Научная статья на тему 'Новые подходы в управлении экономикой региона'

Новые подходы в управлении экономикой региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / CRISIS / ECONOMIC DEVELOPMENT / PUBLIC ADMINISTRATION / KNOWLEDGE ECONOMY / INTELLECTUAL POTENTIAL / HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хариш Нелля Петровна

Обоснована важность обновления методов стратегического управления экономическим развитием региона в условиях макроэкономической нестабильности на основе внедрения синергетического подхода для формирования и реализации государственной политики. Проанализированы перспективные направления повышения уровня человеческого и технологического развития и стратегического управления социально-экономическим развитием региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW APPROACHES TO MANAGING THE ECONOMY OF THE REGION

The importance of updating the methods of strategic management of the economic development of the region in conditions of macroeconomic instability based on the introduction of a synergetic approach for the formation and implementation of state policy is substantiated. Prospective directions of increase of level of human and technological development and strategic management of social and economic development of the region are analyzed.

Текст научной работы на тему «Новые подходы в управлении экономикой региона»

УДК 332.1

Хариш Н.П.1

новые подходы в управлении экономикой региона

Аннотация. Обоснована важность обновления методов стратегического управления экономическим развитием региона в условиях макроэкономической нестабильности на основе внедрения синергетического подхода для формирования и реализации государственной политики. Проанализированы перспективные направления повышения уровня человеческого и технологического развития и стратегического управления социально-экономическим развитием региона.

Ключевые слова: кризис, экономическое развитие, государственное управление, экономика знаний, интеллектуальный потенциал, человеческий капитал.

Harish N.

NEW APPROACHES TO MANAGING THE ECONOMY OF THE REGION

Abstract. The importance of updating the methods of strategic management of the economic development of the region in conditions of macroeconomic instability based on the introduction of a synergetic approach for the formation and implementation of state policy is substantiated. Prospective directions of increase of level of human and technological development and strategic management of social and economic development of the region are analyzed.

Keywords: crisis, economic development, public administration, knowledge economy, intellectual potential, human capital.

Финансово-экономический и политический кризис обострили проблему не только обеспечения конкурентоспособности экономики на мировом уровне, но и вообще экономического развития. Современное развитие цивилизации характеризуется радикальной трансформацией общества, к основным признакам которой необходимо отнести: технологическую и информационную революцию, переход к экономике знаний, возмущения глобализации и неравномерности развития стран, разрушение иерархических и утверждение сетевых структур, самоидентификацию человека, макрофинансовую нестабильность.

Недавний мировой финансово-экономический кризис выявил методологическую несостоятельность теории неолиберализма с позиции минимизации роли государства в регулировании экономикой в стратегической перспективе. Ссылки на неоднород-

ность и большое число факторов ослабляла функциональную пригодность экономической науки в выработке методологического фундамента долгосрочной экономической политики. Кризис показал, что накопленные «провалы рынка» и «ошибки государства» закономерно подталкивают к пересмотру теории управления долгосрочным развитием страны. Разработка и реализация механизмов государственного управления стратегическим развитием экономики осуществляется обычно в контексте научной парадигмы, действующей в качестве теоретической основы. Парадигмой является любая исходная концептуальная схема, модель постановки проблемы и стратегии выбора решений для формирования социальной и экономической политики [1].

В современных условиях другого основания конкурентоспособной в мировом масш-

1 Хариш Нелля Петровна, кандидат технических наук, доцент, Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске, e-mail: vitalij-vx@mail.ru, т. +7(928)3078770 Nellya Harish, Ph.D. in Engineering, Associate Professor, Institute of Service, Tourism and Design (branch) of North Caucasus Federal University in Pyatigorsk, e-mail: vitalij-vx@mail.ru, т. +7(928)3078770

табе национальной экономики, кроме как в к экономике знаний по методологии Всемир-форме «экономики знаний», не существует. ного банка определяется только 55 позицией Однако уровень готовности РФ для перехода среди 146 стран мира (Таблица 1).

Таблица 1 - Готовность РФ для перехода к экономике знаний по методологии Всемирного банка

№ Страна Образование Инновационная система Информационные технологии Индекс знаний Экономические стимулы Индекс экономики знаний

1 Швеция 8,92 9,74 9,49 9,38 9,58 9,43

2 Финляндия 8,77 9,66 9,22 9,22 9,65 9,33

3 Дания 8,63 9,49 8,88 9,00 9,63 9,16

4 Нидерланды 8,75 9,46 9,45 9,22 8,79 9,11

5 Норвегия 9,43 9,01 8,53 8,99 9,47 9,11

8 Германия 8,20 9,11 9,17 8,83 9,10 8,90

55 РФ 6,79 6,93 7,16 6,96 2,23 5,78

Инновационная составляющая признается современной экономической теорией и практикой эффективного хозяйствования в качестве определяющего фактора устойчивого экономического развития региона. Эта тенденция изменит конфигурацию механизма экономического роста и устойчивого развития [2].

