Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
431
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / "РЕГУЛЯТОРНАЯ ГИЛЬОТИНА" / ОХРАНА ТРУДА / РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА / МОДЕЛЬ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самарская Надежда Александровна, Ильин Сергей Михайлович

Актуальность настоящей статьи определяется необходимостью совершенствования и поиска новых подходов к формированию системы нормативно-правового регулирования в области охраны труда в условиях цифровой экономики и развития общества информационного типа. Данная проблема приобретает особую значимость в связи с ростом влияния мировой глобализации, что, с одной стороны, влечет за собой не только новые возможности для развития инновационной модернизации производства, но и, с другой стороны, определяет возникновение новых профессиональных рисков в различных сферах трудовой деятельности граждан. Целью данной работы является формирование новой модели правового регулирования в области охраны труда с учетом реализации механизма «регуляторной гильотины» и предстоящих изменений трудового законодательства. В результате исследования определены перспективы развития системы нормативно-правового регулирования, а также предложены пути совершенствования государственной политики в сфере охраны труда. Практическая значимость исследования заключается в оптимизации государственных нормативных требований охраны труда с целью приведения их в соответствие с действующим законодательством, в улучшении условий и охраны труда, снижении уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников в российских организациях различных секторов экономики. В работе использовались общенаучные методы исследования, а также информационный анализ документов из открытых источников, метод сравнительного и системного анализа, аналитический метод, метод графических построений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY AND LEGAL SUPPORT OF LABOUR PROTECTION IN THE RUSSIAN FEDERATION AMIDST DIGITALIZATION OF THE ECONOMY

The relevance of this article is determined by the need to improve and search for new approaches to the formation of a system of regulatory and legal regulation in the field of labour protection in the digital economy and the development of an information-type society. This problem is of particular importance due to the growing influence of global globalization, which, on the one hand, entails not only new opportunities for the development of innovative modernization of production, but also, on the other hand, determines the emergence of new professional risks in various spheres of citizens' labour activity. The purpose of this article is to form a new model of legal regulation in the field of labour protection, taking into account the implementation of the regulatory guillotine mechanism and the upcoming changes in labour legislation. As a result of the research, the prospects for the development of the system of regulatory and legal regulation are determined; and ways to improve the state policy in the field of labour protection are proposed. The practical significance of the study is to optimize the state regulatory requirements for labour protection in order to bring them into compliance with the current legislation, to improve working conditions and labour protection, to reduce the levels of occupational injuries and occupational morbidity of employees in Russian organizations of various sectors of the economy. General scientific research methods, as well as information analysis of documents from open sources, the method of comparative and system analysis, the analytical method, and the method of graphical constructions were used.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 8 • Номер 9 • Сентябрь 2021 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

Первое

экономическое издательство

нормативно-правовое обеспечение охраны труда в российской Федерации в условиях цифровизации экономики

Самарская Н.А. 1, Ильин С.М. 1

1 УрМФ ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Екатеринбург, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Актуальность настоящей статьи определяется необходимостью совершенствования и поиска новых подходов к формированию системы нормативно-правового регулирования в области охраны труда в условиях цифровой экономики и развития общества информационного типа. Данная проблема приобретает особую значимость в связи с ростом влияния мировой глобализации, что, с одной стороны, влечет за собой не только новые возможности для развития инновационной модернизации производства, но и, с другой стороны, определяет возникновение новых профессиональных рисков в различных сферах трудовой деятельности граждан. Целью данной работы является формирование новой модели правового регулирования в области охраны труда с учетом реализации механизма «регуляторной гильотины» и предстоящих изменений трудового законодательства. В результате исследования определены перспективы развития системы нормативно-правового регулирования, а также предложены пути совершенствования государственной политики в сфере охраны труда. Практическая значимость исследования заключается в оптимизации государственных нормативных требований охраны труда с целью приведения их в соответствие с действующим законодательством, в улучшении условий и охраны труда, снижении уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников в российских организациях различных секторов экономики. В работе использовались общенаучные методы исследования, а также информационный анализ документов из открытых источников, метод сравнительного и системного анализа, аналитический метод, метод графических построений.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: законодательство, нормативно-правовой акт, «регуляторная гильотина», охрана труда, регулирование, реформирование, производственный травматизм, профессиональная заболеваемость, безопасные условия труда, модель, цифровая экономика.

