Научная статья на тему 'Новые регламенты Евросоюза – ориентир для России в реформе системы технического регулирования'

Новые регламенты Евросоюза – ориентир для России в реформе системы технического регулирования Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
62
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Хохлявин С. А., Михеева С. В.

Подробно представлены новые регламенты Евросоюза, реализующие систему ХАССП на законодательном уровне. Описаны семь базовых принципов системы ХАССП, определенных в данных законодательных документах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Хохлявин С. А., Михеева С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New rules of the European Union – a reference point of Russia in reform of system of technical regulation

New rules of the European Union, realizing system HASSP at a legislative level are presented in detail. Seven base principles of system HASSP certain in given legislative documents are described

Текст научной работы на тему «Новые регламенты Евросоюза – ориентир для России в реформе системы технического регулирования»

Новые регламенты Евросоюза

ориентир для России в реформе системы технического регулирования

С.А.Хохлявин, С.В.Михеева

Уральское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Необходимость создания в России пищевого технического законодательства, гармонизированного с европейскими и международными нормами, -одна из приоритетных задач в рамках построения новой системы технического регулирования Российской Федерации. Основой для его создания должно стать общеевропейское законодательство в области пищевой промышленности и признанная во всем мире система ХАССП.

В 2004 г. Европейский парламент и Совет Европейского союза (ЕС) существенным образом реформировали общеевропейские законы в области пищевой индустрии. Уже в мае 2005 г. на территории 25 государств - членов ЕС - вступил в силу ряд основополагающих законодательных актов, регулирующих вопросы обеспечения пищевой безопасности (рис. 1). В этих документах общепризнанная в мире система ХАССП получила свое дальнейшее развитие.

В ближайшие годы изменения, вытекающие из принятия этих актов, будут внесены в национальное законодательство большинства европейских стран. Так, в Германии, например, должно быть изменено Постановление Федерального правительства о гигиене пищевых продуктов от 5 августа 1997 г. (в редакции от 21 мая 2001 г.) [1], § 4 которого содержит изложение принципов ХАССП и которое принято на основании Федерального закона о пищевых продуктах от 15 августа

1974 г. (с последними изменениями от 8 августа 2002 г.) [2].

Система ХАССП (Hazard Analysis and Critical Control Point systems - система анализа рисков и критических контрольных точек) - это система обеспечения безопасности пищевых продуктов на всех этапах жизненного цикла, предусматривающая систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции. Появившиеся в последние годы в России ряд публикаций, посвященных системе ХАССП, носят характер исследования различных теоретических и практических проблем ее внедрения в нашей стране [3-4]. В отличие от них настоящая статья направлена на анализ и выяснение того, как система ХАССП «встроена» в структуру современного пищевого законодательства ЕС. Такое исследование актуально в целях заимствования передового европейского опыта в условиях российской реформы системы технического регулирования и разработки структуры (иерархии) отечественного пищевого законодательства.

Главенствующее положение в общеевропейском пищевом законодательстве в настоящее время занимает Регламент Европейского парламента и Совета (ЕС) № 178/2002 от 28 января 2002 г. об установлении общих принципов и требований пищевого законодательства, учреждении европейского органа по безопасности пищевых про-

Регламент № 178/2002 от 28 января 2002 г. об установлении общих принципов и требований пищевого законодательства, учреждении европейского органа по безопасности пищевых продуктов и об установлении процедуры обеспечения безопасности пищевых продуктов (с изменениями, внесенными Регламентом № 1642/2003 от 22 июля 2003 г.)

J~~L

Регламент (ЕС) № 852/2004 от 29 апреля 2004 г. о гигиене продуктов питания

Регламент (ЕС) № 853/2004

от 29 апреля 2004 г.

