Научная статья на тему '"РЕГУЛЯТОРНАЯ ГИЛЬОТИНА" КАК ИНСТРУМЕНТ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА'

"РЕГУЛЯТОРНАЯ ГИЛЬОТИНА" КАК ИНСТРУМЕНТ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
276
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"РЕГУЛЯТОРНАЯ ГИЛЬОТИНА / АКТУАЛИЗАЦИЯ / МЕХАНИЗМ / ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОХРАНА ТРУДА / "ДОРОЖНАЯ КАРТА"

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яковлева Е.В., Кузнецов П.А.

Основополагающим направлением государственной политики в области охраны труда в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Трудовым кодексом Российской Федерации является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников. Нарушение работниками и работодателями норм охраны труда неизбежно приводит к снижению производительности труда, росту производственных травм и профессиональных заболеваний. Таким образом, концептуальный подход к современному регулированию законодательства в области охраны труда состоит в профилактике и предупреждении несчастных случаев на производстве и возникновения профессиональных заболеваний, а также в устранении дублирующих функций надзорных органов в данной сфере деятельности. Россия с недавнего времени вступила в период инвентаризации и актуализации нормативных требований в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины», который впоследствии повлечет за собой реформирование всей системы контрольно-надзорной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Яковлева Е.В., Кузнецов П.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY GUILLOTINE" AS A TOOL FOR UPDATING LEGISLATION IN THE SPHERE OF LABOR PROTECTION

The fundamental direction of state policy in the field of labor protection in accordance with the Constitution of the Russian Federation and the Labor Code of the Russian Federation is to ensure the priority of the preservation of the life and health of employees. Violation by employees and employers, labor protection norms inevitably leads to a decrease in labor productivity, an increase in production injuries and occupational diseases. Thus, a conceptual approach to the modern regulation of legislation in the field of labor protection is to prevent and prevent accidents at the production and occurrence of occupational diseases, as well as in the elimination of duplicate functions of supervisory authorities in this field of activity. Russia has recently entered into the period inventory and actualization of regulatory requirements as part of the implementation of the regulatory guillotine mechanism , which will subsequently entail reforming the entire system of control and supervisory activities.

Текст научной работы на тему «"РЕГУЛЯТОРНАЯ ГИЛЬОТИНА" КАК ИНСТРУМЕНТ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА»

«УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ»

УДК: 331,4:614,8:613,6:628,5

«РЕГУЛЯТОРНАЯ ГИЛЬОТИНА» КАК ИНСТРУМЕНТ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА

Е.В. Яковлева, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры Техносферная безопасность E-mail: elenavalerevna79@yandex. ru

П.А. Кузнецов, аспирант 2 курса по направлению Техносферная безопасность E-mail kusnezov2014@gmail.com

ФГБОУ ВО Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина

Аннотация: Основополагающим направлением государственной политики в области охраны труда в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Трудовым кодексом Российской Федерации является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников. Нарушение работниками и работодателями норм охраны труда неизбежно приводит к снижению производительности труда, росту производственных травм и профессиональных заболеваний. Таким образом, концептуальный подход к современному регулированию законодательства в области охраны труда состоит в профилактике и предупреждении несчастных случаев на производстве и возникновения профессиональных заболеваний, а также в устранении дублирующих функций надзорных органов в данной сфере деятельности. Россия с недавнего времени вступила в период инвентаризации и актуализации нормативных требований в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины», который впоследствии повлечет за собой реформирование всей системы контрольно-надзорной деятельности.

Ключевые слова: «регуляторная гильотина, актуализация, механизм, правовые нормы, инвентаризация, законодательство, охрана труда, «дорожная карта».

