Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО И ФАКТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ИЗБЫТОЧНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО И ФАКТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ИЗБЫТОЧНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
503
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Оценка регулирующего воздействия / оценка фактического воздействия / контрольно-надзорная реформа / «регуляторная гильотина» государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль / Regulatory impact assessment / actual impact assessment / control and supervisory reform / “regulatory guillotine” state control (supervision) and municipal control

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бочкова Светлана Сергеевна

Реформа контрольно-надзорной деятельности государства направлена на снижение административного давления на предпринимателей и повышение инвестиционной привлекательности российской экономики. В статье анализируется реализованные мероприятия в рамках «регуляторной гильотины» и принятие новых правил проведения в Российской Федерации оценки регулирующего и фактического (воздействия нормативных актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF REGULATORY AND ACTUAL IMPACT OF REGULATORY LEGAL ACTS AS A WAY TO PROTECT ENTREPRENEURIAL ACTIVITY FROM EXCESS GOVERNMENT REGULATION

The reform of the control and supervisory activities of the state is aimed at reducing administrative pressure on entrepreneurs and increasing the investment attractiveness of the Russian economy. The article analyzes the implemented events within the framework of the “regulatory guillotine” and the adoption of new rules for conducting a regulatory and actual assessment in the Russian Federation (the impact of regulatory acts.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО И ФАКТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ИЗБЫТОЧНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11166 БОЧКОВА Светлана Сергеевна,

кандидат юридических наук, доцент департамента правового регулирования экономической деятельности юридического факультета Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации,

e-mail: SSBochkova@fa.ru

ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО И ФАКТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ИЗБЫТОЧНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация. Реформа контрольно-надзорной деятельности государства направлена на снижение административного давления на предпринимателей и повышение инвестиционной привлекательности российской экономики. В статье анализируется реализованные мероприятия в рамках «регуляторной гильотины» и принятие новых правил проведения в Российской Федерации оценки регулирующего и фактического (воздействия нормативных актов.

Ключевые слова: Оценка регулирующего воздействия, оценка фактического воздействия, контрольно-надзорная реформа, «регуляторная гильотина» государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.

BOCHKOVA Svetlana Sergeevna,

candidate of legal sciences, associate professor of the Department of Legal Regulation of Economic Activity of the Faculty of Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation

ASSESSMENT OF REGULATORY AND ACTUAL IMPACT OF REGULATORY LEGAL ACTS AS A WAY TO PROTECT ENTREPRENEURIAL ACTIVITY FROM EXCESS GOVERNMENT

REGULATION

Annotation. The reform of the control and supervisory activities of the state is aimed at reducing administrative pressure on entrepreneurs and increasing the investment attractiveness of the Russian economy. The article analyzes the implemented events within the framework of the "regulatory guillotine" and the adoption of new rules for conducting a regulatory and actual assessment in the Russian Federation (the impact of regulatory acts.

Key words: Regulatory impact assessment, actual impact assessment, control and supervisory reform, "regulatory guillotine" state control (supervision) and municipal control.

31 декабря 2020 года Правительство РФ утвердило [5] новые правила проведения в Российской Федерации оценки регулирующего (далее по тексту - ОРВ) и фактического (далее по тексту - ОФВ) воздействия нормативных актов. Обе процедуры, введенные для защиты предпринимателей от избыточного и неграмотного государственного регулирования, теперь становятся зависимыми от ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» [7] и будут являться частью инфраструктуры, обеспечивающей эффективность государственного регулирования.

Вводимый механизм является реализацией концепции «доказательного регулирования». Федеральным органам исполнительной власти (далее по тексту - ФОИВ), чья деятельность

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

затрагивает бизнес, теперь придется обосновывать эффективность предлагаемых нововведений в сравнении с возможными альтернативами и регулярно проверять, привело ли их внедрение к заявленным целям, или в ином случае корректировать или отменять устаревшие требования.

Указанное Постановление Правительства РФ №2454 внесло обширные изменения в правила подготовки нормативно-правовых актов (далее по тексту - НПА) федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, а также в процедуры ОРВ и ОФВ. Новшества обусловлены имплементацией в регламент работы ФОИВ над НПА требований юридического обеспечения реформы контроля и надзора —Федерального закона «Об обязатель-

ных требованиях в РФ». Так, предполагается, что все федеральные нормативные акты, затрагивающие предпринимательскую деятельность, за исключением НПА, регламентирующих международные отношения и содержащих государственную тайну, должны будут проверяться на соответствие целям реформы контрольно-надзорной деятельности государства.

