УДК 338(100) и.С. Троекурова
ВЗАИМОВЫГОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН СВА В РАМКАХ РАСШИРЕННОЙ ТУМАН ГАНСКОЙ
ИНИЦИАТИВЫ
В статье обоснована экономическая целесообразность перспективного экономического сотрудничества в Расширенной Туманганской инициативе для России, КНР, КНДР Японии и Республики Корея. Доказана возможность совместных проектов в энергетике, создании транспортной инфраструктуры, переработке минерального сырья и морских ресурсов, древесины, развитии сельского хозяйства и туризма.
Ключевые слова: Расширенная Туманганская инициатива, совместные проекты, перспективное экономическое сотрудничество.
I.S. Troyekurova
MUTUALLY BENEFICIAL ECONOMIC COOPERATION OF THE COUNTRIES OF NORTH-EAST ASIA IN THE FRAMES OF THE GREATER TUMEN INITIATIVE
The article grounds the economic advisability of perspective economic cooperation in the context of The Greater Tumen Initiative (GTI) for the Russian Federation, China, the Democratic People's Republic of Korea, Japan and the Republic of Korea. The author proved the possibility of joint projects in energy sector, creation of transport infrastructure, processing of mineral raw materials and marine resources, timber and the development of agriculture and tourism.
The key words: The Greater Tumen Initiative, joint projects, perspective economic cooperation.
В последнее время российские политические и экономические круги проявляют повышенное внимание к опыту стран АТР по преодолению отсталости и изменению структуры экономики. Сложившаяся специфика экономического взаимодействия отдельных территорий АТР представляет особый интерес для российского Дальнего Востока, географически близкого к этому самому динамично развивающемуся региону мира.
Высокая степень экономической взаимозависимости и взаимной дополняемости стран региона привела к появлению на отдельных территориях зон экономического роста (ЗЭР). Их существование создает благоприятные условия для ускоренного развития географически близких территорий на основе эффективного использования имеющихся ресурсов и как результат - для повышение уровня жизни местного населения.
Поскольку ЗЭР находятся на территории нескольких государств, их возникновение и развитие возможно только при наличии правительственной поддержки, особенно на стадии формирования. ЗЭР не только выживают, но и достигают процветания за счет активности прежде всего частного сектора, способного наиболее эффективно использовать широкие экономические возможности, создаваемые на их территориях. В случае успешного развития ЗЭР преимущества автоматически распространяются на всю страну-участника. Так как экономика ЗЭР ориентируется на производство экспортных товаров и услуг размер регионального рынка для них не имеет большого значения.
Наиболее результативной ЗЭР является Южный треугольник экономического роста, который был сформирован в 1989 г., объединив Сингапур, штат Джохор в Малайзии и провинцию Риау в Индонезии (Singapore -Johor - Riau, или SIJORI). В середине 1980-х гг в связи с
началом структурной перестройки промышленности Сингапура, ростом потока транзитных пассажиров и увеличением спроса населения на высококачественное продовольствие у этой страны возникла потребность в выносе трудоемких и ресурсоемких производств. По времени все эти изменения удачно совпали с экономической либерализацией в Малайзии. В результате в Джохор устремились иностранные инвестиции, породившие строительный бум, была построена вторая дамба, связывающая его с Сингапуром.
По мере того как Сингапур уступал свою позицию одного из мировых лидеров в производстве электроники, страна начала искать новые пути развития экономики в XXI в. Правительство планировало финансирование высокотехнологичных отраслей - фармацевтику и генетику.
Первая сингапурская биотехнологическая компания S*Bio была создана в 2000 г. В 2005 г на рынке работало уже пять компаний, использующих биотехнологические методы (две фармацевтические, две - по исследованию стволовых клеток и одна - по производству биомедицинского оборудования). В 2010 г. в Сингапуре будут работать 15 биотехнологических предприятий мирового класса.
