Научная статья на тему 'НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НОРМ ПО ОХРАНЕ ТРУДА, КОТОРЫЕ НАДО УЧИТЫВАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ РАБОТОДАТЕЛЯМ С ЦЕЛЬЮ СНИЖЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ НА АВТОТРАНСПОРТЕ'

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НОРМ ПО ОХРАНЕ ТРУДА, КОТОРЫЕ НАДО УЧИТЫВАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ РАБОТОДАТЕЛЯМ С ЦЕЛЬЮ СНИЖЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ НА АВТОТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Нормативные правовые акты по охране труда (НПА) / профессиональные риски / снижение рисков / инструкции и обучение по охране труда / медосмотры / Regulatory legal acts on labor protection (NPA) / occupational risks / risk reduction / instructions and training on labor protection / medical examinations

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шумилин А.В.

Приведены основные нормативные правовые акты (НПА) и важные меры по охране труда, которые следует выполнять руководителям организаций, если их работа связана с грузоперевозками и с погрузочно-разгрузочными работами. Учет и выполнение работодателями этих требований позволит не только снизить профессиональные риски для водителей, но и оптимизировать затраты на необходимые работы по улучшению условий и безопасности труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шумилин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW REQUIREMENTS OF LABOR PROTECTION STANDARDS, WHICH SHOULD BE TAKEN INTO ACCOUNT AND CARRIED OUT BY EMPLOYERS IN ORDER TO REDUCE PROFESSIONAL RISKS WHEN TRANSPORTING GOODS BY MOTOR TRANSPORT

The main regulatory legal acts (NPA) and important labor protection measures that should be carried out by the heads of organizations if their work is related to cargo transportation and loading and unloading operations are given. Taking into account and fulfilling these requirements by employers will not only reduce professional risks for drivers, but also optimize the costs of necessary work to improve working conditions and safety.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НОРМ ПО ОХРАНЕ ТРУДА, КОТОРЫЕ НАДО УЧИТЫВАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ РАБОТОДАТЕЛЯМ С ЦЕЛЬЮ СНИЖЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ НА АВТОТРАНСПОРТЕ»

государственных услуг и функций воспользовались 255 270 человек.

Цифровая трансформация является важным фактором развития отрасли здравоохранения. Реализация стратегии цифровой трансформации в Томской области позволила повысить эффективность системы здравоохранения и улучшить качество медицинской помощи населению.

Для дальнейшего развития цифровой трансформации отрасли здравоохранения в Томской области необходимо:

• Продолжать внедрение информационных систем, обеспечивающих взаимодействие между пациентами, медицинскими организациями и органами здравоохранения.

• Расширять использование искусственного интеллекта для автоматизации медицинских процессов, диагностики заболеваний и разработки новых методов лечения.

• Активнее внедрять робототехнику для выполнения хирургических операций и других медицинских процедур.

Список использованной литературы:

1. Белолипецкая А. Е., Головина Т. А., Полянин А. В. Цифровая трансформация сферы здравоохранения: компетентностный подход // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2020 № 28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43869658 (дата обращения: 11.11.2023).

2. О результатах деятельности исполнительных органов Томской области за 2022 год: отчет Законодательной Думой Томской области от 15.05.2023 г. // Председателю Законодательной Думы Томской области. 2023. С. 54-56.

3. Дмитривеа Н.Е., Стырина Е.М. Цифровая трансформация в государственном управлении // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2023. С. 209.

© Ундалова Т.Ю., 2023

УДК 331.45 + УДК 331.101

Шумилин А.В.,

аспирант, Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НОРМ ПО ОХРАНЕ ТРУДА, КОТОРЫЕ НАДО УЧИТЫВАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ РАБОТОДАТЕЛЯМ С ЦЕЛЬЮ СНИЖЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ НА АВТОТРАНСПОРТЕ

Аннотация

Приведены основные нормативные правовые акты (НПА) и важные меры по охране труда, которые следует выполнять руководителям организаций, если их работа связана с грузоперевозками и с погрузочно-разгрузочными работами. Учет и выполнение работодателями этих требований позволит не только снизить профессиональные риски для водителей, но и оптимизировать затраты на необходимые работы по улучшению условий и безопасности труда.