Regulatory and legal support of labour protection

in the Russian Federation amidst digitalization of the economy

Samarskaya N.A. 1, Ilyin S.M. 1

1 AU-Russian Research Institute of Labour of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation, Russia

Введение

Исследование вопросов, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий труда работников, является одной из важнейших задач охраны труда в современном обществе информационного

типа. Решение данной задачи определяется выраженной профилактической направленностью, специфической системой методов правового регулирования, нацеленных на развитие концепции безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Данная система методов нуждается в дальнейшем развитии, включая правовые, экономические, организационные, технические, лечебно-профилактические, медико-социальные и иные аспекты.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации статья 37 определяет, что «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены» [1]. Также данное положение отражено в Трудовом кодексе Российской Федерации [2], определяющем, что одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. Также

ABSTRACT:_

The relevance of this article is determined by the need to improve and search for new approaches to the formation of a system of regulatory and legal regulation in the field of labour protection in the digital economy and the development of an information-type society. This problem is of particular importance due to the growing influence of global globalization, which, on the one hand, entails not only new opportunities for the development of innovative modernization of production, but also, on the other hand, determines the emergence of new professional risks in various spheres of citizens' labour activity. The purpose of this article is to form a new model of legal regulation in the field of labour protection, taking into account the implementation of the regulatory guillotine mechanism and the upcoming changes in labour legislation. As a result of the research, the prospects for the development of the system of regulatory and legal regulation are determined; and ways to improve the state policy in the field of labour protection are proposed. The practical significance of the study is to optimize the state regulatory requirements for labour protection in order to bring them into compliance with the current legislation, to improve working conditions and labour protection, to reduce the levels of occupational injuries and occupational morbidity of employees in Russian organizations of various sectors of the economy. General scientific research methods, as well as information analysis of documents from open sources, the method of comparative and system analysis, the analytical method, and the method of graphical constructions were used.

KEYWORDS: legislation, regulatory legal act, regulatory guillotine, labour protection, regulation, reform, industrial injuries, occupational morbidity, safe working conditions, model, digital economy

JEL Classification: J81, J83, J88 Received: 14.09.2021 / Published: 30.09.2021

I© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Samarskaya N.A. (samarskaya_na0mail.ru)

CITATION:_

Samarskaya N.A., Ilyin S.M. (2021) Normativno-pravovoe obespechenie okhrany truda v Rossiyskoy Federatsii v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki [Regulatory and legal support of labour protection in the Russian Federation amidst digitalization of the economy]. Ekonomika truda. 8. (9). - 1039-1054. doi: 10.18334/et.8.9.113563

Трудовым кодексом закреплено право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации в рамках его Послания Федеральному Собранию, Правительству Российской Федерации [3] с 1 января 2021 года были отменены все нормативные правовые акты, устанавливающие требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора), и вводятся в действие новые нормы, содержащие актуализированные требования, разработанные с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах.

На сегодняшний день в условиях цифровой и мобильной реальности в Российской Федерации реализуется подход от реагирования на негативные события к их предупреждению в рамках внедрения «регуляторной гильотины», упорядочению требований, подлежащих государственному надзору (контролю), устранению дублирования надзорных функций и, как следствие, сокращение количества актов по охране труда. Данный подход предполагает создать в сфере регулирования охраны труда новую систему понятных и четких требований к хозяйствующим субъектам, снять избыточную административную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности, снизить риски причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям.

Государственная политика в области охраны труда предусматривает совместные действия органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов и уполномоченных работников представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Проблема реформирования государственных нормативных требований охраны труда и формирования новой модели правового регулирования сегодня активно обсуждается в научном сообществе. В последние годы появилось немало научных работ, посвященных разработке различных аспектов охраны и безопасности труда. Однако многие вопросы и проблемы обновления нормативной правовой базы, усиления действенности надзорно-контрольных мероприятий, совершенствования экономических методов управления, стимулирования работодателей к созданию безопасных условий труда остаются недостаточно исследованными.

