Научная статья на тему 'ПОГРАНИЧНЫЕ ПУНКТЫ ПРОПУСКА КАК ИНСТРУМЕНТ КИТАЯ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕВЕРНОЙ КОРЕЕЙ. ЧАСТЬ 1'

ПОГРАНИЧНЫЕ ПУНКТЫ ПРОПУСКА КАК ИНСТРУМЕНТ КИТАЯ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕВЕРНОЙ КОРЕЕЙ. ЧАСТЬ 1 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
293
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ / ПУНКТ ПРОПУСКА / ГРУЗООБОРОТ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тарантул Роман Викторович

В статье рассматривается деятельность Китая по развитию пунктов пропуска на границе с КНДР в 2001-2020 годах, которая соотнесена с постепенным ростом товарооборота между странами в изучаемый временной период и увеличением доли Китая во внешней торговле Северной Кореи. Преимущественно на основе китайских источников в статье дан обзор пограничных переходов между КНР и КНДР. В ходе исследования установлено, что на фоне ослабления экономических и политических связей КНДР с Россией, Южной Кореей и Японией, Китай интенсивно модернизировал свои погранпереходы с Северной Кореей на всём протяжении границы. Данные мероприятия сыграли важную роль в становлении Китая в качестве ключевого внешнеторгового партнёра КНДР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BORDER CHECKPOINTS AS A CHINESE INSTRUMENT FOR STRENGTHENINGECONOMIC AND POLITICAL COOPERATION WITH NORTH KOREA. PART 1

The article examines China's activity in the development of checkpoints with the DPRK in 2001-2020, which is correlated with a gradual growth in the volume of freight traffic between countries in the period under study and an increase in China's share in North Korea's foreign trade. Mainly based on Chinese sources, the article provides an overview of the checkpoints between the PRC and the DPRK. The result of the work is the conclusion that intensive and advanced development of Chinese-North Korean checkpoints became an important element of PRC's border policy, which ensured the dominant role of Beijing in the foreign economics of DPRK. It was found that during the deterioration of economic and political relations of the DPRK with Russia, South Korea and Japan, China intensively modernized checkpoints with North Korea along the whole border line. This activity played an important role in the formation of China as a key foreign trade partner of the DPRK. This thesis is proved by considering the progress of modernization in 2001-2020 for each Chinese-North Korean checkpoint, and an assessment of the development of border crossing systems between countries.

Текст научной работы на тему «ПОГРАНИЧНЫЕ ПУНКТЫ ПРОПУСКА КАК ИНСТРУМЕНТ КИТАЯ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕВЕРНОЙ КОРЕЕЙ. ЧАСТЬ 1»

ТАРАНТУЛ Роман Викторович

соискатель учёной степени канд. полит. наук ДВФУ (г. Владивосток). Электронная почта: tarantil@rambler.ru

Пограничные пункты пропуска как инструмент Китая по укреплению экономического и политического сотрудничества с Северной Кореей. Часть 1

УДК 339.544 DOI: 10.24866/2542-1611/2021-4/37-55

В статье рассматривается деятельность Китая по развитию пунктов пропуска на границе с КНДР в 2001-2020 годах, которая соотнесена с постепенным ростом товарооборота между странами в изучаемый временной период и увеличением доли Китая во внешней торговле Северной Кореи. Преимущественно на основе китайских источников в статье дан обзор пограничных переходов между КНР и КНДР. В ходе исследования установлено, что на фоне ослабления экономических и политических связей КНДР с Россией, Южной Кореей и Японией, Китай интенсивно модернизировал свои погранпереходы с Северной Кореей на всём протяжении границы. Данные мероприятия сыграли важную роль в становлении Китая в качестве ключевого внешнеторгового партнёра КНДР.

Китай,

Северная Корея, пункт пропуска, грузооборот, экспорт, импорт

Современные отношения Китая с Северной Кореей играют важную роль в архитектуре международных отношений Северо-Восточной Азии (СВА), характеризуясь ростом зависимости КНДР от КНР. Становления Китая в роли доминанта во внешнеэкономических и политических сношениях КНДР пришлось на последние 20 лет современной истории, когда его доля во внешней торговле Северной Кореи выросла с 25 до 95%, что вынудило Пхеньян идти на согласование своей внешнеполитической повестки с Пекином. Однако ввиду экономических, политических, национально-культурных и иных факторов, процесс становления китайско-северокорейских отношений шёл с переменным успехом.

Сразу после образования КНДР Китай и Советский Союз являлись основными торговыми и политическими партнёрами молодого государства. На данном этапе Китай и Северная Корея подписали основополагающие двусторонние документы: "Соглашение по экономическому и культурному сотрудничеству" (1953 г.), "Договор о взаимных поставках" (1959 г.), "Договор о сотрудничестве, дружбе и взаимопомощи" (1961 г.). Как следствие, к середине 1960-х гг. Китай обеспечивал около для цитирования: трети внешнеторгового оборота Северной Кореи. Тарантул Р.В. Пограничные

пункты пропуска как инстру-

В конце 1960-х гг. отношения двух стран резко ухудшились. мент Китая по укреплению

Доля Китая во внешнеэкономическом обороте КНДР упала до эюшоми^сжого и м™™-

10% [1, с. 125]. В начале 1970-х две социалистические страны Сесерг1°о'йоКоренйчЧесст. 1 . //

вновь взяли курс на сближение, подписав соглашения "о вза- Известия Восточного инсти-

и и,' оом тута 2021 № 4С 37-55

имных поставках и безвозмездной военной помощи , по ко- ю 24866/2542

торым Китай обязался экономически поддерживать Северную 1611/2021-4/37-55

Год Внешнеторговый оборот КНДР (млрд $) Торговый оборот КНДР с Китаем (млрд $) Доля Китая во внешнеторговом обороте КНДР (%)

2000 1,970 0,47 24,70

2001 2,270 0,74 32,60

2002 2,260 0,74 32,70

2003 2,390 1,02 42,80

2004 2,860 1,39 48,50

2005 3,000 1,58 52,60

2006 2,990 1,70 56,70

2007 2,940 1,97 67,10

2008 3,816 2,79 73,00

2009 3,410 2,68 78,50

2010 4,170 3,47 83,00

2011 6,320 5,63 89,10

2012 6,810 6,01 88,30

2013 7,340 6,54 89,10

2014 7,610 6,86 90,20

2015 6,250 5,71 91,30

2016 6,530 6,05 92,70

2017 5,550 5,26 94,80

2018 2,840 2,72 95,80

2019 3,240 3,10 95,40

2020 0,860 0,76 88,20

Табл. 1. Доля Китая во внешней торговле КНДР в 2000-2020 годах Источник: [49; 50; 51]

Корею. На данном этапе доля КНР во внешнеэкономическом обороте КНДР установилась на уровне 20% [1, с. 278].

Следующие два десятилетия отношения двух стран развивались довольно противоречиво, однако распад Советского Союза оставил Северную Корею без политической и экономической поддержки, вынудив КНДР пойти на сближение с КНР. Как следствие, уже в начале 1990-х гг. в Северной Корее была создана ориентированная на китайских инвесторов свободная экономическая зона (СЭЗ) Расон, подписаны несколько двусторонних соглашений. К 1992 г. товарооборот между странами составил рекордные для китайско-северокорейского сотрудничества $700 млн.

В августе 1992 г. Пекин признал Южную Корею, положив конец очередному потеплению отношений с КНДР. К 1994 г. товарооборот между странами упал до уровня 1974 г., составив $370 млн, однако вставший во главе Северной Кореи Ким Чен Ир вновь взял курс на укрепление отношений с Китаем. В 1996 г. Пекин и Пхеньян подписали "Соглашение об экономическом и технологическом сотрудничестве", в 2001 г. - "О пограничных переходах и системах управления

ими", в 2005 - "О продвижении и защите инвестиций". 2009 г. был объявлен "Годом дружбы КНР и КНДР".

Долгосрочное политическое сближение двух стран способствовало начавшемуся в 2000-х гг. становлению Китая в роли главного экономического партнёра КНДР. Так, если в 2000 г. Китай наравне с Японией обеспечивал лишь 25% внешнеторгового оборота КНДР [49], то уже с 2001 г. Пекин начал вытеснять конкурентов из экономических контактов с КНДР. Следующие пять лет китайско-северокорейская торговля прирастала темпами по 30% в год [50], в то время как Токио и Сеул сворачивали сотрудничество с Северной Кореей ввиду неодобрения ракетно-ядерной программы Пхеньяна. К 2010 г. Пекин занял доминирующее положение в внешнеэкономических отношениях Пхеньяна, обеспечив 83% годового торгового оборота КНДР (таблица 1) [50].