Стоит согласиться, что контрольно-надзорная деятельность российского государства отличается многообразием видов деятельности, широким охватом и серьезными бюджетными расходами. Данный факт подтверждается следующим. По состоянию на 2018 год 50 федеральных органов исполнительной власти осуществляли 160 видов государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъекта - 44 вида регионального государственного контроля (надзора) и 11 видов муниципального контроля. По данным Министерства экономического развития России государственные расходы на контрольно-надзорную детальность составляют более 500 млрд. руб. в год. Издержки предпринимателей от административного давления по примерным подсчетам составляют от 1,5 трл. до 3,5 трл. руб. [6].

На протяжении последних двух десятилетий не раз реформировалась и совершенствовалась система контрольно-надзорной деятельности государства: и в рамках административной реформы, и в рамках реформирования государственного управления, предусматривающего внедрение риск-ориентированного подхода к деятельности публичных органов власти, осуществляющих контроль (надзор) [4, с.12].

Стоит выделить основные цели реформы контрольно-надзорной деятельности, проводимой государством на современном этапе:

1) снижение уровня ущерба охраняемым зако-

ном ценностям, снижение уровня материального ущерба по контролируемым видам рисков;

2) уменьшение административной нагрузки при

осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иные виды деятельности;

3) повышение качества администрирования контрольно-надзорных функции" государственного контроля (надзора)и муниципального контроля, включая оптимизацию использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов [9, с. 73].

С сентября 2018 года работа по данным направлениям предусмотрена Постановлением Правительства РФ «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года», являющимся ключевым

документом стратегического планирования. Основополагающим направлением деятельности Правительства РФ до 2024 г. являются меры по улучшению инвестиционного климата.

Интересы предпринимателей в реформе контрольно-надзорной деятельности обусловлены снижением административной нагрузки, связанной с осуществлением государственного контроля (надзора), которая была и остается довольно высокой [1, с.97].

По данным Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, индекс административной нагрузки на бизнес снизился всего на 3,3% в 2018 году по сравнению с 2017 годом, что значительно ниже планового показателя реформы . При этом, 91,8% предпринимателей сталкивались с коррупцией при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, при этом 61,1% респондентов считают нагрузку, связанную с коррупционными проявлениями, незначительной. 86,9% представителей хозяйствующих субъектов не обращались куда-либо по факту коррупции при осуществлении КНД [3].

После обращения к Федеральному Собранию Президент РФ В.В. Путин подписал перечень поручении" № Пр-294 от 26 февраля 2019 г., в соответствии с пунктом «3б» которого Правительству РФ было необходимо обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменении, предусматривающих отмену с 1 января 2021 г. всех нормативных правовых актов, устанавливающих требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора), то есть провести так называемую «регуляторную гильотину».

Данным термином обозначают инвентаризацию всех действующих и обязательных для предпринимателей требований с целью понять — соответствуют ли они современным экономическим реалиям и общественным потребностям. В том случае, если соответствуют, то регулятивные нормы остаются, если нет, то они отменяются или изменяются. Бесспорно, что этих норм излишне много. Более того, среди них до сих пор встречаются те, что были приняты еще в период СССР. При нынешнем уровне технологического развития это является одним из основных препятствий для развития предпринимательской деятельности, при этом не достигается ключевая цель этих требований - обеспечение безопасности потребителей и инвестиционной привлекательности российской экономики.

Таким образом, в рамках «регуляторной гильотины» к 1 января 2021 года весь массив норм, устанавливающих обязательные требования, должен был быть полностью заменён на новые. Это должно позволить существенно сократить административную нагрузку на предпринима-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

телей. Как представляется, результатом реформы контрольно-надзорной деятельности станет сокращение административного давления на бизнес, дебюрократизация государственного контроля.

Реформа контрольно-надзорной деятельности, направленная на повышение уровня безопасности и устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности, проводится с помощью отмены всех неактуальных нормативных актов в сфере надзора и контроля, а также построения новой системы государственного контроля (надзора), направленной на снижение социально значимых рисков.

