Научная статья на тему 'Российско-китайское сотрудничество в Арктике: эффективное управление развитием региональных систем'

Российско-китайское сотрудничество в Арктике: эффективное управление развитием региональных систем Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
126
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН / РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / ЭКОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Савостова Т.Л., Бирюков А.Л.

Россия обладает всеми необходимыми возможностями для развития транспортной системы арктических территорий и рационального использования имеющихся ресурсов, как на Дальнем Востоке, так и в Арктике. Освоение арктических территорий, включая добычу углеводородов, других полезных ископаемых, а также обеспечение перевозок и транзита грузов, должно сопровождаться опережающим развитием транспортно-логистической арктической системы. Безопасная доставка углеводородов, других полезных ископаемых потребителям из районов добычи, расположенных на материке и арктическом побережье, зависит от создания опорных зон, современной инфраструктуры и единой арктической транспортной системы. В настоящее время Россия является одним из наиболее перспективных партнёров КНР. Сегодня Китай готов стать крупнейшим региональным инвестором и вкладывать средства в добычу ресурсов, развитие судоходства, строительство портов, железных дорог, коммуникационных систем, что в целом будет способствовать активизации экономической деятельности в регионе и притоку населения. Фактически между Китаем, Россией и европейскими странами арктического региона формируется новая политическая система на основе принципа «сдержек и противовесов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российско-китайское сотрудничество в Арктике: эффективное управление развитием региональных систем»

Российско-китайское сотрудничество в Арктике: эффективное управление развитием региональных систем

да

о

см

I-«. О!

О Ш

т

X

<

т о х

X

Савостова Татьяна Леонидовна

кандидат экономических наук, доцент, кафедры государственного управления МГИМО МИД России, t.savostova@inno.mgimo.ru

Бирюков Алексей Леонидович

д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Защита в чрезвычайных ситуациях» РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева, azchs@mail.ru

Россия обладает всеми необходимыми возможностями для развития транспортной системы арктических территорий и рационального использования имеющихся ресурсов, как на Дальнем Востоке, так и в Арктике. Освоение арктических территорий, включая добычу углеводородов, других полезных ископаемых, а также обеспечение перевозок и транзита грузов, должно сопровождаться опережающим развитием транс-портно-логистической арктической системы. Безопасная доставка углеводородов, других полезных ископаемых потребителям из районов добычи, расположенных на материке и арктическом побережье, зависит от создания опорных зон, современной инфраструктуры и единой арктической транспортной системы. В настоящее время Россия является одним из наиболее перспективных партнёров КНР. Сегодня Китай готов стать крупнейшим региональным инвестором и вкладывать средства в добычу ресурсов, развитие судоходства, строительство портов, железных дорог, коммуникационных систем, что в целом будет способствовать активизации экономической деятельности в регионе и притоку населения. Фактически между Китаем, Россией и европейскими странами арктического региона формируется новая политическая система на основе принципа «сдержек и противовесов». Ключевые слова: Арктический регион, российско-китайское сотрудничество, эффективное управление, региональные системы, экология.

Введение

Российская Арктика - это колоссальные биологические и минеральные ресурсы, на регион приходятся 18% территории Российской Федерации, здесь производится около 20% ВВП России и до 22% общероссийского экспорта. По данным специалистов, в регионе сосредоточено до 30% неразведанных мировых запасов газа и около 10% неразведанных запасов нефти, кроме того, Арктика является одним из самых богатых биоресурсами районов Мирового океана [1].

Арктика характеризуется экстремальными климатическими условиями, очаговым характером освоения территорий, зависимостью условий жизнеобеспечения от поставок топлива, продовольствия и других товаров. Поэтому в последние годы важным фактором развития хозяйственной деятельности и безопасности Арктической зоны России является осуществление масштабных проектов в сфере эффективного использования природных ресурсов, формирования единой логистической системы, основой которой является комплексное развитие Северного морского пути (СМП). Так, в июне 2015 года Правительством Российской Федерации утверждён Комплексный проект развития СМП, в котором предусмотрены меры по навигационно-гидрографическому, гидрометеорологическому и аварийно-спасательному обеспечению судоходства в акваториях Арктики, а также развитие морских портов и обеспечению обороны и безопасности северных территорий [2]. Этим Комплексным проектом также предусмотрено в акватории СМП обеспечить надёжность транзитных перевозок углеводородного сырья с мест добычи, расположенных на арктическом побережье и на континентальном шельфе Российской Федерации, а также использовать его в качестве международного транспортного маршрута [2].