ОБ АВТОРАХ:_

Самарская Надежда Александровна, кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора (samarskaya_na0mai1.ru)

Ильин Сергей Михайлович, кандидат экономических наук, директор (si1in0umco.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Самарская Н.А., Ильин С.М. Нормативно-правовое обеспечение охраны труда в Российской Федерации в условиях цифровизации экономики // Экономика труда. - 2021. - Том 8. - № 9. - С. 10391054. Сог 10.18334М.8.9.113563

Проблема реформирования государственных нормативных требований охраны труда продолжает активно обсуждаться в научно-теоретических изданиях и публикациях экономической, правовой и социологической направленности, что предопределяет необходимость продолжения научных исследований по вопросам дальнейшего развития и совершенствования правового регулирования современного законодательства Российской Федерации в области охраны труда. Таким образом, необходимость непрерывного совершенствования нормативно-правовой базы и регулирования законодательства Российской Федерации в области охраны труда определяет проблематику, специфику и направленность данной статьи.

Современное состояние охраны труда в России как предпосылка к оптимизации нормативно-правовой базы в области охраны труда

Тема охраны труда в современной России сегодня актуальна как никогда. За последние годы в стране наметилась тенденция устойчивого снижения уровня производственного травматизма; актуализирована работа по совершенствованию специальной оценки условий труда, использованию безопасных приемов и методов труда на значительном числе российских предприятий. Тем не менее общая ситуация с условиями и охраной труда в нашей стране остается напряженной, несмотря на ряд позитивных изменений по отдельным показателям. Неудовлетворительное положение с охраной труда в отдельных видах экономической деятельности и в ряде регионов напрямую сказывается на здоровье работников, имеет серьезные экономические издержки, осложняет демографическую ситуацию, развитие и формирование кадрового потенциала в стране в целом и в ряде регионов в частности [4] (В11п, БНн, 2018).

Характерной национальной особенностью охраны труда в Российской Федерации является то, что уровень профессиональной заболеваемости и травматизма сохраняется неприемлемо высоким, в то время как большая часть профессиональных заболеваний и несчастных случаев без смертельного исхода не регистрируется. Уровень смертности населения трудоспособного возраста в 4,5 раз выше, чем в Европейском союзе, и в 1,5 раз выше, чем в развивающихся странах [5] (Т1ккопоуа, Скытапоуа, 2019). По оценкам экспертов Международной организации труда, от плохих условий труда в Российской Федерации ежегодно умирают 190 тыс. чел. [6].

За последние годы в результате принятия ряда федеральных законов и иных нормативных правовых актов по охране труда в стране сформирована правовая база охраны труда работников организаций различных видов экономической деятельности. Тем не менее условия и охрана труда на многих предприятиях все еще признаются неудовлетворительными.

На Всероссийской неделе охраны труда, которая прошла с 6 по 8 сентября 2021 года в Сочи, министр труда Антон Котяков заявил, что «на сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается 72 млн рабочих мест, то есть трудятся 72 млн человек. Порядка 10 млн из них работают в сферах с вредными условиями труда» [7].

По официальным данным Роструда [8], выше всего доля рабочих мест с вредными и опасными условиями труда в сфере добычи полезных ископаемых - 55%, на обрабатывающих производствах - 43% и в строительстве - 37%.

В соответствии с официальной статистической информацией Роструда и Росстата общее количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями в 2019 году составило 5 860, а количество несчастных случаев со смертельным исходом - 1 613 против 1 698 в 2018 году [8, 9]. Тем не менее с 2015 по 2020 год уровень производственного травматизма на отечественных предприятиях снизился вдвое. Если в 2015 году число погибших на производстве составляло 2 071 человек, то к 2020 году оно сократилось до 1 024 человек. Также на 35% произошло снижение общего количества производственных несчастных случаев с тяжелыми последствиями. В 2015 году тяжелые травмы были зафиксированы у 7 137 работников, а в 2020 году - у 4 595 работников. В соответствии с проведенным анализом выявлено, что такому снижению способствовало, с одной стороны, ужесточение законодательства в сфере охраны труда: с 2015 года штрафы за нарушение были увеличены в три раза (с 50 тыс. до 150 тыс. руб.), а с другой - то, что сами работодатели стали больше выделять финансирования на обеспечение безопасности работников. По данным Росстата, за десять лет, с 2009 по 2019 год, такие расходы выросли более чем вдвое, до 14,8 тыс. руб. на одного работающего [10].