Направлениями такой реформы можно выделить:

1) построение новой системы обязательных тре-

бований, соответствующих современному уровню технологического развития и риск-ориентированному подходу.

2) установление детальных правил, относящихся к организации контрольно-надзорной деятельности.

Говоря же о вводимых правилах ОРВ и ОФВ, то они затрагивают как принятия новых требований, в таких целях проверка их соответствия закону погружается в порядок разработки новых НПА, так и обсуждения проектов нового регулирования с предпринимателями в рамках процедуры ОРВ. В рамках вводимых правил теперь помимо стандартного для оценки регулирующего воздействия, и зачастую выполняемого формально, требования описания решаемой проблемы новые правила предписывают детально описывать избегаемые риски возможного ущерба, степень опасности и соразмерность методов борьбы с ней. Это же правило распространяется на требование к описанию альтернатив предлагаемого регулирования — теперь государственным служащим придется представлять оценки эффективности других вариантов предлагаемого регулирования, чтобы доказать выбор наиболее эффективного.

Механизм второй процедуры, а именно -оценки фактического воздействия уже действующих норм, также подвергся существенным изменениям. Данный факт обусловлен внедрением концепции «доказательного регулирования». В силу того, что идея одноразового применения «регуляторной гильотины» в 2020 году трансформировалась в постоянный пересмотр норм и запретов для поддержания их актуальности, Правительство РФ регламентировал этот процесс в утвержденных тем же Постановлением №2453 правилах проведения ОФВ. Целью процедуры ОФВ заявлен «анализ достижения целей регулирования», заявленных в отчете об ОРВ (при наличии), а также плюсов и минусов его существова-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

ния, выявление необоснованной нагрузки на предпринимательскую деятельность и федеральный бюджет.

Новые правила детально описывают, какие вопросы должны быть раскрыты регуляторами при проведении процедуры ОФВ. По ее итогам публичный отчет об ОФВ должен быть опубликован контролирующим ведомством на срок не менее 20 дней, после чего ему предстоит доработать документ на основании поступивших замечаний и предложений и направить результат в Министерство экономического развития РФ.

Отчеты об ОФВ будут проверяться Министерством юстиции на соответствие ФЗ «Об обязательных требованиях», а Министерством экономического развития — на соблюдение процедуры. Контролировать работу ведомств и снимать конфликты будет правительственная комиссия по административной реформе. Итогом всей этой деятельности должно быть решение об отмене, исправлении или сохранении нормативного акта — в зависимости от того, насколько регулятору удастся обосновать и доказать Правительству РФ его эффективность, работоспособность и конкурентность в сравнении с иными регуляторными механизмами. Окончательное оформление изменений нормативной базы будет осуществлять аппарат Правительства.

Здесь стоит обратить внимание, что в целях контроля учета и регулярных пересмотров обязательных требований, с марта 2021 года Минэкономики должно запустить их единый реестр, как следует из опубликованного проекта Постановления Правительства РФ на сайте regulation.gov.ru. Так, Министерство будет собирать и обобщать информацию по всем требованиям в зависимости от сферы экономической деятельности — от нормативных источников требований до возможных санкций за их нарушения. Такая деятельность Минэкономразвития позволит обеспечить прозрачность процесса постоянного пересмотра норм и закрыть возможность применения к предпринимателям требований, не включенных в него. Речь идет об обязательных требованиях, которые предстоит соблюдать бизнесу после срабатывания «регуляторной гильотины» — отмены избыточных и устаревших требований к осуществлению предпринимательской деятельности. С 1 января 2021 года все неактуализированные требования будут отменены, а их оценка недопустима, как и привлечение предпринимателей к ответственности за их несоблюдение.

Оператором реестра будет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. По состоянию на январь 20201 года завершен первый этап работ по созданию информационной системы, реализующей механизм «регуляторной гильотины» в сфере контроль-

но-надзорной деятельности, — Реестра обязательных требований, предъявляемых бизнесу в рамках государственного контроля (надзора).