От освоения нефтегазового потенциала и реализации запланированных проектов, связанных с добычей углеводородов, других полезных ископаемых в будущем будет зависеть устойчивое развитие экономики северных территорий России, а также международная энергетическая безопасность страны. Поэтому освоение арктических территорий России приобретает все большую роль в политике и экономике России.

Инфраструктура СМП должна способствовать реализации приоритетных проектов Арктике. Таких как добыча и экспорт углеводородов с созданием «Северного широтного хода», комплексным развитием Мурманского транспортного узла, добычей и экспортом углеводородов в рамках проекта «Ямал СПГ» через многофункциональный порт Сабетта, экспортом нефти Новопортовского месторождения в Обской губе из порта Варандей [3]. С реализацией трех линий СПГ завода «Ямал СПГ», планируемых на 2019 год, потребность в перевозках только из порта Сабетта будет составлять около 17 млн. т. углеводородов в год. Таким образом, реализация указанных и других проектов в значительной степени повышают транспортные возможности СМП и создают дополнительные перспективы для развития всей Арктической зоны.

В Арктике находятся территории России, Канады, США, Дании, Норвегии. Конвенцией ООН по морскому праву в 1982 г. этим странам предоставлено право на разработку недр в пределах принадлежащих исключительных экономических зон [4]. Учитывая, что через Арктику проходят кратчайшие морские пути между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР), эта территория представляет интерес не только для арктических государств, но и для стран Европейского союза, Китая, Индии, Южной Кореи, Японии и других стран [5].

В последние годы, возрастает геополитическое и геоэкономическое значение Арктики, поскольку судоходные возможности СМП существенно возрастают и в этой связи интерес к этому региону постоянно растет [6].

Мега-проекты и устойчивое развитие региона

Освоение арктических территорий, включая добычу углеводородов, других полезных ископаемых, а также обеспечение перевозок и транзита грузов, должно сопровождаться опережающим развитием транспортно-логистической арктической системы. Такой подход предполагает активное развитие СМП, который является основным связующим звеном арктических районов России, маршруты которого проходят вдоль территорий с колоссальными залежами полезных ископаемых. Решение задачи по организации устойчивой транспортировки грузов по СМП, связано с обеспечением надежной и эффективной работой арктических морских портов, специальных терминалов, обеспечивающих регулярные и безопасные коммуникации различных транспортных систем, включающих железнодорожный, авиационный, водный, автомобильной и трубопроводный транспорт.

Безопасная доставка углеводородов, других полезных ископаемых потребителям из районов

добычи, расположенных на материке и арктическом побережье, зависит от создания опорных зон, современной инфраструктуры и единой арктической транспортной системы. С этой целью необходимо построить новые экологически безопасные системы локальных нефте и газо проводов, организовать логистические цепочки, включающие автомобильные, речные, железнодорожные и авиационные транспортные маршруты, что будет способствовать росту грузопотоков по СМП и железнодорожным транспортом. Опорные зоны являются комплексными проектами территориального и отраслевого развития, основанные, в том числе, на принципах государственно-частного партнёрства [7].

Так, например, одним из важных проектов развития транспортной арктической системы, логистически связанной с СМП, является железнодорожный маршрут «Белкомур». Этот маршрут является кратчайшим в Северную Европу для транзита грузов через Россию. Основой маршрута должна стать железнодорожная магистраль Архангельск - Сыктывкар - Соликамск - Пермь протяженностью 1161 км, где предстоит строительство железнодорожных участков протяженностью 712 км и реконструкцией 449км существующих путей с последующим выходом на опорные порты СМП: Мурманск, Архангельск, Беломорск, Сабетта, Индига [8]. Другим важным проектом является «Северный широтный ход» (СШХ), строительства которого началось в 2018 году. Этот проект предполагает создание железнодорожной линии Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево для вывоза грузов с месторождений северных районов Западной Сибири и сокращения транспортных маршрутов в направлении портов Балтийского, Белого, Баренцева и Карского морей. В рамках данного проекта предусмотрено объединение Свердловской и Северной железных дорог, что позволит освободить «Транссиб» от определенной части грузов для их транспортировки морскими маршрутами по СМП. Чтобы СМП стал эффективным международным транспортным маршрутом, необходимо организовать портовые стыковочные узлы с меридиональными железнодорожными и речными коммуникациями в системе опорных зон развития. В настоящее время ОАО «Роснефть» рассматривает возможность создания Арктического кластера, который сможет обеспечить до 80 миллионов тонн грузопотока по Северному морскому пути до 2024 года и обеспечить добычу нефти в объеме 100 миллионов тонн к 2030 году. В рамках перспективных проектов Арктический кластер может включать Ванкорский кластер, в том числе Ван-кор, Сузун, Тагул, Лодочное месторождение, ряд геолого-разведочных проектов Южного Таймыра.