о специальных правилах гигиены для продуктов

животного происхождения

Регламент (ЕС) №854/2004

от 29 апреля 2004 г. о специальных правилах официального контроля продуктов животного

происхождения, предназначенных для потребления человеком

Г

Директива № 2004/41/ЕС от 21 апреля 2004 г. об отмене некоторых директив относительно гигиены питания и здоровых условий для производства и размещения на рынке некоторых продуктов животного происхождения, предназначенных для потребления человеком, а также об изменении директив № 89/62/ЕЭС и № 92/118/ЕЭС и Решения № 95/408/ЕС

Рис. 1. Новые регламенты ЕС, реализующие систему ХАССП на законодательном уровне

дуктов и об установлении процедуры обеспечения безопасности пищевых продуктов (с изменениями, внесенными Регламентом (ЕС) № 1642/2003 от 22 июля 2003 г.) [5]. В полном объеме этот Регламент вступил в силу 1 января 2005 г. (ст. 65). И хотя принципы ХАССП прямо в нем не упомянуты, среди так называемых «общих требований пищевого законодательства» закреплена обязательная на всех стадиях производства, переработки и сбыта от-слеживаемость пищевых продуктов или веществ, которые предназначены или предполагается, что они предназначены для использования в пищевом продукте. Без надлежащего осуществления такой отслеживаемости реализация системы ХАССП была бы явно неполной.

Как известно, в законодательстве Евросоюза принципы ХАССП были прямо закреплены более десяти лет назад Директивой № 93/43/ЕЭС от 14 июня 1993 г. о гигиене пищевых продуктов. В настоящее время эта директива заменена Регламентом Европейского парламента и Совета (ЕС) № 852/ 2004 от 29 апреля 2004 г. с одноименным названием [6]. Этот регламент, состоящий из 18 статей и 2 весьма объемных приложений (I и II), устанавливает общие правила гигиены пищевых продуктов для европейских предпринимателей, работающих в пищевой отрасли (далее используется терминология регламента - «операторы пищевого бизнеса»), исходя из следующих базовых принципов [ст. 1 (1)]:

• первичная ответственность за безопасность пищевого продукта лежит на операторе пищевого бизнеса;

• необходимо гарантировать безопасность пищевого продукта на протяжении всей его цепочки, начинающейся с первичного производства («от фермы до стола»);

• важно, чтобы для пищевого продукта, который благополучно не может быть сохранен в окружающей температуре (замороженного продукта), поддерживалась цепочка и на стадии заморозки;

• общее выполнение процедур, основанных на принципах ХАССП, вместе с применением хорошей практики гигиены должно укрепить ответственность операторов пищевого бизнеса;

• руководящие принципы хорошей практики - ценный инструмент, чтобы помочь операторам действовать на всех уровнях производственной цепочки пищевого продукта, согласно общим и специальным правилам пищевой гигиены и принципам ХАССП, установленным на законодательном уровне;

• необходимо установить микробиологические критерии и температурные

требования контроля, основанные на научной оценке риска;

• необходимо гарантировать, чтобы импортируемые пищевые продукты имели, по крайней мере, тот же самый стандарт гигиены, как и те, что произведены в Евросоюзе, или имели эквивалентный стандарт.

При этом действие регламента не распространено на «первичное производство, обработку, переработку и хранение, предназначенные для последующего частного домашнего использования (потребления)» [ст. 1 (2)].

Согласно Регламенту № 852/2004, «операторы пищевого бизнеса должны гарантировать, чтобы все стадии пищевого производства, переработки и сбыта, находящиеся под их контролем, удовлетворяли соответствующим требованиям гигиены» (ст. 3), в частности:

1) операторами, которые имеют первичное производство и выполняют связанные с ним операции, наряду с общими условиями гигиены, изложенными в части А Приложения I, выполнялись и специальные требования, предусмотренные в Регламенте № 853/ 2004 [ст. 4 (1)];

2) операторами, которые осуществляют любую из стадий пищевого производства, переработки и сбыта после тех стадий, которые упомянуты выше, наряду с общими требованиями гигиены, изложенными в Приложении II, выполнялись и специальные требования, предусмотренные в Регламенте № 853/2004 [ст. 4 (2)];

3) операторы должны принимать специальные меры гигиены [ст.4 (3)] согласно:

• установленным микробиологическим критериям для пищевых продуктов;

• прописанным процедурам для достижения целей этого регламента;

• температурным требованиям контроля для пищевых продуктов;

• важности обслуживания цепочки на стадии заморозки;

• необходимости осуществления надлежащей выборки и анализов;

4) операторы «должны внедрить, выполнять и поддерживать в работоспособном состоянии процедуры, основанные на принципах ХАССП» [ст. 5 (1)], изложение которых дано на рис. 2;

5) операторы должны, в частности [ст. 5 (4)]:

• обеспечить уполномоченные органы очевидным свидетельством своего согласия с выполнением принципов ХАССП таким требуемым этими органами способом, который принимает во внимание характер и размер пищевого бизнеса;