"REGULATORY GUILLOTINE" AS A TOOL FOR UPDATING LEGISLATION IN THE SPHERE OF LABOR PROTECTION

E.V. Yakovleva, Ph.D. in Agricultural Sciences, Associate Professor of Department Technosphere Safety

P.A. Kuznetsov, 2 nd year postgraduate student in the direction: Technosphere safety Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin

Abstract: The fundamental direction of state policy in the field of labor protection in accordance with the Constitution of the Russian Federation and the Labor Code of the Russian Federation is to ensure the priority of the preservation of the life and health of employees. Violation by employees and employers, labor protection norms inevitably leads to a decrease in labor productivity, an increase in production injuries and occupational diseases. Thus, a conceptual approach to the modern regulation of legislation in the field of labor protection is to prevent and prevent accidents at the production and occurrence of occupational diseases, as well as in the elimination of duplicate functions of supervisory authorities in this field of activity. Russia has recently entered into the period inventory and actualization of regulatory requirements as part of the implementation of the regulatory guillotine mechanism, which will subsequently entail reforming the entire system of control and supervisory activities.

Keywords: "Regulatory guillotine, actualization, mechanism, legal norms, inventory, legislation, labor protection," Road Map ".

В ходе существования любого государства происходит накопление нормативно-правовых актов, регулирующих те или иные сферы общественной жизни. С течением времени количество этих актов неуклонно растет и чем больше их становиться, тем сложнее становиться их как исполнять, так и следить за исполнением. Этому служит ряд причин и одной из них является моральное устарение нормативных актов, которые уже не отвечают современной действительности.

Наличие большого количества морально устаревших актов, не могут сказаться на деятельности организаций иначе как негативно, так как не отмененный акт подлежит исполнению и это исполнение проверяется в ходе осуществления контрольно-надзорных мероприятий органами государственной власти. В связи с этим происходит излишнее надзорное давление на работодателей, что может привести к приостановлению деятельности и дополнительным финансовым потерям.

В настоящее время в Российской Федерации происходит своеобразная "инвентаризации" нормативных актов, подлежащих контролю и их актуализация. Механизм осуществления данной "инвентаризации" получил название "регуляторная гильотина"

«Регуляторная гильотина» - инструмент масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду.

Работа по реализации «регуляторной гильотины» проводится в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации «дорожной картой» с обязательным привлечением всех заинтересованных сторон - представителей предпринимательского, экспертного, научного сообществ.

В рамках исполнения пункта 2 Дорожной карты Минэкономразвития является ответственным за разработку проекта Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», который призван определить понятие обязательного требования, регламентировать процесс разработки и принятия таких требований, установить цели и основные принципы их закрепления в законодательстве, обеспечить закрепление на законодательном уровне механизма отмены с 1 января 2021 г. ранее действовавших обязательных требований.

Закон о государственном и муниципальном контроле (Федеральный закон от 31. 07. 2020 г. № 248-ФЗ) [1] устанавливает базовые требования механизма «регуляторной гильотины». Реализация этого закона позволит пересмотреть всю нормативно-правовую базу и исключить избыточные, необоснованные и изжившие себя нормативные требования, тем самым перевести контрольно-надзирательную деятельность из карающего режима в упреждающий. Так, закон устанавливает принципы определения минимально необходимого количества проверок в зависимости от категории риска, к которой отнесена деятельность предприятия по каждому виду надзора.

Закон об обязательных требованиях в Российской Федерации (Федеральный закон от 31. 07. 2020 г. № 247-ФЗ) [2] запускает процесс постоянной работы с обязательными требованиями, которые должны соблюдать все подпадающие под государственный и муниципальный контроль и надзор. Вместе с тем, закон позволит запустить механизм исключения изживших себя и избыточных правовых норм и предоставит возможность законодателям определить набор правил, по которым будут разрабатываться, актуализироваться и отбираться обязательные требования, соблюдение которых будет подвергаться проверке в рамках государственного и муниципального контроля и надзора, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации и иных форм оценки и экспертизы.

Таким образом, необходимость непрерывного совершенствования и регулирования законодательства Российской Федерации в области охраны труда определяет проблематику, специфику, направленность и актуальность настоящего исследования.