Перспективный проект в области биотехнологий - уникальный научный центр «Биополис» (введен в 2003 г.) стоимостью 500 млн дол. Уже сейчас в стенах этого (одного из крупнейших в мире) биотехнологического кластера работают 9 биотехнологических и фармакологических институтов, а также размещаются научно-исследовательские филиалы крупных международных корпораций - Novartis AG, Pfizer, Lonza и GlaxoSmithKline [8]. Руководство швейцарской компании Novartis AG инвестировало 700 млн дол. в строительство биотехноло-
гического предприятия в Сингапуре, которое начнет функционировать в 2012 г. С 2007 г здесь уже работает подобное предприятие (инвестиции - 180 млн дол.) [6]. Genentech Inc, вторая в мире по величине биотехнологическая компания, также инвестировала 140 млн дол. в строительство предприятия в Сингапуре. Ожидается, что компания получит лицензию на работу уже в начале 2010 г. [7].
К 2025 г. планируется довести общий объем продукции биомедицинского производства до 25 млрд дол. Одним из направлений развития биотехнологий станет превращение Сингапура в центр медицинского туризма, где пациенты смогут проходить курс относительно дешевого лечения в терапевтических центрах крупных международных корпораций, в первую очередь пациенты, для лечения которых требуются стволовые клетки. Среди компаний, уже запланировавших подобные центры, - EC Cell и Cordlife.
Малайзия также начинает занимать место в индустрии биотехнологий: вблизи международного аэропорта Куала-Лумпура строится центр биотехнологий «Biovalley Malaysia» с инвестициями 450 млн евро. Предполагается создание в стране биотехнологического центра: в течение 8 - 10 лет будут основаны 150 новых биотехнологических фирм с инвестициями 10,5 -12,5 млрд дол. Вначале правительство осуществило инвестиции в инфраструктуру - строительство трех научно-исследовательских институтов (аграрно-биотехноло-гического, фармацевтического и молекулярно-биоло-гическиого). Они должны играть роль инкубаторов инновационных исследований, готовить специалистов и поддерживать создание биотехнологических предприятий. Крупные фирмы (Inproser Technologies) займут место в «Biovalley».
В Малайзии в 2006 г. стартовал самый масштабный инвестиционный проект в истории этого государства. Более 100 млрд дол. будет вложено в штат Джохор, который должен стать центром международного бизнеса, инвестиций, культуры, туризма. В ближайшие 5 лет инвестиции составят 13 млрд дол. К 2025 г проект будет завершен, а экономика штата должна выйти на темпы роста 7% в год, будет создано 800 тыс. новых рабочих мест [3, с. 73].
Сингапур не обладает свободными территориями для ведения сельского хозяйства, поэтому страна стала пионером в развитии аграрных технопарков: были образованы 10 агротехнических парков, где специалисты в зоологии, микробиологии, генетики, биохимии, ветеринарии, энтомологии и биотехнологии разрабатывают принципиально новые технологии выращивания овощей и фруктов, разведения рыбы и использования морепродуктов.
В малазийском штате Джохор на основе разработанных в Сингапуре биотехнологий выращивается экологически чистая сельскохозяйственная продукция. В штате сосредоточено 20% обрабатываемых земель Малайзии, на которых возделываются сельскохозяйственные культуры и разводится скот. На соседних индонезийских островах Риау размещаются современные животноводческие хозяйства, где используются результаты научных исследований Сингапура, а продукция экспортируется в город-государство.
В среднесрочной перспективе можно ожидать сохранения тенденций реструктуризации промышленно-
го сектора экономики Сингапура за счет переноса в соседние страны изготовления относительно простых видов бытовой и промышленной электроники, запчастей и комплектующих для компьютеров и периферийных устройств, трудоемких производств, не требующих высокой квалификации. На территории Сингапура (за счет активного привлечения иностранных инвестиций) будут осуществляться разработка и производство наиболее перспективных видов продукции фармацевтики, биотехнологий, нефтехимии и химии, наиболее сложных изделий фотоники и электроники (специализированных микросхем, ЖКУ, новейших видов запоминающих устройств), отдельных видов продукции аэрокосмической промышленности (обслуживание и ремонт авиационных двигателей, гидравлики), специального судостроения (оборудования для разведки и добычи углеводородного сырья на шельфе), систем и технологий охраны окружающей среды.