Ключевые слова

Нормативные правовые акты по охране труда (НПА); профессиональные риски; снижение рисков; инструкции и обучение по охране труда; медосмотры

Shumilin A.V.,

postgraduate student, Moscow Financial and Industrial University "Synergy"

NEW REQUIREMENTS OF LABOR PROTECTION STANDARDS, WHICH SHOULD BE TAKEN INTO ACCOUNT AND CARRIED OUT BY EMPLOYERS IN ORDER TO REDUCE PROFESSIONAL RISKS WHEN TRANSPORTING GOODS BY MOTOR TRANSPORT

Annotation

The main regulatory legal acts (NPA) and important labor protection measures that should be carried out by the heads of organizations if their work is related to cargo transportation and loading and unloading operations are given. Taking into account and fulfilling these requirements by employers will not only reduce professional risks for drivers, but also optimize the costs of necessary work to improve working conditions and safety.

Keywords

Regulatory legal acts on labor protection (NPA); occupational risks; risk reduction; instructions and training on

labor protection; medical examinations

Актуальность работы.

Работы по перевозке коммерческих грузов, в общем случае, могут включать следующие группы работ: 1 - эксплуатация промышленного колесного транспорта по доставке груза от отправителя к получателю; 2 - погрузочно-разгрузочные работы и размещении грузов как у отправителя груза, так и у получателя; 3 - работы на промежуточном складе (с элементами фулфилмента), на котором часть груза привозится от отправителя, выгружается, сортируется, фасуется в новые упаковки и потом перевозится получателю. На каждом этапе работ возможны профессиональные риски для работников. Анализ изменений в законодательстве в области охраны и безопасности труда в последние три года показал [1, 2], что в настоящее время все работы по управлению собственным бизнесом, в том числе и по перевозке коммерческих грузов на автотранспорте, надо проводить с учетом всех затрат работодателя на выполнение работ по оценке возможных рисков для работников, а потом — на выполнение работ по снижению этих выявленных и оцененных профессиональных рисков.

Все такие работы руководству организаций и индивидуальным предпринимателям надо проводить в соответствии с требованиями и рекомендациями, приведенными в новых нормативных правовых актах (НПА) по охране труда [3-12] и [14-21]. Выполнение требований в этих НПА имеет прямое отношение к менеджменту безопасности труда и охраны здоровья, как важной составной части производственного менеджмента. Учет и выполнение основных требований и рекомендаций в НПА позволит не только улучшить условия труда работников данной организации, но и повысить качество всех услуг для других организаций; повысить количество перевозимых товаров; повысить качество управления собственным бизнесом по перевозке коммерческих грузов.

Основные требования НПА по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах были рассмотрены в статье [1]; основные требования НПА при работах в складских помещениях были рассмотрены в статье [2].

В настоящей статье рассматриваются такие грузоперевозки, когда производится перевозка не опасных грузов (по ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка»), т.е. не агрессивных, не взрывопожароопасных и не сыпучих; также в машинах не производится перевозка животных.

Учет Правил по охране труда на автомобильном транспорте.

Правила по охране труда на автомобильном транспорте [4] (далее - Правила по ОТ) устанавливают

государственные нормативные требования охраны труда при организации и проведении работ, связанных с техническим содержанием, эксплуатацией, техническим обслуживанием, ремонтом и проверкой технического состояния автомобильного транспорта (автотранспорта).

Работодатель обязан обеспечивать безопасность и необходимые условия труда всем работникам своей организации, выполняющим работы по эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния транспортных средств; обеспечивать работников безопасным оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей; знакомить работников (под роспись) с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. Также работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования; при применении ими инструментов, сырья и материалов.

