DOI
НОВЫЕ РЕШЕНИЯ И НОВЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ РОССИИ И КИТАЯ
ДОКЛАД НА ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ МАЭФ, РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК, 15 МАЯ 2024 Г.
NEW SOLUTIONS AND NEW RECOMMENDATIONS FOR ECONOMIC COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND CHINA
REPORT AT THE PLENARY SESSION OF THE MAEF, RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES, MAY 15, 2024
Чен Эньфу
Председатель Всемирной ассоциации политической экономии, академик Китайской академии общественных наук
Cheng Enfu
Chairman of the World Association for Political Economy, Academician of the Chinese Academy of Social Sciences
В этом году исполняется 75 лет со дня установления дипломатических отношений между Китаем и Россией. В течение этих 75 лет Китай и Россия совместными усилиями выстроили дружеские отношения двух великих держав и близких соседей, живущих в гармонии и сотрудничестве на благо обеих стран и их народов, а также внесли огромный вклад в дело по укреплению принципа справедливости и беспристрастности во всем мире. В настоящее время китайско-российские отношения находятся на самом высоком уровне развития за всю историю. Китай и Россия поддерживают частые контакты на высшем уровне, между главами государств уже установилась практика ежегодных визитов. С марта 2013 года Председатель КНР Си Цзиньпин девять раз приезжал в Россию с официальным визитом либо с целью принятия участия в мероприятиях. В свою очередь, президент России Владимир Путин с мая 2014 года одиннадцать раз приезжал с такими же целями в Китай. Страны регулярно проводят встречи премьер-министров, организуют парламентские комитеты по сотрудничеству, создают всеобъемлющие механизмы для обмена и сотрудничества на всех уровнях, включая энергетику, инвестиции, гуманитарные науки, экономику и торговлю, сферу стратегической безопасности и деятельности правоохранительных органов. Стороны укрепили взаимное политическое доверие и твердо поддерживают друг друга в вопросах, касающихся суверенитета, безопасности, развития и других базовых государственных интересов.
В апреле этого года, принимая министра иностранных дел России Сергея Лаврова, председатель КНР Си Цзиньпин отметил: «Мы с президентом Владимиром Путиным договорились и впредь поддерживать тесные контакты на благо динамичного и долгосрочного развития китайско-российских отношений. Стороны должны воспользоваться случаем празднования 75-й годовщины установления дипломатических отношений и проведения Года российско-китайской культуры, чтобы полностью реализовать ряд важных договоренностей, достигнутых нами». Сергей Лавров, в свою очередь, заявил, что российско-китайские отношения основаны на равенстве и взаимной выгоде, выходят за рамки союзнических отношений времен холодной войны и демонстрируют сильную стойкость. Россия готова совместно с Китаем добросовестно претворять в жизнь важные договоренности глав двух государств, укреплять двустороннее и многостороннее взаимодействие, совместно с другими странами «глобального Юга» укреплять сплоченность и сотрудничество, способствовать формированию более справедливого и равноправного международного порядка.
Далее я хотел бы кратко рассказать вам о текущей ситуации в сфере экономического сотрудничества между Китаем и Россией, сложившейся за последние годы, его успехах и внести ряд новых предложений по его дальнейшему развитию.
1. Текущее положение вещей в сфере экономического сотрудничества России и Китая и его успехи.
(1) Двусторонняя торговля между Россией и Китаем неуклонно растет из года в год, масштабы торговли увеличиваются, структура торговли оптимизируется, а Китай уверенно занимает первое место среди стран – торгово-экономических партнеров России.
В 2022 году объем двусторонней торговли между Китаем и Россией превысил 190 миллиардов долларов, что на 116% превышает данный показатель за 2012 год, а в 2023 году он достиг 240,1 миллиарда долларов, что на 26,3% больше, чем в 2022 году. Тем самым была досрочно выполнена поставленная в 2023 году главами двух государств задача по достижению к 2024 году объема двусторонней торговли в 200 миллиардов долларов США. Ожидается, что в этом году будет преодолен рубеж в 250 миллиардов долларов. Эти показатели говорят о выходе стратегического сотрудничества на новый уровень.