Одним из стратегических направлений является модернизация социально-экономической системы на основе использования новых технологий и инноваций во всех сферах человеческой деятельности, синхронизации развития природы, экономики и человека. Наиболее значимым является то, что центр тяжести в направлении определения действующих факторов, работающих на региональную экономику, переносится из экзогенных факторов, которые были эпицентром исследований в классических и неоклассических экономических теориях, на эндогенные факторы: влияние знаний, навыков, компетенций на эффективность производства; рост материализованной части интеллекта в современных технологиях и конструкциях; усиление потенциальной роли человеческого фактора в сбалансированном развитии современных корпораций [3].

Традиционная экономическая наука ориентирована, прежде всего, на изучение равновесных экономических состояний и их развитие во времени. Именно поэтому в центре внимания традиционных экономических теорий были стационарные процессы, изучение которых значительно облегчалось, если приходилось абстрагироваться от эволюционных

изменений, которые происходят в экономике. Эволюция экономики не отвергалась, но изучалась, как правило, в рамках экономической истории, где рассматривались огромные по времени периоды ее развития [1, 5]. Пока эволюционные изменения в экономике были медленными, такой подход был приемлем. Однако, по мере того, как темпы изменений, происходящих в экономике и обществе, ускорялись (часто за счет применения все более новых технологий или за счет участия в активной экономической жизни все большего числа творческих людей), традиционный экономический подход становился все более ограниченным. Быстрые изменения требовали изменения экономической парадигмы, приводили к росту внимания к нестационарным процессам в экономике.

Классическая экономическая теория в своих постулатах отталкивается от конкуренции как главной движущей силы развития. Экономика знаний в качестве главного фактора экономического развития определяет человека, интеллектуальный фактор, человеческий капитал и креативный потенциал. В свою очередь, человеческий потенциал определяется уровнем знаний, навыков, компетенций и, самое главное, умением людей когерентно взаимодействовать в процессах производства и реализации общественного продукта, то есть способностью осуществлять синергетические эффекты в общественном развитии.

В синергии взаимодействия научного, инновационно-технологического, человеческо-

го, инвестиционного и предпринимательского потенциалов большинство современных исследователей видит альтернативу конкуренции как главной движущей силы экономического развития. Кроме того, синергетическое действие движущих сил экономического развития на глобальном уровне даже в краткосрочной перспективе непредсказуема, а на национальном уровне плохо предсказуема в среднесрочной и не прогнозируется в долгосрочной перспективе. Неопределенность в экономическом развитии увеличивает социально-экономические риски при принятии и реализации государственных и региональных программ. Линейность мышления продемонстрировала свою ограниченность, поэтому возникает необходимость применения синергетического подхода, учитывая то, что современная социально-экономическая система является открытой, сложной, нелинейной, динамичной и требует рассмотрения с сине-ргетических позиций. Доказано, что применение предложенного методологического подхода делает возможным выявление периодов чередования зон виртуальных бифуркаций (разветвления возможных траекторий развития) и устойчивости (траектория одной из возможных моделей развития), особенностей, обусловливающих неравномерность и вариативность развития некоторых кластеров человеческого и технологического развития [4].

Бифуркационные изменения обеспечивают переход на новый уровень и выбор пути развития (аттрактора), в результате чего происходит резкое изменение технологической структуры и механизма функционирования экономики. Сами изменения в точке бифуркации происходят достаточно быстро, но подготавливаются в ходе адаптационного этапа многочисленными социально-экономическими флуктуация-ми, обеспечивающими прыжок. Флуктуации, которые сегодня, в условиях неустойчивого макроэкономического равновесия, можно разделить на внешние и внутренние, играют роль движущих сил технологического развития, поэтому их исследование необходимо для изучения развития экономики региона. Применение междисциплинарного подхода в процессе исследования общественных преобразований, открытость и нелинейность развития

экономики, необратимость институциональных изменений и макроэкономические процессы, которые характеризуются состоянием нестабильности, отличным от равновесия, обусловливают объективную необходимость применения синергетического подхода к стратегическому государственному управлению.

Синергетические эффекты в сложных социально-экономических системах важно оценивать как результат кооперативного взаимодействия ее составляющих, меняющих качество функционирования системы и траекторию ее развития. Формирование синергетических эффектов в таких системах обеспечивается в результате системного синтеза технических, технологических, организационных, социальных, экономических, экологических факторов с учетом постоянно меняющегося временного и пространственного влияния [5].

Например, экономическое развитие по стратегии технополисов - это результат реализации синергии на региональном и территориальном уровне, как процесса интеграции научного, промышленного, финансового и предпринимательского потенциалов в единую систему с ведущим звеном - наукой, которая в наиболее совершенной форме концентрирует знания. Так, создание системы технополисов в Японии, Китае, Индии, скандинавских странах Европы позволило этим странам получить статус мировых лидеров в конкретных направлениях инновационно-технологических достижений.

Гигантские технополисы в Шанхае и Шэ-ньчжэне способствовали выходу Китая на позиции второй экономической державы мира. Технополис в Бангалоре, где сосредоточено около ста тысяч высококвалифицированных программистов, вывели Индию в число лидеров по созданию современных программных продуктов. Однако генерирования идей и знаний приобретает системный характер только в рамках государственных инновационных систем. Создание Национальной инновационной системы в США рассматривается как более значимое достижение, чем прорыв в космос [6]. Это убедительный пример действия синергии в инновационном развитии.