С учетом основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда [5] и на основе Правил и требований технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя транспортных средств работодателем должны быть разработаны и утверждены инструкции по охране труда для работников и (или) видов выполняемых работ. Инструкции утверждаются локальным нормативным актом работодателя, с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии). В пункте 7 Правил [4] приведены те вредные и (или) опасные факторы, которые могут воздействовать на работников при эксплуатации транспортных средств (основных факторов 13). При проведении работы по оценке профессиональных рисков надо выявить и учитывать те факторы, из приведенных в Правилах, которые могут оказать реальное воздействие на каждого работника (в том числе, и на водителя) и учитывать это при составлении Инструкций и при обучении работников.

Также важно учитывать требования охраны труда, предъявляемые к производственным территориям той организации, в которой имеется автотранспорт, особенно требования в пунктах 12 и 13 (это Раздел II Правил [4]). Надо также учесть требования к площадкам для хранения транспортных средств, особенно требования в пунктах 19 и 21 (Глава III Правил [4]). Надо учитывать требования в Главе IV Правил [4] к помещениям для технического обслуживания, проверки технического состояния и ремонта транспортных средств и их агрегатов, если в организации имеются такие помещения (особенно в части исключения риска взрывопожарной опасности). Важные требования охраны труда, предъявляемые к помещениям для хранения транспортных средств, приведены в Главе V Правил [4]. В пунктах 56 и 57 Правил [4] указано, что во время работы на линии водителю разрешается устранять неисправности, не требующие разборки механизмов. При сложных неисправностях техническое обслуживание и ремонт транспортных средств должны производиться в ремонтно-механических мастерских или постах, оснащенных необходимыми оборудованием, устройствами, приборами, инструментом и приспособлениями; требования безопасности приведены в пунктах 64-81 Правил. Если при обслуживании и ремонтных работах будут выполняться работы с повышенной опасностью, то должностным лицом, уполномоченным работодателем, должен быть оформлен наряд-допуск на такие работы (рекомендуемый образец такого наряда-допуска приведен в Приложении к Правилам). В пунктах 82 и 83 Правил [4] приведены те требования, что целесообразно в организациях не только выполнить, но и включить в свои Инструкции по охране труда для водителей и других работников, занятых обслуживанием автотранспорта.

Если в организации имеются транспортные средства, работающие на газовом топливе, то при техническом обслуживании, ремонте и проверке технического состояния надо учесть и выполнить требования, приведенные в Главе VII Правил [4]. Требования охраны труда, предъявляемые к мойке транспортных средств, агрегатов, узлов и деталей приведены в Главе IX Правил [4]. При выполнении слесарных и смазочных работ надо учесть и выполнить требования Главе X Правил [4], включая

требования в пункте 101 — надо обеспечить работника надежными защитными очками при проведении ударных работ с использованием ручного инструмента: молотков, кувалд, а также при работе зубилом или другим рубящим инструментом и отразить это в Инструкции.

При проверке технического состояния автомобилей (транспортных средств) и их агрегатов надо обеспечить выполнение требований, приведенных в Главе XI Правил [4]. Проверять техническое состояние транспортных средств и их агрегатов при выпуске на линию и возвращении с линии необходимо при заторможенных колесах с использованием стояночного тормоза и при выключенном двигателе. Исключение составляют случаи опробования тормозов транспортных средств. Испытание и опробование тормозов транспортного средства на ходу должны проводиться на предназначенных для этого площадках. При испытании и опробовании тормозов транспортного средства на роликовом стенде должны быть приняты меры, исключающие самопроизвольное «выбрасывание» транспортного средства с роликов стенда. Дополнительные требования приведены в пунктах 113 и 114 Правил [4].

