УДК 339.9(518) Севастьянов Сергей Витальевич
доктор политических наук, доцент, профессор кафедры международных отношений Восточного института - Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета
Волынчук Андрей Борисович
кандидат географических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории международных институтов и многостороннего сотрудничества АТР Дальневосточного федерального университета
КИТАЙСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ТРАНСГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (НА ПРИМЕРЕ ЯНЬБЯНЬ-КОРЕЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА) [1]
Sevastianov Sergey Vitalievich
D.Phil. in Political Science, Professor, International Relations Department, Oriental Institute -School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University
Volynchuk Andrey Borisovich
PhD in Geography, Assistant Professor, Senior Research Associate, Laboratory of International Institutions and Multilateral Cooperation in Asia-Pacific Region, Far Eastern Federal University
CHINESE APPROACH TO TRANS-BORDER COOPERATION DEVELOPMENT IN THE NORTHEAST ASIA (CASE STUDY OF YANBIAN KOREAN AUTONOMOUS PREFECTURE) [1]
Аннотация:
В статье рассмотрены характерные особенности Яньбянь-Корейского автономного округа Китая как слаборазвитой приграничной территории китайской провинции Цзилинь. Проанализированы перспективные планы и практические меры китайского руководства по использованию трансграничности для ускоренного развития ЯКАО за счет реализации международных проектов с приграничными территориями государств Северо-Восточной Азии, и в первую очередь с Приморским краем России.
Ключевые слова:
международные транспортные коридоры, морской порт Зарубино, Приморский край, трансграничный регион, Яньбянь-Корейский автономный округ.
Summary:
The article examines the typical features of Yanbian Korean Autonomous Prefecture as an example of underdeveloped border territory of the Jilin province in China. The authors analyse the prospective plans and practical measures of the Chinese government to use trans-border opportunities for advanced development of Yanbian Korean Autonomous Prefecture by implementation of international projects with border territories of Northeastern Asia countries, first of all, with Russia's Primorsky Krai.
Keywords:
international transportation corridors, Zarubino sea port, Primorsky Krai, trans-border region, Yanbian Korean Autonomous Prefecture.
Проведенное исследование направлено на выявление специфики Яньбянь-Корейского автономного округа (ЯКАО) как приграничной территории китайской провинции Цзилинь и предпринимаемых мер по использованию трансграничности как сравнительного преимущества при развитии экономического сотрудничества с сопредельными территориями стран Северо-Восточной Азии, и в первую очередь с Приморским краем РФ. Информационной базой исследования стали открытые источники: СМИ, интернет-ресурсы, официальные статистические ежегодники и пр.
Общие сведения. Яньбянь-Корейский автономный округ - национальный автономный округ в составе провинции Цзилинь, расположенный в северо-восточной части КНР на границе с Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой. Общая протяженность границы с Россией составляет 230 км, с КНДР - 520 км. Площадь округа: 43,474 кв. км, а население - 2,271,600 чел. (на 2010 г.) [2].
Этнический состав Яньбяня, характеризующийся совместным проживанием китайцев и корейцев, сформировался в первой половине XX в. С образованием Китайской Народной Республики корейцы получили в округе статус «титульной народности» и ряд преференций, касающихся национальной культуры, продвижения национальных кадров и самоуправления. В 1952 г. этнические корейцы составляли 60 % населения Яньбяня, но к 2010 г. их доля снизилась до 40 %. По данным Всекитайской переписи населения 2010 г. этнический состав представлен следующим образом: 57,4 % - китайцы (хань), 39,7 % - корейцы, 2,4 % - маньчжуры, 0,3 % - хуэй (китайские мусульмане), 0,1 % - остальные малые народности, включая монголов [3].
Для Яньбяня характерен низкий темп прироста населения. За десятилетие население увеличилось всего лишь на 2,8 %, что объясняется не государственными ограничениями, а слабым
социально-экономическим развитием региона. По этой причине в округе наблюдается трудовая миграция в другие регионы страны и Южную Корею. По закрытым оценкам яньбяньских бизнесменов доходы от трудовой миграции в РК составляют до 1/3 всех доходов округа.
