Сотрудничество между Китаем и Россией в освоении энергетики Арктики
Хуан Сочжу,
аспирант кафедры международных отношений Дальневосточного федерального университета, [email protected]
Обеспечение безопасности энергоснабжения является главным приоритетом национальной стабильности и развития. Обобщая и описывая энергетическую стратегию России в сочетании с украинским кризисом, спадом мировых цен на нефть и т.д.. С глобальным потеплением возрастает стратегическая ценность Арктического региона, поэтому в мае 2014 года президент России подписал закон «О сухопутных территориях Арктической зоны РФ». Энергетическое сотрудничество между Китаем и Россией в Арктическом регионе все еще находится на начальном этапе. Формы сотрудничества между Китаем и Россией в Арктическом регионе охватывают разные области. Дальнейшему углублению китайско-российского энергетического сотрудничества противостоят суровая природная среда, обострившаяся международная обстановка в Арктике, участие и конкуренция третьих стран, а также проблема взаимного политического доверия между Китаем и Россией. Поэтому энергетическому сотрудничеству между Китаем и Россией предстоит пройти долгий путь. Однако интересы сотрудничества в области политики и экономики между двумя странами совпадают друг с другом.
Ключевые слова: Китай, Россия, Арктика, регулирование стратегии, Северный морской путь, сотрудничество.
Арктика богата нефтегазовыми ресурсами, доля которых составляют 22% от мировых нефтегазовых ресурсов. На арктическую зону РФ приходится более половины всех арктических ресурсов. В советский период освоение нефтегазовых ресурсов на суше в Арктике достигло своего пика. В частности, Северный морской путь был значительно развит. После распада СССР, благодаря технологическому прогрессу и таянию арктического морского льда, Россия начала разведку арктического континентального шельфа посредством международного сотрудничества. Из-за украинских событий западные страны во главе с США ввели санкции против России. Одновременно упали международные цены на нефть, и Россия столкнулась с трудностями в сфере освоения энергетики (особенно в Арктике). Сейчас Россия корректирует энергетическую стратегию и углубляет политику поворота на Восток, что создает толчок для энергетического сотрудничества между Китаем и Россией в Арктике.
Контекст регулирования энергетической стратегии России
Россия регулирует государственную энергетическую стратегию каждые пять лет. В 2003 году была опубликована первая энергетическая стратегия РФ -«Энергетическая стратегия России на период до 2020 года», где четко сформулирована политика поворота на Восток, но сотрудничество в сфере энергии между РФ и АТР не перешло в существенную стадию. В 2014 году министерство энергетики обнародовало «Энергетическую стратегию РФ на период до 2035 года»[8]. Стратегия определяет ряд мер, в том числе снижение зависимости экономики от энергетики, развитие инициативы науки и техники в сфере энергетики, расширение энергетического рынка Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), особенно с предоставлением возможностей для дальнейшего сотрудничества между Китаем и Россией.
Между тем Россия также провела льготную политику в отношении к экспорту газа. Раньше Газпром и его дочерние компании монополизировали экспорт газа в стране. В 2006 году в России опубликован федеральный закон об экспорте газа, который определил, что Газпром и его дочерние компании имеют монопольное право на газ. Но, как выше говорилось, при изменении международной энергетической обстановки Россия постепенно утратила долю СПГ на мировом рынке. 01 декабря 2013 года был утверждён новый федеральный закон об экспорте газа приказом Президента, который закончил монополию Газпрома на экспорт газа. Согласно закону право на экспорт сжиженного газа получают компании, чья лицензия по состоянию на 1 января 2013 года предусматривала строительство завода СПГ, а также компании с долей участия государства более 50%, разрабатывающие участки недр в границах внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа, включая Черное и Азовское моря[5].
Причины регулирования государственной стратегии в основном заключаются в следующем:
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о м
см о см
о ш т
X
3
<
т О X X
Во-первых, долгое время Россия являлась крупнейшим энергетическим государством-экспортером ЕС. Но с тех пор, как появились неурядицы с прекращением поставки газа на Украине в 2006 году, ЕС отрегулировал энергетическую стратегию и активно расширил диверсификацию импорта энергии, для того чтобы снизить зависимость от российской энергии. Особенно после сланцевой революции в 2009 году США являются крупнейшим экспортером газа в мире несколько лет подряд и активно расширяют энергетический рынок ЕС.