Если в организации имеются отдельные помещения или участки, в которых выполняются различные сложные ремонтно-восстановительные работы, то надо изучить и выполнить требования по охране труда в Правилах [4]: в Главе XII — при выполнении кузнечно-прессовых работ; в Главе XIII — при выполнении медницких работ; в Главе XIV — при выполнении жестяницких и кузовных работ; в Главе XV

— при выполнении сварочных работ; в Главе XVI — при выполнении вулканизационных и шиноремонтных работ; в Главе XVII — при выполнении шиномонтажных работ (при этом ряд требований, приведенных в пунктах 166-171, целесообразно разместить и в Инструкциях для работников, выполняющих такие работы); в Главе XVIII — при выполнении окрасочных и противокоррозионных работ; при этом, в соответствии с требованиями в пункте 181, окраску внутри кузова автобуса, фургона и т.п. работник должен производить с применением качественных СИЗ органов дыхания (респираторов) при открытых дверях, окнах, люках; в Разделе XIX — при выполнении обойных работ (раскрой материалов, сборка, разборка сидений транспортных средств; работы по снятию обивки потолков и дверей и т.п.).

Важные требования охраны труда при эксплуатации всех транспортных средств содержатся в Главе XXI. В пункте 205 указано, что работодатель обязан: 1 - обеспечить выпуск на линию технически исправных транспортных средств, укомплектованных огнетушителями и аптечками для оказания первой помощи; 2

- при направлении водителя в длительный рейс (продолжительностью более одних суток) провести инструктаж по охране труда водителю перед выездом об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза. При ремонте транспортного средства на линии должны соблюдаться требования, приведенные в главе III Правил (и основные требования надо привести в Инструкции по охране труда). В пункте 224 Правил указано, что пробку радиатора на горячем двигателе транспортного средства необходимо открывать с использованием СИЗ рук или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку следует открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего. Основные требования безопасности при эксплуатации транспортных средств, работающих на газовом топливе, приведены в Главе XXII.

Рекомендуется в Инструкциях по охране труда для водителей включить ряд требований, приведенных в Главе XXIII (при эксплуатации транспортных средств в зимнее время года) и в Главе XXIV (при движении транспортных средств по ледовым дорогам и переправам через водоемы). Транспортные средства разрешается хранить в соответствии с утвержденной работодателем схемой расстановки транспортных средств. Требования охраны труда, предъявляемые к хранению транспортных средств, приведены в Главе XXVI.

В Главе XXVII Правил приведены требования к размещению и хранению материалов, оборудования, комплектующих изделий и отходов производства. Отдельные помещения должны предусматриваться для хранения: 1 - смазочных материалов; 2 - лакокрасочных материалов и растворителей; 3 - химикатов; 4 - шин и резинотехнических изделий (пункт 265 Правил); в пунктах 266-270 и 272 приведены

дополнительные требования. Важные требования охраны труда, которые должны быть выполнены при хранении и использовании антифриза, приведены в Главе XXVIII. Рекомендуется требования безопасности, приведенные в пунктах 277-279, учитывать в Инструкциях для работников.

В случае применения работниками (в том числе, и водителями) материалов, технологической оснастки и технологического оборудования, требования к безопасному применению и выполнению которых не регламентированы Правилами [4], надо учитывать и выполнять требования, приведенные в других НПА по охране труда и требованиями технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя. Важно, что работодатель, в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска, вправе устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие требованиям в Правилах [4]. При организации рабочих мест для работников надо также учитывать требования, приведенные в документе Минтруда России [6].

Кроме выполнения требований охраны труда, приведенных в Правилах к помещениям, оборудованию и автотранспорту, работодатель обязан обеспечить: обучение работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда; контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда и ряд других мер. Более подробно эти меры рассмотрены ниже.

Рекомендации в НПА по оценке профессиональных рисков.

При проведении работ в организации по идентификации профрисков и по оценке величины выявленных рисков надо учитывать и использовать сведения, приведенные в Рекомендациях по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей [7] и рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков [8]. Также надо проводить учет микротравм у работников, как это требуется на основании Федерального закона № 311-Ф3 [8] и Рекомендаций [9]. Результаты учета микротравм надо применять и при количественной или качественной оценке профессиональных рисков.