Состояние экономики округа. Экономическое развитие ЯКАО осуществляется в рамках нескольких программ международного, национального и регионального уровня. Прежде всего Яньбяньский округ является ключевым звеном «Расширенной Туманганской инициативы» (РТИ) - международной организации при ООН. Для китайской стороны основной целью участия в данном проекте является развитие бассейна реки Туманган, то есть фактически ЯКАО. Кроме того, территория ЯКАО включена в «Программу восстановления старой промышленной базы Северо-Восточного Китая» и так называемую «Программу освоения западных регионов страны», которые предполагают дополнительное бюджетное финансирование администраций и отдельных предприятий. Льготы иностранным инвесторам предоставлены в рамках реализации проектов «пилотной зоны расширения внешней открытости Чанчунь - Цзилинь - Тумэнь (Чанцзиту) и Хуньчуньской образцовой зоны международного сотрудничества.
В 2013 г. ВРП ЯКАО составил 85,3 млрд юаней, что на 10,8 % больше, чем в 2012 г. В структуре ВВП продукция сельского хозяйства в 2013 г. составила 13,23 млрд юаней (прирост 4,2 %). Было собрано 1,38 млн т зерновых (рост 13,6 %). Произведено говядины в количестве 58 000 т (рост 1,8 %), 20 000 т яиц (спад 5 %), 12 000 т молочной продукции (спад 6,3 %) [4]. По большей части сельское хозяйство Яньбяня ориентировано на экспорт. Так, в 2004 г. в Северную и Южную Корею было экспортировано 83,5 % всей произведенной сельскохозяйственной продукции, при этом на первом месте по импорту с.-х. продукции из округа стоит КНДР. Импортируется сельскохозяйственная продукция в основном из стран Евросоюза и США.
Среди основных отраслей промышленности округа и приоритетных отраслей, выделяемых правительством округа, следует отметить: производство табака, добычу полезных ископаемых, машиностроение и производство промышленного оборудования, текстильную промышленность, производство строительных материалов. Стоимость продукции добывающей и обрабатывающей промышленности за 2013 г. достигла 40,26 млрд юаней (рост 12 %).
Объем торговли потребительскими товарами за тот же период составил 39,94 млрд юаней (рост 13,6 %), объем внешней торговли - $ 2,31 млрд (рост 12 %). Объем иностранных инвестиций - $ 340 млн (рост 28 %) [5]. Налоговые поступления достигли 14,94 млрд юаней, продемонстрировав рост в 11,4 %.
Учитывая приграничное положение Яньбяня, ключевое значение для экономического развития региона имеет логистическая система. На данный момент она представлена в округе железнодорожным, автомобильным, авиационным и речным транспортом. Оказавшись без выхода к Японскому морю, Китай начиная с 1980-90-х гг. активно продвигает проекты по созданию транспортных коридоров к северокорейскому порту Раджин и российскому порту Зарубино. Однако их реализация усложнена необходимостью координации действий с соседними странами и рядом объективных факторов. Так, на линии Хуньчунь - Раджин отсутствует железная дорога, ее создание затруднено сложным рельефом. Кроме того, мощности порта Раджин малы для перевалки растущих объемов китайских грузов из Северо-Восточного Китая. Расширению грузового трафика на линии Хуньчунь - Зарубино мешают сложные, по мнению китайской стороны, пограничные и таможенные процедуры на российской границе, а также проблемы железнодорожного сообщения Махалино - Хуньчунь. В расширении трафика грузов по этому направлению заинтересована российская группа компаний «Сумма», планирующая на основе существующих мощностей порта Зарубино создать так называемый «Большой порт Зарубино» (объемом до 100 млн т грузов в год, причем из них 60 % - транзитные китайские грузы [6]).
Туристическая отрасль является одной из наиболее ключевых для региона, что обусловлено особенностями местного этнического колорита, связанного с компактным проживанием корейского меньшинства, и природными достопримечательностями мирового уровня, прежде всего природным парком Чанбайшань, являющимся объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. К числу основных достопримечательностей округа относятся руины периода государства Бохай, а также район «стыка трех границ».
В 2013 г. округ посетило около 12 млн китайских и иностранных туристов. В основном ЯКАО зарабатывает на внутреннем туризме (до 95 % всего потока). Для китайских туристов большое значение имеет благоприятная экологическая обстановка, а также возможность знакомства с традиционной корейской кухней и лекарственной продукцией природного происхождения. Существенную долю посетителей Чанбайшаня составляют туристы из Южной Кореи (около 3-4 %), для которых гора Пэктусан имеет сакральное значение. В общем объеме доля российских туристов незначительна. Статистические данные по объему российско-китайского туристического обмена следующие: в 2013 г. в ЯКАО с туристическими визитами побывали порядка 256 тыс. россиян [7].
Анализ внешней торговли и международных связей ЯКАО. Главным конкурентным преимуществом ЯКАО является его приграничное положение. Расширение внешних связей округа, направленное на привлечение иностранных инвестиций, а также создание экспортно ориентированного производства, осуществляется в рамках стратегии Китая «Идти вовне».