Хотя нынешний северокорейский лидер Ким Чен Ын ведёт довольно противоречивую политику в отношении КНР, за годы его правления доля Китая в торговом обороте КНДР продолжает расти. Как видно из таблицы 1 в 2014 г. данный показатель впервые превысил 90%, а по итогам 2018 года - 95% [50; 51]. В сочетании с диаграммой объёмов торговли график демонстрирует, что с 2010 г. Китай обеспечивает не менее 83% от общего импорта и экспорта Северной Кореи, несмотря на вызванные санкциями и коронавирусом резкие падения внешнеторгового оборота КНДР. Даже в 2020 г., когда в условиях пандемии COVID-2019 Северная Корея практически полностью закрыла границы, доля Китая во внешней торговле страны, согласно официальным цифрам, не опустилась ниже 88% [51]. Об объёмах же разгоняемой международными санкциями неофициальной торговли можно только догадываться. Таким образом, период 2001-2020 гг. стал ключевым этапом в укреплении Китая в роли основного экономического партнёра Северной Кореи, получившего возможность влиять и на внешнеполитическую повестку страны.

Однако кратный рост1 объёмов товарного оборота между странами был бы невозможен без формирования должных транспортно-ло-гистических условий [49, 51]. Анализ фактологического материала о действиях приграничных с Северной Кореей китайских администраций свидетельствует, что в период 2001-2020 гг. власти КНР провели комплекс мероприятий по развитию пропускной инфраструктуры, призванной обеспечить наметившийся рост трансграничного грузового и пассажирского оборота и сохранить сложившийся тренд на укрепление экономического сотрудничества между странами. В данном контексте наиболее перспективным объектом исследования представляются пограничные пункты пропуска между Китаем и Северной Кореей, поскольку именно они являются показательным "срезом" развития сопредельных транспортно-логистических систем двух стран на каждом отдельно взятом направлении, находясь на стыке пограничных политик соседствующих государств.

Актуальность вопроса китайско-северокорейских пунктов пропуска обусловлена и малым количеством систематизированной общедоступной информации. Большинство работ по данной проблематике рассматривают один или несколько погранпереходов, не оценивая границу КНР с КНДР как единую органично развивающуюся систему. Те немногие труды, которые изучают китайско-северокорейские

1 По данным KOTRA, в 2014 году объём китайско-северокорейской торговли в 14,5 раз превысил показатель 2000 года.

1 Международный (многосторонний) пункт пропуска

- погранпереход, предназначенный для пересечения границы лицами независимо от их гражданства, в том числе лицами без гражданства, и транспортными средствами независимо от государственной принадлежности, а также для перемещения через неё грузов, товаров и животных независимо от их государственной принадлежности.

1 Двусторонние пункт пропуска

- погранпереход, предназначенный для граждан, транспортных средств

и грузов только

сопредельных

государств.

пункты пропуска в комплексе, зачастую ограничиваются их справочным описанием.

Поскольку целью исследования является выявление прямой зависимости между развитием китайско-северокорейских пунктов пропуска и ростом роли Китая во внешнеэкономической и политической жизни КНДР, в работе рассмотрен временной период 2001-2020 гг., на котором Китай прошёл путь от среднестатистического торгового партнёра Северной Кореи до доминирующего участника внешнеэкономической деятельности КНДР, способного оказывать влияние и на внешнеполитическую повестку Пхеньяна.

Начало процесса активной модернизации и развития системы китайско-северокорейских погранпереходов практически совпало с подписанием в 2001 г. вышеупомянутого "Соглашения между правительством КНР и правительством КНДР о пограничных переходах и системах управления ими" (Соглашение) [2], когда в отношениях Китая и Северной Кореи наметился очередной период стабилизации отношений. Данным документом стороны утвердили пятнадцать пунктов пропуска, два из которых представляли собой объединённые под одним названием обособленные погранпереходы: железнодорожный и автомобильный пункты пропуска Тумэнь-Намьян, железнодорожный и автомобильный пункты пропуска Даньдун-Синыйджу. Один пункт пропуска был зафиксирован в документе как "служебный переход для пересечения границы государственными служащими обеих стран, а также для прохождения товаров и транспортных средств в оговорённый сторонами срок".

Таким образом, несмотря на 15 пунктов Соглашения, фактически оно установило 16 погранпереходов в классическом понимании этого термина (2 железнодорожных, 10 автомобильных, 3 речных, 1 смешанный автомобильно-железнодорожный), а также 1 "служебный переход". По государственной принадлежности пересекающих границу лиц и грузов они подразделялись на 5 международных2 и 11 двусторонних3 пунктов пропуска; по характеру международного сообщения - на 2 грузовых и 14 грузопассажирских.

Необходимо сделать важную ремарку, что основной внутрикитай-ской классификацией пунктов пропуска является их деление на порты первого класса ("национального уровня") и второго класса ("местного уровня"). Не вдаваясь в подробное описание оснований их катего-рирования, отметим лишь, что к переходам "национального уровня" относятся все международные пункты пропуска, а также наиболее крупные по размеру и объёмам товарного и пассажирского оборота двусторонние пункты пропуска. Данный статус присваивается с одобрения Госсовета КНР. Погранпереходами "местного уровня" являются все остальные постоянные погранпереходы. Устанавливаются они решениями провинциальных правительств. На момент подписания Соглашения 10 из 16 китайско-северокорейских переходов являлись погранпунктами "национального уровня".

Стоит отметить, что в Соглашении перечислены только постоянные погранпереходы, в то время как на границе КНР и КНДР расположено ещё несколько не вошедших в документ временных пунктов пропуска [43], действующих на основании местных двусторонних договорённостей [43]. Однако объектом данного исследования являются предусмотренные Соглашением постоянные пункты пропуска,

на примере которых хорошо прослеживается китайская активность по развитию транспортно-логистических связей с КНДР. Поскольку большинство данных погранпереходов было основано в первой половине XX в., на момент подписания Соглашения их состояние оставляло желать лучшего, что в условиях резкого роста китайско-северокорейской торговли превратило их в "узкие места" экономического взаимодействия двух стран. Как следствие, в 2001-2020 гг. по инициативе и за счёт Китая была проведена существенная модернизация практически всех погранпереходов на границе с КНДР, которые для удобства восприятия в данной статье приведены в порядке их географического расположения, начиная от стыка границ РФ-КНР-КНДР и до дельты реки Ялуцзян.

Международный грузопассажирский автомобильный пункт пропуска Цюаньхэ-Вонджонг с китайской стороны расположен в посёлке Цюаньхэ, города Хуньчунь, Яньбянь-Корейского автономного округа (ЯКАО), провинции Цзилинь; с корейской стороны - в посёлке Вонджонг, СЭЗ Расон. Является ближайшим к Японскому морю постоянным пунктом пропуска между Китаем и КНДР и представляет собой погранпереход национального уровня. Расстояние от пункта пропуска Цюаньхэ до порта Раджин составляет 51 км. Погранпереход связывает две интенсивно развивающиеся специальные экономические зоны двух стран: китайскую Демонстрационную зону международного сотрудничества Хуньчунь и северокорейскую СЭЗ Расон. Основу китайского экспорта здесь традиционно составляют промышленные товары, строительные материалы, продукты питания, автомобили. Импорт формируется из морепродуктов, овощей, декоративно-художественных изделий.

Факт нахождения перехода на стыке двух особых экономических зон КНР и КНДР обусловил его динамичное развитие после подписания Соглашения. С 2004 г. пункт пропуска работает без выходных, а в 2010 г. китайская сторона отремонтировала автомобильный мост 1936 г. постройки [30]. В 2012 г. КНР реконструировала северокорейскую автомобильную дорогу Вонджонг-Раджин, сократив время движения грузовиков на данном участке со 100 до 40 минут [18].

В 2014-2018 гг. китайская сторона построила в погранпереходе новый автомобильный мост длиной 549 и шириной 23 метра. Стоимость работ составила 180 млн. юаней [30]. Проложенная по мосту автодорога имеет четыре полосы движения с расчётной скоростью в 60 км/ч, а пропускная способность объекта составляет 15 миллионов тонн грузов в год.

Двусторонний грузопассажирский автомобильный пункт пропуска Шатуоцзы-Себель с китайской стороны расположен в посёлке Шатуоцзы, города Хуньчунь, ЯКАО, провинции Цзилинь; с корейской стороны - в округе Себель, провинции Северный Хамгён. Построенный в 1936 г. погранпереход изначально являлся пассажирским. Грузовые поставки здесь начали осуществляться с 1985 г. Погранпереход в основном используется для импорта северокорейского кальмара в Демонстрационную зону международного сотрудничества Хуньчунь, расположенную в 11 километрах от пункта пропуска и специализирующуюся на переработке морепродуктов [21].

