Научная статья на тему 'Сотрудничество КНДР и КНР в реализации задач проекта "Туманган"'

Сотрудничество КНДР и КНР в реализации задач проекта "Туманган" Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проект "Туманган" / туризм / КНДР / КНР / Россия / порт Раджин / Японское море / Tumangan project / tourism / North Korea / People's Republic of China / Russia / port of Rajing / Sea of Japan

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лариса Вячеславовна Забровская

Изучен вопрос о китайско-северокорейском сотрудничестве в рамках проекта "Туманган", а также выявлена возможность присоединения России к этому проекту. Прослежена эволюция китайской инициативы по предоставлению материковым регионам Северо-Восточной Азии выхода к морю. Планировалось превратить морские порты пров. Сев. Хамгён и Приморья в транзитную зону по организации торгово-экономических связей между китайскими провинциями Цзилинь и Хэйлунцзян с Японией и Республикой Корея. Определены новые механизмы по расширению контактов между приграничными районами и сделан вывод о взаимовыгодной кооперации КНДР и КНР в целях продолжения сотрудничества в рамках проекта "Туманган".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation between the DPRK and the PRC in Implementing the Tasks of the Tumangan Project

The issue of Chinese-North Korean cooperation within the framework of the Tumangan project was studied, and the possibility of Russia joining this project was identified. The evolution of the development of the Chinese initiative to provide the mainland regions of Northeast Asia with access to the sea is traced. It was planned to turn the seaports of the prov. North Hamgyong and Primorye into a transit zone for organizing trade and economic relations between the Chinese provinces of Jilin and Heilongjiang with Japan and the Republic of Korea. New mechanisms have been identified to expand contacts between border areas and a conclusion has been made about mutually beneficial cooperation between the DPRK and the PRC in order to continue cooperation within the framework of the Tumangan project.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество КНДР и КНР в реализации задач проекта "Туманган"»

мировая система и международные регионы

World System and International Regions

Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2024. № 2. С. 147-153.

Ojkumena. Regional researches. 2024. No. 2. P. 147-153.

Научная статья УДК 327:33(519.3+510)

https://doi.org/10.24866/1998-6785/2024-2/147-153

Сотрудничество КНДР и КНР в реализации задач проекта "Туманган"

Лариса Вячеславовна Забровская Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток, Россия, larisa_zabrovska@mail.ru

Аннотация. Изучен вопрос о китайско-северокорейском сотрудничестве в рамках проекта "Туманган", а также выявлена возможность присоединения России к этому проекту. Прослежена эволюция китайской инициативы по предоставлению материковым регионам Северо-Восточной Азии выхода к морю. Планировалось превратить морские порты пров. Сев. Хамгён и Приморья в транзитную зону по организации торгово-экономических связей между китайскими провинциями Цзилинь и Хэйлунцзян с Японией и Республикой Корея. Определены новые механизмы по расширению контактов между приграничными районами и сделан вывод о взаимовыгодной кооперации КНДР и КНР в целях продолжения сотрудничества в рамках проекта "Туманган". Ключевые слова: проект "Туманган", туризм, КНДР, КНР, Россия, порт Раджин, Японское море

Для цитирования: Забровская Л. В. Сотрудничество КНДР и КНР в реализации задач проекта "Туманган........//

Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2024. № 2. С. 147-153. https://doi.org/10.24866/1998-6785/2024-2/147-153

Original article

https://doi.org/10.24866/1998-6785/2024-2/147-153

Cooperation between the DPRK and the PRC in Implementing the Tasks of the

Tumangan Project

Larisa V. Zabrovskaya

Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch, Russian Academy of Sciences Vladivostok, Russian, larisa_zabrovska@mail.ru

