Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
325
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / РЕГУЛЯТОРНАЯ ГИЛЬОТИНА / РЕФОРМА КОНТРОЛЬНОЙ И НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CONTROL / PUBLIC AUTHORITIES / STATE CONTROL / REGULATORY GUILLOTINE / REFORM OF CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Липунцова Анна Владимировна

Данная статья посвящена рассмотрению основных направлений реформирования государственного контроля в Российской Федерации. Автором анализируется приоритетная программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности», а также ход ее проведения. Отмечается, что в рамках данной реформы предстоит разработать систему управления рисками в контрольно-надзорной деятельности, систему профилактики правонарушений и механизмы оценки результативности и эффективности данного вида деятельности, а также исключить избыточные, устаревшие и дублирующие обязательные требования, использующиеся при проверках. В исследовании особое внимание уделяется проблемным вопросам внедрения и реализации механизма «регуляторной гильотины». Автором предложены меры, направленные на повышение эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности, которые могут быть использованы как органами законодательной власти, так и исполнительной в их практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE CONTROL AT THE PRESENT STAGE OF REFORM

This article is devoted to the main directions of reforming state control in the Russian Federation. The author analyzes the priority program «Reform of control and supervision activities», as well as the progress of its implementation. It is noted that within the framework of this reform, it is necessary to develop a risk management system in control and supervision activities, a system of crime prevention and mechanisms for assessing the effectiveness and efficiency of this type of activity, as well as to eliminate redundant, outdated and duplicate mandatory requirements used in inspections. The study focuses on the problematic issues of implementation and implementation of the mechanism of «regulatory guillotine». The author proposes measures aimed at improving the efficiency and effectiveness of control and supervision activities, which can be used by both legislative and Executive authorities in their practical activities.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ»

УДК 342.5

Анна Владимировна Липунцова, начальник отдела корпоративных коммуникаций, доцент кафедры конституционного и международного права ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»

E-mail: Anna-lipuncova@yandex.ru

Anna Vladimirovna Lipuntsova, head of corporate communications Department, associate Professor of constitutional and international law Derzhavin Tambov State University

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ

Данная статья посвящена рассмотрению основных направлений реформирования государственного контроля в Российской Федерации. Автором анализируется приоритетная программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности», а также ход ее проведения. Отмечается, что в рамках данной реформы предстоит разработать систему управления рисками в контрольно-надзорной деятельности, систему профилактики правонарушений и механизмы оценки результативности и эффективности данного вида деятельности, а также исключить избыточные, устаревшие и дублирующие обязательные требования, использующиеся при проверках. В исследовании особое внимание уделяется проблемным вопросам внедрения и реализации механизма «регуляторной гильотины». Автором предложены меры, направленные на повышение эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности, которые могут быть использованы как органами законодательной власти, так и исполнительной в их практической деятельности.

Ключевые слова: контроль, органы государственной власти, государственный контроль, регу-ляторная гильотина, реформа контрольной и надзорной деятельности.

STATE CONTROL AT THE PRESENT STAGE OF REFORM

This article is devoted to the main directions of reforming state control in the Russian Federation. The author analyzes the priority program «Reform of control and supervision activities», as well as the progress of its implementation. It is noted that within the framework of this reform, it is necessary to develop a risk management system in control and supervision activities, a system of crime prevention and mechanisms for assessing the effectiveness and efficiency of this type of activity, as well as to eliminate redundant, outdated and duplicate mandatory requirements used in inspections. The study focuses on the problematic issues of implementation and implementation of the mechanism of «regulatory guillotine». The author proposes measures aimed at improving the efficiency and effectiveness of control and supervision activities, which can be used by both legislative and Executive authorities in their practical activities.

Keywords: control, public authorities, state control, regulatory guillotine, reform of control and Supervisory activities.

В 2016 году в Российской Федерации президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам был утвержден паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»1. Согласно данной программе реализация мероприятий, связанных с реформированием контроля и надзора в нашей стране, должна быть осуществлена до 2025 года включительно.

В рамках программы планируется внедрение в практику следующих проектов и мероприятий:

1 Реформа контрольной и надзорной деятельности: паспорт приоритетной программы (приложение к протоколу президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21.12.2016 № 12) (ред. от 30.05.2017) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.09.2019).

- риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности;

- системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности;

- систематизации, сокращения количества и актуализации обязательных требований;

- системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований;

- эффективных механизмов кадровой политики в деятельности контрольно-надзорных органов;

- системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности;

- автоматизации контрольно-надзорной деятельности;

- повышения качества реализации контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях.

