Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В ТАМОЖЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В ТАМОЖЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

436
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / таможенный менеджмент / таможенное управление / услуга. / innovation / customs management / customs management / service

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковтун Евгения Николаевна, Толмачева Татьяна Алексеевна, Луганская Ольга Андреевна

В настоящее время инновации проникают практически во все сферы деятельности, и внешнеэкономическая деятельность не является исключением. Таможенный менеджмент нуждается в современных методах и средствах управления. Таможенные органы наращивают свой инновационный потенциал, одной из задач которого выступает формирование необходимой структуры инноваций, которая сможет обеспечить целенаправленный рост эффективности таможенной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ковтун Евгения Николаевна, Толмачева Татьяна Алексеевна, Луганская Ольга Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE OPPORTUNITIES IN CUSTOMS MANAGEMENT

Innovations today penetrate almost all spheres of activity, and the sphere of foreign economic activity is no exception. Customs management needs modern methods and management tools. Customs authorities are increasing their innovation potential, one of the tasks of which is to form the necessary innovation structure that can ensure a targeted increase in the efficiency of customs activities.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В ТАМОЖЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ»

XVМеждународная научно-практическая конференция

УДК 004

Ковтун Евгения Николаевна Kovtun Evgeniya Nikolaevna

Кандидат экономических наук Доцент кафедры налоговой политики и таможенного дела

PhD in Economics

Associate Professor at the Department of Tax Policy and Customs;

Толмачева Татьяна Алексеевна Tolmacheva Tatiana Alekseevna

Ассистент кафедры налоговой политики и таможенного дела Assistant of the Department of Tax Policy and Customs;

Луганская Ольга Андреевна Luganskaya Olga Andreevna Студентка кафедры налоговой политики и таможенного дела Student of the Department of Tax Policy and Customs ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "North Caucasian Federal

University

ИННОВАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В ТАМОЖЕННОМ

МЕНЕДЖМЕНТЕ

INNOVATIVE OPPORTUNITIES IN CUSTOMS MANAGEMENT

Аннотация. В настоящее время инновации проникают практически во все сферы деятельности, и внешнеэкономическая деятельность не является исключением. Таможенный менеджмент нуждается в современных методах и средствах управления. Таможенные органы наращивают свой инновационный потенциал, одной из задач которого выступает формирование необходимой структуры инноваций, которая сможет обеспечить целенаправленный рост эффективности таможенной деятельности.

Ключевые слова. инновации, таможенный менеджмент, таможенное управление, услуга.

Annotation: Innovations today penetrate almost all spheres of activity, and the sphere of foreign economic activity is no exception. Customs management needs modern methods and management tools. Customs authorities are increasing their innovation potential, one of the tasks of which is to form the necessary innovation structure that can ensure a targeted increase in the efficiency of customs activities.

Keywords: innovation, customs management, customs management, service.

«Научные междисциплинарные исследования» Таможенный менеджмент представляет собой особую разновидность менеджмента в государственной службе, который связан с реализацией определенный задач в области таможенного дела различными способами: воздействием через принятие управленческих решений, обеспечением роста организованной таможенной системы и т.д.[3, ^34]

Внедрение инновационной модели в таможенном менеджменте было связано с появление целой системы таможенных услуг. В основу инновационной модели менеджмента в таможенных органах легла идея о формировании классического администрирования и рыночной системы с целью повышения эффективности деятельности по представлению таможенных услуг всем участникам внешнеэкономической деятельности.

Так, первоочередной стала ориентация на потребителя (клиента), что соответствует основным направлениям новой государственной политики. Акцент был сделан на деятельности таможенных органов по максимальному удовлетворению потребителей (субъектов) рынка таможенных услуг. В связи с этим инновационная модель в таможенном менеджменте была основана на таких принципах, как: оперативность; обратная связь; интегративное управление.

Проводя оценку деятельности таможенных органов в России с позиции применения и развития инновационной модели управления, авторы В.В. Пилипчук и Н.К. Семенова обратили внимание, что внедрение такой модели требует применение инструмента маркетингового мониторинга, нацеленного на установление обратной связи от потребителей таможенных услуг [5]. Такой мониторинг также позволяет выявлять проблемы и недостатки в работе таможенных органов. Однако данный инструмент до сих пор не особо развит в таможенной практике.

Соответственно, одной из инновационных возможностей в таможенном менеджменте можно назвать организацию целостной системы маркетингового мониторинга участников внешнеэкономической деятельности, которые являются потребителями таможенных услуг. Мониторинг может быть осуществлен в виде опроса либо анкетирования в письменной или электронной

XVМеждународная научно-практическая конференция форме. Цель мониторинга может быть разной: оценка эффективности

деятельности таможенных органов, оценка эффективности межведомственного

взаимодействия таможенных органов, анализ системы принятия управленческих

решений в таможенных органах, оценка организации и реализации таможенного

контроля, оценка работы электронной системы декларирования и т.д.