Abstract. The issue of Chinese-North Korean cooperation within the framework of the Tumangan project was studied, and the possibility of Russia joining this project was identified. The evolution of the development of the Chinese initiative to provide the mainland regions of Northeast Asia with access to the sea is traced. It was planned to turn the seaports of the prov. North Hamgyong and Primorye into a transit zone for organizing trade and economic relations between the Chinese provinces of Jilin and Heilongjiang with Japan and the Republic of Korea. New mechanisms have been identified to expand contacts between border areas and a conclusion has been made about mutually beneficial cooperation between the DPRK and the PRC in order to continue cooperation within the framework of the Tumangan project. Key words: Tumangan project, tourism, North Korea, People's Republic of China, Russia, port of Rajing, Sea of Japan For citation: Zabrovskaya L. V. Cooperation between the DPRK and the PRC in Implementing the Tasks of the Tumangan Project // Ojkumena. Regional researches. 2024. No. 2. P. 147-153. https://doi.org/10.24866/1998-6785/2024-2/147-153

На протяжении всей своей истории КНДР, являясь соседней Китаю страной, поддерживала тесные экономические связи с китайскими северо-восточными провинциями, прежде всего с пров. Цзилинь, в состав которой входит Корейский автономный национальный район, населённый этническими корейцами — гражданами КНР. Проживание по обеим берегам пограничной р. Туманной (Туманган) корейского населения всегда являлось стимулирующим фактором для поддержания разносторонних связей. Поэтому, когда в 1990 г. китайские эксперты предложили план дальнейшего развития удалённых от моря материковых регионов Китая и Монголии, то власти КНДР согласились рассмотреть вопрос о своём участии в таком проекте. К этому их подталкивало стремление развивать собственные приграничные районы. Этот проект предлагал весомые для КНДР выгоды: развитие транспортных путей в отдаленных районах пров. Сев. Хамгён, строительство туристических и спортивных объектов, привлекающих иностранных туристов, создание зоны транзитной торговли и, как следствие, поступление иностранной валюты.

Китайские эксперты предложили назвать данную инициативу проектом "Туманган" (позднее он был переименован в "Великую Туманганскую инициативу"), поскольку его главная цель состояла в экономическом развитии обширной дельты р. Туманной (кор. Туманган), расположенной на территории в 10 тыс. кв. км. По мнению китайских специалистов, экономико-географическое положение этого региона имеет важное геополитическое преимущество

© Забровская Л. В., 2024

и обладает резервом для экономического роста, так как находится вблизи точки схождения границ трёх государств: России, КНДР и Китая. Они также утверждали, что наличие взаимных геополитических интересов у этих трёх приграничных государств, которые к тому же заинтересованы в развитии своих отдалённых территорий, способно обеспечить долгосрочное региональное развитие этого региона.

Ожидалось, что в проекте примут участие шесть стран Северо-Восточной Азии: Китай, Россия, Япония, КНДР, Республика Корея и Монголия, — сотрудничество между которыми способно подключить отдалённые материковые регионы к международному товарообороту и расширить транспортную логистику. Экономический план проекта "Туманган" включал сооружение объектов морского порта в устье пограничной р. Туманной, строительство аэропорта, которые планировалось соединить железнодорожными линиями с Транссибом и китайскими скоростными магистралями. Предполагалось также, что КНДР и Россия выделят участки своей территории, где будут размещены инфраструктурные объекты морского порта и аэропорта. Обширная территория дельты р. Туманной должна была быть объявлена свободной экономической зоной, подобной Гонконгу [2, с. 63].

Данное исследование базируется на материалах конференций, посвященных проблемам осуществления проекта "Туманган", которые проходили в разных китайских городах, находящихся на территории китайского сектора этого проекта. Цель исследования состоит в выявлении китайских методов и приёмов по привлечению КНДР к выполнению задач проекта "Туманган". Для этого были проанализированы материалы выступлений участников конференций, проведён сравнительный анализ китайских и северокорейских планов и ожидаемых результатов в ходе реализации данного проекта [6; 7; 9].