Такая информационная система будет обеспечивать прозрачность и контролируемость процесса нормотворчества и автоматизирует деятельность рабочих групп, а также выступать в качестве единой платформы для коммуникации рабочих групп, экспертов, представителей ФОИВ-регуляторов, контрольно-надзорных органов и Аналитического центра при Правительстве РФ, сокращать сроки разработки и рассмотрения нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования. В данный момент Реестр обеспечивает реализацию "регуляторной гильотины" и позволяет оперативно информировать Правительство РФ о ходе ее реализации в части пересмотра актов с обязательными требованиями.

Среди функциональных возможностей системы можно выделить следующие:

1) планирование и проведение очных и заочных

заседаний рабочих групп,

2) учет планов-графиков разработки норматив-

ных правовых актов (НПА),

3) мониторинг этапов согласования проектов актов и интеллектуальные инструменты поиска и анализа документов,

4) автоматическое распознавание в текстах НПА

обязательных требований и проверка их на дублирование с помощью технологий анализа данных и машинного обучения. По планам первыми сведения о своих требованиях в реестр внесут четыре ведомства: Роструд (в сфере охраны труда), Роспотребнадзор (общепит и бытовые услуги населению), Росаккредита-ция (аккредитация юрлиц и ИП), МЧС (противопожарной безопасности населения) - в срок до 1 апреля.

Помимо того, что Реестр должен систематизировать все предъявляемые к предпринимательской деятельности требования, например, в него войдут сведения об их составе (условия, ограничения, запреты и обязанности) и ссылки на нормативно-правовые акты, содержащие эти требования. Также ФОИВ при внесении требований в реестр будут указывать сроки их действия и круг лиц, на который они распространяются. В реестр войдет и информация о возможных санкциях за нарушения поднадзорных — например, количественные характеристики санкций, формы юридической ответственности и перечень госорганов, которые уполномочены привлекать бизнес к административной ответственности.

Предпринимательское сообщество идею создания реестра оценивают положительно. По словам главы экспертного центра по уголов-

но-правовой политике «Деловой России» Екатерины Авдеевой, проект за счет доступности сведений должен повысить прозрачность контрольно-надзорной деятельности и снизить административную нагрузку на бизнес [2]. Предполагается, что сам реестр будет регулярно обновляться: так, при актуализации обязательных требований сведения об изменениях должны быть внесены минимум за пять дней до вступления поправок в силу, следует из проекта. Стоит обратит внимание, что такие изменения могут стать постоянными: работа по пересмотру обязательных требований с 2021 года также должна стать постоянной — решения об их отмене или пролонгации будут зависеть от эффективности требований .

После срабатывания «регуляторной гильотины» работа ФОИВ по снижению административной нагрузки на предпринимательскую деятельность за счет пересмотра и отмены обязательных требований не прекратится. С 2021 года Министерство экономического развития согласно проекту постановления, опубликованного на regulation.gov.ru, предлагает регуляторам ежегодно оценивать требования к предпринимателям на предмет их эффективности. Принимать решение о пролонгации или отмене обязательных требований предстоит правительственной комиссии по административной реформе — после анализа их применения и реального влияния на экономику, - то есть по сути речь идет о внедрении в РФ механизма «доказательного госрегулирования».

Оценивать применение обязательных требований министерства и государственные корпорации будут по заранее утвержденному перечню. Нормативно-правовые акты со сроком действия обязательных требований

• менее трех лет будут включаться в него за год до окончания их действия,

• от трех до четырех лет будут включаться за два года,

• от четырех до шести будут включаться за три года.

Проект такого перечня регуляторы должны публиковать до 1 сентября, согласовав с предпринимательским сообществом и заинтересованными ведомствами. Сама оценка нормативно-правовых актов должна учитывать данные мониторинга контрольно-надзорной и разрешительной деятельности, судебной практики, обращения субъектов регулирования, позиции заинтересованных ведомств и риск-ориентированный подход.

Так, например, в докладе об оценке должна содержаться следующая информация о динамике ведения предпринимательской деятельности в регулируемой сфере:

• о фактических расходах и доходах предпринимателей, соблюдающих эти требования,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

• о привлечении к ответственности за их нарушения,

• об оценки влияния требований на малый бизнес.