Во-вторых, после 2008 года по мере углубления финансового кризиса, вспышки Украинского кризиса, падения цены на нефть, девальвации рубля, ввода Западом и США экономических санкций против России из-за присоединения Крыма к России российским компаниям был закрыт доступ к рынку капитала западных стран, введён запрет на поставки оборудования для работы на шель-фовых месторождениях, стал недоступным для РФ ряд технологий добычи шельфовой нефти. Поэтому российская экономика попала в трудную ситуацию. Ответом на ее невыгодное положение является сотрудничество с АТР (особенно с Китаем). Между тем под нажимом США многие иностранные компании были вынуждены приостановить или существенно ограничить участие в реализации энергетических проектов в Арктике, что оказало негативное влияние на освоение Арктики, но открыло новую страницу сотрудничества в Арктике между Китаем и Россией, потому что раньше Россию беспокоило усиление присутствия Китая в этом регионе.
В-третьих, АТР постепенно стал новым экономическим центром в мире, и по мере бурных темпов развития экономики энергопотребление в нем увеличивается. Россия имеет богатые ресурсы, что помогает Китаю и другим государствам решить проблемы недостатки энергии, а для России АТР является самым перспективным рынком при депрессии европейской экономики и снижения энергопотребления ЕС.
Влияние регулирования энергетической стратегии РФ на китайско-российское энергетическое сотрудничество
«Энергетическая стратегия России на период до 2035 года» четко отмечает, что Россия будет постепенно углублять политику поворота на Восток, интенсифицировать энергетическое сотрудничество с Азиатско-Тихоокеанским регионом, особенно с Китаем, и стремиться к диверсификации экспорта энергетики. Китай является страной с быстрорастущей экономикой в Азиатско-Тихоокеанском регионе и крупным потребителем энергии. Корректировка энергетической стратегии России предоставила новую возможность для китайско-российского энергетического сотрудничества. Энергетическая экономика является важной частью экономического развития России. Стратегия экспорта нефти и газа России дополняет огромный спрос на нефть и природный газ в Китае и создает благоприятные условия для нефтегазового сотрудничества между Китаем и Россией. Развитие китайско-российского энергетического сотрудничества не только способствует реализации диверсифицированной стратегии импорта энергоресурсов Китая, но и отвечает потребностям энергии для развития Китая, а также снижает давление на энергетический спрос Китая. Более того, для России энергетическое сотрудничество с Китаем может расширять диверсификацию экспорта энергии, оптимизировать экономическую структуру, улуч-
шить строительство энергетической сети страны, увеличить бюджетные доходы России и увеличить скорость экономического развития[4].
«Энергетическая стратегия России на период до 2035 года» четко определила, что нужно активно добыть нефтегазовые ресурсы арктического континентального шельфа, строить инфраструктуру для экспорта сжиженного природного газа (СПГ) и развивать СМП. К 2035 году доля добычи нефти на арктическом шельфе России составит 5%, газа - 10%[4]. Такое регулирование открыло новую область для китайско-российского энергетического сотрудничества. Во-первых, в целях увеличения доли добычи арктических нефтегазовых ресурсов необходимо повысить доли экспорта нефти и газа в АТР, особенно в Китай, поскольку Китай имеет стабильный и огромный рынок энергопотребления; во-вторых, из-за сложности добычи на северном шельфе необходимы огромный капитал и передовая техника. Но западные страны ввели экономические санкции против России после украинского кризиса, российским компаниям был закрыт доступ к рынку капитала западных стран и введено прекращение поставок оборудования для работы на шельфовых месторождениях. Китай не только имеет достаточные средства, но и достаточно современные технологии. Поэтому российское энергетическое регулирование открыло новую страницу для китайско-российского энергетического сотрудничества, способствовало китайско-российскому сотрудничеству в области разведки и разработки нефти и газа и процессу энерго-ин-теграции между Китаем и Россией.
В процессе сотрудничества в сфере энергетики между Китаем и Россией Китай купил около 30% акций в "Ямал СПГ". Впервые энергетическая компания Китая вошла в весь процесс разведки, освоения, производства, строительства и эксплуатации в области энергетики России, что имеет образцовое значение для будущих проектов освоения сжиженного природного газа Китая. Для России проект «Ямал СПГ» оказывает огромное влияние на развитие СМП, расширение азиатского рынка и восстановление российской экономики.