В «Докладе о развитии китайских предприятий в России (за 2023 год)», опубликованном Союзом китайских предпринимателей в России, отмечается, что торгово-экономическое сотрудничество между двумя странами выдержало ряд геополитических и других вызовов, продемонстрировало сильную устойчивость, достигло количественного и качественного роста, ускорило оптимизацию структуры торговли. При этом доля электротехнической продукции поднялась с 45,6% до 59,3% от общего объема экспорта, а популярность и узнаваемость китайских брендов автомобилей, мобильных телефонов, бытовой техники, продукции машиностроения и т. д. в России продолжают расти. Устойчивое расширение инвестиционного и проектного сотрудничества между двумя странами и усовершенствование механизмов совместной деятельности способствует открытию новых точек роста в сфере экономического и торгового сотрудничества, что вносит вклад в его дальнейшее развитие.
(2) Страны добились значительных результатов в построении высокоэффективного партнерства в области энергетики, продолжает расти устойчивость цепочки поставок для энергетической отрасли.
Говоря о совместных газовых проектах, следует упомянуть о магистральном газопроводе «Сила Сибири-1», который берет начало от Ковыктинского и Чаяндинского газовых месторождений и проходит через три субъекта Российской Федерации, включая Иркутскую область, Республику Саха и Амурскую область, до выхода на российско-китайскую границу в городе Благовещенске. В декабре 2022 года был открыт участок газопровода «Сила Сибири» протяженностью около 3 000 километров, с диаметром трубы 1 420 мм.
В этом году началось строительство газопровода в рамках проекта «Сила Сибири-2», его проектная мощность составит до 50 млрд куб. м. газа в год. Ожидается, что проект будет завершен в 2028 году. Проект строительства данного газопровода, который будет проходить по территории Монголии и транспортировать природный газ из Алтайского края России в Восточный Китай, уже находится на начальной стадии реализации.
Восточный маршрут газопровода Россия-Китай проходит через 9 провинций, автономных районов и городов, начиная от пограничного города Хэйхэ, включая Хэйлунцзян, Цзилинь, Внутреннюю Монголию, Ляонин, Хэбэй, Тяньцзинь, Шаньдун, Цзянсу и Шанхай, его общая протяженность составляет 5111 км. Из них 3371 км составляют вновь проложенные трубы, а 1740 км – проложенные ранее. Газопровод делится на северный, центральный и южный участки. В период с 2020 по 2022 год северный и центральный участки газопровода были построены и введены в эксплуатацию. В мае 2024 года завершаются ключевые работы по прокладке трубопровода на южном участке. Ожидается, что проект будет полностью окончен и введен в полноценную эксплуатацию к концу этого года. Суточный объем газа, поставляемого по российско-китайскому газопроводу, уже превышает 60 миллионов кубометров, а в 30-летней перспективе российская сторона будет поставлять в Китай до 1 триллиона кубометров газа в год.
Кроме того, Китай и Россия планомерно реализуют крупные совместные проекты в сфере нефтяной промышленности, а также в строительстве атомных электростанций, и постоянно запускают новые проекты, такие как инициированный российской стороной нефтяной проект «Восточная нефть», для которого китайская сторона уже провела технико-экономическое обоснование.
(3) Что касается области сотрудничества в финансовой сфере, то и здесь стороны сделали огромный шаг вперед, в результате чего в сотрудничестве в данной сфере возникли новые явления и веяния.
Сторонами были подписаны два документа: «Совместное заявление Китайской Народной Республики и Российской Федерации об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия в новую эпоху» и «Совместное заявление Председателя Китайской Народной Республики и Президента Российской Федерации о плане развития приоритетных направлений китайско-российского экономического сотрудничества на период до 2030 года», которые закладывают прочную основу для дальнейшего укрепления взаимовыгодного сотрудничества в области финансов, повышения уровня финансового сотрудничества и совместного противодействия санкциям и попыткам запугивания со стороны США и других западных стран.