В Арктическом проекте кластерный подход даст возможность за счет внедрения наукоемких

х

X

о

го А с.

X

го т

о

ю 7

М О

да

о

см

I-«. О!

О Ш

В

X

3

<

В

О X X

технологий, необходимых для обеспечения безопасной добычи, переработки углеводородного сырья и его транспортировки при минимальном вмешательстве в экологию арктических территорий, организовать единую структуру управления и контроля фирмами и предприятиями, работающих в сфере добычи и переработки углеводородов и других ископаемых.

Учитывая, что СМП является связующим морским маршрутом между российским Дальним Востоком, западными районами России, Азией и Европой, по маршрутам движения судов необходимо обеспечить ритмичную круглогодичную навигацию. В этих целях госкорпорация «Роса-том», которая в настоящее время является инфраструктурным оператором СМП, начиная с 2019 года планирует последовательно ввести в строй в рамках проекта 22220 три ледокола: «Арктика», «Сибирь», «Урал», включение которых в морскую транспортную сеть станет важнейшим условием для реализации планов по увеличению грузопотоков по СМП [9].

Это самые мощные ледоколы с повышенной проходимостью во льдах со скоростью до 10 узлов и обеспечением канала прохода 50 метров для транспортных судов массой свыше 100 тыс. тонн, что увеличивает скорость проводки и коммерческую привлекательность СМП из-за сокращения времени. В целях организации эффективного функционирования комплексного проекта СМП должна быть предусмотрена модернизация инфраструктуры арктических и дальневосточных портов, ремонтных баз, сформирована система оперативного мониторинга ледовой обстановки для организации безопасных и оптимальных маршрутов караванов судов.

Анализ показывает, что в связи с активизацией экономического сотрудничества России с Китаем, другими странами АТР, в ближайшей перспективе возможна переориентация части грузопотоков на восточное направление, в том числе, морским путем по СМП. Поэтому стратегически значимым фактором для России в арктической зоне становится расширение возможностей этого северного коридора как для внутри российских, так и международных маршрутов за пределами территориальных вод и экономической зоны России. Так, для доставки грузов морем из Роттердама в порты АТР (Япония, Республика Корея, Китай) через Суэцкий канал маршрут составляет в среднем 10600 миль, для чего потребуется 33 дня. Протяженность маршрута из Роттердама по СМП до портов АТР составляет 7610 миль, что дает экономию как во времени 10-12 суток, так и в топливе. По оценкам специалистов, транспортировка товаров, грузов и углеводородов по Северному морскому пути будет стоить на 3040% дешевле, чем при использовании других маршрутов. Очень важными дополнительными преимуществами СМП является отсутствие ограни-

чений по габаритам проходящих судов и отсутствие угрозы пиратства.

Российско-китайская экономическая интеграция

В опубликованной Китаем «Белой книге» в 2018 г. об арктической политике, подтверждается важность развития сотрудничества с Россией и участия китайских компаний в освоении СМП в рамках «Морского Шелкового пути XXI века» [10].

К настоящему времени Китай приобрел крупные доли в бизнесе по производству сжиженного газа на Ямале и намерен вложить в освоение российской Арктики порядка 10 млрд долларов. При участии китайских фирм с 2018 года осуществляются поставки сжиженного природного газа в рамках двух проектов Сахалин-2 и «Ямал-СПГ», где китайской фирме CNPC принадлежит 20%, а с декабря 2019 года по газопроводу «Сила Сибири» в Китай экспортировать газ по 38 миллиардов кубометров газа ежегодно.

