltlPMA|lllll AIAAITMECKIIЖУРШ ДАЙДЖЕСТ •№№!

31

Щ паз! шль тз ейнмсиртепшгш

установки одного или сразу нескольких модулей предлагается брать по 100 дол. Для крупного и среднего предприятия платить такие комиссионные с учетом ощутимого экономического эффекта от использования соответствующего программного обеспечения будет необременительно. Предприятий с оборотом свыше 1 млн руб. в месяц в нашей стране порядка 600 тыс., каждое из них будет платить коммерческим банкам минимум по 40 дол. в месяц, что в совокупности даст банкам 288 млн дол. комиссионного дохода.

Использование клиентами средств дистанционного доступа и дополнительных услуг платежных систем будет автоматическим с минимальными текущими издержками со стороны банков. В соответствующих комиссионных доходах будет преобладать прибыльная составляющая. Прибыль от этих услуг в 2 раза превысит существующие ежегодные затраты банков на новые АБС, позволит полностью проинвестировать новые разработки и внедрение соответствующего программного обеспечения.

В сумме комиссионные доходы банков от расчетно-кассовых операций составят 4,8 млрд дол. Они в 3 раза превысят существующие издержки расчетно-кассовых операций и в 2 раза существующие прямые комиссионные и косвенные процентные доходы.

Комиссии за открытие и ведение текущих счетов клиентов, за подключение средств дистанционного доступа и дополнительных услуг будут, как в карточных системах, покрывать соответствующие издержки коммерческих банков. В комиссиях по кассовым операциям и за абонентское обслуживание электронных средств дистанционного доступа и дополнительных услуг будет преобладать прибыльная составляющая.

Прибыль ожидается на уровне 3,2 млрд дол. в год и позволит за несколько лет окупить инвестиции в создание инфраструктуры массового повсеместного оборота наличных через банковские счета, в создание и массовое внедрение программного обеспечения дистанционного банковского обслуживания, включая дополнительные услуги платежных систем. Банкам не потребуется привлекать внешние источники финансирования, в том числе у государства.

Расчетный банковский бизнес станет настоль прибыльным и привлекательным, как в свое время были спекуляции на валютном рынке, приватизация крупных промышленных предприятий или инвестиции в государственные ценные бумаги. Измененный расчетный бизнес банков будет объективно необходим экономике, будет больше способствовать ее росту и повышению эффективности, чем прежние сверхприбыльные банковские операции.

32

ишмацншо а1аа1т1чес111жур1аа дайджест • инансы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.