В настоящее время в области финансового сотрудничества Китай и Россия достигли следующих результатов: во-первых, значительно возросла доля расчетов в национальной валюте в двусторонней торговле между Китаем и Россией, беспрепятственно осуществляются расчеты в национальной валюте между двумя странами, создана высокоэффективная система сотрудничества, не зависимая от Запада. Почти 95% от всего объема торговли между Россией и Китая осуществляется в рублях и юанях, что позволяет отказаться от использования валют третьих стран в торгово-экономическом сотрудничестве. Во-вторых, ускорилась работа по стыковке расчетных и платежных систем Китая и России. Банки, брокерские фирмы, страховые и трастовые компании ищут особые пути финансового сотрудничества по всем направлениям для удовлетворения рыночного спроса на торговые расчеты, управление капиталом и страхование между двумя странами. Ряд российских банков имеет доступ к Системе трансграничных платежей в юанях (CIPS), и довольно много банков с китайской стороны, особенно местные городские торговые банки, присоединились к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) Банка России. В феврале 2023 года Центральный банк РФ заявил, что к СПФС подключились 469 участников, в том числе 115 иностранных организаций из 14 стран. В-третьих, роль юаня становится все более заметной, юань превращается в важную расчетную и сберегательную валюту и продолжает увеличивать свою долю в российских валютных резервах. Согласно «Обзору финансовой стабильности», опубликованному российским Центробанком, доля юаня в российских валютных резервах в сентябре 2023 года увеличилась до 35%, юань стал важной сберегательной валютой, его доля в Фонде национального благосостояния России достигла 60%, а Москва стала крупнейшим оффшорным рынком торговли юанем, наряду с Гонконгом (Китай) и Лондоном (Великобритания).
(4) В области сельскохозяйственного сотрудничества Китай и Россия имеют естественные взаимодополняющие преимущества, в связи с чем Китай стал предпочтительным выбором для экспорта российской сельскохозяйственной продукции и развития международного сотрудничества.
Дальний Восток России богат земельными ресурсами и имеет все условия для активного сельскохозяйственного сотрудничества между странами. В 2018 году Китай и Россия подписали «Программу развития российско-китайского сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной сферах на Дальнем Востоке Российской Федерации на 2018–2024 годы», в котором сельскохозяйственный сектор определен как приоритетное направление для осуществления экономического и торгового сотрудничества Китая и России на Дальнем Востоке. Сельскохозяйственное сотрудничество между Китаем и Россией охватывает множество аспектов, таких как торговля сельскохозяйственной продукцией, сотрудничество в сфере сельскохозяйственного труда, обмен сельскохозяйственными технологиями и инвестиции в сельское хозяйство, при этом торговля сельскохозяйственной продукцией достигла наиболее значимых результатов. В 2022 году Китай стал крупнейшим импортером российского мяса птицы, говядины, соевых бобов, овса и льняного семени. Россия стала восьмым по величине экспортером сельхозпродукции для Китая и первым по величине экспортером рапса. В октябре 2023 года Россия и Китай подписали контракт на поставку зерна на сумму около 25,7 миллиарда долларов, согласно которому Россия поставит в Китай 70 миллионов тонн зерна, бобовых и масличных культур в течение последующих 12 лет, что стало крупнейшим контрактом на поставку зерна, когда-либо заключенным между двумя странами.
Китай является крупнейшим импортером российской сельскохозяйственной продукции, поэтому торговля агропродовольственными товарами занимает значительную долю в российско-китайской торговле, из которой наиболее существенный вклад вносит российский Дальний Восток.
Одновременно с этим стремительно развивается китайско-российское приграничное сельскохозяйственное сотрудничество. Китайские корпорации «Бэйдахуан Групп» и «Чжунлян» (COFCO Corporation) активно осуществляют сельскохозяйственные посадки и осваивают земельные участки на Дальнем Востоке России, что не только способствует повышению занятости населения и экономическому развитию приграничных регионов, но и открывает новый и эффективный путь инновационного развития Дальнего Востока России.
По данным «Федерального центра развития экспорта продукции агропромышленного комплекса Российской Федерации» при Министерстве сельского хозяйства РФ, за 11 месяцев 2023 года поставки российского продовольствия в Китай выросли на 58% по сравнению с предыдущим годом в стоимостном выражении и в 1,5 раза в реальном. Объем экспорта сельскохозяйственной продукции из России в Китай продолжает расти высокими темпами, и Китай стал страной номер один по экспорту российской сельскохозяйственной продукции. Существует огромный потенциал для развития сотрудничества в области сельского хозяйства в будущем.
Кроме того, российско-китайское сотрудничество достигло успеха в таких областях, как крупные научно-технические разработки и космонавтика. Был открыт порт Владивосток как пункт транзита для внутренней торговли. Но об этом в настоящем докладе много говорить не буду.