Отметим, что по каждому из направлений органами государственной власти проводится активная работа по совершенствованию контрольных и надзорных мероприятий, о чем свидетельствуют представляемые доклады и результаты мониторинга внедрения представленных проектов. Согласимся с мнением Д.В. Шепелева, который, анализируя проблемы повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности в России, приходит к выводу, что «данная реформа имеет важное значение для всей действующей системы государственного управления, т. к. ее аспекты затрагивают деятельность большого количества органов исполнительной власти»1.

Вместе с тем, на наш взгляд, анализ практики реализации приоритетной программы позволяет выявить ряд задач, которые еще предстоит решить.

Так, в рамках направления по внедрению риск-ориентированного подхода применение данного механизма при плановых проверках не всегда приводит к снижению административной нагрузки, поскольку зачастую большинство объектов (субъектов) попадают в среднюю категорию риска и для них режим проверок не меняется. Также можно констатировать, что не в полной мере удалось связать использование риск-ориентированного подхода с оценкой критериев показателей эффективности деятельности. В этой связи видится целесообразным привести к единому знаменателю данные критерии, которые носят разнообразный характер, определить четкие параметры оценки и формализовать отдельные компоненты данного вида деятельности.

В рамках направления по предупреждению и профилактике коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности профилактические мероприятия зачастую носят формальный характер, не находит своего отражения дифференцированный подход к профилактическим мероприятиям в зависимости от особенностей подконтрольной среды. Считаем, что необходимо усовершенствовать методические рекомендации по оценке коррупционных рисков в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции2, в частности, предусмотреть в них внедрение механизмов по минимизации и исключению данных рисков, основанных на современных цифровых технологиях.

В рамках направления по оценке результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности на практике вызывает затруднение расчет материального ущерба охраняемым законом ценностям, что обусловлено спецификой подконтрольной сферы,

1 Шепелев Д.В. Проблемы повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации в контексте реализации функций государства // Право и государство: теория и практика. 2019. № 7 (175). С. 57.

2 Методические рекомендации по оценке коррупционных рисков в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции (утв. протоколом заседания проектного комитета от 13.07.2017. № 47 (7)) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.09.2019).

а также отсутствием соответствующих методик, в результате чего показатели результативности и эффективности разработаны не по всем видам контроля1. Таким образом, первоочередной задачей органов государственной власти, наделенных контрольными полномочиями, является разработка методик по всем видам контроля.

Вместе с тем отметим, что на сегодняшний день важнейшим механизмом, способствующим оптимизации государственного контроля, является «регуляторная гильотина», подразумевающая под собой инвентаризацию, систематизацию и отмену действующих и обязательных норм, которые на данный момент потеряли свою актуальность в связи с развитием современных технологий. В связи с этим на государственном уровне разработан план мероприятий («дорожная карта») по реализации механизма «регуляторной гильотины» во исполнение поручения Президента России по реализации Послания Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 года (№ Пр-294 от 27 февраля 2019 года, подпункт «б» пункта 3)2. К 1 января 2021 года весь массив норм, устанавливающих обязательные требования, должен быть полностью заменен на новые, что, с одной стороны, позволит существенно сократить административную нагрузку на подконтрольных субъектов, а с другой - повысить уровень безопасности охраняемых правоотношений.

Изучение данного современного инструмента государственного управления находит свое отражение и в научных трудах. Так, А.Б. Дидикин отмечает, что «одним из механизмов рационального сочетания экономических и правовых средств совершенствования государственного управления является регуляторная гильотина»3.

Н.В. Козлова, рассматривая институт оценки регулирующего воздействия, подразумевает под «регуляторной гильотиной» следующее: «одно из направлений национального проекта "улучшения условий ведения предпринимательской деятельности", которое предусматривает масштабную работу с действующим законодательством, а именно его анализ, переработку, признание недействующими нормативно-правовых актов не соответствующих совре-

4

менным реалиям» .

Отметим, что внедрение данного механизма предполагает: построение новой системы обязательных требований, соответствующих современному уровню технологического развития и риск-ориентированному подходу, а также установление детальных правил, относящихся к организации контрольно-надзорной деятельности. На данный момент осуществляется разработка федеральных законов «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и «Об обязательных требованиях», которые станут правовой основой «новой» системы государственного контроля в стране. При этом для каждой сферы общественных отношений также проводится работа по согласованию нормативного регулирования, включая проекты федеральных законов и подзаконных актов.