Таким образом, Россия сегодня остается одним из наиболее перспективных партнёров КНР с точки зрения географии, политики и экономики и китайское руководство стремится принимать участие в масштабных проектах, связанных с новыми рынками, транспортными путями, добычей углеводородов в Арктике и т.дл. [11].

Учитывая масштабные проекты в Арктике, Россия заинтересована в привлечении китайских инвестиций. Для реализации принятых совместных проектов и соглашений, планируется организация и развитие устойчивых транспортных связей между двумя странами. Например, для создания эффективных логистических цепочек важна оценка и определение потребностей в развитии необходимых видов транспорта по пропускным возможностям пограничных переходов, объёмов перевозок и видов транспорта (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, авиационный, морской, речной) [12].

В план освоения Севморпути включена судоверфь «Звезда» в Приморском крае, на которой идет подготовка к строительству головного ледокола нового поколения «Лидер». Всего на судоверфи по твердым контрактам планируется строительство 36 судов различного класса для обеспечения транспортировки грузов по СМП [13].

Использование СМП при участии Китая позволит активизировать торговлю с Европой и странам АТР, что даст возможность ускорить товарооборот. Кроме того, благодаря активизации перемещения грузов и товаров по СМП, северные районы России и Китая станут более привлекательными для привлечения инвестиций, а северные порты России получат новые перспективы развития. Учитывая экономические перспективы СМП, к процессу его освоения с 2017 года подключились китайские инвесторы: Китайский Торгово-промышленный банк, Государственный банк

развития, Фонд Шелкового пути, которые выделили на развитие транспортной инфраструктуры 19 млрд долл. Дальнейшая активная эксплуатация СМП будет стимулировать производство судов ледового класса, развитие инфраструктуры, услуг по логистике и т.д.[14].

Анализ перспектив арктических исследований показывает, что в этом регионе преобладают тенденции международного сотрудничества и совместного поиска оптимальных решений на глобальные экологические, климатические, социальные и экономические вызовы. Поэтому России и Китаю при реализации международных арктических проектов следует учитывать интересы двустороннего сотрудничества по освоению, природных ресурсов и транспортных возможностей в Арктике [14].

Сегодня Китай готов стать крупнейшим региональным инвестором и вкладывать средства в добычу ресурсов, судоходства, строительство портов, верфей, железных дорог, других коммуникационных систем, что в целом будет способствовать активизации экономической деятельности и притоку населения в регион. В апреле 2019 года в период работы Арктического форума «Арктика-территория диалога», было подписано соглашение о создании совместного российско-китайского научно-исследовательского Центра для проведения натурных измерений, изучения климатических, геологических, биогеохимических процессов и тенденций возможных изменений экосистемы региона [15]. Совместная реализация таких научно-исследовательских проектов возможна только при наличии научно-исследовательских судов, информационной сети наблюдения и контроля, что требует больших инвестиций. Вследствие этого целесообразно выстраивать механизмы сетевого взаимодействия с международными партнерами и делить с ними издержки организации арктической научной инфраструктуры [15].

Национальная безопасность Арктики

В «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» указывается, что особое значение для обеспечения национальной безопасности в этой зоне имеют ряд факторов.

Во-первых, чрезвычайно протяженная государственная граница.

Во-вторых, существование военной угрозы в связи с постоянным наращиванием военной и разведывательной деятельности стран-членов НАТО в макрорегионе, в том числе в непосредственной близости от границ России.

В-третьих, проводимая ведущими западными странами политика, направленная на достижение превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах.

В-четвертых, размещение в сопредельных районах Арктики высокотехнологичных, инфор-

мационных и других средств ведения вооружен -ной борьбы.

В-пятых, незавершенность международно-правового оформления государственной границы на шельфе Арктики с Норвегией и США. В том же документе представлен перечень приоритетных задач, выполнение которых должно создать условия для обеспечения национальной безопасности Арктической зоны и для защиты, укрепления и развития национальных интересов России в Арктике [16].