Провинция Риау и штат Джохор также проводят реструктуризацию своей экономики: растет значение обрабатывающих отраслей, создается инфраструктура, увеличивается приток иностранных инвестиций.
Учитывая положительный опыт Южной ЗЭР для всех участвующих сторон, в странах Северо-Восточной Азии (СВА) началась разработка проекта по освоению территории реки Туманной, включающей часть Яньбянь корейской автономной области провинции Цзилинь (КНР), южную часть Приморского края - Хасанский район (Россия) - и часть провинции Северный Хамген (КНДР).
Самая заинтересованная сторона в проекте - КНР (провинция Цзилинь), так как все экспортно-импортные перевозки провинций Хэйлунцзян, Цзилинь и восточной части автономного района Внутренняя Монголия осуществляются через провинцию Ляонин и ее порты Далянь, Инкоу и Цзиньчжоу по крайне перегруженной железной дороге Харбин - Чанчунь - Шэньян -Далянь. Хотя всего в 13 км (рядом со станцией Хасан, Россия) находится Японское море.
В 1991 г Программа развития ООН подготовила доклад «Программа развития зоны Туманган», в котором в течение 20 лет в район необходимо было инвестировать свыше 30 млрд дол. и основать международную зону площадью свыше 1 000 кв. км в треугольнике Рад-жин (КНДР) - Хуньчунь (КНР) - Посьет (Россия), на базе которого создать зону развития площадью 10 000 кв. км в треугольнике Чхонджин (КНДР) - Яньцзи (КНР) -Владивосток [4, с. 38].
В 1995 г представители России, КНР, КНДР, Монголии и Республики Корея подписали соглашения по освоению зоны Туманган, что предоставило юридические гарантии для международного сотрудничества. Однако из-за разных темпов развития зоны (существовали территориальные, законодательные проблемы и другие препятствия) в тот период не было возможности реализовать проект создания международной зоны в ее первично запланированном виде. Каждая страна-участница Туманганской зоны начала самостоятельно осуществлять проекты.
Регион Туманганского проекта обладает значительным потенциалом для развития глобальной экономики в ХХ1 в. Если устье реки Туманган принять за центр, то в радиусе 1 000 км будут находиться Северо-Восточный Китай, КНДР почти вся Республика Корея, юго-вос-
точная часть российского Дальнего Востока, остров Хоккайдо и северная часть острова Хонсю. Здесь заключены огромные потенциальные возможности для международного сотрудничества. Район богат минеральными ресурсами, гидроэнергией, древесиной, биологическими и морскими ресурсами. В регионе сконцентрирован российский и китайский научный потенциал, важную роль могут сыграть японские и южнокорейские высокие технологии, поэтому можно развивать высокотехнологичное производство. Все это создает условия для развития обрабатывающей промышленности, направленной на экспорт Регион - место для развития туризма, страхового и банковского дела, сервисного обслуживания.
Разнообразна сырьевая база российской части Ту-манганского проекта: разведанные месторождения полезных ископаемых (фарфорового, строительного и облицовочного камня, карбонатных пород, строительного песка, перлитов и цеолитов, торфа и каменного угля). Регион богат древесиной, в том числе редких пород. В настоящее время в Хасанском районе строится деревообрабатывающий комплекс. Ведущие отрасли в экономике Хасанского района - транспорт, судоремонт, рыбная отрасль, интенсивно развивается искусственное воспроизводство марикультуры. В рамках Тумангана реализуется проект по культивированию ценных морских беспозвоночных и водорослей (гребешка, тихоокеанской мидии, трепанга, ракообразных, ламинарии) и их реализации на внутреннем и внешнем рынках.