Также целесообразно использовать сведения по оценке рисков у водителей, которые приведены на сайте https://georoute.ru/ в теме «Риск-ориентированный подход к организации охраны труда водителя на предприятии». Авторами этой темы приведена таблица с основными рисками и мерами, которые помогут их снизить (эта таблица и рейтинг опасностей (т.е. оценка рисков) основаны на статистике 15230 клиентов. Руководителям других организаций предлагается проводить контроль за нарушениями водителей и анализом этих нарушений с помощью программного сервиса GR.CARDS и отчета «Нарушения». Для снижения рисков от различных неисправностей в автомобилях при поездках авторами этого материала рекомендовано использовать программу для планирования техобслуживания GR.CARDS.

В ряде случаев, особенно когда выполняются сложные, ответственные и длительные грузоперевозки (особенно если перевозится большая масса важного и опасного груза) и при этом на водителя оказывается значительное воздействие вредных веществ, шума и вибрации, при оценке рисков для здоровья и надежности работы водителей целесообразно учитывать и те методы оценки риска, что приведены в Методических рекомендациях МР 2.2.0085-14 «Оценка и прогноз профессиональной надежности и профессионального риска водителей различных автотранспортных средств» (МР разработаны Федеральным центром гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2014 г.).

Учет требований новых НПА в Инструкциях по охране труда для водителей.

Важно разработать и использовать качественные Инструкции для водителей. При разработке Инструкции надо учитывать сведения в основных требованиях к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда [5]. Также целесообразно использовать Методические рекомендации по разработке нормативных требований по охране труда (постановление Минтруда России от 17.12.2002 г. за № 80) и Письмо Минтруда России за № 15-2/ООГ-2373 от 30.06.2016 г., в котором изложена позиция Министерства относительно содержания инструкции. За основу Инструкции целесообразно взять «Инструкцию по охране труда для водителя грузового автомобиля», утвержденную

в ОАО «РЖД» [10] и доработать эту Инструкцию (при необходимости) с учетом требований в Правилах [4] и с учетом особенностей в данной организации.

Требования к средствам индивидуальной защиты водителей.

Приобретение и выдачу необходимых средств индивидуальной защиты (СИЗ) водителям для защиты от механических опасностей (скольжение, удар) и загрязнений надо проводить в соответствии с указаниями в Правилах [11] и в единых типовых нормах [12]. До 31.12.2024 работодатель вправе использовать типовые нормы, изданные до 01.03.2022 (см. в [11]), т.е. можно использовать Типовые нормы (это Приложение к приказу Минтруда России за № 997н от 9.12. 2014 г.) с учетом результатов специальной оценки условий труда в организации (СОУТ), результатов оценки профессиональных рисков (ОПР), а также мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии) [11]. Решение о применении в период с 1 сентября 2023 года до 31 декабря 2024 года Единых типовых норм [12] или Типовых норм по видам работ принимается работодателем. В соответствии с Типовыми нормами минимально — это костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий и перчатки с полимерным покрытием (6 пар); дополнительно — это ботинки кожаные с жестким подноском или сапоги кожаные с жестким подноском. Также рекомендуется выдавать (иметь) жилет сигнальный 2 класса защиты. Зимой дополнительно надо обеспечить водителя костюмом на утепляющей прокладке; валенками с резиновым низом или ботинками кожаными утепленными с жестким подноском; перчатками с защитным покрытием, морозостойкими с шерстяными вкладышами. При выполнении ряда ремонтных работ водителю надо выдавать защитные очки (это было отражено выше).