Учитывая масштабность реализуемых проектов в Арктике, сложность природно-климатических условий в сочетании с возможным накоплением отходов, поступлением загрязняющих веществ в результате трансграничного переноса, может происходить усиление негативных последствий техногенной деятельности. Поэтому постановлением Правительства РФ от 29 марта 2019 г. N 371 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», приняты Изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». В рамках данной программы в период до 2025 года планируется дальнейшее развитие ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации, модернизация транспортной и обеспечивающей инфраструктуры, снижение возможного ущерба от возможных чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне Российской Федерации за счет своевременного проведения мероприятий по предупреждению и реагированию и т.д.

Таким образом, решение экологических проблем и проблем безопасности в Арктике должно осуществляться на базе инновационных технологий, соответствующих международным стандартам. При рассмотрении инвестиционных проектов необходима комплексная государственная экспертиза, определяющая экономические, оборонные и политические приоритеты развития Российской Федерации при сохранении уникальной экосистемы Арктики является одной из наиболее актуальных задач.

Экологически чистая энергия арктических промышленных территорий и объектов является крайне важной проблемой. В настоящее время проблема энергообеспечения решается путем завоза топлива (каменного угля, сырой нефти, диз-топлива). На территориях Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов в малоосвоенных северных и удаленных районах неустойчивого электроснабжения (районы, геологоразведки, добычи углеводородов и т.д.) используются устаревшие электростанции малой мощности. Поскольку сжигание угля, природного газа и нефтепродуктов связано с негативным воздействием на окружаю-

х

X

о

го А

с.

X

го т

о

ю 7

М О

да

о

см

I-«. О!

О Ш

т

X

3

<

т о х

X

щую среду, для решения проблем энергообеспечения изолированных северных и арктических районов предлагается использовать атомные источники малой мощности до 300 МВт(э) и средней мощности до 700 МВт(э). Вопрос о замене существующих энерго-источников на атомные становится крайне актуальным, поскольку используемые в настоящее время источники энергии в условия северных территорий с точки зрения экологической безопасности и энергетической эффективности являются устаревшими, что связано, в первую очередь, с износом используемых энергетических источников и их несоответствием экологическим стандартам.

В настоящее время на стадии реализации находится проект модульного энергоблока с реакторной установкой на быстрых нейтронах со свинцово-висмутовым теплоносителем СВБР-100, энергетический пуск которого запланирован на 2019-2020 годы. Технологии, применяемые в СВБР-100, обеспечивают безостановочную работу реактора на протяжении восьми лет и работу в режиме суточного регулирования (50-100% от номинальной мощности). Модульная структура энергоблока позволяет набирать любую мощность, кратную 100 Мвт. Работа такого модульного энергоблока основана на свойствах внутренней самозащищенности, что исключает катастрофические последствия при любых исходных аварийных событиях. Создание модульных малых атомных установок (МАУ) на базе СВБР-100 позволит обеспечить потребности в электроэнергии удаленных арктических территорий с возможностью замещения выводимого из эксплуатации изношенного оборудования энергоблоков на органическом топливе. Такой подход позволит создать новую материально-техническую базу для дальнейшего развития и обеспечить экологическую чистоту осваиваемых территорий.

Таким образом, Китай с определенными ограничениями, становится частью системы международных отношений в Арктике. Подключение Китая к международному сотрудничеству в Арктике способствует более тесному взаимодействию как на двусторонней, так и многосторонней основе, что в конечном итоге будет способствовать выработке сбалансированного механизма освоения и сбережения уникального арктического региона.

Заключение Управление устойчивым развитием территорий Арктики способствует минимизации возможных рисков, связанных с активизацией техногенной деятельности в арктическом регионе. В современных условиях приоритетом развития региональных систем становится создание высокотехнологичной базы, обеспечивающей рентабельное получение новых продуктов и возможность экономически обоснованной их транспортировки как в внутри страны, так и за ее пределами.

Проектное управление арктическим регионом обеспечит комплексное освоение территорий, включая опорные зоны развития, особые экономические зоны, кластерные структуры с перспективой дальнейшего индустриального и постиндустриального развития, создания высокотехнологичных конкурентоспособных экономических систем. Для решения поставленных задач необходимо государственное программно-целевое управление, обеспечивающее согласованную деятельность федеральных, региональных и муниципальных органов власти.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сегодня между Россией, Китаем и европейскими странами арктического региона формируется определенная достаточно стабильная система международных отношений, которая способствует дальнейшему развитию осваиваемых территорий. Большой политический опыт и обширные международные связи России создают необходимые гарантии как для Китая в диалоге со странами Запада, так и для арктических государств.

