Научная статья на тему 'НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ'

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

956
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление / таможенное управление / цифровая таможня / технологии управления. / management / customs management / digital customs / management technologies.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковтун Евгения Николаевна, Толмачева Татьяна Алексеевна, Кудрина Лилия Владимировна

Управление в таможенных органах образует собой систему взаимосвязанных элементов, функционирование которых позволяет обеспечить эффективную деятельность таможенных органов в целом. Высокие результаты работы достигаются за счет применения современных технологий в управлении таможенными органами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ковтун Евгения Николаевна, Толмачева Татьяна Алексеевна, Кудрина Лилия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW TECHNOLOGIES IN THE MANAGEMENT OF CUSTOMS AUTHORITIES

Management in the customs authorities is a system of interrelated elements, the functioning of which makes it possible to ensure the effective operation of the customs authorities as a whole. High results of work are achieved through the use of modern technologies in the management of customs authorities.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ»

article/n/tehnologicheskaya-modernizatsiya-protsessovlekarstvennogo-obespecheniya-v-lpu-1/viewer (Дата обращения: 07.06.2021)

© А.В. Кривякина, 2021

УДК 338.24

Ковтун Евгения Николаевна Kovtun Evgeniya Nikolaevna

Кандидат экономических наук Доцент кафедры налоговой политики и таможенного дела

PhD in Economics

Associate Professor at the Department of Tax Policy and Customs;

Толмачева Татьяна Алексеевна Tolmacheva Tatiana Alekseevna

Ассистент кафедры налоговой политики и таможенного дела Assistant of the Department of Tax Policy and Customs;

Кудрина Лилия Владимировна Kudrina Liliya Vladimirovna

Студентка кафедры налоговой политики и таможенного дела Student of the Department of Tax Policy and Customs ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education

"North Caucasian Federal University

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ

NEW TECHNOLOGIES IN THE MANAGEMENT OF CUSTOMS

AUTHORITIES

Аннотация. Управление в таможенных органах образует собой систему взаимосвязанных элементов, функционирование которых позволяет обеспечить эффективную деятельность таможенных органов в целом. Высокие результаты работы достигаются за счет применения современных технологий в управлении таможенными органами.

XVМеждународная научно-практическая конференция

Ключевые слова, управление, таможенное управление, цифровая таможня, технологии управления.

Annotation. Management in the customs authorities is a system of interrelated elements, the functioning of which makes it possible to ensure the effective operation of the customs authorities as a whole. High results of work are achieved through the use of modern technologies in the management of customs authorities.

Keywords. management, customs management, digital customs, management technologies.

Современный таможенный менеджмент является одним из основных видов государственного менеджмента. Таможенное регулирование не ограничивается только совокупностью правил управления, оно включает в себя также и меры, нацеленные на контроль внешнеэкономической деятельности государства. Эти меры и правила в целом составляют систему таможенного управления, являющейся одной из крупнейших в мире.

Таможенные работники при осуществлении своей деятельности подчиняются правилам таможенного управления. На таможенных работников возложена повышенная ответственность за принятие конкретных решений. Также работники таможни трудятся в постоянно изменяющихся условиях, что требует от них повышенной мобильности и максимальной управляемости.

Система таможенных органов включает в себя подсистемы, которые представлены в виде взаимосвязанных организационных структур, построенных на особых принципах деятельности. К основным принципам управления относят равенство, законность, уважение и соблюдение прав и свобод участников этой системы, а также принцип единства системы таможенного органа и централизованного руководства. К этому же перечню следует добавить профессионализм и компетентность сотрудников таможенного органа, единообразие правоприменительной практики при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля, применение современных информационных технологий.

Работники таможенных органов также осуществляют функцию по сбору и обработке информации об участниках внешнеэкономической деятельности. Эта

функция предполагает ведение базы данных в электронной форме. Сюда включены: ЕАИС (единая автоматизированная информационная система), сервис «Личный кабинет участника ВЭД», система проверки сведений, содержащихся в таможенных декларациях, Реестр базы данных (например, реестр свидетельств о проведении испытаний программного обеспечения, иные реестры) и многое другое.

Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) таможенных органов является защищенной территориально-распределенной информационной системой таможенных органов Российской Федерации. Функциями ЕАИС выступают автоматизация деятельности таможенных органов и осуществление аналитической поддержки должностных лиц. ЕАИС объединяет все таможенное органы Российской Федерации в единую информационную систему [4].

Схема взаимодействия главного центра обработки данных (ЦОД) с другими структурными элементами ЕАИС в таможенных органах:

Центральный аппарат ФТС РФ

ЦОД в организациях и учреждениях, подведомственных ФТС РФ

Рис. 1 - Схема взаимодействия главного центра обработки данных (ЦОД) с другими структурными элементами ЕАИС

Доступ к ресурсам ЕАИС предоставляется исключительно должностным лицам таможенных органов и организаций, подведомственных ФТС России. Осуществление информационного взаимодействия с заинтересованными лицами и органами государственной власти и иными информационными системами

187

XVМеждународная научно-практическая конференция сервисами ЕАИС осуществляется посредством Автоматизированной системы

внешнего доступа таможенных органов [4].