Процесс управления оказанием таможенных услуг в таможенных органах

целесообразно построить по следующей схеме:

Выявление потребности в услуге

Ф

Предоставление услуги

Ф

Анализ результатов предоставления услуги таможенными органами

г-\

Обратная связь от

потребителя

таможенной

услуги Ч_I_У

Рис. 1. Процесс управления оказанием таможенных услуг

в таможенных органах

Разработка предложений по совершенствованию процесса пердоставления услуг

Ф

В целом, порядок введения инноваций в деятельность таможенных органов некоторое время назад определялся «Стратегий инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». На данный момент свою актуальность сохраняет развитие государственной политики в модернизации таможенного менеджмента ввиду того, что вышеупомянутая Стратегия не принесла значительных результатов. Причинами этого послужили:

- большие территориальные масштабы страны;

- слабая законодательная база в контексте порядка введения инноваций в таможенном управлении;

- недостаточная подготовка таможенных органов к внедрению определенных инновационных возможностей.

«Научные междисциплинарные исследования»

Также ситуация усложняется развитием нестабильной экономической

ситуации, высокой динамикой в изменениях отношений в сфере внешней политики России.

На данный момент в системе таможенного контроля созданы учетно-регистрационная система и отчетная система, обеспечено ведение электронных дел и проверочных мероприятий. Внедрено и функционирует программное обеспечение КПС «Постконтроль», которое постепенно модернизируется, исходя из задач Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров [2, 4].

Также реализуется тестирование информационных систем таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности с целью получения дополнительных сведений из системы учета в режиме реального времени посредством АПС «Электронное предоставление сведений» [6].

Как считают в руководящем аппарате Федеральной таможенной службы, итогом намеченной работы должно стать создание полноценного «рабочего места аналитика-эксперта по таможенному контролю после выпуска товаров», позволяющего фокусироваться на выборе высокобюджетных проверок.

Автоматизация процессов, которые связаны с таможенными проверками, позволит: снизить нагрузку на должностных лиц подразделений таможенного контроля после выпуска товаров; исключить нарушения и необоснованные затягивания сроков проведения проверок; исключить возможные коррупционные проявления со стороны должностных лиц; повысить уровень контроля непосредственно за действиями должностных лиц.

Дальнейшие перспективы по развитию инновационной деятельности в таможенном управлении рассчитаны на поддержку работы данного государственного органа на высшем уровне, на совершенствование его работы за счет применения современных технологий, а также за счет привлечения высококвалифицированных кадров.

Среди ключевых инноваций в сфере таможенной системы управления можно выделить следующие направления: повышение эффективности

XVМеждународная научно-практическая конференция использования аппаратуры радиационного контроля и инспекционно-

досмотровых комплексом, обеспечение интеграции программных средств

единой, автоматизированной информационной системой таможенных органов,

модернизация системы таможенного управления. Эти направления отражены в

Стратегии развития таможенной службы до 2030 года [1].

Еще один их направлений реализации Стратегии-2030 является технология оценки товарных партий в режиме онлайн. В зависимости от характеристик товара, условий его перемещения через границу и степени добросовестности декларанта система автоматически будет принимать решения о досмотре той или иной партии.

К 2030 году практически вся работа Федеральной таможенной службы будет переведена в цифровую среду. Запланированы и уже реализуются необходимые мероприятия по созданию соответствующей ИТ-инфраструктуры.

Трансформация таможенного администрирования меняет роль и место таможенного офицера. Для реализации всех цифровых проектов таможенным органам потребуются специалисты со знанием методов анализа больших объемов данных, способностями к быстрому переобучению, готовностью применять технологии. Отсюда вытекает и задача повышения эффективности управления кадрами, отбора и подготовки персонала, его мотивации.

Таким образом, в управлении таможенными органами до сих пор существуют проблемы, решением которых занимается ФТС России. Инновационные возможности, постепенно внедряемые в работу таможенных органов, нацелены на создание современной цифровой таможни.

Перспективным направлением в модернизации таможенного управления является совершенствование системы информационно-технического обеспечения работы таможенных служб в условиях создания единой информационно-технологической среды таможенной деятельности и интеграции таможенного информационного пространства Российской Федерации и таможенных информационных пространств государств-участников Евразийского экономического союза.

«Научные междисциплинарные исследования»

Важно также не только внедрять инновации, но и отслеживать результаты

этих внедрений: проводить оценку эффектности работы той или иной технологии, проводить маркетинговые исследования. Свое мнение должны высказывать не только участники внешнеэкономической деятельности как потребители современных таможенных услуг, но и работники таможенных органов - поставщики этих услуг.

Библиографический список:

1. Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. № 1388-р // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «ГарантСервис».

2. Башлы П. Н. Инновационные технологии таможенного контроля // Фундаментальные исследования. -2017. - № 4 (часть 1). - С. 19-23.

3. Ершов А. Д. Менеджмент: учебное пособие. - СПб.: РИО СПб. филиала РТА, 2007.- 278 с.

4. Журнал «Таможня». Цифровизация таможенного контроля после выпуска товаров. Выпуск 01, 2021. Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs. gov.ru/press/zhurnal-tamozhnya

5. Пилипчук В.В., Семенова Н.К. Реализация инновационной модели управления в системе таможенных органов // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2019. №2 (87). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-innovatsionnoy-modeli-upravleniya-v-sisteme-tamozhennyh-organov

6. Толмачева Т.А. Цифровизация как фактор повышения эффективности внешнеторговой деятельности // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2020. - № 12-2. - С. 405-41.

© Е.Н. Ковтун; Т.А. Толмачева; О.А. Луганская, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.