С учетом статистики по числу погибших в результате несчастных случаев лидирует строительство (22% от общего количества погибших), обработка (17%), сельское и лесное хозяйство, охота и рыболовство (14%). Чаще всего работники получают травмы при падении с высоты (30% всех случаев). Еще четверть всех случаев вызваны движущимися или разлетающимися предметами, 13% - транспортными происшествиями. По данным Роструда [8], более половины (53%) несчастных случаев на производстве при этом происходят по организационным причинам.

По итогам проведенного анализа статистических данных автор приходит к выводу, что для сохранения жизни и здоровья работников, снижения уровня производственного травматизма возникает необходимость в постоянной актуализации нормативно-правовой базы в области охраны труда.

Таким образом, новый подход в сфере нормативно-правового регулирования в области охраны труда определяет свою реализацию в двух направлениях - в контрольно-надзорной деятельности за соблюдением трудового законодательства в области охраны труда и в части оценки и профилактики профессиональных рисков. Для обеспечения реализации риск-ориентированной модели в настоящее время выступают цифровые ресурсы - специализированные электронные сервисы и информационный инструментарий [11]. Например, современные цифровые технологии уже успешно применяются в таких направлениях охраны труда, как обучение и проверка знаний требований охраны труда, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, актуализация правил по охране труда с учетом изменений в нормативно-правовых актах. В условиях цифровой и мобильной реальности все эти направления

набирают обороты и достаточно востребованы как со стороны работодателей, так и со стороны контрольно-надзорных органов.

За последние годы, в том числе и в связи с реформой контрольно-надзорной деятельности, в Трудовой кодекс Российской Федерации и в иные нормативно-правовые акты в области охраны труда были внесены многочисленные изменения. Многие ранее используемые нормативно-правовые акты прекратили свое действие либо стали носить рекомендательный характер. В настоящий момент Россия вступила в эпоху реформирования и оптимизации как законодательной, так и контрольно-надзорной деятельности [12] (Samarskaya, 2020).

Наличие большого количества проблем в существующей системе нормативного обеспечения условий и охраны труда обусловлено ее недостаточной структурированностью и непрозрачностью. В связи с этим возникает необходимость реформирования существующей системы нормативно-правового регулирования в области условий и охраны труда.

Новая модель правового регулирования в области охраны труда

Характерной особенностью развития цифровой экономики нашего государства является возрастание роли государства, в том числе и в процессах обеспечения безопасности различных сфер жизнедеятельности общества. Деятельность по охране труда базируется на нормативных правовых основах, представляющих собой совокупность норм права, регулирующих отношения между работодателями и работниками в сфере охраны труда.

Законодательство в сфере охраны труда устанавливает гарантии осуществления права работников на охрану труда, обеспечивает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками в организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и направлено на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Так, для обеспечения охраны труда нашим государством разработаны и совершенствуются нормативные правовые основы, созданы соответствующие органы управления и регулирования, осуществляется надзор и контроль, к правонарушителям применяются необходимые меры воздействия.

Основная задача новых норм в законодательстве, регулирующих сферу охраны труда, - сохранение жизни и здоровья работников. На первый взгляд, статистика последних 13 лет выглядит довольно оптимистичной: в 2,4 раза произошло снижение несчастных случаев на производстве, в 2,8 раза - случаев со смертельным исходом [13].

Новая перспективная модель нормативного регулирования в сфере охраны труда ставит перед собой две основные цели: снижение производственного травматизма и сохранение здоровья работников и снижение регулирующей нагрузки на работодателя. Для решения этих задач Минтруд России поставил перед собой следующие задачи:

1) совершенствование требований охраны труда с учетом современного уровня технологического развития;

2) внедрение риск-ориентированного подхода с прицелом надзорных и контрольных мероприятий конкретно на организации с высоким риском травматизма;

3) устранение дублирований в нормативно-правовых актах Минтруда, Ростехнадзора и Роспотребнадзора;

4) экспериментальный правовой режим для некоторых видов экономической деятельности с временным отказом от проверок территориальных органов Роструда.

На сегодняшний день существует значительный массив законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны труда, которые необходимо своевременно пересматривать, актуализировать или отменять вследствие их неэффективности и морального устаревания.