Часто оказывается, что грузоперевозки надо выполнить в сложных условиях, когда могут возникать дополнительные факторы риска, вызванные очень большим напряжением зрения и внимания: 1 - яркое солнце, избыток ультрафиолетовых лучей; 2 - сложный ландшафт, крутые повороты, опасные обрывы и т.п.; 3 - темно, дождь, плохая видимость и т.п. В диссертации [13] было установлено, что в этом случае целесообразно каждому водителю выдавать дополнительно еще и эргономичные очки с тремя разными светофильтрами из набора светофильтров, разработанного в Институте биохимической физики РАН им. Н.М. Эммануэля. Было рекомендовано выдавать водителям следующие фильтры: желтые фильтры ЛС-Ж3В (или ЛС-ВЖ) — надо надевать при дождливой и туманной погоде; темные нейтральные ЛС-Н1 или ЛС-Н2 — при яркой солнечной погоде; оранжевые ЛС-О3В (или ЛС-ВО) — для езды в сумеречное и ночное время, в том числе и для блокирования света от встречных фар. Регулярное использование водителями очков с этими тремя светофильтрами приводит к заметному (и длительному) повышению резерва во всех системах зрения (мышечной, сенсорной, корковой) — в среднем на 19-23 % для водителей с нормальным зрением. По субъективным ощущениям водителей использование спектральных фильтров благотворно влияет на поддержание функций глаза; легче следить за автострадой в общем плане и за предметами, внезапно появляющимися или движущимися по дороге, лучше различаются их контуры; не ослепляют фары встречных машин. По сравнению с показателями контрольной группы все функции водителей, пользующихся светофильтрами, выше, устойчивее, стабильнее, что особенно важно во второй половине дня, когда повышается риск ДТП. Эти сведения также целесообразно учитывать работодателям.

Учет требований в новых НПА при обучении водителей.

Обучение водителей безопасным приемам работы надо проводить с учетом требований и рекомендаций в новых Правилах № 2464 [14] и указаний в ГОСТ 12.0.004-2015 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Обучение работников (и водителей) по охране труда включает: инструктажи, стажировку на рабочем месте, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим; обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ.

В Правилах № 2464 [14] и в Правилах Минтранса России [15] указано, что работодатели обязаны

организовывать инструктажи для водителей по безопасности перевозок пассажиров или грузов четырех видов: вводные, предрейсовые, сезонные и специальные. Порядок проведения и виды инструктажей для разных видов перевозок и с учетом поставленных водителям задач подробно указаны в Разделе II Правил № 2464 [14] и в пункте 7 Правил Минтранса России [15]. Это надо учитывать в конкретных организациях.

Порядок организации и проведение стажировки на рабочем месте приведен в Разделе III Правил № 2464 [14]; порядок организация и проведение обучения по оказанию первой помощи пострадавшим приведен в Разделе IV; порядок организации и проведение обучения по применению средств индивидуальной защиты приведен в Разделе V; порядок организация и проведение обучения требованиям охраны труда приведен в Разделе VI. Также при обучении водителей, занятых грузоперевозками, в инструкциях и при инструктажах надо учитывать те требования при размещении и закреплении грузов, которые указаны в пункте 12 Правил [15].

В Правилах [4] и в Правилах [15] указано, что работодатели обязаны обеспечивать сами необходимые условия труда и требовать от водителей соблюдения особенностей режима рабочего времени и времени отдыха. Основные требования по режиму труда и отдыха водителей приведены в Особенностях [16], утвержденных Минтрансом России. Эти требования обязательны для исполнения как юридическими лицами (работодателями), так и индивидуальными предпринимателями. Требования о режиме труда приведены в пунктах 5-15 Особенностей, а сведения о продолжительность ежедневного отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания приведены в пунктах 16-19 Особенностей. Кроме сведений в Правилах [4] и в Особенностях [16] по режиму труда и отдыха целесообразно использовать сведения о способах соблюдения обязательных требований и примеры соблюдения таких требований, приведенные в новом Руководстве Федеральной службы по надзору в сфере транспорта [17]. Важно, что это Руководство рекомендовано перевозчикам для применения на добровольной основе. Основные рекомендации работодателям по выполнению обязательных требований в Особенностях приведены в Разделе II Руководства, а примеры соблюдения обязательных требований приведены в Разделе III.