Несмотря на локальное значение пункта пропуска в структуре китайско-северокорейского экономического взаимодействия, в изучае-

мый период здесь также шли активные модернизационные процессы. В 2010-2013 гг. в пункте пропуска Шатуоцзы была проведена реконструкция зданий контрольных служб, увеличившая пропускную способность погранперехода в два раза - до 100 000 тонн грузов и 100 000 человек в год. В 2015 г. на расположенном вблизи пункта пропуска северокорейском острове Рюдо была создана торгово-туристическая Зона экономического развития Кёнвон. Основным инвестором проекта должна была выступить китайская компания Jilin Qidingdong Technology Co., Ltd, которая в 2017 г. начала подготовку местности для строительства [24], однако в 2018 г. ввиду ужесточения международных санкций в отношении КНДР проект был заморожен.

В 2017 г. Китай и Северная Корея договорились о строительстве нового автомобильного моста в пункте пропуска. Министерство коммуникаций КНР включило проект в план 13-й пятилетки (2016-2020 гг.), наметив работы на 2019-2020 гг. [24]. Однако на сегодняшний день не имеется информации о начале или завершении работ. В картографическом сервисе Google Earth изображён лишь старый мост, хотя, согласно проекту, новый мост должен был расположиться в 16 метрах от него. Вместе с тем нереализованные планы по строительству моста не помешали Госсовету КНР в 2018 г. повысить статус погранперехода Шатуоцзы до пункта пропуска национального уровня.

Потенциал данного транспортного направления может быть дополнительно раскрыт в случае реализации проекта железнодорожного пункта пропуска Дяованьцзы-Хунюнни, который предполагается построить в 12 километрах от ныне действующего автомобильного перехода Шатуоцзы-Себель и в 15 километрах от центра города Хуньчунь. В 2014 г. местные власти КНР и КНДР подписали соответствующее соглашение, однако практическая реализация проекта пока не начата [6].

Пункт пропуска Тумэнь-Намьян объединяет под одним названием фактически обособленные друг от друга железнодорожный и автомобильный переходы. Они оба отнесены к пунктам пропуска национального уровня, в связи с чем каждый из них целесообразно рассматривать отдельно.

Первый - международный грузовой железнодорожный пункт пропуска Тумэнь-Намьян. С китайской стороны расположен в городе Тумэнь, ЯКАО, провинции Цзилинь; с корейской стороны - в районе Намьян, округа Онсон, провинции Хамгён-Пукто. Построен в 1932 г. как переход для приграничного торгового сообщения. С 1954 г. используется для международных комбинированных перевозок до портов Раджин и Чхонджин, расстояние до которых 159 и 177 километров соответственно.

Пропускная способность погранперехода составляет 5 млн. тонн, в то время как фактический годовой объём железнодорожных грузоперевозок на данном направлении не превышает 1,5 млн. тонн [40]. Ввиду недостаточной загруженности пункта пропуска китайские власти не придавали значительного внимания развитию самого погран-перехода, ограничившись лишь проведением в 2019 г. реконструкции аварийных зданий и сооружений [7]. Гораздо большие усилия были направлены на развитие прилегающей к погранпереходу инфраструктуры, призванной увеличить объём железнодорожных перевозок на направлении Тумэнь-Намьян. В 2015 г. была реконструирована севе-

рокорейская железная дорога Намьян-Раджин, а в 2020 г. модернизирована китайская железнодорожная станция Тумэнь, получившая возможность принимать грузовые и пассажирские поезда на разных вокзалах [13].

Как ни странно, но важную роль в развитии данного грузового погранперехода играет и туристическое сообщение. С 2014 г. здесь с переменным успехом курсирует специальный туристический поезд, соединяющий город Тумэнь с северокорейской горой Чхильбосан. В ходе четырёхдневного тура пассажиры поезда совершают восхождение на горную вершину, отдыхают на морском побережье, посещают горячие источники [13].

Вторым погранпереходом в паре пунктов пропуска между китайским Тумэнем и северокорейским Намьяном является международный грузопассажирский автомобильный пункт пропуска Тумэнь-Намьян, расположенный в 500 метрах от вышеупомянутого одноимённого железнодорожного погранперехода. Автомобильный мост между указанными городами был построен ещё в 1933 г. Основу китайского экспорта здесь составляют уголь, зерно, машины и оборудование, строительные материалы, продукты питания, лекарства, химические удобрения, товары повседневного спроса. Импорт формируется из стальных слитков, чугуна, ферросилиция [22].

На момент подписания Соглашения пропускная способность по-гранперехода составляла 200 000 тонн грузов и 100 000 человек [22], однако ввиду резкого роста объёмов китайско-северокорейской торговли уже к середине 2000-х гг. пункт пропуска работал на пределе своих возможностей, с двукратным превышением допустимой нагрузки на аварийный мост грузоподъёмностью 20 тонн [16]. Как следствие, в 2015 г. Китай и КНДР подписали "Соглашение о строительстве нового автомобильного моста через пограничную реку в пункте пропуска Тумэнь-Намьян" [16], и уже в 2018 г. мост был запущен в эксплуатацию. Его длина составила 497 метров, ширина - 23 метра. Стоимость - 16,4 миллионов юаней. Мост имеет проезжую часть с четырьмя полосами движения без ограничения по предельной массе транспортных средств. Пропускная способность непосредственно моста как инженерного сооружения составила около 15 миллионов тонн грузов в год [16], а пункта пропуска Тумэнь-Намьян - 600 тысяч тонн грузов.

Автомобильный переход Тумэнь-Намьян является одним из передовых направлений в развитии китайско-северокорейского туризма. Ещё в 2001 г. здесь начали проводиться однодневные пешие туры в КНДР, а с 2014 г. запущен шестичасовой велосипедный тур по приграничной местности Северной Кореи [17]. Кроме того, статус международного пункта пропуска, позволяет гражданам третьих стран использовать данный погранпереход для посещения КНДР в различных целях.

Двусторонний грузопассажирский автомобильный пункт пропуска Кайшаньтун-Самбон с китайской стороны располагается в городе Кайшаньтун, городского округа Лунцзин, ЯКАО, провинции Цзилинь; с корейской - в районе Самбон, провинции Хамгён-Пукто. Погранпереход основан в 1930 г. как пассажирский пункт пропуска для приграничных контактов. При этом с 1933 по 1945 гг. в пункте пропуска Кайшаньтун-Сомбон функционировало железнодорожное

сообщение, однако 3 сентября 1945 г. железнодорожный мост был разрушен. С 1992 г. он действует как грузопассажирский переход. В 2013 г. власти Цзилиня заявляли о планах по восстановлению железнодорожного сообщения [8], которые к настоящему моменту так и не были реализованы.

Несмотря на относительно небольшие размеры погранперехода и довольно скромную грузовую пропускную способность 20 000 тонн в год, пункт пропуска отнесён к категории национального уровня, поскольку основной его специализацией остаётся приграничное пассажирское сообщение. В частности, Кайшаньтун популярен у проживающих в провинции Хамгён-Пукто китайцев и в народе именуется как "погранпереход зарубежных китайцев" [35].

Основу же грузоперевозок здесь составляют: из Китая - продукты питания, лекарства, товары народного потребления; в Китай - сушёные кальмары, грибы мацутаке, сельхозпродукция. Ввиду того что погранпереход в целом удовлетворяет существующим грузовым и пассажирским потребностям, власти КНР не предпринимали активных шагов по его развитию. В 2015 г. реконструкция автомобильного моста Кайшаньтун была включена в "Генеральный план по объединению национальной инфраструктуры на 2014-2035 года" [6], однако проведённая в 2016 г. экспертиза признала существующий мост исправным и соответствующим объёмам транспортного потока [15]. Как следствие, в 2016-2018 гг. власти КНР ограничилась ремонтом контрольно-досмотровых участков и строительством нескольких логистических и складских объектов на территории погранперехода.

Двусторонний грузопассажирский автомобильный пункт пропуска Саньхэ-Хверён с китайской стороны расположен в посёлке Саньхэ, города Лунцзин, ЯКАО, провинции Цзилинь; с корейской стороны - в городе Хверён, провинции Хамгён-Пукто. Основанный в 1930 г. погранпереход находится в 47 километрах от китайского города Лунцзин и в 87 километрах от северокорейского порта Чхонджин. Отнесён к пунктам пропуска национального уровня. Основу китайского экспорта здесь составляют товары повседневного бытового спроса. Импорт преимущественно состоит из минерального сырья и морепродуктов [38].

На момент подписания Соглашения пропускная способность погранперехода составляла 150 тысяч тонн грузов и 150 тысяч пассажиров в год [38]. Однако в 2000-х гг. ввиду развития китайско-северокорейской торговли потребность в грузоперевозках на данном направлении стала значительно превышать возможности погранпе-рехода. Как следствие, в 2012 г. китайская сторона реконструировала пограничный мост и часть досмотровых и складских сооружений, что позволило увеличить пропускную способность перехода до 300 тысяч тонн грузов в год [28]. О том, что предпринятые Китаем усилия были не напрасны, свидетельствует тот факт, что уже в 2015 г. через погранпереход Саньхэ прошло 276 тысяч тонн грузов [38], что почти в два раза превысило прежние возможности погранперехода.