Литература

1. Бирюков А.Л., Забродин В.Г., Савостова Т.Л. Арктический регион: управление и комплексная безопасность //Научные и образовательные проблемы гражданской защиты №3 (26), 2015, С.27-32 Ийрз://оуЬег!вп1пка.ги/аг11о!е/п/агк11сИезк1у-гед1оп-иргау1еп1е-1-котр1ек8пауа-Ье7ора8по81-оЬ70г-акШа^уИ-уоргоэоу (дата обращения 18.05.2019).

2.Малышева Н. Севморпуть прирастает грузами и флотом. http://rus-shipping.ru/ru/stats/?id=386 (дата обращения 21.05.2019).

3. Северный широтный ход: строительство начнется в 2019 году. https://www.gudok.гu/iпfгastгuоtuгe/?ID=1419168 (дата обращения 21.05.2019).

4.Оразграниченииморской Арктики

.http://www.morvesti.ru/analytics/index.php?ELEM ENT_ID=9345 (дата обращения 23.05.2019).

5.Неарктические государства выходят в Арктику https://goarctic.ru/work/nearkticheskie-gosudarstva-vykhodyat-v-arktiku/

5. Бокарев А. Перспективы проекта «Северный морской путь» https://ru.journal-neo.org/2018/07/14/peгspektivy-pгoekta-seveгпy-j-то^^-р^/ дата обращения 11.06.2019).

6.Половинкин В.Н. Роль Арктики в новых геополитических и геоэкономических условиях // Атомная стратегия №6, 2014. http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&fil e=article&sid=5355 (дата обращения 21.05.2019).

7. Опорные зоны развития составят основу госпрограммы по Арктике https://tass.ru/ekonomika/4543491 (дата обращения 21.05.2019).

8. Коми и Архангельская область намерены ускорить реализацию проекта «Белкомур». (дата обращения 27.06.2019).

9. В России построят еще 2 атомных ледокола проекта 22220. http://tehnoomsk.ru/node/3699. ( дата обращения 21.05.2019).

10. Комиссина И.Н. Морской Шёлковый путь XXI в. — глобальный геополитический проект Китая //Проблемы национальной стратегии № 1 (40) 2017, С.60-81. (дата обращения 21.05.2019).

11. Калфаоглу Рабия. Китайско-российское сотрудничество в Арктике: перспективы развития // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2018. № 2. URL: www.evestnik-mgou.ru

(дата обращения 21.05.2019).

12. Цинь Дун, Лукин А.Л. Перспективы сотрудничества России и Китая в Арктике и российский Дальний Восток // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2018. № 4. С. 158-167. (дата обращения 21.05.2019).

13. Алифирова Е. Итоги работы Роснефти и планы развития: в области судостроения, наращивания грузопотока на Северном морском пути и освоения Арктики. https://neftegaz.ru/news/Suda-i-sudostroenie/347258-ob-arktike-sevmorputi-i-zvezde-i-sechin-dolozhil-prezidentu-o-perspektivnykh-proektakh-rosnefti/

14. Ван Шучунь, Еремин В.,Чжу Янь. Новая китайская концепция и российско-китайское сотрудничество по Северному морскому пути. http://svom.info/entry/785-novaya-kitajskaya-koncepciya-i-rossijsko-kitajskoe/ (дата обращения 19.07.2019).

15. Россия и Китай начнут совместные исследования в Арктике. https://ocean.ru/index.php/novosti-left/novosti-instituta/item/1311-rossiya-i-kitaj-v-arktike (дата обращения 21.05.2019).

16. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (утв. Президентом РФ). https://legalacts.ru/doc/strategija-razvitija-arkticheskoi-zony-rossiiskoi-federatsii-i/ (дата обращения 19.07.2019).

Russian-Chinese cooperation in the Arctic: effective

management of the development of regional systems Savostova T.L., Biryukov A.L.