• гарантировать, что любые доку-

LEGISLATIVE TECHNICAL REGULATION

*

идентификация любых рисков, которые должны

быть предотвращены, устранены или уменьшены до приемлемых уровней»

«(Ь) идентификация ККТ в шаге или в шагах, в которых контроль является необходимым, чтобы предотвратить или устранить риск или уменьшить его до приемлемых уровней»

«(d) установление и осуществление эффективных процедур мониторинга в ККТ»

Принципы ХАССП в Регламенте (ЕС) № 852/2004

«(^ разработка процедур, которые должны осуществляться регулярно в целях верификации того, что меры, обозначенные в подпункте с (а) по (е) фактически выполняются»

«(^ установление предельных значений в ККТ, которые отделяют приемлемость от неприемлемости для предотвращения, устранения или уменьшения идентифицированных рисков»

разработка корректирующих действий, если мониторинг указывает, что ККТ не находится под контролем»

1

установление документов и записей, соразмерных характеру и размерам пищевого бизнеса, в целях демонстрации эффективного применения мер, обозначенных в п/п с (а) по (Л»

Рис. 2. Изложение семи принципов ХАССП в статье 5 (2) Регламента № 852/2004 (ККТ - критические контрольные точки)

менты, описывающие процедуры системы ХАССП, всегда актуализируются;

• сохранять любые другие документы и записи в течение соответствующего периода;

6) операторы при осуществлении официального контроля «должны сотрудничать с уполномоченными органами в соответствии с другим применимым общеевропейским законодательством или, если его не существует, с национальным законодательством» [ст. 6 (1)];

7) для применения принципов ХАССП операторы используют на добровольной основе национальные и общеевропейские руководящие принципы хорошей практики (ст. 7-9).

Устанавливая своеобразную всеобщность принципов ХАССП для обеспечения безопасности пищевой продукции, в Регламенте № 852/2004 особо оговаривается, что они «не вполне применимы к первичному производству, однако руководящие принципы хорошей практики должны поощрять использование соответствующих методов гигиены и на уровне фермы» (преамбула, п. 11). Главная идея - законодательство призвано установить минимальные гигиенические требования, официальный контроль должен проверить операторов, которые в свою очередь должны разработать и использовать программы безопасности пищевого продукта и процедуры, основанные на принципах ХАССП (там же, п. 12). Далее подчеркивается, что система ХАССП - это инструмент помощи операторам по достижению более высокого стандарта безопасности пищевого продукта, она не должна расцениваться как метод саморегулирования и не должна заменить собой официальный контроль (там же, п. 13).

В преамбуле Регламента (п. 15) также уточняется, что «требования ХАССП должны принимать во внимание принципы, содержащиеся в Кодексе Али-ментариус. Они должны обеспечивать достаточную гибкость, чтобы быть применимыми во всех ситуациях, включая и малый бизнес». При этом далее в отношении отдельных принципов следуют оговорки и вполне справедливо признается, что:

• в некоторых видах коммерческой деятельности идентифицировать критические контрольные точки (ККТ) не представляется возможным,

• в отдельных случаях хорошие методы гигиены могут заменить контроль ККТ,

• требование установления предельных значений в ККТ не подразумевает, что необходимо установить числовой предел в каждом конкретном случае,

• требование сохранения документов должно быть гибким, чтобы избежать неуместных трудностей для малого бизнеса.

Таким образом, для реализации принципов ХАССП конкретными операторами крайне важными являются также рекомендуемые нормы, принимаемые Комиссией Кодекса «Алимен-тариус» (Codex Ali men t a ri us Commission (CAC)) - межправительственной организацией, учрежденной Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (FAO). Напомним, что документ под названием «Система ХАССП и руководство по его применению» (Hazard Analysis and Critical Control Point (HACCP) systems and guidelines for its application) был принят в июне 1997 г. на 22 сессии Комиссии Кодекса Алиментариус в качестве Приложения к Рекомендуемому Кодексу международного свода

практики - Общие принципы пищевой гигиены (Annex to CAC/RCP 11969, Rev.3 (1997) Codex Recommended International Code of Practice - General Principles of Food Hygiene). Это последняя третья версия документа (1-я была одобрена еще в 1969 г. на 6-й сессии).