Проблемы с выбором пути к морю

Первоначально власти КНДР не были уверены в необходимости своего участия в этом проекте. Они считали опасным открыть свои северо-восточные регионы для широкого иностранного присутствия. Однако в ходе переговоров с другими участниками проекта и в условиях усиления международных санкций в связи с северокорейскими ядерными испытаниями Пхеньян изменил своё мнение о программе проекта "Туманган" и позволил иностранному капиталу (главным образом китайскому и в меньшей степени южнокорейскому) инвестировать в производственные объекты порта Раджин. В то же время северокорейская сторона, как, впрочем, и российская, отказалась выделить часть своей территории для сооружения объектов международного морского порта в низовьях р. Туманной. Поэтому Китаю пришлось искать другое решение относительно выхода к уже действующим портам Японского моря. Одним из таких вариантов явился выход к морю непосредственно через северокорейский порт Раджин. При этом исключалась необходимость отчуждать северокорейскую территорию.

В 2005 г. власти КНДР позволили китайскому частному капиталу взять в аренду на 49 лет порт Раджин, который затем был соединён железнодорожной линией с китайским пограничным городом Тумень. Таким путём китайская пров. Цзилинь получила выход к северокорейскому морскому порту. Однако этот путь является слишком протяжённым и затратным для перевалки китайских грузов. Бизнесмены из китайских провинций Цзилинь и Хэй-лунцзян продолжили поиски других вариантов для транспортировки своих грузов к морским портам Японского моря. Тем не менее экономика северокорейской пров. Сев. Хамгён выиграла от китайского присутствия, связанного со строительством скоростной железной дороги по маршруту Тумень—Раджин, а также модернизацией инфраструктуры порта Раджин.

Корейский автономный национальный район пров. Цзилинь оказывает значительное влияние на географически близкие северо-восточные провинции КНДР, что сказывается на формировании между ними тесных экономических связей. Трансграничное сотрудничество этих приграничных районов заключается в совместном использовании водных и природных ресурсов, привлечении иностранных туристов для посещения исторических мест и достопримечательностей, организации туристических маршрутов для восхождения на священную для корейцев гору Пэктусан.

Тесные региональные контакты и международный туризм в дельте р. Туманной непосредственно влияют на расширение торгово-экономических связей по обе стороны китайско-северокорейской границы и, как полагают зарубежные эксперты, превращают этот район в "привлекательную зону для южнокорейского инвестирования" [6, р. 203]. Северокорейская СЭЗ "Раджин-Сонбон" также стала привлекательным туристическим объектом для посещения китайскими туристами, которые добираются туда скоростным поездом из г. Тумень. Привлечение иностранных туристов преследует не только познавательно-развлекательный интерес, но и заключают в себе цель в перспективе получить зарубежные инвестиции, так как считается, что туристы - это потенциальные инвесторы.

Внимание китайских властных структур к развитию экологического туризма в низовьях р. Туманной было вызвано необходимостью осуществить китайские планы по "созданию экологической цивилизации", о которой шла речь во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в северо-восточные провинции в сентябре 2018 г. В то время Си Цзиньпин выдвинул идею о необходимости углубления интеграции проекта "Туманган" с китайской инициативой "Один пояс и один путь" [11]. Такой план логичен, так как оба проекта объединяет сходная идея — "идти во вне". Предполагалось также, что в результате объединения этих двух проектов должен быть создан экологически привлекательный и экономически развитый район в дельте р. Туманной [2, с. 65]. Выполняя указания Си Цзиньпина, местные власти г. Хуньчунь согласовали с представителями пров. Сев. Хамгён план по сохранению экологии, развитию трансграничного туризма и привлечению внимания зарубежных туристов к достопримечательностям этого региона. Региональные власти обеих приграничных провинций также полагали, что развитие туризма способно придать импульс другим отраслям экономики, таким как торгово-экономические и культурные связи.