Требования к обязательным медосмотрам водителей.

В соответствии с перечнем вредных и (или) опасных производственных факторов и работ Минздрава России [18] (Раздел VI, пункт 18 «Управление наземными транспортными средствами») в целях недопущения водителя для управления транспортным средством с признаками заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями, субъект транспортной деятельности обязан организовывать и осуществлять контроль соблюдения сроков прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров водителей, а также направлять их на очередной медицинский осмотр.

Порядок проведения предварительных осмотров работников приведен Разделе II, а порядок проведения периодических осмотров приведен в Разделе III важного документа Минздрава России [19]. Периодичность и объем обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров тех, кто управляет наземными транспортными средствами, приведены в Приложении к Порядку [19] в пункте 18. Так, водители категорий «С», «С1», «СЕ», <Ш1» и <^1Е» должны проходить осмотр 1 раз в 2 года; основные врачи-специалисты — врач-офтальмолог и врач-оториноларинголог; и приведен перечень необходимых лабораторных и функциональных исследований (основных — 8).

Сведения о документах Роструда по проверке выполнения работодателями требований по охране труда, приведенных в НПА.

Проверка соблюдения трудового законодательства. В ноябре 2022 года вышел важный документ Роструда (этот Федеральная служба по труду и занятости) — Руководство по соблюдению обязательных требований трудового законодательства [20]. В Руководстве приведено много рекомендаций для работодателей, как надо выполнить отдельные требования, приведенные в различных

НПА для разных видов работ (в том числе и для автотранспорта, что были рассмотрены выше). Это следующие пункты (указания, пояснения, рекомендации), которые целесообразно изучить работодателям: Испытательный срок при приеме на работу; Трудовой договор; Прием работника на работу; Перевод на другую работу в соответствии с медицинским заключением; Ненормированный рабочий день; Гибкий режим работы; Время отдыха (все виды перерывов, выходных, отпусков); Оплата труда в условиях, отклоняющихся от нормальных; Заключение трудовых договоров с работниками автомобильного транспорта; Организация и проведение инструктажей по охране труда; Особенности проведения инструктажей по охране труда на микропредприятиях; Медицинские осмотры; Расторжение трудового договора в связи с появлением работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; Гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании; Организация и проведение стажировки на рабочем месте; Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты; Организация и проведение обучения по оказанию первой помощи пострадавшим; Организация и проведение обучения по применению средств индивидуальной защиты; Организация и проведение обучения требованиям охраны труда (в том числе, и на микропредприятиях); Требования к работодателю, самостоятельно проводящему обучение работников требованиям по охране труда; Организация проверки знания требований охраны труда.

Проверка выполнения требований охраны труда. Работодателям организаций важно ознакомиться с теми формами проверочных листов, с которыми в их организации могут приходить работники Роструда. Для многих видов работ такие формы проверочных листов приведены в разных Приложениях к Приказу Роструда [21]. Для работодателей, в организациях которых применяется автотранспорт, форма проверочного листа (списка контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного контроля (надзора) и проверки выполнения требований охраны труда на автомобильном транспорте, приведена в Приложении № 51. За основу того, что будут проверять представители Роструда при такой проверке, взяты требования (с пункта 3 по пункт 284), которые приведены в Правилах по охране труда [4] Наши рекомендации для работодателей по учету требований из этих Правил в своих организациях были приведены в статье выше. Если в организациях при обслуживании автотранспорта применяют различный инструмент и приспособления, то дополнительно надо изучить форму проверочного листа (списка вопросов) при работах с инструментом и приспособлениями (эта форма приведена в Приложении № 52).