Реализация информационного взаимодействия с заинтересованными лицами осуществляется:

- с использованием электронных документов средствами Личного кабинета участника ВЭД;

- с использованием информационных систем, предназначенных для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме использованием информационно -вычислительных сетей общего пользования (включая международную ассоциацию сетей Интернет)[5].

Все действия должностных лиц таможенных органов и организаций, участвующих во внешнеэкономической деятельности, завершаются оформлением электронного документа, имеющего юридическую значимость. При направлении электронных документов в таможенные органы используется усиленная квалифицированная электронная подпись.

ЕАИС составляет основу развития модели «цифровой таможни» или электронной таможни. В электронном виде таможня объединяет в себе множество информационных систем и ресурсов: систему управления рисками, систему предварительного информирования, систему электронного декларирования и другие. Это объединение ускоряет процесс информационного обмена между структурными элементами Федеральной таможенной службы [3].

Фундамент для развития электронной таможни закреплён в Стратегии развития таможенной службы до 2030 года [1]. Проявляется это в формальном отражении целевых стратегических ориентиров и главных стратегических направлений развития таможенной службы.

В Стратегии - 2030 также нашли свое отражение и перспективы модернизации управления таможенной службой. В число наиболее актуальных вопросов в теории управления таможенными органами отнесено формирование

«Научные междисциплинарные исследования» согласованной и сбалансированной системы целей деятельности таможенных органов [1].

Другой технологией в таможенном управлении можно считать единую сеть электронных таможен и центров электронного декларирования (ЦЭД).

Благодаря этой технологии таможня реализует цель - достигнуть максимальной автоматизации и цифровизации совершаемых таможенных операций и действий. Это также снижает административную нагрузку на бизнес.

Электронная таможня позволяет избегать коррупционной составляющей внутри данного органа.

Сам процесс цифровизации и автоматизации значительно упрощает и ускоряет процессы, задействованные в развитии международной торговле [5].

Для развертывания сети электронных таможен и центров электронного декларирования потребовалась разработка дополнительных смежных технологий - например, автоматической диспетчеризации таможенных деклараций. Суть автоматической диспетчеризации заключена в том, что таможенный орган, в который подается декларация, может выбираться не лично декларантом, а системой автоматически.

Первый старт работы системы диспетчеризации состоялся в феврале текущего года. Пока что диспетчеризация затронула только 5% всего декларационного массива, основную массу которого составили товары, перевозимые через таможенную границу авиационным и морским транспортом.

Как отмечает специалист Ю.С. Ковалев: «введенная диспетчеризация несущественно повлияла на условия работы. В целом, это правильное движение к цифровой таможне, когда декларация попадает в единую точку входа и распределяется инспектору, исходя из особенностей данной поставки. Это исключает как коррупцию, так и предвзятость таможенного органа к декларантам» [2].

Приведенные примеры технологий составляют основу для совершенствования будущей системы управления таможенными органами как

XVМеждународная научно-практическая конференция результата реализации не только цифровизации и автоматизации в этой сфере, но и последствий внедрения интегрированной модели управления.

Переход на интегрированную модель управления должен по определению сопровождаться и внедрением технологий и программ управления, которые и реализуются в форме электронной или «интеллектуальной» таможни.

Практика показывает, что далеко не всегда даже тщательно проработанные государственные проекты и программы удается реализовать в полной мере. Внедрение технологий требует не только больших финансовых вложений, но и мощную кадровую базу для успешной реализации.

Таким образом, Стратегия - 2030 ориентирована на создание современной интеллектуальной таможни, где весь процесс управления будет сведен к централизованному искусственному контролю, а в структурных элементах будет возможна разработка самонастраиваемых систем управления рисками.

В условиях высокотехнологичной таможенной службы процедуры таможенного контроля будут меняться в направлении роста их прозрачности, упрощения и ускорения. Управление в таможенных органах уже стоит на пути к интегрированию и цифровизации.

Библиографический список:

1. Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. № 1388-р // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «ГарантСервис».

2. ФТС России: о диспетчеризации таможенных деклараций. Официальны сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/press/federal/document/266865

3. Толмачева Т.А. Цифровизация как фактор повышения эффективности внешнеторговой деятельности // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2020. - № 12-2. - С. 405-41.

«Научные междисциплинарные исследования»

4. Толмачева Т.А. Единая автоматизированная информационная система

Федеральной таможенной службы России как инструмент развития внешнеторговой деятельности // Формирование и реализация стратегии устойчивого экономического развития Российской Федерации: сборник статей X Международной научно-практической конференции. - Пенза: РИО ПГАУ, 2020. - 313 с.

5. Янковская Е.С., Целевые стратегические ориентиры и новые технологии как основа реформирования управления таможенной деятельностью // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2020.- №4 (76). - С.70-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.