Новая схема регулирования в сфере охраны труда предусматривает внедрение основных положений Конвенций Международной организации труда, актуализацию Трудового кодекса Российской Федерации и нормативно-правовых актов, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, актуализацию действующих и разработку новых Правил по охране труда. Таким образом, новая модель правового регулирования в области охраны труда должна быть основана на актуальных нормативно-правовых актах и учитывать условия цифровой и мобильной реальности современного общества и развития экономики.

С 1 марта 2022 года начнет действовать новая редакция Трудового кодекса Российской Федерации. Раздел Х Трудового кодекса Российской Федерации содержит в себе наибольшее количество корректировок и новшеств. Ряд требований были включены впервые, некоторые скорректированы или исключены, некоторые были актуализированы и дополнены необходимыми положениями, отражающими современную реальность трудовой деятельности и нацеленными на сохранение высокого уровня здоровья работников. Таким образом, в структуре Х раздела Трудового кодекса Российской Федерации стало на одну главу и девять статей больше. Основные изменения и дополнения представлены ниже:

1) разграничены полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

2) изложены государственные нормативные требования охраны труда и национальные стандарты безопасности труда, а также порядок осуществления государственной экспертизы условий труда;

3) установлен порядок соответствия зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов и материалов государственным нормативным требованиям охраны труда;

4) уточнены и дополнены обязанности и права работодателя, а также обязанности и права работника в области охраны труда;

5) регламентирован порядок введения запрета на работу в опасных условиях труда;

6) уточнены и дополнены гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;

7) закреплены права работников на получение информации об условиях и охране труда, а также права работников на санитарно-бытовое обслуживание;

8)установлен порядок управления профессиональными рисками на рабочих местах;

9) изложены правила обучения по охране труда, правила проведения медицинских осмотров некоторых категорий работников, правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, порядок обеспечения работников молоком или другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;

10) определен порядок создания службы охраны труда у работодателя, а также комитетов (комиссий) по охране труда;

11) определены порядок и условия финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников, добровольных взносов организаций и физических лиц, а также работодателей;

12) установлен порядок расследования, оформления (рассмотрения), учета микроповреждений (микротравм), несчастных случаев на производстве.

Основные принципы риск-ориентированного подхода в части предупреждения профилактики опасностей повреждения здоровья работников определены новой редакцией Трудового кодекса в главе 33. В главе 34 содержится единая структура подзаконных нормативных правовых актов и государственных нормативных требований охраны труда, в том числе правила по охране труда и единые типовые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам. Новая редакция законопроекта впервые закрепляет понятие и принципы ведения электронного документооборота, а также механизма автоматизированного дистанционного контроля над безопасностью выполнения работ. Современные цифровые технологии позволяют в режиме реального времени предоставлять доступ к данному контролю федеральным и территориальным надзорным органам.

Все эти изменения и дополнения были приняты Федеральным законом от 2 июля 2021 года № 311-Ф3 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Помимо актуализированного раздела в Трудовом кодексе, касающегося охраны труда, Министерство труда и социального развития Российской Федерации разработало и разместило для обсуждения тексты 15 новых законопроектов, детализирующих нововведения, и направленных на совершенствование механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний. В их число вошли следующие проекты приказов Минтруда России [14]:

1) Об утверждении типовых форм документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда;

2) Об утверждении форм (способов) и рекомендаций по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая права на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня таких информационных материалов;

3) Об утверждении требований к порядку разработки и содержанию правил (стандартов) и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем;

4) Об утверждении общих требований к организации безопасного рабочего места;

5) Об утверждении Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и численности работников службы охраны труда;

6) Об утверждении Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска;

7) Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов и классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев;

8) О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» в части совершенствования оказания государственных услуг и цифровой трансформации;

9) Об утверждении Перечня вредных производственных факторов на рабочих местах, на которых по результатам проведения специальной оценки условий труда установлены вредные условия труда и при наличии которых занятым на таких рабочих местах работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной выплаты, в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;

10) Об утверждении перечня видов работ, при выполнении которых работникам предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание, а также норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания;

11) Об утверждении предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную;

12) Об утверждении примерного положения о комитете (комиссии) по охране труда;

13) Об утверждении примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков;

14) Об утверждении Порядка разработки, утверждения и изменения государственных нормативных требований охраны труда;

15) Об утверждении рекомендаций по учету микроповреждений (микротравм) работников.