Выводы. В настоящее время для оперативного, грамотного и качественного выполнения работодателями требований по охране труда к автотранспорту, к оборудованию, к рабочим местам и к персоналу целесообразно на базе приведенного в статье материала подготовить исходный (базовый) вариант справочной (или справочно-информационной) подсистемы по порядку применения НПА по охране труда при эксплуатации автомобильного транспорта.

На основе такого базового варианта в каждой организации можно будет создавать свои подсистемы по охране труда при эксплуатации своего автомобильного транспорта. Это может заметно сократить время и повысить качество всех работ в организациях по оценке, выявлению и снижению профессиональных рисков; поможет точнее оценить финансовые затраты на такие работы.

Список использованной литературы:

1. Шумилин А.В. Основные требования норм, которые надо выполнять работодателям для снижения профессиональных рисков при погрузочно-разгрузочных работах. — г. Уфа.: ООО «Аэтерна», Международный научный журнал «Инновационная наука», № 11-1, 2022 г. - с. 58-63.

2. Шумилин А.В., Левашова Н.Ю. Основные требования норм, которые надо выполнять работодателям для снижения профессиональных рисков при работах в складских помещениях. — г. Уфа.: ООО «Аэтерна», Международный научный журнал «Инновационная наука», № 1-1, 2023 г. - с. 34-42.

3. Федеральный закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации.

4. Правила по охране труда на автомобильном транспорте. Утверждены приказом Минтруда России за № 871н от 9.12.2020 г.

5. Основные требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем. Утв. приказом Минтруда России от 29.10.2021 за № 772н.

6. Общие требования к организации безопасного рабочего места. Утверждены приказом Минтруда России от 29.10.21 за № 774н.

7. Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей. Утв. приказом Минтруда России от 31.01.22 за № 36.

8. Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков. Утверждены приказом Минтруда России от 28.12.2021 г., № 926.

9. Рекомендации по учету микроповреждений (микротравм) работников. Утверждены приказом Минтруда России от 15.09.21 за № 632н.

10. ИОТ РЖД-4100612-ЦМ-223-2021. Инструкция по охране труда для водителя грузового автомобиля. Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 23.10. 2021 г. за № 2077/р.

11. Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами». Утверждены приказом Минтруда России от 29.10.21 за № 766н.

12. Единые типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты в зависимости от идентифицированных опасностей. Приложение № 2 к приказу Минтруда России за № 767 от 29.10.2023.

13. Тулупова Т.Г. Зрительная работоспособность у водителей автотранспорта в динамике рабочего дня и методы ее повышения. Диссертация на соискание кандидата медицинских наук. — М., ФГУ «МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца», Кабардино-Балкарский госуниверситет, 2000 г. - 158 с.

14. Правила обучения по охране труда и проверке знания требований по охране труда. Утверждены Постановлением Правительства РФ за № 2464 от 24.12.21.

15. Правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Утверждены приказом Минтранса России за № 145 от 30 апреля 2021 г.

16. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условия труда водителей. Приложение к приказу Минтранса России № 424 от 16 октября 2020 г. (в редакции Приказа Минтранса России за № 5 от 12.01.2022).

17. Руководство по соблюдению обязательных требований норм режима труда и отдыха водителей (в части управления транспортным средством и времени отдыха). Утверждено 3.04.2023 г. — М.: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, 2023.

18. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры. Приложение к приказу Минтруда России и Минздрава России за № 988н/1420н от 31 декабря 2020 г.

19. Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации. Приложение № 1 к Приказу Министерства здравоохранения РФ за № 29н от 28 января 2021 г. (в ред. Приказа Минздрава РФ от 01.02.2022 за № 44н).

20. Руководство по соблюдению обязательных требований трудового законодательства. Приложение к Приказу Федеральной службы по труду и занятости. Утверждено приказом Роструда от 11 ноября 2022 г. за № 253.

21. Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. — Федеральная служба по труду и занятости. Приказ от 1.02.2022 за № 20 (в ред. Приказа Роструда от 27.01.2023 за № 19).

© Шумилин А.В., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.