Так в рамках реализации данного механизма с 1 января 2021 года вступили в силу Правила по охране труда в сельском хозяйстве, которые были утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 октября 2020 года №746н [3]. С вступлением новых правил законную силу утратили предшествующие нормативные акты такие как приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 февраля 2016 г. №76н "Об утверждении Правил по охране труда в сельском хозяйстве" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 марта 2016 г., регистрационный №41558) и приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 июля 2018 г. №440н "О внесении изменений в Правила по охране труда в сельском хозяйстве, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 февраля 2016 г. №76н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 августа 2018 г., регистрационный №51859).

Новые правила по охране труда устанавливают нормативные требования по охране труда при организации и проведении основных производственных процессов по возделыванию, уборке и послеуборочной обработке продукции растениеводства, содержанию и уходу за сельскохозяйственными животными и птицей, мелиоративных работ и работ по очистке сточных вод производства и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В правилах установлено, что в агропромышленном комплексе есть вероятность воздействия 17 вредных и (или) опасных производственных факторов в том числе:

• движущихся машин и механизмов, подвижных частей технологического оборудования, передвигающихся изделий, заготовок, материалов;

• повышенного уровня ионизирующих излучений в связи с радиоактивным загрязнением почв, производственных помещений, элементов технологического оборудования;

• токсичных и раздражающих химических веществ;

• патогенных микроорганизмов;

• физических динамических перегрузок в связи поднимаемыми и перемещаемыми вручную грузами, статическая нагрузка;

• опасность травмирования, аллергические реакции от сельскохозяйственных животных, птиц и продуктов их жизнедеятельности.

Таким образом, одним из сложившемся направлением государственной политики в области охраны труда стала актуализация и обобщение нормативных актов, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов в сельском хозяйстве. В результате реализации механизма «регуляторной гильотины» не только сократится перечень обязательных к исполнению нормативных требований, но и значительно упростится их применение. В целом деятельность контрольно-надзорных органов должна быть переориентирована на предупреждение и профилактику нарушений, а также исключение избыточных или устаревших требований. Следовательно, целью применяемого механизма «регуляторной гильотины» является формирование современной, адекватной требованиям времени и технологического развития эффективной системы регулирования в области безопасности и гигиены труда, основанной на выявлении наиболее значимых общественных рисков и их снижении до приемлемого уровня, которые в наибольшей степени влияют на предотвращение негативных последствий реализации этих рисков.

Литература

1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». [Электрон. ресурс]. Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 358750/ (дата обращения: 01.03.2021).

2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». [Электрон. ресурс]. Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 358670/ (дата обращения: 01.03.2021).

3. Приказ от 27 октября 2020 г. N 746н "Об утверждении привил по охране труда в сельском хозяйстве" [электронный ресурс]. Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа www.pravo.gov.ru N 0001202011250032 (дата обращения: 01.03.2021).

4. Яковлева Е.В., Кузнецов П.А. Культура безопасности как элемент профилактики производственного травматизма //Агротехника и энергообеспечение. 2020. № 1 (26). С. 95-101.

5. Фролов А.С., Яковлева Е.В. Система предоперационного экспресс-контроля (СПЭК) v1.0 Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2019612033, 08.02.2019. Заявка № 2019610801 от 29.01.2019.

6. Frolov A.S., Yakovleva E.V., Mikhailova Yu.L. Reduction of industrial injuries with the use pre-operating express control system in agribusiness / В сборнике: Материалы международной научно-практической конференции. 2019. С. 280 - 287.

7. Яковлева Е.В., Кулакова Е.В., Фролов А.С. Программное обеспечение обучения по охране труда на предприятиях АПК //Безопасность жизнедеятельности. 2019. № 4 (220). С. 7 - 12.

8. Бухтиярова В.Ю., Яковлева Е.В. Обучение и контроль по охране труда - как показатель профилактики травматизма /В сборнике: Техносферная безопасность в АПК. Сборник материалов всероссийской научной конференции. 2018. С. 8-15.

9. Яковлева Е.В. Использования мультимедийной системы экспресс- видео-тестирования для обучения работников / В сборнике: доклады ТСХА. Материалы международной научной конференции. 2018. С. 266-269.

10. Яковлева Е.В., Фролов А.С. Система предоперационного экспресс-контроля (СПЭК). Первая помощь / Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ 2020666104, 04.12.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.