На наш взгляд, важно подчеркнуть, что участниками проекта «регуляторной гильотины» выступают не только органы государственной власти, коих на данный момент 39, но и представители общественности и бизнеса, входящие в более чем 40 отраслевых рабочих групп, которые оценивают соответствующие проекты нормативных правовых актов и дают комментарии по их доработке, а также правительственная комиссия по проведению данной

1 Как внедряются новые практики госконтроля [Электронный ресурс]. Контроль-надзор. URL: file:///C:/Users/user/Downloads/11.12_%D0%9F%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0%Dl%80%D0%BD%D0%B0 %D1 %8F_%D 1 %81%D0%B5%D 1 %81%D 1 %81%D0%B8%D 1 %8F_%D0%B 3 %D0%BE%D 1%81 %D0%BA%D0% BE%D0%BD%D1%82%D 1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C_2018.pdf (дата обращения: 11.09.2019).

2 План мероприятий («дорожная карта») по реализации механизма «регуляторной гильотины» (утв. Правительством РФ 29.05.2019 № 4714п-П36) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.09.2019).

3 Дидикин А.Б. «Регуляторная гильотина» в механизме взаимодействия российского государства и общества // Академик. 2019. № 2. С. 10.

4 Козлова Н.В. Развитие института оценки регулирующего воздействия: введение механизма «регуляторной гильотины» // Академик. 2019. № 2. С. 16.

административной реформы, которая разрешает возникающие разногласия и в целом координирует деятельность в данном направлении.

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что реформа государственного контроля приобретает в нашей стране масштабный характер, что обусловлено многими факторами: развитием экономики, внедрением цифровых технологий во все сферы жизни общества и государства, глобализационными процессами. Сегодня поставлены четкие задачи по построению новой, современной, эффективной системы государственного контроля, направленной на снижение социально значимых рисков. На наш взгляд, в данном аспекте важное значение имеет развитие концепции «регуляторной гильотины», которая выступает одним из ключевых инструментов для повышения результативности контрольных мероприятий.

Список литературы

1. Дидикин А.Б. «Регуляторная гильотина» в механизме взаимодействия российского государства и общества // Академик. - 2019. - № 2. - С. 10-15.

2. Как внедряются новые практики госконтроля [Электронный ресурс]. Контроль-надзор. URL: file:///C:/Users/user/Downloads/11.12_%D0%9F%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B 0%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0 %BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C_2018.pdf (дата обращения: 11.09.2019).

3. Козлова Н.В. Развитие института оценки регулирующего воздействия: введение механизма «регуляторной гильотины» // Академик. - 2019. - № 2. - С. 16-19.

4. Шепелев Д.В. Проблемы повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации в контексте реализации функций государства // Право и государство: теория и практика. -2019. - № 7 (175). - С. 57-60.

List of references

1. Didikin A.B. «Regulyatornaya gil'otina» v mekhanizme vzaimodeystviya rossiyskogo gosudarstva i obsh-chestva [«Regulatory guillotine» in the mechanism of interaction between the Russian state and society // Academic]. -2019. - № 2. - Pp. 10-15.

2. Kak vnedryayutsya novyye praktiki goskontrolya [Elektronnyy resurs]. Kontrol'-nadzor [How are new state control practices being implemented] [Electronic resource]. Control supervision. URL: file: /// C: /Users/user/ Downloads/11 .12_%D0%9F%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D 0%B5%D 1%81 %D 1%81 %D0%B8%D 1% 8F_% D0% B3% D0% BE% D1% 81% D0% BA% D0% BE% D0% BD% D1% 82% D1% 80% D0% BE% D0% BB% D1% 8C_2018.pdf (accessed September 11, 2019).

3. Kozlova N.V. Razvitiye instituta otsenki reguliruyushchego vozdeystviya: vvedeniye mekhanizma «regulya-tornoy gil'otiny» [The development of the institute of regulatory impact assessment: the introduction of the mechanism of «regulatory guillotine» // Academic]. - 2019. - № 2. - Pp. 16-19.

4. Shepelev D.V. Problemy povysheniya effektivnosti kontrol'no-nadzornoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federatsii v kontekste realizatsii funktsiy gosudarstva // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika [Problems of increasing the effectiveness of control and supervision in the Russian Federation in the context of the implementation of the functions of the state // Law and State: Theory and Practice]. - 2019. - № 7 (175). - Pp. 57-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.