• о динамике расходов и доходов бюджета от контрольной деятельности ведомств,

• итоговая рекомендация комиссии (продлевать ли действие обязательных требований, направить их на доработку или полностью отменить, если, например, они избыточны, дублируют друг друга или противоречат закону «Об обязательных требованиях», целям госпрограмм и нацпроектов, негативно влияют на деловую среду или эффект от их применения несоизмерим с административными расходами). Решение о продлении или отмене требований комиссия будет принимать отдельно по каждому нормативно-правовому акту. Сопутствующий проект постановления

Правительства закрепляет принципы оценки применения обязательных требований и в других актах Правительства, внося ряд технических правок в Положения о Минэкономики и Правовой комиссии по административной реформе, правила подготовки и регистрации НПА, оценок регулирующего и фактического воздействия, в том числе в части направления правовых актов на такую экспертизу по результатам доклада об их применении.

Оба проекта вступили силу с 1 ноября 2020 года, при этом к 1 декабря Минэкономразвития подготовило план проведения оценки на 20212022 годы. В нем содержатся НПА, которые не попадут под действие «регуляторной гильотины» после 1 января. Напомним, что до этого срока ведомства при участии предпринимательского сообщества и экспертного сообщества должны были пересмотреть все свои обязательные требования в соответствии с риск-ориентированным подходом. Но на ряд правовых актов действие «регуляторной гильотины» не распространится: окончательный перечень исключений будет утвержден Правительством.

Говоря об оценке регулирующего и фактического воздействия нормативных правовых актов как способ защиты предпринимательской деятельности от избыточного государственного регулирования, необходимо отметить еще одно масштабное изменение в правилах государственного и муниципального контроля (надзора), а именно - приятие Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Основополагающей целью нормативно-правового акта является смещение акцента с проведения проверок на профилактику нарушений и обеспечение компаниям больше гарантий

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

при взаимодействии с контрольно-надзорными органами.

Большинство положений реформы начнет действовать с 1 июля 2021 года (ч. 1 ст. 98 ФЗ О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации») [8]. При этом он не будет распространяется, в частности, на налоговый, валютный, таможенный контроль, а также (ч. 4 и 5 ст. 2 Закона):

• на контроль за кредитными организациями и банковскими группами;

• за соблюдением эмитентами законодательства об АО и ценных бумагах;

• в сфере корпоративных отношений в АО;

• в сфере государственных закупок и закупок по Закону №223-ФЗ;

• за соблюдением законодательства о государственном оборонном заказе;

• в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма;

• за соблюдением антимонопольного законодательства.

• онлайн-взаимодействие с проверяющими.

В соответствии с Законом контрольно-надзорные органы будут составлять документы в электронной форме и заверять их усиленной квалифицированной электронной подписью. Сообщать компаниям и ИП о своих действиях и решениях органы исполнительной власти смогут, например, через Единый портал госуслуг. При этом до 31 декабря 2023 года направлять организациям и индивидуальным предпринимателям документы и сведения органы исполнительной власти будут вправе на бумаге, если, например, электронная связь невозможна (ч. 1 и 4 ст. 21, а также ч. 9 ст. 98 Закона). Направлять в адрес органов документы нужно будет тоже в электронном виде. До 31 декабря 2023 года документооборот возможен на бумаге, если это будет предусмотрено положением о виде муниципального контроля (ч. 6 и 7 ст. 21, а также ч. 10 ст. 98 Закона). Подать жалобу в досудебном порядке можно будет только в электронном виде через Единый портал госуслуг и аналогичные региональные порталы. Решение по жалобе направят также через соответствующие порталы (ч. 1 ст. 40 и ч. 7 ст. 43 Закона).

Одним из важных положений является закрепление приоритета профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным (ч. 1 ст. 8 Закона)., например, к профилактическим мероприятиям относятся:

• меры стимулирования добросовестности: нематериальное поощрение тех субъектов, кто добросовестно соблюдает обязательные требования. Для этого определят порядок оценки добросовестности, виды мер ее стимулирования (ст. 48 Закона);

• самообследование: самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований. Так, если по итогам самообследования предприниматель получит высокую оценку, то сможет принять декларацию соблюдения указанных требований (ст. 51 Закона);

• профилактический визит: беседа по месту деятельности организации или ИП. В том случае, если в ходе визита будут выявлены нарушения, это не будет основанием выдать компании предписание устранить их (ст. Закона).