Сотрудничество с Китаем по Северному морскому пути
Порт всегда имеет важное значение в развитии экономики государства. Мир соединяется перевозками, в которых важное место занимает порт. Поэтому увеличение потенциала СМП в большой степени зависит от развития прибрежных портов. При суровых условиях прохождения Северного морского пути недостаток хороших портов, коммуникационных систем и навигационных инфраструктур существенно затрудняет работу, увеличивает степень риска негативного оказания на окружающую среду.
Для России северные порты Мурманска и Архангельска имеют самое важное значение. Можно сказать, что если не развивать северные порты, то невозможно рассчитывать на развитие перевозок по Северному морскому пути, освоение арктических месторождений, а в дальнейшем - шельфа и прибрежных районов Восточной Сибири, в которых залегают гигантские нефтегазовые ресурсы. Поэтому географическое положение принуждает Россию к развитию портов в северных и арктических акваториях.
Для сравнения следует отметить, что практически вся металлургическая промышленность Финляндии и
Швеции находится на Севере Ботнического залива Балтийского моря на тех же широтах, что и порт Архангельска. Поэтому план строительства нового глубоководного района морского торгового порта Архангельска с одновременным пополнением обеспечивающего ледокольного флота является достаточно привлекательным[3].
Соединение Северного морского пути с железными дорогами в западной части России играет важную роль в выполнении транспортных задач и целей, подтвержденных государственной политикой. Проект «Белко-мур» включен в «Стратегию развития железнодорожного транспорта России до 2030 года», утвержденную Правительством РФ 17 июня 2008 г, и будет реализован на основе государственно-частного партнерства с привлечением государственной поддержки. Проект предполагает строительство ж/д магистрали по направлению Соликамск - Гайны - Сыктывкар - Архангельск (протяженность 1155 км) к 2014-2015 гг.
Современный морской порт близ Архангельска с независимым выходом в мировой океан играет важную роль в осуществлении экспортно-транзитного потенциала России и станет одним из наиболее перспективных с точки зрения соблюдения национальных интересов РФ.
3 сентября 2015 года в рамках визита Путина в Китай российская компания подписала соглашение о намерениях по реализации проекта строительства нового глубоководного порта в Архангельске и строительства «Белкомур» с компанией Poly. Перспективный грузооборот порта оценивается в размере около 30 млн. тонн в год, сооружение нового глубоководного порта в Архангельске тесно связано с проектом строительства железнодорожной магистрали Белкомур (Белое море - Коми -Урал), которая позволит сократить плечо доставки грузов с Урала и из Сибири до 800 км[3]. Ученые полагают, что новый порт способствует формированию более привлекательного альтернативного маршрута прохождения экспортных и импортных грузов в направлении Европы, Северной Америки и стран Азиатско-Тихоокеанского региона (особенно в Китай), также обеспечивает новый независимый выход крупнотоннажных судов в Мировой океан на этих направлениях.
В рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на период 2010-2015 годов» реализуется проект комплексного развития. Российское правительство отмечает, что Мурманский транспортный узел - это круглогодично действующий глубоководный морской центр переработки контейнерных и нефтеналивных грузов, перевалки угля и генеральных грузов. Мурманский порт имеет ряд преимуществ: он близок к европейскому и американскому рынку а также предоставляет возможность использования Северного морского пути, Транссиба, международного транспортного коридора «Север - Юг». 9 марта 2017 года руководство китайской компании Poly побывало в Мурманске с рабочим визитом. В сопровождении заместителя губернатора Заполярья Алексеем Тюкавиным оно осмотрело Кольский залив и ознакомилось с инфраструктурой мурманского порта. Китайская холдинговая компания «Поли Интернэшнл» (Китай) вложит более 17 млрд рублей в строительство терминала в мурманском порту Лавна на западном берегу Кольского залива[10].
Кроме того, эффективное функционирование Северного морского пути как международного транспортного коридора будет во многом определяться работой базо-
вого восточного плеча Северного морского пути - морских портов Дальнего Востока. Например, морской порт Петропавловск-Камчатский предоставляет все основания рассматривать его в качестве одного из узловых портов восточного плеча Северного морского пути.