2. Новые рекомендации по экономическому сотрудничеству России и Китая
Сценариев будущего экономического сотрудничества между Россией и Китаем может быть довольно много, поэтому приведем лишь несколько стратегически важных предложений, за которые выступают многие китайские ученые и я в том числе.
(1) Во-первых, мы предлагаем России и Китаю взять на себя инициативу по созданию новой международной клиринговой системы (SWIFT). Новая система SWIFT может быть реализована среди стран БРИКС и использовать возможности реализации стратегий «Один пояс – один путь» и «Евразийский экономический союз», распространяясь на страны, объединенные инициативой «Один пояс – один путь».
Это позволит постепенно избавиться от зависимости от США и западной финансовой инфраструктуры и повысить значимость БРИКС и ШОС на мировой финансовой арене. После начала украинского кризиса, чтобы избавиться от влияния механизмов сдерживания международной платежной системы SWIFT, контролируемой США, Россия в 2015 году официально запустила Систему передачи финансовых сообщений (СПФС), которая активно взаимодействует с китайской системой трансграничных платежей в юанях (CIPS), и совместно с китайской стороной работает над разработкой механизмов трансграничных платежей между Китаем и Россией.
После начала российско-украинского конфликта США и Запад ужесточили экономические санкции против России и Китая, по сути, стремясь изменить модель глобализации, исключающей Россию и Китай. Теперь, когда Россия исключена из системы SWIFT США и Западом, эта финансовая гегемония будет запугивать все большее количество развивающихся стран в будущем. Принимая во внимание те факты, что китайско-российский механизм трансграничных платежей уже относительно зрелый и что обе стороны имеют тесные экономические и торговые обмены со странами, входящими в концепцию «Один пояс – один путь» и относящимися к Евразийскому экономическому союзу, а также учитывая относительно высокий уровень экономического сотрудничества и политического взаимного доверия между странами БРИКС и государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), можно сказать, что продвижение новой системы SWIFT, возглавляемое Китаем и Россией, имеет прочную экономическую и политическую основу, а также является неотложной задачей противодействия неоимпериализму и неоколониализму США, основанному на господствующем влиянии доллара.
(2) Рекомендуем Китаю и Российской Федерации продолжать активное строительству российско-китайского порта Зарубино.
В 2014 году правительство провинции Цзилинь, China Merchants Group (Корпорация Чайна Мерчантс) и крупнейший российский портовый оператор подписали рамочное соглашение о сотрудничестве для строительства порта Зарубино. Планировалось, что в течение 18 лет этот порт превратится в порт №1 в Северо-Восточной Азии с пропускной способностью около 60 млн тонн. Помимо самого порта планируется строительство транспортных маршрутов, таких как железные дороги, соединяющие порт Зарубино с соответствующими районами внутри стран. В 2020 году был запущен маршрут Хуньчунь - порт Зарубино - Циндао, но из-за ограничений по размерам порта эксплуатация данного соответствующего маршрута оказалась не слишком благополучной. Порт Зарубино – один из важных транспортных узлов арктического маршрута, поэтому предлагается, чтобы Китай и Россия совместно изучили и разработали ряд новых методов и механизмов сотрудничества для ускорения реализации проекта «Порт Зарубино» и обеспечения инфраструктурных условий, обеспечивающих мощное развитие Северо-Востока Китая и Дальнего Востока России.
(3) Рекомендуем Китаю и России активно содействовать совместному строительству транспортной инфраструктуры, особенно железнодорожной.