Федеральный закон вводит новую процедуру - независимую оценку соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами обязательных требований, которую будут проводить независимые аккредитованные организации (ст. 54 Закона). Так, если такая организация подтвердит, что организации или ИП соблюдает обязательные требования, то выдаст соответствующее заключение. Пока оно будет действовать, плановые контрольно-надзорные мероприятия по общему правилу проводить не будут.

Также предприниматели смогут избегать различных мероприятий со стороны контрольно-надзорных органов, выступая добровольным членом СРО (ст. 55 Закона), соблюдая при этом следующие условия:

• данная возможность предусмотрена федеральным законом о виде контроля;

• СРО и контрольно-надзорные органы заключили специальное соглашение.

Закон также упоминает возможность освободиться от плановых контрольных (надзорных) мероприятий, заключив договор страхования рисков причинения вреда (п. 6 ч. 7 ст. 23 и ч. 9 ст. 25 Закона).

Уменьшение количества контрольно-надзорных мероприятий планируется не только за счет приоритета профилактики нарушений, но и благодаря введению более мягких (по сравнению с проверками) контрольно-надзорных мероприятий:

• мониторинговая закупка: будет проводиться с целью последующего направления товаров, результатов работ и услуг, например, на экспертизу (ст. 68 Закона);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• выборочный контроль: отбор проб образцов продукции для того, чтобы подтвердить их соответствие обязательным требованиям по безопасности, качеству (ст. 69 Закона);

• инспекционный визит: предприниматели должны будут обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения. Предварительного уведомления о таком визите не будет (ст. 70 Закона);

• выездное обследование: инспекторы проведут лишь визуальную оценку соблюдения

обязательных требований, например, организовав осмотр общедоступных производственных объектов (ст. vo Закона).

Закон содержит подробные правила проведения каждого мероприятия. Прежде всего, они отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, эксперимент и др. (ч. 1 ст. 65 и гл. 14 Закона), что должно обеспечить предпринимателям дополнительные гарантии того, что инспекторы не смогут действовать произвольно.

Среди нововведений стоит отметить также следующие. Общий срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней (ч. 7 ст. 72 и ч. 7 ст. 73 Закона. Закон предусматривает отмену решений, принятых по результатам любого контрольно-надзорного мероприятия, которое провели с грубыми нарушениями (ст. 91 Закона). Сейчас такая отмена возможна лишь в отношении результатов проверок. В законе перечислены 10 грубых нарушений. Одно из них — совершение контрольно-надзорных действий, недопустимых для определенного мероприятия. В действующем законе такого нарушения нет.

Пандемия короновируса и опыт проведения проверок в период пандемии также сказалась на содержании федерального закона: речь идет о возможности проводить инспекционный визит и выездную проверку дистанционно, в том числе посредством аудио- или видеосвязи (ч. 5 ст. 56 Закона).

В заключении надо отметить, что решение о пролонгации «регуляторной гильотины» после 2021 года учло опыт пандемии: временный мораторий на проверки позволил существенно снизить нагрузку на предпринимателей и не привел к негативным последствиям. Само же появление механизма пересмотра обязательных требований на основе анализа их применения соответствует идеям «доказательного регулирования» -корректировки проводимой политики после оперативного изучения результатов принимаемых решений.

Список литературы:

[1] Бочкова С.С. Факторы, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства в России: организационно-правовой аспект // Самоуправление. 2020. т.2 №2 (119). с 97-100.

[2] «В России вступил в силу закон об обязательных требованиях к бизнесу». - 01.11.2020 // [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20201101/ biznes-1582496841.html (Дата обращения: 29.01.2021)

[3] Исследование Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации // Кон-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

трольно-надзорная и разрешительная деятельность в Российской Федерации. Аналитический доклад 2018. - 2019. // [Электронный ресурс]. URL: http://контроль-надзор.рф/upload/iblock/421/4 217d3483426487c6734aeefl6c1f3a1.df?fbclid=IwA R0RmtPtLgVypEnsIQRK1aIQJWYNWd5xMfgKuodP MoxMnfJ4hQNdjVxM7rk (Дата обращения: 29.01.2021)

[4] Клименко А.В. Десятилетие административной реформы: результаты и новые вызовы // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2014. - № 1. - С. 8-51.