Россия является вторым крупнейшим торговым партнером ЯКАО (первый - Южная Корея). Основу экспортной продукции ЯКАО составляют товары обувной промышленности, текстильной отрасли, электротехническая продукция, стройматериалы, пищевые продукты и т. п. Номенклатура импорта включает морепродукты, древесину, уголь, металлы и метизы и пр.
Быстрыми темпами развивается двустороннее сотрудничество в инвестиционной сфере. В России создано 26 предприятий с участием инвестиций ЯКАО, общий объем инвестиций составляет $ 334 млн, китайских инвестиций - $ 211 млн. Россия является крупнейшим реципиентом инвестиций ЯКАО [8].
С 18 мая 2011 г. ЯКАО и Владивосток являются городами-побратимами. Наличие побра-тимских связей позволило интенсифицировать обмен делегациями чиновников, коммерсантов, регулярно проводить культурные и спортивные мероприятия. Для гуманитарной сферы большое значение имеет наличие партнерских соглашений между ведущими региональными вузами -Дальневосточным федеральным и Яньбяньским университетами.
Оценивая состояние и перспективы трансграничного проекта «Туманган», следует понимать, что для Китая - это многовекторное развитие инфраструктуры Яньбяньского округа. Однако чтобы эта инициатива успешно развивалась, Яньбяню необходимы встречные действия со стороны соседних государств, и прежде всего России и КНДР. В связи с этим провинциальное правительство возлагает особые надежды на пилотную зону развития Чанцзиту, включающую в себя города Чанчунь, Цзилинь, и в том числе дельту реки Тумэньцзян (Туманная) с городом Тумэнь. В апреле 2012 г. Госсовет учредил «пилотную зону международного сотрудничества в городе Хунчунь», пограничном с Россией. Согласно планам, к 2020 г. объем валового внутреннего продукта, производимого на экспериментальной территории, должен вырасти в 4 раза, что окажет мультипликативный эффект и на экономику Приморского края.
По мнению ряда китайских экспертов, участвовавших в Туманганском форуме в 2014 г. в городе Яньцзи, взаимодействие между участниками РТИ пока ограничивают барьеры, связанные с националистским пониманием суверенитета в каждом из государств СВА. В связи с этим корейские и китайские представители предлагают строить взаимодействие в рамках РТИ на принципе разделения функций на основе конкурентных преимуществ. Эксперты полагают возможным формирование некоего пятиугольника роста: единая Корея, Китай, Япония, Россия, Монголия, где каждая из стран будет участвовать тем, чем наиболее сильна. На основе РТИ экспертами предлагается создание регионального экономического форума с широкими полномочиями и высоким уровнем представительства.
В рамках трансграничного взаимодействия растет интерес к развитию транспортного коридора: порты Приморского края (п. Зарубино) - провинция Цзилинь. Яньбянь не имеет возможности эффективно пользоваться внутренними портами Китая, потому что ближайший из них (Далянь) сильно перегружен. Поэтому для китайских партнеров интересно создание транспортного коридора Пусан (Южная Корея) - Ниигата (Япония) - Зарубино (РФ). В настоящее время существует паромное сообщение Зарубино - Сокчо (Южная Корея) и Владивосток - Донхэ (Южная Корея) - Сакаиминато (Япония). Однако загрузка линий недостаточна - пассажиров пока мало ввиду неразработанности туристских маршрутов и нерегулярной перевозки грузов. Российская и китайская стороны надеются, что ситуация выправится с модернизацией железной дороги между станциями Хуньчунь и Махалино, которая даст возможность существенно повысить грузопоток. Однако необходима глубокая реконструкция всей транспортной инфраструктуры на российской территории. В мае 2014 г. в рамках визита Президента России в Китай президент группы «Сумма» А. Винокуров и губернатор провинции Цзилинь Баинь Чаолу заключили соглашение о строительстве в бухте Троицы «Большого порта Зарубино» с объемом вложений $ 1,3 млрд и грузооборотом 60 млн т в год. А в октябре этого же года группа «Сумма» и администрация провинции Цзилинь подписали соглашение о строительстве «сухого порта» в городе Хуньчунь. Соглашение предполагает передачу «Сумме» в аренду на 50 лет 310 га земли, на которой будет построена инфраструктура для логистического центра по обработке грузов мощностью до 40 млн т в год. По оценке компании, общий объем инвестиций в создание центра составит $ 300-350 млн [9]. Общий объем инвестиций в проект с учетом «сухого порта» может составить $ 2,6-3 млрд. Треть этих средств будет выделена из капитала «Суммы», а остальная часть - профинансирована за счет федерально-целевой программы развития Дальнего Востока и Сибири. В качестве соинве-сторов проекта рассматриваются банки из России и Китая.