Совокупность накопленных в нашем регионе финансовых, экономических, инфра-

структурных, технологических, экологических, социальных и управленческих заделов выдвинула перед экономической наукой необходимость поиска стратегии управления социально-экономическим развитием региона, которая бы давала возможность активно направлять собственное движение с минимальными потерями. Одним из стратегических направлений является модернизация социально-экономической системы на основе использования новых технологий и инноваций во всех сферах человеческой деятельности, синхронизация развития природы, экономики и человека.

Определяющим звеном в системе государственного управления региональной экономикой следует определить сбалансирование человеческого и технологического развития, что позволит скорректировать целевые приоритеты реструктуризации экономики на основе инновационных изменений, определиться с макроэкономическими последствиями мультипликативного синергетического эффекта синхронизации их взаимодействия. В качестве главной стратегической задачи для реализации национальной экономической политики предложено формирование системы механизмов взаимодействия технологического развития и социальной политики на базе создания современного сбалансированного экономического комплекса с мощным корпоративно-кооперационным каркасом, который будет обеспечивать плотную кооперацию региональных субъектов хозяйствования и выгодно интегрироваться в экономику страны.

Новая концепция должна базироваться не только на руководстве и управлении, но и на организации. В комплексе инструментов и механизмов формирования и реализации концепции инновационно-технологического развития особое место следует отвести форсайт-методологии как основе согласования приоритетов инновационно-технологического развития в рамках конструктивного диалога государства и общества, привлечения широких бизнес-кругов в их реализацию, формирование постоянно действующих «площадок» взаимодействия науки, производства, образования и бизнеса.

Нелинейный характер поведения экономи-

ки возникает все более очевидным фактом. Возникает необходимость в разработке новых приемов государственного управления, основанных на традиционных программах целевого направления, и внедряться на основе учета синергетической парадигмы развития.

Стратегия сбалансирования человеческого и технологического развития должна базироваться на переходе от балансирования между альтернативными целями социального обеспечения и экономического роста - к интеграции повышения благосостояния каждого гражданина со становлением конкурентоспособной национальной экономики. Главными стратегическими целями должны стать: обеспечение опережающего развития человеческого капитала, как основного конкурентного фактора в современной экономике, наиболее полное развитие и использование национального интеллектуального и предпринимательского потенциала; распространение социального эффекта от экономического роста в виде повышения уровня реальных доходов и покупательной способности населения региона, усиления социальной защиты, улучшения условий жизни.

Целенаправленное действие предложенных механизмов способно обеспечить сбалансированное развитие человека и технологий, достичь социально-экономической цели развития. Синергетический подход в методологии управления экономическим развитием относится к инновационным технологиям. Он приводит концепцию упреждающего развития системы, а не управление по отклонениям или по текущим целям.

Синергетические инновации в управлении

- это эффективные модели описания и прогнозирования развития систем, основанные на концептуальных положениях теории катастроф, бифуркаций, экономической кинетики,

- того, что в своей основе имеет нелинейное, неуравновешенное и необратимое развитие. Синергетический подход в методологии государственного управления предоставляет шанс по-новому трактовать такие категории, как «кризис», «неопределенность», «пространство», «время», «порядок», «хаос», «параметр порядка», «прогнозирование», «риски», «необратимость», «нелинейная динамика»,

«сложность» и т.д. А синергетика как наука позволяет обратить внимание на подобные явления, которые входят в нашу жизнь, в научный оборот, в понятийный аппарат и учесть при разработке механизмов, методов и инструментов управления.

Эффективность государственного регулирования и стратегического управления будут недоступны при отсутствии обоснованного

ценностного выбора, четкого определения цели, перспективного видения путей и действенных механизмов достижения поставленных задач. Без соответствующей стратегиза-ции экономика региона будет находиться в дрейфующем малоуправляемом состоянии, в перманентной зависимости от изменчивости внешних факторов и внешних геополитических интересов.

библиографический список

1. Малый И.И. Развитие экономики и государства от политической экономии к науке управле-

ния // Экономическая теория. 2001. № 4. С. 7-14.

2. Всемирный доклад ЮНЕСКО 2005 года. К обществам знания / Пер. с англ. Париж: Изда-

тельство ЮНЕСКО, 2005. 235 с.

3. Хариш Н.П., Чебоксаров А.Б. Требования к труженику информационной цивилизации //

Матер. IV научно-методич. симпозиума «Актуальные проблемы информатизации математических и естественных наук». Ч. XIII. Пятигорск: ПГЛУ, 2015. С. 81-85.

4. Занг В.Б. Синергетическая экономика. Время и перемены в нелинейной экономической тео-

рии. М.: Мир, 1999. 335 с.

5. Равинский Р.В. Синергетика и процессы развития сложных систем // Вопросы философии.

2006. № 2. С. 162-169.

6. Freeman С. The National System of Innovation in historical perspective // Cambridge Journal of

Economics. 2003. vol. 19. N. I. рр. 5-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.