[5] Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2454 «Об утверждении Правил оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, подготовки, рассмотрения доклада о достижении целей введения обязательных требований и принятия решения о продлении срока действия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, или о проведении оценки фактического воздействия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования» // [Электронный ресурс]. URL: Официальный интернет портал правовой информации http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202101080009 (Дата обращения: 29.01.2021)

[6] Пояснительная записка к проекту Федерального закона №332053-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

[7] Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. URL: Официальный интернет портал правовой. информации http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202007310002 (Дата обращения: 29.01.2021)

[8] Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (не вступил в силу) // [Электронный ресурс]. URL: Официальный интернет портал правовой. информации http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202007310002 (Дата обращения: 29.01.2021)

[9] Южаков В.Н., Добролюбова Е.И., Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Реформа контрольно-надзорной деятельности государства: оценка с позиции граждан Вопросы государственного и муниципального управления. - 2019. - № 2. - С. 71- 92.

Spisok literatury:

[1] Bochkova S.S. Faktory, prepyatstvuyush-chie razvitiyu malogo i srednego predprinimatel'stva v

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

Rossii: organizacionno-pravovoj aspekt // Samouprav-lenie. 2020. t.2 №2 (119). s 97-100.

[2] «V Rossii vstupil v silu zakon ob obyaza-tel'nyh trebovaniyah k biznesu». - 01.11.2020 // [Ele-ktronnyj resurs]. URL: https://ria.ru/20201101/ biznes-1582496841.html (Data obrashcheniya: 29.01.2021)

[3] Issledovanie Analiticheskogo centra pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii // Kontrol'no-nad-zornaya i razreshitel'naya deyatel'nost' v Rossijskoj Federacii. Analiticheskij doklad 2018. - 2019. // [Ele-ktronnyj resurs]. URL: http://kontror-nadzor.rf/upload/ iblock/421/4217d3483426487c6734aeef16c1f3a1. pdf?fbclid=IwAR0RmtPtLgVypEnsIQRK1aIQJWYN-Wd5xMfgKuodPMoxMnfJ4hQNdjVxM7rk (Data obrashcheniya: 29.01.2021)

[4] Klimenko A.V. Desyatiletie administrativnoj reformy: rezul'taty i novye vyzovy // Voprosy gosu-darstvennogo i municipal'nogo upravleniya. - 2014. - № 1. - S. 8-51.

[5] Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 31.12.2020 № 2454 «Ob utverzhdenii Pravil ocenki primeneniya obyazatel'nyh trebovanij, soder-zhashchihsya v normativnyh pravovyh aktah, podgot-ovki, rassmotreniya doklada o dostizhenii celej vve-deniya obyazatel'nyh trebovanij i prinyatiya resheniya o prodlenii sroka dejstviya normativnogo pravovogo akta, ustanavlivayushchego obyazatel'nye tre-bovaniya, ili o provedenii ocenki fakticheskogo vozde-jstviya normativnogo pravovogo akta, ustanavlivayushchego obyazatel'nye trebovaniya» // [Elektronnyj resurs]. URL: Oficial'nyj internet portal pravovoj infor-macii http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202101080009 (Data obrashcheniya: 29.01.2021)

[6] Poyasnitel'naya zapiska k proektu Feder-al'nogo zakona №332053-7 «O gosudarstvennom kontrole (nadzore) i municipal'nom kontrole v Rossijskoj Federacii».

[7] Federal'nyj zakon ot 31.07.2020 № 247-FZ «Ob obyazatel'nyh trebovaniyah v Rossijskoj Federacii» // [Elektronnyj resurs]. URL: Oficial'nyj internet portal pravovoj. informacii http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202007310002 (Data obrashcheniya: 29.01.2021)

[8] Federal'nyj zakon ot 31.07.2020 № 248-FZ «O gosudarstvennom kontrole (nadzore) i municipal'nom kontrole v Rossijskoj Federacii» (ne vstupil v silu) // [Elektronnyj resurs]. URL: Oficial'nyj internet portal pravovoj. informacii http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202007310002 (Data obrashcheniya: 29.01.2021)

[9] Yuzhakov V.N., Dobrolyubova E.I., Pokida A.N., Zybunovskaya N.V. Reforma kontrol'no-nadzor-noj deyatel'nosti gosudarstva: ocenka s pozicii grazh-dan Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. - 2019. - № 2. - S. 71- 92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.