В настоящее время создан Туманганский транспортный коридор: построена железная дорога Хуньчунь (КНР) - Зарубино (РФ), открыт железнодорожный по-гранпереход Махалино, построен российско-китайский Хуньчунский автодорожный погранпереход. В портах Зарубино и Посьет действуют погранпереходы, а от них к погранпереходу Хуньчунь создана международная линия перевозок, которая помогала ускорить развитие российской части Тумангана, построены шоссейные дороги от Владивостока до Хуньчуня и от Краскино до Владивостока. В 2003 г был открыт железнодорожный пограничный переход Хуньчунь (КНР) - Камышовая (РФ) (перевозка до 3 млн т грузов в год). Помимо железнодорожных и автомобильных пунктов пропуска в районе действуют три порта, которые осуществляют международные морские перевозки грузов и пассажиров - Зарубино, Посьет и Славянка.
Благодаря участию России в Туманганском проекте в последние годы появился транспортный путь от Хуньчуня и Зарубино к южнокорейскому Пусану и японскому порту Июисаньдао. Получили развитие грузоперевозки от Хуньчуня через Посьет к южнокорейскому порту Пусан и японскому порту Акита.
В 2008 г был открыт регулярный сухопутно-морской транспортный маршрут, который начинается в г. Хуньчунь (КНР) и по суше достигает порт Зарубино (РФ), затем через порт Сокчхо (Республика Корея) тянется до гНиигата (Япония). По новому транспортному коридору на доставку грузов из Северо-Восточного Китая в Японию потребуется не более 2 дней, что позволит значительно снизить себестоимость грузоперевозок. Уставный капитал компании 3 млн дол., доля КНР России, Республики Корея и Японии - соответственно 16, 17, 51 и 16% [2, с. 7].
Через российский порт Посьет в японский Акита открыта регулярная линия контейнерных перевозок, начала действовать комбинированная линия грузопассажирских перевозок по суше и по морю между Хуньчу-нем (КНР), Зарубино (Россия) и Шуцао (Республика Корея) и открылась трасса Яньцзи - Сеул.
В районе Туманган большое значение приобрел трансграничный туризм. Около 30 тыс. туристов в год проходит по маршруту Хуньчунь - Славянка - Владивосток. В Хасанском районе открыто регулярное сообщение с КНР по маршруту Славянка (РФ) - Краскино (РФ) -Хуньчунь (КНР). С 2000 г выполняются чартерные авиарейсы по маршруту Яньцзи - Владивосток и Чанчунь -Владивосток, что также позволило увеличить поток туристов в китайскую зону проекта «Туманган». С 2003 г. паромное сообщение, которое выполняет южнокорейское судно «Дончун», включило и порт Владивосток. Морской маршрут Владивосток - Зарубино - Сокчхо стал популярен среди южнокорейских туристов.
По маршруту Сокчхо - Зарубино - Хуньчунь ежегодно проходит более 40 тыс. южнокорейских транзитных туристов, направляющихся на священную гору Пэктусан, на отроги гор Чанбайшань, признанных ЮНЕСКО Всемирным биосферным заповедником. Район знаменит богатой и разнообразной природой, где приморские пляжи соседствуют с цветущими равнинами и горами. Зарубежных туристов привлекает возможность посетить сразу три соседних страны - Россию, Китай и КНДР обладающие разными культурными достопримечательностями и уникальной природой. Поэтому Всемирная туристическая организация ставит цель превращения низовий реки Туманган в центр познавательного и экологического туризма.
В настоящее время создается туристско-экскурси-онный центр «Русьинтур -Туманган» в бухте Алеут Хасанского района, включающий 18 постоянно действующих туристско-экскурсионных и экологических маршрутов по живописным уголкам района. Общая стоимость проекта - 2,631 млн дол., в том числе необходимые инвестиции - 1,076 млн дол. - будут предоставлены на условиях венчурного финансирования.
Китай на практике осуществляет свое участие в Туманганском проекте: создано 10 СЭЗ, образующих новую открытую структуру, в центре которой находятся города Чанчунь и Хуньчун; построена железная дорога, соединяющая Хуньчун - Яньцзи - Цзилинь - Чанчунь, приграничные зоны Хуньчун, Тумынь, Лунцзинь, Аньту, Чанбай, Линьцзян и Цзиань.