В 2014 г. правительство провинции Цзилинь подготовило предложения по повышению категории погранперехода до пункта пропуска "национального уровня" и присвоения ему статуса международного пункта пропуска, запланировав его полную модернизацию [28], одна-

ко к настоящему моменту была проведена лишь реконструкция пункта досмотра грузов [23].

Рост пассажирооборота на погранпереходе Саньхэ-Хверён во многом обеспечивается благодаря туристическим обменам, поскольку он популярен у китайцев, посещающих северокорейский Чхонджин - административный центр провинции Хамгён-Пукто и третий по численности населения город КНДР. Только в 2015 г. здесь пересекли границу 26 тысяч китайских туристов [38].

Двусторонний грузопассажирский автомобильный пункт пропуска Наньпин-Мусан с китайской стороны расположен в посёлке Наньпин, города Хэлун, ЯКАО, провинции Цзилинь; с корейской -в городе Мусан, провинции Хамгён-Пукто. Погранпереход расположен в непосредственной близости от железорудного месторождения Мусан, что и обуславливает его товарно-грузовую специфику [47]. Основу китайского экспорта здесь составляют горное оборудование, зерно, уголь, бензин, товары повседневного спроса, строительные материалы и транспортные средства. В структуре импорта преобладают железный порошок, чугун, антрацит, древесина, крахмал [47]. Отнесённый к пунктам пропуска национального уровня, с 2005 г. он лидирует среди погранпунктов провинции Цзилинь по объёму товарооборота с КНДР. Только в 2010 г. здесь перевезено 533 тысячи тонн грузов [37].

В связи с востребованностью указанного транспортного направления, в 2001-2020 г. власти КНР приложили значительные усилия к модернизации погранперехода. Так, в 2004 г. здесь был построен новый автомобильный мост, а в 2005 г. - здание инспекционных служб [12]. В 2014 г. китайская сторона возвела новый комплекс зданий пункта пропуска, после чего площадь погранперехода составила 20 тысяч квадратных метров. Как следствие, уже по итогам 2014 г. объем грузооборота автомобильного пункта пропуска Наньпин составил 850 000 тонн [12].

В 2016 г. погранпереход пострадал от сильного наводнения, ликвидация последствий которого стала импульсом для дальнейшей модернизации пункта пропуска. К концу 2017 г. здесь установили интеллектуальную систему таможенного оформления, тем самым сократив время досмотра грузовых транспортных средств [6].

В 2014 г. в "Генеральный план КНР по объединению национальной инфраструктуры на 2014-2035 гг." был включён проект создания железнодорожного пункта пропуска Наньпин-Мусан [6], однако на сегодняшний день данный замысел остаётся нереализованным.

Двусторонний грузопассажирский автомобильный пункт пропуска Гучэнли-Тэхондан с китайской стороны расположен в посёлке Чуншань, города Хэлун, ЯКАО, провинции Цзилинь; с корейской стороны - в посёлке Самджанг, округа Тэхондан, провинции Янгандо. Построенный в 1929 г. погранпереход изначально являлся пассажирским пунктом пропуска. С 1988 г. здесь начали осуществляться грузовые перевозки, а в 1994 г. был построен постоянный автомобильный мост. В 1995 г. пункт пропуска был утверждён как постоянный грузопассажирский погранпереход. На момент подписания Соглашения являлся пунктом пропуска местного уровня.

Основу товарно-грузовой специализации погранперехода составляет поставляемая в КНР северокорейская древесина. Кроме того,

китайский импорт включает железный порошок, чугун, антрацит, а экспорт формируется из товаров повседневного спроса, горнодобывающего оборудования, зерна, бензина [32].

Ввиду важного значения погранперехода Гучэнли в процессе импорта северокорейских природных ресурсов, в первую очередь древесины, в 2000-х гг. власти провинции Цзилинь уделили важное внимание его модернизации. Начало данному процессу было положено в 2007 г., когда правительство ЯКАО выступило с предложением о повышении категории погранперехода Гучэнли до национального уровня [32]. К 2013 г. были реконструированы досмотровые здания и территория погранперехода, построено жильё для сотрудников [32]. Пропускная способность пункта пропуска увеличилась до 600 тысяч тонн грузов и 80 тысяч пассажиров в год. Стоимость работ составила 20 миллионов юаней. В 2018 г. погрнпереход Гучэнли был утверждён в качестве пункта пропуска национального уровня [32].

Кроме того, с 2018 г. власти Китая и Северной Кореи обсуждают проект речного погранперехода Чуншань-Самджанг, который предполагается создать в нескольких километрах от действующего автомобильного пункта пропуска Гучэнли-Тэхондан для организации поездок китайских туристов в КНДР [6].

Служебный переход Шуанмуфэн-Шуантоуфэн по Соглашению предназначался для пересечения границы государственными служащими обеих стран, а также при взаимном согласовании для прохождения товаров и транспортных средств в оговорённый срок. С китайской стороны расположен в посёлке Эрдаобайхэ, уезда Аньту, ЯКАО, провинции Цзилинь; с корейской стороны - в уезде Самджиён, провинции Янгандо.

Главной особенностью пункта пропуска является его нахождение в 20 километрах от культовой для корейцев горы Пэктусан (в китайском варианте - Чанбайшань). Именно близость данной природной и историко-культурной достопримечательности и обусловила интенсивное развитие данного погранпункта, прошедшего путь от служебного перехода до двустороннего грузопассажирского пункта пропуска, ставшего единственным китайско-северокорейским по-гранпереходом, расположенным на сухопутном участке границы, а не на берегу пограничной реки.

В 2009 г. служебному переходу Шуанмуфэн был присвоен статус временного пункта пропуска [42], задачей которого являлся пропуск китайских туристов к горе Пэктусан. В 2012 г. проект развития погранперехода был включён в план 12-й пятилетки (2011-2015 гг.) Государственного управления пунктов пропуска КНР [42]. На модернизацию пункта пропуска было потрачено 150 миллионов юаней [9]: построены здания досмотровых служб, терминал для транзитных пассажиров, оборудовано 5 гектаров дополнительной территории [9]. Как следствие, в 2019 г. Государственный совет КНР утвердил погран-пункт Шуанмуфэн в качестве постоянного двустороннего грузопассажирского пункта пропуска [11].

Примечательно, что модернизация погранперехода шла параллельно с развитием туристского потенциала горы Пэктусан как с китайской, так и с северокорейской стороны: на входящих в хребет Чанбайшань китайских горных вершинах Сенту и Тяньюй были созданы новые курорты, а прилегающий к пункту пропуска посёлок

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эрдаобайхэ в 2019 г. вошёл в число ста лучших китайских населённых пунктов для культурного туризма. В то же время в северокорейском городе Самджиён был построен горнолыжный курорт.

Окончание следует

Литература

1. Kim Samuel S., Lee Tai Hwan. North Korea and Northeast Asia (Asia in World Politics.). Lanham, MA: Rowman & Littlefield, 2002. DOI 10.1017/S0041977X03330356.

2.

^Ж^ШЙ = Соглашение между правительством КНР и правительством КНДР о пунктах пересечения границы и системах управления ими // Сайт Министерства коммерции КНР. URL: http://policy.mofcom. gov.cn/pact/pactContent.shtml?id=859 (дата обращения: 10.09.21).

3.

ta

тт^ш-ттшшхтшшй =

Соглашение между правительством КНР и правительством КНДР о совместном строительстве, управлении и техническом обслуживании автомобильного моста Цзиань-Манпхо // Сайт Министерства иностранных дел КНР https://www.fmprc. gov.cn/web/ziliao_674904/tytj_674911/ tyfg_674913/t947949.shtml (дата обращения: 21.09.21).

4. "фЩД^^^" 2016^ = Ежегодник портов Китая за 2016 год// Государственная статистическая информационная сеть КНР. URL: http://www.tjcn.org/ tjnj/KKK/35780.html (дата обращения: 15.09.21).

5.

= Объявление Управления пунктов пропуска народного правительства города Цзиань о публичных торгах на проект по техническому обслуживанию и ремонту пункта пропуска Лаохушао в городе Цзи-ань // Информационная сеть по государственным закупкам Министерства финансов КНР. URL: http://www.ccgp.gov.cn/cggg/ dfgg/gkzb/201909/t20190929_13013797.htm (дата обращения: 17.09.21).

6. <

мшиш^нд^а^ш мш

МШМШ&ШШМ& = Отчёт инспекционной группы Постоянного комитета НПКС Яньбянь-корейского автономного округа о выполнении "Положений об управлении пунктами пропуска Яньбянь-корейского автономного округа" // Сайт Постоянного комитета НПКС Яньбянь-ко-рейского автономного округа. URL: http:// www.ybrd.gov. cn/monitoring/j dbg/2019-04-09/176390.html (дата обращения: 20.09.21).