Зарубино - естественная незамерзающая гавань Дальнего Востока в России, находящаяся к северу от устья реки Тумэньцзян, в 60 км от Хуньчуня, граничит с КНДР и соединяется с железными дорогами на Дальнем Востоке. Поэтому в связи с его преимущественным положением Зарубино считается главным портом развития морской торговли в северо-восточном регионе Китая. Город Хуньчунь, расположенный на ее юго-восточной окраине и граничащий с КНДР и Россией, находится всего в 15 километрах от устья реки Тумэньцзян, но не имеет порта. Грузы приходится сначала везти в Далянь, это более тысячи километров, и потом отправлять по морю. Поэтому власти города приняли стратегическое решение: для развития экономики территории использовать порты других стран, то есть получить выход к морю. Основную нагрузку возьмет на себя российская морская гавань Зарубино. Российская Группа «Сумма» и китайская провинция Цзилинь подписали договор о совместной реализации проекта «Большой порт Зарубино» Приморского края на саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) 2014 года. Это означает, что сотрудничество между крупными предприятиями России и провинцией Цзилинь поднимается на стратегический уровень и выходит на новый этап практического сотрудничества.
Как сообщал китайский учёный Сюй Чжанлэ журналистам, «Китай может получить интересы из проекта, пользуясь Зарубино. Китайская сторона может оказать влияние на Японской море, сковать соответствующие страны и дальше связаться проектом с китайским планом на освоение СМП. Получение выхода к морю не только усиливает сотрудничество с Россией и другими государствами, но и взаимодействует с Шанхаем и Гуанчжоу, наконец способствует развитию северо-восточного региона Китая, успешно выполняет задачу возрождения северо-восточной промышленной базы».
Перспективы сотрудничества в Арктике между Китаем и Россией
Россия - сопредельная с Китаем страна, а также арктическая страна. На текущем этапе отношения между двумя странами находятся на лучшем уровне в истории. Во-первых, китайско-российское арктическое сотрудничество имеет хорошую политическую основу Правительства двух стран неоднократно подчёркивает, что обе страны должны активно сотрудничать в нефтегазовой области и строить прочные китайско-российские отношения энергетического стратегического сотрудничества. Во-вторых, китайско-российское сотрудничество в Арктике соответствует двусторонним интересам. Богатые нефтегазовые ресурсы Арктики могут не только способствовать устойчивому экономическому развитию Китая, но и увеличивать долю экспорта России на мировом энергетическом рынке и стимулировать развитие и модернизацию соответствующих отраслей. Китай и Россия имеют широкие перспективы энергетического сотрудничества в Арктическом регионе.
В октябре 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул стратегическую концепцию «Морской Шелковый путь XXI века». В отличие от древнего Морского Шёлкового пути, председатель добавил иероглиф "XXI век" в начале предложения, то есть в нем содержится
X X
о
го А с.
X
го m
о
м о м
CS
о
CS
о ш m
X
3
<
m О X X
новая стратегическая ценность: новый Морской Шёлковый путь не ограничивается древними шелковыми путями, пересекавшими Индийский океан и Тихий океан, он также заключает в себе СМП как результат совместного строительства Китая и России. Этот морской путь начинается с прибрежных районов на китайском востоке, проходит через прибрежные районы на северо-востоке Китая, прибрежные районы на Дальнем Востоке и во внутренних районах России, потом через прибрежные районы в восточной Европе простирается в Арктику и дальше до Европы. Это конкретный маршрут, утверждённый Китаем. Это важная мера для полного осуществления стратегического отношения взаимодействия и партнерства между двумя странами. Выступая в Пекине на открытии международного форума «Один пояс - один путь» 07.05.20l7, В. Путин сказал: «Мы вкладываем значительные ресурсы в развитие Северного морского пути, чтобы он стал глобально конкурентной транспортной артерией. Если смотреть шире, инфраструктурные проекты, заявленные в рамках ЕврАзЭС, и инициативы «Один пояс - один путь» в связке с СМП способны создать принципиально новую транспортную конфигурацию евразийского конти-нента»[2].