Создание китайско-северокорейского турбизнеса

Региональный китайский бизнес активно вовлекает КНДР в участие в расширении речного туризма, превращая пограничную р. Туманную в международный туристический объект. Так, китайские бизнесмены инвестировали 3 млн юаней в создание китайско-северокорейской туристической зоны. Эти средства пошли на строительство двухуровневого (пешеходного и транспортного) моста между китайским поселком Фанчуань и северокорейским берегом реки, организацию таможенных пунктов для перехода границы, а также строительство пристани для маломерных судов. По обеим сторонам моста были организованы рынки, где местные жители торгуют товарами, произведёнными в их странах.

Китайские региональные власти договорились с руководством пров. Сев. Хамгён о создании туристического комплекса вдоль северокорейского берега низовий р. Туманной. В результате с 15 мая 2019 г. китайская компания международного туризма "Хуньчунь—Фанчуань" и северокорейское агентство путешествий "Туманган" приступили к организации туристических поездок китайских граждан в северокорейскую пров. Сев. Хамгён [2, с. 66]. Иностранные туристы, заплатив за каждую путевку около 500 юаней, путешествуют с китайского берега реки на корейский, посещают легендарный российско-северокорейский железнодорожный мост, потом едут на озеро Пампу, где растут лотосы, а затем отдыхают на морском курорте Хупу (КНДР). Протяженность туристического маршрута составляет 20 км. Программа этого маршрута преследует цель прорекламировать заповедные природные места и проходит под лозунгом "Чистая вода и зелёные горы — это неоценимый ресурс" [6, р. 204205]. Привлекательности тура способствует и упрощённое прохождение пограничных формальностей двух стран.

Другой туристический маршрут предоставляет туристам возможность совершить прогулку на катере и порыбачить на китайском берегу р. Туманной, посетить место схождения границ трёх государств и осмотреть с семиэтажного павильона "Дракон и Тигр" приграничные территории России и КНДР. Ежегодно 30 тыс. китайских туристов посещают эту туристическую зону [7, р. 203]. Пока данный маршрут не стал популярным среди европейцев, воз-

можно, в связи со сложностью оформления для них допуска в пограничные районы Китая и КНДР.

Китайская территория, примыкающая к точке схождения границ трёх государств, также является местом беспошлинной торговли, которую в Китае расценивают как средство по "модернизации потребления" и как возможность для использования "скрытых резервов потребительского рынка КНР" [5, с. 41]. Поэтому китайские власти поощряют туристические поездки своих граждан в район схождения границ трёх государств не только в целях расширения их кругозора, но и как возможность опосредованной финансовой помощи отдалённому пограничному району.

Китайская компания международного туризма "Хуньчунь—Фанчуань" намерена расширить туристический маршрут до северокорейского порта Вонсан и включить в него посещение гор Кымгансан. Возможно, в будущем этот туристический маршрут распространится и на юг Приморского края. Китайская сторона предложила проинспектировать весь путь в целях улучшения обслуживания туристов и совершенствования инфраструктуры. В перспективе китайские власти пров. Цзилинь намерены создать "Зону туристического сотрудничества дельты р. Туманной" (Tumen River Delta International Tourism Cooperation Zone), которая способна стать составной частью другой китайской экономической инициативы "Один пояс и один путь" [7, р. 207]. Для этого им придётся установить тесные контакты между турфирмами трёх приграничных стран.

Как видно, руководство пров. Цзилинь эффективно использует в развитии туриндустрии преимущества благоприятной экологической среды, этнического своеобразия и уникального географического положения низовий р. Туманной. Китайские региональные власти прибегли к новому подходу, рассматривающему проблему с точки зрения китайского пограничного региона, населённого этническими корейцами. Иными словами, местные китайские власти активно проводят мобилизацию транснациональных связей китайских корейцев в целях экономического процветания Корейского автономного национального района пров. Цзилинь, расположенного на границе с КНДР. Эти стремления концептуализируются как "транснационализм сверху" [8, р. 427], в соответствии с которым местные органы власти сосредоточены на привлечении, институционализации, управлении и контроле за транснациональной деятельностью китайских корейцев на благо своих конкретных целей. Поощряя развитие связей между китайскими корейцами и их сородичами в КНДР и Республике Корея, они активизируют интерес этих стран к Китаю, привлекают южнокорейский капитал и используют инфраструктуру северокорейского порта Раджин в решении собственных экономических задач.