7. = Отчёт о работе правительства города Тумэнь за 2019 год // Сайт Народного правительства города Тумэнь. URL: http://www. tumen.gov. cn/zw_2185/j cxxgk/gzbg/202010/ t20201010_168734.html (дата обращения: 21.09.21).

8. = Отчёт о работе правительства провинции Цзилинь за 2013 год // Сайт народного правительства провинции Цзилинь. URL: http://www. jl.gov.cn/zw/jcxxgk/gzbg/szfgzbg/201411/ t20141119_6625523.html (дата обращения: 19.09.21).

9. = Отчёт о работе правительства уезда Аньту за 2018 г. // Сайт Народного правительства провинции города Аньту. URL: http://www. antu.gov. cn/zw_22 92/j cxxgk/gzbg/201912/ t20191203_28484.html (дата обращения: 18.09.21).

10. 2018^Sn^^ftÄ = Перечень утверждённых в 2018 году пунктов пропуска национального уровня // Сайт главного таможенного управления КНР. URL: http://www.customs.gov.cn/ customs/302249/302310/kakfygb/2176495/ index.html (дата обращения: 21.09.21).

11. = Перечень утверждённых в 2019 году пунктов пропуска национального уровня // Сайт главного таможенного управления КНР. URL: http://www.customs.gov.cn/customs/

ztzl86/302310/kakfygb/2659191/index.html (дата обращения: 21.09.21).

12. 2016^ifP

жшт^тштттш^ = ли юйц-

зин, Чжан Дунмэй, Цзинь Цзюнъюй. Отчёт об исследовании зоны приграничного экономического сотрудничества Хэлун в 2016 году // ЙЙЖ^Ш. 2016^Ш, Ш 32^Ш2|Л2016^Ш, 87-89 = Журнал партийной школы Яньбянь, апрель 2016 г., том 32, выпуск 2, стр. 87-89. DOI: 10.16332 / j .cnki.cn22-1302 / d.2016.02.028 (дата обращения: 21.09.21).

13. ^тшаттт^^ттт

ШЩШЖ^Ш = Возобновил работу туристический маршрут железной дороги Цибаошань из китайского города Тумэнь в Северную Корею // Информационный портал "Sohu". URL: https://www.sohu. com/a/329034513_362042 (дата обращения: 16.09.21).

14. ^йД^ЖЛ^АШ'Ш^й = В пункте пропуска Чанбай установлен рекорд по количеству пересечений границы // Служба новостей КНР. URL: http://www. jLchinanews.com/shms/2019-12-16/105030. html (дата обращения: 19.09.21).

15. = Изучение и внедрение положений 18-го национального конгресса Коммунистической партии Китая // Сайт Министерства коммуникаций КНР. URL: http://zizhan.mot. gov.cn/zhuantizhuanlan/qita/zoujinzgjtb/ xinwencehua/xuexiguancheshibada/201606/ t20160623_2048682.html (дата обращения: 20.09.21).

16. ^тшщ сфвдшн-ШИРЖ^

^Щ^ШШШШЖ)) = Китай и Северная Корея подписали "Соглашение КНР и КНДР о строительстве нового моста через пограничную реку в пунктах пропуска Тумэнь-Намьян" // Сайт Министерства иностранных дел КНР. URL: https://www. mfa.gov.cn/web/zwbd_673032/wshd_673034/ t1296816.shtml (дата обращения: 21.09.21).

17. Китай и Северная Корея построят автомобильный мост через реку Тумэнь // Информационное агентство "Жэньмин жибао". URL: http://world.people.com.en/n/2015/0918/ c157278-27604494.html (дата обращения: 21.09.21).

18. Фалпшт^шпмад^

= Китай ускоряет создание важной точки опоры международного сотрудничества в районе реки Тюмень // Сайт журнала "China Securities Journal". URL: http://www.cs.com.cn/xwzx/hg/201208/ t20120823_3468828.html (дата обращения: 20.09.21).

19.

ШЖШ^Ш = Нарастающие звуки у реки Ялу - Обзор экономического развития пунктов пропуска провинции Цзилинь//. Сайт управления по делам Тайваня народного правительства провинции Цзилинь. URL: http://www.huaxia.com/jltwlx/yw/ jlyw/2015/11/4620126.html (дата обращения: 19.09.21).

20. ^ШШШШШШХШЙ^ = Началась реализация проекта реконструкции китайско-корейского пограничного моста // Сайт информационного агентства "China Daily". URL: http://www.chinadaily. com.cn/dfpd/jl/2010-03/17/content_9602587. htm (дата обращения: 17.09.21).

21

^^ЙЙй = Объем импорта кальмаров в порту Шатуоцзы в Хуньчуне резко увеличился и достиг нового максимума // Информационное агентство "Sina. com". URL:http://jl.sina.com.cn/yanbian/ hunchun/2015-07-22/7549.html (дата обращения: 18.09.21).

22. «МАЙ

А Й^Ш^ША = "Один пояс, один путь" в пункте пропуска Тумэнь: с нетерпением ждём увеличения инвестиций в улучшение таможенного оформления // Информационное агентство "China Business News". URL: https://www.yicai.com/news/4668316. html (дата обращения: 19.09.21).

23.

= Оседлав ветер к далёким морям и бескрайнему небу - Обзор развития и открытости Яньбянь-Корейского автономного округа в 2017 году // Сайт "Новости Яньбянь". URL: http://www.ybrbnews. cn/SpecialTopic/2017-12/21/294_169905. html (дата обращения: 21.09.21).

24. ААЙПМШ^^Д^ФШ»

&Ш&Ж.ШШШШШШШЖ =

Ответ на предложение об ускорении строительства китайско-корейской пригра-

ничной торговой зоны на острове Людуо в пункте пропуска Шатуоцзы // Информационное агентство "Торговая сеть Китая". URL:https://jLzhaoshang.net/2017-11-29/616703.html (дата обращения: 21.09.21).

25.

= Открытие первой приграничной товарной ярмарки Китай-Чанбайшань // Информационное агентство "Sohu.com". URL: http://news.sohu.com/20080918/n259626344. shtml (дата обращения: 17.09.21).

26.

= Официально открыт китайско-северокорейские автомобильный пункт пропуска Цзиань-Манпхо // Информационное агентство "Хубэй Жибао". URL: http://news. cnhubei.com/caijing/p/10553646.html (дата обращения: 18.09.21).

27. АА^^МЖ: ЯШПЯХ

= Предложение депутата Всекитайского собрания народных представителей Инь Цин: модернизировать пункт пропуска Тайпин в Даньдуне для развития приграничного туризма // Информационное агентство "Sohu.com". URL: https://www.sohu. com/a/128537771_260616 (дата обращения: 19.09.21).

28. =

= Предложения по модернизации и ремонту пункта пропуска Саньхэ в городе Лунцзин // Сайт Постоянного комитета НПКС Яньбянь-корейского автономного округа. URL: http://www.ybrd.gov. cn/rmdbdh/dychy/2015-07-13/172562.html (дата обращения: 20.09.21).

29. ЗШЙ

= Преподаватели Чжан Цуйчжэнь и Чжан Лучао из Центра исследований экономической дипломатии отправились в город Линьцзян провинции Цзилинь для исследований // Центр исследований экономической дипломатии Китайского университета иностранных дел. URL: http://jjwj.cfau.edu.cn/ art/2019/9/9/art_4129_74969.html (дата обращения: 21.09.21).

30.

АШМЫ^^ШШ = Приёмка китайско-северокорейского автодорожного моста Цюаньхэ-Вонджин через пограничную реку, спроектированного нашим институ-

том // Сайт дорожного управления города Хуньчунь. URL: http://www.hcygs.net/index. php?id=2862 (дата обращения: 19.09.2021).

31. = Провинциальная и городская исследовательские группы прибыли в наш округ для инспектирования работы пункта пропуска // Информационное агентство "Даньдун Ньюз". URL:http://www.ddnews.com.cn/ swxx/content/2018-05/17/content_110687. htm (дата обращения: 21.09.21).

32. ^MS Д ^ = Пункт пропуска Гу-чэнли // Интернет-энциклопедия "Байду". URL: https://www.baike.com/^MSД^ (дата обращения: 21.09.21).

33. = Пункт пропуска Даньдун (автомобильный) // Сайт ассоциации пунктов пропуска КНР. URL: http://kouanxiehui. langye.net/kaifangkouan/yunshufangshi/ gonglukouan/2019-02-19/200.html (дата обращения: 18.09.21).

34. = Пункт пропуска Даньдун (железнодорожный) // Сайт ассоциации пунктов пропуска КНР. URL: http://kouanxiehui.langye.net/kaifangkouan/ yunshufangshi/tielukouan/2019-02-19/199. html (дата обращения: 19.09.21).