В ходе исследования установлено, что специфика Яньбяня по сравнению с другими регионами Китая состоит в выгодном географическом положении «у трех границ» и наличии значительного числа китайских корейцев. К слабым сторонам относятся: сравнительно суровый климат, недостаток рабочей силы при постоянном оттоке трудоспособного населения в Южную Корею и более развитые регионы Китая, слабое развитие производства, инфраструктуры и транспорта, малый внутренний рынок.
Международные экономические отношения являются для ЯКАО фактором ускорения социально-экономического развития. Поэтому правительство уделяет особое внимание трансграничному сотрудничеству с регионами соседних стран (РФ, КНДР, РК). Сегодня ЯКАО реализует ряд проектов международного и регионального уровня, в том числе: «Расширенная Туманганская инициатива», «Программа восстановления старой промышленной базы Северо-Восточного Китая», «Пилотная зона расширения внешней открытости Чанчунь - Цзилинь - Тумэнь» и др.
Россия является вторым, после Южной Кореи, торговым партнером ЯКАО. За 2013 г. объем товарного экспорта ЯКАО в Россию достиг $ 500 млн, а импорта - $ 42 млн. Кроме того, динамично развивается инвестиционное сотрудничество. На сегодня общий объем взаимных инвестиций составляет $ 334 млн, из которых $ 211 млн - китайские.
Перспектива роста международных связей ЯКАО связана с развитием трансграничной логистической системы и созданием международных транспортных коридоров. Наиболее реальным представляется их развитие в направлении портов Раджин и Зарубино. Причем к Зарубино особый интерес проявляют представители ЯКАО, так как он играет роль ключевого звена транспортной линии Пусан (Южная Корея) - Ниигата (Япония) - Зарубино (РФ) - Чанцзиту (КНР). Российская сторона, в частности группа компаний «Сумма», готова к крупным инвестициям в развитие порта, который в качестве проекта «Большое Зарубино» вошел в федеральную программу РФ по созданию территорий опережающего развития.
В целом принявшее затяжной характер ухудшение российско-американских отношений создает предпосылки для формирования новой геоэкономической реальности, при которой «разворот» России на Восток становится неотвратимым. В этом контексте вероятно появление новых инициатив и переход к более активной реализации существующих российско-китайских, российско-корейских (включая обе Кореи) и других проектов в Северо-Восточной Азии, в число которых входит и такой знаковый международный проект, как «Большая Туманганская инициатива» (БТИ) [10]. В первую очередь эти новые тенденции пока затронули преимущественно транспортные аспекты трансграничного сотрудничества. Однако в ближайшей перспективе мы, скорее всего, станем свидетелями интенсификации трансграничной торговли, туризма, энергетического, гуманитарного и других видов взаимодействия в рамках как БТИ, так и других региональных проектов.
Ссылки и примечания:
1. Статья подготовлена в рамках выполнения Госзадания Минобрнауки РФ, по проекту № 1430.
2. Яньбянь-Корейский автономный округ. Статистическая информация [Электронный ресурс]. URL: http://baike.baidu.com/view/69884.htm (дата обращения: 10.02.2015).
3. Административная система ЯКАО : офиц. сайт Народного правительства [Электронный ресурс]. URL: http://www.yanbian.gov.cn/tplt/gl2012040509410928.jsp7cid (дата обращения: 12.02.2015).
4. Там же.
5. Там же.
6. Делегация провинции Цзилинь приехала обсудить проект «Большой порт Зарубино» [Электронный ресурс]. 2014. 23 июля. URL: http://www.summagroup.ru/press/news/187/view/ (дата обращения: 15.03.2015).
7. Текст доклада вице-губернатора Яньбянь-Корейского автономного округа господина Гу Цзиньшэна на Церемонии открытия Года дружественных обменов между г. Владивостоком и ЯКАО. 25 марта 2014 г.
8. Там же.
9. «Сумма» выгружается в Китай [Электронный ресурс]. 2014. 13 окт. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2588607 (дата обращения: 18.03.2015).
10. Севастьянов С.В. Конкуренция китайских и американских проектов регионализма и принципов их реализации в АТР // Конкурирующие модели и современные тенденции восточноазиатского и азиатско-тихоокеанского регионализма. Владивосток, 2014. С. 296-318.