Необходимо отметить, что власти КНДР с пониманием относятся к китайским усилиям по получению выхода к портам Японского моря и строительству туристического комплекса в низовьях р. Туманной. Участие в этом проекте приносит КНДР китайские инвестиции и доход в иностранной валюте. В перспективе можно ожидать, что власти КНДР ради получения дополнительных китайских инвестиций согласятся расширить туристическую зону до порта Вонсан [2, с. 67]. В дальнейшем это может привести к созданию китайского анклава на северо-востоке КНДР, чего ранее опасался Пхеньян. Однако в условиях усиления международных антисеверокорейских экономических санкций и необходимости получения иностранной валюты власти КНДР перестали вспоминать о былых опасениях. Как видно, китайская региональная администрация воспользовалась сложившейся ситуацией и стала рассматривать северо-восточные районы КНДР как объект для реализации своих торгово-экономических планов. Интерес КНДР к участию в этом проекте заключается в развитии приграничной торговли, получении иностранных инвестиций, не ограниченных международными санкциями, и строительством инфраструктуры в отдалённом регионе.

Попытка России присоединиться к проекту "Туманган"

Российские власти пока только задумываются о возможности предоставления китайскому бизнесу выхода к приморским морским портам, которые находятся в Хасанском районе Приморского края. Тем не менее уже подсчитано, что через порты Славянка и Зарубино можно ежегодно переваливать

до 30 млн т грузов. Для этого необходимо модернизировать причалы портов и реконструировать дорожную сеть к Транссибирской магистрали [4, с. 4].

Вопрос об образовании в Хасанском районе Приморского края транзит-но-транспортного узла рассматривался с начала 1990-х годов. Однако в то время в Москве воспринимали такой план весьма критически и приводили аргументы в пользу обоснования экономической ущербности для России подобных намерений, среди которых прогнозировалось "... снижение нагрузки на наши порты", уменьшение доходности от транзита зарубежных грузов по Транссибу [3, с. 54—55]. Возможно, в настоящее время с учётом развития китайско-северокорейского сотрудничества в дельте р. Туманной российские планы будут пересмотрены и центральные власти проявят инициативу по участию в транспортной кооперации с нашими приграничными соседями.

После окончания пандемии С0У10-19 приморские туроператоры стали задумываться о целесообразности присоединиться к китайско-северокорейскому турбизнесу, а также принять участие в организации туристических маршрутов. Так, в апреле 2024 г. приморское Агентство по туризму презентовало программу туристического маршрута под названием "Туманганский путь". Предполагалось, что маршрут будет носить международный характер, так как пройдет по территориальным китайско-российским водам р. Туманной. Планировалось, что группы туристов будут путешествовать на специальном маломерном судне класса "река—море", способном проплыть под российско-северокорейским мостом. Маршрут будет начинаться у китайского города Фанчуань, далее пройдёт вдоль китайского берега, затем вдоль российского берега реки до выхода в Японское море и вернётся тем же путём к городу Фан-чуань [1, с. 9].

Данный маршрут интересен посещением малодоступных мест, наблюдением за дикими животными и птицами, а также прохождением под легендарным российско-северокорейским мостом, обзором пограничной местности в низовьях р. Туманной и другими достопримечательностями.