35. = Пункт пропуска Кайшантунь (автомобильный) // Сайт ассоциации пунктов пропуска КНР. URL: http://www. caop.org.cn/kaifangkouan/yunshufangshi/ gonglukouan/2019-02-19/165.html (дата обращения: 20.09.21).

36. Д ^ = Пункт пропуска Лао-хушао // Интернет-энциклопедия "Байду".

URL: https://baike.baidu.com/item/^ÄB^ ^ (дата обращения: 20.09.21).

37. Пункт пропуска Нань-пин // Интернет-энциклопедия "Байду". URL: https://baike.baidu.com/ШffД^ (дата обращения: 21.09.21).

38. н^Д^.^тшшшш ш

ШШШШ = Пункт пропуска Саньхэ: важный канал для частого торгового взаимодействия между Китаем и Северной Кореей // Информационное агентство "Sohu". URL: https://m.sohu.com/a/39630125_114812 (дата обращения: 21.09.21).

39. = Пункт пропуска Саньхэ: "Золотой мост"

для торговли между Китаем и КНДР // Информационное агентство "Жэньмин жибао". URL: http://finance.people.com. cn/n/2015/0812/c395539-27451226.html (дата обращения: 19.09.21).

40. ШПД^ = Пункт пропуска Тумэнь // Интернет-энциклопедия "Байкэ". URL: https://www.baike.com/wiki/ ШПД^/ (дата обращения: 17.09.21).

41. = Пункт пропуска Цзиань (железнодорожный) // Сайт ассоциации пунктов пропуска КНР. URL: http://kouanxiehui.langye.net/kaifangkouan/ yunshufangshi/tielukouan/2019-02-19/155. html (дата обращения: 21.09.21).

42. = Пункт пропуска Шу-анмуфэнь // Интернет-энциклопедия "Байкэ". URL: https://www.wanweibaike. com/wiki-ЖЭ^Д^ (дата обращения: 18.09.21).

43. = Пункты пропуска провинции Цзилинь в 2000-х годах // Онлайн-платформа для обмена документами "Даокэ Ба". URL: http://www.doc88. com/p-710683135348.html (дата обращения: 21.09.21).

^ЙШ^Й^М^М^ = Создание пятисоткилометрового экономического пояса реки Ялу и позволит написать новую главу в развитии открытости региона Байшань // Сайт Комиссии по развитию и реформам провинции Цзилинь. URL: http://jldrc. jl.gov.cn/qt/sxzx/201802/t20180228_5224554. html (дата обращения: 21.09.21).

45.

МШшШЖШШ = Терминал пункта пропуска Тайпин в Куаньдяне в первую очередь предназначен для транспортного и торгового сообщения с Северной Кореей // Новостной портал города Дань-дун. URL: http://dandong.liebiao.com/ jiuhuo/271808481.html (дата обращения: 21.09.21).

46. фшшЖ^Й^Ш ФШШТ

ШШШ^ШШШШ = Тур по пересечению китайско-северокорейской реки Тумэнь всё более популярен. Китайские туроператоры исследуют новые направления // Информационное агентство "Байду". URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1638217786 604544415&wfr=spider&for=pc (дата обра-

щения: 19.09.21).

47.

ÄSrt^^^M^ = Улучшение условий таможенного оформления в цзилиньском пункте пропуска Наньпин для удовлетворения внутреннего спроса на порошок железной руды // Сайт Государственного совета КНР. URL: http://www.gov.cn/govweb/ jrzg/2008-08/11/content_1069713.htm (дата обращения: 17.09.21).

48.

= Успешно прошло заседание по рассмотрению технико-экономического обоснования повышения пункта пропуска Тайпинвай города Даньдун до пункта пропуска национального уровня // Сайт департамента торговли провинции Ляонин. URL: http://swt.ln.gov.cn/ywzl/kagz/201906/ t20190612_3505485.html (дата обращения: 18.09.21).

49. 2000^

^■Ё) = Тенденции внешней торговли Северной Кореи в 2000 г. (Сводка) // Сайт Корейского агентства содействия торговле и инвестициям (КОТRА). URL: https://news. kotra.or.kr/user/globalBbs/kotranews/787/ globalBbsDataView.do?setIdx=249&dataIdx= 17&pageViewType=&column=&search=&sea rchAreaCd=&searchNationCd=&searchTrad eCd=&searchStartDate=&searchEndDate=& searchCategoryIdxs=&searchIndustryCateId x=&searchItemCode=&searchItemName=&p age=5&row=10 (дата обращения 20.11.21).

50. 2014^ I = Динамика внешней торговли Северной Кореи в 2014 г. // Сайт Корейского агентства содействия торговле и инвестициям (КОТRА). URL: https://news.kotra.or.kr/user/globalBbs/ kotranews/787/globalBbsDataView.do?setIdx =249&dataIdx=145472&pageViewType=&co lumn=&search=&searchAreaCd=&searchNat ionCd=&searchTradeCd=&searchStartDate= &searchEndDate=&searchCategoryIdxs=&se archIndustryCateIdx=&searchItemCode=&se archItemName=&page=1&row=10 (дата обращения 20.11.21).

51. 2020^ 5V = Тенденции внешней торговли Северной Кореи в 2020 г. (Сводка) // Сайт Корейского агентства содействия торговле и инвестициям (КОТRА). URL: https://news.

kotra.or.kr/user/globalBbs/kotranews/787/ globalBbsDataView.do?setIdx=249&dataIdx = 190049&pageViewType=&column=&searc h=&searchAreaCd=&searchNationCd=&se archTradeCd=&searchStartDate=&searchEn

dDate=&searchCategoryIdxs=&searchIndus tryCateIdx=&searchItemCode=&searchItem Name=&page=1&row=10 (дата обращения 20.11.21).

Roman V. TARANTUL,

Ph.D., in Political Science Degree Applicant, FEFU (Vladivostok, Russia). E-mail: tarantil@rambler.ru

Border Checkpoints as a Chinese Instrument for Strengthening Economic and Political Cooperation with North Korea. Part 1

UDC 339.544 DOI: 10.24866/2542-1611/2021-4/37-55

freight turnover,

export,

import

The article examines China's activity in the development of China, checkpoints with the DPRK in 2001-2020, which is correlated North Korrn, with a gradual growth in the volume of freight traffic between checkpoint, countries in the period under study and an increase in China's share in North Korea's foreign trade. Mainly based on Chinese sources, the article provides an overview of the checkpoints between the PRC and the DPRK. The result of the work is the conclusion that intensive and advanced development of ChineseNorth Korean checkpoints became an important element of PRC's border policy, which ensured the dominant role of Beijing in the foreign economics of DPRK. It was found that during the deterioration of economic and political relations of the DPRK with Russia, South Korea and Japan, China intensively modernized checkpoints with North Korea along the whole border line. This activity played an important role in the formation of China as a key foreign trade partner of the DPRK. This thesis is proved by considering the progress of modernization in 2001-2020 for each Chinese-North Korean checkpoint, and an assessment of the development of border crossing systems between countries.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

For citation: Tarantul R. V. Border Checkpoints as a Chinese Instrument for Strengthening Economic and Political Cooperation with North Korea. Part 1 // Oriental Institute Journal. 2021. № 4. P. 37-55. DOI: 10.24866/25421611/2021-4/37-55

References

1. Kim Samuel S., Lee Tai Hwan. North Korea and Northeast Asia (Asia in World Politics.). Lanham, MA: Rowman & Littlefield, 2002. DOI 10.1017/S0041977X03330356.

2.

ilAKÄffltt^fäSPffÄÄ

Wäf'MW^Ä = Soglashenie mezhdu pravitel'stvom KNR i pravitel'stvom KNDR o punktakh peresecheniya granitsy i

sistemakh upravleniya imi // Sajt Ministerstva kommertsii KNR. URL: http://policy.mofcom. gov.cn/pact/pactContentshtml?id=859 (data obrashheniya: 10.09.21). 3.

Й = Soglashenie mezhdu pravitel'stvom KNR i pravitel'stvom KNDR o sovmestnom

stroitel'stve, upravlenii i tekhnicheskom obsluzhivanii avtomobil'nogo mosta TSzian'-Manpkho // Sajt Ministerstva inostrannykh del KNR https://www.fmprc.gov.cn/web/ ziliao_674904/tytj_674911/tyfg_674913/ t947949.shtml (data obrashheniya: 21.09.21).

4. "ФЦД^^-Ж" 2016^ = Ezhegodnik portov Kitaya za 2016 god// Gosudarstvennaya statisticheskaya informatsionnaya set' KNR. URL: http://www.tjcn.org/tjnj/KKK/35780. html (data obrashheniya: 15.09.21).

5.