Рассматривая содержание Регламента № 852/2004 и то, наряду с чем реализуется система ХАССП, уточним, что упомянутое выше Приложение I посвящено исключительно первичному производству и состоит из 2-х частей. Часть А содержит весьма подробные «Общие условия гигиены для первичного производства и связанных с ним операций», в частности, для транспортирования, хранения и переработки первичных продуктов в месте производства «при условии, что это существенным образом не изменяет их характера, а также для транспортирования живых животных, где это необходимо для достижения целей этого Регламента». Часть B включает «Рекомендации для руководящих принципов хорошей практики гигиены», которые конкретизируют положения ст. 7-9 Регламента. Заметим, что в России механизм руководящих принципов хорошей практики гигиены (guides to good practice for hygiene), разрабатываемых на национальном уровне и носящих исключительно рекомендательный характер, вообще не используется.

Приложение II Регламента № 852/ 2004 содержит весьма детальные «Общие требования гигиены для всех операторов пищевого бизнеса (кроме охваченных Приложением I)» и состоит из 12 глав:

Глава I. Общие требования для помещений, в которых размещаются пищевые продукты (например, адекватное естественное или искусственное освещение, адекватная естественная или механическая вентиляция);

Глава II. Специальные требования для мест, в которых пищевые продукты обрабатываются (относительно поверхностей этажей, стен, потолков, внутренних поверхностей крыши, окон, дверей);

Глава III. Требования для подвижных и/или временных помещений (типа шатров, рыночных кабин, мобильных коммерческих транспортных средств), помещений, используемых прежде всего как частный жилой дом, но где пищевые продукты регулярно готовятся к размещению на рынке, а также для торговых автоматов;

Глава IV. Транспортирование (например, «перевозочные средства и/ или контейнеры, используемые для транспортирования пищевых продуктов, должны содержаться чистыми, быть ремонтопригодными и находить-

ся в состоянии, позволяющем защитить пищевые продукты от загрязнения, и, где необходимо, быть разработаны и построены таким образом, чтобы позволить осуществлять их адекватную очистку и/или дезинфекцию»);

Глава V. Требования к оборудованию (например, согласно п. 1а, все составные части оборудования, с которыми пищевые продукты находятся в контакте, должны быть эффективно очищены и, где необходимо, дезинфицированы. Очистка и дезинфекция должны происходить с частотой, которая была бы достаточной, чтобы избегать любого риска заражения);

Глава VI. Пищевые отходы (например, согласно п. 1, пищевые отходы, несъедобные побочные продукты и т.п. должны быть как можно быстрее удалены из комнат, где находятся пищевые продукты, с тем чтобы избегать их накопления);

Глава VII. Водоснабжение (например, согласно п. 5, пар, используемый в непосредственном в контакте с пищевым продуктом, не должен содержать субстанций, представляющих риск для здоровья или могущих заразить продукт);

Глава VIII. Личная (персональная) гигиена (например, согласно п. 1, каждое лицо, занятое в обработке пищевого продукта, должно поддерживать высокую степень личной чистоты и должно носить пригодную, чистую и, где необходимо, защитную одежду);

Глава IX. Условия, применяемые к большинству пищевых продуктов -всего их 8 (например, согласно п. 2, сырье и все ингредиенты, сохраняемые в пищевом бизнесе, должны храниться в подходящих условиях, разработанных так, чтобы предохранять ухудшение и защищать их от заражения);

Глава X. Условия, применяемые к обертыванию и упаковке пищевых продуктов (например, согласно п. 2, обертка материалов должна храниться таким образом, чтобы они не подвергались возможному риску заражения);

Глава XI. Горячая обработка (требования, относящиеся только к пищевым продуктам, размещаемым на рынке в герметически запечатанных контейнерах);

Глава XII. Обучение (например, согласно п. 2, операторы должны гарантировать, что лицо, ответственное за разработку и применение процедур, упомянутых в ст. 5 (1) этого Регламента, получило адекватное обучение по применению принципов ХАССП).