Все эти нововведения и актуализация нормативно-правовой базы в области охраны труда стали результатом реализации механизма «регуляторной гильотины», которая представляет собой инструмент пересмотра и отмены нормативно-правовых актов, негативно влияющих на общий климат в сфере производственно-хозяйственной деятельности и регуляторную среду. Задача «гильотины» - создать в сферах регулирования новую систему понятных и четких требований к хозяйствующим субъектам, снять избыточную административную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности, снизить риски причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям [15].

«Регуляторная гильотина» является одним из направлений национального проекта «улучшения условий ведения предпринимательской деятельности», которое предусматривает масштабную работу с действующим законодательством, а именно: его анализ, переработку, признание недействующими нормативно-правовых актов, не соответствующих современным реалиям [16] (Kozlova, 2019).

Таким образом, с начала 2021 года весь массив норм, устанавливающих обязательные контрольно-надзорные требования, должен быть полностью пересмотрен, актуализирован или заменен на новые. Новые требования должны быть актуальными, обязательными и соответствовать уровню технического развития, не пересекаться с другими видами надзора и устранять риски. Механизм «регуляторной гильотины» позволяет проводить реформирование нормативно-правовой базы с целью упрощения норм регуляции бизнеса. Снижение избыточных административных барьеров на участников предпринимательской и инвестиционной деятельности предполагается осуществить при помощи следующих нормативно-правовых актов:

1) Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»1, который изменит карательный подход к деятельности контрольно-надзирательных органов на превентивный и обеспечит более результативное и эффективное регулирование;

2) Федерального закона «Об обязательных требованиях»2, который определяет понятие обязательных требований. Полномочия по их установлению, условия и порядок их установления и принимаются в целях оптимизации обязательных требований и защиты охраняемых законом ценностей. Данный нормативно-правовой акт предполагает выработку единой системы принятия решений о внедрении обязательных решений для бизнес-сообщества, в то же время он будет тесно взаимосвязан с адми-

1 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Российская газета от 5 августа 2020 года. Федеральный выпуск № 171 (8225). [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/08/05/kontrol-dok.html (дата обращения: 14.09.2021).

2 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» // Российская газета от 5 августа 2020 года. Федеральный выпуск № 171 (8225). [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/08/05/kontrol-dok.html (дата обращения: 14.09.2021).

нистративным законодательством, что потребует внесения определенных изменений в данную сферу правового регулирования;

3) федеральных законов, устанавливающих обязательные требования в отдельных сферах или вносящих изменения в законодательство в целях систематизации обязательных требований и исключения установления изъятий из гражданских прав на подзаконном уровне. Для реализации данной позиции потребуется масштабная проработка норм и выработка понимания эффективного правового регулирования с отсутствием дублирующих норм и избыточных требований.

Основными регламентирующими документами регуляторной гильотины являются следующие:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) Паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (приложение к протоколу президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21.12.2016 г. № 12);

2) Методика исполнения плана мероприятий (дорожной карты) по реализации механизма «регуляторной гильотины» (утверждена Правительством РФ 09.07.2019 г.);

3) Стандарт качества нормативно-правового регулирования обязательных требований (утв. Протоколом заседания проектного кабинета Минюста России от 24.04.2018 г. № 3).

Новая модель нормативно-правового регулирования должна строиться на основе следующих принципов:

1) принцип наименьшего регуляторного воздействия - означает, что система регулирования должна быть направлена только на те объекты, в которых могут возникнуть социально значимые риски, и только в пределах этих рисков. Регулирующий орган не должен вмешиваться в деятельность предпринимателя произвольно;

2) принцип одного контролирующего органа - определяет, что в отношении одного обязательного требования государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль может осуществляться только одним контрольно-надзорным органом и в рамках только одного вида контроля (надзора);

3) принцип научно-технической обоснованности - означает, что обязательные требования должны соответствовать современному уровню технологического развития в соответствующей сфере общественных отношений и учитывать лучшие международные практики;

4) принцип риск-ориентированности - подразумевает, что применение обязательного требования должно быть направлено на снижение социально значимых рисков. Необходимо обоснование наличия либо введения обязательного требования с точки зрения воздействия на риск;