С одной стороны, это подразумевает совместную работу над продвижением строительства транспортной инфраструктуры в Центральной Азии. Центральная Азия является центром региона, объединенного инициативами «Один пояс – один путь» и Евразийский экономический союз, а также узловым пунктом, соединяющим Южную Азию, Ближний Восток и Западную Азию. Она отличается равнинной местностью, малочисленным населением и отличным доступом, а значит, имеет большое стратегическое значение. В настоящее время Китай активно содействует строительству железной дороги в Кыргызстане и Узбекистане. В 1997 году Китай, Кыргызстан и Узбекистан подписали меморандум о строительстве железнодорожного пути. Согласно плану, общая протяженность дороги составляет около 523 километров, из которых 213 километров приходится на Китай, 260 километров – на Кыргызстан и около 50 километров – на Узбекистан, а сам проект предлагается провести от Кашгара на юге китайской провинции Синьцзян к западу от границы, через Кара-Суу в Кыргызстане и до Андижана в Узбекистане. Если Россия сможет участвовать в строительстве железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан вместе с Китаем, это значительно ускорит ход реализации проекта. С другой стороны, можно проработать вопрос о строительстве железнодорожной линии из Алтайского района китайского Синьцзяна до российского Алтайского края, чтобы западный регион Китая имел прямое сообщение с центральным регионом России, что значительно продвинет реализацию стратегии Китая по развитию западного региона и в то же время поспособствует развитию сибирского региона России.
(4) Далее, мы рекомендуем как можно скорее осуществить переговорный процесс России и Китая по вопросу об освоении района реки Тумэньцзян (г. Хуньчунь) для обеспечения выхода к морю.
Выход к морю в районе реки Тумэньцзян находится на границе между Китаем, Кореей и Россией и в настоящее время находится под юрисдикцией России. Если российская сторона согласится с тем, чтобы китайская сторона получила право на ведение работ в этой зоне и использование выхода к морю реки Тумэньцзян, это принесет большую пользу возрождению Северо-Востока Китая, в частности, обеспечит провинции Цзилинь прямой выход к морю, откроет Северо-Восточный логистический коридор и поможет реализовать возможность интермодальных перевозок по реке и морю в Северо-Восточном регионе, благодаря чему Китай сможет более активно содействовать развитию данного региона Российской Федерации. Следует заметить, что порт Владивосток глубоко вдается в территорию России, что создает дополнительные трудности для Китая в его работе по содействию развитию инфраструктуры порта. Поэтому, с точки зрения содействия развитию инфраструктуры, открытие выхода реки Тумэньцзян к морю будет благоприятно для всех видов сотрудничества между Китаем, Россией и КНДР и, несомненно, имеет стратегическое значение.
(5) Предлагаем сотрудничество в строительстве китайско-российского судоходного пути в Северном Ледовитом океане.
Россия является северной страной. Поэтому с наступлением холодов она теряет многочисленные выходы к морю. Если внимательно изучить карту России, можно найти решение проблемы морских перевозок. Проблемы морского транспорта России будут решены, если построить морской незамерзающий канал вдоль восточной и западной береговой линии северного побережья России со стороны Северного Ледовитого океана, через Берингов пролив, к незамерзающим водам Тихого океана, по которому смогут ходить крупные грузовые суда. Китайские инженеры и техники, разработчики проекта, уже передали данные рекомендации относительно «Китайско-российского сотрудничества в области строительства водного пути» президенту Владимиру Путину, и они уже были приняты администрацией президента. Гарантируется, что зимой этот северный морской путь, не требующий высоких инвестиционных и эксплуатационных затрат, замерзать не будет. Одной из проблем, влияющих на российскую экономику, лежит высокая стоимость логистики для всех видов товаров. Однако после завершения строительства судоходного пути через Северный Ледовитый океан по нему можно будет поставлять российское зерно в Китай и другие страны мира. Будет дан толчок развитию экономики всех прибрежных регионов северного побережья России. Китай может пересмотреть свою сельскохозяйственную политику и в сотрудничестве с Россией организовать систему временного вывода земель из оборота для их восстановления. Кроме того, уменьшатся конфликты в спорных акваториях. Большего развития достигнет взаимодействие экономического пояса древнего Шелкового пути и морского Шелкового пути 21 века с Евразийским экономическим союзом.
В заключении хотелось бы отметить, что несмотря на Специальную военную операцию, которую инициировала Россия по причине все нарастающей угрозы со стороны Америки и Запада, продолжающих расширение своего влияния на восток, отношения между Россией и Китаем достигли наивысшей точки развития за всю историю. Я уверен, что в будущем наше сотрудничество в различных областях будет только расширяться и углубляться и достигнет еще более значимых результатов. В то же время страны БРИКС и ШОС, ядром которых являются Китай и Россия, будут играть важную роль в противодействии гегемонии и неоколониализму США и Западной Европы, а значит, и в содействии построению Сообщества единой судьбы человечества.