Не останавливаясь подробно на содержании других новых актов ЕС, скажем, что Регламент Европейского парламента и Совета (ЕС) № 853/ 2004 от 29 апреля 2004 г. о специальных правилах гигиены для про-

дуктов животного происхождения и Регламент Европейского парламента и Совета (ЕС) № 854/2004 от 29 апреля 2004 г. о специальных правилах официального контроля продуктов животного происхождения, предназначенных для потребления человеком [6] включают, как следует из их названий, специальные нормы, основное содержание которых сосредоточено в многостраничных приложениях. Так, Приложение II Регламента № 853/2004 включает секцию II «Цели базовых процедур ХАССП» применительно к требованиям относительно некоторых продуктов животного происхождения, а в секции VI, главе II, части А указывается, в частности, что при горячей обработке процедуры, основанные на принципах ХАССП, должны использоваться для верификации (проверки) однородного распределения тепла (п. 5Ь).

Согласно Регламенту № 854/2004, официальный контроль среди прочего должен включать «аудиты (проверки) хорошей практики гигиены и анализа рисков и критических контрольных точек - базовых процедур ХАССП» [ст. 4 (3а)]. Такие аудиты призваны верифицировать (проверить), что операторы пищевого бизнеса применяют такие процедуры непрерывно и надлежащим образом, что процедуры обеспечивают выполнение гарантий, определенных в секции II Приложения II Регламента № 853/2004 [ст. 4 (5)].

Директива Европейского парламента и Совета № 2004/41/ЕС от 21 апреля 2004 г. [7] отменила 16 (!) директив, принятых в период 19641994 гг. относительно пищевой гигиены и здоровых условий для производства и размещения на рынке некоторых продуктов животного происхождения, предназначенных для потребления человеком, а также изменила ранее принятые директивы № 89/62/ЕЭС и № 92/ 118/ЕЭС и Решение № 95/408/ЕС.

Рассмотренные документы ЕС наряду с рядом других носят так называемый «горизонтальный» характер и образуют «горизонтальное» законодательство, которое предъявляет требования ко всем участникам или стадиям производственной цепочки пищевого продукта или к большинству категорий пищевых продуктов. В отличие от него «вертикальное» законодательство характеризуется подробными предписаниями для отдельных категорий пищевых продуктов. По мнению немецких экспертов Норберта Райха и Курта Нойшитцера - участников германо-российского проекта «Совершенствование защиты прав потребителей и обеспечение безопасности пищевых продуктов в Российской Федерации», структура будущих рос-

LEGISLATIVE TECHNICAL REGULATION

сийских актов в пищевой сфере должна быть аналогичной европейской. Заказчиком этого проекта явилось Федеральное министерство по защите прав потребителей, продовольствию и сельскому хозяйству Германии (ВМУЕ1_). Материалы проекта размещены на 1п1ете1-сайте по адресу: шшш.уб-projekt.ru.

Введение в действие в России с 1 июля 2001 г. национального стандарта ГОСТ Р 51705.1-2001 «Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования» - лишь первый шаг. На очереди - разработка, публичное обсуждение и принятие целого свода федеральных законов -технических регламентов, регулирующих пищевую сферу и обеспечивающих закрепление системы ХАССП в России, как и в ЕС, на законодательном уровне (!). В этом плане заслуживает внимания и поддержки их примерная структура, разработанная одной из рабочих групп Экономического (ныне -Экспертного) управления Администрации Президента РФ в рамках Проекта «Координация блоков технических регламентов для приоритетных отраслей пищевой промышленности» (размещена на 1п1егпе1-сайте Национального института технического регулирования по адресу: www.nitr.ru).

Предлагаемая экспертами этого Проекта структура предполагает принятие в России в пищевой сфере в первую очередь одного комплексного макроотраслевого федерального закона - технического регламента (далее также ФЗ-ТР), носящего горизонтальный характер (или как вариант - 8 таких регламентов). Один из 8 разделов такого ФЗ-ТР (или отдельный регламент) должен включать, по мнению экспертов, нормы о гигиене процессов производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации пищевых продуктов, носящие как общий, так и специальный характер (требования к территории (планировке, конструкции), к помещениям (включая водоснабжение и канализацию, освещение, производственные и вспомогательные помещения), к передвижным и/или временным помещениям (павильонам, ларькам, передвижным транспортным средствам для торговли), к транспорту, оборудованию, инвентарю, таре и их санитарной обработке, требования к пищевым отходам; к личной гигиене сотрудников и обучению персонала; требования к утилизации пищевых отходов и т. д.).