5) принцип открытости и консенсуса с подконтрольными субъектами - означает, что система регулирования должна базироваться на предварительном обсуждении с предпринимательским сообществом и быть им в целом акцептована (по итогам общественного обсуждения и учета мнений заинтересованных лиц);

6) принцип выполнимости не допускает установления обязательных требований, которые заведомо не будут или не могут соблюдаться. Система регулирования должна включать в себя минимально возможное число простых и понятных требований. Обязательные требования не должны вступать в противоречие друг с другом;

7) принцип борьбы только с внешними рисками - означает, что система регулирования должна быть нацелена на исключение или на снижение рисков причинения ущерба жизни и здоровью людей, а также предотвращение нанесения значительного материального, экологического, социального или иного подобного ущерба. Не допускается контроль за рисками внутрихозяйственной деятельности, которые напрямую не оказывают влияния на охраняемые государством ценности;

8) принцип приоритета законодательного уровня регулирования - определяет, что принципы и общие положения государственного регулирования в той или иной сфере общественных отношений должны содержаться в законе. Установление обязательных требований на подзаконном уровне допустимо только в случае, когда включение таких требований в законодательный акт невозможно либо нецелесообразно;

9) принцип соразмерности - определяет, что ответственность за нарушение обязательного требования должна быть соразмерна рискам, на искоренение или снижение которых направлены обязательные требования. В целях реализации данного принципа допускается разделение обязательных требований на категории.

С учетом проведенного анализа нормативно-правовой базы, а также исследования принципов и механизма нормативно-правового регулирования автором предложена новая модель правового регулирования в области охраны труда. Модель, сформированная с учетом реализации механизма «регуляторной гильотины» и предстоящих изменений трудового законодательства, представлена на рисунке.

Заключение

Одной из важнейших целей государственной политики Российской Федерации в области охраны труда является обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности. Достижение этой цели возможно только при создании необходимых условий безопасного труда и формировании устойчивой системы управления охраной труда, основные положения которой определены Трудовым кодексом Российской Федерации.

Проведенное исследование позволило констатировать, что инновационный механизм нормативно-правового регулирования в сфере охраны труда в России, в основу которого заложен принцип «регуляторной гильотины», в современных условиях требует реализации целей, связанных со снижением уровня производственного травматизма и сохранением профессионального здоровья работников, а также уменьшением регулирующей нагрузки на работодателя. Для решения задач, связанных с разработкой новых подходов к совершенствованию системы нормативно-правового регулирования в современных экономических условиях, Министерство труда и социального

До 2021 года

Нормативно-правовое регулирование в области охраны труда

После 2021 года

Условия цифровой и мобильной реальности на современном этапе развития экономики

Нормативно-правовая база в соответствии с действующей редакцией

Трудового кодекса Российской Федерации: ВСЕГО 1100 НПА

Сокращение нормативно-правовых актов (НПА) на 93 %

Механизм «регуляторной гильотины»

Нормативно-правовая база в соответствии с НОВОЙ редакцией Трудового кодекса Российской Федерации: ВСЕГО 73 НПА

Процессы Системы управления охраной труда (СУОТ): 25 НПА

Гарантии и компенсации за вредные условия труда: 102 НПА

Методические рекомендации и другие НПА: 62 НПА

Типовые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты: 64 НПА

Типовые инструкции по охране труда: 725 инструкций

Правила по охране труда: 122 ПОТ

Новая модель

с учетом применения цифровых технологий в охране труда:

1 )контрольно-

надзорная

деятельность;

2) оценка и профилактика профессиональ ны х р исков

Положение о Системе управления охраной труда

Новый подход к обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда

Единые нормы выдачи средств индивидуальной защиты для всех видов экономической деятельности

Единая структура инструкции по охране труда

Актуализация правил по охране труда с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технического развития

Соблюдение требований охраны труда

Рисунок. Новая модель нормативно-правового регулирования в области охраны труда Источник: составлено авторами.

развития Российской Федерации определило ориентиры реформирования трудового законодательства с учетом наиболее травмоопасных видов деятельности и инновационного развития цифровой экономики. В результате анализа статистической инфор-

мации и нормативно-правовой базы в области охраны труда предложена новая модель правового регулирования в области охраны труда, основанная на необходимости применения цифровых технологий и риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности. Данная модель позволит органам государственной власти проводить систематическую эффективную работу по актуализации нормативно-правовой базы в соответствии с потребностями современного общества.