Министр иностранных дел КНР Ван И 26 мая 2017 года во время совместной пресс-конференции с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым после двусторонних переговоров заявил, что Китай приветствует и поддерживает инициативу России по созданию "ледяного Шелкового пути" и намерен совместно с другими сторонами разрабатывать арктические морские пути[13].
3 июля 2017 года председатель Си Цзиньпин прибыл в Москву с официальным визитом. Главы государств подписали «Совместное заявление о дальнейшем укреплении отношений, всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия», в которое официально введено арктическое сотрудничество между Китаем и Россией. На основе соблюдения «Договора России и Китая о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве», утвержденного по указу президента Путина в 2001 года, заявление определило следующие направления: укреплять российско-китайское сотрудничество в Арктическом регионе, поддерживать развитие взаимодействия между компетентными органами Сторон, научно-исследовательскими организациями и предприятиями в таких сферах, как развитие и использование Северного морского пути, проведение совместных научных экспедиций, разведка и освоение энергетических ресурсов, арктический туризм, охрана окружающей среды[11].Се-веро-восточный регион КНР также был интегрирован в строительство "Одного пояса - одного пути". Китайские провинциальные правительства и портовые предприятия отметили возможность включения СМП в свои проекты, состыкованные с концепцией «Один пояс - один путь»[1].
Северный морской путь - это кратчайший торговый маршрут, который соединяет Европу с Дальним Востоком, с Азиатско-Тихоокеанским регионом, западной частью Северной Америки, он обязательно увлечет массовые грузы международной торговли. Открытие СМП будет создавать позитивное развитие и дополнение для текущей транспортной сети "Одного пояса - одного пути"[12] и совершенствовать транспортную систему. Между тем возможность и важность торговли отдельных районов изменится, грузооборот, осуществляемый по
традиционным маршрутам, будет уменьшаться, а через СМП будет увеличиваться. Соединение "Одного пути -одного пояса" и СМП будет способствовать развитию портов Арктики и соответствующих государств и давать толчок развитию торговли.
Например, ледяной Шёлковый путь будет активно развивать порты, которые находятся от реки Янцзы к северу и в Северо-восточной Азии, в том числе порты Циндао, Тяньцзинь и Далянь. Эти порты, близкие к сМп, пользуясь преимуществами СМП, с одной стороны, могут сокращать расстояние морской перевозки, себестоимость и время, с другой стороны, увлекаться грузами других портов и континентальных мостов. Для России ледяной Шёлковый путь создаёт эффективное дополнение к «Одному поясу - одному пути», а СМП как международный маршрут будет стимулировать строительство портов и комплексных инфраструктур прибрежных стран, содействовать освоению и транспортировке ресурсов арктического континентального шельфа РФ, способствовать развитию северных регионов Евразии.[13].
Получение Китаем в 2013 году статуса постоянного наблюдателя в Арктическом совете сняло ряд препятствий на пути развития российско-китайского двустороннего сотрудничества в Арктике. Сотрудничество России и Китая в отношении Арктики в определённой степени зависит от дальнейшей эволюции отношений России с западными странами. Российская экономика нуждается в китайских источниках финансирования для реализации инвестиционных проектов по освоению месторождений природных ресурсов. развития близлежащих дальневосточных регионов.
Таким образом, очевидно, что для Китая Россия является важнейшим партнером в реализации своих арктических планов. Не имея реальных геополитических оснований для получения прямого доступа к богатствам Арктики, Китай заинтересован в развитии отношений именно с Россией, обладательницей Северного морского пути и большей части арктических ресурсов, и готов предложить ей инвестиции и передовые технологии.
Литература
1. Ананьева М.Н., Грачёв П.А. Арктику можно сделать российско-китайской. URL: http://www.ng.ru/economics/2014-03-20/3_kartblansh.html .
2. Ван И: Россия -- важный стратегический партнер Китая по инициативе создания "Пояса и Пути".URLwww russian.cri.cn/3060/2017/05/27/1s605859. htm
3. Китай инвестирует 17 млрд.рублей в новый мурманский порт. URL: http://severpost.ru/read/51951/.
4. Куватов В. И., Козьмовский Д.В., Шаталова Н.В. Указ.соч. С.9.
5. Путин предложил новый способ использования Северного морского пути. URL:http://forumarctica.ru/news/putin-predlozhil-novyj-sposob-ispolzovaniya-severnogo-morskogo-puti/ .