Для развития зоны Туманганского проекта в 70 км от г. Хуньчунь построены международный аэропорт, отели, имеющие все необходимые коммуникации, в том числе и спутниковую связь. В 2007 г. в г Хуньчунь начато строительство промышленного парка «Хуньчунь - Россия». Он будет расположен в толлинговой зоне Хуньчунь, ориентированной на внешний рынок, рядом с зоной приграничного экономического сотрудничества и китайско-российской перегрузочной станции.
Благодаря освоению промышленного парка обе стороны будут сотрудничать в создании совместных компаний, разработке плана развития парка, строительстве инфраструктуры, привлечении инвестиций, техники и специалистов, а также в совместном управлении экономической деятельностью. В промышленном пар-
ке китайская сторона предоставит максимальные льготы в области таможенного контроля, налогообложения и землепользования, а российская сторона отменит ограничения в растаможивании грузов и доступе на рынок.
В Северо-Восточном Китае и Монголии формируются новые (или получают новое направление вместо Даляня) грузопотоки массовых грузов (зерно, соя, бобы, кукуруза, уголь, руды) и контейнерных грузов (из СЭЗ Хуньчунь, Тумэнь, Яньцзи, промышленных районов Харбина, Гирина, Чаньчуня). Переориентация грузоперевозок с порта Далянь на Зарубино позволит сэкономить на транспортных расходах и разгрузить китайскую железную дорогу, а также принести России плату за транзит китайских грузов по 80 км приморской территории.
На территории зоны «Туманган» действует лесоводческий и деревообрабатывающий комплекс «Сэнь-линьшань», который производит более 50 видов продукции из древесины, занимается экологическим туризмом на отрогах гор Чанбайшань, а также выращиванием цветов, фруктов, разведением лесных птиц и зверей. Многие виды продукции из «Сэньлиньшаня» имеют награды международных выставок и идут на экспорт в том числе и на российский Дальний Восток.
За последние годы построены российско-китайский Хуньчуньский и китайско-северокорейский Цзюаньхэ-ский автодорожные погранпереходы, пропускная способность каждого из них - 600 тыс. т грузов и 600 тыс. человек в год. Завершено строительство российско-китайского комплекса приграничной торговли в г Хуньчунь, открыт китайско-северокорейский рынок приграничной торговли Цзюаньхэ, планируется открытие Фан-чуаньского комплекса приграничной торговли и последующего превращения его в международную ЗСТ с участием РФ, КНДР, Республики Корея и Японии.
Существует реальная возможность создания стабильного пассажиропотока между провинцией Цзилинь и Республикой Корея (с возможным продолжением до Японии), связанного с поездками этнических корейцев, проживающих в провинции Цзилинь и префектуре Тот-гори. Использование для этих целей порта Посьет (За-рубино) и перехода Краскино - Хуньчунь дает выгоды Приморскому краю от транспорта и транзитно-туристи-ческих услуг В Хуньчуне открыта китайско-корейская зона торговли между городами на реке Цзюаньхэ. Намечено создание аналогичной зоны в Фанчуани и развитие там торговли с Россией и КНДР а в конечном итоге - превращение ее в зону международной свободной торговли, связывающей КНР с Японией, Республикой Корея и другими странами.
В КНДР развитие проекта «Туманган» было связано с развитием особой экономической зоны «Расон». К 2010 г. предполагалось создание крупной промышленной зоны с грузооборотом трех портов (Раджин, Сон-бон, Чхончжин) более 100 млн т. Зона «Расон» должна была превратиться в международный торговый центр, комплексный центр экспортной переработки, туризма и банковского дела.
В КНДР зарегистрировано совместное предприятие для реализации проекта «Хасан - Раджин» в зоне «Расон» на срок 49 лет с распределенной долей в уставном капитале 70% у российской стороны и 30% - у се-
верокорейской. Согласно существующим договоренностям, российская сторона вносит инвестиции, северокорейская - имущественные права на порт (3-й причал и прилегающая территория) [1, с. 6].