ИСТОЧНИКИ:

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года c изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года. Publication.pravo.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007040001 (дата обращения: 10.09.2021).

2. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. Закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34683 (дата обращения: 10.09.2021).

3. Послание Президента Федеральному Собранию. Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения: 10.09.2021).

4. Елин А.М., Елин А.М. Трансформация социально-трудовых отношений: правовые, организационные и научно-методические принципы и процедуры охраны труда. -Москва: Де Либри, 2018. - 534 c.

5. Тихонова Г.И., Чуранова А.Н. Многолетний анализ особенностей учета несчастных случаев на производстве в России // Демографическое обозрение. - 2019. - № 2. -c. 142-164.

6. Безопасные условия труда - одно из основных прав человека и неотъемлемая часть понятия «достойный труд». Охрана труда. Официальный сайт Международной организации труда. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ilo.org/moscow (дата обращения: 10.09.2021).

7. Около 10 млн россиян заняты в сферах труда с вредными условиями. Коммерсант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4975905 (дата обращения: 10.09.2021).

8. Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://rostrud.gov.ru (дата обращения: 10.09.2021).

9. Доклад Молебнова Г.В. о перспективной модели нормативного регулирования в сфере охраны труда. Eisot.rosmintrud.ru. [Электронный ресурс]. URL: https:// eisot.rosmintrud.ru/intervyu/417-doklad-g-v-molebnova-o-perspektivnoj-modeli-normativnogo-regulirovaniya-v-sfere-okhrany-truda (дата обращения: 10.09.2021).

10. Штрафы и траты на безопасность снизили уровень травматизма. Коммерсант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4858773 (дата обращения: 10.09.2021).

11. Правовое регулирование становится инновационным. Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ. [Электронный ресурс]. URL: https://news.utmn.ru/news/ nauka-segodnya/840503 (дата обращения: 10.09.2021).

12. Самарская Н.А. Регламентация требований безопасности выполнения работ в сфере производства мебели с учетом риск-ориентированного подхода. / Монография. -Москва: ООО «Первое экономическое издательство», 2020. - 408 с.

13. Принципиально новая модель правового регулирования в области охраны труда: российское бизнес-сообщество готовится к изменениям. Электроэнергия. Передача и распределение. [Электронный ресурс]. URL: http://eepir.ru/news/item/14175-newmodel.html (дата обращения: 24.02.2021).

14. Официальный сайт Министерства труда и социального развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru (дата обращения: 12.09.2021).

15. Механизм «регуляторной гильотины». Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www. economy.gov.ru/material (дата обращения: 15.05.2021).

16. Козлова Н.В. Развитие института оценки регулирующего воздействия: введение механизма «регуляторной гильотины» // Академик. - 2019. - № 2. - с. 16-19.

references:

Elin A.M., Elin A.M. (2018). Transformatsiya sotsialno-trudovyh otnosheniy: pravovye, organizatsionnye i nauchno-metodicheskie printsipy i protsedury okhrany truda [Transformation of social and labor relations: legal, organizational, scientific and methodological principles and procedures for labor protection] Moscow: De Libri. (in Russian).

Kozlova N.V. (2019). Razvitie instituta otsenki reguliruyushchego vozdeystviya: vvedenie mekhanizma «regulyatornoy gilotiny» [The development of the institute of regulatory impact assessment: introducing a «regulatory guillotine»]. Akademik. (2). 16-19. (in Russian).

Samarskaya N.A. (2020). Reglamentatsiya trebovaniy bezopasnosti vypolneniya rabot v sfere proizvodstva mebeli s uchetom risk-orientirovannogo podkhoda [Regulation of safety requirements for the performance of work in the field of furniture production, taking into account the risk-oriented approach] Moscow: OOO «Pervoe ekonomicheskoe izdatelstvo». (in Russian). Tikhonova G.I., Churanova A.N. (2019). Mnogoletniy analiz osobennostey ucheta nes-chastnyh sluchaev na proizvodstve v Rossii [Long-term analysis of the features of occupational injury recording and reporting in Russia]. Demograficheskoe obozrenie. 6 (2). 142-164. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.