6. Федеральный закон об экспорте газа РФ. URL: http://docs.cntd.ru/document/901988610.
7. Энергетическая стратегия России на период до 2035 года. URL: http://minenergo.gov.ru/aboutminen/energostrategy/.
8.Регулирование энергетической стратегии и сотрудничество в сфере энергетики между Китаем и Россией // Международный рынок. 2015.(4) : 66.
9. Системное мышление, государственная власть и российско-китайское энергетическое сотрудничество //
Ван Тецзюнь / Журнал современных Азиатско-Тихоокеанских исследований, 2015 № 2. С. 111-129.
10. Подъём Китая является угрозой для России? // Международные исследования // Чжао Хуашэн, 2013 № 2. С. 20-36.
11. Россия предложила Китаю участвовать в создании ж/д к портам СМП // РИА Новости, 12.2015. URL: http://www. ria.ru/east/20151207/1337518542.html
12. Арктическое сотрудничество официально включено в комплексное стратегическое партнерство и координацию между Китаем и Россией. [EB/OL] http://www.polaroceanportal.com/article/1600.
13. Исследование роли арктического морского пути в строительстве "Один пояс, один путь" Китая, Экономика. 2015(3) :36.
Cooperation between China and Russia in the development of
the Arctic energy sector Huang Suozhu,
Far Eastern Federal University
Ensuring the security of energy supply is a top priority for national stability and development. Summarizing and describing Russia's energy strategy in combination with the Ukrainian crisis, the decline in world oil prices, etc. With global warming, the strategic value of the Arctic region increases, therefore, in May 2014, the Russian President signed the law "On the land territories of the Arctic zone of the Russian Federation". Energy cooperation between China and Russia in the Arctic region is still at an early stage. The forms of cooperation between China and Russia in the Arctic region cover different areas. Further deepening of the Chinese-Russian energy cooperation is opposed by the harsh natural environment, the aggravated international situation in the Arctic, the participation and competition of third countries, as well as the problem of mutual political trust between China and Russia. Therefore, energy cooperation between China and Russia has a long way to go. However, the interests of political and economic cooperation between the two countries coincide with each other. Keywords: China, Russia, Arctic, strategy regulation, Northern Sea Route, cooperation.
References
1. Ananyeva M.N., Grachev PA. The Arctic can be made Russian-
Chinese. URL: http://www.ng.ru/economics/2014-03-20/3_kartblansh.html.
2. Wang Yi: Russia is an important strategic partner of China in the
initiative to create the Belt and Road. URL: www.russian.cri.cn/3060/2017/05/27/1s605859.htm
3. China will invest 17 billion rubles in a new port of Murmansk. URL:
http://severpost.ru/read/51951/.
4. Kuvatov VI, Kozmovskiy DV, Shatalova NV. Op. Cit. C.9.
5. Putin proposed a new way to use the Northern Sea Route. URL:
http: //forumarctica.ru/news/putin-predlozhil-novyj-sposob-ispolzovaniya-severnogo-morskogo-puti/.
6. Federal Law on Gas Export of the Russian Federation. URL:
http://docs.cntd.ru/document/901988610.
7. Energy strategy of Russia for the period up to 2035. URL: http://minenergo.gov.ru/aboutminen/energostrategy/.
8. Energy Strategy Regulation and Energy Cooperation between
China and Russia // International Market. 2015. (4): 66.
9. Systems thinking, state power and Russian-Chinese energy cooperation // Wang Tejun / Journal of Contemporary Asia-Pacific Studies, 2015 No. 2. P. 111-129.
10. Is the rise of China a threat to Russia? // International studies // Zhao Huasheng, 2013 No. 2. P. 20-36.
11. Russia invited China to participate in the creation of railway to the ports of the NSR//RIANovosti,.12.2015.URL:http://www.ria.ru/east/201512 07/1337518542.html.
12. Arctic cooperation is formally included in the comprehensive strategic partnership and coordination between China and Russia. [EB / OL] http://www.polaroceanportal.com/article/1600.
13. Research on the role of the Arctic Ocean route in the construction of "One Belt, One Road" China, Economy. 2015 (3): 36.
X X О го А С.
X
го m
о
м о м