Приоритетной задачей остается создание Туманган-ского транспортного коридора. Нуждается в модернизации участок дороги Вончон - Раджин (65 км) в зоне «Расон» с инвестициями 100 млн дол. необходимо модернизировать железнодорожную сеть, особенно звено, связывающее города Туман и Раджин.
Первоначально КНДР начала активно создавать зону «Расон»: были приняты правовые акты, создающие инвесторам льготные условия для работы, предоставлены экономические преференции. Здесь планировалось производство одежды, синтетической кожи, тканей, деревообработка, производство мебели и деревянного домостроения, в чем заинтересованы потребители в Японии, США и Республике Корея, а также рыбопереработка, производство рыбных консервов и морепродуктов. Однако, к сожалению, многие перспективные проекты до сих пор не реализованы. Осознавая нестабильность внешнеполитического курса политической элиты КНДР южнокорейские и японские инвесторы не торопятся рисковать финансовыми средствами и вкладывать их в проект [5, с. 15].
Из всех стран-участниц Туманганского проекта лишь Монголия имеет возможность использовать (и использует) международное право «лендбриджа» (мост через страну) - требовать обеспечения выхода к морю страны, не имеющей такого выхода. Поскольку Монголия интенсивно ведет небезуспешные поиски угля, железных и полиметаллических руд, урана, нефти и других природных ресурсов в восточной части (район Чойбал-сан - Халхин-гол), она заинтересована в создании транспортной связи этого района с морем и поэтому свое участие в проекте «Туманган» определила очень четко: создание моста через страну к портам Японского моря.
Япония не входит в проект «Туманган», но является самым развитым государством СВА, поэтому имеет большое значение в освоении и сотрудничестве в регионе. Хотя в зоне Тумангана двустороннее и многостороннее сотрудничество между Китаем, Россией и Республикой Корея довольно развито, ключевыми факторами прогресса являются капитал и технологии. Взаимодополняемость государств региона предоставила им сравнительные преимущества международного разделения труда, однако капиталов и технологий по-прежнему не хватает. Это дает возможность Японии быть крупным инвестором в регионе, использовать стратегические преимущества страны с развитыми технологиями, лидировать в системе регионального разделения труда.
В течение длительного времени Япония предпринимает попытки устранить неравномерное экономическое развитие своих территорий. Часть Японии, омываемая Тихим океаном, является развитой, в то время как районы, омываемые Японским морем, отстают в развитии. Зона «Туманган» в будущем должна будет дать Японии выход на огромный рынок, доступ к природным ресурсам, рабочей силе, что привело бы к экономическому развитию региона Японского моря.
Правительство Республики Корея, всегда являющееся одним из наиболее последовательных сторонников Туманганского проекта, не только выделяет средства, но и принимает участие в обсуждении многих вопросов по открытию границ и расширению торговли, созданию Транскорейской магистрали, туризма и других форм сотрудничества.
В 2005 г в Чанчуне было принято решение сменить название проекта на «Расширенная Туманганская инициатива» (РТИ), а заседание Консультативной комиссии провести во Владивостоке в 2007 г Выбор Приморья как коммуникативной площадки не случаен. Сейчас интерес иностранного бизнеса к инвестиционным проектам на Дальнем Востоке стремительно растет. Основную роль здесь играет новая ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», которая позволит привлечь финансовые и технологические ресурсы для интеграции хозяйственных комплексов России и стран СВА. Большое значение в выполнении этих задач отводится именно РТИ, учитывая ее высокий международный статус, а также тот факт, что она является координирующим механизмом межправительственного сотрудничества в регионе.
В мероприятиях во Владивостоке участвовали более 100 представителей ООН, правительств стран-участниц РТИ, представители бизнеса из стран АТР, Великобритании, Германии и США. Владивосток стал площадкой для обсуждения дальнейших перспектив развития приграничного сотрудничества в рамках РТИ. На заседании Консультативной комиссии обсуждались актуальные вопросы развития региона, планирование проектов по развитию территории и мероприятий на ближайшие несколько лет по приоритетным направлениям (инвестиции и торгово-экономическое сотрудничество, транспорт, туризм, экология, энергетика и телекоммуникации) в целях развития регионального сотрудничества и интеграции.