^^ = Ob"yavlenie Upravleniya punktov propuska narodnogo pravitel'stva goroda TSzian' o publichnykh torgakh na proekt po tekhnicheskomu obsluzhivaniyu i remontu punkta propuska Laokhushao v gorode TSzian' // Informatsionnaya set' po gosudarstvennym zakupkam Ministerstva finansov KNR. URL: http://www.ccgp.gov.cn/cggg/dfgg/ gkzb/201909/t20190929_13013797.htm (data obrashheniya: 17.09.21).

6. <

МШ

^ЖШйШт^ШёЙШ^ = Otchyot inspektsionnoj gruppy Postoyannogo komiteta NPKS YAn'byan'-korejskogo avtonomnogo okruga o vypolnenii "Polozhenij ob upravlenii punktami propuska YAn'byan'-korejskogo avtonomnogo okruga" // Sajt Postoyannogo komiteta NPKS YAn'byan'-korejskogo avtonomnogo okruga. URL: http://www.ybrd. gov.cn/monitoring/jdbg/2019-04-09/176390. html (data obrashheniya: 20.09.21).

7. = Otchyot o rabote pravitel'stva goroda Tumehn' za 2019 god // Sajt Narodnogo pravitel'stva goroda Tumehn'. URL: http://www.tumen. gov.cn/zw_2 185/jcxxgk/gzbg/202010/ t20201010_168734.html (data obrashheniya: 21.09.21).

8. = Otchyot o rabote pravitel'stva provintsii TSzilin' za 2013 god // Sajt narodnogo pravitel'stva provintsii TSzilin'. URL: http://www. jl.gov.cn/zw/jcxxgk/gzbg/szfgzbg/201411/ t20141119_6625523.html (data obrashheniya: 19.09.21).

9. = Otchyot o rabote pravitel'stva uezda Ап'Ш za 2018 g. // Sajt Narodnogo pravitel'stva

provintsii goroda АпШ. URL: http://www. antu.gov.cn/zw_2292/jcxxgk/gzbg/201912/ t20191203_28484.html (data obrashheniya: 18.09.21).

10. 2018^ШД^№й =

Perechen' utverzhdyonnykh v 2018 godu punktov propuska natsional'nogo urovnya // Sajt glavnogo tamozhennogo upravleniya KNR. URL: http://www.customs.gov.cn/ customs/302249/302310/kakfygb/2176495/ index.html (data obrashheniya: 21.09.21).

11. 2019^ШД^№й =

Perechen' utverzhdyonnykh v 2019 godu punktov propuska natsional'nogo urovnya // Sajt glavnogo tamozhennogo upravleniya KNR. URL: http://www.customs.gov.cn/ customs/ztzl86/302310/kakfygb/2659191/ index.html (data obrashheniya: 21.09.21).

12. 2016А

а^А&Ш^^ШШШЖ^ =

Li YUjtszin, CHzhan Dunmehj, TSzin' TSzyun"yuj. Otchyot ob issledovanii zony prigranichnogo ehkonomicheskogo sotrudnichestva KHehlun v 2016 godu // M 2016^4^, Ш32^Ш2|Л2016 ^Ш, 87-89 = ZHurnal partijnoj shkoly YAn'byan', aprel' 2016 g., tom 32, vypusk 2, str. 87-89. DOI: 10.16332 / j .cnki.cn22-1302 / d.2016.02.028 (data obrashheniya: 21.09.21).

13. ^тшттт^штттт

S^'Rfi^ffl = Vozobnovil rabotu turisticheskij marshrut zheleznoj dorogi TSibaoshan' iz kitajskogo goroda Tumehn' v Severnuyu Koreyu // Informatsionnyj portal "Sohu". URL: https://www.sohu.com/a/329034513_362042 (data obrashheniya: 16.09.21).

14.

= V punkte propuska CHanbaj ustanovlen rekord po kolichestvu peresechenij granitsy // Sluzhba novostej KNR. URL: http://www. jLchinanews.com/shms/2019-12-16/105030. html (data obrashheniya: 19.09.21).

15. ^МШ+АА = Izuchenie i vnedrenie polozhenij 18-go natsional'nogo kongressa Kommunisticheskoj partii Kitaya // Sajt Ministerstva kommunikatsij KNR. URL: http://zizhan.mot.gov.cn/ zhuantizhuanlan/qita/zoujinzgjtb/ xinwencehua/xuexiguancheshibada/201606/ t20160623_2048682.html (data obrashheniya: 20.09.21).

16. ФШ» «ФШШП-МВДМ

= Kitaj i Severnaya Koreya podpisali "Soglashenie KNR i KNDR o stroitel'stve novogo mosta cherez pogranichnuyu reku v punktakh propuska Tumehn'-Nam'yan" // Sajt Ministerstva inostrannykh del KNR. URL: https://www. mfa.gov.cn/web/zwbd_673032/wshd_673034/ t1296816.shtml (data obrashheniya: 21.09.21).

17. Kitaj i Severnaya Koreya postroyat avtomobil'nyj most cherez reku Tumehn' // Informatsionnoe agentstvo "ZHehn'min zhibao". URL: http:// world.people.com.cn/n/2015/0918/c157278-27604494.html (data obrashheniya: 21.09.21).

18. + a ^ ^ n ^ a m & k M a u

= Kitaj uskoryaet sozdanie vazhnoj tochki opory mezhdunarodnogo sotrudnichestva v rajone reki Tyumen' // Sajt zhurnala "China Securities Journal". URL: http://www.cs.com.cn/xwzx/hg/201208/ t20120823_3468828.html (data obrashheniya: 20.09.21).

^19. MMfeil^-ittf^aP

= Narastayushhie zvuki u reki YAlu - Obzor ehkonomicheskogo razvitiya punktov propuska provintsii TSzilin'//. Sajt upravleniya po delam Tajvanya narodnogo pravitel'stva provintsii TSzilin'. URL: http://www.huaxia.com/ jltwlx/yw/jlyw/2015/11/4620126.html (data obrashheniya: 19.09.21).

20. t^a^^&^i^^^ =

Nachalas' realizatsiya proekta rekonstruktsii kitajsko-korejskogo pogranichnogo mosta // Sajt informatsionnogo agentstva "China Daily". URL: http://www.chinadaily.com.cn/ dfpd/jl/2010-03/17/content_9602587.htm (data obrashheniya: 17.09.21).

21.

^ = Ob"em importa kal'marov v portu SHatuotszy v KHun'chune rezko uvelichilsya i dostig novogo maksimuma // Informatsionnoe agentstvo "Sina.com". URL:http://jl.sina.com. cn/yanbian/hunchun/2015-07-22/7549.html (data obrashheniya: 18.09.21).

22. "" imPff:

ASA = "Odin poyas,

odin put'" v punkte propuska Tumehn': s neterpeniem zhdyom uvelicheniya investitsij v uluchshenie tamozhennogo oformleniya // Informatsionnoe agentstvo "China Business News". URL: https://www.yicai.

com/news/4668316.html (data obrashheniya: 19.09.21).

23. IM^^S^B -2017^

= Osedlav veter k dalyokim moryam i beskrajnemu nebu - Obzor razvitiya i otkrytosti YAn'byan'-Korejskogo avtonomnogo okruga v 2017 godu // Sajt "Novosti YAn'byan'". URL: http://www.ybrbnews.cn/SpecialT opic/2017-12/21/294_169905.html (data obrashheniya: 21.09.21).

24.

M = Otvet na predlozhenie ob uskorenii stroitel'stva kitajsko-korejskoj prigranichnoj torgovoj zony na ostrove Lyuduo v punkte propuska SHatuotszy // Informatsionnoe agentstvo "Torgovaya set' Kitaya". URL:https:// jl.zhaoshang.net/2017-11-29/616703.html (data obrashheniya: 21.09.21).

25. tati-^eanii^x

= Otkrytie pervoj prigranichnoj tovarnoj yarmarki Kitaj-CHanbajshan' // Informatsionnoe agentstvo "Sohu.com". URL: http://news.sohu.com/20080918/n259626344. shtml (data obrashheniya: 17.09.21).

26. tü^-SiÄÄPfflif!

= Ofitsial'no otkryt kitajsko-severokorejskie avtomobil'nyj punkt propuska TSzian'-Manpkho // Informatsionnoe agentstvo "KHubehj ZHibao". URL: http://news. cnhubei.com/caijing/p/10553646.html (data obrashheniya: 18.09.21).

27. AAft^MK:

= Predlozhenie

deputata Vsekitajskogo sobraniya narodnykh predstavitelej In' TSin: modernizirovat' punkt propuska Tajpin v Dan'dune dlya razvitiya prigranichnogo turizma // Informatsionnoe agentstvo "Sohu.com". URL: https://www. sohu.com/a/128537771_260616 (data

obrashheniya: 19.09.21).

28.