MGIMO, Russian state Аgrarian University - MTAA named after K. A. Timiryazev

Russia has all the necessary capabilities for the development of the transport system of the Arctic territories and the rational use of available resources, both in the Far East and in the Arctic. The development of the Arctic territories, including the extraction of hydrocarbons, other minerals, as well as the provision of transportation and transit of goods, must be accompanied by the advancing development of the transport and logistics system of the Arctic. Safe delivery of hydrocarbons and other minerals to consumers from mining areas located on the mainland and the Arctic coast, depends on the creation of reference zones, modern infrastructure and a single Arctic transport system. Currently, Russia is one of the most promising partners of China. Today, China is ready to become the largest regional investor and invest in the extraction of resources, the development of shipping, the

construction of ports, railways, communication systems, which in general will contribute to the revitalization of economic activity in the region and the influx of population. In fact, a new political system is being formed between China, Russia and the European countries of the Arctic region on the basis of the "checks and balances" principle.

Keywords: Arctic region, Russian-Chinese cooperation, effective management, regional systems, ecology.

References

1. Biryukov A.L., Zabrodin V.G., Savostova T.L. Arctic region: management and integrated security // Scientific and educational problems of civil protection №3 (26), 2015, P.27-32 https://cyberleninka.ru/article/n/arkticheskiy-region-upravlenie-i-kompleksnaya- bezopasnost-obzor-aktualnyh-voprosov (accessed May 18, 2019).

2. Malysheva N. The Northern Sea Route is growing in cargo and

fleet. http://rus-shipping.ru/ru/stats/?id=386 (accessed 05.21.2019).

3. Northern latitudinal railway: construction will begin in 2019. https://www.gudok.ru/infrastructure/?! D=1419168 (accessed 05.21.2019).

4. The delimitation of the sea Arctic

. http: //www.morvesti.ru/analytics/index.php? ELEMENT_ID = 9345 (accessed 05.23.2019).

5. Bokarev A. Prospects for the Northern Sea Route project

https://ru.journal-neo.org/2018/07/14/perspektivy-proekta-severny-

j-morskoj-put/ date of treatment 06/11/2019).

6.Polovinkin V.N. The role of the Arctic in new geopolitical and geoeconomic conditions // Atomic Strategy No. 6, 2014. http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article& sid=5355 (accessed 05.21.2019).

7. Support development zones will form the basis of the state

program for the Arctic https://tass.ru/ekonomika/4543491 (accessed 05.21.2019).

8. Komi and the Arkhangelsk region intend to accelerate the implementation of the Belkomur project. (date of treatment 06/27/2019).

9. In Russia, another 2 nuclear-powered icebreakers of project 22220 will be built. http://tehnoomsk.ru/node/3699. (accessed date May 21, 2019).

10. Komissina I.N. Sea Silk Road of the XXI century. - China's global geopolitical project // Problems of the National Strategy No. 1 (40) 2017, P.60-81. (access date 05/21/2019).

11. Kalfaoglu Rabiya. Sino-Russian cooperation in the Arctic: development prospects // Bulletin of Moscow State Regional University (electronic journal). 2018. No. 2. URL: www.evestnik-mgou.ru

(access date 05/21/2019).

12. Qin Dong, A. Lukin Prospects for cooperation between Russia and China in the Arctic and the Russian Far East // Oykumena. Regional studies. 2018. No. 4. P. 158-167. (accessed date May 21, 2019).

13. Alifirova E. Results of Rosneft's work and development plans: in the field of shipbuilding, increasing freight traffic on the Northern Sea Route and developing the Arctic. https://neftegaz.ru/news/Suda-i-sudostroenie/347258-ob-arktike-sevmorputi-i-zvezde-i-sechin-dolozhil-prezidentu-o-perspektivnykh-proektakh-rosnefti/

14. Wang Shuchun, Yeremin V., Zhu Yan. The new Chinese concept and Russian-Chinese cooperation on the Northern Sea Route. http://svom.info/entry/785-novaya-kitajskaya-koncepciya-i-rossijsko-kitajskoe/ (accessed July 19, 2019).

15. Russia and China will begin joint research in the Arctic. https://ocean.ru/index.php/novosti-left/novosti-instituta/item/1311 -rossiya-i-kitaj-v-arktike (accessed 05.21.2019).

16. The development strategy of the Arctic zone of the Russian Federation and national security for the period until 2020 (approved by the President of the Russian Federation). https://legalacts.ru/doc/strategija-razvitija-arkticheskoi-zony-rossiiskoi-federatsii-i/ (accessed July 19, 2019).

X X О го А С.

X

го m

о

ю 7

М О

to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.