РТИ постепенно начинает структурироваться: созданы Деловой консультативный совет РТИ для обеспечения взаимодействия между государствами и бизнесом и формирования благоприятной предпринимательской среды; Энергетический совет для строительства инфраструктуры для экспорта нефти (нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан») и газа («Алтай» и с проектов Сахалина), а также обсуждаются глобальные проекты по транспортировке электроэнергии из России в Китай, из России - в КНДР и Республику Корея (проекты «Корея - 1» и «Корея - 2»).
Однако китайские провинции Цзилинь и Хэйлунц-зян нуждаются в выходе к морю, есть в этом интерес и у Японии, и у Республики Корея, чьи производства размещены в этих провинциях. Ближайший к ним порт расположен в приморской бухте Троица (поселок Заруби-но). Однако РФ пока не модернизирует порты, желая иметь гарантии по объемам грузов, а китайские и корейские партнеры не дают их, поскольку не знают, какова будет пропускная способность модернизированных портов. Более внятная позиция и конкретные шаги российской стороны пока не просматриваются, оста-
ются на уровне многолетних разговоров, а китайская ищет альтернативный выход к морю, в том числе и через порт Раджин (КНДР). Для морских портов Приморья ориентация транспортного потока из стран АТР на Раджин станет серьезной проблемой.
Пока инициатива в осуществлении РТИ принадлежит КНР и наиболее заметно осуществляется путем возведения торгово-промышленного комплекса «Пограничный - Суйфэньхэ». Для участия в РТИ руководство России должно инициировать проекты по масштабу не меньшие, чем китайские, но действующие в дальнейшем по правилам, которые будет определять российская сторона. Для этого должен использоваться российский капитал. Необходимо, чтобы сырье перерабатывалось на предприятиях с российской стороны и только потом в виде готовой продукции поставлялось на внутренний и международный рынки. Перехватить у КНР инициативу в освоении территории РТИ можно, построив для целевых переселенцев новые города и поселки, которые в будущем станут интеллектуальными, технологическими и культурными центрами на российском Дальнем Востоке.
Однако РТИ очень нуждается в поддержке АзБР, Мирового банка, Японии, Республики Корея и других инвесторов, так как средства, требующиеся на создание инфраструктуры Туманганской зоны, значительны. Возможны три способа аккумулирования необходимых средств. Во-первых, увеличение степени участия ПРООН, так как проект осуществляется под эгидой этой программы, АзБР, ЕБРР Во-вторых, создание Банка развития СВА. В-третьих, создание нового финансового института (Инвестиционного фонда РТИ) для аккумулирования инвестиций частного сектора. Представляется, что все варианты заслуживают поддержки и взаимно не исключают друг друга.
Сейчас, когда правительство России обозначило свою политику в отношении Дальнего Востока, участие в РТИ может быть полезным в плане привлечения иностранного капитала, технологий, управленческого опыта и по многим другим направлениям. Процесс реализации РТИ идет трудно и медленно, но другой альтернативы для развития этого региона нет Конкретных, материально осязаемых результатов его деятельности еще предстоит достигнуть.
1. Дальневосточный капитал. 2008. № 8.
2. Дальневосточный капитал. 2008. № 10.
3. Малайзия готовит ответ Сингапуру // Эксперт. 2006. № 42.
4. Туманган: долгосрочный международный политико-экономический проект в Северо-Восточной Азии // Экспресс-информация / Институт Дальнего Востока РАН. 2002. № 10.
5. Российский Дальний Восток в Азиатско-Тихоокеанском регионе / отв. ред. П.А.Минакир. РАН. ДВО. Институт экономических исследований; Фонд мира Сасакава. Хабаровск: РИОТИП, 2006.
6. URL: http://www.alliance-healthcare.ru/newsview.aspx? id=181
7. URL: http://www.house-building.org.ua/novini/vest_779.html
8. URL: http://www.inno.ru/press/articles/