По нашему мнению, в целях гармонизации с новейшим европейским законодательством этот ФЗ-ТР должен в максимальной степени соответствовать внутренней структуре и нормам

Регламента (ЕС) № 852/2004, включая его Приложения, о содержании которых речь шла выше, и должен обязательно включать изложение принципов ХАССП, включая условия их практического применения. В современной Европе гигиена пищевых продуктов не мыслится уже вне рамок системы ХАССП. Однако, учитывая неготовность российской пищевой отрасли к внедрению этой системы, предпочтительным является вариант не одномоментного, а поэтапного введения в действие отдельных положений этого ФЗ-ТР в течение переходного периода от 5 до 10 лет. Кроме горизонтального макроотраслевого ФЗ-ТР, в свод регламентов в пищевой сфере экспертами Проекта предлагается включить 20 (цифра примерная) вертикальных (внутриотраслевых) технических регламентов, предъявляющих обязательные требования к отдельным категориям пищевых продуктов, что, безусловно, соответствует практике ЕС и должно быть поддержано.

Учитывая вышеизложенное, вынесенный на публичное обсуждение после официального опубликования проект Федерального закона - технического регламента «Требования санитарно-эпидемиологической безопасности к пищевым продуктам, материалам и изделиям, контактирующим с пищевыми продуктами» (разработчик - Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава России) (www.gsen.ru) в его нынешней редакции не может быть поддержан и нуждается в значительной переработке (оговоримся, что здесь речь не идет о содержании его 11 приложений). Состоящий из 26 статей, он претендует на то, чтобы иметь общий (базовый) и макроотраслевой характер, однако новый европейский опыт этот проект учитывает крайне мало и явно недостаточно. Так, в частности:

• среди важнейших принципов обеспечения безопасности пищевых продуктов отсутствуют принцип отслеживаемое™, который упоминался ранее, принцип управления рисками (их анализа, оценки, идентификации и информирования о рисках), принцип предосторожности, а также принцип транспарентности (консультаций и информирования общественности);

• в число механизмов обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов система ХАССП не включена, нет изложения ни ее принципов, ни условий ее реализации, вместо нее закреплено осуществление традиционного производственного контроля со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поэтому, например, критика этого проекта со стороны ФГУ «Нацрыбкаче-

ство» представляется вполне обоснованной (размещена на его Internet-сайте по адресу: www.fishqualitv.ru).

Система ХАССП, ее принципы и процедуры в России, как и в Европе, должны получить закрепление на законодательном уровне в качестве одного из обязательных требований, предъявляемых к субъектам хозяйственной деятельности, осуществляющим изготовление, хранение, переработку, транспортировку и реализацию пищевых продуктов. В отсутствие этого из-за различий в законодательстве ЕС и России у нас создаются неравные условия для конкуренции отечественных и европейских пищевых компаний и фирм.

Нынешняя российская нормативная база в пищевой отрасли, основанная на действующих ныне Федеральных законах «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» с неоправданным множеством подзаконных ведомственных актов (главным образом СанПиНов и ГОСТов), не отвечает современным требованиям ни по структуре, ни по содержанию и должна быть пересмотрена для выполнения требований Федерального закона «О техническом регулировании». Ревизия содержащихся в ней требований и разработка в России в ближайшие годы нового пищевого технического законодательства, гармонизированного с европейским и отвечающего современным требованиям, является в настоящий момент одной из приоритетных задач в сфере технического регулирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Verordnung ü ber Lebensmittelhygiene (LMHV), BGBl. I S.1340; BGBl. I S.959.

2. Gesetz über den Verkehr mit Lebensmitteln, Tabakerzeugnissen, kosmetischen Mitteln und sonstigen Bedarfsgegens^nden (Lebensmittel -und Bedarfsgegens^ndegesetzes -LMBG), BGBl. I S.1945, 1946; BGBl. I S.3116.

3. Аршакуни В.Л. Порядок уполномочивания органов по сертификации систем ХАССП//Сертификация. 2002. № 4.

4. Слотина С.Е., Проселков В.Г. Система ХАССП - защита вашей деловой репутации//Пищевая промышленность. 2002. № 11.

5. Official Journal of the European Union (OJ), L 31, 1.2.2002, p. 1-24; L 245, 29.9.2003, p. 4-6.

6. OJ, Corrigendum, 25.6.2004, L 226, p. 3-21, р. 22-82, р. 83-127.

7. OJ, Corrigendum, 2.6.2004, L 195, p.12-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.