= Predlozheniya po modernizatsii i remontu punkta propuska San'kheh v gorode Luntszin // Sajt Postoyannogo komiteta NPKS YAn'byan'-korejskogo avtonomnogo okruga. URL: http: //www.ybrd. gov.cn/rmdbdh/ dychy/2015-07-13/172562.html (data

obrashheniya: 20.09.21).

29. + ^

Prepodavateli CHzhan TSujchzhehn' i CHzhan Luchao iz TSentra issledovanij ehkonomicheskoj diplomatii otpravilis' v gorod Lin'tszyan provintsii TSzilin' dlya issledovanij // TSentr issledovanij ehkonomicheskoj diplomatii Kitajskogo universiteta inostrannykh del. URL: http://jjwj. cfau.edu.cn/art/2019/9/9/art_4129_74969. html (data obrashheniya: 21.09.21).

30. ® ^ & i+ $ + m h M - % n ^

= Priyomka

kitajsko-severokorejskogo avtodorozhnogo mosta TSyuan'kheh-Vondzhin cherez pogranichnuyu reku, sproektirovannogo nashim institutom // Sajt dorozhnogo upravleniya goroda KHun'chun'. URL: http:// www.hcygs.net/index.php?id=2862 (data obrashheniya: 19.09.2021).

31. trnÜmnsiMDff

= Provintsial'naya i gorodskaya issledovatel'skie gruppy pribyli v nash okrug dlya inspektirovaniya raboty punkta propuska // Informatsionnoe agentstvo "Dan'dun N'yuz". URL:http://www. ddnews. com. cn/ swxx/content/2018-05/17/content_110687. htm (data obrashheniya: 21.09.21).

32. AMMP^ = Punkt propuska Guchehnli // Internet-ehntsiklopediya "Bajdu". URL: https://www.baike.com/AMM P^ (data obrashheniya: 21.09.21).

33. = Punkt propuska Dan'dun (avtomobil'nyj) // Sajt assotsiatsii punktov propuska KNR. URL: http://kouanxiehui.langye. net/kaifangkouan/yunshufangshi/ gonglukouan/2019-02-19/200.html (data obrashheniya: 18.09.21).

34. = Punkt propuska Dan'dun (zheleznodorozhnyj) // Sajt assotsiatsii punktov propuska KNR. URL: http://kouanxiehui.langye.net/kaifangkouan/ yunshufangshi/tielukouan/2019-02-19/199. html (data obrashheniya: 19.09.21).

^35. ^ ^ ^ № & ( £ & ) P

^ = Punkt propuska Kajshantun' (avtomobil'nyj) // Sajt assotsiatsii punktov propuska KNR. URL: http://www.caop. org.cn/kaifangkouan/yunshufangshi/ gonglukouan/2019-02-19/165.html (data obrashheniya: 20.09.21).

36. ^^^P^ = Punkt propuska Laokhushao // Internet-ehntsiklopediya

"Bajdu". URL: https://baike.baidu.com/item/ ^Ä^P^ (data obrashheniya: 20.09.21).

37. Punkt propuska Nan'pin // Internet-ehntsiklopediya "Bajdu". URL: https://baike.baidu.com/^^P^ (data obrashheniya: 21.09.21).

38. H ^ P ^ : ^^WHI

^MÄ^ffl = Punkt propuska San'kheh: vazhnyj kanal dlya chastogo torgovogo vzaimodejstviya mezhdu Kitaem i Severnoj Koreej // Informatsionnoe agentstvo "Sohu". URL: https://m.sohu. com/a/39630125_114812 (data obrashheniya: 21.09.21).

39. = Punkt propuska San'kheh: "Zolotoj most" dlya torgovli mezhdu Kitaem i KNDR // Informatsionnoe agentstvo "ZHehn'min zhibao". URL: http://finance.people.com. cn/n/2015/0812/c395539-27451226.html (data obrashheniya: 19.09.21).

40. = Punkt propuska Tumehn' // Internet-ehntsiklopediya "Bajkeh". URL: https://www.baike.com/wiki/SHP,^/ (data obrashheniya: 17.09.21).

41. = Punkt propuska TSzian' (zheleznodorozhnyj) // Sajt assotsiatsii punktov propuska KNR. URL: http://kouanxiehui.langye.net/kaifangkouan/ yunshufangshi/tielukouan/2019-02-19/155. html (data obrashheniya: 21.09.21).

42. AS^P^ = Punkt propuska SHuanmufehn' // Internet-ehntsiklopediya "Bajkeh". URL: https://www.wanweibaike. com/wiki-SS^Pff (data obrashheniya: 18.09.21).

43. = Punkty propuska provintsii TSzilin' v 2000-kh godakh // Onlajn-platforma dlya obmena dokumentami "Daokeh Ba". URL: http:// www.doc88.com/p-710683135348.html (data obrashheniya: 21.09.21).

44.

Ü^e^^AM^M^ = Sozdanie pyatisotkilometrovogo ehkonomicheskogo poyasa reki YAlu i pozvolit napisat' novuyu glavu v razvitii otkrytosti regiona Bajshan' // Sajt Komissii po razvitiyu i reformam provintsii TSzilin'. URL: http://jldrc.jl.gov. cn/qt/sxzx/201802/t20180228_5224554.html (data obrashheniya: 21.09.21).

45. Sft^fgPffMP^^i^^^

= Terminal punkta propuska Tajpin v Kuan'dyane v pervuyu ochered' prednaznachen dlya transportnogo i torgovogo soobshheniya s Severnoj Koreej // Novostnoj portal goroda Dan'dun. URL: http://dandong. liebiao.com/jiuhuo/271808481.html (data obrashheniya: 21.09.21).

46. Фшшгодаш^хш ф аштшш^шшт = Tur po

peresecheniyu kitajsko-severokorejskoj reki Tumehn' vsyo bolee populyaren. Kitajskie turoperatory issleduyut novye napravleniya // Informatsionnoe agentstvo "Bajdu". URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1638217 786604544415&wfr=spider&for=pc (data obrashheniya: 19.09.21).

47.

^а^ШШШ^ = Uluchshenie uslovij tamozhennogo oformleniya v tszilin'skom punkte propuska Nan'pin dlya udovletvoreniya vnutrennego sprosa na poroshok zheleznoj rudy // Sajt Gosudarstvennogo soveta KNR. URL: http://www.gov.cn/govweb/ jrzg/2008-08/11/content_1069713.htm (data obrashheniya: 17.09.21).

48. ^^Af^PffM^H-^

^^ = Uspeshno proshlo zasedanie po rassmotreniyu tekhniko-ehkonomicheskogo obosnovaniya povysheniya punkta propuska Tajpinvaj goroda Dan'dun do punkta propuska natsional'nogo urovnya // Sajt departamenta torgovli provintsii Lyaonin. URL: http://swt.ln.gov.cn/ywzl/kagz/201906/ t20190612_3505485.html (data obrashheniya: 18.09.21).

49. 2000^ Ц&оI

(,2.^-Ё) = Tendentsii vneshnej torgovli

Severnoj Korei v 2000 g. (Svodka) // Sajt Korejskogo agentstva sodejstviya torgovle i investitsiyam (KOTRA). URL: https://news. kotra.or.kr/user/globalBbs/kotranews/787/ globalBbsDataView.do?setIdx=249&dataIdx= 17&pageViewType=&column=&search=&sea rchAreaCd=&searchNationCd=&searchTrad eCd=&searchStartDate=&searchEndDate=& searchCategoryIdxs=&searchIndustryCateId x=&searchItemCode=&searchItemName=&p age=5&row=10 (data obrashheniya 20.11.21).

50. 2014^

= Dinamika vneshnej torgovli Severnoj Korei v 2014 g. // Sajt Korejskogo agentstva sodejstviya torgovle i investitsiyam (KOTRA). URL: https://news.kotra.or.kr/user/globalBbs/ kotranews/787/globalBbsDataView.do?setIdx =249&dataIdx=145472&pageViewType=&co lumn=&search=&searchAreaCd=&searchNa tionCd=&searchTradeCd=&searchStartDate =&searchEndDate=&searchCategoryIdxs=& searchIndustryCateIdx=&searchItemCode= &searchItemName=&page=1&row=10 (data obrashheniya 20.11.21).

51. 2020^ Ц&оI = Tendentsii vneshnej torgovli Severnoj Korei v 2020 g. (Svodka) // Sajt Korejskogo agentstva sodejstviya torgovle i investitsiyam (KOTRA). URL: https://news.kotra.or.kr/user/globalBbs/ kotranews/787/globalBbsDataView.do?setIdx =249&dataIdx=190049&pageViewType=&co lumn=&search=&searchAreaCd=&searchNa tionCd=&searchTradeCd=&searchStartDate =&searchEndDate=&searchCategoryIdxs=& searchIndustryCateIdx=&searchItemCode= &searchItemName=&page=1&row=10 (data obrashheniya 20.11.21).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.