Для практического осуществления этого турпроекта необходимо подобрать специальное судно, способное проходить по изменчивому руслу р. Туманной. Служба лоцманов из России и Китая должна детально обследовать русло реки и выбрать наиболее оптимальный маршрут, который может быть изменён в связи с наводнением или сезонным обмелением низовий р. Туманной. Однако до этих практических шагов необходимо заключить межгосударственное соглашение о порядке допущения в приграничные районы России, Китая и КНДР иностранцев, что потребует определённого времени. Поэтому осуществление интересной идеи о туристическом маршруте вдоль российско-китайского берега р. Туманной сложно воплотить в жизнь, поскольку необходимо будет проанализировать различные юридические, дипломатические и экономические аспекты и добиться, чтобы приграничные власти трёх стран пришли к единой точке зрения. В данном случае можно спрогнозировать, что северокорейская сторона может потребовать, чтобы туристы также посещали и северокорейский берег реки. Во всяком случае реализация подобного туристического плана потребует много усилий по согласованию взаимодействия пограничных властей трёх стран и займёт длительное время.

Тем временем администрации пров. Цзилинь и г. Хуньчунь совместно с северокорейскими властями активно работают над стратегией экономического развития своей территории и стремятся расширить использование транспортных и туристических объектов соседних стран. Это позволяет северо-восточным провинциям Китая (Цзилинь и Хэйлунцзян), не имеющих прямого выхода к морю, активно использовать инфраструктуру северокорейского морского порта Раджин и расширять гуманитарные и торгово-экономические связи с КНДР.

Заключение

В настоящее время китайские власти рассматривают проект "Туман-ган" как инструмент для продвижения собственных интересов, прежде всего для налаживания трансграничных социально-экономических связей с КНДР. Региональная экономическая интеграция позволит осваивать приграничные районы обеих стран. В перспективе Китай, укрепив своё присутствие в северо-

корейском порту Раджин, способен расширить экономические связи с другими странами Северо-Восточной Азии.

Отсутствие авиа- и железнодорожного сообщения между приморским Артёмом, китайским Хуньчунем и северокорейским Раджином не позволяет российскому бизнесу активно участвовать в региональных торгово-экономических связях и турбизнесе. К тому же географически низовья р. Туманной находятся далеко от российских экономических центров. Поэтому российские центральные власти пока не видят необходимости принимать участие в развитии инфраструктуры отдалённого района в целях расширения экономических связей с Китаем и КНДР. Предлагаемый приморским турбизнесом туристический маршрут по р. Туманной потребует длительной проработки всех деталей с китайскими и северокорейскими властями.

Следует признать, что в Северо-Восточной Азии наиболее реалистичной и практически оправданной формой взаимодействия остаются двусторонние контакты, что и проявилось в китайско-северокорейском сотрудничестве в области развития туризма в дельте р. Туманной. По всей видимости, региональным китайским властям, заинтересованным в продолжении экономического развития низовий этой реки, придётся вовлекать КНДР и в другие региональные проекты.

Литература

1. Александрова Т. Три страны, одна река и один путь - Туманганский // Конкурент. 0915.04.2024. С. 9.

2. Забровская Л. В. Региональный проект "Туманган" как часть инициативы "Один пояс и один путь" // Информационные войны. 2023. № 3. С. 61-69.

3. Савченко А.Е. Вызов пространства: абстрактная геополитика, потенциал территории и историческая колея дальневосточного приграничья в 1990-х гг. (на примере Хасанского района) // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2023. № 2. С.48-56. https://doi.org/10.24866/1998-6785/2023-2/48-56.

4. Стенограмма встречи президента В.В. Путина с губернатором Приморского края О.Н. Ко-жемяко в сентябре 2023 г. // Конкурент. 19-25.09.2023. С. 4.

5. Чень Чень. Когда шопоголик сталкивается с беспошлинной экономикой // Китай. 2020. № 11. С. 40-41.

6. China. Tumen River Basin Border Area Regional Cooperation and Modern Logistics Forum. Compilation of Speeches. Changchun: Economic and Technological Cooperation Department of Jilin province. 2011. 124 p.

7. Introduction of Cross-River Tour of Tumen River // The 8th Great Tumen Initiative NEA Tourism Forum. Conference Materials. Hunchun, 2019. P. 203-208.

8. Luova, Outi. Transnational Linkages and Development Initiatives in Ethnic Korean Yanbian, Northeast China: "Sweet and Sour" Capital Transfers // Pacific Affairs. 2009. Vol. 82, no. 3. P. 427-446.

9. The 7th Summit Forum on the Northeast Asian Cooperation. Changchun: International Conference Center of the prov. Jilin, 2013. 126 p.

10. The 8th Great Tumen Initiative NEA Tourism Forum. Conference Materials. Hunchun: UNDP, 2019. 208 p.

11. ^Sffi. = Чжан Сюенань. Развитие морского туризма. Создание морского туристического пояса. 8-й Туристический форум стран СВА, прошедший в г. Хуньчунь. // Тумэньцзянь синьхуа [Новости Тумэньцзянь]. URL: http://www.tmjnews.net/List.asp?ID=42339 (дата обращения: 05.09.2019).

References

1. Alexandrova T. Three Countries, One River and One Way - Tumanganskiy // Konkurent [Competitor]. 09-15.04.2024. P. 9. (In Russ.).

2. Zabrovskaya L.V. Regional Project "Tumangan" as a Part of the "One Belt and One Road" Initiative // Information Wars. 2023. No. 3. P. 61-69. (In Russ.).

3. Savchenko A.E. Challenge of the Space: Abstract Geopolitics, Territory Potential, and the Historical Track of the Far Eastern Borderland in the 1990s. (On the example of the Khasansky district) // Ojkumena. Regional Researches. 2023. No. 2. P. 48-56. https://doi.org/10.24866/1998-6785/2023-2/48-56. (In Russ.).

4. Transcript of the Meeting of the President of V.V. Putin with the Governor of the Primorsky Territory O.N. Kozhemyako // Konkurent [Competitor]. 19-25.09.2023. P. 4. (In Russ.).

5. Chen Chen. When a Shopaholic Encounters a Duty-Fee Economy // China. 2020. No. 11. P. 40-41. (In Russ.).

6. China. Tumen River Basin Border Area Regional Cooperation and Modern Logistics Forum. Compilation of Speeches. Changchun: Economic and Technological Cooperation Department of Jilin province, 2011. 124 p.

7. Introduction of Cross-River Tour of Tumen River // The 8th Great Tumen Initiative NEA Tourism Forum. Conference Materials. Hunchun. 2019. P. 203-208.

8. Luova, Outi. Transnational Linkages and Development Initiatives in Ethnic Korean Yanbian, Northeast China: "Sweet and Sour" Capital Transfers // Pacific Affairs. 2009. Vol. 82, no. 3. P. 427-446.

9. The 7th Summit Forum on the Northeast Asian Cooperation. Changchun: International Conference Center of the prov. Jilin, 2013. 126 p.

10. The 8th Great Tumen Initiative NEA Tourism Forum. Conference Materials. Hunchun: UNDP, 2019. 208 p.

11. Zhang Xuenan. Development of the Sea Tourism. Creation of a Sea Tourist Belt. The 8th NEA Tourism Forum held in Hunchun. // Tumenjian news. URL: http://www.tmjnews.net/List.asp?ID=42339 (accessed 05.09.2019). (In Chin.).

Информация об авторе

Лариса Вячеславовна Забровская, д-р ист. наук, ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток, Россия, e-mail: larisa_zabrovska@mail.ru

Information about the author

Larisa V. Zabrovskaya, Doctor of Historical Sciences, Leading Researcher, Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, Vladivostok, Russia, e-mail: larisa_zabrovska@mail.ru

Поступила в редакцию 23.04.2023 Одобрена после рецензирования 12.05.2024 Принята к публикации 27.05.2024 Received 23.04.2023 Approved 12.05.2024 Accepted 27.05.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.